актриса которую принимала жена эйзенхауэра
Как Элина Быстрицкая отказалась от подарка жены президента Эйзенхауэра – шикарного вечернего платья
Яркая роль удалой и страстной казачки Аксиньи в «Тихом Доне» принесла актрисе Элине Быстрицкой не только всесоюзную, и мировую славу. Благодаря нашумевшей советской картине первая красавица нашего кинематографа побывала в США. В «капиталистическом раю» ее ожидал один неприятный инцидент, о котором я и хочу рассказать в сегодняшней истории. Великолепное вечернее платье – презент от первой леди Америки – могло бы пополнить гардероб Быстрицкой. Но прелестная брюнетка отвергла столь высокий подарок.
Роль отчаянной и любящей казачки Аксиньи оказалась светлой мечтой Элины еще со времен студенчества. Режиссер Сергей Герасимов очень сомневался, что трепетная и нежная девушка сможет воплотить образ сильной женщины. Однако юная актриса пыталась убедить создателя кинокартин, что справится с ролью лучше всех.
И это ей действительно удалось: Аксинья в исполнении Быстрицкой – тот недосягаемый идеал, до которого современным артисткам ну никак не дотянуться. Возможно, режиссер так и не решился бы снять настойчивую красавицу в главной роли, если бы не сам автор гениального романа. Как только Михаил Шолохов увидел Элину Авраамовну, он тут же понял: перед ним – донская Аксинья. Черноволосая, фигуристая, с прекрасным лицом и сердцем, полном нерастраченной любви.
Слава «Тихого Дона» достигла самой Америки. Едва начались 1960-е, как делегацию советского кино пригласили в Вашингтон: супруга президента Мейми Эйзенхауэр прислала приглашение в Советский Союз. На торжественное мероприятие, посвященное прибытию японского посла в Белый дом, должны были пожаловать Быстрицкая, Меркурьев, Черкасов и Бондарчук.
Сначала – рейс на самолете до американской столицы, потом – дорога на автомобиле до гостиницы. Конечно, все устали с дороги и хотели отдохнуть. Но не тут-то было. Актриса не могла принять душ, переодеться и причесаться, ведь всех гостей сразу же позвали на прием. Явиться нужно было незамедлительно. Конечно, Быстрицкая привезла два великолепных платья, пошитых лучшими портнихами Москвы специально для нее. Но вот надеть их не было никакой возможности! Представьте себе, как расстроилась советская звезда.
Прямо с самолета Элина Авраамовна отправилась в апартаменты Белого дома, со скромным пучком на голове и в темно-синем дорожном костюме из комфортного джерси. Едва знаменитая Аксинья переступила порог резиденции президента, все мужчины залюбовались женственной феей.
Внешне жена президента не подала вида, что с нарядом советской актрисы что-то явно не так. Приветливые улыбки и теплые слова сыпались на гостей, как из рога изобилия. Когда вечер подходил к концу, к молодой женщине подошла сама Мейми Эйзенхауэр. С вежливой улыбкой она познакомила советскую гостью с одним человеком, который оказался личным модельером первой леди страны.
Издание «Америка» будет гордиться тем, что на первой обложке появится фото самой Быстрицкой, а эксклюзивные одежды, прическа и украшения дополнят идеальный образ. Элина Авраамовна понимала, что такого шанса у нее больше не будет. Но за советской делегацией пристально следили агенты КГБ. Перед поездкой все получили строгие инструкции, как следовал вести себя за границей. Актриса понимала: стоит ей только согласиться, как скандал неизбежен. Ее больше никогда не пустят за рубеж.
Кто знает, быть может, заманчивое предложение было просто обычной провокацией с американской стороны, хотя госпожа Эйзенхауэр и казалась ей искренней и очень радушной. Даже если фотосессия в новом платье и оказалась бы щедрым подарком от души, на Родине артистку ожидали большие неприятности. Быстрицкая наверняка получила бы статус шпионки, которая готова продать Отечество за американские подачки. Испуганная гостья, разумеется, отказалась, чем очень расстроила миссис Эйзенхаур. После отъезда делегации артистов американцы еще долго обсуждали бедных, но гордых гостей из далекого СССР.
Наверняка вы слышали о том, что среди прочих коллег по театральному цеху актриса слыла первой модницей Москвы. В столице многие завидовали Элине Авраамовне. Никто не мог похвастаться заграничными джинсами, фирменными дубленками, ультрамодными сапогами. А она единственная – могла! Конечно, в театре ходили невероятные слухи о том, кто же муж неподражаемой дивы: наверняка из партийной верхушки или какой-нибудь обеспеченный генерал, тем более что личность супруга Быстрицкая держала в секрете.
Верным спутником жизни звезды оказался Николай Кузьминский, начальник отдела переводов в Минвнешторге. По долгу службы Николай Иванович не раз бывал в заграничных командировках и не скупился на подарки для третьей любимой жены. В этом и состоял секрет стильного, невиданного гардероба прекрасной казачки Аксиньи.
Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Какую нашу актрису принимала в Белом доме супруга Дуайта Эйзенхауэра из 10 букв
наш
I м. разг.
1) Тот, кто имеет к нам какое-либо отношение.
2) Тот, кто является гражданином России.
II нескл. ср.
Название буквы древней славянской или старой русской азбуки.
III мест.
1) Принадлежащий нам.
2) Свойственный нам, характерный для нас.
3) Осуществляемый, совершаемый нами.
отт. Переживаемый, испытываемый нами.
4) Связанный с нами какими-либо отношениями (родства, дружбы и т.п.).
отт. Преданный нам.
5) Близкий нам по убеждениям, взглядам и т.п.
6. разг.
Созданный, произведенный в России.
