актеры и роли фильма земля санникова
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Вера!
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных музыкальных фильмов
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»?
Журнал
8 интересных фактов о фильме «Земля Санникова»
Земля Санникова — мифический теплый остров в Ледовитом океане, об обнаружении которого ещё в 1810 году писал купец и исследователь Яков Санников. Позже на поиски острова отправлялись исследователь Эдуард Толль и Фритьоф Нансен, но никаких следов загадочной земли обнаружено не было. Поисками заинтересовался геолог и географ Владимир Обручев — по его просьбе таинственный остров пытались обнаружить ледокол «Садко» и арктическая авиация, но после очередной неудачи было решено, что острова не существует. Владимир Обручев написал научно-фантастический роман «Земля Санникова», в котором экспедиция всё-таки нашла теплый обитаемый остров посреди арктических льдов…
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Роман прочитал начинающий режиссёр Леонид Попов и загорелся идеей снять фильм по его мотивам. На киностудии «Мосфильм» тоже об этом думали, поэтому режиссёра приняли с радостью. Вторым режиссёром назначили дебютанта Альберта Мкртчяна. Они взяли сценарий, который уже давно лежал на студии, и отнесли его Марку Захарову с просьбой переписать историю. Режиссёры не хотели браться за описанных мамонтов, единорогов и прочих невиданных зверей — создавать их было трудно и дорого… Захаров роман не читал, но выслушал режиссёров и создал новый сюжет. От первоисточника осталась только главная идея — поиски легендарной Земли Санникова, а научно-фантастический роман превратился в приключенческий фильм.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Марк Захаров активно принимал участие в съёмочном процессе. Он настаивал, чтобы главные роли сыграли Армен Джигарханян, Евгений Леонов, Игорь Ледогоров и Владимир Высоцкий, но интерес к фильму проявил только Высоцкий, которого утвердили на роль Крестовского. Главная роль предлагалась Муслиму Магомаеву, но певец воспринял предложение как желание использовать его популярность и отказался. В результате на роль Ильина был утверждён Владислав Дворжецкий. В актёрский состав так же вошли Георгий Вицин, Сергей Шакуров и Николай Гриценко…
В крошечном эпизоде в массовке снялся студент Борис Грызлов — будущий видный политик, министр внутренних дел и председатель Госдумы. Он сыграл одного из посетителей кафе, где встречались главные герои.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Когда список актёров передали руководству «Мосфильма» — начались проблемы. Директор киностудии сказал, что ни Высоцкого, ни его песен в фильме быть не должно! Высоцкого заменили Олегом Далем, который сниматься у малоизвестных режиссёров не хотел, но на съёмки всё-таки поехал…
Работать с Далем было тяжело — он сильно пил и часто скандалил на съёмочной площадке. Однажды он назвал режиссёров дилетантами, которые не умеют снимать кино, и его активно поддержали Сергей Шакуров и Владислав Дворжецкий. Среди актёров произошёл раскол, и часть просто отказалась выходить на съёмочную площадку. Скандал дошёл до того, что актёры дали на «Мосфильм» телеграмму с требованием заменить режиссёров.
Актёрский состав вызвали в Москву и сообщили, что режиссёров менять не будут, но обещают с ними поговорить. Дворжецкий, Даль и Вицин пошли на компромисс, а Шакуров счёл их предателями и написал заявление об отстранении от съёмок. Его заменили на Юрия Назарова, но уже отснятые кадры менять не стали и в некоторых сценах у беглого каторжанина Губина лицо Сергея Шакурова… Взаимопонимания на съёмочной площадке больше не стало, но все старались сдерживать эмоции и все вопросы решать через «Мосфильм». Роль Олега Даля режиссёры значительно сократили, чтобы поменьше встречаться с ним на площадке.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
На роль онкилонов пригласили профессиональных танцоров из национальных танцевальных коллективов. Режиссёры хотели подчеркнуть колорит необычного племени неславянской внешностью, а усилили эффект темной кожей и светлыми париками. В роли шамана снялся знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, который и ставил «онкилонам» всю хореографию. Ему очень нравился образ и он любил в костюме шамана прогуляться по магазинам и посидеть в кафе, вызывая ажиотаж у прохожих.
