актриса малого театра яблочкина
Александра Яблочкина
Биография
Александра Яблочкина — актриса, чье творчество прошло через несколько исторических эпох. Дама начинала играть при царской власти в дореволюционной России, а продолжила карьеру в советских театрах. Но какие бы изменения ни затрагивали страну, исполнительница оставалась верна делу жизни, блистала на сцене, создавая яркие и незабываемые образы.
Детство и юность
О детских и подростковых годах биографии артистки известно мало. Девочка родилась в ноябре 1866-го в Санкт-Петербурге. Дед и прадед будущей исполнительницы работали капельмейстерами и скрипачами при императорских дворах. Отец, Александр Яблочкин, занимал должность режиссера в Александрийском театре Петербурга, а после устроился в Малый.
Мать, Серафима Сорокина, была популярной драматической актрисой. Первое появление юной продолжательницы семейной династии на сцене состоялось, когда той было 6 лет. Позднее девушка серьезно занялась артистическим искусством. Первыми учителями для нее стали родители и Гликерия Николаевна Федотова, известная театральная исполнительница.
Личная жизнь
Страсть к игре не позволила построить Александре личную жизнь. В беседе с историком Леонардом Гендлиным дама призналась, что в 20 лет чуть не вышла замуж. Жених был не по душе петербурженке, однако родные уговаривали девушку дать согласие. Когда пара начала ходить на свидания, невеста с упоением говорила только о драматических постановках.
Молодому человеку это не нравилось — он ревновал возлюбленную к сцене. Поняв, что брак лишит ее возможности служить Мельпомене и Талии, артистка расторгла помолвку. Позже, уже работая в Малом театре, исполнительница увлеклась драматургом, потомственным князем Александром Ивановичем Южиным.
Мужчина красиво ухаживал за молодой девушкой, даже сделал ей официальное предложение. Однако оказалось, что Южин уже помолвлен. Это открытие стало настоящим ударом для Александры. После такого предательства она вычеркнула мысли о браке из жизни, полностью отдав себя любимому делу. Место детей заняли для нее спектакли.
Театр и фильмы
В 1885 году Александра начала играть на сцене Тифлисского театра русской драмы. Здесь в репертуар Яблочкиной вошли роли Катарины из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой», Эммы из «Трех пощечин» Петра Григорьева и другие. Через год артистка переехала в Москву, где была принята в труппу Театра Корша.
Здесь наиболее значительной для петербурженки стала работа в спектакле «Горе от ума», где она воплотила на сцене образ Софьи Фамусовой. Сама актриса отмечала, что игра в постановках комедийного жанра помогла преодолеть присущую ей с детских лет сдержанность и холодность.
С 1888 года началась новая страница в творческой карьере Яблочкиной. Исполнительница перешла в Малый театр, в котором прослужила больше 70 лет. Вместе с Александрой в спектаклях были задействованы Мария Николаевна Ермолова, Александр Павлович Ленский и другие мастера сцены. В репертуар входили постановки по пьесам Уильяма Шекспира, Виктора Гюго, Фридриха Шиллера.
Долгое время петербурженка мечтала играть в трагедиях и драмах. Однако Александр Южин, будучи в то время директором театра, отмечал, что ее призвание в другом, и утверждал актрису в водевильные проекты.
Александра Александрована Яблочкина, выдающаяся русская актриса. В 1885 играла в Тифлисском Театре русской драмы роли, подготовленные вместе с отцом, режиссером А. А. Яблочкиным.
В пример мужчина приводил Элеонору Дузе, Сару Бернар, у которых уголки рта всегда были опущены — это сразу воспринималось зрителями как «печать скорби». У Яблочкиной же, по словам Южина, «рот был создан для комедии».
Исполнительница ответственно подходила к работе. Когда Александре давали роль в исторической пьесе, она внимательно изучала литературные, научные и художественные материалы, связанные с персонажем. Например, при подготовке постановки «Мария Стюарт» петербурженка пользовалась консультациями профессоров Московского университета, знакомилась с рисунками и гравюрами.
Также для артистки было важно предстать на сцене в исторических костюмах так, чтобы это выглядело естественно. За время служения в театре даме приходилось появляться перед публикой в античных одеяниях, платьях с кринолинами и фижмами.
Еще в молодости Александра тренировалась в ношении костюмов, рассматривала картины в музеях и художественных галереях России и Европы, чтобы понять, как женщины прошлых эпох носили те или иные фасоны, как держали веера, снимали шляпы. В дальнейшем это позволило артистке свободно и раскованно чувствовать себя на театральных подмостках в любом образе.
Сделать героинь фактурными, выразительными петербурженке помогали отточенные жесты. Сама Яблочкина училась этому искусству у прославленных мастеров — Элеоноры Дузе, эстрадного певца Александра Вертинского. Выразительность движений последнего восторгала актрису — она называла руки мужчины его «вторыми глазами».
Кроме того, для создания незабываемых образов важны были не только эмоции, пластика тела, но и четкая речь, поставленный голос. Исполнительница часто вспоминала, как в детстве отец просил ее читать вслух басни и стихотворения со сложными речевыми оборотами. У дамы был неплохой музыкальный слух — она пела романс Ларисы Огудаловой в постановке «Бесприданницы», песню Офелии в шекспировском «Гамлете».