актриса
жен. к сущ. актёр
принимать
несов. перех. и неперех.
1. перех.
Брать то, что кто-либо дает.
отт. Получать из рук в руки.
отт. Подхватывать, ловить что-либо брошенное, падающее.
2) Получать что-либо в собственность, в свое распоряжение.
отт. Брать под свою ответственность.
3. перех.
Получать, брать в свое ведение.
4. перех.
Вступать в управление чем-либо.
отт. Занимать или соглашаться занять какую-либо должность.
5. разг.
Оказывать помощь при родах.
6. перен. перех.
Брать к себе, давать приют; помещать где-либо.
отт. Вмещать в себя, помещать внутри себя.
7. перен. перех.
Пускать в дом, допускать к себе (гостя, посетителя и т.п.).
отт. Заниматься с посетителями, больными и т.п.
отт. Приглашая к себе в дом, видеться, встречаться.
8. перен. перех.
Включать в состав чего-либо, допускать к участию в чем-либо.
9. перех.
Выслушивать что-либо сообщаемое.
отт. Улавливать при помощи специальной аппаратуры какое-либо сообщение, сигнал, звук и т.п.
10. неперех.
Воспринимать или реагировать на что-либо определенным образом.
11. перех.
Воспринимать, усваивать что-либо.
12. перен. перех.
Соглашаться с чем-либо, признавать правильным, относясь положительно к чему-либо.
отт. Становиться последователем чего-либо (какого-либо учения, религии).
отт. Облекать себя каким-либо именем, званием, саном.
отт. Выражать согласие с чем-либо; утверждать (обычно голосованием).
13. перен. перех.
Приобретать какой-либо вид, свойство, качество.
14. перех.
Впитывать, поглощать, вбирать в себя (воздух, жидкость, свет и т.п.).
15. перен. перех.
Признавать кого-либо, что-либо кем-либо, чем-либо, не являющимся таковым.
16. разг.-сниж.
Убирать, уносить.
белый
I м. разг.
Белый гриб.
II м. разг.
см. белые II
III м. разг.
см. белые III 2) IV прил.
1) Имеющий цвет снега, молока, мела.
Ant:
чёрный
2) Испечённый, приготовленный из пшеничной муки (о хлебе, мучных изделиях).
3) Очень светлый или светлее обычного.
отт. перен. разг. Очень бледный (от страха, испуга, болезни и т.п.).
отт. перен. разг. Светло-русый, белокурый.
отт. перен. разг. Седой.
4. перен.
Ясный, светлый (о времени суток).
5. перен.
Не заполненный текстом, рисунками; не исписанный, чистый (о листе бумаги).
6. перен.
Незапятнанный, нравственно безупречный.
7.
Употребляется как постоянный эпитет в народно-поэтической речи.
V прил.
Связанный с естественными силами природы, способный избавить ото зла или излечить (о магии).
Ant:
чёрный VII 1) VI прил.
Официальный (о прессе).
Ant:
жёлтый IV
белый
I м. разг.
Белый гриб.
II м. разг.
см. белые II
III м. разг.
см. белые III 2) IV прил.
1) Имеющий цвет снега, молока, мела.
Ant:
чёрный
2) Испечённый, приготовленный из пшеничной муки (о хлебе, мучных изделиях).
3) Очень светлый или светлее обычного.
отт. перен. разг. Очень бледный (от страха, испуга, болезни и т.п.).
отт. перен. разг. Светло-русый, белокурый.
отт. перен. разг. Седой.
4. перен.
Ясный, светлый (о времени суток).
5. перен.
Не заполненный текстом, рисунками; не исписанный, чистый (о листе бумаги).
6. перен.
Незапятнанный, нравственно безупречный.
7.
Употребляется как постоянный эпитет в народно-поэтической речи.
V прил.
Связанный с естественными силами природы, способный избавить ото зла или излечить (о магии).
Ant:
чёрный VII 1) VI прил.
Официальный (о прессе).
Ant:
жёлтый IV
бел
Логарифмическая единица для сопоставления значений физических величин (уровней звуковой мощности, поглощения света, коэффициентов усиления электронных приборов и т.п.).
дом
I м.
1) Жилое здание, строение.
2. перен. разг.
Жильцы, проживающие в таком здании.
3) Жилое помещение, квартира.
4. разг.
Хозяйство отдельной семьи.
5. перен.
Люди, живущие вместе; семья.
6.
Место постоянного проживания человека, характеризующееся определёнными отношениями и укладом жизни.
II м. устар.
Царствующий род; династия.
супруга
то же, что жена I
супруга
; офиц.; см. жена 1)
Вторая супруга отца.
Супруга брата.
Пригласить профессора с супругой.
супруг
то же, что муж I
Почему Элина Быстрицкая не приняла платье от жены американского президента
«Тихий Дон» – легендарный фильм, известный по всему миру. Элина Быстрицкая – столь же известная исполнительница роли Аксиньи. Донская казачка, смелая, решительная, пылкая – такой запомнили героиню зрители, и именно такой она полюбилась публике.
Спустя три года после выхода фильма президент Эйзенхауэр давал прием в Белом доме по случаю визита японского посла. Жена президента отправила приглашение русским артистам, в числе которых была Быстрицкая.
Фото – кадр фильма “Тихий Дон”
Артисты были измотаны длительным перелетом и дорогой до гостиницы. Отдохнуть возможности не представилось, так как почти сразу по прибытии их поспешили доставить на прием. Такая спешка никого не обрадовала, особенно Элину. Актриса готовилась к встрече – взяла с собой два роскошных наряда, чтобы выглядеть ослепительно и произвести лучшее впечатление. Как бы ей ни хотелось – переодеться в гостинице из-за спешки ей не позволили, не позволили даже принять душ после долгой дороги. Пришлось отправиться в Белый дом, оставшись в том же скромном костюме, в котором актриса и прилетела: синего цвета, очень удобный, но совершенно не торжественный.
