актеры по фамилии смирнов
Трагическая биография комического актера Алексея Смирнова
Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов в Ярославской области. Отец Алексея умер рано, и мама одна воспитывала двух сыновей. В конце 1930-х годов Алексей Смирнов поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, и после ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады.
Когда началась Великая Отечественная война, оба брата ушли на фронт, и вскоре младший брат Алексея погиб. А Алексей Смирнов командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта, и был награжден 11-ю боевыми наградами, среди которых были ордена Славы 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Во время одного из боев Алексей Смирнов был сильно контужен и после долгого лечения в госпитале вернулся домой к матери. Но здоровье самого Алексея было подорвано. Тяжелая контузия привела к тому, что Смирнов не мог иметь детей.
Алексей решил вернуться к профессии актера, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Послевоенные годы для Смирнова выдались очень тяжелыми. Он очень мало зарабатывал, в кино еще в то время не снимался, в театре он играл лишь в массовках, и заботился о больной престарелой маме.
В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет». Так мы узнали о заслугах нашего коллеги». Алексею стали доверять роли второго плана. Учитывая, что Смирнов был человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и крупным носом, режиссеры обычно доверяли ему комические роли.
Любой выход актера на сцену вызывал у зрителей восторг и веселье. Особенно любили Алексея Смирнова маленькие зрители. В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько сыгранных заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох».
А в спектакле по пьесе-сказке Н.Адуева «Табачный капитан» Смирнов сыграл свою первую драматическую роль Петра Первого.
Актриса Татьяна Ткач вспоминала: «Мы столкнулись с Лешей Смирновым на гастролях в каком-то провинциальном городе. Он был трогательным, смешным человеком, а в каждой женщине видел потенциальную жену. Он тогда подошел ко мне, трясущимися руками протянул гвоздику и робко поинтересовался: «Танечка, а вы замужем. »
«Узнав, что у меня есть супруг, он очень огорчился. В то время он пытался ухаживать за всеми женщинами. С подобными предложениями о замужестве обошел всех присутствующих».
Между тем к концу 1950-х годов слава об интересном актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей», в которой актер сыграл единственного комического героя.
Смирнова заметили и другие кинорежиссеры. В 1961 году на экраны СССР вышли два новых фильма с участием Смирнова. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» Смирнов сыграл матроса Кныша.
А в картине «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александр Роу доверил Смирнову роль посла. Оба фильма пользовались огромной популярностью у зрителей, а Смирнов стал известным и популярным актером. Спустя два года благодаря роли Билла в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди» актер стал еще более популярен. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны.
Режиссеры с удовольствием приглашали его в свои картины, работать со Смирновым им было чрезвычайно легко, так как он понимал установки режиссера с полуслова и безоговорочно выполнял любые комедийные трюки – умел смешно прыгать, падать, бегать на четвереньках и даже соглашался купаться в ледяной воде.
А также у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
А в 1965 году его снова позвал исполнить роль в своей комедии «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика» Леонид Гайдай.
Публика обожала то, как Смирнов неподражаемо рассказывал байки. Он любил выйти на сцену, невозмутимо посмотреть на беснующуюся публику, достать из кармана свисток и неожиданно громко свистнуть. Зрители начинали хлопать еще больше. Смирнов любил внимание зрителей. Став знаменитым, он любил на гастролях выйти в холл гостиницы, и посидеть там на диванчике, ему было приятно что его узнавали.
В течение 1960-х годов Смирнов снялся еще в нескольких фильмах: «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Удар, еще удар» и «Семь стариков и одна девушка». Эти фильмы оказались настолько популярными у зрителей, что актеры, снявшиеся в них, превратились практически в национальных героев. Это случилось и со Смирновым, который, даже играя роли второго плана, сумел стать одним из самых популярных комиков советского кино.
В 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» по сценарию Владимира Короткевича. Фильм рассказывал о временах Средневековья, когда на территории Белоруссии свирепствовала чума. Смирнов должен был сыграть апостола Петра, но работу над этим фильмом особо контролировали чиновники из Госкино, мешавшие работать режиссеру и актерам, и когда картина была завершена, то прошла малым экраном, и зрители ее толком так и не увидели. В 1968 году Смирнова пригласили сняться в фильме «Разведчики». Смирнов сыграл в нем роль разведчика, который жертвовал жизнью, прикрывая отход своих товарищей. В этом же эпизоде вместе с ним «погибал» и Леонид Быков, дружба с которым у Смирнова началась в начале 1960-х, когда Быков переехал из Киева в Ленинград и снял Смирнова в своем фильме «Зайчик».
