актриса алентова с какого года
Биография Веры Алентовой
Актриса театра и кино, народная артистка РФ Вера Валентиновна Алентова родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области в семье актеров. Отец, Валентин Быков, умер, когда девочке не было еще четырех лет, и Вера с матерью, актрисой Ириной Алентовой, уехали на Украину. Часто меняли место жительства. В школу девочка пошла на Украине, училась в Узбекистане, а окончила десятилетку на Алтае.
После школы Вера Алентова поступала в медицинский институт города Барнаула, но, мечтая стать актрисой, одновременно с поступлением в вуз решила показать свои актерские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала ее мама, и была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава. Мама предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт, а до поступления вместо театра пойти поработать на завод.
Проработав год на Барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, в 1961 году Алентова поступила в Школу-студию МХАТ на курс Василия Маркова.
В 1965 году, после окончания Школы-студии, она поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина, где по настоящее время является ведущей актрисой. Первой ее ролью в театре стала Райна в спектакле «Шоколадный солдатик» режиссера Бориса Равенских.
Вера Алентова была занята в спектаклях «Невольницы» (Евлалия), «Я — женщина» (Маша), «Варшавская мелодия» (Гелена),»Недосягаемая» (Каролина Эшли), «Счастливые дни» (Винни), «Федра» (Кормилица) и многих других.
В текущем репертуаре театра актриса играет в спектаклях «Девичник club» (Люсиль), «Семейка Краузе (Генриетта Карловна), «Две дамочки в сторону севера» (Бернадетта), «Любовь. Письма» (Мелисса).
В 2017 году к юбилею Веры Алентовой приурочена премьера спектакля «Апельсины & лимоны» по пьесе Ноэла Кауарда «Сенная лихорадка» в постановке Евгения Писарева.
В 1990-2000-е годы актриса сотрудничала с Театром Антона Чехова (первая частная антреприза), где была занята в спектаклях «Чествование» (1993), «Поза эмигранта» (1997), «Пизанская башня» (2000).
В кино Алентова дебютировала в 1965 году, сразу же после окончания института, в фильме «Дни летные». Следующей ее работой в кинематографе спустя десять лет стала главная роль в телевизионной многосерийной картине «Такая короткая долгая жизнь» (1975).
Звездный час Веры Алентовой пришелся на 1979 год, когда Владимир Меньшов снял кинороман «Москва слезам не верит», где она сыграла главную роль Екатерины Тихомировой. После выхода фильма на экраны в 1980 году его купили для проката более 100 стран. За этот год только в Советском Союзе фильм посмотрели 84,4 миллиона зрителей. В 1981 году фильм получил высшую награду Американской академии киноискусств «Оскар».
В 1983 году на экраны страны вышел фильм режиссера Юлия Райзмана «Время желаний» с Алентовой в главной роли. За роль Светланы в этом фильме Алентова была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР (1986).
Заметными стали работы актрисы в экранизации повести Бориса Васильева «Завтра была война» (1987), фильмах Владимира Меньшова «Ширли-Мырли» (1995) и «Зависть богов» (2000).
В последние годы актриса снималась в сериалах «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» (2004-2007, 2013), «И все-таки я люблю…» (2008), «Дорога без конца» (2015), мелодраме «Любовь как мотив» (2008), комедии «С Восьмым марта, мужчины» (2014).
Вера Алентова — доцент кафедры актерского мастерства Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова.
Ее творчество отмечено различными наградами. Она является лауреатом Государственной премии СССР (1981), Государственной премии имени братьев Васильевых (1986).
В 1992 году актрисе было присвоено звание Народной артистки РФ. Алентова награждена орденами Дружбы (2001) и Почета (2007). В 2012 году Вера Алентова была удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 1980 году по результатам опроса журнала «Советский экран» она была названа лучшей актрисой года. Является лауреатом премии Международного кинофестиваля в Брюсселе «Сан-Мишель» за лучшую женскую роль (1981). В 2006 году за роль Винни в спектакле «Счастливые дни» она была удостоена театральной премии «Хрустальная Турандот», в 2008 году получила премию ТЭФИ в номинации «лучшая женская роль» за главную роль в телевизионном сериале «И все-таки я люблю…».