Фото – личный архив Элины Быстрицкой
Естественную красоту Быстрицкой все заметили сразу. Наряду с этим в глаза бросилось и то, что дресс-код мероприятия не был соблюден. Среди смокингов, белоснежных рубашек и дивных вечерних платьев облачение Элины явно выделялось.
Позже, после радушного приветствия, Мейми Эйзенхауэр – супруга президента – подошла к актрисе и представила своего кутюрье. Мейми сделала предложение от которого тяжело отказаться – сшить платье специально для Элины, чтобы потом поместить ее фотографию на обложку журнала «Америка». Однако, та не спешила соглашаться.
Фото – личный архив Элины Быстрицкой
Приняв подарок Первой леди, актриса Элина Быстрицкая рисковала получить подозрения в шпионаже со стороны родного государства. Кроме того, была вероятность, что этот широкий жест окажется просто провокацией американской стороны.
Думая о рекомендациях товарищей, любезно озвученных ей перед поездкой, Элина решила вежливо отказаться от предложения Мейми. Та огорчилась, подумав о том, что русская бедность и гордость одинаково велики.
Не исключено, что эта история – одна из причин, по которым существует столько американских стереотипов, связанных с Россией – кто знает.
Элина Быстрицкая: UGC
В 91 год 26 апреля 2019 года скончалась народная артистка СССР, выдающаяся актриса Элина Быстрицкая. Она известна по исполнению многих ролей в советском кинематографе. Самыми яркими стали персонажи в картинах «Тихий Дон», «Добровольцы». Предлагаем вспомнить жизненный путь и лучшие роли легендарной исполнительницы.
Яркие факты из жизни актрисы
Одна из самых красивых женщин своего времени, Элина Быстрицкая прожила яркую жизнь и достигла громадного успеха в карьере. Ей симпатизировали многие мужчины, но она вышла замуж только однажды и прожила с супругом Николаем Кузьминским 27 лет.
В ее жизни было много ярких моментов, которые характеризуют актрису как целеустремленного человека.
Вот интересные факты из биографии артистки:
Галина Волчек: биография, театр, фильмография
Война пришла в страну, когда девочке Элине было всего 13 лет. Ее родители работали в фронтовом госпитале. Дочь военного не могла равнодушно стоять в стороне и попросилась помогать отцу и матери. Она служила санитаркой и одновременно училась на курсах медсестер. Именно в эти годы закалился ее характер. Отец и мать учили дочь, что препятствия нужно преодолевать, а принятые решения — выполнять. Главным принципом девушки стало убеждение, что человек может многое.
Прежде чем стать актрисой и поступить в театральный институт им. И. К. Карпенко-Карого, Быстрицкая изучила искусство пластического танца в балетном классе, поступила в музыкальную школу. Но родители не видели будущего в артистической карьере дочери, поэтому Элина пошла учиться на филолога. Спустя один курс она приняла окончательное решение и пошла учиться искусству перевоплощения.
Алла Пугачева в молодости: как выглядела Примадонна
По утверждениям покойной актрисы, одна из самых дорогих ее сердцу наград — звание «Сын полка». К 40-летнему юбилею Дня Победы актриса сыграла в одном спектакле 8 ролей, которые составили единый портрет женщины на ужасной войне. Спектакль прошел в Театре Эстрады и был поставлен по книге «У войны не женское лицо» писательницы Светланы Алексиевич.
В 1960-х годах Элину Быстрицкую пригласили посетить Белый Дом в США. Она встретилась с супругой президента Эйзенхауэра. В процессе поездки актрисе предложили сняться для журнала «Америка» в нарядах дома моделей США. Но Быстрицкая, верная советским идеалам, наотрез отказалась. Спустя годы звезда с юмором рассказывала об этом в интервью.
Марк Захаров: биография и творчество режиссера
Фото: imdb.com, Киевская киностудия: UGC
Быстрицкая Элина Авраамовна оставила неизгладимый след в истории кинематографа и театра, а зрители запомнят ее целеустремленной, принципиальной и удивительно прекрасной женщиной.
Лучшие роли Элины Быстрицкой
Женщина с потрясающей внешностью и стальным характером достигла успеха на театральной сцене и сыграла яркие роли в культовых фильмах. Ее триумфальное шествие в кинематографе началось в 1950 году с невыразительной роли в ленте «Мирные дни».
Всеобщая народная любовь пришла к актрисе после выхода на экраны фильма «Тихий Дон» (1957), снятого режиссером Сергеем Герасимовым. Фильм мгновенно стал популярным. Одни любили, другие ненавидели Аксинью Астахову, но все зрители открыто восхищались красотой и талантом Быстрицкой. Сюжет произведения «Тихий Дон», актеры и талант режиссера сделали картину культовой у нескольких поколений.
Любовь Аксенова: биография, фото, личная жизнь
О роли Аксиньи актриса мечтала с театрального училища. Узнав о предстоящих съемках, она сама попросила Герасимова дать ей сыграть персонажа. Пробы продолжались полгода. На роль Быстрицкую утвердил сам Шолохов. «Тихий Дон» — фильм, который, по словам актрисы, стал ее главной дорогой в мире искусства.
Фото: imdb.com, киностудия им. М. Горького: UGC
Особой для актрисы стала роль в кинофильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть». Быстрицкая сыграла роль Елизаветы Муромцевой — участкового врача. Женщина каждый день навещает пациента с парализованными ногами. В процессе общения персонажи влюбляются друг в друга, чувства помогают искалеченному мужчине снова начать ходить.
