актеры и роли фильма шумный день
Итальянский неореализм по-советски. Как снимали фильм «Шумный день»
Мелодраматическая комедия «Шумный день» — один из самых важных фильмов своего времени. В нем сложилось все: и сценарий, основанный на пьесе Виктора Розова — одного из первых советских драматургов, сделавших героем обыкновенного человека, — и режиссерский дуэт, и актерский ансамбль, состоящий из звезд Центрального детского театра и «Современника». История создания картины — в материале mos.ru.
Семейные сцены
Очень шумным выдался один летний день 1960 года в семье Савиных, которая живет в самой обыкновенной квартире в старом доме, затерявшемся где-то в арбатских переулках. Семья большая: мама Клавдия Васильевна и ее дети — старший Федор, ученый-химик, погодки Таня и Коля (студентка и работник ремонтной мастерской) и младший Олег — ему 15, он пишет стихи и не выносит лжи и подлости. Отца у Савиных нет, о нем напоминает лишь шашка времен Гражданской войны, хранящаяся в большой комнате.
Впрочем, сейчас разглядеть семейную реликвию непросто: в этой комнате, которая когда-то была центром притяжения, все заставлено мебелью — старой и новой, модной, в чехлах. Старший сын недавно женился и в ожидании собственной квартиры живет с женой у мамы. Леночка, невестка Савиных, чтобы не терять времени даром, покупает обстановку для будущего семейного гнездышка. Вот и в это утро она, едва проснувшись, убегает стоять в очереди за чешским сервантом. К ее мещанским замашкам Савины относятся с иронией — жить будто в мебельном магазине не нравится никому, но вслух в этом никто не признается.
Отцовская шашка висит на стене не просто так — очень скоро она будет с нее сорвана. Осознав глубину пропасти между Леной и своей семьей, Олег будет отчаянно рубить ею направо и налево: по полированным дверцам новенького серванта, по свежекупленным тумбочкам и лакированному столу. Это не просто мальчишеский протест против несправедливости. Будто бы призрак отца-красноармейца появится в комнате, и она превратится в поле битвы идеалов первых коммунистов и стремлений к накопительству советского человека образца шестидесятых. Олег стал выразителем идей и настроений советской молодежи эпохи оттепели — короткого, но яркого периода в жизни страны, продлившегося с середины 1950-х до середины 1960-х.
Время, вперед!
После обличающей речи Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956-го о культе личности Сталина в стране многое поменялось. Заговорили о возврате к идеалам времен Гражданской войны и попытке начать все заново. Несколько ослабела цензура — появилась свобода слова в литературе и печати, в кино, где еще недавно безраздельно властвовало торжество оптимизма, стали возникать новые темы и герои. Театральные режиссеры взялись за пьесы современных авторов, архитекторы начали борьбу с излишествами — и пышный сталинский ампир уступил место скромному и элегантному советскому модернизму. Началось массовое строительство жилья, позволившее улучшить условия миллионам семей.
СССР открылся миру. США из «врага» в общественной риторике превратились в «оппонента». В 1957 году в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, открывший советскую столицу юным гостям из разных стран, а москвичам — доселе неизвестный западный мир. Двумя годами позже в парке «Сокольники» открылась выставка «Промышленная продукция США», на которую приехал президент Ричард Никсон. Во время выставки главы двух стран провели так называемые кухонные дебаты, на которых обсудили преимущества капиталистической и коммунистической экономических систем. За дебатами следили обе страны — и в США, и в СССР их показали по телевидению.
О советском кино снова — едва ли не впервые со времен Сергея Эйзенштейна и Льва Кулешова — заговорили за границей, особенно после победы фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» на Каннском кинофестивале в 1958 году. Именно это внимание едва не стоило выхода на экраны «Шумного дня» в том виде, в каком он был задуман и снят.
Первые зрители
Изначально фильм назывался не «Шумный день», а «В поисках радости» — так же, как пьеса Виктора Розова, которая легла в основу сценария. За плечами Натансона, учившегося у легендарных Эйзенштейна и Кулешова, к 1960-му году было совсем немного работ: мультипликационный фильм по мотивам спектаклей театра Сергея Образцова «Небесное создание», киноверсия оперетты Исаака Дунаевского «Белая акация» и драма «Аннушка», снятая вместе с Борисом Барнетом.
