актеры фильма заклятие долины змей
Заклятие долины змей
Владимир Валуцкий
Марек Пестрак
Войцех Нижиньский
Кшиштоф Кольбергер
Роман Вильхельми
Ева Салацкая
Збигнев Лесень
Леон Немчик
Игорь Пшегродзкий
Зигмунд Белявский
Хенрик Биста
Таллинфильм
Творческое объединение «Око»
«Закля́тие доли́ны змей» (польск. Klątwa Doliny Węży ) — фантастический художественный фильм совместного советско-польского производства.
Содержание
Сюжет
В середине 1950-х, когда капитан Бернар Травен (Роман Вильхельми) служил пилотом вертолёта в ходе войны в Индокитае, над джунглями Центрального Вьетнама его вертолёт сбивают. Травен остается в живых, раненый добирается до затерянного буддистского храма, где похищает священную реликвию — голову змеи, усеянную драгоценными камнями. Реликвия содержит в себе древний манускрипт с таинственными письменами. К моменту основных событий фильма Травен живет в Париже, собирает древние произведения искусств и считается знаменитым антикваром.
В Лаосе к партнёрам присоединяется вездесущая Кристин и местный проводник. По пути к храму профессор встречает своего давнего приятеля — советского учёного Бутурлина (Сергей Десницкий). Бутурлин приглашает компаньонов к себе в лагерь. Ночью приключения со змеями продолжаются. На следующий день путешественники добираются до храма. Настоятель храма в обмен на манускрипт выделяет компаньонам монаха в качестве проводника в Долину Тысячи Змей.
Тем временем Тарнас просыпается у себя в квартире и с трудом припоминает, что происходило. На его руках множество следов от уколов. Над ним склоняется лицо Кристин, которая говорит, что её зовут Ивонн и с жаром убеждает Тарнаса, что всё произошедшее было сном. Она покидает его и садится в машину, в которой находятся люди из организации Бричера. Кристин говорит им, что Тарнас ничего не помнит, на что один из них с неудовольствием отмечает: «Ничего не помнят только мёртвые, а он жив — благодаря тебе». Тарнас смотрит на машину из окна. Чуть позже он, выйдя на улицу, встречает на улице кришнаитов и, заявляя, что больше не желает иметь дела с Азией, убегает прочь.
«Заклятие долины змей»: как снимали советский «ужастик»
В СССР фильм посмотрели 32 миллиона зрителей. В картине было всё: загадочный манускрипт, притягивавший ползучих гадов; инопланетяне; буддистские монахи; спецслужбы и даже «клубничка» с симпатичной французской журналисткой, принимающей душ.
Фильм появился в конце 1980-х и стал, увы, одним из последних аккордов советско-польской дружбы. Кинематографисты двух братских (на тот момент) стран объединились, чтобы сделать забористое коммерческое кино — приключенческую ленту с элементами «ужастика» и фантастики.
Одновременно с французом-ветераном в джунгли выдвигаются и конкуренты кладоискателя: симпатичная барышня-журналистка, пронюхавшая про манускрипт, а также представители некоей спецслужбы.
Главные роли в фильме сыграли польские актёры. От СССР к работе над картиной подключились представители «Таллинфильма», а дрессированных змей привезли из Ашхабада.
За основу сюжета была выбрана повесть поляка Веслава Гурницкого (работавшего под псевдонимом Роберт Стрэтон) «Хобби доктора Травена». Автор хорошо знал специфику Индокитая, где в молодые годы работал военным переводчиком. В 1980-е Веслав был одним из главных пропагандистов действовавшей власти Польши и соратником тогдашнего главы страны Войцеха Ярузельского. Кстати, именно Веслав Гурницкий составил текст речи Ярузельского, объявлявшего о введении в стране военного положения.
Режиссёром фильма стал также не менее известный в Польше деятель культуры — Марек Пестрак, ранее создавший другой успешный в советском прокате фильм «Дознание пилота Пиркса». Кстати, в «Заклятии» Пестрака тоже можно было увидеть, он появился в небольшом эпизоде.
