актеры киностудии им горького
Леониду Куравлеву – 85: Куда пропал один из самых снимаемых российских актеров
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Неказистый герой
Годы спустя режиссеры, которые работали с Куравлевым, говорили о нем как об актере без четко определенного амплуа – ему были подвластны любые образы, он был одинаково хорош и в комедийных, и в драматических ролях. Однако его талант разглядели не сразу. Во ВГИК он поступил только со второй попытки, а многие педагоги в него не верили. Например, Сергею Герасимову Куравлев казался невзрачным и неинтересным, он был уверен в том, что такой герой не может понравиться зрителю, а потому выступил против его кандидатуры на главную роль в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень».
Однако именно благодаря своей заурядной, на первый взгляд ничем не примечательной внешности, Куравлев мог становиться на съемочной площадке кем угодно. Шукшин был одним из первых, кто разглядел его мощнейший актерский потенциал и поверил в него. Он настоял на утверждении Куравлева и не ошибся в нем. Фильм «Живет такой парень» получил приз на Венецианском кинофестивале, а 28-летний актер стал любимцем многомиллионной аудитории. После этого он был нарасхват у режиссеров, и его кинокарьера пошла на взлет.
Сотрудничество и дружба Куравлева и Шукшина продолжались долгие годы. Размолвка у них сучилась лишь однажды: в главной роли в фильме «Печки-лавочки» Шукшин видел только Куравлева, актер поначалу дал согласие на участие в съемках, а потом отказался. Режиссеру пришлось самому исполнить эту роль, ведь на поиски замены времени уже не оставалось. Конечно, в результате фильм от этого не проиграл – Шукшин был великолепным актером. Позже Куравлев объяснил свой отказ тем, что хотел играть разные роли, «чтобы не заштамповываться».
Куравлев – настоящий профессионал своего дела. Он мог одновременно работать над совершенно разными образами. В 1973 г. вышли два легендарных фильма, в которых актер сыграл противоположных персонажей: Жоржа Милославского в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и Курта Айсмана в «Семнадцати мгновениях весны».
Эрудит, интеллигент и интроверт
Все, кто знаком с актером, говорят о том, что за кадром он совсем не похож на своих героев – недотеп и простаков. Его партнерша по фильму «Живет такой парень» Лидия Чащина говорила о нем: « Куравлев – это просто ходячая эрудиция. Чтение было для него не хобби, а образом жизни. Я считаю его самым начитанным актером в советском кинематографе ». Когда после съемок актеры собирались на посиделки, Куравлев закрывался у себя в номере с книгой в руках.
На экранах он часто выглядел наглым, шумным, беззаботным, безалаберным рубахой-парнем. А в жизни Куравлев – тихий, интеллигентный и очень замкнутый человек, который очень не любит повышенного внимания к собственной персоне и тщательно охраняет личное пространство от чужих людей.
Куравлев стал одним из немногих советских артистов, кто оставался востребованным и в 1990-х гг., и в новом столетии. Однако в этом кинематографе он сам не находил для себя места. Изменившаяся реальность оказалась ему не по душе. Актер не выносит жестокости и равнодушия, а большинство сериалов и фильмов нового времени кажутся ему воспеванием именно этих качеств.
За последние 10 лет он сыграл всего одну роль в комедийной мелодраме «Весь этот джем», хотя новые предложения от режиссеров до сих пор поступают регулярно, а зрительская любовь к нему не ослабевает. Но Куравлев утратил интерес к съемкам, а его жизнь разделилась на «до» и «после». Не до и после славы, а до и после любви.
Единственная любовь и самая тяжелая потеря
Когда он познакомился с Ниной, ей было 13, а ему – 16. Через 8 лет они поженились и прожили вместе всю жизнь. Когда в 2012 г. ее не стало, он словно потерял интерес ко всему окружающему миру. С этой утратой он так и не смог смириться. Такие семьи – большая редкость в актерской среде. « Пусть мне не верят, крутят пальцем у виска, но так оно и было. Нина – единственная женщина в моей жизни », – признается Леонид Куравлев.
После ухода жены актер перестал отвечать на звонки и свел к минимуму все контакты. Он не хочет видеть даже своих друзей-актеров, а от интервью отказывается наотрез. О нем заботится его дочь Екатерина, которая после ухода матери переехала жить к отцу. Она вместо него подходит к телефону и не пускает в квартиру посторонних. Часто приезжает в гости и сын актера с внуками.