В 1974 году в фильме «В бой идут одни «старики» Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а своему другу Смирнову доверил сыграть роль его механика. Против кандидатуры Смирнова возражало все руководство Госкино СССР: «Это же Федя из «Операции «Ы», все будут смеяться». Но несмотря на сопротивление худсовета, Быков все же утвердил Смирнова на роль и после выхода фильма стало ясно, что Быков не ошибся.
Но из-за запрета чиновников в Госкино Смирнов все же не смог сняться в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-быты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал.
«У него была мечта сыграть солдата Швейка. Как я понял из его рассказов, он даже на фронте устраивал между боями представления. Мог цитировать роман о Швейке с любого места. » А последней крупной работой Смирнова в кино была комедия чехословацкого режиссера Олдржиха Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии Смирнов.
«Звездного гонора у него не было. Наоборот, в пивнушке на ВДНХ он старался сесть в углу и быть как можно незаметнее. К стойке за пивом ходил я, потому что народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему свое почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался. Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким. Казалось бы, я по сравнению с ним был пацаном в большом кино, но он ни разу не дал мне повода усомниться, что на съемочной площадке главным является режиссер»
Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. За три года до смерти Смирнов женился на женщине, у которой было двое детей. Но жить семье было почти не на что. Из театра актер ушел, а в кино сниматься его теперь не приглашали. Жена вскоре ушла от Смирнова, а у актера был диагностирован ряд тяжелых заболеваний.
В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ, после которого он длительное время провел в больнице. 25 марта 1979 года к нему в гости приехал Леонид Быков. Это была последняя встреча друзей. Посмотреть на знаменитого режиссера сбежался весь персонал ленинградской больницы. Быков принес Смирнову апельсины и провел у постели больного друга два часа. На прощание, похлопав его по плечу, сказал фразу из фильма: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Леонид Быков погиб в автокатастрофе.
Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.
Трагическая биография комического актера Алексея Смирнова
Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов в Ярославской области. Отец Алексея умер рано, и мама одна воспитывала двух сыновей. В конце 1930-х годов Алексей Смирнов поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, и после ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады.
Когда началась Великая Отечественная война, оба брата ушли на фронт, и вскоре младший брат Алексея погиб. А Алексей Смирнов командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта, и был награжден 11-ю боевыми наградами, среди которых были ордена Славы 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Во время одного из боев Алексей Смирнов был сильно контужен и после долгого лечения в госпитале вернулся домой к матери. Но здоровье самого Алексея было подорвано. Тяжелая контузия привела к тому, что Смирнов не мог иметь детей.
Алексей решил вернуться к профессии актера, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Послевоенные годы для Смирнова выдались очень тяжелыми. Он очень мало зарабатывал, в кино еще в то время не снимался, в театре он играл лишь в массовках, и заботился о больной престарелой маме.
В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет». Так мы узнали о заслугах нашего коллеги». Алексею стали доверять роли второго плана. Учитывая, что Смирнов был человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и крупным носом, режиссеры обычно доверяли ему комические роли.
Любой выход актера на сцену вызывал у зрителей восторг и веселье. Особенно любили Алексея Смирнова маленькие зрители. В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько сыгранных заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох».
А в спектакле по пьесе-сказке Н.Адуева «Табачный капитан» Смирнов сыграл свою первую драматическую роль Петра Первого.
Актриса Татьяна Ткач вспоминала: «Мы столкнулись с Лешей Смирновым на гастролях в каком-то провинциальном городе. Он был трогательным, смешным человеком, а в каждой женщине видел потенциальную жену. Он тогда подошел ко мне, трясущимися руками протянул гвоздику и робко поинтересовался: «Танечка, а вы замужем. »
«Узнав, что у меня есть супруг, он очень огорчился. В то время он пытался ухаживать за всеми женщинами. С подобными предложениями о замужестве обошел всех присутствующих».
Между тем к концу 1950-х годов слава об интересном актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей», в которой актер сыграл единственного комического героя.
Смирнова заметили и другие кинорежиссеры. В 1961 году на экраны СССР вышли два новых фильма с участием Смирнова. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» Смирнов сыграл матроса Кныша.
А в картине «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александр Роу доверил Смирнову роль посла. Оба фильма пользовались огромной популярностью у зрителей, а Смирнов стал известным и популярным актером. Спустя два года благодаря роли Билла в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди» актер стал еще более популярен. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны.