Исполнителем главной роли, бывшего военного француза, стал ещё один видный поляк — Роман Вильгельми. Советский зритель ещё помнил его по многосерийной картине «Четыре танкиста и собака», где артист появлялся в образе первого командира танка «Рыжий». Кстати, в фильме «Заклятие долины змей» персонаж Романа говорил голосом Сергея Шакурова.
Главную женскую роль — французскую журналистку, похожую на певицу Милен Фармер, сыграла польская актриса Ева Салацкая. Для неё это была вторая и, увы, последняя кинороль. В 49 лет актриса ушла из жизни после укуса осы, вызвавшего анафилактический шок.
Из российских актёров в фильме появился актёр Сергей Десницкий. Ему достался образ работающего в Лаосе советского учёного.
Создатели попытались быть максимально точными в деталях. Так, главный герой во время военных эпизодов кружит над лесами за штурвалом настоящего американского военного вертолёта UH-1.
Лаос снимали во Вьетнаме. Кроме того, кинематографисты работали в Париже и Киеве (там создавали сцены в аэропорту).
Одной из важных составляющих фильма стали спецэффекты: превращение главного героя в инопланетянина, а также древние статуи, стреляющие из глаз лазерами.
Увы, из-за ограниченного бюджета многие задумки режиссёра осуществить не удалось. Например, денег не хватило на летающего дракона.
Отдельная тема — музыка Свена Грюнберга, эстонского композитора со шведскими корнями. Она хорошо вписалась в фильм, ведь именно в 1980-е мастер приблизился в своём творчестве к космическому звучанию с элементами фолка.
Сегодня фильм воспринимается ностальгически. Спецэффекты кажутся забавными, а сюжетные ходы — примитивными и стереотипными. Хотя наши зрители до сих помнят, как после просмотра фильма было страшно ночью идти в туалет. Ведь в каждом углу мерещились змеи, готовые атаковать здесь и сейчас.
«Заклятие долины змей»: как снимали советский «ужастик»
В СССР фильм посмотрели 32 миллиона зрителей. В картине было всё: загадочный манускрипт, притягивавший ползучих гадов; инопланетяне; буддистские монахи; спецслужбы и даже «клубничка» с симпатичной французской журналисткой, принимающей душ.
Фильм появился в конце 1980-х и стал, увы, одним из последних аккордов советско-польской дружбы. Кинематографисты двух братских (на тот момент) стран объединились, чтобы сделать забористое коммерческое кино — приключенческую ленту с элементами «ужастика» и фантастики.
Одновременно с французом-ветераном в джунгли выдвигаются и конкуренты кладоискателя: симпатичная барышня-журналистка, пронюхавшая про манускрипт, а также представители некоей спецслужбы.
Главные роли в фильме сыграли польские актёры. От СССР к работе над картиной подключились представители «Таллинфильма», а дрессированных змей привезли из Ашхабада.
За основу сюжета была выбрана повесть поляка Веслава Гурницкого (работавшего под псевдонимом Роберт Стрэтон) «Хобби доктора Травена». Автор хорошо знал специфику Индокитая, где в молодые годы работал военным переводчиком. В 1980-е Веслав был одним из главных пропагандистов действовавшей власти Польши и соратником тогдашнего главы страны Войцеха Ярузельского. Кстати, именно Веслав Гурницкий составил текст речи Ярузельского, объявлявшего о введении в стране военного положения.
Режиссёром фильма стал также не менее известный в Польше деятель культуры — Марек Пестрак, ранее создавший другой успешный в советском прокате фильм «Дознание пилота Пиркса». Кстати, в «Заклятии» Пестрака тоже можно было увидеть, он появился в небольшом эпизоде.
Исполнителем главной роли, бывшего военного француза, стал ещё один видный поляк — Роман Вильгельми. Советский зритель ещё помнил его по многосерийной картине «Четыре танкиста и собака», где артист появлялся в образе первого командира танка «Рыжий». Кстати, в фильме «Заклятие долины змей» персонаж Романа говорил голосом Сергея Шакурова.
Главную женскую роль — французскую журналистку, похожую на певицу Милен Фармер, сыграла польская актриса Ева Салацкая. Для неё это была вторая и, увы, последняя кинороль. В 49 лет актриса ушла из жизни после укуса осы, вызвавшего анафилактический шок.
