актеры театра вахтангова сегодня
Театр им. Вахтангова: репертуар, актеры, фото и отзывы
Известно, что приобщение к культурной жизни столицы невозможно без Арбата. Архитектура этого заповедного района Москвы уникальна и доставляет обитателям и гостям эстетическое наслаждение. На Арбате расположено внушительное здание с колоннами. Это широко известный театр имени Вахтангова.
Напротив фасада бьется фонтан с изящной бронзовой фигуркой принцессы Турандот. А неподалеку от театра можно увидеть памятник любимого поэта России Александра Сергеевича Пушкина с женой Натальей Гончаровой.
История создания театра
Возник театр им. Вахтангова следующим образом: в 1913 году студенты из различных высших учебных заведений Москвы решили объединиться и создать свою Студенческую драматическую студию. Молодые люди своей целью решили поставить обучение системе Станиславского, ставшей модной в молодежной среде.
В первую очередь им нужно было найти опытного наставника. Однако задача оказалась нелегкой. Поиски продолжались целый год и только в 1914 году счастье им улыбнулось. Согласие на совместный творческий труд выразил ученик Станиславского — Евгений Вахтангов.
Премьера спектакля
Премьера первого спектакля по пьесе Зайцева «Усадьба Ланиних» оказалась неудачной. Руководство запретило Вахтангову сотрудничать со студентами-любителями, но к тому времени Евгений Багратионович настолько полюбил своих подопечных, что занятия и репетиции продолжал в квартире в Мансуровском переулке.
Студия стала называться Московской драматической студией Вахтангова Е.Б. и в 1920 году была принята в состав Художественного театра. Первой постановкой стала пьеса «Чудо святого Антония», которая имела успех не только у зрителя, но и у критиков. Многие из них разместили положительные отзывы в театральных изданиях, и в результате актеры получили собственное помещение на улице Арбат в доме номер 26, где до сих пор и находится театр Вахтангова. Спектакли во главе с режиссером и в дальнейшем имели оглушительный успех.
Евгений Багратионович Вахтангов
Театралы знают, что Евгений Вахтангов родился 13 февраля в 1883 году в семье богатого армянина Багратиона (Баграта) Вахтангова, имевшего табачную фабрику. Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам и стал фабрикантом, но характер Евгения был другим.
В кармане деда всегда находился леденец или другой лакомый кусочек для внука. Сергей Абрамович Вахтангов после смерти жены покинул Тбилиси вместе с детьми и поселился во Владикавказе. Он так и не нашел себя и не смирился с потерей любимой женщины. Кроме того, его коробило, что сын русифицировал свое имя и женился на русской женщине.
Отец режиссера-новатора
Сын Багратион стал успешным коммерсантом по выпуску папирос, новатором в своем деле. Он одним из первых в России стал использовать труд слепых людей. Лишенные зрения, они, сидя у конвейера, одной рукой ловким движением выхватывали ровно двадцать пять папирос и складывали в специальную коробочку. У зрячих людей не получалось так быстро и точно работать. Отец часто говорил Евгению Вахтангову: «Моя фабрика — настоящий театр, если надеть на всех маски, невозможно будет догадаться, кто есть кто!»
«Принцесса Турандот»
Не удивительно, что и Евгений Вахтангов стал новатором в искусстве. Его учитель, Константин Станиславский, считал Вахтангова лучшим учеником и надеждой русского театра, будущим руководителем сценической школы России. Станиславский не ошибался, ученик воспитал ряд блистательных актеров и режиссеров, поставил спектакли, не имеющие аналогов. Например, «Принцесса Турандот», премьера которой состоялась в феврале 1922 года, имела оглушительный успех. Сам режиссер в это время отсутствовал из-за болезни. В перерыве между первым и вторым актом в комнате Вахтангова зазвенел телефон. Это был Станиславский, в трубке прозвучало всего два слова: «Ты гений!».
Постановка по сказке Гоцци «Принцесса Турандот» стала визитной карточкой театра. Это был спектакль-праздник. Театр Евгения Вахтангова вмещал полный зал гостей, актеры были одеты не в унылую одежду, как в большинстве революционных спектаклях, а в вечерние платья и фраки. Художником постановки стал И. Нивинский, а музыку написали Н. Сизов и А. Козловский.
