актеры и роли фильма хождение по мукам 1977
История создания фильма «Хождение по мукам» Василия Ордынского. Смотрела и обсуждала вся страна!
Жанр: киноповесть
Многосерийный фильм по роману А.Толстого. История четырех представителей интеллигенции, ввергнутых в водоворот революции и гражданской войны.
Петербург 1914 года, город мрачных рабочих окраин и яркой артистической жизни. Героини фильма — сестры Катя и Даша Булавины. Старшая, Катя, жена либерального адвоката Смоковникова, уже долгое время живет в тоске и отчаянии от пустоты собственной жизни. От мыслей самоубийства ее спасает офицер русской армии Вадим Рощин. Даша посещает кружок поэтов — футуристов, затем уезжает в Самару и на пароходе встречает своего давнего петербургского знакомого Ивана Телегина.
Наступает восемнадцатый год. Катя и Рощин едут на юг, в Ростов. Здесь Рощин встречает старого знакомого, корниловского офицера. Горячие споры о судьбах русского народа приводят к разрыву отношений между Катей и Рощиным. Даша и Телегин тоже расстаются, и Иван записывается в Красную Армию.
При обороне Царицына Иван Телегин получит ранение, его направят в госпиталь, где он встретит Дашу. Рощин дезертирует с фронта и направляется на поиски Кати. После долгих и мучительных скитаний все четверо встретятся в Москве.
Голод, война, хаос, разруха. Россия накануне революции.
В 1977 году — экранизация 2 и 3 частей одноименной трилогии А.Толстого:
5 серия «Разлом», 6 серия «Телегин», 7 серия «Катя»,
8 серия «Даша», 9 серия «Рощин», 10 серия «Полночь», 11 серия «Ожидание», 12 серия «Зарево», 13 серия «Хмурое утро».
В фильме снимались: Юрий Соломин, Ирина Алфёрова, Светлана Пенкина, Михаил Ножкин, Вячеслав Езепов, Михаил Козаков, Анатолий Кацинский, Александр Пашутин, Инна Гулая, Валерий Погорельцев, Лаймонас Норейка, Владимир Комратов, Георгий Бурков, Александр Лазарев, Сергей Никоненко, Вера Комисарова, Николай Ерёменко (мл.), Роман Хомятов, Петр Любешкин, Лев Дуров, Анатолий Борисов, Юрий Каюров, Николай Афанасьев, Владимир Гостюхин, Андрей Юренев, Татьяна Распутина, Евгений Казаков, Валерий Зотов, Александр Павлов, Александр Чернов, Михаил Голубович, Николай Засухин, Виталий Безруков, Юрий Николаев, Светлана Тормахова, Семён Морозов, Александр Савостьянов, Лидия Федосеева-Шукшина, Алексей Крыченков, Евгений Быкадоров, Вернер Титце, Георгий Светлани, Ролан Быков, Георгий Шахет, Сергей Яковлев, Алла Богина, Владимир Акимов, Юрий Горобец, Георгий Соколов, Александр Филиппенко, Эммануил Левин, Евгений Лазарев, Валерий Еремичев, Валентин Перкин, Константин Григорьев, Владимир Богин, Анна Каменкова, Виктор Волков, Николай Пеньков, Зиновий Гердт, Готлиб Ронинсон, Любовь Чиркова-Черняева, Николай Сморчков, Пётр Тимофеев, Михаил Владимиров
Режиссер: Василий Ордынский
Сценаристы: Василий Ордынский, Олег Стукалов-Погодин
Оператор: Николай Васильков
Композитор: Юрий Буцко
Художники: Юрий Кладиенко, Абрам Фрейдин
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1974-1977
Премьера: 19 октября 1977 (ТВ)
Cерий: 13
Из интервью со Светланой Пенкиной
«Я не похожа на Катю. Просто живу ее испытаниями»
— Еще за полгода до всех событий толстый серый том Алексея Толстого «Хождение по мукам» вдруг стал со мной неразлучен. Даже нельзя сказать, что я перечитывала роман, — нет, скорее, вникала, ощущала в нем потребность. Хотя, естественно, и представить не могла, что вскоре он станет моей жизнью на целых 7 лет.
И вот однажды в маленькой газетке «Кинонеделя Белоруссии» я прочитала информацию, что на «Мосфильме» собираются его экранизировать, — первый сериал по такой замечательной литературе! Очень было интересно, кто же кого будет играть… Вскоре стали известны первые фамилии актеров — Михаил Ножкин (Рощин), Юрий Соломин (Телегин), на роль Даши утверждена выпускница ГИТИСа Ирина Алферова, а вот Катю пока не нашли…
— И вы втайне начали о ней мечтать?