Из российских актёров в фильме появился актёр Сергей Десницкий. Ему достался образ работающего в Лаосе советского учёного.
Создатели попытались быть максимально точными в деталях. Так, главный герой во время военных эпизодов кружит над лесами за штурвалом настоящего американского военного вертолёта UH-1.
Лаос снимали во Вьетнаме. Кроме того, кинематографисты работали в Париже и Киеве (там создавали сцены в аэропорту).
Одной из важных составляющих фильма стали спецэффекты: превращение главного героя в инопланетянина, а также древние статуи, стреляющие из глаз лазерами.
Увы, из-за ограниченного бюджета многие задумки режиссёра осуществить не удалось. Например, денег не хватило на летающего дракона.
Отдельная тема — музыка Свена Грюнберга, эстонского композитора со шведскими корнями. Она хорошо вписалась в фильм, ведь именно в 1980-е мастер приблизился в своём творчестве к космическому звучанию с элементами фолка.
Сегодня фильм воспринимается ностальгически. Спецэффекты кажутся забавными, а сюжетные ходы — примитивными и стереотипными. Хотя наши зрители до сих помнят, как после просмотра фильма было страшно ночью идти в туалет. Ведь в каждом углу мерещились змеи, готовые атаковать здесь и сейчас.
Заклятие долины змей (1987)
Заклятие долины змей
Klatwa doliny wezy
Проходит время, и Травен с польским ученым отправляются в экспедицию в Долину, не подозревая, что тайна манускрипта известна не только им…
Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Заклятие долины змей», 1987
Отзывы критиков о фильме «Заклятие долины змей», 1987
Бред, но весело
Фильм совместного производства СССР-Польша. Братья-поляки, видать, нехорошо влияли на отечественных кинематографистов, так как такого тяжёлого кинотрэшака наша Родина не знала ни до, ни после Беловежских соглашений.
Американского пилота Джона Хоумворлда сбивают над Лаосом исламские фундаменталисты; блуждая по джунглям, он находит буддийский монастырь, откуда смело крадёт секретные карты пришельцев.
Спустя много лет, выйдя на пенсию, Джон решает использовать их для поиска инопланетных технологических девайсов и летит обратно в Лаос. Ему помогают польский профессор археологии Мариуш Пропстецкий и дерзкая журналистка газеты «Франсуа» (я не знаю, есть ли на самом деле газета с таким придурочным названием; надеюсь, что нет), похожая на Милен Фармер.
В Лаосе тройку смельчаков ожидают в плохом смысле умопомрачительные приключения, в частности, они встречаются с восемнадцатиметровым фаллическим Червяком, охраняющим сокровища и движимом находящимися внутри него польскими чернорабочими, а также вступают в бой с чудовищной каменной статуей с предустановленными гиперболоидами инженера Гарина в зенках.
Нельзя также не отметить, что задействованный в финале фильма злой инопланетянин удивительно похож на Тараса Бульбу; видимо, так проявляется генетический страх ляхов перед яростным украинским рубакой.
Советско-польская «киноготика»
Фильм вышел очень атмосферным. Да, позднее, уже находясь в прокате, фильм демонстрировался на детских утренниках. Но это было потом, когда советские дети уже повзрослели: насмотрелись американских зомби, обпились колой и объелись бубльгумами. Их уже трудно было напугать извивающимися змеями и желеобразными монстрами. Между тем фильм лично для меня остается весьма атмосферным, логичным, остросюжетным. Без всяких немыслимых пируэтов, без выстрелов и погонь. Чего только стоит душераздирающая, апокалиптическая музыка Свена Грюнберга! А долина змей передана настолько натуралистично, что до сих пор, пересматривая картину в который раз, погружаешься в ту отчаянную атмосферу безнадёги и безвыходности…
Конечно, людям, выросшим на аватарах, этот фильм покажется очень наивным. Просто такой продуктивной атмосферы, которая была создана в фильме «Заклятие долины змей», им не понять.