Не менее успешные роли сыграла исполнительница в картинах «Добровольцы» (1958), «Николай Бауман» (1967), «Все остается людям» (1963).
Вера Алентова: биография, фото, личная жизнь
В 1967 году артистка практически перестала сниматься. Она отказывалась от ролей, которые расценивала как недостаточно глубокие. Зрители увидели Быстрицкую на экранах в начале 1990-х годов. Артистка была задействована в лентах «Бравые парни», «Семь дней после убийства».
Фото: ru.m.wikipedia.org: UGC
В 2000-х годах Элина Быстрицкая сыграла роли в кинолентах «Бабий Яр», «Возвращение Мухтара», «Любовный круг» и других.
В 2018 году выдающаяся артистка отпраздновала 90-летний юбилей. До 92-го дня рождения она не дожила. Элина Быстрицкая умерла в реанимации от тяжелой продолжительной болезни. За долгую жизнь исполнительница сыграла множество ролей в кино и на театральной сцене, стала обладателем большого количества почетных наград и премий. Образы, которые артистка подарила зрителям, останутся в сердцах, а ее имя уже вошло в кинематографическую историю.
Екатерина Климова: личная жизнь, биография, фото
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Текст книги «Элина Быстрицкая. Красавица с характером»
Автор книги: Юлия Андреева
Жанр: Кинематограф и театр, Искусство
Текущая страница: 7 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
Юбилей Элины Быстрицкой
После выхода фильма «Тихий Дон» Элине то и дело задавали один и тот же вопрос: как ее муж отнесся к откровенной сцене с Григорием? Вроде риторический вопрос, все ведь понимают, что во время съемки откровенной сцены рядом с актерами находятся оператор, режиссер, бегает ассистентка с хлопушкой, трудятся осветители, да и весь остальной персонал обычно такого зрелища не пропускает. Понятно, что ничего «такого» на съемочной площадке происходить просто не может, но все равно народу интересно.
Услышав в очередной раз этот вопрос, Быстрицкая отвечала, что попросила положить между ней и Григорием валик из одеяла, этакий Эскалибур. Добавила, что, зная об этом, муж не ревновал.
Но давайте вернемся к теме развода, как описывает его сама Быстрицкая. «Я говорила себе: „Все нормально, Элина!“. Но что уж тут нормального! Понимала, что должна расплатиться за многолетнее терпение. Я чувствовала себя так, как должен себя чувствовать человек, у которого жизнь дала трещину. Не очень хотелось себе в этом признаваться, но что поделаешь…
Позже я поняла, что развод начал назревать тогда, когда Николай Иванович стал активно вторгаться в мое творчество. Я не могла позволить повелевать собою. Строить мою жизнь против моего желания – этого не надо было делать. А он вдруг начал заниматься моими делами, причем от „А“ до „Я“. Я ему говорила, предупреждала: „Я не могу подобного выдержать, привыкла делать все самостоятельно“».
Кадр из кинофильма «Тихий Дон». 1958 г.
Быстрицкая – это человек, который всю жизнь плывет против течения; ее орденоносный отец, заметьте, явился в институт, не ходатайствуя за дочь, а как раз прося не принимать ее. Далее, она все время работает на сопротивление: противостоит комсомольской организации в альма-матер, отказывается отправиться в херсонский театр, куда ее отправили по распределению, сама пробивает себе дорогу в московский театр и после тяжелой борьбы, получив жестокий отказ, сама находит себе работу в Вильнюсском театре. Кроме того, она сама, не ожидая дополнительных приглашений, напрашивается на пробы в кино. Особо отмечаю: она не просит дать ей роль, а только посмотреть ее, иными словами, дать ей шанс показать, на что она способна. Такой человек просто не может вдруг измениться и стать белой и пушистой, позволить кому бы то ни было управлять ею, даже если это управление мягкое и направлено на ее благо. «Но все-таки, я думаю, не только в этом дело, – продолжает Элина Авраамовна. – Ему была нужна не я, а та атмосфера, которая складывалась вокруг меня. Его перестало интересовать все, кроме того, что он муж „той самой Быстрицкой“. Его не волновали ни мои заботы, ни мои болячки, ни мои хлопоты, ни мои трудности. Ко всему этому он стал относиться равнодушно. У него были свои интересы, и они сводились к встречам с „дамочками“. Господи, кажется, я сбиваюсь на пошлость, но что делать, если это правда.
Впрочем, я и сейчас не хочу говорить о нем плохо. Потому что, говоря о нем так, я сама становлюсь хуже. А это недостойно».
Элина Быстрицкая в гримерной Малого театра
Любовь делает актрису тоньше, позволяет ей глубже понимать внутренний мир героинь. Человеку творческой направленности необходимо иметь в своем распоряжении полную палитру человеческих страстей, чтобы было откуда черпать, чтобы не выдумывать и быть честным.
После развода Быстрицкая живет одна. Говорят, нужно иметь семью, в противном случае в старости некому будет воды поднести. Но разве честно заводить семью и детей лишь ради этого глотка воды?
Элина Быстрицкая и Любовь Орлова в фильме Григория Александрова «Русский сувенир». 1960 г.
Отдушиной оставалось нечастое общение с родителями, но Элина прекрасно понимала, что недалек тот день, когда и они оставят ее.
От одиночества спасали спектакли, гастрольные поездки, концерты. Она с радостью встречалась со зрителями, нагружая себя все новой и новой работой, лишь бы чувствовать себя нужной, лишь бы быть с людьми.
Заграничные приключения Элины Быстрицкой
После той самой поездки в Париж, когда наша героиня ждала решения по «Тихому Дону», Элину включили в состав делегации в Лондон. От таких предложений не принято отказываться, а Быстрицкая была на седьмом небе от счастья. Мы снова вернулись к тому времени, когда наша героиня только-только поступила в Малый театр, была замужем и счастлива.