Желание молодого режиссера экранизировать пьесу Розова тогдашнее руководство «Мосфильма» восприняло без энтузиазма. Его отговаривали: пьеса слишком театральная, действие современного фильма не может разворачиваться в декорациях одной квартиры, такие фильмы-спектакли обречены на провал. Наконец дали добро, решив в случае неудачи списать расходы на брак. «Первый малобюджетный фильм» — так позже Натансон назовет свою картину в своей книге «320 страниц про любовь и кино. Мемуары последнего из могикан».
К работе над фильмом присоединился Анатолий Эфрос, в то время возглавлявший Центральный детский театр (теперь — РАМТ). Большая часть актерского состава пришла из его труппы — Валентина Сперантова (мать), Геннадий Печников (Федор), Татьяна Надеждина (Татьяна), Евгений Перов (Лапшин, гость семьи Савиных). Молодые актеры «Современника» Олег Табаков (Олег) и Лев Круглый (сын Лапшина Гена) также были связаны с ЦДТ — Эфрос часто приглашал их поучаствовать в спектаклях. Невестку Леночку сыграла одна из основательниц «Современника» Лилия Толмачева.
Показывать готовый фильм в Министерстве культуры Натансон отправился в одиночку — Эфрос и Розов не смогли. Посмотрев картину, тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева посуровела. Больше всего ее смутил разговор Олега с одноклассницами Фирой и Верой и выбор Арбата как места для съемки. Вот как Натансон вспоминал ее вердикт в своей книге:
«Я не приму ваш фильм, Георгий Григорьевич. У вас с экрана идет ругань. “Все Фиры и Веры — дуры без меры!” Эти слова будут повторять школьники, оскорбляя девочек. Кино — это огромная сила, а дурной пример заразителен… И потом, почему вы сняли фильм в захолустьях старой Москвы, когда есть красивые проспекты? Например, Калининский… Наши друзья за рубежом удивляются, отчего в советских картинах показываются трущобы? Нет-нет, в таком виде я фильм не приму…»
Молодой режиссер настаивал на своем, тогда к просмотру был приглашен «представитель комсомола» — первый секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Павлов. Он также остался не очень доволен. «Это итальянская неореалистическая картина, только заменить имя “Олег” на итальянское. Старый двор, грязные улицы. », — приводит его слова Натансон.
Решающее слово было за партией, то есть первым секретарем Московского горкома КПСС Петром Демичевым. И тому. фильм очень понравился. Он смеялся там, где создатели картины предусмотрели комический эффект, становился серьезен там, где предполагалась такая реакция. Когда включили свет после третьего показа, Демичев похвалил картину, а в беседе с Фурцевой подчеркнул: такое кино нужно всем.
В итоге в заключении, которое пришло из Министерства культуры на «Мосфильм», значились две правки: изменить название «В поисках радости» на «Шумный день» и смягчить слово «дуры».
Зрители были в восторге: за первые два месяца проката фильм посмотрели 18 миллионов человек.
Москва в фильме
Что за захолустья так смутили министра культуры и первого секретаря ЦК комсомола, если изначально на съемки не решались из-за камерности пьесы, действие которой происходит в одной квартире?
Во-первых, «Шумный день» открывается панорамными видами утренней столицы, просыпающейся под бой курантов. Сначала мы видим высотку на Кудринской площади (тогда — площади Восстания), снятую откуда-то с верхних этажей гостиницы «Украина». Интересный для сегодняшнего дня вид: еще нет ни Дома правительства (его построят в 1981 году), ни здания СЭВ на Новом Арбате (его построят к 1970-му).
Дальше мы увидим высотку на Котельнической набережной, Тверскую (тогда — улица Горького), Триумфальную площадь (тогда — Маяковского) с еще недостроенным зданием, в котором сегодня располагается Театр сатиры, ныне несуществующим первым зданием «Современника» и наконец доберемся до арбатских переулков. Дом, в котором живет семья Савиных, расположился в Староконюшенном переулке — это дом 5/14. У подъезда стоят двое — Коля Савин и девушка-соседка, они бродили по Москве всю ночь и все еще не могут распрощаться.