Один из лучших советских ужастиков
«Заклятие долины змей» стало последним фильмом, после которого я перестал бояться ужастиков. Правда перед этим позорно убежав из кинотеатра (при превращении Бричера в пластилинового монстра).
После «Заклятия» я даже стал ностальгировать по тому ощущению страха, которое возникло во время просмотра в школьные годы. Это чувство не смог воспроизвести НИ ОДИН ужастик за последующие 30 лет.
Нынешнее поколение уже не поймет той атмосферы, которая царила в то время. Для полноты ощущений этот фильм нужно смотреть в конце восьмидесятых. Это сейчас конечно все выглядит как дешевая мультипликация, а в то время большее внимание уделялось сюжету, а не спецэффектам.
Конечно, видна аналогия с Индианой Джонсом, новшеством выглядит только инопланетная составляющая, что лишь добавляет оригинальности и загадочности картине.
Википедия сообщает, что в 2002 году фильм вошёл в список десяти худших польских кинокартин. Уверен, что лишь только негативное отношение наших братьев-поляков к СССР перевесило реальную оценку этого, не побоюсь этого названия, шедевра советско-польского творчества
P.S. Совсем забыл, без саундтрека Свена Грюнберга эффект от просмотра был бы совсем иным
«Заклятие…» фильм
Пару слов в защиту. Википедия отмечает — «В 2002 году фильм вошёл в список десяти худших польских кинокартин.» — как судили, не понятно.
Надо сказать, что сюжет довольно интересный. Джунгли, пришельцы. В фильмах того времени обычно говорили «потустороннее», «пришельцы», но сам объект не показывали. Здесь же все есть. Фильм такой, что хочется пересматривать (смотрел наверное раз 15). Может быть это не понять современному зрителю, воспитанному на комп. спецэффектах. На мой взгляд, можно было бы вообще убрать все спецэффекты и картина не потеряла бы в зрелищности.
В давние времена были компьютерные игры, в которых играть надо было вводя тексты. Например, игроку сообщается «можно иди направо, и налево». Вводим «направо». Игра сообщает «вы стоите перед воротами замка». Сегодня найдется не так много людей, которые фанатеют от таких игр, нельзя же сказать, что класс таких игр ужасен. Он основан на воображении. В «Заклятии…» ты полностью попадаешь в мир приключений и детали вроде высококлассных спецэффектов уже не так важны. В Интернете пытаются очень отдаленно сравнить фильм с «Через тернии к звездам», который как-будто лучше. Да, «Тернии..» увлекательная фантастика, но часто пересматривать что-то не хочется. Впрочем, я другой тип зрителя и мне Марек Пестрак угодил. Спасибо ему, что подарил поклонникам такой фильм!
Ай лав Индокитай!
И в эпоху интернета оттуда веет тайнами, что уж говорить о Веке Двадцатом? Солёный зной джунглей, таинственные храмы, облаченные в солнечные наряды монахи. Они умеют хранить тайны. Пронзая непрошеного чужака недобрым взглядом, они готовы поведать о неотвратимости кары. Это будет весело. Это кхуман…
Фильм яркий и нетипичный для кинофантастики из Восточной Блока. Не прорыв в области визуальных технологий того времени, ибо в вышедшей ранее ленте «Через тернии к звездам» создателям удалось заметно больше. Но польско-советская картина захватывает внимание сразу, и держит в напряжении до последних кадров. Завязывается история как детектив, и раскручивается до остросюжетного фантастического триллера со змеями, скелетами и древними инопланетными артефактами. Под стать происходящему на экране и саундтрек — талантливая инструментальная музыка, созданная на современном для того времени музыкальном оборудовании.
Заслуживает трепетное внимание авторов к реквизиту. Бернар Травен в начале фильма находится за штурвалом вертолёта UH-1. Этот американский вертолёт был основной вьючной лошадью звёздно-полосатых войск во Вьетнаме. Можно только догадываться, чего стоило съёмочной группе из соцстран снять сцены с настоящим американским вертолётом. Теперь же, и все об этом знают, киношникам доступны любые средства. Но, ляпы случаются по прежнему. В последней части «Индианы Джонса», роли половины советских автомобилей и броневиков сыграли американские машины. Понятно, что фильм игровой, да и подлог заметила лишь малая доля зрителей, но… Это «Голливуд» топ-уровня, и тут фальшивки недопустимы.
