актриса фильма жестокий романс
«Всегда шла по краю бритвы»: как Лариса Гузеева стала всенародной любимицей, обрела счастье и чуть не потеряла здоровье
Актриса и телеведущая осенью не на шутку перепугала многомиллионную армию поклонников.
Звезда фильма «Жестокий романс», телеведущая Лариса Гузеева в этом году отметила 62-летие. Она по-прежнему востребована, интересна и любима аудиторией. Поэтому когда стали появляться тревожные новости о коронавирусе у звезды, поклонники очень перепугались. Да и сама она призналась, что ей очень страшно.
Ухудшение самочувствия и большой процент поражения легких у Гузеевой заставили понервничать. Но сейчас из больницы приходят более оптимистичные новости. Пока знаменитость идет на поправку, мы вспомнили ее творческий путь, яркие роли и эпатажные заявления.
Лариса Гузеева: биография, детство
Лариса Андреевна Гузеева родом из села Буртинское Беляевского района Оренбургской области. Она родилась 23 мая 1959 года. Ее мать Альбина Андреевна Гузеева была учителем истории, а отец в жизни будущей заслуженной артистки России отсутствовал, его заменил отчим Виктор Макурин, за которого мать Ларисы вышла замуж и от которого родила двоих сыновей.
Лариса Гузеева в 18 лет. Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
Когда Лариса училась во втором классе, ее трехлетний брат Олег трагически погиб — он играл со шлангом стиральной машины и в какой-то момент захлебнулся водой. Звезда долгое время винила в этой трагедии себя, поскольку не захотела в тот момент присмотреть за мальчиком, а ушла с подружками.
Через два года после смерти Олега родился Виталий. И Лариса нянчилась с ним с большим усердием. Впоследствии, отслужив в армии, юноша нашел себя в педагогике и стал учителем физкультуры в Оренбурге.
Лариса Гузеева в молодости. Фото: Global Look Press
Лариса с детства имела неспокойный характер, росла бунтаркой и задавала жару родителям. Матери будущей телесвахи приходилось не раз краснеть за дочь, которая предпочитала мини и ярко красилась, ведь та училась в той же школе, где работала мама, — мол, плохо воспитывает и справиться с родной дочкой не может. В зрелости Гузеева признается: «Всегда шла по краю бритвы».
А вот цель стать актрисой Гузеева поставила себе еще в детстве. Правда, никто из родных всерьез не воспринимал это намерение — тогда все советские девочки через одну мечтали о сцене. Но Лариса от слов перешла к делу, стоило ей лишь получить аттестат. Она отправилась покорять Москву.
Лариса Гузеева в молодости. Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
В столице Лариса Гузеева собиралась поступать в театральный вуз, но познакомилась с музыкантом Сергеем Курехиным, и он убедил ее ехать с ним в Ленинград. Там девушка смогла поступить в ЛГИТМиК, сразив приемную комиссию эпатажным внешним видом — чтобы выделиться на фоне столичных абитуриенток, она побрилась налысо.
Там она влилась в местную тусовку, в которую входили Виктор Цой и Борис Гребенщиков, курила и выпивала.
Лариса Гузеева: карьера в кино
По окончании ленинградского вуза Гузеева была распределена в театр Оренбурга. Но служить на сцене не пожелала, а решила покорять кинематограф. Еще на первом курсе она дебютировала в культовом детективе «Место встречи изменить нельзя» в эпизодической роли девушки, танцующей в ресторане с Тараскиным.
Лариса Гузеева в молодости. Фото: Global Look Press
А вот следующая роль станет для Гузеевой самой значимой и успешной, пожалуй, за всю ее актерскую карьеру. На роль Ларисы Огудаловой ее утверждает Эльдар Рязанов в свою драму по роману Николая Островского «Бесприданница».
Картина с названием «Жестокий романс» выйдет в 1984 году и сделает красавицу Ларису Гузееву знаменитой и всенародной любимицей. Это уже спустя годы актриса признается: тогда она не понимала всей глубины характера своей героини, и сейчас удивляется, как ей удалось быть на экране столь убедительной.
Лариса Гузеева с Никитой Михалковым в фильме «Жестокий романс». Фото: Global Look Press
После «Жестокого романса» предложения посыпались Гузеевой одно за другим. И она оказалась довольно неизбирательной, соглашаясь на подчас сомнительные картины. Ленты с Ларисой выходили ежегодно, но ни одна из них не принесла столь оглушительного успеха.
Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой в фильме «Жестокий романс». Фото: Global Look Press
В 1985 году на экраны вышла драма «Соперницы» о спортсменках-байдарочницах. Гузеева состригла волосы и предстала в картине с короткой стрижкой и в спортивном костюме, явив полную противоположность Ларисе Огудаловой. Романтический флер вокруг персоны Гузеевой растаял, как утренний туман, и самой актрисе впоследствии вернуться к нему так и не удалось.
Кадр на съемках фильма «Соперники» режиссера Виктора Садовского. Киностудия Ленфильм, 1985. Фото: Global Look Press
Всего в карьере актрисы Гузеевой было более полусотни фильмов, большинство прошли незамеченными для зрителя, часть не запомнилась чем-то ярким, и лишь считанные из них пополнили коллекцию советского кинофонда как ценные и знаковые. Это «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» (1986), где Гузеева исполнила роль мадам Анри Фурне, «Секретный фарватер» (1986), в котором актриса сыграла Викторию Мезенцеву, «Жизнь Клима Самгина» (1988), в нем Лариса Гузеев воплотила на экране Елизавету Спивак.
Лариса Гузеева на съемках. Фото: Global Look Press
В 90-е годы Лариса Гузеева с маленьким сыном переезжает в Москву в надежде на большее количество выгодных предложений. В 1994 году Гузеева получает звание заслуженной артистки России, снимается в сериалах. Случилась и пара характерных ролей в таких картинах, как «Мария Магдалина», «Игра в любовь», «Наследницы», где появляется на экране в компании Веры Глаголевой, Ирины Скобцевой, Марианны Вертинской, Тамары Акуловой.
Лариса Гузеева и Надежда Бабкина. Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
Драма «Граффити» (2006) с участием Гузеевой собрала множество наград на различных кинофестивалях. Появляется актриса и в «Ералаше» в роли учительницы английского языка в 2006 году.
Лариса Гузеева на театральной сцене. Фото: Global Look Press
На театральные подмостки Лариса Гузеева все-таки выйдет, но как актриса антреприз. Она сыграет в пьесах «Пять вечеров», «Мышеловка», «Клара, деньги и любовь», с которым выступит в разных театрах страны.
Лариса Гузеева: карьера на телевидении
В 2008 году Ларису Гузееву приглашают ведущей шоу «Давай поженимся!» на Первом канале. Она заменила Дарью Волгу и стала лицом проекта. Ее наблюдательность, острота языка, умение раскрыть героев быстро помогли ей завоевать любовь зрителя, и через год актриса получает телевизионную премию «Тэфи» как лучшая ведущая ток-шоу.
Лариса Гузеева на шоу «Давай поженимся!». Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
На «Давай поженимся!» Лариса Гузеева, профессиональная сваха Роза Сябитова и астролог Василиса Володина стали яркой троицей на долгие годы, делая высокие рейтинги передаче и каналу, за что шоу до сих пор не теряет своей популярности и по-прежнему привлекает к экранам миллионы телезрителей.
А поклонникам очень хотелось верить, что ведущие очень дружны и общаются за рамками шоу, но на самом деле между коллегами складываются не столь гладкие отношения. Покинувшая проект в 2020 году Василиса Володина признается, что работать с Ларисой Гузеевой было непросто.
За скандальность и эпатаж на проекте шоу и саму Ларису Гузееву неоднократно высмеивал комик Гарик Харламов. Долгое время Гузеева игнорировала выпады юмориста в свою сторону, но однажды прямо на проекте не выдержала и выпалила: «Достал!».
Роль телесвахи распространилась за пределы съемочной площадки романтического шоу. Ларисе Гузеевой даже поступило предложение от Ивана Урганта женить его соведущего Дмитрия Хрусталева, для которого на вечерней передаче даже создали рубрику «Митькина невеста». Но шоумен так и не обрел личного счастья.
Лариса Гузеева в составе жюри на шоу «Минута славы». Фото: Global Look Press
Лариса Гузеева также стала ведущей кулинарного шоу «ТилиТелеТесто» на Первом канале в 2017 году. А на проекте «Минута славы» несколько сезонов подряд была в составе звездного жюри. Также летом 2020 года Первый канал запусти проект «На дачу!», где Лариса Гузеева помогала звездам обустраивать свои загородные участки.
В 2021 году телеканал «Пятница!» пригласил Ларису Гузееву судить участников шоу «ТикТок Талант» в паре с Димой Биланом, где телесваха примерила яркий молодежный имидж, который понравился многим пользователям Сети.