Болезнь и смерть
Через два месяца гениального режиссера не станет, он умрет от рака желудка, испытывая страшные боли и уже никого не узнавая. В бреду ему все время чудился Лев Толстой или казалось, что он принимает рапорты о пожаре. Внезапно он стал звать: «Папи, папи», Рубен Симонов пояснил, что это слово по-армянски обозначает «дедушка».
Умер Евгений Багратионович Вахтангов вечером 29 мая 1922 года. Принципом гениального режиссера был девиз, оставленный в наследство режиссерам и актерам будущих поколений. Он говорил, что из актеров необходимо выбирать талантливых, затем из них — интеллигентных, и работать, работать, работать. Евгений Вахтангов стал основателем фантастического реализма, его «Принцесса Турандот» до сих пор ставится на сцене и считается лучшей постановкой театра.
Дальнейшая участь театра
Театр им. Вахтангова во время Великой отечественной войны был разрушен, но в 1947 году восстановлен по проекту архитектора Абросимова. Остались мемуары актера Леонида Шихматова, в которых он вспоминал о внутреннем строении театра. Если в самом начале зрительских мест хватало на триста человек, то после войны здание настолько увеличилось, что вмещало в себя тысячу двести зрителей.
Знаменательно, что с момента открытия студенческой студии до сих пор действует театральная школа, которая больше известна как Театральный институт имени Бориса Щукина при театре Вахтангова. Здание института находится рядом с театром и почти все Вахтанговские актеры — выходцы из данной альма-матер.
Театр Вахтангова: спектакли и актеры
До 1941 года «Принцесса Турандот» неизменно ставилась на сцене театра, ее сыграли 1035 раз, и всегда с неизменным успехом. Первыми исполнителями ролей были ученики Вахтангова: Мансурова, Завадский, Орочко, Щукин, Глазунов, Симонов, Кудрявцев. В середине шестидесятых годов режиссером спектакля стал Рубен Симонов, и снова постановка была злободневной и имела успех. Актерский состав, естественно, поменялся, но по своему таланту не уступал предыдущим. Самыми задействованными актерами стали Ульянов, Максакова, Лановой, Гриценко, Яковлев, Греков, Борисов и другие.
В 1987 году театр им. Вахтангова возглавил Михаил Ульянов. Для себя Ульянов решает, что не будет заниматься режиссурой, так как это не его профессия и он не обладает таким даром. Во-вторых, руководитель не желает сокращать актерский состав, а наоборот — привлекает к себе крупных режиссеров и драматургов. Главной задачей для руководителя была идея ставить только талантливые пьесы и сохранить театр Вахтангова, не дать ему распасться на группы. Надо сказать, что Михаил Ульянов выполнил свою миссию, лично участвуя в постановках и приглашая именитых режиссеров, таких как Роман Виктюк, Римас Туминас и других.
Римас Туминас
В 2007 году после болезни художественный руководитель покинул этот мир, но заранее решил, кто станет художественным руководителем театра. По его протекции театр возглавил режиссер Римас Туминас, литовец по происхождению. Несмотря на все усердие предыдущего руководителя, Римасу Туминасу пришлось вводить новшества в театр для его возрождения. Режиссер решил относиться к актерам, как к членам семьи, отменив наказания за опоздания и другие мелкие проступки.
К счастью режиссера, несмотря на почтенный юбилей (театру исполнилось 95 лет), в театре пока еще служат старики. «Пристань» (спектакль театра Вахтангова) — это постановка, где они показали высший класс. Он оказался переломным и для актеров и для режиссера. Пять лет назад спектакль вышел к юбилею театра, исполнителями стали такие актеры, как Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Евгений Князев, Галина Коновалова.
Сама постановка необычна и состоит из фрагментов разных произведений. Так, Василий Лановой читает Пушкина, Людмила Максакова играет Бабушку из «Игрока» по Достоевскому, Юлия Борисова великолепна в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, Владимир Этуш в пьесе Миллера вызывает хохот и овации публики, а Юрий Яковлев спокойно и просто играет в «Темных аллеях» Бунина.
