актриса данауэй фэй данауэй
Скандальная дива Нового Голливуда. Фэй Данауэй исполнилось 80 лет
Дороти Фэй Данауэй родилась 14 января 1941 года в Бэскоме, штат Флорида, в семье домохозяйки и унтер-офицера. Как и большинство детей военных, все детство Фэй переезжала с место на место, путешествуя по Европе и США. Друзей ей заменили уроки танцев, чечетки, фортепиано и пения.
В 21 год она начала учебу в Американском национальном театре и академии, в тот же год дебютировала на Бродвее. Через пять лет актриса появилась сразу в трех фильмах – «Поторопи закат», «Происшествие» и в решающей для ее карьеры криминальной драме «Бонни и Клайд». Эта роль принесла ей номинацию на Оскар и статус самой красивой женщины современности.
Эффектная блондинка с независимым характером моментально стала одной из ведущих звезд Нового Голливуда. Ее культовый статус упрочился в 1970-х ролями в таких фильмах, как «Маленький большой человек», «Оклахома как она есть», «Китайский квартал», «Три дня Кондора» и «Телесеть».
В 1980-1990-х карьера Данауэй пошла на спад, однако каждое ее появление на экране и поныне остается незабываемым; среди таких блестящих актерских эпизодов следует упомянуть Элейн в «Аризонской мечте» Эмира Кустурицы и Мэрилин Миклер в дуэте с Марлоном Брандо в романтической драме «Дон Жуан де Марко».
Актриса Бетт Дэвис многократно называла Данауэй «худшим человеком, с которым она работала», а режиссер Роман Полански – «огромной занозой в заднице». Актриса и правда известна своим эксцентричным поведением в духе голливудской дивы. Во время спектакля в Бостоне она остановила сцену и начала жаловаться на шляпу одного из зрителей, а недавние нападки на ее ассистента стоили ей судебного иска.
Рассказываем о пяти главных фильмах актрисы.
«Поторопи закат» (1967)
«Поторопи закат» – поздний фильм Отто Премингера, прославившегося как мастер нуара и черной комедии. Премингер имел репутацию возмутителя общественного спокойствия, так или иначе поднимая вопросы цензуры, сексизма и социального неравенства. В «Поторопи закат» он сосредоточился на одной из наиболее наболевших проблем в Америке 1960-х – расизм в южных штатах.
Конфликт разворачивается вокруг двух участков земли, которыми владеют афроамериканец Рив Скотт (Роберт Хукс) и белый ветеран Второй мировой Рэд Макдауэлл (Джон Филлип Лоу). Эти участки мешают масштабному строительному проекту, который двоюродный брат Рэда, беспринципный и алчный Генри Уоррен (Майкл Кейн), рассматривает как путь к богатству. На стороне Рива и Рэда – закон, на стороне Генри – судья-расист, продажный шериф и ксенофобская белая община.
Фэй Данауэй играет жену Рэда – Лу. У нее звездные партнеры – Кейн и Джейн Фонда (Джули Энн Уоррен), но начинающая актриса в столь ярком ансамбле не теряется. Ее перевоплощение реалистично и наполнено нюансами, в нем нет чрезмерных красок. Фэй ведет героиню по непростой сюжетной линии – радость сквозь слезы при встрече мужа после войны, сопротивление его решению не продавать землю, наконец, принятие его правды. В небольшую по хронометражу роль Данауэй вложила максимум психологической достоверности. Голливуд, который доселе однозначно отводил такому типажу блондинок роли гламурных принцесс, наверное, впервые столкнулся со столь реалистичным образом женщины из народа.
Фэй отметили номинациями на «Золотой глобус» за лучший дебют и на BAFTA в категории «Лучший новичок».
«Бонни и Клайд» (1967)
Скандальная криминальная драма начинающего режиссера Артура Пенна «Бонни и Клайд» принесла актрисе всемирную славу и сделала лицом Нового Голливуда. Партнером Данауэй выступил уже известный к тому времени актер Уоррен Битти.
История знаменитых налетчиков начинается как комедия, продолжается любовной драмой и завершается трагедией. Бонни срывается в бега с Клайдом, чтобы покончить с безнадежной и бесперспективной жизнью, чтобы обрести хоть какой-то смысл. В восприятии измученных Великой депрессией граждан грабители банков – народные мстители. Важно то, что из всей банды только Бонни способна на рефлексию, на постоянное вопрошание: зачем?