«Заклятие» можно было бы переснять современными камерами и смонтировать на современных компьютерах. Тогда получился бы интересный и конкурентоспособный продукт, ничем не уступающий лучшим игровым фильмам в новейшей истории.
Польско-советский пук Индиане Джонсу
1954 год, Индокитай. Молодой французский наемник Травен был сбит на вертолете местными коммунистами. Спасаясь от желтолицых, Травен врывается в монастырь, похищает на бегу какую-то там важную вазу-реликвию и вместе с ней убегает прочь. Прошло тридцать лет, Травен остепенился и осел в Париже, куда как раз приезжает молодой (как для профессора) очкарик Тарнас, специализирующийся на дальневосточных манускриптах. В общем, мужики нашли друг друга и после недолгого шатания по Парижу, в котором странным образом стали ползать ядовитые змеи, направились прямиком в Индокитай разгадывать тайну этой самой вазы. Вместе с двумя «Т» в Индокитай увязалась парижская журналистка Кристин. В Юго-Восточной Азии троицу ожидают джунгли, пещеры, монастыри, предательства, обязательно змеи и русский любитель шахмат на зеленом уазике.
Польско-советский ответ «Индиане Джонс» мягко говоря, не удался. А прямо сказать, так фильм и вовсе форменное позорище, и это при том, что творение Пестрака только в Союзе посмотрело 32 миллиона зрителей! Я понимаю, что народ в 87-ом смотрел то, что показывали, особо не воротя рылом, но если бы это был монгольский фильм или лаосский, еще ладно. А так, в том же СССР снимали весьма и весьма приличные фильмы, в том числе и приключенческие, в том числе и с элементом хоррора (хотя о «Заклятии змей» как о фильме-хорроре говорить вообще не приходится, здесь есть чуть фантастики, и одно большое и очень глупое приключение). Я сразу выношу за скобки перипетии сюжета и спецэффекты (особенно второе), черт с ними, как умели, так и снимали. Но совершенно невнятную игру актеров, которые с серьезными выражениями лиц пытаются изобразить из себя серьезных же людей, а выглядят при этом полными идиотами, никуда не денешь. А общая наивность и безвкусица зашкаливает даже для периода соцреализма. При этом четко видно, что пан-режиссер Пестрак сам же стесняется своего времени, пытаясь постоянно изображать то, чего нет на самом деле (в первую очередь речь идет о свободном обществе, куда так хотела попасть Польша, да и Эстония — «Таллинфильм» непосредственно приложил руку к производству картины). В результате получился фильм, который даже близко не отображает ту эпоху (не было ни такого Парижа, ни таких поляков, ни даже такого русского в исполнении неудавшегося актера Сергея Десницкого). Одна претенциозная фальшь.
Глупо, тускло, наивно. Даже легкая оголенка (ну, очень легкая) Эвы Салацкой принимающей душ не меняет удручающего впечатления.
Загадки, манускрипты, змеи, инопланетяне…
Помню, как этот фильм вышел в прокат в конце 80-ых, помню, как на него выстраивались очереди в кинотеатрах, помню даже смешные по нынешним временам цены на билеты в 50, 75 копеек и считавшийся уже дорогим в 1 рубль. Да было….
Сам по себе фильм непритязателен, но притягивал зрителя эффектом новизны, таких картин в то время было немного. К тому же именно тогда начинали активно интересоваться загадками НЛО, полтергейстом и прочими научными ребусами, так что картина пришлась как раз ко времени.
Спецэффекты в «Заклятии Долины змей» по нынешним временам, конечно, можно назвать уже примитивными, но на то время они были вполне терпимыми, тем более на голливудские тогда мы еще не успели насмотреться. Единственный крупный прокол, на мой взгляд, — «новое сверло» в сверхсекретной лаборатории. Это блеск! У нас такие во всех школьных кабинетах по труду тогда стояли!. Могли бы уж что-нибудь пооригинальнее придумать, а то уж совсем западную науку опустили «ниже плинтуса»…
Актерская игра особой шедевральностью не отличается, но, тем не менее, исполняющих главные роли Кшиштофа Кольбергера (Тарнас), Роман Вильгельми (Травэн) и Евы Салацкой (Кристина) хочется отметить.