С тех пор публичные мероприятия Куравлев посещает только в исключительных случаях – например, когда несколько лет назад на киностудии им. М. Горького открыли мемориальную доску режиссеру Татьяне Лиозновой. Тогда журналисты ему задали вопрос о том, почему он перестал сниматься в кино, на что актер ответил: « Меня приглашают, но сейчас почти перестали. Потому что я отказываюсь. Те сценарии, которые мне предлагают, не в моем вкусе. Я свое дело уже сделал при помощи Татьяны Лиозновой и Леонида Гайдая… Не люблю себя на экране. Хотя, конечно, я удовлетворен тем, что сделал в кино. Я счастливый человек в своей профессии ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Вера!
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных музыкальных фильмов
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»?
Журнал
История нашего кино: Киностудия им. М. Горького
Спецпроект «История нашего кино».
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!
В этом году знаменитой киностудии исполняется 105 лет. Её история началась в 1915 году, когда костромской купец Михаил Трофимов и секретарь редакции журнала «Сине-фоно» Моисей Алейников открыли в Москве киноателье «Русь». Трофимов отвечал за финансовую часть, Алейников был, как тогда говорили, «продуссером» — организатором творческих процессов.
Моисей Алейников
Михаил Трофимов зарабатывал на строительных подрядах, но кино и театр были его страстью, и он очень хотел внести вклад в развитие искусства. Специально для киностудии он отстроил съёмочные павильоны и на открытии первого из них так и заявил: «Не для прибылей я затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве… Кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр!». Но всё-таки момент был выбран неспроста… В годы первой мировой войны ввели эмбарго на иностранные фильмы и литературу, и бросили все силы на развитие и пропаганду национального киноискусства. Все, кто занимался этим вопросом, получали государственную поддержку.
Фото: pastvu.com
На тот момент в России работало около 20 киностудий, и «Русь» очень скоро стала самой передовой и процветающей. Только за первый год киноателье выпустило десять фильмов, в основном экранизации русской классики с участием ведущих актёров столичных театров. У них даже были свои павильоны в Одессе и Ялте, куда в последние годы Гражданской войны владельцы киностудии перевезли производство.
В 1919 году киностудия выпустила фильм, который первым в СССР получил мировое признание — экранизация повести Льва Толстого «Поликушка» вошла в десятку лучших фильмов, показанных в Америке! Годом раньше на киностудии был снят первый фильм в истории советского кино, который отправили на полку — киноповесть про антихриста «Девьи горы» показали всего один раз.
После окончания Гражданской войны студия стала кинематографическим органом немецкой организации «Международная рабочая помощь». Между СССР и Германией тогда была тесная кинодружба — немецкие фильмы были очень популярны у нас, а наши премьеры собирали полные залы в их кинотеатрах. Существовали прокатные объединения, практиковались поездки по обмену опытом и была общая техническая база. Студия получила название «Межрабпом-Русь».
«Аэлита», к/с «Межрабпом-Русь», 1924, реж. Я. Протазанов
В этом статусе она выпустила один из самых знаменитых фильмов 20-х годов — экранизацию фантастического романа А. Толстого «Аэлита». Первый фантастический фильм СССР был настолько ярким явлением, что его даже обсуждали в правительстве и Академии наук. Режиссёр «Аэлиты» Яков Протазанов подал ходатайство на показ фильма за границей. Он четыре года прожил в Европе и точно знал, что советскому кинематографу есть чем гордиться, однако ходатайство отклонили.
Следующий поворот в истории киностудии случился в 1928 году, когда «Межрабпом-Русь» стал совместным предприятием с берлинской компанией Prometheus Film и был переименован в «Межрабпомфильм». Студии поставлялась немецкая плёнка и аппаратура, так что технически с ней мало кто мог сравниться.
В 1931 году на киностудии был снят первый звуковой фильм — «Путёвка в жизнь». Произошло это благодаря физику Павлу Тагеру и его системе звукозаписи «Тагефон», изобретение которой перевернуло всю киноиндустрию! У звукового кино было немало противников, считающих, что оно убивает искусство. Кроме того, звук лишил работы многих актёров немого кино — оказалось, что их голоса звучат если не ужасно, то очень плохо, а дублировать тогда ещё не умели…
Прошло совсем немного времени, и в 1936 году киностудия совершила новую революцию — выпустила первый цветной фильм «Груня Корнакова». Несмотря на то, что окончательно цвет в кино пришёл ещё не скоро, осветителям, гримёрам и художникам по костюмам пришлось срочно искать новые подходы к работе.