Лариса Гузеева: личная жизнь
Первые отношения у Ларисы Гузеевой завязались, когда она будучи абитуриенткой, приехала поступать в театральный вуз Москвы. Там она встречает музыканта Сергея Курехина, который быстро потерял голову от красоты, она ответила ему взаимностью и уехала с ним в Ленинград.
Сергей Курехин. Фото: Global Look Press
Провстречавшись с Курехиным четыре года, Гузеева в итоге расстается с ним. Причина — слишком много провинциального замечал в будущей звезде спутник. Она казалась ему слишком грубой, и в итоге музыкант отверг ее, а позже женился на дочке профессора.
В Ленинграде Гузеева недолго была одна. В вузе она сблизилась с Сергеем Шакуровым, который, к слову, и привел ее к Эльдару Рязанову на судьбоносную площадку «Жестокого романса». Актер должен был сыграть Сергея Сергеевича Паратова и поставил условие режиссеру, что Ларису должна сыграть Гузеева. Но в итоге сам отказался от роли в пользу театральных перспектив.
Еще будучи в законном браке, Лариса Гузеева вступила в отношения с Дмитрием Нагиевым. Недолгая, но скандальная интрижка привела к тому, что о ней узнала жена артиста Алиса Шер и ушла от него. Но вскоре выяснилось, что женщина беременна, и союз восстановился. Гузеева вернулась к мужу.
Лариса Гузеева и Дмитрий Нагиев. Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
Илья Древнов не смог отказаться от пагубной зависимости, и боровшаяся долгих 7 лет звезда в итоге ушла от него. Через некоторое время мужчина скончался от передозировки, его бездыханное тело нашли в парке.
За время этого кошмара сама Гузеева стала прикладываться к бутылке, у нее сформировалась алкогольная зависимость. Начались пьянки, во время которых муж даже поднимал на нее руку.
«Я была поганой, грязной. Когда я бухала, со мной был алкоголик и наркоман. Бил меня, как в бубен. Он стучал гантелью по виску и смотрел, расширяются у меня зрачки или сужаются. Просто сидел и бил меня гантелью. Хорошо, не убил», — откровенничала как-то на «Давай поженимся!» телеведущая.
Свою зависимость Гузеева смогла все-таки победить. И в числе первых российских знаменитостей стала открыто обсуждать тему женского алкоголизма в стране.
Вторым мужем Ларисы Гузеевой стал грузинский актер Каха Толордава. Красавица познакомилась с ним на съемках фильма «Избранник» в 1991 году в Тбилиси. Воспитанный интеллигент был редактором картины, а также играл эпизодическую роль священника в ней. Они вскоре зарегистрировали брак в Петербурге, а через месяц на свет появился первенец Ларисы Георгий.
Лариса Гузеева с сыном Георгием Толордавой. Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
Но рождение ребенка не охладило пыл непокорной бунтарки. Она вернулась к работе, стала пропадать с шумными компаниями, но примерный семьянин и муж Толордава не мог это терпеть. И совсем скоро пара разошлась.
Лариса Гузеева с Игорем Бухаровым. Фото: Global Look Press
С третьим мужем, ресторатором Игорем Бухаровым, Лариса Гузеева была знакома со студенческих времен. Они дружили, но дальше приятельства отношения не заходили. А когда они снова встретились в 1999 году, актриса смогла разглядеть в нем свою судьбу. Бизнесмен признался, что до сих пор неравнодушен к Ларисе, и вскоре они поженились.
Лариса Гузеева с детьми Ольгой Бухаровой и Георгием Толордавой. Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
В 40 лет Лариса Гузеева не побоялась родить ребенка мужу, на свет появилась Ольга Бухарова, которая, по всей видимости, унаследовала дерзкий нрав своей матери. Девушка постоянно держит родителей в тонусе, регулярно устраивая концерты: то побреет брови, то проколет нос, то разгромит свою комнату. А совсем недавно она объявила себя гендерфлюидной.
Дочь Ларисы Гузеевой Ольга Бухарова. Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
Лариса Гузеева: болезнь и госпитализация
Осенью 2021 года Лариса Гузеева отправилась в мини-отпуск в Крым, чтобы привести в порядок питание и вес. Звезда активничала в Instagram, общалась с подписчиками, показала, как отважилась искупаться в прохладном море. А буквально на следующий день по возвращении в Москву ее госпитализировали с диагнозом коронавирус.
