актеры немого кино российской империи
5 русских красавиц-актрис немого кино, которыми восхищался мир в начале XX века
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вера Холодная
Рассказывая о легендах русского немого кино, всегда начинают с Веры Холодной. Именно эта непрофессиональная актриса сумела так покорить нашего зрителя, что стала звездой первой величины в Российской Империи. Александр Вертинский всегда утверждал, что именно он привел будущую звезду в кинематограф. Это произошло в 1914 году. Однако в первую встречу режиссер Владимир Гардин так описывал ее:
«Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у неё замечательно, но больше красавица Вера дать ничего не могла».
Софья Гославская
Этой ярчайшей звезде немого кинематографа, наоборот, была уготована очень длинная и плодотворная творческая судьба. Правда, в кино актриса со временем разочаровалась, выбрав для себя театральную карьеру. Затем много лет преподавала сценическое искусство и написала несколько автобиографических книг.
Вера Каралли
Эта удивительная женщина сочетала в себе очень разнообразные таланты. Одна из ведущих русских балерин, она гастролировала за рубежом в составе «Русского балета» Сергея Дягилева, играла в театре, а затем стала одной из первых звезд немого кино. С ней связана одна из самых загадочных страниц русской истории. Известно, что в ночь убийства Распутина во дворце Феликса Юсупова находились две женщины. Их роль в этом деле не совсем ясна, но одной из этих загадочных дам несомненно была Каралли (в то время ее связывали с Великим князем Дмитрием Павловичем романтические отношения).
Вера Малиновская
Эта удивительно красивая актриса дебютировала в кино в 1924 году. Карьера ее была недолгой – за четыре года она успела сняться в 11 фильмах, став во времена НЭПа звездой кинематографа первой величины. Ей даже удалось поработать с Мэри Пикфорд, когда та приезжала на съемки в нашу страну. Возможно, что именно общение с голливудской кинодивой зародило в ней мысль о побеге из СССР, во всяком случае Мэри говорила об этом в одном из интервью:
«В России я встретила очаровательную молодую русскую «звезду» — высокую девушку с длинными белокурыми волосами. Она была героиней лучшей картины, которую я видела там, — «Коллежский регистратор». Возможно, что она приедет в Америку при содействии Дугласа и моем. Нечего и говорить о том, как ей этого хочется.»
В 1928 году Вера Малиновская стала «невозвращенкой», оставшись в Германии после съемок исторического фильма. Правда, в Америку она так и не попала. Ее карьера за рубежом достаточно быстро закончилась. В 1979 году уже пожилая Малиновская посетила СССР в качестве гостьи на XI Московском международном кинофестивале.
Анна Стэн
А вот этой «невозвращенке» удалось добиться успеха в Европе и Америке. Урожденная Анна Фесак, по некоторым данным, в молодости даже успела поработать официанткой и начала свою карьеру в любительском театре, где на нее обратил внимание сам Станиславский. По его протекции девушку взяли в Московскую киноакадемию, и после ее окончания Анна дебютировала в немом кино. Уже через год она стала сниматься в главных ролях и стала звездой отечественного кинематографа. Получила она известность и за рубежом – несколько ее картин показали в Германии и имели огромный успех. Анна уехала из СССР для съемок в новом звуковом фильме и не вернулась на родину. В 1932 году она уже стала звездой Голливуда и достаточно много снималась, особенно охотно ее брали на роли в экранизациях русской классики – «Братья Карамазовы» (Франция), «Воскресение» (США). Интересно, что известнейшие актеры и продюсеры своего времени называли Анну Стэн в числе самых красивых и стильных актрис.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Иван Мозжухин
Биография
Ивана Мозжухина считали самым одаренным актером немого кино в дореволюционной России. Снискал он славу и за рубежом, однако появление звуковых фильмов поставило крест на карьере артиста, считавшего молчание главным принципом киноискусства, позволяющим реализовать бесконечную глубину взгляда, мимики и внутренней экспрессии.
Детство и юность
Иван родился 26 сентября 1889 года. Его ранняя биография связана с Пензой, неподалеку от которой, в селе Сергиевском, проживала его большая семья. Предком легенды немого кино был крепостной крестьянин, который верной службой добился предоставления ему и его детям вольной. Среди них был и отец актера, Илья Иванович Мозжухин, служивший конторщиком в имении господ Оболенских.
Он женился на дочери священника Рахили Ивановне, которая родила ему четверых сыновей: Александра, Алексея, Константина и Ивана. Жили Мозжухины скромно, но счастливо, стремились дать детям образование и доброе воспитание.