Над фильмами студии работали не только звёзды дореволюционного кино, такие как Яков Протазанов или Владимир Гардин, но и будущие знаменитости — Всеволод Пудовкин, Игорь Ильинский, Николай Крючков, Зоя Фёдорова, Рина Зелёная, Вера Марецкая, Борис Ливанов, Николай и Владимир Баталовы и многие другие. Помимо фильмов студия занималась и мультипликацией, но полноценно это направление не развилось, а позже коллектив аниматоров перешёл в объединение «Союзмультфильм».
В 1934 году к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер и отношения между Союзом и Германией изменились. Через два года «Межрабпомфильм» прекратил своё существование, киностудию преобразовали в «Союздетфильм», а о дружбе с немецкими кинематографистами постарались забыть. Теперь это была первая советская студия детского кино, где сняли «Остров сокровищ», «Доктор Айболит», «Тимур и его команда», «Пятнадцатилетний капитан», а так же «Слон и верёвочка», «Первоклассница», «Похождения Насреддина» и одну из лучших экранизаций Островского «Бесприданница».
Во время Великой Отечественной войны в Таджикистан перевезли две киностудии «Союздетфильм» и Одесскую. Под нужды «Союздетфильма» отдали все производственные мощности местной киностудии «Таджикфильм». Мощности — это громко сказано, у киностудии было слабое оборудование, позволявшее выпускать два киножурнала в месяц, поэтому москвичам пришлось в короткие сроки отстроить лаборатории и декорации. Технику и стройматериалы везли со всех сторон — от Ялты до Грузии. В то время Душанбе, который тогда назывался Сталинабад, носил в народе прозвище «Вавилон».
Работали тяжело — отсутствие условий, голод, тиф, военная дисциплина и жёсткая экономия, но всеобщими усилиями сталинабадской эвакуации были сняты «Клятва Тимура», «Принц и нищий», «Новые похождения Швейка», «Лермонтов», а также сатирические и патриотические киносборники и знаменитая сказка «Кащей Бессмертный» с Георгием Милляром в главной роли.
«Кащей Бессмертный», к/с «Союздетфильм», 1944, реж. А. Роу
После войны киностудию хотели слить с «Мосфильмом», но за её независимость заступился режиссёр Марк Донской. На «Союздетфильме» он снял трилогию о Максиме Горьком, которая принесла режиссёру Государственную премию и вес в кинематографических кругах. Донской стал парламентёром. На приёме у Ворошилова он сказал: «Эмблема „Союздетфильма“ получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Весь мир узнал, что нас есть студия детского кино — нигде больше такого нет! Неужели же вы её закроете?». Ворошилов проникся и пошёл к Сталину. Тот ответил, что раз так, то давайте оставим, а если там была снята знаменитая трилогия о Горьком, то пусть киностудия носит его имя. Так студия обрела своё последнее название — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
В 1973 году режиссёр Алла Сурикова, драматург Александр Хмелик и администратор киностудии Борис Грачевский придумали детский юмористический журнал «Ералаш». Он задумывался как детская версия сатирического киножурнала «Фитиль» и рабочее название нового проекта было «Фитилёк». Название «Ералаш» придумалось уже во время работы над первыми выпусками, а бессменным директором киножурнала стал Грачевский. Премьера «Ералаша» состоялась в 1974 году и первым сюжетом была миниатюра «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. Сначала выпуски демонстрировались перед сеансами в кинотеатрах, а с конца 80-х киножурнал перешёл в телеформат.
В «Ералаше» переснималось огромное количество знаменитых актёров, а также киножурнал был стартовой площадкой для будущих знаменитостей. С его страниц вышли Фёдор Стуков, Александр Лойе, Владимир Сычёв, Наталья Ионова (Глюкоза), Влад Топалов, Сергей Лазарев, Анна Цуканова, Юлия Волкова, Александр Головин и многие другие. В 2005-м году «Ералаш» стал отдельной киностудией, которую возглавляет всё тот же Борис Грачевский.
