актеры снимавшиеся в фильме дело румянцева
Советская мелодрама «Дело Румянцева»: актёры, роли, краткий сюжет
Фильм «Дело Румянцева» впервые был продемонстрирован в советском прокате в 1955 г. Картина вошла в число первых детективов, снятых в СССР. О чём же повествует сюжет ленты? И кто сыграл в ней главные роли?
Краткий сюжет и создатели картины
Киноленту «Дело Румянцева» снял режиссёр Иосиф Хейфиц на базе киностудии «Ленфильм». Вплоть до 1953 г. Хейфиц работал только в паре с другими режиссёрами-постановщиками. Первой самостоятельной работой для Хейфица стала картина «Большая семья», второй – «Дело Румянцева».
Актёры А. Баталов, С. Лукьянов и Н. Подгорная получили в детективе главные роли. Сценарий для картины Иосиф Хейфиц написал в содружестве с Юрием Германом.
Сюжет фильма повествует о водителе-дальнобойщике Александре Румянцеве, который стал жертвой махинаций начальства. После одного из рейсов Александра арестовывают и начинают подробно допрашивать. Оказывается, что водитель перевозил краденый груз, сам того не подозревая.
Инспектор Самохин не верит показаниям Румянцева и продолжает выдвигать против молодого парня серьёзное обвинение. И пожалуй, Александру пришлось бы понести наказание за преступление, которого он не совершал, если бы расследованием не заинтересовался полковник Афанасьев, распутавший впоследствии тугой клубок запутанного дела.
«Дело Румянцева»: актёры. А. Баталов в роли дальнобойщика
Баталов Алексей Владимирович родился в 1928 г. в городе Владимире в театральной семье. С ранних лет Алексей начал выходить на театральные подмостки, участвуя в спектаклях своих родителей.
После получения среднего образования Алексей Баталов решил продолжить театральную династию и поступил в Школу-студию МХАТ, успешно окончив её в 1950 г. В кино исполнитель начал сниматься в 1944 г.
В фильме «Дело Румянцева» актёры А. Баталов и Н. Крючков сыграли полных антагонистов. Алексей Владимирович выступил в роли принципиального и честного Александра Румянцева, которого несправедливо обвинили в хищении чужого имущества. А Николай Крючков воплотил на экранах образ начальника эксплуатационного отдела Королькова – этакого хитрого лиса, который провернул сложнейшую экономическую махинацию таким образом, что комар носа не подточит. И всё же нашёлся среди главных героев фильма смекалистый персонаж – полковник Афанасьев – который вывел преступника на чистую воду.
После «Дела Румянцева» Баталов снялся в таких культовых фильмах, как «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит», «Чисто английское убийство». В 2008 г. актёр получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Н. Подгорная в роли невесты Румянцева
По сюжету в фильме Иосифа Хейфица у Александра Румянцева была верная и отважная невеста, которая всеми силами пыталась оправдать своего жениха. Эту роль сыграла Нинель Подгорная.
Подгорная, выпускница Щепкинского училища, всю свою жизнь посвятила служению театру. В Центральном академическом театре Советской армии актриса проработала 60 лет, сыграв несметное количество ролей.
В кино Нинель появилась лишь трижды. В 1955 г. она дебютировала в детективе «Дело Румянцева», через год сыграла Ксению в «Долине синих скал» и 1958 г. – Татьяну Никитину в картине «Наш корреспондент».
Другие исполнители ролей
В детективе «Дело Румянцева» актёры Сергей Лукьянов («Кубанские казаки») и Пётр Лобанов («Медовый месяц») сыграли представителей правопорядка. Только если инспектор ОБХСС Самохин вёл дело Румянцева спустя рукава, то его начальник Афанасьев въедливо сопоставлял все факты и в итоге оправдал Александра. Фильм «Дело Румянцева» также вошёл в фильмографию таких известных актёров, как Евгений Леонов и Инна Макарова.
Е. Леонов предстал перед зрителями в образе шофёра Михаила Снегирёва – свидетеля по делу Румянцева. Артист широко известен публике по комедиям «Полосатый рейс» и «Джентльмены удачи». Съёмки в детективе Иосифа Хейфица стали одной из первых работ Леонова в кино.
