актеры фильма земля санникова 1973 года
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма-сказки Александра Роу кадр!
Актёрские байки: Евгений Евстигнеев
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?
Журнал
8 интересных фактов о фильме «Земля Санникова»
Земля Санникова — мифический теплый остров в Ледовитом океане, об обнаружении которого ещё в 1810 году писал купец и исследователь Яков Санников. Позже на поиски острова отправлялись исследователь Эдуард Толль и Фритьоф Нансен, но никаких следов загадочной земли обнаружено не было. Поисками заинтересовался геолог и географ Владимир Обручев — по его просьбе таинственный остров пытались обнаружить ледокол «Садко» и арктическая авиация, но после очередной неудачи было решено, что острова не существует. Владимир Обручев написал научно-фантастический роман «Земля Санникова», в котором экспедиция всё-таки нашла теплый обитаемый остров посреди арктических льдов…
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Роман прочитал начинающий режиссёр Леонид Попов и загорелся идеей снять фильм по его мотивам. На киностудии «Мосфильм» тоже об этом думали, поэтому режиссёра приняли с радостью. Вторым режиссёром назначили дебютанта Альберта Мкртчяна. Они взяли сценарий, который уже давно лежал на студии, и отнесли его Марку Захарову с просьбой переписать историю. Режиссёры не хотели браться за описанных мамонтов, единорогов и прочих невиданных зверей — создавать их было трудно и дорого… Захаров роман не читал, но выслушал режиссёров и создал новый сюжет. От первоисточника осталась только главная идея — поиски легендарной Земли Санникова, а научно-фантастический роман превратился в приключенческий фильм.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Марк Захаров активно принимал участие в съёмочном процессе. Он настаивал, чтобы главные роли сыграли Армен Джигарханян, Евгений Леонов, Игорь Ледогоров и Владимир Высоцкий, но интерес к фильму проявил только Высоцкий, которого утвердили на роль Крестовского. Главная роль предлагалась Муслиму Магомаеву, но певец воспринял предложение как желание использовать его популярность и отказался. В результате на роль Ильина был утверждён Владислав Дворжецкий. В актёрский состав так же вошли Георгий Вицин, Сергей Шакуров и Николай Гриценко…
В крошечном эпизоде в массовке снялся студент Борис Грызлов — будущий видный политик, министр внутренних дел и председатель Госдумы. Он сыграл одного из посетителей кафе, где встречались главные герои.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Когда список актёров передали руководству «Мосфильма» — начались проблемы. Директор киностудии сказал, что ни Высоцкого, ни его песен в фильме быть не должно! Высоцкого заменили Олегом Далем, который сниматься у малоизвестных режиссёров не хотел, но на съёмки всё-таки поехал…
Работать с Далем было тяжело — он сильно пил и часто скандалил на съёмочной площадке. Однажды он назвал режиссёров дилетантами, которые не умеют снимать кино, и его активно поддержали Сергей Шакуров и Владислав Дворжецкий. Среди актёров произошёл раскол, и часть просто отказалась выходить на съёмочную площадку. Скандал дошёл до того, что актёры дали на «Мосфильм» телеграмму с требованием заменить режиссёров.
Актёрский состав вызвали в Москву и сообщили, что режиссёров менять не будут, но обещают с ними поговорить. Дворжецкий, Даль и Вицин пошли на компромисс, а Шакуров счёл их предателями и написал заявление об отстранении от съёмок. Его заменили на Юрия Назарова, но уже отснятые кадры менять не стали и в некоторых сценах у беглого каторжанина Губина лицо Сергея Шакурова… Взаимопонимания на съёмочной площадке больше не стало, но все старались сдерживать эмоции и все вопросы решать через «Мосфильм». Роль Олега Даля режиссёры значительно сократили, чтобы поменьше встречаться с ним на площадке.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
На роль онкилонов пригласили профессиональных танцоров из национальных танцевальных коллективов. Режиссёры хотели подчеркнуть колорит необычного племени неславянской внешностью, а усилили эффект темной кожей и светлыми париками. В роли шамана снялся знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, который и ставил «онкилонам» всю хореографию. Ему очень нравился образ и он любил в костюме шамана прогуляться по магазинам и посидеть в кафе, вызывая ажиотаж у прохожих.