«Я заболела этой гадостью, а кто застрахован? Лечусь. Прошу всех: не звонить мне и моей семье. Очень прошу. Поставьте себя на мое место. Мне и так страшно», — писала в микроблоге артистка, а потом пропала.
Поклонники взволновались не на шутку. Оказалось, звезде стало хуже, поражение легких составило более 60%, врачи пугали, что динамика отрицательная.
Через некоторое время состояние звезды стабилизировалось, она пошла на поправку. Все это время она находилась под наблюдением в терапевтическом отделении, до реанимации дело не дошло, но кислород дополнительно она получала. На середину октября звезда все еще в больнице.
Лариса Гузеева: внешность, имидж, вес, похудение, пластика
О внешности Ларисы Гузеевой в молодости слагали легенды, а ухажеры штабелями падали у ее ног. Недавно актер Анатолий Котенев, партнер актрисы по фильму «Секретный фарватер», вспоминал, какой красавицей была тогда его коллега.
«Романа у нас не было. У нее было много поклонников без меня. Ребята вокруг нее крутились. Одесса, где мы вместе снимались. Там было много лихих парней. Я видел ее отношения с мужем. Она безумно красивая. Большого уровня звезда», — поведал актер.
Лариса Гузеева в молодости. Фото: Global Look Press
Сама Гузеева сейчас признается, что тогда, молодость была «дурацкой», и ей все в себе не нравилось.
Сейчас Лариса Гузеева время от времени борется с лишним весом. Она то набирает, то усиленно сбрасывает. Диеты, физическая активность, налаженное питание — в ход идет все. Очередную попытку телеведущая предприняла в сентябре 2021 года, отправившись в специализированный санаторий. В настоящее время весит Лариса Гузеева 73 кг при росте 166 см.
Лариса Гузеева после мероприятия. Фото: Global Look Press
Какие-то радикальные пластические операции Лариса Гузеева отрицает. При этом звезда экрана регулярно делает уколы красоты гиалуроновой кислотой. И категорична в адрес тех, кто не вылезает из операционных. «Результат один: моложе никто не становится, но выглядят как неживые. Мне тоже страшно, и я оттягиваю поход к хирургу», — призналась Гузеева в эфире шоу «Давай поженимся!».
Кстати, довольно много критики Гузеева получает относительно своих нарядов. Мол, слишком аляписто она выглядит на передаче «Давай поженимся!». Но артистка парирует: так она выглядит потому, что ее во все это наряжают стилисты шоу. В жизни она одевается иначе.
Лариса Гузеева на съемках «ТикТок Талант». Фото: instagram.com/_larisa_guzeeva_/
Весной на премьере шоу «ТикТок Талант» на «Пятнице» зрители увидели новую Гузееву. Лариса Андреевна будто отмотала время назад и омолодилась. А дело все в правильно подобранном молодежном прикиде. Звезде на каждый эфир изобретали новый образ, и каждый раз теледива получала массу комплиментов.
Лариса Гузеева: доходы
Какой именно доход имеет Лариса Гузеева, точно не известно. Зато обнародован размер пенсии артистки. Так как она получает к выплате по старости столичную надбавку за звание заслуженной артистки России в размере 30 тысяч рублей, общая сумма ее пенсии варьируется в пределах от 48 до 55 тысяч руб.
Смотрите также
Еще больше интересных роликов — на нашем YouTube-канале!
«Намучились мы с ней немало»: Эльдар Рязанов – о Ларисе Гузеевой и съемках «Жестокого романса»
«Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы «Бесприданница», вошел в золотой фонд советского кино, однако после выхода фильма в 1984 году критика была беспощадна. Сотрудники газет набросились на Рязанова, словно критик Латунский на Мастера в знаменитом романе Булгакова. В отличие от Мастера, режиссер ответил на все нападки в своем «Послесловии к фильму». В нем он рассказал о работе над фильмом от замысла до рабочего процесса, а под конец привел разгромные отзывы критиков на саму пьесу Александра Николаевича после первых ее театральных постановок. Как часто бывает, мнение критиков и мнение зрителей не сошлись. В 1984 году «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран», лучшим исполнителем мужской роли был назван Никита Михалков, лучшим оператором – Вадим Алисов, лучшим композитором – Андрей Петров. В 1985 году картина получила «Золотого павлина» – главный приз на Международном кинофестивале в Дели.