Инна Макарова пользовалась большой популярностью в 50-60-х гг. Актриса сыграла главные роли в фильмах «Высота» и «Девчата». В «Деле Румянцева» Макаровой досталась роль второго плана: в кадре она появилась как жена шофёра Мишки Снегирёва.
Помимо этого, в актёрский состав детективного фильма вошли Геннадий Юхтин («Весна на Заречной улице»), Владимир Лепко («Кубанские казаки»), Николай Крючков («Баллада о солдате»), Виктор Чекмарёв («Поднятая целина») и Антс Эскола («Михайло Ломоносов»).
Содержание фильма «Дело Румянцева». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Детектив от режиссера Иосифа Хейфица.
Проходит время. Начальник отдела эксплуатации Корольков, замешанный в связях с расхитителями, решает отправить Румянцева отвезти груз. На складе он получает от сообщника Королькова Пруса груз, накладные и пакет с документацией для Королькова. Далее он отправляется на склад Текстильторга, где его ждёт «агент», на деле главарь шайки расхитителей по прозвищу Шмыгло.
Тот говорит Румянцеву, что склад находится в другом месте, и тайком прокалывает колесо шилом, чтобы машина не доехала до склада. Позже Саша обнаруживает, что колесо спущено. По дороге ему попадается друг, шофёр Миша Снегирёв. Саша просит его прислать ему помощь, однако тот отказывается, так как его ждёт супруга. Тогда Шмыгло, якобы, обязуется сам забрать груз и вызвать аварийную машину.
Клавдия, тем временем, выписывается из больницы и готовится встречать своего любимого. Но вечером он не является. Сашу арестовывает ОБХСС. Выясняется, что им воспользовались расхитители: накладные были поддельные, а в пакете для Королькова была крупная сумма денег. Саша пытается доказать свою невиновность, но допрашивающий его капитан ему не верит. На допрос вызывают Королькова, который отказывается заступаться за своего шофёра. Саша догадывается, что Корольков замешан в этой махинации. Позже Корольков и Шмыгло решают подбросить Румянцеву в камеру записку от преступников.
К счастью, в дело вмешивается полковник милиции, начальник ОБХСС С. И. Афанасьев. После некоторых допросов Румянцева и разговора с шофёрами, которые пришли заступиться за своего товарища, Афанасьев понимает, что Румянцев невиновен, и догадывается, кто за этим всем стоит. Ночью он наносит Шмыгло визит. Когда-то в молодости Афанасьев арестовывал Шмыгло за аферу. Полковник милиции устраивает в квартире преступника обыск.
Румянцева отпускают из-под стражи. Он сразу замечает недоверие к себе в родном коллективе, а также видит приказ о его увольнении. Саша ссорится с Мишей Снегирёвым, который отказался явиться в милицию в качестве свидетеля и заступиться за товарища. Однако, спустя некоторое время, Миша всё-таки приходит в отделение. Он не отрицает факт того, что Румянцев обращался за помощью, но тут же заявил, что он «ни при чём». Афанасьев грубо отчитывает Снегирёва за предательство своего товарища; а в своём коллективе он попадает в опалу.
Наконец-то Саша встречается с Клавдией, которая в ужасе от того, что случилось. Поняв это, Саша решает вернуть к себе доверие и обязуется найти тех, кто его подставил. На складе, где он принимал груз, он находит Пруса, хочет его наказать, однако на помощь бандиту приходят его сообщники. Завязывается драка. В этот момент появляются сотрудники милиции во главе с Афанасьевым, арестовывают Пруса и спасают Саше жизнь. Завершается фильм тем, что Саша Румянцев, от которого ведётся повествование, по-прежнему шофёр, уже осенью возвращающийся с очередного рейса к своей любимой жене.
Кинокритик Всеволод Ревич называл «Дело Румянцева» «Делом №1» советского уголовного детектива. Он отмечал художественную глубину фильма и утверждал, что в нём заложена «возможность и методика создания действительно глубоких образов, действительно жизненных, действительно поучительных картин».