Другие спектакли
Кроме «Пристани» театр им. Вахтангова пополнил свой репертуар такими постановками, как «Дядюшкин сон», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Анна Каренина», «Варшавская мелодия» и многими другими. Из молодых лицедеев стоит назвать такие имена, как Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Максим Суханов, Лидия Вележева, Виктор Добронравов, Андрей Ильин, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг и многие другие. И все они обожают театр Вахтангова. Актеры готовы работать день и ночь, лишь бы прикоснуться к чему-то неизвестному и прекрасному.
Весной 2012 года режиссер-хореограф Анжелика Холина выпустила спектакль «Анна Каренина». В спектакле актеры движениями показывают свои чувства. Холина до «Карениной» в том же духе ставила «Берег женщин», имевших успех у зрителя. В своем интервью режиссер на вопрос журналиста о том, почему она выбрала роман Толстого, ответила, что женщина не должна быть предметом удовлетворения мужского самолюбия. Она решила показать, как любовь разрушает эгоизм, который есть у любого человека, и как с ним следует бороться.
Исполнительница роли Иокасты, Людмила Максакова, поделилась своим мнением о театре в Афинах. Она говорила, что Греция — родина театра, где актер наедине с мирозданием. В постановке нет никаких декораций, кроме стульев и большой трубы посередине. Царя Эдипа играет молодой актер Виктор Добронравов. Смысл спектакля в очищении и покаянии главного героя, что бывает актуально в любое время, особенно сейчас.
Внутренняя жизнь театра
Театр Вахтангова (Москва) жители и гости столицы считают одним из лучших по всей России. Помимо выше перечисленных постановок, на сцене можно увидеть такие спектакли, как «Отелло», «Мужчины и женщины», «Маскарад», «Игры одиноких». Любители бенефисов могут насладиться игрой актеров в «Вечере Людмилы Максаковой», в «Вечере Юлии Рутберг», в «Вечере Александра Олешко» и так далее. Руководители театра организовали также экскурсии по музею-квартире Евгения Вахтангова, по театру, а также встречи с вахтанговцами.
Для младшего поколения театр открывает двери в спектаклях «Кот в сапогах», «Питер Пэн». Актриса Мария Аронова бесподобна в комедийной постановке «Мадемуазели Нитуш», а в главной роли в «Дяде Ване» играет Сергей Маковецкий.
Театр Вахтангова: отзывы
В последнее время много отзывов относятся к постановке «Пристань». Есть как восторженные, так и с оттенком недоумения. Люди приходят посмотреть на таких мэтров сцены, как Юлия Борисова, Владимир Этуш. К сожалению, уже нет сценок по «Темным аллеям» Ивана Бунина, так как скончался главный исполнитель роли Юрий Яковлев. Многие желают привести на спектакль детей, чтобы они увидели легендарных актеров и запомнили их на всю жизнь.
АРТ-КАФЕ
Не так давно в здании Новой Сцены открылась камерная сцена, которая называется АРТ-КАФЕ театр Вахтангова. Адрес этой площадки: Арбатская, дом 24. Помещение представляет собой уютное местечко с эстрадой, в радиусе которой расположены столики для зрителей. Гости этого необычного помещения могут быть полноправными участниками сцены и участвовать в инсценировках. Иногда благодаря стараниям руководителей гости могут побывать в атмосфере прошлых веков, к примеру, очутиться в литературном или театральном салоне девятнадцатого века.
АРТ-КАФЕ приглашает гостей на творческий вечер любимых актеров, на поэтические чтения, любители музыки насладятся игрой оркестра Вахтанговского театра, послушают песни и поэзию в исполнении любимых актеров.
Театр имени Евгения Вахтангова
Официальная история театра началась 13 ноября 1921 года – в день премьеры спектакля Евгения Вахтангова «Чудо святого Антония» в здании на Арбате, 26. В 1922 году вахтанговцы сыграли премьеру «Принцессы Турандот», ставшей нашей визитной карточкой на долгие годы.
Показать полностью.
В разное время театром руководили легендарные режиссёры и актёры: Рубен Симонов, Евгений Симонов, Михаил Ульянов. С 2007 года художественный руководитель – Римас Туминас.
У нас играют: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Алексей Гуськов, Мария Аронова, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Максим Суханов, Лидия Вележева, Владимир Вдовиченков, Александр Олешко, Виктор Добронравов, Евгения Крегжде, Леонид Бичевин, Ольга Лерман и многие-многие другие.