Но едва она оказалась в роскошной гостинице, в ее номер постучали. На пороге стоял руководитель группы с цветами и бутылкой вина. После недолгих, но бурных объяснений он вполне доходчиво изложил, что ему от нее нужно, и, получив отказ, пригрозил, что по возвращении напишет такой рапорт, после которого Быстрицкая уже никуда и никогда не поедет.
Элина Быстрицкая в роли Паулы Клотильды в спектакле «Перед заходом солнца»
Это было в его власти, все знали, что он был обязан доносить о том, как проводили время актеры за границей, и если бы он попробовал оклеветать кого-либо, проверять эту информацию никто бы и не подумал. Да и как тут проверить? Не станешь же из СССР в Англию опергруппу везти или с Бейкер-стрит местных приглашать. Так что проще поверить доносу и принять рекомендуемые меры. У нас, как говорится, незаменимых нет. Человека автоматически помещают в черный список, а потом уже жалуйся, что тебя обидели. Как известно, труднее всего доказать, что ты чего-то не делал.
Скорее всего, прежде он не получал столь категоричного отказа. По возвращении Элина ожидала чего угодно, но если гром и гремел, до нее так и не долетели его раскаты. Никто не пытался прорабатывать ее на собраниях, просто некоторое время ее не включали ни в какие новые делегации, не предлагали ни гастролей, ни поездок.
Для молодой и недавно поступившей в Малый театр актрисы это был серьезный шаг.
В Вашингтоне русская делегация была приглашена на прием к президенту в честь японского посла. До Вашингтона они добрались на самолете и едва оказались в отеле, их тут же сорвали с места и, не дав ни принять душ, ни переодеться, отправили на запланированную встречу.
Дуайт Эйзенхауэр с женой Мейми. 1950-е гг.
Как оказалось, на приеме следовало быть при всем параде – мужчины в смокингах или костюмах, женщины в вечерних платьях. У Элины платье было, и не одно, но в спешке ей даже не позволили распаковать чемодан. Так что она предстала перед штатовской политической элитой в очень милом синеньком костюмчике из джерси. То есть в чем сидела в самолете, в том и пожаловала на прием.
Глупо получилось: американцы, должно быть, подумали, что русским реально не во что одеться. Сердобольная супруга президента госпожа Эйзенхауэр 80 подошла к русской «золушке» со своим модельером и предложила сшить ей вечернее платье. После фото Элины в платье разместили бы на обложке журнала «Америка».
Предложение было более чем соблазнительное – получить шикарное платье за небольшую фотосессию. Но напуганная еще при отправке за границу Элина решила, что это либо окажется провокацией, либо наши потом сочтут, что подарок сделан в обмен на какие-нибудь важные сведения относительно… Впрочем, а что такого секретного могла знать актриса? Что она вообще знала в жизни, кроме репетиций, съемок и военного прошлого? Тем не менее Быстрицкой пришлось взять себя в руки и отказаться от фантастического предложения.
Кроме официальных приемов было много встреч со зрителями, красивая Быстрицкая сразу же очень понравилась американцам. Впрочем, в делегации она была единственной женщиной, так что обошлось без конкуренции.
В США ее знали и любили как Аксинью и как участкового доктора из «Неоконченной повести», тем не менее вопросы из зала были не только о сыгранных ролях и планах на будущее.
«В каком департаменте вы получали инструкции перед поездкой в Соединенные Штаты?» – вдруг выкрикнул молодой человек с последнего ряда.
«Я удивилась и сказала: „А почему вы меня об этом спрашиваете? Значит, американские актеры, которые сейчас в Москве, получали какие-то инструкции?“». Были и другие коварные вопросы, и на все Элина отвечала сразу же, откровенно и тонко. Все ее ответы были позже переписаны и поданы на стол Фурцевой, которая пришла в восторг от подобной импровизации.
Оказалось, что Быстрицкая вела себя за границей не просто идеально, она произвела очень хорошее впечатление, ни разу при этом не ударив в грязь лицом и не уронив престиж советской актрисы. Это давало ей на будущее шанс вскоре съездить еще куда-нибудь. Так и произошло.
Слева направо: Элина Быстрицкая, Михаил Жаров, Юрий Гагарин. 1960-е гг.
Вообще за границей нужно было держать ухо востро, так как никто точно не мог сказать, какой твой шаг наши потом посчитают неверным.
Вот, казалось бы, обычное дело: находясь с театром в гастрольной поездке по Румынии и Болгарии, Элина вместе со своей знакомой супругой одного из работников нашего торгпредства отправились на шопинг, а пока дамы гуляли по магазинам, автобус с артистами уехал без них. Хорошо хоть после покупок какие-то деньги остались, и они знали, куда следует ехать. Пришлось брать такси и добираться до места самим.
В результате дамы обогнали автобус и оказались в посольстве раньше всех. И пока они здоровались и выясняли, куда подевался автобус, тот и сам уже подъехал к парадному подъезду. По протоколу работники посольства должны были встречать почетных гостей, выстроившись перед ними в шеренгу, и Элина, не успев выскочить, чтобы пристроиться в хвост своей делегации, решилась на забавную шутку и встретила автобус, подпирая стенку рядом с посольскими. Формально она имела право встречать делегации, как жена работника министерства.
Но в результате дома Элина была вызвана для объяснений: как получилось, что она уже находилась в посольстве, когда наш автобус еще только въезжал на его территорию? Шел 1969 год – Советский союз помешался на ловле шпионов.