От Михалкова до Гузеевой
Рязанов любил собирать на съемочной площадке блестящих актеров, профессионалов своего дела, которые зачастую были уже всенародно известны. «Жестокий романс» не стал исключением: здесь Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих, Виктор Проскурин, Георгий Бурков – и много кто еще.
Основным кандидатом на роль Паратова изначально был Никита Михалков, на роль Карандышева – Андрей Мягков. Режиссер хотел сделать как можно более объемными и живыми образы богатого баловня судьбы и мелкого почтового служащего, каким-то удивительным образом ставших соперниками в борьбе за обладание красавицей Ларисой. Паратов Рязанова – не просто циничный светский обольститель. Это одновременно великодушный, способный на искренние чувства, и в то же время жестокий (к Карандышеву и самой Ларисе) человек, который отказывается от настоящей любви ради состояния богатой невесты. И не просто отказывается – а подводит девушку к роли содержанки другого местного толстосума.
Карандышев – одновременно любящий, верный, но глубоко ущербный и тираничный. «Я не хотел показать Карандышева гадким ничтожеством, этот путь я отверг сразу. Я предложил роль Андрею Мягкову, актеру привлекательному, в котором одновременно сосуществуют как положительное, так и отрицательное обаяние», – поясняет Рязанов.
Не менее сложен образ матери Ларисы – обедневшей и потерявшей мужа дворянки, мечтающей удачно пристроить свою дочь – бесприданницу. Ее идея фикс уже привела к тому, что одна дочь была выдана за «кавказского князька», который зарезал ее из ревности, не довезя до дома, а вторая – за карточного шулера. Но Огудалова продолжает свой курс и старается любыми средствами максимально удачно выдать дочь замуж. Она превращает жизнь Ларисы в бесконечные смотрины, красота девушки привлекает в дом и богачей, которые приглядывают себе новеньких содержанок, и проходимцев, нашлось среди них место и для бедного Карандышева – на безрыбье и рак рыба. Тем не менее Огудалова любит дочь и ради ее счастья (в своем понимании) готова идти на лишения и унижения.
«. она совсем не монстр, а, скорее, несчастная мать, женщина, затравленная обстоятельствами, загнанная жизнью в тупик, – пишет Рязанов. – Мне хотелось, чтобы где-то ее было жалко, чтобы иной раз она вызывала сочувствие, а в других сценах внушала бы отвращение тем, что, по сути, торгует дочерью, что лебезит перед богатыми. Она должна поражать зрителя своей духовной слепотой, непониманием истинных человеческих ценностей. Именно желание отразить совокупность всех этих качеств побудило меня пригласить на эту роль блистательную Алису Фрейндлих».
Наконец, главная героиня «Жестокого романса» Лариса у Рязанова – не наивная тургеневская девушка. Она хорошо понимает свое положение, но до последнего надеется – раз Паратов любит ее, то женится. Рядом с ним ее глаза загораются, она становится яркой и интересной, в остальное время Лариса как будто замирает, становится суха и даже жестока. Одной из зацепок для критиков стала актерская игра Ларисы Гузеевой. Для молодой актрисы, студентки последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии это была первая роль в кино. На пробы пришло около 500 девушек, а лотерейный билет вытянула она – нервная, бедовая, курящая «Беломор». По словам Рязанова, он не был до конца уверен в своем выборе, но полагался на опытных актеров, которые должны были окружать Гузееву во время съемок:
«Ей присущи многие качества, необходимые для лицедейства, но, честно говоря, намучились мы с ней немало. Все актеры – партнеры героини – проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом и как бы всегда пропускали ее вперед. Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче; Лариса оказалась девушкой восприимчивой и трудолюбивой».
Волга, Ярославль, пароход
Островский не стал привязывать свою пьесу к реальному месту. Действие происходит на Волге, в некоем большом городе с не очень звучным названием Бряхимов. Вообще-то такой город действительно когда-то существовал, но его точное месторасположение неизвестно. В качестве прототипа для съемок Рязанов взял Ярославль и Кострому. Так, в начальных титрах мы видим Волжскую набережную Ярославля, натурные съемки в основном проходили в Костроме, так же как некоторые уличные съемки. Квартиру Карандышева снимали в особняке с двориком, который художник картины Александр Борисов подметил в одном из кропоткинских переулков Москвы.