Вера Алентова замужем за кинорежиссером Владимиром Меньшовым. Их дочь, Юлия Меньшова, — телеведущая, актриса, режиссер.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Вера Алентова
Биография
Судьба советской актрисы Веры Алентовой тесно переплелась с жизнью и творчеством знаменитого артиста и режиссера Владимира Меньшова, который приходился ей мужем. Вместе они создали культовую картину «Москва слезам не верит», прославившую их имена на весь мир. Также артистка знаменита тем, что многие годы остается верной одному театральному коллективу.
Детство и юность
Вера Валентиновна родилась 21 февраля 1942 года в провинциальном городе Котласе. Она появилась на свет в династии актеров: мать Ирина Николаевна и бабушка были артистками театра. Отец Валентин Михайлович Быков также был актером, но умер, когда Вере было 4 года, поэтому она не помнит его. После смерти супруга мама решила переехать в Украину, в Кривой Рог, где будущая актриса пошла в школу.
Детство артистки проходило в бедности. Мать много работала, но денег на игрушки все равно не хватало, и ей приходилось делать кукол из картона. Вера много времени проводила наедине с собой, придумывая веселые рассказы, чтобы скоротать время. Вскоре она начала приобщать к ним и друзей со двора. Алентова втайне мечтала стать актрисой, но мать была категорически против подобной профессии.
Семья Алентовых часто переезжала. Из Украины они переселились в Узбекистан, а потом на Алтай, в город Барнаул. Там будущая актриса по настоянию матери пыталась поступить в медицинский институт, но ей не хватило знаний для успешной сдачи экзаменов. Тем не менее, Вера не отказалась от мечты и с помощью отчима попала в труппу местного театра. Узнав об этом, Ирина Николаевна закатила скандал, ведь дочери следовало сначала получить образование в Москве, а потом уже пробовать стать актрисой.
Алентова была вынуждена пойти работать, но брать к себе несовершеннолетнюю девочку никто не хотел. Ей отказали на почте, потом в аптеке. Единственным местом, куда приняли будущую артистку, оказался меланжевый комбинат, где она проработала год.
Театр
В 1961 году Вера отправилась поступать в Москву. Она подала документы во все столичные театральные училища и была принята в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Маркова. Там судьба свела ее с Владимиром Меньшовым. К слову, тогда будущего оскароносного режиссера считали неперспективным студентом, а его супруге прочили печальное будущее рядом с несостоявшимся артистом.
По воспоминаниям Алентовой, курс оказался сильным. Студенты старались перещеголять друг друга в знаниях и оригинальности творческих идей, поэтому запоем читали литературу, в том числе и самиздат, и популярные журналы «Иностранная литература», «Техника молодежи», «Знание – сила», «Новый мир». Ребята посещали поэтические слушания, где выступали Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский.
Будучи студенткой, Алентова начала выходить на сцену МХАТа. Девушка надеялась попасть в этот театр и после окончания вуза, но молодой выпускнице было отказано. Пережив шок, Вера поспешила в Московский театр им. Пушкина, где до окончания набора молодых актеров оставалось несколько дней.
Прослушивание артистка прошла успешно и в 1965-м была зачислена в труппу театра. Там Вера сразу получила главную роль в «Шоколадном солдатике» Бернарда Шоу, а в скором времени она стала одной из ведущих актрис.
Исполнительнице удавались характерные и драматические образы. Одним из ярких эпизодов театральной карьеры стала постановка «Я – женщина», которая шла несколько лет с аншлагами. Но жизнь в театре не была простой, наивную и доверчивую актрису всюду окружали интриги и обманы. Другие члены труппы порой выдумывали невероятные истории об Алентовой, чтобы отобрать у нее лакомые роли.