Песни для фильма записал Олег Даль, но на сдаче картины директор «Мосфильма» потребовал переозвучить актёра — на запись он пришел в нетрезвом состоянии и в некоторых местах заметно не попадал в такт. Для новой записи пригласили Олега Анофриева, который сказал, что сначала спросит разрешения у Даля. Актёр сказал: «Записывайся!» — и зрители услышали уже голос Анофриева.
Музыку к самой известной песне «Есть только миг…» написал Александр Зацепин, но не специально к фильму, а к оперетте «Золотые ключи» про будни колхоза. Мелодия режиссёрам очень понравилась, а новый текст написал Леонид Дербенёв. После выхода фильма душевная песня вызвала дебаты в прессе — считалось, что она о слабых эгоистичных людях и прививает неправильные представления о жизни.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Землёй Санникова стала Долина Гейзеров на Камчатке — там снимали основные пейзажи таинственного острова. Часть натурных съёмок проходила на Финском заливе, в парке Монрепо и Выборге. Несколько сцен было снято в Крыму, Кабардино-Балкарии и в павильонах «Ленфильма».
За кадром «Земли Санникова»: Почему фильм называли одним из самых скандальных в истории советского кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первым о существовании затерянного в Северном Ледовитом океане острова рассказал в 1810 г. зверопромышленник и полярный путешественник Яков Санников, по имени которого он и был назван. Он говорил, что видел высокие каменные горы, поднимавшиеся над морем. В пользу существования живого оазиса посреди ледяной пустыни свидетельствовали и наблюдения за перелетными птицами, которые улетали в сторону острова. В ходе своей экспедиции Толль тоже увидел горы и землю и записал в своем дневнике: « Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: «Земля Санникова ». Следы этой экспедиции были утеряны, в 1903 г. поисковая экспедиция обнаружила место стоянки Толля и его дневники, но останки участников так и не нашли.
В 1938 г. советские летчики доказали, что этой земли больше не существует. По предположению исследователей, остров был сложен не из скал, а из ископаемого льда, вечной мерзлоты, покрытого слоем грунта. А когда льды растаяли, Земля Санникова исчезла. Тем не менее она стала богатой темой для научной и художественной литературы. В 1926 г. был опубликован научно-фантастический роман В. Обручева, по мотивам которого в 1973 г. и сняли одноименный фильм. Впрочем, с литературным первоисточником он имел мало общего. Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов говорили: « Мы ведь написали совсем другую историю. К сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, – это идея: неизвестная земля, которую надо открыть ».
Съемки фильма с самого начала проходили в очень напряженной обстановке, на площадке постоянно происходили конфликты. Даже определиться с окончательным актерским составом долгое время не удавалось. Режиссеры видели в главных ролях Армена Джигарханяна, Игоря Ледогорова и Евгения Леонова, но все они отказались из-за занятости в театрах и участия в других кинопроектах. На роль Крестовского изначально был приглашен Владимир Высоцкий. Специально для этого фильма он написал 3 песни, которые впоследствии стали легендарными, – «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые».