Помните пароход «Ласточка», который так любит герой Михалкова, но продает Вожеватову? Это настоящий колесный пароход, построенный в 1914 году, который назывался «Спартак». На момент съемок он еще был на ходу. В фильме есть лишь одна «ненастоящая» локация – дом и двор Огудаловых. Двор специально выстроили в Костроме на высоком берегу Волги, а интерьер создали в павильоне «Мосфильма».
Вообще Рязанов в «Жестоком романсе», так же как Островский в «Бесприданнице», придавали особое значение Волге. «Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне», – с этой фразы начинается роль Ларисы. Волга до постройки развитой системы железной дороги – не просто река, а важнейшая транспортная артерия России. «Волга должна стать одним из главных действующих лиц нашей картины», – писал Рязанов, уроженец другого города на Волге – Самары.
Волга подарила Рязанову атмосферу финальной сцены фильма – рассветный туман, в котором блуждает униженный и ослепленный жаждой мести Карандышев; в котором сбрасывает маску после бурной ночи Паратов – перед Ларисой он уже не тот блестящий светский лев. В мятой рубашке навыпуск он ищет рюмку, чтобы опохмелиться, неловко что-то разбивает и наконец со слезами на глазах признается, что помолвлен; в тумане разыгрывают Ларису Кнуров и Вожеватов.
Опасные съемки
О съемках каждой картины, оставшейся в истории кино, ходят легенды. В своем «Послесловии» Рязанов об этом не упоминает – там о другом, однако Михалков и Мягков на этих съемках чуть не лишились жизни. В финальной части «Жестокого романса» Карандышев, осознав, что у него из под носа с его же помолвки увели невесту, рано утром садится в лодку и догоняет «Ласточку». Момент, когда герой подплывает к пароходу, мог стать последним в жизни Андрея Мягкова. Огромные 350-килограммовые лопасти судна образовали на воде воронку.
«Мягков прыгнул в лодку и яростно греб от берега, – вспоминал Рязанов. – Он сидел спиной к буксиру и не видел, не ожидал, не мог себе даже представить того, что произойдет через мгновение. Мы, стоящие на берегу, вдруг замерли в предчувствии ужасной катастрофы. Никто не подозревал, что огромные, трехметровые в длину, чугунные лопасти пароходного колеса образуют недалеко от себя сильное течение, нечто вроде водяного смерча-воронки, и что этот водяной вихрь неумолимо засасывает под пароход все. Буквально в течение двух секунд лодка с Андреем Мягковым исчезла под лопастями колеса, была погребена в волжской пучине. Капитан на мостике скомандовал «стоп-машина», но было уже поздно. Лопасти по инерции еще били по воде – правда, все медленнее и медленнее. И, наконец, остановились. Наконец, через несколько секунд (минут, часов?), всплыли на поверхность раздробленные доски – то, что осталось от лодки. И стало окончательно ясно, что Андрей погиб».
Съемочная група застыла, невыключенная камера продолжала снимать. И вдруг из глубины вынырнул Мягков и успел доплыть до причала быстрее, чем успели подплыть к нему на другой лодке. Актер был совершенно цел, хоть и дрожал от холода – вода в Волге на тот момент была не выше восьми-десяти градусов. По словам режиссера, Андрей Васильевич считал, что его спас Бог. Перед съемками он «около двух часов гулял по Ипатьевскому монастырю, заходил в собор и мыслями находился наедине с Господом». Рязанов считал, что жанр трагикомедии наиболее близок к жизни – так случилось в этот опасный момент. Пока участники съемок отходили от пережитого страха, какой-то мальчик на берегу вдруг закричал: «Смотри, а дядя-то стал лысый!» В водах Волги Андрей Мягков оставил прик, прикрывающий залысину.
Другой опасный момент произошел с Никитой Михалковым. Зная о том, что актер ловко сидит в седле, Рязанов придумал эффектное появление Паратова в начале фильма. С опозданием прибыв на свадьбу старшей сестры Ларисы, Паратов на белом коне спускается по лестнице и по узкому деревянному мостику въезжает на пристань. «Рискованная штука, потому что рядом вода, и пройти по узкому месту для лошади сложно, она волнуется. Поэтому довольно много я просто водил ее. Сначала прикармливал и гарцевал перед толпами зевак», – вспоминал Михалков. Во время одного из эпизодов не успел Никита Сергеевич слезть с лошади, как раздался пароходный гудок. Лошадь испугалась и рванула по набережной – прямо в толпу людей, наблюдавшую за съемками. К счастью, все обошлось.