А вот случай в Болгарии: было заранее оговорено, что перед спектаклем в Софии прямо среди уже поставленных декораций «Леса» выйдут Царев, Гоголева, Жаров 81 и Быстрицкая, дабы первыми приветствовать зрителей от лица театра. Состав актеров, открывающих таким образом гастроли, был заранее оговорен и всем известен, но перед началом отчего-то Игорь Ильинский потребовал, чтобы Быстрицкую убрали с парадного выхода и вместо нее поставили его. В результате пришлось немного задержать начало, актеры совещались между собой, но даже если бы все они и приняли единогласное решение выполнить желание кумира миллионов, присутствие на торжественном открытии Быстрицкой было прописано в сценарии заранее, причем это было пожеланием принимающей стороны, так что никто и ничего не мог менять.
Элина Быстрицкая с Александром Барушным и Павлом Кадочниковым в фильме «Русский сувенир». 1960 г.
Потом начались новые странности. Всех актеров поселили в санатории на Золотых Песках, и каждый день Элина получала в свой номер то бутылку вина, то букет цветов, то блюдо с роскошным виноградом. При этом к подаркам не прилагалось никакой записки, и передававшая их переводчица Мария лишь таинственно улыбалась, вручая очередное подношение.
Быстрицкая не настаивала, ибо, если бы это стало известно начальству, кто бы посмел винить актрису за то, что она приняла гроздь винограда?
Все разрешилось, когда та же Мария передала уже не вино и не конфеты, а приглашение посетить коттедж, называемый охотничьим домиком.
«Ну вот, началось», – решила Элина и отправилась к директору Солодовникову, который находился тут же.
– Меня приглашают в охотничий домик. Могу ли я поехать с переводчицей Марией? – спросила она.
Расчет верный: если потом кто-нибудь спросит, как она посмела пойти в этот домик, всегда можно сделать большие глаза и сообщить, что она получила на это разрешение.
Любовь Орлова, Григорий Александров и Элина Быстрицкая на съемках фильма «Русского сувенир». 1960 г.
В тот день в охотничьем домике отмечался какой-то праздник, было много гостей. Переводчица показала на мужчину, который вел себя как принимающий гостей хозяин, и сказала, что это именно он посылал подарки. Элина вежливо улыбнулась ему и, взглянув на часы, сообщила, что ей пора уезжать.
Почему она не осталась? Даже не попыталась узнать имя человека, который так ненавязчиво ухаживал за ней все это время?
Да все потому, что еще неизвестно, что бы по поводу этой встречи сказали дома. Она специально пошла вместе с Марией, чтобы та могла засвидетельствовать: актриса Быстрицкая ни с кем наедине не оставалась, в разговоры не вступала, никаких материальных ценностей, писем, документов не получала и не передавала.
Тем не менее едва она, как сама считала, выбралась из очередной опасной западни, как судьба приготовила ей следующую.
Элина плохо переносила автобус, и болгары предложили ей поехать на машине «Чайка».
В фильме «Негасимое пламя» Элина Быстрицкая сыграла роль жены политзаключенного. 1964 г.
В пути же их подстерегали новые напасти: сначала сломалась машина и пришлось по рации вызывать другую, потом, проехав половину пути, им предложили выйти из машины, и тут же прямо на поляне был устроен импровизированный обед с вином и фруктами.
В результате к поезду они приехали отдохнувшие и веселые, чего нельзя было сказать об остальной труппе, все это время еле тащившейся по жаре в душном автобусе.
В итоге дома Быстрицкой опять пришлось отвечать на весьма неприятные автобусы. За какие такие заслуги ей подают «Чайку»? Да и вообще, что такого она сделала хорошего, за что ее кормят виноградом, и плохого, за что свои же актеры не желают, чтобы она была на первых ролях?
Радости и печали Малого театра
В Малом театре Быстрицкая постепенно становилась своим человеком, своей актрисой, лицом театра. Когда она еще только-только поступила туда, в театре еще работала Вера Николаевна Пашенная, блистали Елена Николаевна Гоголева и Софья Николаевна Фадеева, Руфина Дмитриевна Нифонтова. Перед Быстрицкой стояла непростая задача – соответствовать высокому уровню Малого театра, и она старалась изо всех сил.