Ответ становится понятным во второй половине фильма. По сути, Бонни и Клайд – это «беспечные ездоки», и все, что они делают, – не о деньгах, а о свободе, что отметила и пресса, писавшая о «шоке свободы в фильме». Снятая на историческом материале, картина передает скорее дух конца 1960-х, и Данауэй максимально соответствует новым временам – дикая, неукротимая, вольнолюбивая – бунтарка нового поколения.
Многие критики поначалу восприняли фильм в штыки, однако во многом благодаря не менее скандальной колумнистке The New Yorker Полин Кейл очень скоро стало понятно, что на экране – нечто большее, чем еще одна гангстерская драма. Успех в прокате был огромный, Киноакадемия присудила два Оскара, появилось целое направление моды «а-ля Бонни Паркер». Позднее фильм признали ключевым в становлении Нового Голливуда.
Потеряла невинность в кинотеатре и «убила» десяток режиссеров: 100 лет самому суровому критику США
«Китайский квартал» (1974)
Джек Николсон исполняет роль частного детектива Джейка Гиттеса из довоенного Лос-Анджелеса. Гиттес принимает предложение некой богатой дамы проследить за ее мужем-инженером. Стандартное расследование супружеской неверности перерастает в настоящий кошмар, если не сказать катастрофу – с любовью, драками и убийствами.
Хотя у Данауэй на тот момент был в фильмографии добрый десяток замечательных ролей, ее работа в «Китайском квартале» поистине завораживает. Она несет в себе не один опасный секрет и не один порок; мир мужчин пытается сломать ее, но она сопротивляется до последнего и удерживает вокруг себя ауру гибельного очарования, которое покоряет и циничного Гиттеса.
Справедливость не торжествует, добро проигрывает, страдают невинные. И настоящую высоту этой трагической истории сообщает именно Данауэй – прекрасная и обреченная, как протагонистка античной драмы.
«Китайский квартал» получил Оскар за лучший оригинальный сценарий (Роберт Таун), а Данауэй наградили второй номинацией. В 1991 году картина вошла в Национальный реестр фильмов США.
«Телесеть» (1976)
В фильмографии Сидни Люмета «Телесеть» – редкий пример сатирического высказывания. Жертва сарказма – американское телевидение.
Люмет рассказывает о вымышленной телекомпании Union Broadcasting System (UBS) через параллельные линии двух персонажей: многолетнего политического обозревателя Говарда Била (Питер Финч) и продюсера развлекательного блока Дайаны Кристенсен (Фэй Данауэй).
Говард узнает о том, что скоро будет уволен из-за низких рейтингов программы, и заявляет в прямом эфире, что покончит с собой перед камерой. От немедленного увольнения Била спасает лучший друг, продюсер новостей Макс (Уильям Холден) – по его просьбе оскандалившемуся ведущему разрешают провести последний эфир, чтобы принести извинения зрителям. Вместо этого ведущий устраивает скандал. И случается то, чего руководство UBS так хотело: рейтинги программы резко вырастают.
Истерическое «Шоу Говарда Била» приобретает бешеную популярность. Со своей стороны, Дайана прибирает к рукам Макса и весь новостной блок, превращая его в такое же шоу, показывая, например, ограбление банка террористами.
Люмет выстраивает эту корпоративную антиутопию, постепенно наращивая градус безумия, и настоящим катализатором здесь выступает Данауэй. Ее Дайана – гремучая смесь железной воли, сексуальности и по-византийски изощренного интеллекта. Она повелевает и интригует, очаровывает и уничтожает; ради высоких рейтингов в конце концов устраивает расстрел Била террористами в прямом эфире – и в характере, созданном Данауэй, это не выглядит преувеличением.
Фильм получил четыре Оскара, в том числе, наконец-то, статуэтка досталась Фэй Данауэй за лучшую женскую роль.
«Пьянь» (1987)
В историю «Пьянь» (Barfly) вошел как первый фильм, снятый по полуавтобиографическому сценарию Чарльза Буковски. Несмотря на то, что писатель считал, что «Голливуд в четыреста раз хуже всего, что говорили критики о его книгах», первая попытка вышла удачной.
