актеры и роли фильма орда
Актеры и роли фильма орда
Сюжет фильма:
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. Быть или не быть Руси — вот цена миссии одного человека, отправившегося в этот мир, чтобы совершить то, что человеку неподвластно. В 1357-м митрополит Московский Алексий, почитаемый как чудотворец, отправляется в столицу Золотoй Орды — Сарай-Берке, чтобы излечить мать хана Джанибека, Тайдулу от слепоты. Если свершится чудо и Тайдула прозреет, Алексию обещана любая награда. В противном случае Джанибек обещает сжечь Москву. Фильм «Орда» был удостоен трех наград 34-го Московского международного кинофестиваля: Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу (Андрей Прошкин), Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли (Роза Хайруллина), Премия организации NETPAC, целью которой является поддержка и продвижение азиатского кино.
Рецензии и отзывы к фильму
Историческая драма с большим бюджетом и добротной актерской игрой, основанная на реальных событиях. Приз за режиссуру Андрею Прошкину на 34-м ММКФ.
Перед нами разворачивается со всеми подробностями сложный мир Орды XIV века. Политические убийства за право властвовать — обычное дело в ханской ставке, где над всем возвышается ханша Тайдула (Хайруллина). Когда она оказывается сражена слепотой, ее сын ищет всевозможные способы помочь матери. В Орду приезжают колдуны из разных стран, но они оказываются бессильны. Тогда под угрозой сжечь Московское княжество хан призывает в ставку митрополита Алексия (Суханов). Он едет на помощь Тайдуле, мало надеясь на чудо.
«Орда» — проект с большим бюджетом и невиданным для нашего современного кино профессиональным уровнем мастерства. Поэтому приз за режиссуру Андрей Прошкин получил вполне заслуженно. Поначалу картина вызывает нешуточный интерес — как и темой, в отечественном кино практически не раскрытой, так и качеством картинки, к которой претензий попросту нет. Но постепенно фильм начинает углубляться в православные реалии и здесь происходит некий конфуз. Зритель понимает, что смотрит не историю о чуде, а фантазии на тему совсем иных материй, чуждых религии.
По версии заслуженного сценариста Юрия Арабова митрополит Алексий мало похож на православного святого. Вопрос стоит не о торжестве веры, с помощью которой Алексий исцеляет Тайдулу, а в особой ритуальной магии, которой предается герой. В данном случае ее роль выполняет сознательное самоуничижение — акт, когда митрополит перестает верить в себя, а значит и в Божью помощь. Этот сценарный ход проделывает со зрителем дурную шутку — он сам перестает верить герою Максима Суханова. И искренне удивляется тому, что исцеление наступает.
К сожалению, «Орда» несет в массы ложное представление о православии, многократно усиленное бюджетными вложениями. Несмотря на сложности восприятия обществом современной Русской Православной Церкви, образ митрополита Алексия явно замысливался как положительный пример подлинного духовенства. Но чуда не произошло. Верующие такого героя не примут. Неверующие будут обмануты. Остается только надеяться на чудо, возможность воплощения которого наш мир отодвигает все дальше и дальше.
Фильм оставил двоякое впечатление. То, что не понравилось: действие начинается фактически за полчаса до окончания экранного времени. Практически всё действие фильма проходит в тёмное время суток, хотя, возможно, это и оправдано: вероятно, режиссёр хочет этим подчеркнуть злые намерения Орды в плане их захватнической миссии.
Остаётся без ответа вопрос, почему хан не убивает и отпускает митрополита, хотя исцеление матери хана сразу не происходит, и хан, конечно же, не может знать наверняка, случится ли это вообще. Не поняла совершенно кадры с левитацией белого пушистого шара. На мой взгляд, это здесь вообще лишнее. Равно как явно лишние — кадры с крупным планом спины митрополита, когда с него срывают одежду: спина явно нестарого человека явно не аскетической жизни.
Не понравился, как показан Алексий: суетливый жалкий старик (кадры, когда он, в полной растерянности, выбегает на улицу, чтобы собрать землю и впоследствии приложить её к глазам матери хана), — это явно не поведение человека, свято верящего в Бога и отдающего Ему всего себя. Из того, что понравилось: отличная операторская работа и, конечно, игра актёров.
Великолепны, на мой взгляд, следующие кадры, полностью иллюстрирующие фразу «Бог поругаем не бывает»: русским рубят головы в присутствии матери хана, и вдруг начинает идти снег. Мать хана поднимает глаза к небу — и понимает, что не видит ничего вообще. Конечно,о многих нюансах, происходящих по ходу фильма, догадаться по наитию может только человек православной традиции: я о последних минутах фильма.