Перед самым началом съемок режиссеры узнали о том, что руководство «Мосфильма» решило снять с роли Высоцкого. Причин никто не объяснял, но сам он считал, что это произошло из-за того, что накануне его песни прозвучали на «Немецкой волне», что было расценено как враждебная акция. В письме Станиславу Говорухину Высоцкий признавался: « Я не так сожалею об этой картине, хотя и роль интересная, и несколько ночей писал я песни, потому что (опять к тому же) от меня почему-то требуют тексты, а потом, когда я напишу, выясняется, что их не утверждают где-то очень высоко – у министров, в обкомах, в правительстве, и деньги мне не дают, и договора не заключают. Но возвращаясь к началу фразы, нужно просто поломать откуда-то возникшее мнение, что меня нельзя снимать, что я – одиозная личность, что будут бегать смотреть на Высоцкого, а не на фильм, а всем будет плевать на ту высокую нравственную идею фильма, которую обязательно искажу, а то и уничтожу своей неимоверной скандальной популярностью ».
В результате на роль Крестовского утвердили Олега Даля. Но скандалы на этом не закончились. Его партнерами по съемочной площадке стали Сергей Шакуров, Георгий Вицин и Владислав Дворжецкий, которые сразу же вступили в конфронтацию с режиссерами, посчитав их дилетантами и непрофессионалами. Они даже обратились к руководству «Мосфильма» с просьбой заменить режиссеров. Им навстречу не пошли, и если Вицин, Дворжецкий и Даль пошли на попятную, то Шакуров стоял на своем до последнего и отказывался сниматься с этими режиссерами.
В результате Шакурову объявили выговор и сняли с роли. А из-за того, что Даль и Дворжецкий пошли на уступки, актер затаил на них обиду: « Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого… ». В итоге Шакурова заменил Юрий Назаров.
Но даже после этого атмосфера на съемках не улучшилась. Олег Даль часто срывал съемки из-за того, что приходил на площадку пьяным. Режиссер Мкртчян жаловался: « Работать с Далем было трудно: в то время он пил и пил очень много, можно сказать, безбожно… Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать… ». Из-за постоянных конфликтов режиссеры решили переозвучить песни, исполненные Далем. Для этого они пригласили популярного на тот момент певца Олега Анофриева. В итоге «Есть только миг…» стал всенародным шлягером, хотя следует отметить, что и в исполнении Даля песни звучали великолепно.
На «Мосфильме» «Земле Санникова» предрекали провал и присвоили ему 3-ю категорию. А реакция зрителей оказалась прямо противоположной: еще с предварительных показов на киностудию начали поступать восторженные отзывы. В широком прокате фильм посмотрели 41 млн зрителей. Несмотря на все сложности и конфликты, актеры сыграли блестяще, и сегодня в этих ролях невозможно представить кого-то другого. Обреченный на провал проект неожиданно для самих создателей стал шедевром советского кинематографа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Земля Санникова (фильм)
«Земля́ Са́нникова» — советский художественный фильм, снятый в 1972—1973 годах на киностудии «Мосфильм» по мотивам романа Владимира Обручева «Земля Санникова» режиссёрами Альбертом Мкртчяном и Леонидом Поповым. Широкоэкранный, продолжительность — 1 час 29 минут.
Содержание
История создания
Идея снять фильм по роману Владимира Обручева принадлежала руководству «Мосфильма». Сценарий был написан Владиславом Федосеевым. Режиссёров было два, ими были выбраны дебютанты кинорежиссуры Альберт Мкртчян и Леонид Попов. А. Мкртчян решил радикально переработать сценарий и обратился за этим к Марку Захарову, который в то время активно занимался публицистикой, например, именно Захаров написал тексты писем Сухова («Белое солнце пустыни»). Марк Захаров даже не прочёл роман Владимира Обручева, а на замечание Мкртчяна ответил: «Ты мне обрисуй тему и что ты хочешь увидеть». Альберт Мкртчян вспоминал:
Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть.
Первоначально к участию в фильме планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского) и Марину Влади (на роль невесты Ильина). Высоцкий был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Однако, на радио «Немецкая волна» прошла передача с участием записей песен В.Высоцкого. В контексте этой передачи Высоцкий был представлен бунтарём и диссидентом. Дорога к съёмкам в «Земле Санникова» Высоцкому и Влади была закрыта.