Французский режиссер Барбе Шредер нашел нужные интонации и, главное, нужных актеров. Альтер-эго Буковски – Генри Чинаски – талантливого писателя, а также алкоголика, драчуна и ловеласа с потрясающей органичностью сыграл Микки Рурк. А его большую любовь, встреченную в ближайшем баре, – Фэй Данауэй. Они идеально подходят друг другу – как для совместной жизни, так и для саморазрушения. Вызов для Данауэй здесь в том, что ей нужно играть залитую спиртным, увядающую женщину; в такой роли не спрятаться за внешней привлекательностью. Но талант Фэй в том и состоит, что она не боится и умеет быть некрасивой в кадре, создавая глубокий характер «с лицом печальной богини».
В итоге роль Ванды принесла Данауэй номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль в драматическом фильме».
Фэй Данауэй
Биография
Фэй Данауэй — американская актриса, пик популярности которой пришелся на 1970-е годы. Исполнительница стала лауреатом премии «Оскар», а также обладательницей трех «Золотых глобусов», статуэтки «Эмми» и приза Британской киноакадемии. Фильмография артистки состоит из ролей в крупных полнометражных проектах и телевизионных сериалах.
Детство и юность
Дороти Фэй Данауэй родилась в городке Бэском, расположенном в штате Флорида, 14 января 1941 года. Мать была домохозяйкой, а отец — унтер-офицером армии США. Он погиб во время Второй мировой войны во время американской кампании в Европе.
В молодости Фэй демонстрировала творческий потенциал, увлекалась танцами, музыкой и вокалом. Окончив школу Леона в Таллахасси, Данауэй поступила в Университет Флориды, а затем получила степень по театральному делу в Бостонском университете.
В 1962-м девушка брала уроки драматического мастерства в студии при Национальном театре. Она привлекла внимание актера и постановщика Ллойда Ричардса, который рекомендовал артистку Элиа Казану, руководителю труппы Линкольн-центра.
Сценический дебют Фэй состоялся на Бродвее в постановке «Человек на все времена года», а первое появление в кадре — в ленте Артура Миллера «После грехопадения».
Личная жизнь
В 1962 году Фэй стала встречаться со стендап-комиком Ленни Брюсом. Пара пробыла вместе год. С 1967-го по 1968-й Данауэй находилась в статусе невесты фотографа Джерри Шацберга, но построить крепкие отношения влюбленным не удалось.
На съемках картины «Место для влюбленных» в 1968 году актриса влюбилась в Марчелло Мастрояни, итальянца по национальности. Девушка планировала семью, в то время как женатый избранник не торопился с тем, чтобы узаконить отношения. Артистка ушла от него. В автобиографии Данауэй вспоминала этот роман с тоской по прошлому, а Мастрояни в интервью называл бывшую избранницу своей самой большой любовью.
Embed from Getty Images Фэй Данауэй и Марчелло Мастрояни
В 1974 году Фэй Данауэй вышла замуж за Питера Вульфа, вокалиста музыкального коллектива The J. Geils Band. Личная жизнь пары не сложилась из-за частых гастролей мужа. Творческие люди не нашли компромисс и в 1979-м оформили развод. Новым супругом актрисы оказался фотограф Терри О’Нилл. Свадьба состоялась в 1983-м. К тому моменту супруги уже воспитывали 3-летнего сына Лиама.
После расставания со вторым мужем среди поклонников Данауэй был писатель Фредерик Форсайт. Позднее она стала избранницей Уоррена Либерфарба и в течение трех лет встречалась с президентом одного из направлений в Warner Bros. Последней романтической связью, о которой было известно публике, оказался роман с актером Бернардом Монтьельем, случившийся в середине 1990-х.
Рост артистки составляет 170 см, а вес — 65 кг.
Фильмы
Начало карьеры Фэй Данауэй ознаменовалось эпизодическими ролями и образами второго плана. Ей предложил контракт кинорежиссер Отто Премингер. Согласно договоренности артистка должна была участвовать в шести проектах постановщика. Но она вскоре отказалась от сотрудничества, понимая, что эти фильмы не принесут карьерного развития и реализации творческого потенциала.