Второй выход в город произойдет днем — после ссоры Олега с Леной. Узнав, что мальчик случайно залил чернилами ее новенький стол, когда кормил рыбок, Лена в ярости выбрасывает в окно его аквариум. «Они живые! — в ужасе кричит Олег. — Из-за этого барахла?» И в этот момент он срывает со стены шашку. Изрубив мебель, герой Табакова выбегает из дома и долго бежит, потом идет, потом бродит по улицам, прорываясь через толпы, огибая дома и редкие еще автомобили. Вместе с ним и выбежавшим вслед Геной (Лев Круглый) мы побываем на Сретенке (благодаря монтажу — прямо из Староконюшенного), потом — на Садовом кольце и доберемся до начала проспекта Мира.
Шумный день (1960)
Шумный день
На обычной московской улице в ничем не примечательном доме дружно живет семья: мать и четверо детей. Но в один «прекрасный» день в этой семье происходит жестокий конфликт из-за мебели, которой забита квартира.
Впрочем, мебель только повод. На самом деле сталкиваются два мировоззрения, разные представления о жизненных ценностях По мотивам комедии В. Розова «В поисках радости».
Комедия Шумный день появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Георгий Натансон, Анатолий Эфрос. Кто играл в фильме: Олег Табаков, Евгений Перов, Александра Данилова, Геннадий Печников, Виктория Духина, Владимир Земляникин, Лев Круглый, Валентина Сперантова, Роберт Чумак, Татьяна Надеждина, Инна Гулая, Лилия Толмачева.
Шумный день (фильм)
Содержание
Сюжет
В старой московской квартире живёт Клавдия Васильевна Савина (Валентина Сперантова). У неё четверо детей, все живут с нею. Старший Фёдор (Геннадий Печников) — химик, кандидат наук, недавно женился. Его жену зовут Лена (Лилия Толмачёва). Дочь Татьяна (Татьяна Надеждина) — ей девятнадцать лет — учится в институте. Восемнадцатилетний Николай (Владимир Земляникин) работает в ремонтных мастерских. Младшему — Олегу (Олег Табаков) — пятнадцать.
Утром Лена спешит на распродажу чешских сервантов. Им скоро должны дать отдельную квартиру, и поэтому Лена целыми днями простаивает в очередях за красивой, дорогой мебелью. Большая центральная комната, где за столом собирается семья, вся заставлена уже купленной мебелью. Мебель закрыта чехлами и тряпками, и к ней никто не прикасается, так как Лена боится что-либо «попортить». Она говорит с мужем только о мебели и о деньгах, не переставая его «точить».
К Савиным заходят Иван Никитич Лапшин (Евгений Перов) и его сын Гена (Лев Круглый). Они вот уже который год приезжают в Москву к брату Ивана Никитича, который Савиным — сосед. Лапшин пришел попросить «заварочки». Гене неловко. Он влюблён в Таню и стесняется своего отца, который предпочитает занять у другого, чем потратить свое. Иван Никитич всё пытается женить сына и для этого купил ему аккордеон, чтобы «девок приманивал», так как с инструментом «уважение будет». Он считает, что молодёжь растет слишком умная, много стала рассуждать. За завтраком он смеётся над сыном, при всех рассказывая о нём разные смешные и нелепые подробности. Олег сочувствует Гене и, когда Лапшин пытается поучать и его, взрывается и делает Лапшину замечание. Тот обижается и уходит.
К Фёдору заходит Леонид Павлович. Ему тридцать два года, он аспирант, хорошо зарабатывает, родители сейчас в Китае. Леонид ухаживает за Таней. Гена, увидев его, хочет уйти, но Олег останавливает его, чтобы тот посмотрел на рыбок, аквариум с которыми стоит на окне. Отходя от окна, Олег задевает аквариумом пузырек с чернилами, стоящий на новом письменном столе, за которым Фёдор разрешил Тане позаниматься, и опрокидывает его. Чернила заливают стол. Олег в ужасе. Они с Геной тщетно пытаются вытереть лужу. Гена собирается брать вину на себя, но Олег не соглашается: должна же Лена понять, что он сделал это нечаянно.
Лена привозит сервант. Она сияет, любуется вещью и рассказывает, что она из-за него вынесла. Олег пытается заговорить с ней, но она отмахивается, заводит разговор с Таней о Леониде, уговаривает её выйти за него замуж, так как он — блестящая партия. Олегу наконец удается всё рассказать. Перед этим он берет с Лены слово, что та не будет его ругать. Но Лена словно с цепи срывается, обзывает Олега «гадиной» и «хулиганом», а узнав, что это произошло из-за рыб, хватает аквариум и швыряет его в окно. Рыб съедают кошки. Олег, плача, срывает чехлы с мебели, хватает саблю своего покойного отца, висящую над диваном, и начинает рубить вещи. Потом убегает. Гена и Коля бросаются за ним. Лена, как безумная, мечется от вещи к вещи. Фёдор растерянно бегает за ней следом.