Режиссеры с удовольствием приглашали его в свои картины, работать со Смирновым им было чрезвычайно легко, так как он понимал установки режиссера с полуслова и безоговорочно выполнял любые комедийные трюки – умел смешно прыгать, падать, бегать на четвереньках и даже соглашался купаться в ледяной воде.
А также у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
А в 1965 году его снова позвал исполнить роль в своей комедии «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика» Леонид Гайдай.
Публика обожала то, как Смирнов неподражаемо рассказывал байки. Он любил выйти на сцену, невозмутимо посмотреть на беснующуюся публику, достать из кармана свисток и неожиданно громко свистнуть. Зрители начинали хлопать еще больше. Смирнов любил внимание зрителей. Став знаменитым, он любил на гастролях выйти в холл гостиницы, и посидеть там на диванчике, ему было приятно что его узнавали.
В течение 1960-х годов Смирнов снялся еще в нескольких фильмах: «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Удар, еще удар» и «Семь стариков и одна девушка». Эти фильмы оказались настолько популярными у зрителей, что актеры, снявшиеся в них, превратились практически в национальных героев. Это случилось и со Смирновым, который, даже играя роли второго плана, сумел стать одним из самых популярных комиков советского кино.
В 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» по сценарию Владимира Короткевича. Фильм рассказывал о временах Средневековья, когда на территории Белоруссии свирепствовала чума. Смирнов должен был сыграть апостола Петра, но работу над этим фильмом особо контролировали чиновники из Госкино, мешавшие работать режиссеру и актерам, и когда картина была завершена, то прошла малым экраном, и зрители ее толком так и не увидели. В 1968 году Смирнова пригласили сняться в фильме «Разведчики». Смирнов сыграл в нем роль разведчика, который жертвовал жизнью, прикрывая отход своих товарищей. В этом же эпизоде вместе с ним «погибал» и Леонид Быков, дружба с которым у Смирнова началась в начале 1960-х, когда Быков переехал из Киева в Ленинград и снял Смирнова в своем фильме «Зайчик».
В 1974 году в фильме «В бой идут одни «старики» Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а своему другу Смирнову доверил сыграть роль его механика. Против кандидатуры Смирнова возражало все руководство Госкино СССР: «Это же Федя из «Операции «Ы», все будут смеяться». Но несмотря на сопротивление худсовета, Быков все же утвердил Смирнова на роль и после выхода фильма стало ясно, что Быков не ошибся.
Но из-за запрета чиновников в Госкино Смирнов все же не смог сняться в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-быты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал.
«У него была мечта сыграть солдата Швейка. Как я понял из его рассказов, он даже на фронте устраивал между боями представления. Мог цитировать роман о Швейке с любого места. » А последней крупной работой Смирнова в кино была комедия чехословацкого режиссера Олдржиха Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии Смирнов.
«Звездного гонора у него не было. Наоборот, в пивнушке на ВДНХ он старался сесть в углу и быть как можно незаметнее. К стойке за пивом ходил я, потому что народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему свое почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался. Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким. Казалось бы, я по сравнению с ним был пацаном в большом кино, но он ни разу не дал мне повода усомниться, что на съемочной площадке главным является режиссер»
Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. За три года до смерти Смирнов женился на женщине, у которой было двое детей. Но жить семье было почти не на что. Из театра актер ушел, а в кино сниматься его теперь не приглашали. Жена вскоре ушла от Смирнова, а у актера был диагностирован ряд тяжелых заболеваний.
В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ, после которого он длительное время провел в больнице. 25 марта 1979 года к нему в гости приехал Леонид Быков. Это была последняя встреча друзей. Посмотреть на знаменитого режиссера сбежался весь персонал ленинградской больницы. Быков принес Смирнову апельсины и провел у постели больного друга два часа. На прощание, похлопав его по плечу, сказал фразу из фильма: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Леонид Быков погиб в автокатастрофе.
Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.
Алексей Смирнов
Биография
Алексей Смирнов — советский актер, мастер эпизода, который прославился как исполнитель в комедийном амплуа. Ему посчастливилось сотрудничать с мэтрами отечественного кинематографа Юрием Озеровым, Леонидом Гайдаем, Леонидом Быковым, Роланом Быковым. Не все зрители догадывались, что за его добродушной улыбкой скрывается тяжелая судьба, которая принесла ему множество испытаний и потерь.
Детство и юность
Алексей Смирнов родился в Ярославской области, в городке Данилове. У его родителей Анны Ивановны и Макара Степановича был также младший сын Аркадий. Когда Леше исполнилось 6 лет, семья перебралась в Ленинград, но там их застало горе: неожиданно скончался глава семейства, и матери пришлось одной растить двух мальчишек. До конца жизни Алексей Смирнов прожил в той коммунальной квартире, которую получил еще его отец.