Песни для фильма записал Олег Даль, но на сдаче картины директор «Мосфильма» потребовал переозвучить актёра — на запись он пришел в нетрезвом состоянии и в некоторых местах заметно не попадал в такт. Для новой записи пригласили Олега Анофриева, который сказал, что сначала спросит разрешения у Даля. Актёр сказал: «Записывайся!» — и зрители услышали уже голос Анофриева.
Музыку к самой известной песне «Есть только миг…» написал Александр Зацепин, но не специально к фильму, а к оперетте «Золотые ключи» про будни колхоза. Мелодия режиссёрам очень понравилась, а новый текст написал Леонид Дербенёв. После выхода фильма душевная песня вызвала дебаты в прессе — считалось, что она о слабых эгоистичных людях и прививает неправильные представления о жизни.
«Земля Санникова», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Мкртчян, Л. Попов
Землёй Санникова стала Долина Гейзеров на Камчатке — там снимали основные пейзажи таинственного острова. Часть натурных съёмок проходила на Финском заливе, в парке Монрепо и Выборге. Несколько сцен было снято в Крыму, Кабардино-Балкарии и в павильонах «Ленфильма».
Куда исчезла загадочная Аннуир из «Земли Санникова»: Единственная роль Екатерины Самбуевой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Екатерина Самбуева родилась в 1949 г. в Улан-Удэ. С самого детства ее главным увлечением были танцы, и после школы она окончила Бурятское хореографическое училище. Подающую надежды перспективную танцовщицу направили в Ленинград, где с 1967 г. она занималась в классе усовершенствования Ленинградского хореографического училища. Под руководством лучших педагогов там девушка смогла раскрыть свой потенциал. В том же году Екатерина Самбуева стала солисткой Бурятского театра оперы и балета.
В 1972 г. Екатерина Самбуева сыграла свою единственную роль, которая принесла ей всесоюзную популярность, – туземки Аннуир. Зрители не подозревали о том, что этот образ был создан одной из ведущих артисток советского балета. Как и о том, что этому фильму изначально все предрекали провал. Съемки с самого начала проходили в очень напряженной обстановке, на площадке часто происходили конфликты, а определиться с окончательным составом актеров не удавалось до самого последнего момента.
Изначально предполагалось, что главные роли в этом фильме исполнят другие актеры: Армену Джигарханяну предлагали сыграть руководителя экспедиции Ильина, Евгению Леонову – слугу Игнатия, Игорю Ледогорову – каторжанина Губина, а Владимиру Высоцкому – авантюриста Крестовского. Однако практически все эти актеры были заняты в других проектах и даже не пришли на пробы. Этой идеей загорелся только Высоцкий, который специально для «Земли Санникова» записал 3 песни: «Белое безмолвие», «Кони привередливые» и «Баллада о брошенном корабле». Но перед началом съемок руководство «Мосфильма» сняло с роли Высоцкого без объяснения причин. В результате Крестовского сыграл Олег Даль, а его партнерами по съемочной площадке стали Юрий Назаров, Георгий Вицин и Владислав Дворжецкий.
При этом атмосфера на съемках не улучшилась, и конфликты продолжались. Несмотря на все сложности, актеры блестяще справились со своей задачей. В прокате «Земля Санникова» пользовалась огромной популярностью – фильм посмотрели 41 млн зрителей. Обреченный на провал проект неожиданно даже для его создателей стал одним из признанных шедевров советского кинематографа. И заслуга в этом была не только у исполнителей главных ролей, но и у актеров, сыгравших эпизодические роли. Образ туземки Аннуир, созданный Екатериной Самбуевой, получился очень ярким и запоминающимся.