Иван Мозжухин в фильме «Пиковая дама»
Мать, артистически одаренная натура, занималась с сыновьями музыкой, и старший сын Александр впоследствии стал оперным певцом с мировым именем. Ставили Мозжухины и домашние спектакли, где более других блистал младший Иван, для которого увлечение театром переросло в страсть.
И хотя юноша не пошел поперек родительской воли и после окончания 2-й Пензенской мужской гимназии поступил в Московский университет, чтобы изучать юридические науки, долго продержаться на нелюбимом месте не смог: муза настойчиво звала его на подмостки.
Недаром, еще живя в Пензе, Мозжухин стал актером местного народного театра и участвовал как в любительских, так и в профессиональных спектаклях. «Театральным микробом» Иван заразился от старшего брата Александра, который сначала прославился как молодой талантливый бас провинции, а позднее стал петь в Театре музыкальной драмы Санкт-Петербурга.
Мозжухину еще не исполнилось 14, когда случилось горе: умерла его горячо любимая мать. Отец же надеялся, что убедит Ивана получить надежную профессию, но тот оказался упрямцем. Впоследствии Илья Иванович будет гордиться сыном и писать, что ему «все завидуют» по поводу детей, получивших всемирную славу.
Однако к тому моменту и Александр, и Иван уже жили в эмиграции, в то время как их престарелый отец на родине доживал дни в болезнях и бедности. Средние сыновья еле сводили концы с концами, будучи признаны классовыми врагами как бывшие представители царской армии. И отца, и братьев Ивана арестовали, раскулачили и сослали в Сибирь. Алексея в 1937 году расстреляли за так называемую контрреволюционную деятельность.
Творчество
Творческая карьера Мозжухина начиналась в труппе Петра Заречного, которая колесила по российской провинции в 1900-х годах. Там Иван обзавелся первыми поклонницами и расправил актерские крылья, решив попытать счастья в Москве. В профессиональные театры артист пробоваться не решился, а вот в Введенский народный дом, возглавляемый Алексеем Бахрушиным, отбор прошел.
В 1911 году Мозжухин дебютировал в кино, за пару лет став известнейшим и любимейшим киноартистом дореволюционной России наряду с Верой Холодной. Ему одинаково убедительно удавалось воплощать на экране разноплановые роли — как чёрта в «Ночи перед Рождеством», так и Маврушку в «Домике в Коломне» или Германна в «Пиковой даме».
Иван Мозжухин в фильме «Домик в Коломне»
Будучи ведущим актером компании Александра Ханжонкова, Иван стал звездой первой величины: он купался в славе и роскоши, будучи любимцем публики. Однако в 1920-м эта сказка вдруг превратилась в дым: советская власть арестовала Мозжухина и приговорила к смертной казни, и тот вынужден был спешно эмигрировать в Париж.
Там его блестящая карьера продолжилась: он снялся в фильме «Дитя карнавала» и других проектах, после чего на талантливого русского эмигранта стал посматривать Голливуд. Однако жизнь за океаном не задалась: несмотря на контракт с Universal Pictures, Мозжухин не смог стать любимцем американской публики, подобно Чарли Чаплину.
После операции, призванной привести его внешность к общепризнанным стандартам красоты, а также ряда неудачных картин, Иван вернулся в Европу, но там его ждал очередной неприятный сюрприз. Наступала эра звукового кино, и если раньше национальность актера не имела значения, то теперь его акцент становился заметным препятствием для получения новых ролей.
Личная жизнь
Личная жизнь Ивана была бурной. Только в официальных браках актер состоял трижды, и это не считая других его отношений. Впервые Мозжухин влюбился в 19 лет, объектом его страсти оказалась купеческая дочка Ольга Телегина-Броницкая, которая вопреки родительской воле стала актрисой провинциальной антрепризы.
Иван Мозжухин после операции (кадр из фильма «Капитуляция»)
Она родила от Мозжухина сына Александра в 1908 году, и некоторое время пара жила вместе и работала в одном передвижном театре. Однако жениться на любимой женщине и официально признавать ребенка Иван не спешил. Когда Шуре исполнилось 4 года, отец и вовсе оставил их, сопроводив прощальное фото словами «Не поминай лихом».
Женился Мозжухин в 1912 году, выбрав в спутницы жизни звезду немого кино Наталью Лисенко. Они вместе эмигрировали во Францию, но там их браку пришел конец. Через год после развода, произошедшего в 1927-м, Иван заново вступил в брак, вновь выбрав в жены актрису. Однако с Агнес Петерсен Мозжухин прожил еще меньше, чем с Лисенко.