Ясно, что вырождение правящей ханской династии произошло не без участия Алексия, по молитвам которого сложились обстоятельства, о которых говорит в конце фильма диктор. Резюме: задумка хорошая, игра актёров отличная. Сценарий подкачал. Жаль.
Посмотрите на те великие творения чингизидов — Тадж-Махал, Бухара, на все прелести великого Востока которые строили потомки золотой Орды. В этом фильме столица Орды, как правильно подметили выше — бомжатник. Все исторические факты искажены. Монголы одеты на половину в китайское? И главное почему все монголы говорят на казахском языке. Даже личная охрана ханов Орды — кипчаки говорили только на монгольском.
Случайно посмотрев этот, без сомнения великолепный, фильм, не мог отказать себе в удовольствии оставить отзыв о нём. Всегда приятно смотреть кино, о котором есть что написать.
На мой взгляд, бюджет и старания съёмочной группы не пропали даром. Нельзя сказать, что сюжет держит в напряжении до самого конца. В наше время зрителя трудно удивить массовыми сценами, закрученностью сюжета и спецэффектами. И я очень рад, что постановщики «Орды» пошли не этим путём. Главное достоинство фильма — возможность насладиться. Наслаждение получаешь от всего — от великолепных декораций, от замечательной актёрской игры, от грамотно поставленных сцен, от колоритной восточной музыки, от картин невзрачной на первый взгляд русской природы и монгольской степи.
Перед зрителем, избалованным американским киноконвейером, предстаёт грандиозная картина Востока — со всей присущей ему деспотичностью и очарованием, жестокостью и величием. В фильме обрисовано столкновение двух разных миров. Нет, не восточного и западного… двух восточных. И не надо тут искать исторические неточности и противоречия. Историчность может быть только в документальной кинохронике. Здесь — иное. Здесь передана в целом атмосфера востока, атмосфера легко узнаваемая, но от этого не менее интересная. Несмотря на серые блеклые тона, преобладающие в кадре, сюжет оставляет ярчайшее впечатление.
О чём эта картина? О многом. Она — о несправедливости, которая соседствовала с нами во все времена и продолжает соседствовать сегодня. Она — о бедствиях простого люда (они показаны как на примере монгольского, так и русского народа), собирающего навоз ханской лошади и безропотно преклоняющего колени перед любым сильным. Она — о стойкости и терпимости верующих, которые потеряны нами сегодня. Если говорить об актуальности картины, то нельзя не заметить, что фильм ясно намекает на необходимость дружбы между представителями разных религий. Сильные мира сего могут спорить о чём угодно, народы же едины в своих нескончаемых бедствиях. Так же, как и бог — един у всех. «Орда» — без сомнения, один из лучших и достойнейших российских фильмов последних лет. На фоне остальных произведений отечественной киноиндустрии он выглядит ярко и оригинально. И это не говоря уже о том, что очень приятно было посмотреть фильм о Востоке, снятый не сквозь призму западного псевдоискусства.
Монгольская столица похожа на гнилой бомжатник — но ведь это один из богатейших городов тогдашнего Востока! Даже если и ханы были далеки от культуры, на них работали лучшие художники и архитекторы Персии и Хорезма Великого!
Хан, который стреляет из пушки по табуну. Да настоящий степняк скорей бы по народу пальнул! Лошади это святое! Жизнь лошади ценилась выше человеческой.
Так же и лошадиную кровь монгол мог пить только в крайнем случае — например в походе. Но никак не тупо по пьянке!
Почему в бане разводят рыбу? А потом еще ее едят? Для пущей символики. Или монголы идиоты, которые горят желанием подхватить дизентерию?
Конечно, монголы были варварами и не сильно стремились цивилизовываться. Но все же дикая голодная Орда времен Чингиз-хана и вполне оседлые богаты монголы времен хана Узбека — это, что называется, две большие разницы
Вряд ли московские монголы сильно обрадовались бы визиту своих «братьев». Основная масса степняков сбежала в Москву после введения ханом Узбеком в Орде ислама под страхом смерти. Соответственно монголам-христианам деваться было некуда. В Москве они, конечно, не жили в юртах, наоборот, старались побыстрее слиться с местным населением, женились на местных, ходили в церковь, перенимали обычаи.
Что касается славян — и за них обидно тоже Москва не многим лучше монгольской столицы. Странно, фильм, вроде, высокобюджетный? Так почему большой торговый город, столица мощного княжества выглядит как деревня Урюпинск?! Все население которой помещается в одной церкви!
Нет ни малейшего намека на Кремль — пусть деревянный, но мощное оборонительное сооружение! Представленная в фильме декорация для ролевой игры на крепость похожа мало.