В 1967 году актриса прошла кастинг на участие в ленте «Бонни и Клайд» и получила роль Бонни Паркер. Партнером Данауэй стал Уоррен Битти.
Embed from Getty Images Фэй Данауэй и Уоррен Битти в фильме «Бонни и Клайд»
В 1968-м состоялась премьера ленты «Афера Томаса Крауна», в создании которой были заняты Фэй и Стив Маккуин. В этом же году она работала над картиной «Место для влюбленных», которая не обрела кассового и зрительского успеха. Затем последовали съемки в «Маленьком большом человеке» режиссера Артура Пенна. Фэй воплотила в кадре комедийного персонажа и стала партнершей Дастина Хоффмана. Фильм оказался успешным в прокате.
В 1970 году на экраны вышла картина «Загадка нерожденного ребенка» Джерри Шацберга. Публика восприняла фильм прохладно, но эксперты номинировали Данауэй на «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
Находясь в романтических отношениях с Мастрояни, актриса взяла краткосрочный перерыв, а затем снялась в фильмах DOC и «Смертельная ловушка». Проекты не привлекли внимания зрителей и критиков. Затем артистка была занята в картинах «Оклахома, как она есть» и «Три мушкетера». В последнем она воплотила образ Миледи. Параллельно Фэй принимала приглашения к работе на театральных подмостках, так как считала работу на сцене более сложной, чем в кадре. Одной из запоминающихся постановок этого периода для нее стал спектакль «Трамвай “Желание”».
Faye Dunaway & Steve McQueen » The Thomas Crown Affair «, 1968 Maria DD
Новым витком в карьере актрисы было сотрудничество с Романом Полански в ходе съемок фильма «Китайский квартал». На площадке партнером Данауэй стал Джек Николсон. Фильм получил 11 номинаций на «Оскар», а исполнительницу выдвинули на соискательство «Золотого глобуса» и BAFTA.
В этот период Фэй совмещала съемки в сериалах с работой над лентами крупного формата и завоевала статус одной из лучших голливудских актрис. Фильмография артистки пополнилась картинами «Три дня Кондора», «Путешествие проклятых», «Дорогая мамочка», в которой Данауэй изобразила Джоан Кроуфорд, а также фильмом «Доказательство невинности» и сериалом «Эвита Перон». За работу в картине «Телесеть» исполнительницу номинировали на «Золотой глобус» и вручили «Оскар».
В 1980-е Данауэй много выступала в театре, а также снялась в лентах «Злодейка», «Супердевушка», мини-сериалах «Остров Эллис» и «Христофор Колумб».
В 1987 году Фэй была задействована в создании фильма «Барфла» вместе с Микки Рурком. Картина получила похвалы киноэкспертов, а Фэй — номинацию на «Золотой глобус». Следом состоялись премьеры лент «Пьянь», «Казанова» и «Жгучая тайна». В 1990-м знаменитость сотрудничала с Робертом Дювалем в работе над фильмом «История служанки».
В 1993 году актриса появилась в кадре с Джонни Деппом в ходе съемок картины «Аризонская мечта». Режиссером проекта выступил Эмир Кустурица. В том же году на экраны вышел фильм «Коломбо» с участием артистки. Спустя 2 года исполнительница вновь сотрудничала с Деппом на съемках «Дон-Жуана де Марко», изображая жену персонажа Марлона Брандо.
В 1998-м Данауэй появилась в кадре драмы «Джиа», главную роль в которой исполнила Анджелина Джоли. Затем последовали участие в создании ремейка «Афера Томаса Крауна» и работа над картиной «Жанна д’Арк».
2000-е принесли знаменитости участие в выпуске сериалов и полнометражных лент. Артистка была занята в проектах «Анатомия страсти» и «C.S.I. Место преступления». В 2010-х Фэй Данауэй продолжала появляться на съемочных площадках и театральных подмостках, но уже не имела былого успеха.
Самое страшное, что может произойти в биографии знаменитой голливудской актрисы, по мнению Фэй, — это съемки в старости. Американка удивлялась тому, что с возрастом ей стали предлагать роли тетушек и бабушек, в то время как мужчины аналогичного возраста воплощали персонажей, пользующихся вниманием юных красоток.