— Я, студентка театрально–художественного института Минска, даже не мечтала об этой роли, ну поверьте! Хотя девизом моим в то время было: очень хотеть, истинно верить.
Тогда сбывается. Вообще, за любым новым витком жизни, за поднятием на какой–то иной уровень следует плата, испытание — это, как мне кажется, непременно. Я бы никогда не сыграла Катю, меня никогда бы не утвердили, я никогда не прошла бы конкурс — а он был мощный, фактически шел год — искали молодую актрису от 20 до 27.
Помните, Даша в романе все время спрашивает: «Катя, почему у тебя все время грустные глаза. Муж замечательный, живешь ты хорошо, и я тебя люблю…» Так вот, я бы не попала в фильм, если бы не жертвоприношение, уготованное мне судьбой. Мне не было и 19 лет, когда случилось несчастье с моей мамой Ларисой Никифоровной, мужественной и очень красивой женщиной: она оказалась прикованной к постели в самом расцвете жизни. Вот так у избалованной счастливой девчонки, которой я росла, появились грустные глаза… А утверждение на роль произошло всего за 9 дней, очень быстро.
— Вам просто позвонили в институт? Но откуда все–таки они узнали о вашем существовании?
— В конце 4–го курса мы все сдавали фотографии администратору «Беларусьфильма». Я припозднилась. Догоняла администратора, помню, уже чуть ли не в фойе института — а назавтра он уезжал на «Мосфильм», так что отложить это было невозможно. Свою фотографию зачем–то обернула в ту самую газету «Кинонеделя Белоруссии», где была заметка о сериале, о том, что ищут Катю, — раз–раз и побежала. Отдавая фото в газетке, сказала просто так, в воздух: «Меня им не хватает!»
— И закодировали, «наколдовали»?
— Выходит. Фото попало на глаза режиссеру Ордынскому. Спасибо нашему педагогу Школьникову — на фото я была в возрастном гриме, мы с ним этим увлекались… «Если хотите попробоваться, приезжайте срочно!» — сказали мне по телефону из Москвы. А надо сказать, что кинопробы в институте не приветствовались, нас готовили на театральную сцену, а кино считалось — это Тверская, легкая жизнь.
Но актерское мастерство — и человеческое! — мне преподавал замечательный Александр Иванович Бутаков. Я позвонила ему и уехала, думая, что даже просто попробоваться — это уже замечательно…
Приехала в Москву. Мой внешний вид совершенно не совпадал с фотографией. Молода и экстравагантна — пончо, макияж. Ордынский посмотрел и сказал: «Сфотографируйте девочку и отправьте».
Но Наташа Эсадзе, администратор, смыла с меня «индейский окрас», накинула простой халатик и что–то там, наверное, проявилось в природе… Забегая вперед, скажу, что Василий Сергеевич после одного доверительного разговора обронил такую фразу: «А ведь Катя была красивой». И поселил во мне чуть ли не комплекс: что делать с внешностью?
А тогда меня «размытую» отправили к режиссеру на «смотрины», и он вдруг, поменяв решение меня отправить восвояси, предложил почитать сцены. Но роман–то был уже полгода во мне! И зашевелилось, началось движение…
Поклонники Даши никогда не могут стать поклонниками Екатерины Дмитриевны. И наоборот. Это две совершенно различные женские природы. Когда меня спрашивали, какие трудности я испытала во время съемок, я говорила, что по характеру я не Катя. В 20 лет я ею быть не могла. Тем не менее Катя — это 7 лет моей жизни, с 20 до 27. Мое формирование шло под ее влиянием.
— А почему так долго создавался сериал?
— Мы отсняли несколько сцен в Ленинграде — Петербурге, и — опять испытание. У Ордынского, когда он показывал отснятый материал высочайшему руководству телевидения, случается инфаркт.
Да, во время счастливого мгновения, когда начальство мало того, что одобрило просмотренное (а могло быть совершенно иначе, могли запросто заменить актеров или даже остановить весь проект: что вы думаете, тогда сериал на ЦТ — это было очень серьезно!), так еще дали дополнительную поездку в Париж плюс пленку «Кодак»! (После расставания с мужем, по роману, Катя уезжает во Францию…
Так что мне довелось почти месяц работать совместно с французским каналом RTF.) Но в тот момент прямо в кабинете Лапина сердце Ордынского не выдержало — не выдержало счастья. Режиссер попал в больницу на год. Картина была закрыта. Кстати, Ирина Алферова в это время родила дочку Катюшу. Я же вернулась в Гродно.