Режиссеры наперебой предлагали участие в своих постановках, но случались и периоды застоя, когда актриса долго прозябала в родном театре. Наиболее плодотворным оказался творческий союз Веры и режиссера Романа Козака. Вместе они поставили 7 премьерных спектаклей за 9 лет. Именно на этот период пришелся пик театральной карьеры артистки.
На сцену ставшего родным театра Вера Алентова выходила и с мужем. Спектакль «Любовь. Письма» ставила их дочь Юлия Меньшова. Во время репетиционного процесса творческо-семейный тандем трещал по швам, трем лидерам было непросто ужиться на одной площадке. Перед премьерой конфликтная ситуация между отцом и дочерью достигла апогея: Юлия готова была отменить премьеру. Спасла положение Вера Валентиновна.
Фильмы
Если в театре Вера Валентиновна буквально сразу стала получать ведущие роли в спектаклях, то в кино ее ждала совершенно противоположная ситуация. Ее дебютом стала роль школьной учительницы в фильме о летчиках «Дни летные». Потом последовала еще одна незаметная роль в кино, и на 10 лет актриса забыла о съемках, сосредоточившись на театральной карьере.
В 1977 году она сыграла в картине «Рождение», а спустя 2 года стала звездой советского кинематографа. И все благодаря культовому фильму «Москва слезам не верит», снятому Владимиром Меньшовым.
Удивительно, но пригласить жену на роль Кати режиссер решил только после отказа двух других кандидаток. Ирине Купченко не понравился сценарий, а Маргарита Терехова в то время отправлялась на съемки в Одессу. Тогда Меньшов предложил роль Алентовой, которую и утвердил худсовет.
Их родственные связи мало помогали съемкам, наоборот, Владимир со всей строгостью относился к работе супруги. Фильм «Москва слезам не верит» ожидал невероятный успех, пересекший границы СССР и достигший Америки. В 1981 году он был удостоен премии «Оскар», но режиссер не мог покинуть страну, поэтому за границу поехала Алентова.
Актриса путешествовала по миру и вместе с людьми разных национальностей смотрела свою работу. К ней подходили девушки и благодарили за душевную и правдоподобную историю.
За эту роль Вера Валентиновна удостоилась государственной премии СССР и была признана лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран».
После столь оглушительного успеха Алентову стали приглашать на главные роли в кино. В 1982 году вышел фильм «Время для размышлений», где она сыграла в паре с Владимиром Меньшовым. Вера снялась в последней картине режиссера Юлия Райзмана «Время желаний» (1984).
Ее партнером стал Анатолий Папанов, сыгравший немолодого интеллигентного чиновника, который в лице героини Алентовой Светланы Васильевны хотел обрести семью, спокойную и счастливую жизнь. Но предприимчивая женщина добивается его повышения по службе против его воли, и все в итоге заканчивается трагично. В 1986 году за участие в картине артистка стала лауреатом Государственной премии имени братьев Васильевых.
С Меньшовым актриса работала еще не раз. В 1995 году она снялась в его комедии «Ширли-мырли», где сыграла сразу несколько ролей, а спустя 5 лет появилась в фильме «Зависть богов». В последнем она даже появилась в кадре с французский актером Жераром Депардье. Алентова сыграла возлюбленную Андрэ. Роль главного персонажа картины исполнил Анатолий Лобоцкий.
В середине 2000-х фильмография актрисы пополнилась работами в комедии «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» и драме «И все-таки я люблю». В этих проектах Алентова предстала в возрастных ролях. В первом случае она сыграла маму героини Веры (Юлия Меньшова), во втором – мать Вадима Лягушова (Антон Хабаров).
Вместе с супругом артистка появилась в музыкальной комедии «Первый дома», где также участвовали Иван Ургант, Николай Фоменко, Дмитрий Нагиев и другие звезды кино и российского шоу-бизнеса. В мелодраме «Дар Божий» Алентова воплотила на экране образ Веры Левиной. Вскоре на экраны вышел фильм «Любовь как мотив». По сюжету героиня Веры Валентиновны, мать Дины (Евгения Брик), становится случайной убийцей зятя, а затем сама погибает при загадочных обстоятельствах.