Фэй Данауэй сейчас
Артистка имеет авторитет в профессиональном сообществе, и сейчас ее часто приглашают к участию в награждениях и вручении престижных премий для объявления номинантов и лауреатов.
В 2020 году фото Данауэй стали появляться в СМИ в рейтинге звезд, сделавших пластику. Поклонники актрисы начали замечать злоупотребление филлерами в погоне за омоложением.
10 интересных фактов о Фэй Данауэй
Главное, что нужно знать об отмечающей 75-летие легенде «Нового Голливуда»
Сегодня, 14 января, день рождения празднует Фэй Данаэуй — звезда «Бонни и Клайда», «Китайского квартала», «Телесети» и других фильмов, составляющих золотой фонд «Нового Голливуда». Поздравляя одну из лучших актрис XX века с 75-летием, ELLE рассказывает главное, что о ней нужно знать.
1. Фэй Данауэй родилась во Флориде в семье домохозяйки и военного и провела детство, много путешествуя по обе стороны Атлантики. Окончив театральное отделение Бостонского университета, в начале 1960-х Данауэй дебютировала на Бродвее — сыграв, в частности, у Элии Казана в оригинальной постановке пьесы Артура Миллера «После грехопадения».
2. В Голливуде Фэй прославилась без промедления, своей третьей в 1967 году и первой главной ролью — Бонни Паркер в некогда неоднозначной, а ныне канонической криминальной драме «Бонни и Клайд». Данауэй провозгласили «откровением года», наградили премией BAFTA за лучший дебют и номинировали на «Оскар» лучшей актрисе (который она уступила Кэтрин Хепберн).
3. Репутацию восходящей суперзвезды Данауэй укрепила годом позже, с выходом «Аферы Томаса Крауна» — остросюжетной мелодрамы, от роли в которой успела отказаться Брижитт Бардо. Особенно запомнившись сценой, где Фэй и Стив МакКуин играют в шахматы, «Афера» стала хитом, а 30 лет спустя породила не менее удачный ремейк с Данауэй в роли второго плана.
4. Изрядно забуксовав после ранних успехов, карьера Фэй обрела второе дыхание благодаря «Китайскому кварталу» — возможно, лучшему фильму Романа Полански, с Данауэй сразу не поладившего (режиссер называл ее «сертифицированной сумасшедшей», актриса его — «маньяком»), но вдохновившего ее на выдающуюся роль (годы спустя оба сошлись на том, что результат стоил обоюдных жертв).
5. Место Данауэй в голливудской элите было окончательно зацементировано к середине 1970-х, когда она поочередно снялась в самом кассовом блокбастере 1974 года (фильм-катастрофа «Вздымающийся ад») и образцовом политическом триллере «Три дня Кондора», принесшем Фэй пятую номинацию на «Золотой глобус».
6. Победной для Данауэй стала ее шестая номинация — за роль в пророческой сатирической драме Сидни Люмета «Телесеть». Предварительно уйдя в годичный творческий отпуск (по ходу которого она успела отказаться от роли в последнем фильме Альфреда Хичкока), актриса вернулась с новыми силами — и наиграла не только на «Глобус», но и на «Оскар» (один из четырех, доставшихся «Телесети»).
7. Одной из самых нашумевших работ Данауэй стала ее роль в «Дорогой мамочке», противоречивом байопике Джоан Кроуфорд. Заработав репутацию неумышленной комедии и россыпь «Золотых малин» (одна из которых сделала Фэй первой актрисой, в разные годы награждавшейся и «Оскаром», и Razzie), этот опыт оказался для Данауэй настолько болезненным, что она отказывается его обсуждать.
8. В конце 1980-х актриса переключилась на роли в инди-фильмах — вроде «Пьяни» с Микки Рурком или «Аризонской мечты» Эмира Кустурицы (с еще не выбившимся в суперзвезды Джонни Деппом Данауэй играла еще и в «Доне Жуане де Марко»). Третью премию «Золотой глобус» Фэй принесла роль первооткрывательницы супермодели Джии Каранджи (Анджелина Джоли) в телевизионной драме «Джиа».