В конце 80-х киностудию им. М. Горького начали раздирать скандалы. Мэтры киностудии — Лев Кулиджанов, Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий и её директор Евгений Котов — начали вызывать недовольство коллектива. Одним из главных бунтарей был Ролан Быков, который открыто называл директора киностудии «врагом детского кино» и возмущался появлением боевиков вроде «Бармен из „Золотого якоря“», «Досье человека в «ʺМерседесеʺ» или «Набат». Однако, когда директора решили переизбирать, ситуация стала ещё хуже…
«Гостья из будущего», к/с им М. Горького, 1984, реж. П. Арсенов
На студии постоянно делили кресла, а молодые режиссёры бунтовали против «стариков», которые не хотели никаких перемен. В результате выборов директором стал оператор Алексей Рыбин, который возглавлял студию до 1995 года. Этот выбор и перемены в стране изменили судьбу киностудии не в лучшую сторону, но за последнее десятилетие СССР на киностудии вышли «Гостья из будущего», «Карнавал», «Вам и не снилось», «Однажды двадцать лет спустя» и скандальная «Маленькая Вера».
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
В 90-х годах студия почти развалилась и основные деньги зарабатывала сдачей в аренду техники и помещений, но не прекращала работу — в это время были сняты «Страна глухих», «Биндюжник и король», «Взбесившийся автобус», «Змеиный источник», «Одиссея капитана Блада», но количество фильмов, по сравнению с предыдущими годами, было минимальным.
На данный момент киностудия им. М. Горького принадлежит Росимуществу. Киностудия снимает свои проекты, а также предоставляет комплекс услуг для кино- и телепроизводства: дубляж, пост-продакшн, пошив и прокат костюмов, строительство декораций и организация натурных и интерьерных съёмок. Из популярных фильмов последних лет на киностудии были сняты «Generation П» по роману Виктора Пелевина, «Приходи на меня посмотреть» и совместный проект с Ялтинской киностудией — фильм Гарика Сукачёва «Дом Солнца».
Киностудия Горького | Gorky film studio
Киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького – одна из старейших и крупнейших в России.
Год основания 1915.
За годы работы киностудия выпустила более тысячи фильмов, среди которых такие выдающиеся произведения, как: «Мать» Вс.
Показать полностью. Пудовкина, «Путёвка в жизнь» Н.Экка, «Дом, в котором я живу» Л.Кулиджанова и Я. Сегеля, «Тихий Дон» С. Герасимова, «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой и многие другие картины, вошедшие в золотой фонд отечественного и мирового кино.
Киностудия обладает мобильной структурой, которая дает ей возможность осуществлять полный цикл кинопроизводства.
Фильмы Киностудии имени Горького реализуются в России и за рубежом через все каналы дистрибуции.
Киностудия Горького | Gorky film studio запись закреплена
Получите в подарок авоську и набор продуктов
Продюсерский центр Киностудии Горького представил интернет-сериал «Советский дизайн». В связи с этим событием мы хотим вас порадовать – разыграть авоську и продуктовый набор.
Выиграть может каждый.
Показать полностью.
Для участия в конкурсе необходимо:
Быть участником нашей группы Киностудия Горького | Gorky film studio
Поделиться этой записью на своей стене (сделать репост на страничку)
На момент подведения итогов конкурса профиль участника должен быть открыт, чтобы проверить наличие репоста
Победителя выберем 18.10 с помощью генератора случайных чисел.
Начинаем
—
Новые серии «Советского дизайна» выходят каждую неделю в официальной группе Киностудии им. М. Горького ВКонтакте, всего в течение месяца выйдет 20 эпизодов по 15 минут. Сериал доступен по ссылке: https://m.vk.com/videos-121487680
Киностудия Горького | Gorky film studio запись закреплена
Новые серии интернет-сериала «Советский дизайн» уже опубликованы в разделе «Видео» (ссылка на альбом: https://vk.com/videos-121487680?section=album_214)
Добро пожаловать к просмотру
• «Спидола»
Показать полностью.
• «Серп и молот»
• «Компьютер ‘Сфинкс’»
• «Гарнитура газеты ‘Правды’»
__
Режиссером проекта «Советский дизайн» стал Игорь Макаров, ранее известен как сценарист и режиссер, участвовавший в создании популярного на платформе «КиноПоиск HD» документального сериала о жизни после пандемии «Новая реальность».
Партнеры проекта: Mail.ru, Московский музей дизайна @moscowdesignmuseum, Британская высшая школа дизайна @bhsad, Сноб.