В 2014 году на экраны вышла лента «Дорога без конца», где Владимир Валентинович выступил в роли продюсера. Как нетрудно догадаться, главную роль исполнила Алентова. В этом же году актриса порадовала поклонников образом элегантной дамы Галины Семеновны, героини комедии «С Восьмым марта, мужчины!».
В 2009 году Алентова стала преподавателем кафедры актерского мастерства Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова, где и по сей день обучает студентов.
Личная жизнь
С Владимиром Меньшовым Алентова познакомилась в стенах Школы-студии МХАТ. Свадьбу молодые люди сыграли еще студентами, после чего последовало трудное испытание бытом и семейной жизнью.
Вера Валентиновна Алентова
Фото Все
Видео Все
Вера Алентова. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/2 (2008)
Вера Алентова. Мой герой
Вера Алентова — биография
Актриса Вера Алентова не нуждается в особом представлении. Её жизнь неразрывно связана с культовой картиной «Москва слезам не верит», после которой её имя загремело не только на родине, но и за рубежом. У нее многочисленная армия поклонников, которые не устают восторгаться её мастерством и талантом. Алентова просто невероятный мастер перевоплощений, она может спокойно сыграть молодую девушку, когда сама уже находится на пороге сорокалетия, или невесту, несмотря на то, что уже отметила свой пятьдесят третий день рождения.
Безумная слава и всенародная любовь пришли к актрисе Вере Алентовой после выхода картины «Москва слезам не верит», где она сыграла Катю Тихомирову.
Детство и юность
Родилась Вера Алентова 21 февраля 1942 года вблизи Архангельска, в маленьком городишке Котлас. Все члены семьи Верочки были творческими людьми. Папа Валентин Быков служил актёром, но очень рано ушел из жизни. Его дочери исполнилось всего четыре. Мама Ирина Алентова и бабушка тоже актрисы. Веру назвали в честь её бабушки по маминой линии, которая умерла совсем молодой. В роду Алентовых были врачи и священники, одного из которых приговорили к расстрелу в 1937-м.
На фото Вера Алентова в детстве
После смерти папы мама и дочь Алентовы уехали к родственникам на Украину, и поселились в городе Кривой Рог. Детские годы девочки были очень трудными. Они почти голодали, что такое сладости малышка не знала вообще, настоящих игрушек не было, Ирина мастерила их самостоятельно, используя в основном картон. Вера посещала детский сад, а мама старалась заработать им на жизнь. Когда пришло время идти в школу, мама сама сшила Верочке платье из своего старого халата. На протяжении нескольких лет девочка ходила в одной и той же водолазке, которую приходилось каждый вечер стирать.
Но Вела не унывала, она была настоящей выдумщицей и заводилой во дворе. В её голове рождались невероятные истории, которые она воплощала на импровизированной сцене вместе с друзьями со двора. Материалом для костюмов служило все, что оказывалось под рукой – листья, цветы, старые занавески и прохудившиеся кастрюли. Уже в то время Вера начала мечтать о сцене, хотя мама запрещала ей даже думать об актёрстве.
Алентовы очень много переезжали. Из Кривого Рога они уехали в Узбекистан, потом пожили на Алтае, в Барнауле, где Вера и получила аттестат об окончании школы.
Мама буквально заставила дочь отказаться от своей мечты, и попробовать свои силы в медицинском институте. Но ей не повезло, экзамены были провалены. Вера все так же рвется на сцену, и тут на помощь ей пришел отчим, который устроил падчерицу в местный театр. После этого дома разразился настоящий скандал, мама была категорически против того, чтобы дочь, не имея актерского образования, пошла в артистки.