Элина Быстрицкая в спектакле «Веер леди Уиндермиер»
Вот список ролей Э. А. Быстрицкой в постановках Малого театра с указанием дат премьер:
Леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. 18.02.1959)
Наталья («Осенние зори» В. Блинова. 27.03.1960)
Нина («Карточный домик» О. Стукалова. 26.05.1960)
Кэт («Остров Афродиты» А. Парниса. 30.10.1960)
Клеопатра Гавриловна («Почему улыбались звезды» А. Корнейчука. 04.06.1961)
Катерина Ремез («Крылья» А. Корнейчука. 09.09.1961)
Паранька («Весенний гром» Дм. Зорина. 26.10.1961)
Баронесса Штраль («Маскарад» М. Лермонтова. 06.05.1962)
Ксения Ивановна («Палата» С. Алешина. 22.04.1963)
Юлия Филипповна («Дачники» М. Горького. 25.03.1964)
Мария Ивановна («Главная роль» С. Алешина. 22.04.1964)
Миссис Эрлин («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. 26.01.1965)
Эльза («Герой Фатерланда» Л. Кручковского. 14.05.1965)
Глафира («Волки и овцы» А. Н. Островского. 12.02.1966)
Герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э. Скриба. 26.11.1966)
Анна Петровна («Иванов» А. Чехова. 17.03.1967)
Софья Марковна («Старик» М. Горького. 25.04.1968)
Лидия Юрьевна («Бешеные деньги» А. Н. Островского. 13.04.1969)
Анастасия («Признание» С. Дангулова. 22.04.1970)
Донна Анна («Каменный хозяин» Л. Украинки. 25.05.1971)
Элина Быстрицкая в роли герцогини Мальборо в комедии Э.Скриба «Стакан воды»
Паула Клотильда («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана. 30.06.1972)
Маша («Касатка» А. Толстого. 12.10.1973)
Панова («Любовь Яровая» К. Тренева. 06.11.1977)
Чернобривцева («Ураган» А. Софронова. 06.05.1978)
Пелагея («Фома Гордеев» М. Горького. 28.05.1981)
Кручинина (Отрадина) («Без вины виноватые» А. Н. Островского. 31.05.1981)
Мария («Выбор» Ю. Бондарева. 26.05.1982)
Мэри («Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила. 08.06.1989)
Москалева («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского. 25.04.1992)
Хлестова («Горе от ума» А. С. Грибоедова. 01.11.2000)
Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. 14.06.2002)
Конечно, одни роли она любила больше, другие – меньше. «Я начинала робкое знакомство с каждой новой „таинственной незнакомкой“, чтобы для зрителей стать Натальей из „Осенних зорь“ В. Блинова, Ниной из „Карточного домика“ О. Стукалова, Кэт из „Острова Афродиты“ А. Парниса, Клеопатрой Гавриловной из „Почему улыбались звезды“ А. Корнейчука, Паранькой из „Весеннего грома“ Д. Зорина…»
«Элина Быстрицкая пришла в труппу Малого театра в 1958 году, – писала в своих воспоминаниях Елена Николаевна Гоголева. – Все мы хорошо знали эту актрису по кино. Только что с огромным успехом по экранам страны прошел „Тихий Дон“ в постановке Сергея Герасимова, где Быстрицкая блестяще сыграла Аксинью. Предшествовала ей интересная работа в фильме Фридриха Эрмлера „Неоконченная повесть“. Но это было в кино. Я и мои товарищи хорошо знали, что экран и сцена драматического театра – не одно и то же. Театр требует несколько иных данных. Тут и умение держать образ не на один кадр, а на целый вечер, жить на сцене перед зрителями несколько часов, и способность перевоплощаться именно в ту героиню, которая предложена автором, и, наконец, обладание безупречной речью и дикцией, что так важно именно в Малом театре.
Елена Николаевна Гоголева (1900–1993) – советская российская актриса театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народная артистка СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат трех Сталинских премий (1947, 1948, 1949)
Думая об этом, я, будучи членом художественного совета, решила посмотреть дебют Быстрицкой в спектакле по пьесе Оскара Уайльда „Веер леди Уиндермиер“, где ей поручили заглавную роль. Прекрасные внешние данные актрисы меня не удивили. Но вот чудесный, хорошего диапазона голос, великолепная дикция, элегантность – обрадовали. Чувствовалось, что она владеет своим сильным, свежим голосом, придавая ему мягкость, бархатистость. Ее звучное слово было наполнено искренним чувством и мыслью, будило сопереживание зрителя. Быстрицкая хорошо владела телом, жесты ее были красивы, походка – изящна».
Но не все воспринимали приход новой актрисы в театр как событие со знаком плюс, кто-то видел в ней довольно-таки сильную конкурентку. Лицо Быстрицкой было известно всей стране, поэтому никто не удивился, что она, едва оказавшись в театре, сразу же начала играть большие роли. В этом тоже был определенный соблазн и опасность. Ведь если кому-то дают главную роль, стало быть, одно из двух: либо у кого-то ее отнимают, либо кто-то ее не дождется. В обоих случаях будут недовольные.
Опять же, когда спектакль репетируется в два состава, то есть две актрисы репетируют по очереди одну и ту же роль, в результате неизбежно возникает вопрос: кого из них посылать на гастроли? А если вдруг телевидение желает снять спектакль на пленку, кого из них снимать, оставляя для истории? В любом случае может возникнуть конфликт, и вчерашние подруги в один миг превратятся в злющих соперниц и заклятых врагов.
Успех спектакля «Веер леди Уиндермиер» оказался ошеломляющим, и Быстрицкой сразу же стали предлагать новые роли. Она же поначалу старалась не отказываться ни от чего.
«Допустим, мог показать на нечто вроде столика и спросить:
– А ты можешь туда запрыгнуть?
Этого по роли совсем не требовалось, но из чувства противоречия я „запрыгнула“ и спросила с иронией:
Вот так и проходили репетиции… Однажды Равенских раздраженно бросил:
– Это тебе не со своим мужем выяснять отношения!»
Борис Иванович Равенских (1914–1980) – советский театральный режиссер, педагог. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) и Государственной премии СССР (1972). Народный артист СССР (1968)
Потом из театра ушел режиссер Леонид Викторович Варпаховский, с которым у Быстрицкой было полное взаимопонимание. Вместе они поставили «Бешеные деньги» и «Главную роль». В то же время Равенских был назначен главным режиссером театра. Теперь наша героиня могла ожидать всего самого плохого, включая даже предложения уволиться по собственному желанию.
В результате ненавистный режиссер все-таки вызвал ее на откровенный разговор, суть которого сводилось к следующему, Леонид Викторович видел место нашей героини в театре исключительно в качестве его штатной любовницы. Возмутившись, Быстрицкая покинула режиссера, ожидая неминуемых «репрессий».
Несколько дней ничего не происходило, а потом вдруг, как снег на голову, ее назначили на главную роль в спектакле «Любовь Яровая». Главная роль – дело хорошее, даже замечательное; как выяснилось позже, роль пробил для нее режиссер Михаил Иванович Царев. Он сразился с Равенских и одержал временную победу. Так получилось, что на эту роль были и другие претендентки, которые теперь жаждали крови молодой выскочки.
Дошло до того, что на одной актерской вечеринке прима театра Руфина Нифонтова подняла тост за провал Быстрицкой в этой роли.