В спешном порядке на роль Крестовского был приглашён Олег Даль. Он приехал на съёмки в Зеленогорск в жутком настроении и в «разобранном» состоянии.
На роль одного из героев фильма — Губина (беглого политического каторжанина) был утверждён Сергей Шакуров. Он и стал катализатором разногласий актёрского состава с режиссёрами фильма. Конфликт разгорелся на фоне того, что актёры считали режиссёров дилетантами, не умеющими снимать кино. Сергей Шакуров в открытую шёл на конфликт и в итоге отказался выполнять установки режиссёров. К этому бунту присоединились Владислав Дворжецкий и Олег Даль. Георгий Вицин в этой ситуации выдерживал нейтральную позицию, но всё же, подписал общую с актёрами-бунтовщиками телеграмму, отправленную руководству «Мосфильма»:
Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров
Актёры требовали заменить двух, по их мнению, непрофессионалов на одного нормального режиссёра. Однако руководство «Мосфильма» заняло принципиальную позицию — не менять режиссёров. Переговоры с актерами шли месяц. Переубедить удалось всех, кроме Сергея Шакурова. В итоге он получил выговор и был снят с роли. На его место был приглашён Юрий Назаров, но в некоторых эпизодах фильма можно увидеть лицо Сергея Шакурова, хоть в титрах его фамилии и нет.
Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни — Даля и Дворжецкого…
С воодушевлением отнёсся к сценарию фильма исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий, надеявшийся на то, что она станет одной из лучших в его послужном списке.
В первом варианте песни в исполнении героя Олега Даля — Крестовского исполнил сам актер, но, когда фильм сдавался худсовету «Мосфильма», было принято решение переозвучить эти песни. Для перезаписи пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева. Олег Анофриев перезвонил Олегу Далю и спросил у него разрешения. Даль ответил: «Записывайся».
Сюжет
«Земля Санникова». История о том, как все со всеми переругались, но получился киношедевр
«Земля Санникова» один из лучших советских фильмов, который можно пересматривать сотни раз.
Сняли его начинающие тогда режиссеры Леонид Попов и Альберт Мкртчян, а сценарий будущей картины доводил до ума Марк Захаров. Ничто перед съёмками фильма не предвещало проблем. А они были, да еще и какие!
Уж так сошлись звезды, что наши любимые актеры никак не могли ужиться на съёмочной площадке, конфликтовали они часто и с режиссером. За кадром иногда страсти были просто не шуточные, само начальство » Мосфильма» разбирало эти конфликты.
Начинающие режиссеры, молодые и дерзкие, сразу пригласили сниматься в своем фильме именитых актеров. Сначала роли были распределены так:
Армен Джигарханян — руководитель экспедиции Александр Ильин, Игорь Ледогоров — Губин, Евгений Леонов — Игнатий, Владимир Высоцкий — Крестовский, Марина Влади — невеста Ильина.
Это они так хотели, но вышло иначе. Ледогоров, Леонов и Джигарханян сразу отказались от съемок, просто не захотели сниматься у новичков. Зато Владислав Дворжецкий и Сергей Шакуров согласились на предложенные роли охотно, да и Георгий Вицин не посчитал для себя зазорным сняться в роли Игнатия.
Владимиру Высоцкому предложенная роль офицера — авантюриста Крестовского очень понравилась, он даже быстро написал специально несколько песен к фильму, в том числе и «Кони привередливые».
Фотопробы Владимира Высоцкого
Но эту роль Высоцкий так и не сыграл, помешало радио. Как назло, почти прямо перед съёмками в эфире Западногерманского радио «Немецкая волна» прошла передача, в которой играли песни Высоцкого. Радиоведущие представили Владимира Высоцкого как яркого борца с советским режимом. Был жуткий скандал, все дошло до ЦК партии…
Директору «Мосфильма было дано распоряжение — отстранить Высоцкого от съёмок во всех фильмах. Вместо Владимира Высоцкого эту роль сыграл Олег Даль. Ему не очень понравилось, что он должен играть вместо Высоцкого, но все же согласился.