Вере пришлось уходить и искать себе работу, но так как она была несовершеннолетней, её никуда не брали. Алентову не взяли ни на почту, ни в аптеку, и только на меланжевом комбинате пригодились её руки. В течение года девушка трудилась на этом предприятии.
Театр
Спустя год, в 1961-м Вера Алентова все же уехала в столицу, и сделала попытку поступить в театральный вуз. Её документы были во всех институтах, но повезло ей в Школе-студии МХАТ. Она обучалась актерскому мастерству в мастерской Василия Маркова. Там же она и встретила свою судьбу – однокурсника Владимира Меньшова. В те годы он не выделялся среди общей массы студентов, даже наоборот, все считали, что он бесперспективный, и Веру отговаривали от серьезных отношений. Все считали, что её выбор опрометчивый, и она потом будет жалеть о нем.
Вера Алентова в театре
Диплом об окончании вуза Вера получила в 1965-м, и попала на службу в Московский театр им.Пушкина. Буквально с первых спектаклей Алентова начала получать роли ключевых персонажей, и достаточно скоро заработала известность и звание ведущей актрисы. Многие ей завидовали, особенно те, кому за долгие годы так и не удалось завоевать славу и любовь зрителей. Вера была молода, наивна и доверчива, а вокруг неё плелись настоящие интриги. О ней сочиняли слухи и сплетни, и все с одной целью – чтобы отобрать у молодой актрисы такую желанную роль.
Предложений от режиссеров в те годы было много, но бывали и творческие простои, когда она была совершенно не занята в репертуаре родного театра. Отличным получилось сотрудничество Веры Алентовой с режиссером Романом Козаком, результатом которого стали семь постановок на протяжении девяти лет. Эти годы и стали по-настоящему звездными для актрисы.
Фильмы
Кинематографическая биография Веры Алентовой была не такой успешной, как театральная. Актриса дебютировала в картине «Дни лётные», в которой сыграла молодую школьную учительницу. Следующая её роль в кино была еще менее значимой, чем предыдущая, поэтому Вера почти десять лет не выходила на съемочную площадку. В это время она делает успешную театральную карьеру.
Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит»
Алентова вернулась в кино в 1977-м, когда её пригласили на съемки фильма «Рождение». Настоящий успех пришел к актрисе спустя два года, когда зрители увидели ленту «Москва слезам не верит». Режиссером картины стал муж Веры – Владимир Меньшов, который видел главную героиню Катю в исполнении совсем других актрис. Одной из кандидаток была Ирина Купченко, но она отказалась, потому что сценарий ей показался не интересным. Тогда приглашение отправили Маргарите Тереховой, но она была занята в другом проекте. И только после этого Меньшов решил снять свою жену, и её кандидатура была одобрена худсоветом.
Работать в этой картине Вере было намного тяжелее, чем другим актёрам, режиссер не только не делал никаких поблажек жене, а наоборот, придирался по каждому пустяку. Успех картины превзошел все ожидания, она не только стала популярной в Союзе, но и далеко за его пределами. В 1981-м картина получила залуженного «Оскара», но на вручение премии Вере пришлось ехать самой. Она смотрела эту ленту в разных уголках земного шара, и везде ее тепло встречали женщины разных возрастов и национальностей, и не могли сдержать эмоций. Эта работа принесла актрисе Государственную премию СССР, и звание лучшей актрисы года.
Успех актрисы был просто ошеломительным, и естественно, что она начала получать приглашения на съемки в кино. В 1982-м Алентова и Меньшов вместе снимались в картине «Время для размышлений». В 1984-м актриса получила роль в ленте «Время желаний», где сыграла вместе с Анатолием Папановым. Этот фильм стал последним в творческом наследии Юлия Райзмана. За эту роль Вера Алентова получила Государственную премию им.Васильевых.
Сотрудничество Веры Алентовой и её мужа Владимира Меньшова давало свои плоды, и в 1995-м он снял актрису в ленте «Ширли-мырли», в которой она одновременно играла несколько персонажей. В 2000-м на экраны вышел совершенно потрясающий фильм под названием «Зависть богов», режиссером которого тоже стал Меньшов. Партнерами Алентовой по фильму стали Жерар Депардье и Анатолий Лобоцкий.