кадры из фильма «Дело Румянцева»
Режиссер: Иосиф Хейфиц;
Сценаристы: Юрий Герман, Иосиф Хейфиц;
Операторы: Моисей Магид, Лев Сокольский;
Композитор: Венедикт Пушков;
Художники: Исаак Каплан, Белла Маневич;
Страна: СССР;
Производство: Ленфильм;
Год: 1955;
Премьера: 8 марта 1956
Дело Румянцева (1955)
Дело Румянцева
Начальник автобазы, связанный с бандой спекулянтов, посылает ничего не подозревающего Румянцева в рейс с краденым грузом. В дороге шофера арестовывают и сажают в тюрьму. Чтобы замести следы, истинные преступники делают так, что вся тяжесть преступления ложится на Румянцева. Подозрительный и бездушный капитан милиции не в состоянии найти подлинных преступников. И тогда дело Румянцева переходит в руки умного и опытного полковника.
Отзывы критиков о фильме «Дело Румянцева», 1955
«Дело Румянцева», СССР, 1955
Режиссер Иосиф Хейфиц
Прекрасный образец фильма с идеальным актерским ансамблем. Проходных ролей нет вообще. Каждая, даже самая маленькая эпизодическая роль, сыграна великолепно. Это фильм, который полностью сделали актеры второго плана. Очень четко прописанные персонажи с самобытными характерами и прекрасная отточенная актерская игра: каждый характер раскрыт очень точно.
В главной роли А. Баталов, который играет незамысловатого, простого и несколько наивного парня — шофера Сашу Румянцева, по своей наивности и небдительности попадающего в уголовную историю.
Второстепенные персонажи как на подбор: лучший друг; злая и мелочная тетка главной героини; добрая и отзывчивая соседка Румянцева; нянечка в детском доме; сам чудесный мальчик в исполнении Виктора Коваля; несправедливый, туповатый и пытающийся выслужиться капитан, ведущий расследование; человечный и умудренный опытом полковник; студентки, подружки главной героини.
У Н. Крючкова, что злодей, что герой-передовик, — все прекрасно получаются. Геннадий Юхтин трогательно сыграл друга главного героя (вообще, на мой взгляд, это самый положительный персонаж фильма). А как здорово сыграли чету Снегиревых Е. Леонов и Инна Макарова, за несколько минут экранного времени полностью раскрыв характеры своих персонажей.
Можно перечислять еще очень долго — фильм богат на второстепенных персонажей. Они придают фильму живость и необходимую динамику. Динамика достигается именно за счет второстепенных персонажей. Главные герои либо в больнице, либо в тюрьме сидят, или находятся в состоянии ожидания.
Стилистика кино 50-х предполагает однозначно и точно расставленные акценты, но сделано это не прямолинейно (в лоб), как это было в 30—40-е гг., а уже намеками, хотя и достаточно очевидными.
Символы разложения: капроновые чулки; песня Вертинского, которую играет на фортепиано аферист-рецидивист. Вечно пьянствующие преступники, вороватые, лживые и трусливые.
В противовес этому — открытые, честные и смелые простые шоферы — люди труда.
Короче, все понятно и недвусмысленно! Простой и незамысловатый детективный сюжет является лишь декорацией. Фильм о любви и дружбе, взаимопомощи и радости жизни, о том, что так ценилось и чего так не хватало жителям послевоенного СССР.
Я бы абстрагировалась и от детективного сюжета, и от идеологической нагруженности фильма. На мой взгляд, он ценен именно блестящим актерским ансамблем и отличной режиссерской работой (крупные планы, построение кадра).
Без беды друга не узнаешь
Однажды приходит день, когда многолетняя дружба проходит испытание на прочность. Жизнь не киносценарий, и всегда может приключиться беда, которая откроет истинные лица тех, кого считаешь своими товарищами. Клеймо расхитителя социалистической собственности в глазах окружающих сразу перечеркивает даже самую положительную характеристику. Принцип презумпции невиновности в бытовом сознании работает с жутким скрипом, тем более в прежние времена милиции еще доверяли, и раз «замели», значит, за дело. Судьба симпатичного шофера-дальнерейсовика Сашки Румянцева, подставленного вороватым начальником, стала хорошим мерилом отношений в коллективе, где нашлись не только настоящие товарищи, но и те, кому важнее всего не «запачкать анкетку».