Часть вещей выносят. Лене становится плохо. Клавдия Васильевна беспокоится, что Олег убежал из дома. Леонид и Таня остаются одни. Леонид использует момент, чтобы еще раз напомнить Тане о своих чувствах. Таня его не слушает: ей нужно выговориться. Она вспоминает, как дружно и счастливо они жили когда-то. Теперь все это изменилось, так как изменился Федор, которого все очень любили. Таня интересуется, как к Федору относятся на работе. По словам Леонида, Федор вырабатывает свое поведение в жизни. Таня поражена и разочарована.
Фёдор пытается успокоить Лену. Та упрекает мужа, что ему на неё наплевать, что все её оскорбляют и ненавидят и что она больше здесь жить не желает ни одного дня. Фёдор пытается оправдать Лену перед матерью. Но она только сожалеет, что сын становится другим, мещанином, что он давно уже забросил своё «заветное» дело и вряд ли у него будут силы его продолжить. Говорит, что хорошая жена должна в первую очередь заботиться о человеческом достоинстве своего мужа.
Приходят Олег и Геннадий, который прятал Олега в своей комнате, пока не улёгся скандал. Гену уводит отец — собираться домой. Входят Фёдор и Лена. Завязывается обмен репликами, Лена в ответ на неосторожное замечание начинает гнаться за Олегом и пытается побить его, Олег убегает на чердак. Фёдор разнимает их там. Когда Лена уходит, Олег говорит, что отдаст все деньги за мебель, когда вырастет, и замечает, что Фёдор плачет. Приходит Гена и дарит Олегу новый аквариум. Олег сначала радуется, но, поняв, что рыбы куплены на украденную Геннадием у отца сотню, отказывается от подарка.
Лена просит Леонида пустить их с Фёдором до осени пожить к себе. Леонид согласен. Фёдор не рад переезду. Гена просит у Фёдора взаймы сто рублей. Лена ему отказывает, но под уговорами мужа всё же дает деньги. Гена приносит ей в залог аккордеон.
Когда Гена и Таня остаются одни, тот дарит Тане духи и признается в любви. Таня удивлена красноречием Гены. Она зовёт его с отцом выпить чаю перед отъездом. Неожиданно Гена признается отцу, что украл у него деньги, и отдаёт ему сотню. Олег бежит в коридор и приносит аквариум, подаренный Геной, ставит его на место прежнего. За столом опять завязывается спор. Клавдия Васильевна уверена, что Лена за вещи продает лучшие человеческие качества, что жизнь слишком коротка, чтобы оставлять всё, к чему стремишься, только для того, чтобы обставить квартиру. Таня называет Лену прорвой. Лена же говорит, что они её никогда не поймут и что им лучше жить врозь. Клавдия Васильевна против Фединого переезда. Фёдор колеблется, но под давлением Лены и Леонида уступает им. Он отдаёт матери свою главную рукопись и просит сохранить её.
Лапшин в гневе, что Гена признался о деньгах при всех, хочет его побить, но тот в первый раз оказывает ему сопротивление. Таня зовёт Гену на будущий год в Москву, обещает написать. Леонид, Фёдор и Лена уезжают.
В ролях
Популярность и значение
Экранизация пьесы «В поисках радости» — это грустный и одновременно весёлый рассказ об одном дне из жизни большой московской семьи, в которой мать (Валентина Сперантова) и четверо взрослых детей отлично ладят между собой, любят и прекрасно понимают друг друга. Но однажды привычное спокойствие нарушается женитьбой старшего сына Фёдора (Геннадий Печников) на «хорошенькой мещаночке» Леночке (Лилия Толмачёва). Один день, который сделал жизнь близких людей невыносимой и развёл в разные стороны членов некогда дружной семьи.
Молодая женщина оказывается активной накопительницей, и скоро жизнь семьи превращается в кошмар. Главным противником хищницы становится мальчик-подросток (Олег Табаков), восставший против мещанской ограниченности.
Заканчивающий школу и вступающий в непростую «взрослую» жизнь герой Олега Табакова понимает, что недостойное и презренное всегда было и всегда будет, но он решительно не хочет мириться с накопительством и мещанством, складывая в стихи свою программу жизни:
«Как будто в начале дороги стою, отправляясь в путь.