Самой непродолжительной стала семейная жизнь с Таней Федор, которая также снималась в кино. Разочарованный в женщинах и собственной карьере, последние дни актер доживал в одиночестве, снимая меблированные комнаты на окраине Парижа.
Смерть
Летом 1938 года Мозжухин заболел той же болезнью, от которой когда-то слегла его мать. Чахотка быстро подтачивала его здоровье, так что собранные друзьями деньги на курортное лечение оказались ненужными. Спустя полгода Иван окончательно слег и 17 января 1939 года умер в больнице Нейи. Причиной смерти стал скоротечный туберкулез.
Мировые звезды немого кино
По популярности комедии Ллойда уступали фильмам Чаплина, однако очкарик-трудоголик смог заработать на своих картинах в разы больше Бродяги.
Вера Холодная
В кино Вера Холодная начала сниматься в 1914 году. Первая (эпизодическая) роль была сыграна в экранизации «Анна Каренина» режиссера Владимира Гардина. Быстро Вера Холодная стала самой популярной актрисой в России. Ее имя на афише гарантировало максимальные кассовые сборы. Всего за 4 года она снялась в нескольких десятках (по различным данным от 40 до 80) фильмов.
В начале 1917 года вышел на экраны фильм Харитонова «Позабудь про камин, в нем погасли огни» («У камина») по мотивам популярного романса. Успех этого фильма превзошел успех всех созданных до тех пор отечественных фильмов. Снят с проката он был только в 1924 году — по решению Главрепеткома.
Вначале 1919 года Вера Холодная снималась в нескольких фильмах. Съемки проходили в Одессе, где свирепствовала тяжелейшая форма гриппа «испанка». Заболевшую актрису спасти не удалось. 17 февраля 1919 года королевы русского немого кино не стало. Ей было всего 26.
Роско Арбакл
Роско Арбакл дебютировал в кино в 1909 году — это случилось после успешной карьеры на театральной сцене. Кроме того, что «Толстяк» Арбакл был талантливым актером, он еще и недурно пел — сам великий Энрико Карузо делал ему комплименты.
Роско Арбакл. Источник: nydailynews.com
В кино Роско добился значительных успехов довольно быстро, к 1919 году он уже был ведущим актером студии Universal и зарабатывал по 3 доллара в день. Популярность Арбакла была столь велика, что она даже выступал наставником для многих актеров, сделавших в дальнейшем неплохую карьеру. Среди его протеже были Бастер Китон, Боб Хоуп и даже Чарли Чаплин. Звезда «Толстяка» Роско закатилась в 1921 году, когда его ложно обвинили в изнасиловании и убийстве начинающей актрисы Вирджинии Рапп. Из-за скандала фильмы Арбакла были запрещены. Несмотря на то что в итоге Арбакла оправдали, он не мог найти работу в течение последующих десяти лет. В 1932 году Арбакл заключил контракт на шесть короткометражек с Warner Bros., а через год умер от сердечного приступа.
Ольга Чехова
Разобраться, где в судьбе актрисы факты, а где домыслы, очень трудно. Она была женой актера Михаила Чехова (двоюродного брата Антона Павловича Чехова). Ее тетей была жена А. П. Чехова — Ольга Книппер-Чехова. Ее поклонником был Адольф Гитлер, который присвоил ей звание Государственная артистка германского рейха. При этом существует масса фактов, говорящих о том, что Ольга Чехова работала на советские спецслужбы. Говорят, что орден Ленина Ольге Чеховой вручал лично Сталин. Наконец, бесспорно, Ольга Чехова была очень популярной актрисой.
Ольга Чехова. Источник: studopedia. su
Говорят, что в начале 1945 года ее собирался арестовать Гиммлер. Информация об этом дошла до Чеховой. Она сама позвонила Гиммлеру и попросила провести эту операцию так, чтобы она успела выпить чашку кофе. Когда эсэсовцы во главе с Гиммлером пришли за Чеховой, то она пила кофе вместе с… Гитлером. Арест не состоялся.
Ольга Чехова регулярно общалась с Герингом, Геббельсом, Кейтелем и др. Она была подругой Евы Браун и жены Геринга, которая, кстати, тоже была актрисой.