Такое количество эпизодов, раскрывающих подлость и низость отдельных людей, редко можно увидеть в советском кино, и во многом поэтому лента Иосифа Хейфица стала первопроходцем в жанре. Само по себе дело о шофере, влипшем в крупные неприятности из-за своей неосмотрительности, не слишком долго находится в русле детектива, а довольно скоро переходит в социальную плоскость, когда тут и там начинаются обсуждения в духе «а мы были о нем такого хорошего мнения». Порядочные люди как обычно найдутся, но какие бы теплые слова не адресовались Румянцеву, а они не способны вытащить человека из беды. Вынужденный искать пути выхода из сложившейся ситуации Саша слышит легендарную фразу о тамбовском волке, которая подобна горящей надписи на лбу большинства личностей, не способных думать о чьей-то судьбе. В фильме четко проведена черта между сердечными людьми и теми, чья хата с краю, но намеков на неминуемый положительный исход сходу не обнаруживается, и по этой причине «Дело Румянцева» отличается первоклассно выстроенной атмосферой тревожного ожидания.
Плотно вписанное в тогдашнее социокультурное нутро кино не дает значительного развития идее порицания оступившегося человека, сводя все к вопросам личного доверия. Подлинный драматизм положения арестованного шофера зримо проявлен в сцене возбужденной дискуссии его коллег, в ходе которой окончательно рушатся иллюзии о том, что кто-то чего-то не понимает. Другое дело карающая длань закона, которая предстает перед Румянцевым двумя прямо противоположными характерами не в меру ретивого капитана и рассудительного полковника. В наше время о таком чутком внимании к своей персоне допрашиваемый может лишь мечтать, но постановка Хейфица удивительным образом не производит впечатление беспросветной наивности. Скорее здесь в ходу истина, что каждому оступившемся следует дать шанс. Алексей Баталов в роли человека, который, по словам его невесты «точно лучше всех», далек от стереотипного безупречного образа, зато способен набивать шишки и добирать необходимые качества в критической ситуации, которая бы сломала кого угодно. Вместе с тем, это кино — отнюдь не драма одного актера, а объемная картина человеческих взаимоотношений, избавленных от притворства.
Искусство противопоставления, которое так удачно использует Иосиф Хейфиц в эмоциональных диалогах своих героев, помогает демонстрировать впечатляющий набор качеств, которые проявляются подчас в самых неожиданных моментах. На примере двух коллег-шоферов Евдокимова и Снегирева режиссер неоднократно подчеркивает непреложную истину — не каждый человек способен на поступок. Полюбить чужого ребенка как своего и протянуть руку товарищу в важнейший для того момент — перед героями Геннадия Юхтина и Евгения Леонова стояли задачи разной степени сложности, но они оказались объединены в непримиримом противостоянии честности и подлости. Бесхитростная формулировка «этот хороший, а тот плохой» не отражает всей сути, каждого человека можно понять, но потому судьба и не желает ждать, пока все вокруг будут готовы к ее испытаниям. Один неверный шаг, одно худое слово оказываются такими же важными, как готовность посвятить кому-то жизнь.
За всей этой криминально-социальной подосновой не сразу удается проникнуться скромной романтикой нелегкой шоферской доли, а между тем она ключевая деталь фильма. Во все времена дальнобойщики были особой кастой среди тружеников руля и кулисы. Проводящие целые сутки в дороге, суровые мужики не знают, что такое жалобы на судьбу, и именно поэтому попавший в переплет герой Баталова выглядит каким угодно: растерянным, обескураженным, встревоженным, но точно не раздавленным. Тяжелая работа определяет характер, и пусть демонстрации братства шоферов Хейфиц уделяет не так много внимания, но не вызывает сомнения их способность перенести любые тяготы, особенно если в толпе злопыхающих и отвернувшихся отыщутся преданная невеста и упорный друг. Совсем не типажи, а живые люди усилиями прекрасного актерского ансамбля превратили пионера советского детектива в историю настоящего товарищества, постулаты которого не подвержены влиянию времени.