Крепче несите, ноги, не дайте с дороги свернуть!
Я знаю: тропинки бывают, ведущие в тихий уют,
где гадины гнезда свивают, где жалкие твари живут.
Но нет мне туда дороги, пути в эти заросли — нет.
Крепче несите, ноги, в мир недобытых побед!»
Этапная картина «Шумный день» стала значительным событием советского кинематографа в эпоху борьбы с мещанством и накопительством. На этом фильме выросло не одно поколение зрителей.
Примечания
Ссылки
Использовались материалы сайтов:
Морской охотник • Небесное создание • Белая акация • Золотой дом • Аннушка • Шумный день • Всё остаётся людям • Старшая сестра • Ещё раз про любовь • Посол Советского Союза • За всё в ответе • Повторная свадьба • Они были актёрами • Наследство • Валентин и Валентина • Аэлита, не приставай к мужчинам • Взбесившийся автобус • Я вернусь. Путешествие Михаила Булгакова в Крым • Михаил Булгаков на Кавказе
Полезное
Смотреть что такое «Шумный день (фильм)» в других словарях:
Шумный день — Шумный день … Википедия
ШУМНЫЙ ДЕНЬ — «ШУМНЫЙ ДЕНЬ», СССР, Мосфильм, 1960, ч/б, 101 мин. Комедия. По мотивам пьесы Виктора Розова «В поисках радости». Поэтически простой и философски сложный рассказ о московской семье (мать и четверо взрослых детей). Старший сын Федор ученый химик,… … Энциклопедия кино
Ещё раз про любовь (фильм) — Ещё раз про любовь Жанр … Википедия
Еще раз про любовь (фильм) — Ещё раз про любовь Жанр мелодрама Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Эдвард Радзинский В гла … Википедия
Белая акация (фильм) — Белая акация Жанр Оперетта фильм спектакль Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Владимир Масс Михаил Червинский … Википедия
Валентин и Валентина (фильм) — Валентин и Валентина Жанр Мелодрама Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Георгий Натансон Михаил Рощин (пьеса) … Википедия
Старшая сестра (фильм) — Старшая сестра … Википедия
Посол Советского Союза (фильм — Посол Советского Союза (фильм,1969) Посол Советского Союза Жанр биографический фильм Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Пётр Рыжей Леонид Тур … Википедия
Взбесившийся автобус (фильм) — Взбесившийся автобус Жанр Остросюжетный Режиссёр Георгий Натансон В главных … Википедия
Посол Советского Союза (фильм) — Посол Советского Союза Жанр биографический фильм Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Пётр Рыжей Леонид Тур В главных ролях Юлия Борисова Анатолий Кторов … Википедия
Шумный день (фильм)
Содержание
Сюжет
В старой московской квартире живёт Клавдия Васильевна Савина (Валентина Сперантова). У неё четверо детей, все живут с нею. Старший Фёдор (Геннадий Печников) — химик, кандидат наук, недавно женился. Его жену зовут Лена (Лилия Толмачёва). Дочь Татьяна (Татьяна Надеждина) — ей девятнадцать лет — учится в институте. Восемнадцатилетний Николай (Владимир Земляникин) работает в ремонтных мастерских. Младшему — Олегу (Олег Табаков) — пятнадцать.
Утром Лена спешит на распродажу чешских сервантов. Им скоро должны дать отдельную квартиру, и поэтому Лена целыми днями простаивает в очередях за красивой, дорогой мебелью. Большая центральная комната, где за столом собирается семья, вся заставлена уже купленной мебелью. Мебель закрыта чехлами и тряпками, и к ней никто не прикасается, так как Лена боится что-либо «попортить». Она говорит с мужем только о мебели и о деньгах, не переставая его «точить».
К Савиным заходят Иван Никитич Лапшин (Евгений Перов) и его сын Гена (Лев Круглый). Они вот уже который год приезжают в Москву к брату Ивана Никитича, который Савиным — сосед. Лапшин пришел попросить «заварочки». Гене неловко. Он влюблён в Таню и стесняется своего отца, который предпочитает занять у другого, чем потратить свое. Иван Никитич всё пытается женить сына и для этого купил ему аккордеон, чтобы «девок приманивал», так как с инструментом «уважение будет». Он считает, что молодёжь растет слишком умная, много стала рассуждать. За завтраком он смеётся над сыном, при всех рассказывая о нём разные смешные и нелепые подробности. Олег сочувствует Гене и, когда Лапшин пытается поучать и его, взрывается и делает Лапшину замечание. Тот обижается и уходит.