В нашем репертуаре более 50 спектаклей, среди которых: «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Бег», «Мадемуазель Нитуш», «Маскарад», «Царь Эдип». В год мы играем более 700 спектаклей на 6 сценах: Основной, Новой, в 2 залах Симоновской сцены, в Студии и Арт-кафе.
Театр имени Евгения Вахтангова запись закреплена
«Давным-давно, ещё в прошлом веке, в 1936 году, вышел первый номер газеты «Вахтанговец». Газета выходила до июня 1941 года. Несколько выпусков было в середине 60-х годов. Сегодня театр решил продолжить эту славную традицию».
Показать полностью.
Так в 2012 году начиналась первая статья в новом «Вахтанговце». Газета издаётся для зрителей, информируя о премьерах, презентациях книг, гастролях, юбилеях, наградах, знакомя с обзорами прессы и занимательными историческими фактами. Но активными читателями стали актёры и другие сотрудники – здесь поздравляют коллег, знакомятся с различными аспектами жизни Театра, иногда ускользающими от взора в рабочей спешке. «Вахтанговец» – это наша летопись.
С октября 2012 по октябрь 2021 года вышло 100 номеров газеты, а суммарное количество отпечатанных экземпляров давно перевалило за 500 000.
Эти 9 лет жизни совпали с грандиозными изменениями – открыты Новая и Симоновская сцены, отремонтирована квартира Вахтангова в Денежном переулке, ведётся воссоздание Дома Вахтангова во Владикавказе, переоснащена Основная сцена, оборудованы многочисленные выставочные пространства.
«Вахтанговец» доступен всем. Газета бесплатно распространяется в фойе всех сцен Театра и в музее-квартире Вахтангова. И, конечно, 100 номеров «Вахтанговца» доступны в электронном виде на нашем официальном сайте!
Театр имени Евгения Вахтангова запись закреплена
Пожалуйста, обратите внимание на изменения в афише.
7 октября спектакль на Новой сцене «Люся. Признание в любви» не состоится.
Показать полностью.
Сдать билеты, приобретённые в кассе нашего театра на Арбате, можно в течение 10 дней (отсчёт идёт с даты отменённого спектакля). Возврат средств по билетам, купленным на сайте театра vakhtangov.ru, приходит автоматически на карты, с которых совершалась оплата. Если билеты на отменённый спектакль были приобретены у других официальных билетных агентств — пожалуйста, обращайтесь по месту покупки.
Если у вас остались вопросы по возврату билетов — пожалуйста, обращайтесь в Кассу театра по телефону +7 (499) 241-16-79
Театр имени Евгения Вахтангова запись закреплена
Эти строчки – прямая речь Катерины Виноградской, прапрабабушки актрисы Театра Вахтангова Натальи Винокуровой.
Сезон 100-летия Театра Вахтангова продолжает приносить сюрпризы и приоткрывать тайны. Эту историю рассказала нам сама Наташа Винокурова:
«Это абсолютно неожиданная для меня новость! Я знала, что моя прапрабабушка была известным сценаристом («Обломок империи», «Член правительства», «Партийный билет» и др.), стояла у истоков советского звукового кино (работала вместе с Эйзенштейном), 16 лет преподавала во ВГИКе (её портрет до сих пор там висит), но то, что она была актрисой и держала за руку Вахтангова и Станиславского – никто из ныне живущих родственников этого не знал.
Книга, в которой рассказано о поступлении моей прапрабабушки в Художественный театр, впервые попала ко мне 7 сентября 2021 года, в день открытия 101-го сезона Театра Вахтангова.
Оказывается, Катерина Виноградская в 1915 году «для «показа» выбрала «Письмо Татьяны», выбрала, повинуясь безотчетному желанию понравиться, показаться «своей» — умной, строгой, чуткой.» А я играю Ольгу Ларину в «Евгении Онегине». Вот такие совпадения!».