P.S. Посвящается памяти моего деда.
Один из любимейших фильмов. Из тех, что пересматриваю каждый год. Настольная лента любого желающего быть порядочным человека.
Не знаю с какими эмоциями её смотрели при Никите Сергеевиче, но сейчас это отдушина в потерянный мир прежде всего чистоты человеческой души, недальновидной доброты, простоты и вместе с тем богатством жизни, верной мужской дружбы, тонкого без пошлостей юмора. Как же этого сейчас нам не хватает… в эпоху распада всего и вся.
Она вызовет у вас приятное целительное чувство ностальгии по тем уже так далёким комсомольским годам, показав какими неиспорченными были наши соотечественники. Им что за баранкой газика сидеть, что за штурвалом космического корабля. Вот такие были люди! Товарищи — так мы раньше называли друг друга.
Мы склонны идеализировать прошлое при сомнении в будущем и не имея настоящего, коим можно гордиться, но нет дымя без огня. Это фильм основан на реальных событиях. Это не сказка, а фильм о правде, которая к сожалению уже в прошлом. Это кино своё, это кино наше и снято оно для своих. То, как играли актёры говорить не приходится. Пик мастерства. Игра просто поражает. Апплодирую стоя. Особенно мне понравились Николай Крючков и Виктор Чекмарёв. Гении.
Замечательное кино. Очень правильное, но не без второго дна.
Кинематограф 50-х он и весь-то такой. А здесь концентрат сего напитка. Да еще и с Баталовым во главе, у которого самой отрицательной ролью стала роль Гурова в «Даме с собачкой». А еще в активе «Дорогой мой человек» и «Большая семья». Фильмы хоть и цветные, но по сути черно-белые. Вот герой положительный (Баталов), вот герои отрицательные (банда). Причем настолько положительный. что даже и не пьет. А отрицательные настолько, что не только пьют, но даже кадры с ними можно помещать на стенд: «Пьянство до добра не доводит!» или «Они расхищают социалистическую собственность». Причем плакаты получатся авторства Кукрыниксов. И пережим идет во всех направлениях, начиная актерами, заканчивая гримом. Но таков уж был большой стиль 1950-х гг. Сталинская программа героизации добра и демонизации зла все еще работала н общественное сознание.
Однако есть и существенные прорывы. Прежде всего, в социальном контексте. Во-первых, смена идеологии «Партия — наш рулевой!» на лозунг «Рабочий класс шагает впереди!». Что характерно, рабочий, судя по всему беспартийный. А во-вторых, фильм вышел накануне ХХ съезда и подготовил к нему почву. Стоит только вдуматься в коллизии фильма. Арестовывают человека, а затем… Нет не вся его родня и заступники идут под арест! Напротив, декларируется принцип: «Если веришь человеку, то надо верить ему всегда!» И в этом идти до конца. За это фильму можно простить даже его пропагандистский пафос, типа ссылок на Дзержинского. Думается, это был неизбежный компромисс. В качестве же бескомпромиссности, пусть и завуалированной, можно привести эпизод, где преступники составляют анонимку, приговаривая: «Утопим парня!» А в уголовке этой анонимке не верят! Ну не чудо ли! Так и хочется завершить высказыванием: долой сталинизм!
Так что фильм очень правильный. И как все шедевры советского кино фильм абсолютно искренний, несмотря на горы вранья… Извините — не вранья, а наивности, конечно.
Забавные все-таки фильмы у нас снимали в те времена. Все выглядит очень наивно и порой даже глуповато. Но, если быть до конца честным, в этой наивности что-то есть. Что-то очень светлое. Поэтому, в целом, могу сказать, что кино хорошее, даже несмотря на очень слабоватый сюжет. Эдакая попытка сделать детектив. Также в фильме очень остро поднимаются вопросы подлости и доблести. Правда все опять же как-то смешно.
В этом кино снимались такие знаменитые замечательные актеры, как исполнитель главной роли Баталов, Николай Крючков и, актер из-за которого я собственно и стал смотреть эту картину, Леонов. Здесь он играет героя скорее негативного, что я пока у Леонова не встречал. Однако, этот негатив, конечно же, не так сильно выделен в персонаже — его скорее жалеешь, чем испытываешь какие-то нехорошие чувства.