Алексей Смирнов в молодости На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в.
В школьные годы мальчик посещал кружок драмы. Участие в постановочных сценках настолько увлекало его, что сразу после школы Смирнов отправился учиться в студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, которую окончил в 1940 году и сразу стал актером этого театра. Но на сцене Музкомедии успел поучаствовать только в оперетте «Роз-Мари», так как был призван на срочную службу, где его и застала война. Алексей Смирнов служил командиром огневого взвода, а позднее — артиллерийской батареи.
На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в тыл врага. Благодаря его персональным действиям было уничтожен ряд подразделений противника, освобожден город Староконстантинов, а также захвачена деревня Эйхенрид.
Не раз Алексей Макарович совершал подвиги: для того чтобы воодушевить боевых товарищей, в одиночку бросался в атаку на 4 десятка фашистов; вырывался из окружения во время разведки, причем захватывая в плен солдат противника; на себе переправлял через реку миномет.
За доблесть Алексей Смирнов был награжден орденом Красной Звезды, дважды — орденом Славы, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Но об этих наградах в последующие годы предпочитал не распространяться, считая, что делал то же самое, что и другие защитники Отечества. Великую победу актер встретил в звании гвардии старшина, но уже в запасе: во время одного сражения он был контужен и впоследствии комиссован.
Театр
После войны он вернулся в родную Музкомедию. В молодости ему доставались малозначительные персонажи в спектаклях, отчего актер испытывал чувство творческой неудовлетворенности. К тому же маленькие заработки не позволяли ему обеспечивать достойный быт. Во время гастролей Алексей Макарович умудрялся жить на одни суточные, которых не хватало на нормальное питание. Всю зарплату он отдавал матери, которая уже в те времена нуждалась в лечении.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Три толстяка»)
Актер не рассказывал коллегам о совершенных на войне подвигах, хотя их было немало. Труппа театра узнала о геройском прошлом Смирнова случайно, благодаря его встрече с маршалом Георгием Жуковым. Дело было на гастролях в Капустином Яру, где отдыхали военные. Генерал лично поздоровался с Алексеем Макаровичем на глазах у его коллег и пообещал артисту прибыть на спектакль, в котором тот играл.
Со временем публика запомнила внушительную комплекцию Смирнова (рост артиста составлял 186 см) и стала требовать новых появлений в образе добродушного увальня. Но мужчину такое амплуа тяготило: внутренне он был драматическим актером, а вовсе не комиком. Но единственная некомедийная роль в театре досталась ему в постановке «Табачный капитан», где он вышел на сцену как царь Петр I.
Алексей Смирнов в театре (кадр из фильма-спектакля «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика»)
Многие из окружения Алексея Макаровича подтверждали, что артист обладал уникальным тембром голоса — у него был глубокий грудной бас. Вокалистов, владеющих такими способностями, были единицы, поэтому исполнителю неоднократно предлагали сменить профессию. Но Смирнов так и остался драматическим артистом.
Фильмы
В кино Алексей Смирнов появился уже знаменитым актером благодаря участию в спектаклях. Сначала его попробовали в эпизоде военной драмы «Балтийская слава», затем дали единственную комедийную роль буржуя в серьезном фильме «Кочубей». После этой работы предложения посыпались на актера.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Полосатый рейс»)
Не всегда он выбирал картины из-за хорошего сценария или сотрудничества с опытными коллегами. Например, в мелодраме «Роман и Франческа» Смирнов захотел участвовать, чтобы посмотреть на восстановленный Киев, в котором бывал во время войны. Первыми «народными» ролями Алексея Макаровича были матрос Кныш из «Полосатого рейса» и атаман запорожских казаков в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Публика с восторгом встречала его появление на экране.
Самую большую любовь зрителей принесли Смирнову фильмы великого режиссера Леонида Гайдая. Киноновелла «Вождь краснокожих» и особенно «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» сделали его всенародным любимцем. Зрители цитировали персонажей Смирнова, как будто это были настоящие люди, а не экранные герои.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)
А режиссеры встали в очередь за популярным актером, так как стало повсеместно известно, что Алексей Смирнов не только требовательный к себе профессионал, но и очень послушный исполнитель, готовый беспрекословно купаться в ледяной воде, контактировать с дикими животными, падать с высоты и выполнять любые требования руководителей кинофильмов.