Публикуем далее рассказ о встрече Катерины Виноградской с Евгением Вахтанговым:
«На первом же занятии он спросил, что бы мне хотелось играть. Повинуясь тому же сложному чувству, которое заставило меня остановиться на «Письме Татьяны», я ответила: «Месяц в деревне», Верочку. Вахтангов удивился: «Это не ваше». В ту пору он был увлечен инсценировками чеховских рассказов и сказал, что хочет инсценировать «Тину» в Первой студии МХТ. Я должна была играть главную роль. Вахтангов попросил меня написать, какие черты Тины я в себе вижу. Я села и написала. Была предельно искренна. Вахтангов остался и доволен, и недоволен. Впрочем, недоволен — не то слово. Просто он начал поглядывать на меня с некой опаской. «Тину» он так и не поставил — выбрал другие рассказы: они ставились в Первой студии не для публики, а для себя; это и была Вахтанговская школа.
Как работал Вахтангов? Устраивал «сюрпризы», чтобы держать актеров в непрерывной готовности, не дать им застыть, замерзнуть их артистической непосредственности. Увлекал на самостоятельные поиски, заставлял фантазировать, придумывать оправданные дополнительные обстоятельства. Его уроки мы применяли на «большой сцене». Сотрудники, все без исключения, были заняты в спектаклях Художественного театра: мы играли в массовках. Руководил нами незабвенный Василий Васильевич Лужский. Ничего дельного в театре я не сделала, но вокруг меня роились слухи, что я — будущая Режан, и это меня вполне устраивало. Никакой «программы», никаких определенных планов у меня не было. Я — в Москве, я — в Художественном театре — чего же больше? Была жажда жизни, жажда удовольствий, жажда любви. Было любование собой, красивыми людьми, красивыми вещами, любование московскими улицами — оснеженными и пустыми в тот час, когда мы расходились после спектакля или вечеринки. Было ощущение гордости от того, что я принадлежу к избранной касте «художников». Мы вдруг стали высокомерны и брезгливы — обыденщину запрезирали. Скромное, непритязательное житье-бытье, равно как и сытое буржуазное существование, именовалось у нас презрительно — «колбаса». На трамваях мы не ездили — «колбаса»; ходили только пешком— «хороший тон». Москва была другой — тихой и запутанной, непохожей на нынешнюю. Идешь домой по бульварам — снег, череда деревьев за оградой, нет-нет, промчится извозчик — и опять тихо. Я полюбила Москву. Но я была не совсем глупа и довольно быстро поняла, что я не Режан, хотя у меня «самые выразительные руки и самые красивые плечи во всем театре». Это открытие меня ничуть не обескуражило, но стало как-то неловко, не по себе перед Вахтанговым, пропала естественность и простота в обращении. »
Сергей Маковецкий
«Постоянные перевоплощения его стихия. Подвижность и переменчивость, восприимчивость к несхожим стилям и формам — свойства его актёрской натуры. Вечное ускользание от всего определённого — его сущность. Лукавое притворство — кредо лицедея. От роли к роли меняет маски, представая то беспечным клоуном, то рефлексирующим философом, то несчастным страдальцем, то равнодушным резонёром, то утонченным интеллигентом…» (Е. Губайдуллина)
Родился 13 июня 1958 года в Киеве.
Окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (курс А.А. Казанской) в 1980 году. В том же году был принят в Театр имени Евгения Вахтангова.
Среди его ролей: Шостакович (Уроки мастера), Царевич Алексей (Государь ты наш, батюшка…), Адвокат Мальпьери (Я тебя больше не знаю, милый), Амфитрион (Амфитрион), Яго (Отелло), Городничий (Ревизор), Тригорин (Чайка), Войницкий (Дядя Ваня), Онегин (Евгений Онегин), Эфраим Дудак (Улыбнись нам, Господи), Арган (Мнимый больной), Тарах Тарасыч Хлынов (Горячее сердце) и др.
К год 100-летия Театра имени Евгения Вахтангова в аудиоспектакле-променаде «Вахтангов. Путь к Турандот» исполнил роль Леопольда Сулержицкого.
Он один из самых востребованных российских актеров, кумир миллионов зрителей. И нет ничего удивительного, что ему часто предлагают роли мирового классического репертуара. Предлагают с тем расчетом, что он привнесёт в давно известные и хорошо знакомые образы нечто новое, неожиданное, небанальное. Такой работой стала и роль Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» (постановка Римаса Туминаса), отмеченная многими престижными театральными премиями, среди которых: «Хрустальная Турандот», Международная премия имени Станиславского, премия Олега Янковского, премия «Кумир».