Да, с одной стороны «Дело Румянцева» — это такой наивный советский детектив. Однако вынуждена признать, есть в нем что-то особенное, то, что заставляет его смотреть и пересматривать спустя более 50 лет после выхода на экраны. Возможно дело здесь в качественной актерской работе таких «звезд» советского экрана как: Алексей Баталов, Геннадий Юхтин, Евгений Леонов и многих, многих других. А может быть дело в том, что при просмотре этой картины мы погружаемся в мир, которого в реальной жизни нам очень не хватает: в мир, где полковники милиции лично занимаются расследованием уголовных дел и верят, прежде всего, Человеку, в Человека; в мир, где девушки уходят «в никуда», лишь бы не оставаться в доме, где порочат имя их возлюбленного; в мир, где друзья стоят горой друг за друга; в мир, где правда побеждает, а зло остается наказанным. Нет, никто не отрицает, что в этом же мире живут такие, как чета Снегиревых, которым лишь бы ни во что «такое» не впутаться, лишь бы ручки не замарать и готовы они ради этого и друга в беде бросить, и ни в чем, толком не разобравшись, за злодея доброе слово молвить. В этом, наверное, и есть основная мысль фильма: мы можем, словно страус спрятать свою голову в песок, можем ко всему, что прямо нас не касается подходить формально, а можем, наоборот, выбрать другую, сознательную, человеческую позицию. И вот какой выбор сделаем, в таком мире жить и будем.
Впечатляет.
Хороший фильм про хороших людей, попавших в не очень хорошую ситуацию.
Очень впечатлила сцена с товарищеским «судом»: другу главного героя, который не захотел «заляпаться» и дать свидетельские показания, все сослуживцы вернули деньги вплоть до копейки «Он меня пивом как-то угощал, вот 22 копейки»… все, все как один!
Очень сильна эмоциональная и товарищеская сторона фильма! Таких людей нынче редко встретишь…
Драма Дело Румянцева появился на свет в далеком 1955 году, более полувека тому назад, его режиссером является Иосиф Хейфиц. Кто играл в фильме: Николай Крючков, Алексей Баталов, Инна Макарова, Александр Орлов, Геннадий Юхтин, Аркадий Трусов, Вера Кузнецова, Алексей Литвинов, Алевтина Румянцева, Виктор Чекмарев, Владимир Карпенко, Антс Эскола, Глеб Селянин, Евгения Лосакевич, Иван Селянин.
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ «ДЕЛО РУМЯНЦЕВА»
Жанр: детектив, драма, криминальный фильм
Режиссер: Иосиф Хейфиц
Сценаристы: Юрий Герман, Иосиф Хейфиц
Премьера фильма состоялась 8 марта 1956
Режиссёр Иосиф Хейфиц снял пять фильмов с участием Алексея Баталова: «Большая семья», «Дело Румянцева». «Дорогой мой человек, „День счастья“, „Дама с собачкой“. На студии говорили: „Баталову повезло, что его снимает Хейфиц“. Когда к артисту пришла слава в фильмах других режиссёров, эту фразу несколько переиначили: „Хейфицу повезло, что у него снимается Баталов“.
На съёмках фильма «Дело Румянцева»
«Дело Румянцева» — психологический детектив. Этот фильм, поставленный в 1955 году по сценарию, написанному режиссёром совместно с ленинградским писателем Юрием Германом, казалось бы, выпадает из круга привычных интересов Хейфица. Но, ознакомившись с замыслом и решением кинокартины, понимаешь, что и здесь режиссёр остался верен своей теме: любить честных людей, уметь за случайным совпадением обстоятельств раскрыть в человеке прекрасное.
Сюжет фильма прост.
Начальник автобазы связан с бандой спекулянтов. Он посылает своего подопечного Румянцева в рейс с краденым грузом. По дороге шофёра арестовывают и сажают в тюрьму. Вся тяжесть преступления ложится на Румянцева. Но за него вступаются товарищи по автобазе, не отворачивается от него и любимая девушка. Бездушный капитан милиции не в состоянии найти подлинных преступников. Тогда дело Румянцева, который решил бороться за своё доброе имя, переходит в руки опытного полковника Афанасьева. Он-то и разоблачает шайку спекулянтов…
В тетрадях Хейфица с надписью «Дело Румянцева» обращают на себя внимание раздумья режиссёра о теме фильма.