Бастер Китон
Карьера Китона в кино началась в 1917 году со знакомства с Раско Арбаклом, уже популярным комиком. Дебют состоялся в картине «Ученик мясника» — Арбакл сбивает Китона с ног мешком муки. Падать актеру было не привыкать — первое его падение случилось в шестимесячном возрасте и было отмечено самим Гарри Гудини, с которым работал отец Китона. Он же придумал и прозвище мальчику — Бастер (buster — удалец). В дальнейшем Джозеф (а именно такое имя получил мальчик при рождении) выступал в семейном шоу «Три Китона», где в одной из сценок ему часто приходилось падать и извиняться перед публикой: «Извините, я упал». Все свои действия мальчик исполнял без тени улыбки на лице, вызывая своей серьезностью еще больше смеха в зале. Умение сохранять невозмутимое выражение лица стало визитной карточкой актера, попадавшего на экране в самые нелепые и абсурдные ситуации.
Бастер Китон. Источник: factinate.com
Кроме актерского таланта, со временем у Китона обнаружились незаурядные способности режиссера: с 1920 по 1929 годы он снял более тридцати картин, каждая из которых находила отклик у критиков и зрителей.
Приход звука в кино не отразился на актерской карьере Бастера, обладая хорошим голосом и неплохо пел, однако ему не давали возможности ставить звуковые фильмы, что вскоре привело Китона к банкротству.
Алла Назимова
Алла Назимова (настоящее имя — Мириам Левентон) — одна из самых популярных и экстравагантных актрис мирового немого кино. В 1916 году продюсер Льюис Селзник уговорил 37-летнюю Назимову, успевшую стать известной по театральным работам, сняться в кино (в экранизации «Невест войны»). Актриса заключила с киностудией контракт на 13 тысяч долларов в неделю. Так Назимова стала самой высокооплачиваемой кинозвездой Америки. Даже Мери Пикфорд получала меньше.
Алла Назимова снялась в нескольких десятках фильмов, а ее вклад в американское искусство отмечен двумя звездами в аллее славы Голливуда.
Ее называют одной из самых экстравагантных актрис того периода. Чего только стоит двухдневная вечеринка в ее доме, устроенная хозяйкой в 1921 году. Говорят, что догадываясь, что кульминацией вечеринки станет стриптиз Назимовой, и другие звезды Голливуда решили соответствовать происходящему и пришли на званый прием почти в чем мать родила.
Чарли Чаплин
Чарли Чаплин, как и многие актеры эпохи немого кино, начинал карьеру в театре — тем более что его родители сами были актерами. В США Чаплин приехал вместе с труппой театра Фердинанда Карно в 1910 году. В 1913 году артисту предложила контракт студия «Кистоун», где его под свое крыло взял Роско Арбакл. Приспособиться к работе в кинематографе Чаплину было поначалу трудно, однако он быстро освоился — и вскоре родился самый известный образ в мировом кино. Своего Бродягу Чаплин создал в 1914 году: мешковатые штаны, узкая визитка, котелок, большие башмаки, черные маленькие усики и тросточка.
Чарли Чаплин. Источник: chrisforliberty. wordpress.com
В 1917 году он становится самым дорогим по тем временам актером — First National Pictures заключила с Чаплиным контракт на 1 миллион долларов. В 1919 году вместе с коллегами по цеху Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом он основывает киностудию United Artists, где начинает создавать свои полнометражные картины, ставшие классикой кинематографа: «Золотая лихорадка», «Цирк», «Огни большого города», «Великий диктатор». Даже после прихода звука в кино 1927 году, Чаплин остается верен идеалам немой классики и более десяти лет отказывался озвучивать свои картины.
Мэри Пикфорд
Мэри Пикфорд родилась в бедной семье в Торонто. В 1909 дебютировала в кино у Дейвида Уорка Гриффита, до этого с раннего детства играла в театре. Мэри Пикфорд называли первой звездой Голливуда, Американской Возлюбленной, Самой юной невестой Америки.
Мэри Пикфорд. Источник: cdn. pixabay.com
Мировую славу Мэри Пикфорд принес образ молодой и наивной девушки-подростка, американской «золушки». Наиболее заметными ролями Пикфорд принято считать сыгранные в фильмах «Нью-Йоркская шляпка» (1912), «Бедная маленькая богачка» (1916), «Маленькая принцесса» (1917), «Полианна» (1920), «Моя лучшая девушка» (1927). Всего же она сыграла примерно в 200 фильмах.