Князь Иван Красный, не знаю, действительно, напоминает председателя колхоза, на которого наехали братки-рекетиры. А не главу государства, принимающего послов! Да и татары прутся в наглую на конях в церковь — но это ж не набег! Они послами приехали! Хан, кому надо сам нахамит, но не дело простых джигитов наезжать на ханских союзников, каковым является Московское княжество!
И, наконец, вопрос уже религиозный — отчего Алексий сам не верит в собственные чудеса? Такое впечатление, что фильм делали научные атеисты! Свеча не зажглась, о чуме батюшка как-то уклончиво гуторит, дескать, «само получилось». А когда каким-то образом исцелилась ханша Алексий все время долдонит, что «он ничего не делал», чем повергает в изумление даже монгольских гопников! И пленников не выкупил — оставил умирать в говне. Короче, если вся историческая лажа для глубокого духовного смысла, то где же он.
Фильм понуждает задуматься о судьбе нашей страны. Во времена фильма Россия (Московское княжество) стоит перед собственной судьбой. В фильме чувствуется одинокость нашей страны. Вместе с тем в нем прослеживается и ее слабость. В силу такой слабости в храм истинно верующих людей на конях въезжают татары. Фильм говорит: Будете не бдительными, слабыми, социально, а потом и национально разрозненными, то и в 21 веке будете также униженными. И будете рабами других-народов — в фильме это выгравировано капитально.
И лишь напряжением огромных физических, духовных сил (это показано в образе митрополита) удается уйти от окончательной гибели. Такого митрополита исторически могло не быть — это философский образ.И поэтому я повторяю: Фильм не о православии, не о конкретной личности, а о судьбе страны. Этот фильм — предостережение.
Как художкественное произведение фильм мощный (это несравнимо высокое произведение по сравнению с недавним голивудским «Линкольн» — если американцы о своем президенте ставят такие фильмы, то я в Америку могу уже не поверить). Меня он также радует, как и наши олимпийцы. У нашей страны есть еще очень мощные духовные и физические силы. Но неразумной политикой правительства они могут быть подорваны. Президент и его правительство должны посмотреть этот фильм и понять, что если силы народа будут подорваны, то будет конец и им.
Фильм для тех кому интересно узнать как можно распилить многомиллионный бюджет снимая бескрайние степи, бесконечные глиняные дувалы и азиатов гастарбайтеров. Сюжет слабый, актерская игра так себе, исторические неточности вопиющи. Сплошное барахтанье в грязи. Православный священник занимается колдовством. За это можно и под статью об оскорблении чувст верующих попасть. Откровенно слабый фильм.
Недавно вышедший в прокат фильм «Орда» после просмотра оставляет смешанные чувства. С одной стороны ты видишь красивую историческую картинку, хорошую игру актёров и чувствуешь атмосферность происходящего.
С другой стороны, ты абсолютно не понимаешь, к чему всё идёт, и о чём вообще конкретно этот фильм. В нём нет никакой идеи. Точнее идей много, но ни одна из них не доведена до ума.
В самом начале нам показывают ставку Орды и двух монахов из Ватикана ползущих на коленях к хану, чтобы узнать пойдёт ли он войной на их землю, и ты думаешь: «наверное это фильм об Орде, о её завоеваниях и о политических интригах».
После этого ты следишь за тем, как хан разговаривает с послами, проникаешься к нему уважением и симпатией и начинаешь думать, что это ещё и история личности. Однако, в конце длинного монолога и упражнений с саблей, хана на глазах послов убивает его брат. «Хорошо», — думаешь ты, «наверное, это фильм про этого самого брата, и про то, как он в конце-концов поплатится за своё вероломство». Но не тут-то было: нам показывают их мать, и она тоже интригует, завораживает, вызывает интерес. И вот ты уже думаешь, что этот фильм именно про неё!
Но вскоре она слепнет и пропадает из кадра, а её единственный сын ищет кого-нибудь, кто сможет её исцелить. Разочаровавшись во всех местных шаманах, они посылают за «русским колдуном» — патриархом московской православной церкви каким-то там по счёту Алексием.
Казалось, бы — вот оно! Вот к чему всё шло! В дело должны вступить русские и изменить ход истории! Но не тут-то было… Русский колдун чудо не сотворил, и его с позором выгнали. Однако Алексий не хочет идти домой! Хан обещал сжечь Москву, если его мать не прозреет.
Патриарха то ли гнетёт груз вины, то ли он думает, что в Москве будет ещё хуже — он возвращается в Орду и ищет кого-нибудь, кто его помучает. Мучить его никто не хочет, но из приличия приходится. В итоге зрителю приходится терпеть полчаса, глядя на его скучные и бессмысленные страдания.
Наконец его (и наши) мучения кончаются, потому что матушка хана чудесным образом исцеляется. Произошло это после страшной грозы, во время которой патриарх валялся в грязи, рвал на себе бороду и закатывал глаза.