И вскоре получила первое письмо от Василия Сергеевича, в котором он попросил меня о том, чтобы я нигде не снималась. Ибо хотел, чтобы за актрисой, которая играет Екатерину Дмитриевну, не было шлейфа иных образов. И я дала слово.
— Сериал, съемочную группу не наградили?
— Нет. Были выдвинуты на госпремию, но победили «Рожденные революцией». Хотя фильм Ордынского с большим успехом пошел сначала в Восточной Европе, потом у нас. Зрительский интерес был колоссальный.
О съёмках фильма вспоминает Михаил Ножкин
«Ордынский на самом деле предложил мне сначала играть Телегина. А я очень любил кино и люблю кино, я всю эту кухню, как говорят, киношную, телевизионную, уже тогда первый «Голубой огонек» параллельно шел, с 1962 года на телевидении в передачах участвовал и т. д., это отдельный разговор.
И я говорю: «Вот, Василий Евгеньевич, все хорошо, но только вот мне ближе Рощин».
Он говорит: «Да, конечно, Рощин, ну я вот Телегина все-таки…» И вот он меня уговаривал-уговаривал и все-таки не уговорил. И я очень доволен, Юра Соломин Телегина играл, и замечательно сыграл, а мне Рощин ближе по натуре, по динамике, по более активной жизненной позиции. Они оба хорошие, по характеру человеческому мне ближе Рощин был.
Я, конечно, его с удовольствием играл, к сожалению, многие кадры не вошли в кино, хорошие, не вошли, по разным соображениям, по дурацким некоторым соображениям. Например, сцена была роскошная, долго снимали в Алабино, на лошадях я скакал, рубил, и сцена, когда я вытаскиваю шашку, выхватываю шашку, и когда у него осечка была, хотел застрелиться, а я говорю: «Ты что устроил спектакль перед всеми?»
Потому что его ругали, полк пропал, и вроде бы хотел застрелиться, не получилось, осечка, у него действительно осечка была, и я его чуть не зарубил, ухо, половину, часть уха отрубил лошади, завелся, я тоже заводной, на съемках… В общем, лихая сцена была, лошадь у меня еще такая капризная, заводная была, никак не встает, я нервничаю, она нервничает, передается же, крутится вокруг. Ну и результат. Кто-то сказал: «Это нехорошо, командиры на виду ссорятся, да еще так крупно, какой пример солдатам подают?» Какой солдат? Из-за такой чепухи вырезали роскошную сцену.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Фильмы и сериалы Хождение по мукам
«Хождение по мукам» представляет собой трилогию романов отечественного прозаика Алексея Толстого, в котором показана жизнь и переживания русской интеллигенции до и после революции, произошедшей в 1917 году.
Сага состоит их трех частей, получивших название «Сестры», «Восемнадцатый год», и «Хмурое утро». Представляем вам все фильмы и сериалы Хождение по мукам — полный список экранизаций.
Фильм
Хождение по мукам (1957—1959)
Данная историческая драма режиссера Григория Рошаля является первой по счету экранизацией культового произведения. Кинокартина снималась на студии «Мосфильм», а ее части не претерпели изменения в названиях. Главные роли Екатерины, Дарьи и Ивана Телегина исполнили популярные на тот момент актеры в лице Руфины Нифонтовой, Нины Веселовской и Вадима Медведева.
Большая советская энциклопедия в статье о режиссере высоко оценила кинокартину «Хождение по мукам» отметив, что картина выдержана в героической тематике, которая характерна для постановщика и является своеобразным, узнаваемым почерком Григория Рошаля.
Плюс ко всему отметим, что одну из первых ролей, а именно поручика Оноли в данной экранизации сыграл тогда еще мало кому известный актер Михаил Казаков. Также следует упомянуть и тот факт, что роль Даши могла сыграть не менее популярная в то время актриса Татьяна Конюхова известная по фильмам «Женитьба Бальзаминова», «Запасной игрок» и «Карьера Димы Горина».
Однако по словам лицедейки Рошаль после начала съемок заменил Конюхову на Нину Веселовскую. Более того, со слов актрисы она не знала, что постановщик уже заменил ее, а поэтому отказалась от нескольких ролей в знаковых фильмах, включая победителя Каннского фестиваля «Летят журавли», который, как известно, прославил другую исполнительницу Татьяну Самойлову. Композитором данной экранизации выступил известный музыкант, пианист и педагог Дмитрий Кабалевский.