«Любить людей, быть бдительным, ненавидеть врагов, — пишет он, — не это ли генеральная идея кинокартины?»
Фильм не должен быть скучным, назидательным. Хейфиц сразу же намечает творческий план борьбы со скукой. В него входит и отказ от мизансценических штампов, и ещё большее заострение сюжета, и максимальная динамика, основанная на широком применении наиболее выразительных средств немого кино, и, наконец, реабилитация любовной темы. «Любить — значит забыть про все, сойти с ума от любви, потерять расчёт, не помнить о дозволенных правилах, любить с первого взгляда», — только такую любовь признает режиссёр, только такая любовь может взволновать зрителя.
Но указать, что надо и что не надо, — половина дела. Необходимо ещё знать — как добиться, чтобы замыслы претворились в кадры. Хейфиц внимательно изучает жизнь. Он составляет список заданий. Побеседовать с консультантами из ОРУДа и ГАИ, побывать на допросе, в детдоме и в приёмном покое «скорой помощи», повидать живого афериста, познакомиться с работой начальника эксплуатационного отдела автобазы, провести день с шофёрами-дальнерейсовиками, посмотреть фильмы «Под крышами Парижа», «Кто виноват?»…
На роль Румянцева был утверждён Алексей Баталов. Он очень серьёзно подошёл к этой роли. Баталов научился водить тяжёлые грузовики, получал явное удовольствие от общения с шофёрами. Через много лет он скажет: «Но „про запас“ берегу и профессиональные права шофёра, даже с некоторым стажем работы на тяжёлых бортовых машинах, и удостоверение школы автомехаников, которую окончил будучи в армии…»
«Дело Румянцева» снимали операторы Моисей Магид и Лев Сокольский. Они демонстрировали чудеса изобретательности, о чём было увлекательно рассказано в книге А. Власова и А. Млодика «Тихо! Идёт съёмка!»
Вот только один из эпизодов фильма. По шоссе мчится машина. Вдруг на дороге появляется девочка. Шофёр попадает в безвыходное положение: слева встречные машины, справа — кирпичный забор, впереди — девочка. Румянцев на всём ходу сворачивает вправо и пробивает машиной стену. Девочка спасена.
Чтобы зрители могли почувствовать трагизм секунд, предшествующих катастрофе, надо было найти наиболее эффектные точки съёмки. Операторы решили, что такими точками будут… шофёр и девочка. В самом деле — эти два действующих лица испытали весь ужас близкого несчастья. Посмотреть на происшествие их глазами — значит увидеть события в самом страшном аспекте.
На дороге проложили узкоколейку, по которой мог передвигаться аппарат. Впереди него установили капот машины. Рабочие разогнали тележку с кинокамерой. Она стала приближаться к девочке. Оператор снимал дорогу, капот, девочку, и казалось, что на неё надвигается машина. Чтобы увеличить скорость движения, была применена замедленная съёмка. В результате зрители смотрели на дорогу глазами шофёра.
Затем камеру поставили прямо на асфальт. Она работала автоматически. Опытный водитель на большой скорости провёл машину над аппаратом, не задев его. Так зрители глазами девочки взглянули в лицо надвигающейся опасности.
Третий трудный кадр заключался в том, чтобы показать, как шофёр стремился предотвратить несчастье. Операторы прикрепили камеру на кронштейне в таком положении, что её объектив «смотрел» на тормозные колодки. Киноаппарат автоматически зафиксировал их работу.
После просмотра этого куска плёнки было высказано сомнение, что он недостаточно сильно воздействует на зрителей. Операторы предложили второй вариант кадра — снять не только тормозные колодки, а всю машину, тормозящую и разворачивающуюся вправо на полном ходу. Тут уж кронштейн не мог помочь. Пришлось Магиду устраиваться с аппаратом на обочине дороги и панорамировать грузовик. «В случае чего, — пошутил он, обращаясь к помощнику А. Киселёву, — толкни меня в кювет».