Впечатляет и работа и с натуральными живыми змеями — вот все безупречно, на высоком уровне, хотя актерам вряд ли бы ло очень приятно.
Подытоживая, хочется сказать, что режиссер Марек Пестрак снял весьма неплохое в своем жанре кино, которое иногда хочется даже пересматривать.
«Запад» на Востоке
Фильм действительно рождает ностальгические нотки. Ведь русские артисты все-таки не могли полностью показать нам «ту сторону». А вот поляки могли! Ведь многих поляков еще через довоенную эмиграцию связывают нити с Францией.
Вот вам и кафе, и парижская суета, и особая атмосфера.
Причем Пестрак явно заимствует с Запада и ходы Спилберга, но ставит не мистику, а научную фантастику. А так как денег мало, то она неожиданно оказывается очень близка к реальности из-за отсутствия навороченных эффектов и присутствия игры актеров.
Актеры играют вещь немудреную, но поляки всегда отличались качественной игрой. Ведь те же актеры играли и в комедиях, и в драмах, и в детективах. То бишь имели большую актерскую практику. Плюс к ним присоединились НАСТОЯЩИЕ змеи под руководством наших специалистов. Это факт реальный, змеи не спецэффект, они из Ашхабада.
Автор позволил себе иронично показать лаосскую (в исполнении Вьетнама) администрацию и явно показное радушие гостиницы «Меконг» к иностранцам.
А встреча с русскими у сломанного (бывало!) газика, когда братские шахматные души в секунду находят общий язык! Я сам играл с Лондоном и Германией. Забросил, но тут напомнило. Ну да — так и могло быть.
Фильм, конечно, устарел нынче. Но не устарела его тема, а всякие мелочи по-прежнему греют душу.
Я даже не пожалею восьмерки. За наивность, но истинное старание!
И вот вышел «наш ответ Голливуду», как сказали бы современные пиарщики. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что «наш» — это польско-эстонский, ну да какое это имело значение. Приключенческий коктейль, в который намешали затерянные монастыри, древние манускрипты, таинственные организации, змей и инопланетян, приправили смехотворными (по сегодняшним меркам) спецэффектами вроде деревянной змеи и лазеров из глаз статуй, ни в чем не уступал Реаниматорам, зловещим мертвецам и прочим хитам видеосалонов.
Сейчас этот фильм вызывает лишь снисходитетельную улыбку, но хоть на короткое время возвращает в детство, а это всегда приятно.
Фантастика Заклятие долины змей появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Марек Пестрак. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Леон Немчик, Кшиштоф Кольбергер, Сергей Десницкий, Хенрик Биста, Роман Вильгельми, Микк Микивер, Ева Салацка, Збигнев Лесень, Игор Пшегродский, Зигмунт Белявский, Тыну Саар, Маргус Туулинг.
Производство стран Польша и СССР. Заклятие долины змей — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Заклятье долины Змей (фильм)
Заклятье долины Змей (фильм)
Заклятие долины Змей | |
Klatwa doliny wezy | |
Жанр | |
---|---|
Заклятие долины Змей — художественный фильм.
Содержание
Сюжет
30 лет назад, когда Бернар Травен (Роман Вильгельми) служил пилотом вертолета в Индокитае, над юго-восточными джунглями Лаоса его сбивают. Майор Травен остается в живых, раненый добирается до какого-то затерянного буддистского храма, в котором забрал его священную реликвию — голову змеи, усеянную драгоценными камнями, в середине которой находился древний манускрипт с таинственными письменами. Ныне он живет в Париже, собирает древние произведения искусств, и считается знаменитым антикваром.
В Лаосе к ним присоединяется также друг профессора Тарнаса, советский ученый Бутурлин (Сергей Десницкий), а лаосский монах в обмен на манускрипт, показывает им дорогу в Долину Тысячи Змей и дает им проводника.