Уже в самом начале съёмок Олег Даль часто спорил с режиссерами, он считал их не профессионалами, да и другие актеры часто говорили им об этом прямо в лицо. Обстановка была нервная, дисциплины никакой, часто все срывалось, а тут еще Даль к ранним утренним съёмкам не успевал протрезветь, приходилось снимать как есть, бюджет ограничен.
Сильно повздорили и Сергей Шакуров с режиссером Мкртчяном, ругались исключительно по творческому проекту. На стороне Шакурова был и Владислав Дворжецкий…
Актёры Владислав Дворжецкий, Екатерина Самбуева и Георгий Вицин на съёмках фильма „Земля Санникова“ 1973
От все этой каждодневной своры до последнего себя держал только Георгий Вицин, который всегда отличался уживчивым и неконфликтным характером, но и он не сдержался.
Оппозиционные к режиссерам актеры отбили в Москву следующую телеграмму, в которой они намеком просили заменить режиссёров фильма. Текст телеграммы был лаконичен:( одно слово тогда стоило три копейки, поправьте, если не так)
»Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».
Шакурова после этой телеграммы потом вызвали в Москву, просили решить вопрос мирно и дали понять, что нее будут они никаких режиссёров менять. » Езжайте, товарищ Шакуров! И снимайтесь дальше в кино. »
После этого как — то все поутихло. Не стал выступать за обострение конфликта потом и Дворжецкий. Вроде, он стоял в то время на очереди на квартиру, ( кто жил в то время, тот понимает, какая это трагедия, если тебя отодвигают в конец списка.) Был рад хоть временному затишью и миролюбивый Георгий Вицин.
А вот Сергей Шакуров проявил характер. Он поставил ультиматум — или я или режиссёры. Стоял на своем. И руководство «Мосфильма» сняло его с роли Губина. Вместо Шакурова роль Губина досталась Юрию Назарову.
Сергей Шакуров был очень обижен на своих коллег. Считал, что они его предали… После этого он с ними никогда не общался.
Да и Юрий Назаров еле терпел выходки режиссёров. Ему не понравилось, что в жару подростков (сцена с туземцами) снимали по 12 часов, а ведь это еще дети, они в обморок падали…
Он добился, чтобы съёмки были приостановлены, пока не сделают навесы, чтобы подросткам было не так жарко. Такая настойчивость очень не понравилось режиссёру Альберту Мкртчяну и теперь уже он требовал у руководства » Мосфильма», чтобы убрали с роли Назарова.
«На Мосфильме» вся эта чехарда всем уже порядком надоела и в этот раз там встали на защиту актера. Никто Юрия Назарова от роли не отстранил.
Легче всего было Олегу Далю, он выпивал и не нервничал. Трезвым он не конфликтовал никогда…
А под занавес еще новый сюрприз… В фильме песню «Есть только миг..» замечательно спел Олег Даль, но когда уже сдавали фильм, руководство решило, что эту песню должен другой певец или актер. Говорили, что им просто не понравилась запись. Режиссеры попросили спеть песню Валерия Золотухина, он приехал на студию, записал. Им не понравилось. Золотухин обиделся. Тогда попросили исполнить «Есть только миг» Олега Анофриева, он не отказался. Эта песня и стала визитной карточкой фильма.
Вот в каких муках и нервотрёпках рождалось великое кино… Но и это еще не все. Из-за всех этих скандалов «Земле Санникова» присудили третью категорию, а это значит — маленькие гонорары, как актерам, так и режиссерам.
Но что для зрителя все эти категории? Первого октября будет 48 лет со дня его премьеры. Столько лет прошло, а «Земля Санникова» до сих пор смотрится на одном дыхании.