Его часто приглашают и в другие театры: Театр Романа Виктюка (М. Баттерфляй, Рогатка), Театр имени К.С. Станиславского (Двенадцатая ночь, или что угодно), Современник (Пигмалион), МТЮЗ (Черный монах) и др.
В кино артист дебютировал в картине В. Титова «Жизнь Клима Самгина» по роману М. Горького. Началом большого успеха стали его работы в фильмах В. Хотиненко — «Патриотическая комедия» и «Макаров». Среди работ последних лет – «Русский бунт», «Брат 2», «Ключ от спальни», «72 метра», «Мне не больно», «Русская игра», «Искушение», «Неваляшка», «Ликвидация», «Душка», «Двенадцать», «Живи и помни», «Поп», «Дело гастронома № 1», «Петр Первый», «Завещание», «Жизнь и судьба», «Девушка и смерть», «Две зимы, три лета», «Бесы», «Тихий Дон», «Годунов», «Ненастье», «Зулейха открывает глаза» и др.
С.В. Маковецкий – обладатель многих российских и зарубежных кинонаград и театральных премий.
Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Почёта «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства», Почётной грамотой Президента РФ, Премией Мэра Москвы в области литературы и искусства.
Инстаграм Сергея Маковецкого: https://www.instagram.com/s_makovetskiy/
Участвует в спектаклях
Леопольд Сулержицкий
режиссёр, педагог, руководитель Первой студии МХТ
В репетициях принимают участие
Войницкий Иван Петрович
ее сын
Арган,
мнимый больной
Архив спектаклей
Амфитрион (1998)
Брестский мир (1987)
Горячее сердце (2018)
Государь ты наш, батюшка… (1991)
Отелло (2000)
Ревизор (2002)
Уроки мастера (1990)
Чайка (2002)
Я тебя больше не знаю, милый (1994)
Премии и награды
Государственная Премия РФ за лучший актёрский дуэт с И. Ясуловичем (спектакль «Черный монах»), 2001
Орден Почёта за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, 2010
Премия Мэра Москвы в области литературы и искусства, 2012
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 2018
Почётная грамота Президента РФ, 2021
Театральные премии
1989 — премия на фестивале «Московская театральная весна» (за роль китайца Херувима в спектакле «Зойкина квартира»)
1994 — приз «Лучший драматический актер Европы»
1996 — гран-при Международного театрального фестиваля «Золотой Лев» во Львове (спектакль «Рогатка»)
2002 — премия «Чайка» (спектакли «Отелло», «Черный монах»)
2010 — премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Войницкого в спектакле «Дядя Ваня»
2010 — Международная театральная премия имени Станиславского в номинации «Мастерство актёра» за роль Войницкого («Дядя Ваня»)
2011 — премия Олега Янковского за роль Войницкого в спектакле «Дядя Ваня»
2011 – премия «Кумир» в номинации «лучшая мужская роль» в театре за роль Войницкого в спектакле «Дядя Ваня»
2014 – премия «За совершенство в искусстве» Грузинского Международного фестиваля искусств
2016 – Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Самый лучший»
2018 – премия «Звезда Театрала» за исполнение роли Хлынова в спектакле «Горячее сердце»
Кинопремии
1993 — Приз «За талантливую и оригинальную трактовку образа русского интеллигента» на КФ «Созвездие» (фильм «Патриотическая комедия»)
1993 — Премия «Золотой Овен» (Лучшему актеру года, фильм «Макаров»)
1993 — Премия «Ника» (Лучшему актеру года, фильм «Макаров»)
1993 — Приз «Зеленое яблоко — золотой листок» (За лучшую мужскую роль, фильмы: «Макаров», «Наш американский Боря», «Ребенок к ноябрю»)
1993 — Приз кинопрессы (Лучшему актеру года, фильм «Макаров»)
1994 — Приз за лучшую мужскую роль второго плана на МКФ «Балтийская жемчужина» (фильм «Хоровод»)