9. Двухтысячные Данауэй провела в тени — снимаясь в хороших фильмах, которые никто не видел («Ярды» Джеймса Грея), играя эпизодические роли в сериалах («Шпионка», «Анатомия страсти», «C.S.I.») и раскланиваясь перед благодарными аудиториями на главных европейских кинофестивалях (Канны, Локарно, Lumière Film Festival).
10. Данауэй известна романами с режиссером и фотографом Джерри Шацбергом (это его архивное фото Фэй украшало постеры 64-го Каннского кинофестиваля) и актером Марчело Мастроянни, а замужем была за рок-певцом Питером Вульфом и фотографом Терри О’Ниллом. Их с О’Ниллом сын Лиам (по утверждению Терри, приемный) успел попробовать себя и в актерской профессии, и в фотографии.
Фэй Данауэй — 80 лет. В честь юбилея актрисы показываем ее архивные кадры
Расцвет карьеры исполнительницы главной роли в фильме «Бонни и Клайд» пришелся на 1960-е и 1970-е
Фэй Данауэй сегодня исполняется 80 лет. К своим годам она не только сумела сохранить идеальные белокурые локоны и задорный взгляд, но и остаться иконой стиля. В июле 2018 года актриса стала лицом рекламной кампании Gucci, в очередной раз доказав, что у красоты нет возраста.
Фэй Данауэй в рекламной кампании Gucci
Слава к ней пришла после съемок в фильме Артура Пенна «Бонни и Клайд» 1967 года. Он принес ей не только первую номинацию на «Оскар» за роль соблазнительной и бесстрашной грабительницы, но и статус иконы стиля. Среди других крупных работ Фэй Данауэй того периода — «Любовники» с Марчелло Мастроянни и «Афера Томаса Крауна» со Стивом Маккуином.
Кадр из фильма «Любовники», 1968
В 1970-х актриса получила заветную статуэтку киноакадемии, сыграв журналистку Дайану Кристенсен в фильме «Телесеть», но в 1980-х ее карьера постепенно пошла на спад. Одной из самых фактурных в этом десятилетии стала роль Ванды в картине 1987 года «Пьянь», в котором Микки Рурк сыграл Генри Чинаски — главного персонажа произведений Чарльза Буковски.
Кадр из фильма «Глаза Лауры Марс», 1978
Кадр из фильма «Аризонская мечта», 1992
В 1990-х и 2000-х Фэй Данауэй почти не появлялась на экранах, но при этом оставалась и по-прежнему остается одной из самых красивых и талантливых актрис Голливуда. Перебираем ее фотографии 1960-70-х годов.
Фэй Данауэй – карьера и фотографии в молодости звезды американского кино 1960-1970-х
Первая большая роль сделала Фэй Данауэй суперзвездой американского кино. Америка любит плохих парней и девчонок, обожает гангстерскую тематику, поэтому идеальное попадание дебютантки в образ одиозной бандитки Бонни Паркер превратило её в национальную сенсацию и мгновенно возвело в ряды элитных артистов Голливуда.
Биография и карьера киноактрисы
Вопреки сведениям русскоязычной Википедии отец актрисы не погиб во время Второй мировой войны, а вернулся домой, хотя примерным семьянином не был и развелся с женой, когда дочери было 13. Именно поэтому близких отношений между ними не было и своим вторым отцом Дороти Фэй Данауэй (Dorothy Faye Dunaway) называла драматурга и профессора Гарварда Уильяма Альфреда, с которым начинающая актриса познакомилась во время театральной постановки его пьесы “Козел Хогана”. Молодая артистка начала карьеру на Бродвее в 1962-м, играя в спектаклях по произведениям Роберта Болта, Артура Миллера и, собственно, Альфреда, которого Дороти называла отцом, ментором и духовным наставником:
Фото Фэй Данауэй в молодости
Прочь злые сплетни и желтую прессу. Правы они или нет, но точно известно, что в молодые годы у красотки отбоя не было от женихов, среди которых засветились люди-иконы Ленни Брюс, Джерри Шацберг, Марчелло Мастроянни, Уоррен Битти, Энтони Куинн, а также два официальных супруга – музыкант Питер Вулф и фотограф Терри О’Нилл, от которого артистка родила своего единственного сына Лиама. Не верите восторженным голливудским мужчинам – поверьте фото Фэй Данауэй в молодости в начале 1960-х, когда взошла звезда Faye Dunaway.