К Фёдору заходит Леонид Павлович. Ему тридцать два года, он аспирант, хорошо зарабатывает, родители сейчас в Китае. Леонид ухаживает за Таней. Гена, увидев его, хочет уйти, но Олег останавливает его, чтобы тот посмотрел на рыбок, аквариум с которыми стоит на окне. Отходя от окна, Олег задевает аквариумом пузырек с чернилами, стоящий на новом письменном столе, за которым Фёдор разрешил Тане позаниматься, и опрокидывает его. Чернила заливают стол. Олег в ужасе. Они с Геной тщетно пытаются вытереть лужу. Гена собирается брать вину на себя, но Олег не соглашается: должна же Лена понять, что он сделал это нечаянно.
Лена привозит сервант. Она сияет, любуется вещью и рассказывает, что она из-за него вынесла. Олег пытается заговорить с ней, но она отмахивается, заводит разговор с Таней о Леониде, уговаривает её выйти за него замуж, так как он — блестящая партия. Олегу наконец удается всё рассказать. Перед этим он берет с Лены слово, что та не будет его ругать. Но Лена словно с цепи срывается, обзывает Олега «гадиной» и «хулиганом», а узнав, что это произошло из-за рыб, хватает аквариум и швыряет его в окно. Рыб съедают кошки. Олег, плача, срывает чехлы с мебели, хватает саблю своего покойного отца, висящую над диваном, и начинает рубить вещи. Потом убегает. Гена и Коля бросаются за ним. Лена, как безумная, мечется от вещи к вещи. Фёдор растерянно бегает за ней следом.
Часть вещей выносят. Лене становится плохо. Клавдия Васильевна беспокоится, что Олег убежал из дома. Леонид и Таня остаются одни. Леонид использует момент, чтобы еще раз напомнить Тане о своих чувствах. Таня его не слушает: ей нужно выговориться. Она вспоминает, как дружно и счастливо они жили когда-то. Теперь все это изменилось, так как изменился Федор, которого все очень любили. Таня интересуется, как к Федору относятся на работе. По словам Леонида, Федор вырабатывает свое поведение в жизни. Таня поражена и разочарована.
Фёдор пытается успокоить Лену. Та упрекает мужа, что ему на неё наплевать, что все её оскорбляют и ненавидят и что она больше здесь жить не желает ни одного дня. Фёдор пытается оправдать Лену перед матерью. Но она только сожалеет, что сын становится другим, мещанином, что он давно уже забросил своё «заветное» дело и вряд ли у него будут силы его продолжить. Говорит, что хорошая жена должна в первую очередь заботиться о человеческом достоинстве своего мужа.
Приходят Олег и Геннадий, который прятал Олега в своей комнате, пока не улёгся скандал. Гену уводит отец — собираться домой. Входят Фёдор и Лена. Завязывается обмен репликами, Лена в ответ на неосторожное замечание начинает гнаться за Олегом и пытается побить его, Олег убегает на чердак. Фёдор разнимает их там. Когда Лена уходит, Олег говорит, что отдаст все деньги за мебель, когда вырастет, и замечает, что Фёдор плачет. Приходит Гена и дарит Олегу новый аквариум. Олег сначала радуется, но, поняв, что рыбы куплены на украденную Геннадием у отца сотню, отказывается от подарка.
Лена просит Леонида пустить их с Фёдором до осени пожить к себе. Леонид согласен. Фёдор не рад переезду. Гена просит у Фёдора взаймы сто рублей. Лена ему отказывает, но под уговорами мужа всё же дает деньги. Гена приносит ей в залог аккордеон.
Когда Гена и Таня остаются одни, тот дарит Тане духи и признается в любви. Таня удивлена красноречием Гены. Она зовёт его с отцом выпить чаю перед отъездом. Неожиданно Гена признается отцу, что украл у него деньги, и отдаёт ему сотню. Олег бежит в коридор и приносит аквариум, подаренный Геной, ставит его на место прежнего. За столом опять завязывается спор. Клавдия Васильевна уверена, что Лена за вещи продает лучшие человеческие качества, что жизнь слишком коротка, чтобы оставлять всё, к чему стремишься, только для того, чтобы обставить квартиру. Таня называет Лену прорвой. Лена же говорит, что они её никогда не поймут и что им лучше жить врозь. Клавдия Васильевна против Фединого переезда. Фёдор колеблется, но под давлением Лены и Леонида уступает им. Он отдаёт матери свою главную рукопись и просит сохранить её.