«Стойбище онкелонов» соорудили в 100 км от Нальчика, на Былымском перевале. Как должна выглядеть экзотическая народность, которая покинула материк 400 лет назад, никто не знал. Художник по костюмам Алина Будникова рассказывала: « Я ездила в этнографический музей в Ленинграде, просмотрела уйму документов, в архивах нашла удивительные вещи, которые можно было сшить даже из рыбьих пузырей. На моих эскизах онкелоны были с темными волосами и голубыми глазами. Режиссеры решили, что они ближе к монголоидной расе. Юра Назаров обмолвился: «А почему бы не сделать их светловолосыми?» Все решили: так онкелоны на самом деле будут выглядеть экзотичнее – и на них надели светлые парики. На складах «Мосфильма» было много кожи. В ход шла также тонкая обтирочная замша. Из нее мы шили все женские костюмы ». На роли экзотических онкелонов пригласили танцовщиков, собранных из балетных трупп от Казахстана до Бурятии.
Несмотря на успешный кинодебют, Самбуева не захотела продолжать актерскую карьеру – своим истинным призванием она всю жизнь считала балет. Екатерина признавала, что съемки в «Земле Санникова» стали для нее захватывающим и ценным опытом, но при этом она не воспринимала это как профессиональную деятельность. Ее приглашали в столичные театры, но Екатерина приняла решение вернуться на родину и выступать на сцене театра в столице Бурятии. При этом ее продолжали считать одной из самых ярких артисток советского балета.
Восторженные критики называли Самбуеву «маленькой бурятской Терпсихорой». Специально на ее выступления приезжали ценители балета со всего СССР. Балетоведы о ней писали: « Танец её легкий, стремительный, смелый при всей лиричности и поэтичности облика. Самбуева гибкая, даже сверхгибкая. Линии её арабеска волшебно пластичны: острой тростинкой вонзила носок в пол, вся подтянулась, готовая улететь. Как близко это поэтике «Жизели» и как хороша Самбуева в «Жизели»! ».
Ее талант получил признание не только на родине, но и за рубежом. Под занавес своей артистической карьеры Екатерина Самбуева прошла стажировку в Мариинском театре и несколько раз ездила с гастролями по всему миру. Ей рукоплескали в театрах Италии, Германии, Великобритании, Португалии, США, Вьетнама, Китая, Монголии, Японии и других странах.
Завершив свою карьеру танцовщицы, Екатерина Самбуева окончила заочное отделение ГИТИСа и занялась преподавательской деятельностью. В 1994-1997 г. она была художественным руководителем Бурятского государственного хореографического училища, в 1998-1999 гг. стояла у истоков создания театра балета «Элиста» в Калмыкии. С 1999 г. Екатерина Самбуева – художественный руководитель и педагог-репетитор балетной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета. С 2013 г. – главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Республики Коми. Под ее началом бурятский балет вышел на мировой уровень.
Ее артистическая карьера завершилась как раз во времена распада СССР и кризиса в отечественном искусстве. Многие коллеги Самбуевой, чтобы оставаться «на плаву», были вынуждены участвовать в таких проектах, об эстетическом уровне которых не приходилось говорить. Поэтому Екатерина Самбуева не жалела о том, что ей пришлось оставить сцену. Это позволило ей сохранить свое доброе имя и остаться нравственным ориентиром для начинающих артистов. Она говорила: « Когда сама танцуешь и только за себя отвечаешь – это легче и радостней, а быть педагогом – это огромная ответственность ».
В наши дни Екатерина Самбуева, которая недавно отметила 70-летний юбилей, остается одним из крупнейших деятелей культуры Бурятии. Она все так же живет в родном Улан-Удэ, участвует в культурных событиях столицы и ведет активную общественную жизнь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Земля Санникова». История о том, как все со всеми переругались, но получился киношедевр
«Земля Санникова» один из лучших советских фильмов, который можно пересматривать сотни раз.
Сняли его начинающие тогда режиссеры Леонид Попов и Альберт Мкртчян, а сценарий будущей картины доводил до ума Марк Захаров. Ничто перед съёмками фильма не предвещало проблем. А они были, да еще и какие!
Уж так сошлись звезды, что наши любимые актеры никак не могли ужиться на съёмочной площадке, конфликтовали они часто и с режиссером. За кадром иногда страсти были просто не шуточные, само начальство » Мосфильма» разбирало эти конфликты.
Начинающие режиссеры, молодые и дерзкие, сразу пригласили сниматься в своем фильме именитых актеров. Сначала роли были распределены так:
Армен Джигарханян — руководитель экспедиции Александр Ильин, Игорь Ледогоров — Губин, Евгений Леонов — Игнатий, Владимир Высоцкий — Крестовский, Марина Влади — невеста Ильина.