Сериалы
Хождение по мукам (сериал, 1977)
Режиссер: Василий Ордынский
Актеры: Ирина Алфёрова, Светлана Пенкина, Юрий Соломин, Михаил Ножкин, Вячеслав Езепов, Михаил Козаков, Инна Гулая, Валерий Погорельцев, Георгий Бурков, Андрей Юренев, Анатолий Кацинский, Александр Пашутин, Лаймонас Норейка, Владимир Комратов, Александр Лазарев (ст.), Сергей Никоненко, Вера Комисарова, Николай Ерёменко (мл.), Роман Хомятов, Пётр Любешкин
Спустя десятилетие на той же киностудии «Мосфильм» была снята очередная экранизация бессмертного произведения режиссером, которой выступил Василий Ордынский, поставивший такие картины, как «Тучи над Борском» и «У твоего порога». Также режиссер известен тем, что больше года был женат на известной советской и российской актрисе Людмиле Гурченко. Однако оба театральных деятеля сей факт тщательно скрывали от общественности.
Главные роли Ивана Телегина, Даши и Екатерины на экране воплотили популярные актеры, а именно Юрий Соломин, Ирина Алферова и Светлана Пенкина. Данную трилогию уже снимали в формате телесериала.
Премьера же «Хождения по мукам» случилась в 1977 году накануне празднования шестидесятилетия революции Октября. В отличие от своего предшественника данная экранизация оказалась куда ближе с литературным оригиналом.
Более того, режиссер Василий Ордынский всячески критиковал первую экранизацию за то, что фильм упустил огромное количество сюжетных линий, имеющихся в произведениях Алексея Толстого.
Как уже было сказано, во многом это удалось из-за формата телефильма, проще говоря, сериала, ибо данная экранизация насчитывает тринадцать серий. За музыку, звучащую в телесериале отвечал известный композитор Юрий Буцко, работавший на таких картинах, как «Господин Великий Новгород» и «Берега в тумане».
Хождение по мукам (сериал, 2017)
Режиссер: Константин Худяков
Актеры: Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Светлана Ходченкова, Андрей Мерзликин, Антон Шагин, Алексей Колган, Сергей Колтаков, Евгений Ткачук, Александр Яценко, Любовь Аксёнова, Полина Дудкина, Дмитрий Дюжев, Роман Мадянов, Сергей Пускепалис, Евгений Стычкин, Владимир Юматов, Наталья Егорова, Игнатий Акрачков
В 2017 году при поддержке Министерства культуры Российской Федерации на базе кинокомпании «Всемирные русские студии»» состоялась премьера сериала «Хождение по мукам режиссера Константина Худякова, прославившегося такими проектами, как «Однажды в Ростове», «Марево» и «Ленинградец».
За сценарную обработку культового, литературного произведения отвечала известный автор Елена Райская, сотрудничавшая с Константином Худяковым на съемках «Однажды в Ростове», а также написавшая сценарии к телесериалам «Таинственная страсть» и «Остров ненужных людей».
Главные роли Дарьи, Екатерины и Ивана Телегина сыграли популярные российские актеры, а именно Анна Чиповская, Юлия Снигирь и Леонид Бичевин.
Следует отметить, что сериал получил поддержку со стороны Министерства культуры во время питчинга. Подготовка и сами съемки сериала начались осенью 2016 года, а именно в октябре месяце. Из-за вышеупомянутой сценарной обработки многие незначительные сюжетные сцены и повороты были сокращены.
Снимался сериал в Москве, Санкт-Петербурге, Риге и в Пятигорске. Отдельные сцены были сняты санкт-петербургском Михайловском саду. Что же касается съемок батальных, которые проходили в Ставропольском крае то в них приняли участие реальные военнослужащие, а именно солдаты Росгвардии Пятигорского соединения войск, находящиеся на тот момент на срочной службе.
Многосерийная кинолента была приурочена к столетию октябрьского переворота. Более того, специально для того, чтобы картинка на экранах выглядела убедительно во время финальных сцен, был использован самый настоящий паровоз начала 20-го столетия, который доставили на съемки из музея РЖД.
Спустя некоторое время после премьеры, а именно в 2018 году сериал пополнил копилку кампании «Netflix» став доступным для просмотра подписчикам.
А в 2019 году пользующийся популярностью у критиков и зрителей проект получил еще одно признание в виде престижной премии «Золотой Орел» в номинации «За лучший телесериал».
Композитором сериала Юрий Потеенко, написавший музыку к таким сериалам и фильмам, как «Пепел», «Поддубный» и «Метро».