После этого он с чувством выполненного долга возвращается домой. В это время нового хана убивает его сын и всё заканчивается краткой исторической сводкой аля «после этого Орда погрязла в раздорах и превратилась в никчёмную Монголию». «Деньги есть, актеры есть — давайте что-нибудь снимем» Затянутый нудный фильм без главной линии и развития. Знаете, я обратил внимание: почти все главные герои на вопрос о мотивах их поведения постоянно отвечали многозначительным «не знаю».
Видимо и на самой съёмочной площадке царила атмосфера всеобщего непонимания.
А ещё там был смешной фетиш про пороги (мол на них ни в коем случае нельзя наступать). Об этом говорилось так часто, что мне в какой-то момент показалось, что это и есть главная мысль картины.
На мой взгляд фильм снять на высоком уровне. Костюмы, декорации, работа оператора просто восхищает, актеры играли очень убедительно, особенно татаро-монголы.
Очень живо и интересно показан быт в орде того времени, смесь язычества и ислама, жажда власти и богатства, владеющая ордынцами — все это захватывает, и начало было великолепно. Но когда дело дошло до Руси, то впечатление от фильма в раз испортилось. Древняя Русь выглядела уныло, создается впечатление полной разрухи, и ни за что не поверить, что вот уже скоро Русь объединится и освободится от власти Орды, такое впечатление, что надежды на это совершенно никакой нет, все от раба до князя абсолютно беспомощные, бескультурные, жалкие, унылые и серые. Сценарист взял за основу своего сюжета реальный эпизод из жития митрополита Алексия и мерзко его переврал, он представил нам свое личное понимание того, каким образом должно быть совершено чудо, это было бы возможно, если бы герои фильма не были бы адептами определенных религиозных культов, и уж тем более известными историческими личностями.
Главный же герой фильма митрополит Алексий вполне реально существовавший святой православный митрополит. Я считаю, что эта грубейшая ошибка, или злое намерение автора исказить и уничижить один из великих подвигов русского православного святого заслуживает презрения. Если уж берешься писать сценарий на историческую тему, надо хотя бы знать то, о чем собираешься писать. Православия в этом фильме просто нет, и как было написано в предыдущей рецензии: «верующие возмущены, неверующие обмануты». Перед нами предстает человек, не верящий ни в себя, ни в Бога, глумящийся над текстами Священного Писания, имеющий такого же келейника — безбожника. Что, к слову, и не удивительно, каков наставник, таков и ученик.
Дальше сюжет разворачивается все круче: святой приезжает в Орду и начинает молиться об исцелении матери хана, но у него ничего не выходит, реальный митрополит Алексий знал, что исцелит ее еще в Москве в момент когда князь умолял его поехать, более того, Господь видимо утешил своего слугу и еще больше утвердил его веру, дав ему видимый знак — благословение своего почившего святого. В фильме же митрополит ведет себя как последний шарлатан, на которого чисто случайно одели священные одежды, и доходит до того, что келейник начинает его учить что подобает делать, опять же с полным пренебрежением относясь к словам Священного Писания. Опять же не удивительно, что при таком подходе у главного героя ничего не получается, ведь он ведет себя как колдун, а не как истинный раб Божий. Далее следует его бесчестие, совершенно непонятные скитания, примечательный момент, во время своего этого «подвига» православный монах ОСТАВЛЯЕТ МОЛИТВУ, доводит себя до полнейшего отчаяния, ведет себя как богоотступник, он не несет свой крест, а, потерпев поругание, ищет смерти от стыда перед людьми — совершенно немыслимый поступок для православного святого.
Эта эпопея «страданий» заканчивается фактически самоубийством — единственным грехом, который не может быть прощен человеку, потому как после смерти нет покаяния, но этого мало, люди спасают несчастного, тот приходит в сознание и на чинает в отчаянии роптать на Бога и просить смерти. И эти мерзости вытворяет православный великий святитель. Все это по мнению автора возвышает его героя над остальными так, что утром к нему приходят монголы и кланяются ему, мол ханша исцелилась, он, приняв их почести, даже не спрашивает где же его ученик, за которого он так хотел умереть, его приводят они сами, но на этот раз он уже не так милосерден к парню, смотрит на него с укором и обидой.
С точки зрения православия перед нами отчаявшийся грешник, безбожник, который спасается от смерти совершенно случайно, и ведь в самом деле не понятно от чего вдруг исцелилась ханша, и когда это произошло? Во время попытки самоубийства или во время хулы на Творца? Совершенно искаженное понимание пути христианина, точнее полное его непонимание, делает этот фильм мерзким в глазах любого христианина, это клевета на нашего православного святого и не более того. Очень обидно, что такое красивое достойное кино было испорчено таким лживым провокационным сюжетом.