Это они так хотели, но вышло иначе. Ледогоров, Леонов и Джигарханян сразу отказались от съемок, просто не захотели сниматься у новичков. Зато Владислав Дворжецкий и Сергей Шакуров согласились на предложенные роли охотно, да и Георгий Вицин не посчитал для себя зазорным сняться в роли Игнатия.
Владимиру Высоцкому предложенная роль офицера — авантюриста Крестовского очень понравилась, он даже быстро написал специально несколько песен к фильму, в том числе и «Кони привередливые».
Фотопробы Владимира Высоцкого
Но эту роль Высоцкий так и не сыграл, помешало радио. Как назло, почти прямо перед съёмками в эфире Западногерманского радио «Немецкая волна» прошла передача, в которой играли песни Высоцкого. Радиоведущие представили Владимира Высоцкого как яркого борца с советским режимом. Был жуткий скандал, все дошло до ЦК партии…
Директору «Мосфильма было дано распоряжение — отстранить Высоцкого от съёмок во всех фильмах. Вместо Владимира Высоцкого эту роль сыграл Олег Даль. Ему не очень понравилось, что он должен играть вместо Высоцкого, но все же согласился.
Уже в самом начале съёмок Олег Даль часто спорил с режиссерами, он считал их не профессионалами, да и другие актеры часто говорили им об этом прямо в лицо. Обстановка была нервная, дисциплины никакой, часто все срывалось, а тут еще Даль к ранним утренним съёмкам не успевал протрезветь, приходилось снимать как есть, бюджет ограничен.
Сильно повздорили и Сергей Шакуров с режиссером Мкртчяном, ругались исключительно по творческому проекту. На стороне Шакурова был и Владислав Дворжецкий…
Актёры Владислав Дворжецкий, Екатерина Самбуева и Георгий Вицин на съёмках фильма „Земля Санникова“ 1973
От все этой каждодневной своры до последнего себя держал только Георгий Вицин, который всегда отличался уживчивым и неконфликтным характером, но и он не сдержался.
Оппозиционные к режиссерам актеры отбили в Москву следующую телеграмму, в которой они намеком просили заменить режиссёров фильма. Текст телеграммы был лаконичен:( одно слово тогда стоило три копейки, поправьте, если не так)
»Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».
Шакурова после этой телеграммы потом вызвали в Москву, просили решить вопрос мирно и дали понять, что нее будут они никаких режиссёров менять. » Езжайте, товарищ Шакуров! И снимайтесь дальше в кино. »
После этого как — то все поутихло. Не стал выступать за обострение конфликта потом и Дворжецкий. Вроде, он стоял в то время на очереди на квартиру, ( кто жил в то время, тот понимает, какая это трагедия, если тебя отодвигают в конец списка.) Был рад хоть временному затишью и миролюбивый Георгий Вицин.
А вот Сергей Шакуров проявил характер. Он поставил ультиматум — или я или режиссёры. Стоял на своем. И руководство «Мосфильма» сняло его с роли Губина. Вместо Шакурова роль Губина досталась Юрию Назарову.
Сергей Шакуров был очень обижен на своих коллег. Считал, что они его предали… После этого он с ними никогда не общался.
Да и Юрий Назаров еле терпел выходки режиссёров. Ему не понравилось, что в жару подростков (сцена с туземцами) снимали по 12 часов, а ведь это еще дети, они в обморок падали…
Он добился, чтобы съёмки были приостановлены, пока не сделают навесы, чтобы подросткам было не так жарко. Такая настойчивость очень не понравилось режиссёру Альберту Мкртчяну и теперь уже он требовал у руководства » Мосфильма», чтобы убрали с роли Назарова.
«На Мосфильме» вся эта чехарда всем уже порядком надоела и в этот раз там встали на защиту актера. Никто Юрия Назарова от роли не отстранил.