1995 — Приз за лучшую мужскую роль на МКФ «Балтийская жемчужина»(фильм «Пьеса для пассажира»)
1995 — Приз кинопрессы (Лучшему актеру года, фильмы «Летние люди», «Пьеса для пассажира», «Трофимъ»)
1996 — Премия «Ника» (Лучшему актеру года, фильм «Пьеса для пассажира»)
1998 — Приз лучшему актеру на КФ «Окно в Европу» в Выборге (фильм «Он не завязывал шнурки»)
1998 — Приз лучшему актеру на КФ русских фильмов в Онфлере (фильм «Три истории»)
1998 — Премия «Золотой Овен» (Лучшему актеру года, фильм «Про уродов и людей»)
1998 — Премия «Ника» (Лучшему актеру года, фильм «Про уродов и людей»)
2000 — Приз за лучшую мужскую роль на ОРКФ в Сочи (фильм «Русский бунт»)
2001 — Специальный приз жюри РКФ «Литература и кино» в Гатчине (фильм «Русский бунт»)
2001 — Премия «Ника» (За лучшую мужскую роль второго плана, фильм «Русский бунт»)
2001 — Премия деловых кругов «Кумир» (фильм «Русский бунт»)
2003 — Премия «Ника» (За лучшую мужскую роль второго плана, фильм «Ключ от спальни»)
2007 — Приз имени Ст. и А. Ростоцких КФ «Окно в Европу» в Выборге (фильм «Искушение»)
2007 — Приз имени Ст. и А. Ростоцких КФ «Окно в Европу» в Выборге (фильм «Русская игра»)
2007 — Премия «Золотой Орел» (Лучшему актеру года, фильм «12»)
2010 — Орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского, III степени за главную роль в фильме «Поп»
2012 — Лауреат премии «Золотой орел» (Лучшая мужская роль на телевидении – сериал «Дело гастронома №1)
2013 — Орден святителя Николая Чудотворца от Украинской православной церкви (Московского патриархата)
2016 — Премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения (Лучшая мужская роль второго плана, фильм «Тихий Дон»)
Из ролей в театре
Полуда (Дайте мне старуху!)
Негус (Мистерия-Буфф)
Строитель (Правда памяти)
Проводник (И дольше века длится день)
Доктор (Роза и Крест)
Пленный (Раненые)
Берри Радд (Скупщик детей)
Студент (Ключ к сновидениям)
Сидоренко (Брестский мир)
Ган-за-Лин (Зойкина квартира)
Шостакович (Уроки мастера)
Царевич Алексей (Государь ты наш, батюшка)
Адвокат Мальпьери (Я тебя больше не знаю, милый)
Амфитрион, фиванский полководец (Амфитрион)
Яго (Отелло)
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий (Ревизор)
Борис Алексеевич Тригорин (Чайка)
Войницкий Иван Петрович (Дядя Ваня)
Онегин (Евгений Онегин)
Эфраим (Улыбнись нам, Господи)
Арган (Мнимый больной)
Тарах Тарасыч Хлынов (Горячее сердце)
Леопольд Сулержицкий (аудиоспектакль-променад «Вахтангов. Путь к Турандот»)
Среди других театральных работ
Мадам Баттерфляй,(1990), Уроки мастера (1990), Лолита (1992), Рогатка (1993), Полонез Огинского (1994), Любовь с придурком (1995), Я тебя больше не знаю, милый (1996) — режиссер Роман Виктюк
Двенадцатая ночь, или что угодно (Театр им. Станиславского)
Черный монах (МТЮЗ)
Лунный свет, медовый месяц (LeKur)
Коллекция Пинтера, Любовник (режиссер В. Мирзоев)
Дама ждет, кларнет играет (Дуэт)
Пигмалион (Современник)
Бумажный брак (АРТ-Партнер ХХ1)
Фильмография
Озвучивание:
Алёша Попович и Тугарин Змей (анимационный), 2004
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (анимационный), 2006
Илья Муромец и Соловей-разбойник (анимационный), 2007
Алиса в стране чудес х/ф ((анимационный, реж. Тим Бартон), 2010
Литературно-поэтические записи, радиоспектакли
Ч. Айтматов «И дольше века длится день» (радиоспектакль)
В. Пелевин «Жизнь насекомых» (моноспектакль)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (радиоспектакль)
А.П. Чехов «Страх» (радиоспектакль)