Киностудия Горького | Gorky film studio запись закреплена
Сегодня 85 лет исполняется советскому и российскому актеру, народному артисту РСФСР Леониду Вячеславовичу Куравлёву
Леонид Куравлёв родился 8 октября 1936 года в Москве в семье слесаря авиазавода «Салют» Вячеслава Яковлевича Куравлёва и парикмахера Валентины Дмитриевны.
В 1953 году Леонид Куравлёв впервые попытался поступить во ВГИК, однако в вуз не прошёл и устроился на работу в московскую артель «Оптик».
Показать полностью.
Следующая попытка состоялась в 1955 году; на этот раз он успешно сдал экзамены и стал студентом актёрского отделения ВГИКа, где учился на курсе Бориса Владимировича Бибикова. Окончил ВГИК в 1960 году.
В кино дебютировал студентом, сыграв солдата-сапёра Морозова в фильме Андрея Тарковского и Александра Гордона «Сегодня увольнения не будет…». Параллельно начинающий актёр снялся в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают» и в приключенческом фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин» (оба фильма 1960 года).
Фильмография актёра насчитывает около 100 фильмов.
Поздравляем именинника с днём рождения Здоровья, благополучия и спокойствия!
Какие фильмы с Леонидом Вячеславовичем известны вам?
Киностудия Горького | Gorky film studio запись закреплена
Советский космический дизайн – это, на самом деле, двухходовка
Изначально это военные технологии и новые материалы, это амбиции и желание быть первыми. Которые наложились на удивительных мечтателей. А уже результатом этих технологических решений стало фанатичное увлечение космосом в Советском союзе.
Именно на уровне потребителей, на уровне среды.
Показать полностью.
Спутник появляется на марках, на коробках, упаковках.
Потому что упаковка – это то, что легко можно приобрести.
Затем всё это начинает развиваться дальше: в промышленном дизайне и мебельном. И лампы, и бра, светильники, часы, ткани появляются со звездами, со спутниками.
Поговорим об увлечении советских людей космосом, великих открытиях, про Циалковского и его проекты летательных аппаратов.
Смотрите интернет-сериал «Советский дизайн» в разделе «Видео» (ссылка на альбом: https://vk.com/videos-121487680?section=album_214).
Новые серии будут появляться каждую неделю, всего в течение месяца выйдет 20 эпизодов по 15 минут.
Киностудия Горького | Gorky film studio запись закреплена
Документальные фильмы Киностудии Горького теперь официально на YouTube – в рамках проекта Gorky.Doc
Состоялась интернет-премьера фильма «На дистанции» – о том, как переживали первый месяц самоизоляции русскоязычные жители европейских городов
Показать полностью.
Киностудии им. М. Горького в рамках проекта Gorky.Doc начинает публиковать на своем официальном YouTube-канале https://www.youtube.com/c/gorkyfilmstudio снятые в последние годы документальные фильмы. В течение семи дней в открытом доступе на канале появится семь фильмов.
Новый документальный блок открыла премьера фильма Алексея Кобылкова «На дистанции», который представляет события весны 2020 года в формате screen life. Шестеро русскоязычных героев из Италии, Испании, Великобритании и Германии в течение месяца ведут видеодневники с помощью камер на своих смартфонах.
В ближайшие дни на YouTube можно будет смотреть фильм «Сказание о Ерше» – в котором современные конструкторы рассказывают о советских деревянных яхтах «ершах», принимавших участие в крупных соревнованиях после Великой отечественной войны, а сегодня эти яхты обретают вторую жизнь в современном парусном спорте.
Фильм «Мгновения Чемпионата» подарит возможность еще раз вспомнить Чемпионат мира по футболу 2018 года: моменты матчей, реакции трибун, ликующие фан-зоны, слезы и радость болельщиков и просто мгновения из жизни людей в российских городах во время мундиаля.
Документальный проект «Не женское дело» расскажет о женщинах, не побоявшихся выбрать для себя мужские профессии. Фильм «Артековский закал» расскажет об эвакуации знаменитого пионерского лагеря «Артек» в годы Великой отечественной войны. Авторы фильма-исследования «Долгое эхо блокады» попытаются узнать, почему современных художников и сегодня волнует тема блокады Ленинграда. А фильм-портрет «О чем звонит колокол» покажет попытки вернувшейся из заграницы русской женщины изменить быт в своей деревне.
Добро пожаловать к просмотру.