В 2014-м Вера засветилась в картине «Дорога без конца», где ей досталась ключевая роль. Продюсером картины был Меньшов.
Вера Алентова известна и своей преподавательской деятельностью. В 2009-м она устроилась на работу во Всероссийский государственный университет кинематографии им.Герасимова, и до сих пор учит студентов актерскому мастерству.
Пластика
Вера Алентова всегда придерживалась мнения, что актриса её уровня должна выглядеть на все 100. Она не признавала естественного старения, и когда поняла, что былая красота постепенно начинает увядать, согласилась воспользоваться пластикой. Первый раз это случилось в 1998-м, и тогда операция пошла актрисе на пользу – она действительно преобразилась и стала выглядеть намного эффектнее.
А вот следующие операции сыграли с ней плохую шутку – актриса изменилась до неузнаваемости. После третьей операции, которая была проведена в 2016-м, её лицо было практически изуродовано – левый глаз был полузакрытым, правый наоборот, слишком большим, возле носа образовались глубокие впадины из-за неравномерно введенного вещества. Вера Валентиновна собиралась затеять судебную тяжбу с клиникой, но родные отговорили её от такого шага. Инцидент разрешился без вмешательства судебных органов и без участия прессы.
Вера Алентова после пластики
Вера Алентова старается поддерживать себя в хорошей форме, и это ей удается, она стройна и подтянута.
В 2016-м произошло еще одно неприятное событие в жизни актрисы. Она стала виновницей дорожно-транспортного происшествия, когда за рулем своего автомобиля врезалась в другое авто. Жертв не было, и Алентовой просто назначили штраф в сумме пятьсот рублей.
Личная жизнь
Своего мужа Владимира Меньшова Вера встретила в институте. Любовь вспыхнула буквально с первого знакомства, и молодые люди не стали тянуть со свадьбой. Они поженились на втором курсе, хоть Алентову и отговаривали все однокурсники, предполагая, что ничего путного из её избранника не получится, и ей придется прозябать с бесперспективным мужем. Но Вера никого не слушала, и стала женой любимого человека. Идиллия продолжалась недолго, вскоре бытовые проблемы и неустроенность их жизни дали свои плоды. Молодожены стали жить по отдельности, а после вручения дипломов вуза даже оказались в разных городах. Алентову оставили в столице, а Меньшов получил распределение в Ставрополь.
Вера Алентова и ее муж Владимир Меньшов
Они были очень заняты своей карьерой, да и к тому же особого достатка в семье на первых порах не было, поэтому супруги не спешили рожать детей. В 1969-м они стали родителями единственной дочери Юлии. Они очень устали от бытовых проблем, от неустроенности и безденежья, что приняли решение о расставании. Супруги не собирались подавать на развод, просто разъехались, но продолжали общаться. Даже переписывались, а папа старался навещать дочь каждые выходные.
Супруги пробыли в разлуке недолго. Когда Юлии пришло время идти в школу, то на торжественную линейку она пришла за руку с мамой и папой. Это было единственное расставание за всю их семейную жизнь. Естественно у них, как и у многих пар, возникают ссоры и конфликты, но о расставании они больше не думают.
Вера Алентова сейчас
В феврале 2017-го Вере Алентовой исполнилось 75 лет. Эту юбилейную дату она праздновала в родном театре, где в тот же день сыграла в премьере спектакля «Апельсины & лимоны». В этот же вечер она засветилась в передаче «Вечерний Ургант», и ответила на все вопросы, которые задавали ей заинтересованные зрители.
Через несколько дней после юбилейной даты зрители Первого канала посмотрели документальный проект под названием «Я покажу вам королеву-мать!», который был посвящен жизни и деятельности Веры Алентовой. Актриса поучила поздравления с этой славной датой от правительства России, и лично от президента Владимира Путина.