Гарольд Ллойд
Карьера Гарольда Ллойда началась в 1912 году с ролей в короткометражных комедиях. Через году у него был уже первый достойный контракт с кинокомпанией Томаса Эдисона. Первые образы Ллойда были похожи на созданного Чаплиным Бродягу — только одежда была наоборот маленькая. Но в 1919 году Ллойд вместе с компаньоном Хэлом Роучем придумали «персонажа с очками» — наиболее известный образ актера.
Гарольд Ллойд. Источник: oldtimeradiodownloads.com
Ллойд был трудолюбивым актером и большинство трюков в комедиях выполнял самостоятельно, что не могло не отразиться на его здоровье (при съемках одного из эпизодов со взрывом актер лишился двух пальцев на правой руке). По популярности комедии Ллойда уступали фильмам Чаплина, однако заработок очкарика-трудоголика в разы превышал Бродягин, так как лент он снял на порядок больше. Кроме того, Ллойд является автором идеи показа картин фокус-группам еще до выхода ленты в прокат, чтобы узнать реакцию публики.
Королевы русского немого кино
Эти дивы не могли выразить свои эмоции голосом, поэтому им приходилось полагаться на их незаурядную внешность, выразительную мимику, жесты, телодвижения и пластичность. Познакомьтесь с российскими звездами, которые зажег немой кинематограф, которые светили с экранов кинотеатров от Санкт-Петербурга до Сан-Франциско.
Вера Холодная (1893-1919)
Ее популярность била все рекорды — однажды на гастролях в Екатеринославле (ныне – г. Днепр в Украине) толпа фанатов пронесла на руках автомобиль, в котором приехала актриса.
Славу ей принесли роли в картинах «Пламя неба» и «Песнь торжествующей любви». После выхода этих фильмов, Холодную окрестили «королевой экрана».
Вера умерла в возрасте 25 лет в 1919 в Одессе во время съемок очередного фильма. Есть две версии ее такой ранней смерти. Согласно первой, актриса скончалась от гриппа-«испанки», а вторая, неофициальная версия, настаивает на том, что она была отравлена контрразведкой белого генерала Деникина за свои прокоммунистические взгляды.
Она была похоронена на Первом христианском кладбище в Одессе, но в 1933 это кладбище ликвидировали, и тело великой актрисы пропало бесследно.
Алла Назимова (1879-1945)
Самая эксцентричная актриса русского немого кино стала одной из самых оплачиваемых актрис Голливуда своего времени.
В 1904 театральная труппа, в которую входила Назимова, отправилась на гастроли в Европу, а затем в США. 18-месячные гастроли были достаточно долгими, чтобы Назимова поняла, что хочет остаться в Америке.
Галина Кравченко (1905-1996)
Она стала чрезвычайно популярной после своего дебюта в научно-фантастическом фильме «Аэлита», снятом в 1924.
Во всех советских городах можно было увидеть афиши с ее изображением, а открытки с ее фотографиями продавались в местных киосках.
В 1933 году актриса была арестована, так как к тому времени она была замужем за старшим сыном выдающегося советского политика Льва Каменева. Когда Каменевы впали в немилость Сталина и были репрессированы, кинокарьера Кравченко прекратилась. Позже она вернулась в кино, но уже на роли пожилых женщин.
Ольга Чехова (1897-1980)
В 1920 году Ольга Чехова иммигрировала в Германию, где и началась ее блистательная карьера киноактрисы. Гитлер был одним из ее самых больших поклонников, и у нее были близкие отношения со многими другими нацистами. Она даже была удостоена звания Государственной артистки Третьего рейха.
Тем не менее, это не спасло ее от преследований нацистами: однажды Генрих Гиммлер даже попытался объявить Чехову советской шпионкой. Однако, когда Гиммлер в сопровождении своих эсэсовцев явился ее арестовывать, то застал Чехову попивающей кофе … с самим фюрером! Ему ничего не оставалась, кроме как вежливо откланяться.
Ольга Чехова также пережила арест советскими властями. В 1945 она была доставлена в Москву, где ее допросили, но вскоре ей разрешили вернуться в Берлин. Существует версия, что Чехова была двойным агентом.
Вера Каралли (1889-1972)
Перед тем, как стать кинозвездой, Вера Каралли была успешной балериной. С 1906 года Вера выступала в Большом театре и участвовала в российских сезонах, организованных Сергеем Дягилевым на Западе.
В 1914 году Каралли дебютировала в фильме «Ты помнишь ли?», успех в котором сделал ее одной из самых ярких звезд русского немого кино.
После революции 1917 года Вера Каралли покинула Россию. Некоторое время она работала в Литве, Румынии, Франции и Австрии. Наконец она поселилась в Вене, где давала уроки балета.