Лапшин в гневе, что Гена признался о деньгах при всех, хочет его побить, но тот в первый раз оказывает ему сопротивление. Таня зовёт Гену на будущий год в Москву, обещает написать. Леонид, Фёдор и Лена уезжают.
В ролях
Популярность и значение
Экранизация пьесы «В поисках радости» — это грустный и одновременно весёлый рассказ об одном дне из жизни большой московской семьи, в которой мать (Валентина Сперантова) и четверо взрослых детей отлично ладят между собой, любят и прекрасно понимают друг друга. Но однажды привычное спокойствие нарушается женитьбой старшего сына Фёдора (Геннадий Печников) на «хорошенькой мещаночке» Леночке (Лилия Толмачёва). Один день, который сделал жизнь близких людей невыносимой и развёл в разные стороны членов некогда дружной семьи.
Молодая женщина оказывается активной накопительницей, и скоро жизнь семьи превращается в кошмар. Главным противником хищницы становится мальчик-подросток (Олег Табаков), восставший против мещанской ограниченности.
Заканчивающий школу и вступающий в непростую «взрослую» жизнь герой Олега Табакова понимает, что недостойное и презренное всегда было и всегда будет, но он решительно не хочет мириться с накопительством и мещанством, складывая в стихи свою программу жизни:
«Как будто в начале дороги стою, отправляясь в путь.
Крепче несите, ноги, не дайте с дороги свернуть!
Я знаю: тропинки бывают, ведущие в тихий уют,
где гадины гнезда свивают, где жалкие твари живут.
Но нет мне туда дороги, пути в эти заросли — нет.
Крепче несите, ноги, в мир недобытых побед!»
Этапная картина «Шумный день» стала значительным событием советского кинематографа в эпоху борьбы с мещанством и накопительством. На этом фильме выросло не одно поколение зрителей.
Примечания
Ссылки
Использовались материалы сайтов:
Морской охотник • Небесное создание • Белая акация • Золотой дом • Аннушка • Шумный день • Всё остаётся людям • Старшая сестра • Ещё раз про любовь • Посол Советского Союза • За всё в ответе • Повторная свадьба • Они были актёрами • Наследство • Валентин и Валентина • Аэлита, не приставай к мужчинам • Взбесившийся автобус • Я вернусь. Путешествие Михаила Булгакова в Крым • Михаил Булгаков на Кавказе
Полезное
Смотреть что такое «Шумный день (фильм)» в других словарях:
Шумный день — Шумный день … Википедия
ШУМНЫЙ ДЕНЬ — «ШУМНЫЙ ДЕНЬ», СССР, Мосфильм, 1960, ч/б, 101 мин. Комедия. По мотивам пьесы Виктора Розова «В поисках радости». Поэтически простой и философски сложный рассказ о московской семье (мать и четверо взрослых детей). Старший сын Федор ученый химик,… … Энциклопедия кино
Ещё раз про любовь (фильм) — Ещё раз про любовь Жанр … Википедия
Еще раз про любовь (фильм) — Ещё раз про любовь Жанр мелодрама Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Эдвард Радзинский В гла … Википедия
Белая акация (фильм) — Белая акация Жанр Оперетта фильм спектакль Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Владимир Масс Михаил Червинский … Википедия
Валентин и Валентина (фильм) — Валентин и Валентина Жанр Мелодрама Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Георгий Натансон Михаил Рощин (пьеса) … Википедия
Старшая сестра (фильм) — Старшая сестра … Википедия
Посол Советского Союза (фильм — Посол Советского Союза (фильм,1969) Посол Советского Союза Жанр биографический фильм Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Пётр Рыжей Леонид Тур … Википедия
Взбесившийся автобус (фильм) — Взбесившийся автобус Жанр Остросюжетный Режиссёр Георгий Натансон В главных … Википедия
Посол Советского Союза (фильм) — Посол Советского Союза Жанр биографический фильм Режиссёр Георгий Натансон Автор сценария Пётр Рыжей Леонид Тур В главных ролях Юлия Борисова Анатолий Кторов … Википедия