Но шутка сыграла решающую роль в последующих событиях. Водитель, не доезжая до оператора, дал тормоз. Асфальт был мокрый, и тяжёлую машину стало заносить. Секунда — и оператор, увлечённый съёмкой, оказался бы под машиной. И тут Киселёв не растерялся — столкнул Магида в кювет.
Сложную подготовку провели операторы перед съёмкой забора, разрушенного машиной. По их указанию декораторы построили настоящую кирпичную стену. Была найдена машина, побывавшая в аварии и предназначенная к списанию.
Её кое-как подремонтировали, чтобы она могла пройти своим ходом хотя бы километр. За смотровым стеклом установили железный лист с прорезью для водителя. За баранку «машины-смертницы» сел опытный танкист. Он и проделал рискованный наезд на кирпичный забор. Этот кадр снимали сразу пятью аппаратами, потому что рассчитывать на дубли не приходилось…
С «Делом Румянцева» не всё шло гладко. В повести, а затем и в сценарии Юрия Германа история была рассказана жёстко, драматично. Сашу Румянцева оскорбляла, унижала милиция, когда его задержали с «левым» товаром. Баталов должен был играть человека на грани нервного срыва. Ему заламывали руки, сажали в камеру. Надежды оправдаться у него не было…
Из Ленинградского обкома партии прислали бумагу, в которой говорилось, что никому не позволено клеветать на нашу доблестную милицию. Хейфиц очень болезненно воспринимал общение с обкомовским начальством. Но был вынужден подчиниться. В фильме появляется справедливый начальник, который сразу наводит порядок, понимает безгрешность Саши. Выпускает его на свободу, напоив чаем. На эту роль пригласили Сергея Лукьянова, который очень убедительно сыграл благородного милиционера. Сцену в тюрьме из фильма исключили.
Хейфиц и в этой картине был верен себе: подробно, до мелочей, продумывал характеры своих героев, их судьбы… Великолепен Баталов в роли Румянцева, очень мила его возлюбленная Клавдия (Н. Подгорная), интересен Снегирёв (Е. Леонов). Надолго запоминаются другие человеческие типы в фильме — сторож у проходной, врач в травматологическом пункте, подруги Клавы, её тётка…
Герои едва познакомились, как влюбились и были скоропостижно разлучены обстоятельствами. «Экспрессивно и со вкусом снят эпизод, когда Саша торопится из рейса к любимой, а она ждёт его дома: накрыла стол, пригласила подруг… — пишет киновед М. Кваснецкая. — Вот и выходит, параллельный монтаж вроде бы изобретён давно, а как замечательно работает! Чувствуешь нетерпение героев, любовь, устремлённость, свежесть чувств и, наконец, их похожесть. Кажется, они действительно созданы друг для друга… Актёрский ансамбль в фильме подобран безупречно».
Евгений Леонов создал образ Снегирёва, человека, способного оставить в беде друга, но который в обычной жизни не столь бесхитростно проявляет свою суть. Снегирёв обаятелен, добр, он готов побелить товарищу комнату, если нужно, готов оказать ему услугу, но только не ценой неудобств для собственной жизни, не ценой опасности для собственного благополучия. И как только обстоятельства ставят его перед этим выбором, он проявляет свою истинную суть. «Ты меня в своё дело не путай», — говорит он Румянцеву.
В отношении к Снегирёву актёр проявил некоторую резкость собственного суждения, определённость, суровость.
Благодаря теме, острой драматургической форме и удачно реализованной режиссёрской задумке, фильм полюбился зрителям. Картина «Дело Румянцева» получила приз на кинофестивале в Карловых Варах и заняла шестое место среди лидеров советского проката 1956 года.
Тогдашние критики тем не менее усмотрели в фильме недостаток — крен в сторону мелодраматизма, что в то время осуждалось, а сейчас приветствуется.
Рубрики: | мир кино/история создания фильма отечественные актеры кино интересные факты интересные истории режиссеры |
Метки: история фильма дело румянцева
Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям
- актеры снимавшиеся в фильме громовы
- актеры снимавшиеся в фильме дело чести