Легче всего было Олегу Далю, он выпивал и не нервничал. Трезвым он не конфликтовал никогда…
А под занавес еще новый сюрприз… В фильме песню «Есть только миг..» замечательно спел Олег Даль, но когда уже сдавали фильм, руководство решило, что эту песню должен другой певец или актер. Говорили, что им просто не понравилась запись. Режиссеры попросили спеть песню Валерия Золотухина, он приехал на студию, записал. Им не понравилось. Золотухин обиделся. Тогда попросили исполнить «Есть только миг» Олега Анофриева, он не отказался. Эта песня и стала визитной карточкой фильма.
Вот в каких муках и нервотрёпках рождалось великое кино… Но и это еще не все. Из-за всех этих скандалов «Земле Санникова» присудили третью категорию, а это значит — маленькие гонорары, как актерам, так и режиссерам.
Но что для зрителя все эти категории? Первого октября будет 48 лет со дня его премьеры. Столько лет прошло, а «Земля Санникова» до сих пор смотрится на одном дыхании.
Земля Санникова (фильм)
«Земля́ Са́нникова» — советский художественный фильм, снятый в 1972—1973 годах на киностудии «Мосфильм» по мотивам романа Владимира Обручева «Земля Санникова» режиссёрами Альбертом Мкртчяном и Леонидом Поповым. Широкоэкранный, продолжительность — 1 час 29 минут.
Содержание
История создания
Идея снять фильм по роману Владимира Обручева принадлежала руководству «Мосфильма». Сценарий был написан Владиславом Федосеевым. Режиссёров было два, ими были выбраны дебютанты кинорежиссуры Альберт Мкртчян и Леонид Попов. А. Мкртчян решил радикально переработать сценарий и обратился за этим к Марку Захарову, который в то время активно занимался публицистикой, например, именно Захаров написал тексты писем Сухова («Белое солнце пустыни»). Марк Захаров даже не прочёл роман Владимира Обручева, а на замечание Мкртчяна ответил: «Ты мне обрисуй тему и что ты хочешь увидеть». Альберт Мкртчян вспоминал:
Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть.
Первоначально к участию в фильме планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского) и Марину Влади (на роль невесты Ильина). Высоцкий был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Однако, на радио «Немецкая волна» прошла передача с участием записей песен В.Высоцкого. В контексте этой передачи Высоцкий был представлен бунтарём и диссидентом. Дорога к съёмкам в «Земле Санникова» Высоцкому и Влади была закрыта.
В спешном порядке на роль Крестовского был приглашён Олег Даль. Он приехал на съёмки в Зеленогорск в жутком настроении и в «разобранном» состоянии.
На роль одного из героев фильма — Губина (беглого политического каторжанина) был утверждён Сергей Шакуров. Он и стал катализатором разногласий актёрского состава с режиссёрами фильма. Конфликт разгорелся на фоне того, что актёры считали режиссёров дилетантами, не умеющими снимать кино. Сергей Шакуров в открытую шёл на конфликт и в итоге отказался выполнять установки режиссёров. К этому бунту присоединились Владислав Дворжецкий и Олег Даль. Георгий Вицин в этой ситуации выдерживал нейтральную позицию, но всё же, подписал общую с актёрами-бунтовщиками телеграмму, отправленную руководству «Мосфильма»:
Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров
Актёры требовали заменить двух, по их мнению, непрофессионалов на одного нормального режиссёра. Однако руководство «Мосфильма» заняло принципиальную позицию — не менять режиссёров. Переговоры с актерами шли месяц. Переубедить удалось всех, кроме Сергея Шакурова. В итоге он получил выговор и был снят с роли. На его место был приглашён Юрий Назаров, но в некоторых эпизодах фильма можно увидеть лицо Сергея Шакурова, хоть в титрах его фамилии и нет.
Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни — Даля и Дворжецкого…
С воодушевлением отнёсся к сценарию фильма исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий, надеявшийся на то, что она станет одной из лучших в его послужном списке.
В первом варианте песни в исполнении героя Олега Даля — Крестовского исполнил сам актер, но, когда фильм сдавался худсовету «Мосфильма», было принято решение переозвучить эти песни. Для перезаписи пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева. Олег Анофриев перезвонил Олегу Далю и спросил у него разрешения. Даль ответил: «Записывайся».