Не желая оставлять выходку примы без должного внимания, Быстрицкая придумала изящный ход – сама позвонила Руфине Дмитриевне и сказала:
«– Спасибо за то, что в своем тосте вы пожелали мне успеха.
Она растерянно помолчала и вдруг сказала:
– Я желала вам не успеха, а провала…»
Элина Быстрицкая в спектакле «Любовь Яровая»
После этого женщины встретились, спокойно пообщались и решили забыть недоразумение. Впрочем, узнав о происходящем в театре, предприимчивый Равенских отобрал роль у Быстрицкой и передал ее Нифонтовой.
Со стороны может показаться мелочью: ну, вчера назначили на роль, сегодня роль отняли, – но на самом деле Элина уже начала репетировать. Кто-то продолжал возмущаться, отчего роль досталась Быстрицкой, кто-то уже смирился. Новое решение только подхлестнуло назревающий скандал. Получалось, что новенькую грубо поставили на место, что она действительно в чем-то провинилась, или вдруг кто-то наверху решил, что она не годится для этой роли. Все это порождало новые слухи, один фантастичнее другого.
Пройдут годы, и в 1977 году Элина Авраамовна получит роль Пановой в спектакле «Любовь Яровая» постановка Петра Фоменко. Роль ей нравилась еще со времен института, и неожиданно для всех Быстрицкая сыграла ее так, что Панова затмила собой Яровую. Вообще, если говорить о театральном искусстве, возникает очень странный феномен. Текст пьесы не меняется, но разные актеры играют одну и ту же роль по-разному. К примеру, в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Быстрицкая исполняет роль Турусиной. Как обычно показывают Софью Игнатьевну Турусину: богатая вдова, барыня, родом из купчих. Это стареющая дама, которая в молодости много грешила и теперь так же много кается, занимается добрыми делами, как то: принимает в своем доме нищих, богомольцев и странников, а также воспитывает племянницу Машеньку. Турусина глупа, ее все обманывают. Во всяком случае, ее добротой пользуется негодный сброд, так как добрая Софья Игнатьевна никому не отказывает в милостыне и гостеприимстве. При этом она чуть было не выдала Машеньку замуж за первого встречного по советам подкупленной предсказательницы Манефы.
Быстрицкая видит в Турусиной отнюдь не раскаявшуюся грешницу. Ее Софья Игнатьевна не отказывает себе в лишней рюмке наливки, да и старые времена не против вспомнить, не чужды ей и веселье и флирт. И это, заметьте, она играла, не изменив ни одного слова в тексте Островского.
Элина Быстрицкая в спектакле «Бешеные деньги»
Или Кручинина в «Без вины виноватых» того же Александра Николаевича Островского. Елена Ивановна Кручинина, актриса от бога. Пусть она ушла на сцену, потеряв сына, но когда смотришь на прекрасную Быстрицкую в этой роли, невольно задумываешься, а долго ли просидела бы дома сложа ручки Любовь Ивановна Отрадина, если бы никаких трагичных событий в ее жизни не произошло? И не ушла бы она в актрисы с сыном на руках? Разве что псевдоним в этом случае у нее получился бы более радостным.
В финальном монологе, когда Кручинина находит потерянного сына, она убежденно говорит ему, что тот станет хорошим актером, а фамилию может взять ее. Явно имеется в виду знаменитая фамилия Кручинина, а не дворянская Отрадина. Когда смотришь «Без вины виноватых» в исполнении Аллы Тарасовой в фильме 1945 года, невольно хочется сказать, что она ляпнула о грядущей актерской профессии своего вновь обретенного сына, просто чтобы не пугать сыночка тем, что мать заставит его поменять уже сложившуюся жизнь. Впрочем, то, что она его будет любить, баловать и на шаг от себя не отпустит, уже чувствуется.
Мать в исполнении Быстрицкой – это актриса с большой буквы. Она не просто обещает своему сыну, что теперь они будут вместе, она благословляет его идти по актерской стезе, потому как не видит для него доли лучше и благороднее.
Как-то раз в театре ставилась пьеса Алешина «Главная роль». Элина Авраамовна подала заявку на роль Марьи Ивановны и была опечалена, когда роль ей не досталась. Почему?
Леонид Викторович Варпаховский (1908–1976) – театральный режиссер, сценарист, кинорежиссер, киновед, художник-любитель. Народный артист РСФСР (1966)
С этим вопросом она обратилась к режиссеру Варпаховскому.
«– Вы понимаете, Эличка, Марья Ивановна – белый лебедь, а вы лебедь черный. Понимаете разницу?» – изящно отшутился он.
Быстрицкая такой разницы не понимала и понимать не собиралась. Роль была ей желанна, но нельзя же просто оттолкнуть назначенную на нее актрису и выйти на сцену самой. Нужно было как-то доказать, что и она – лебедь белый. Во всяком случае, если сильно постарается.
В результате Быстрицкая получила роль, и это было хорошо и хорошо весьма. Она сумела, доказала, сломала систему. Неизвестно, правда, что произошло с актрисой, у которой она тем самым роль отобрала. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Неудивительно, что с таким характером Быстрицкая быстро наживала врагов, также неудивительно, что она могла по много месяцев сидеть без работы, без премьер, без новых фильмов.
Слева направо: Евгений Глазов, Элина Быстрицкая, Валерий Золотухин
А ведь мы уже говорили, насколько губительны простои для актера. «Отмечу, кстати, что я заболеваю не только от переутомления, но и когда у меня нет работы по душе и сердцу. Думаю, что подобное происходит не только со мною. Поэтому я всячески пыталась всегда заполнить свои простои самыми разными делами. Теперь я вижу, что это было инстинктивное стремление выжить, сохранить себя».
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.