Сам актер считал по-настоящему «своим» режиссером только Леонида Быкова, с которым у него к тому же завязалась крепкая дружба. Вместе они поработали в комедии «Зайчик», героической картине «Разведчики», а затем в военной драме «В бой идут одни “старики”», которую Быков не представлял себе без участия Смирнова.
Леонид Быков и Алексей Смирнов (кадр из фильма «В бой идут одни «старики»)
Режиссеру пришлось натуральным образом бороться за товарища с Министерством культуры. Эта работа по праву считается жемчужиной фильмографии артиста. Благодаря роли механика Макарыча в этом фильме Алексей Смирнов открылся зрителю как незаурядный драматический актер, а финальная сцена у могилы остается одним из самых драматических эпизодов в советском кинематографе.
Личная жизнь
Алексей Смирнов никогда не был женат. Перед самой войной он сделал предложение своей возлюбленной Лидии Масловой. Но так как из-за контузии, полученной на фронте, актер не смог впоследствии иметь детей, он, скрыв настоящую причину, разорвал помолвку.
Впоследствии актер пытался наладить личную жизнь и одно время подыскивал себе будущую жену среди знакомых, но делал это неумело. К тому же Смирнов страшно комплексовал из-за своей внешности. В середине 70-х он пытался построить отношения с женщиной, которая одна воспитывала двоих детей, но из-за пристрастия к алкоголю не смог удержать ее рядом.
До конца жизни Алексей жил в коммунальной квартирке и ухаживал за больной матерью, страдавшей тяжелым психическим недугом. Болезнь развилась у Анны Ивановны после гибели на фронте младшего сына Аркадия. В последние годы жизни женщина уже никого не узнавала, ее пришлось определить в дом престарелых. Алексей Макарович переживал эту ситуацию болезненно.
Документальный фильм «Алексей Смирнов. Его знали только в лицо. Трагедия комика»Артист мечтал о детях, даже хотел усыновить ребенка-инвалида, на протяжении 10 лет он навещал в интернате мальчика, страдающего сердечной недостаточностью. Но ему не позволили взять ребенка под опеку власть имущие. Тем не менее Смирнов не переставал общаться с детьми-сиротами и дарил ребятам из детских домов собственноручно сделанные игрушки, которые искусно вырезал из дерева.
Актер увлекался коллекционированием. У него была обширная библиотека редких книг, большое количество высушенных насекомых и заспиртованных пресмыкающихся, а также альбом с вырезками из прессы о самом себе.
Смерть
Алексей Смирнов вел замкнутый образ жизни. К этому привели усилившаяся болезнь матери, собственное ухудшение здоровья, а также начинавшаяся зависимость от алкоголя. Скончался актер 7 мая 1979 года. Существует несколько версий того, что именно привело к трагическому финалу жизни 59-летнего Алексея Смирнова.
По официальной версии, он находился в больнице из-за ишемической болезни сердца и в течение 2 недель восстанавливал здоровье. В день выписки он узнал, что в автокатастрофе погиб его друг Леонид Быков. Эта новость стала сильным ударом для актера, который он не выдержал.
По другой информации, он попал в больницу как раз после известия о гибели Быкова и не пережил этой трагедии. Третья версия исходит от главврача больницы и говорит о том, что актер втайне от докторов решил помянуть друга, и выпитая рюмка коньяка стала для него фатальной.
Похороны Алексея Смирнова состоялись в ставшем родным ему Санкт-Петербурге. Его могила расположена на Южном кладбище, там же похоронена мать, которая скончалась двумя годами позже. На памятной доске размещено фото артиста в образе механика Макарыча. Позднее стало известно, что актер хотел, чтобы на его похоронах прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии». Но из-за закрытого образа жизни артиста об этой просьбе узнали не сразу.
Долгие годы память об актере хранилась только в кинолентах с его участием. О нем не писали в газетах, могила не посещалась.
Только в 21-м веке люди отблагодарили великого артиста и героя войны, установив ему памятник в Харькове. Экспозиция представляет собой Алексея Смирнова в образе механика Макарыча из фильма «В бой идут одни “старики”». А в Санкт-Петербурге в 2011 году появилась мемориальная доска. В новом тысячелетии были сняты документальные ленты о жизни актера, одна из них — «Острова. Алексей Смирнов» вышла в 2012 году.
В память об Алексее Макаровиче был создан персональный сайт, на котором собраны все документальные материалы об артисте, размещены его военные фотографии. Здесь же представлены интересные факты из биографии звезды экрана, воспоминания его коллег и друзей.