В зрелые годы Яблочкина не только блистала на сцене, но и обучала подрастающее поколение артистов. Она была требовательна, но молодые актеры любили ее, преклонялись перед талантом. В 1915-м дама встала во главе Русского театрального общества и оставалась председателем организации до конца жизни.
95595 95595 01.01.1950 Александра Александровна Яблочкина (1866-1964 г.г.), народная артистка СССР актриса Малого театра СССР. Елизавета Микулина/РИА Новости
В середине XX столетия Яблочкина снялась в кино. В 1956-м на экраны вышел фильм-спектакль «Крылья», в котором женщина исполнила роль Александры Алексеевны Горицвет. Также в ее фильмографии числятся несколько документальных лент, связанных с жизнью деятелей искусства.
С работой служительницы Мельпомены и Талии в театре связывают много анекдотов и баек. В них звучат цитаты Яблочкиной за разные годы. При этом нет канонических версий описываемых событий. Так, в знаменитой истории с ограблением, когда в квартиру актрисы пробрались воры, есть два варианта развития событий.
Согласно одному, обнаружив злоумышленников, пытавшихся похитить ее драгоценности, Александра попросила оставить украшения, поскольку те были нужны ей в спектаклях, а взамен предложила взять деньги. Согласно другому, петербурженка позволила забрать вещи, так как они были бутафорскими и не имели ценности.
Смерть
Артистки не стало 20 марта 1964 года. Информации о причинах смерти нет в открытом доступе. Яблочкина не дожила до 98-летия несколько месяцев. Исполнительница похоронена на Новодевичьем кладбище. К ее могиле до сих пор приносят цветы.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Цитатник
Открывайте пошире глазки, вы сегодня в гостях у сказки! Русские сказки в Федоскинских миниа.
Малышка Юсупова Княжна Ирина Феликсовна Юсупова родилась в разгар Первой мировой в.
Римские весталки: что ждало жриц за нарушение обета безбрачия Слышали о весталках? Это жрицы яз.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Легендарная Сан Санна: байки русской актрисы, пережившей трёх царей, Ленина и Сталина
Александра Александровна Яблочкина — легендарная актриса Малого театра, которая прожила 97 лет и 75 из них отдала актерской профессии. Она родилась в актерской семье и на сцену вышла рано — в шесть лет, в Тифлисе. В 1888 году в 22 года дебютировала в Малом театре, в котором играла до 1961 года.
Замужем Яблочкина никогда не была, если верить актерским слухам, прожила без романов и без мужской близости, что породило в этой в ядовитой актерской среде множество анекдотов.
Она была самодостаточна, с особым чувством юмора. Политические перипетии ее практически не волновали, она не скрывала своего тепла к царскому режиму, но и советская власть ее не обижала — Яблочкина была в почете у всех вождей. Сохранились воспоминания о ней, в которых жизнь актрисы насыщена анекдотами.
О коммунизме
Она произнесла следующее: «Ну, это будет прекрасное время! Везде будет изобилие продуктов, у всех будут свои дома, никто не будет ютиться в коммуналках, люди будут уважительными, вежливыми, на улицах будет порядок и чистота. В общем — как при царе. »
Заседала Яблочкина в каком-то президиуме. Подремывала по старости, а Михаил Иванович Царев (директор театра) ее все под стулом ногой толкал. А как объявили ее выступление, тут уже посильнее толкнул, чтобы совсем разбудить. Яблочкина встала, глаза распахнула и произнесла: «Мы, актеры ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра Союза ССР. »
А это — на всю жизнь!
— Дорогие мои, вот я еще при царе работала. Спасибо вам большое за награду, ведь при царском режиме нас унижали подачками: то денег дадут, то дом или лошадь подарят. Я ведь всё промотала! А это — на всю жизнь!»
Яблочкина и герои-космонавты
Однажды Александру Александровну привели в качестве «свадебного генерала» на банкет в Колонном зале по случаю чествования космонавтов Гагарина и Титова.
Космонавтов подвели к Яблочкиной, представили: «Александра Александровна, познакомьтесь, это наши первые космонавты — Юрий Алексеевич Гагарин и Герман Степанович Титов». Гагарин и Титов поцеловали руку Яблочкиной, та потрепала обоих по щеке, поцеловала в висок. Через некоторое время началось застолье. И вот в какой-то момент, когда шум чуть-чуть стих, все услышали хорошо поставленный голос Яблочкиной:
«Но мне так и не сказали, в каком полку служат эти молоденькие поручики!».
Почему Яблочкиной не понравился номер в гостинице
Как, Александра Александровна, у вас тут все в порядке? Претензий нет?
— В порядке-то, голубчик, в порядке. Но вот, слышала я, горничные между собой переговаривались. Будто как раз в этом номере передо мной жил молодой тенор из Большого. Ну, как его.
Нет, другой тенор. Поменьше росточком.
— Вот-вот. Так он, горничные говорили, на этой самой постели. что-то вроде взрывов. или фейерверка. Ну, чем мальчишки из пугачей стреляют?
Вот-вот! Горничные говорят: пистоны ставил.
Тут администратор остолбенел и, лишь придя в себя, выдавил:
Так и что, Александра Александровна?
А уж вы, голубчик, либо сами, либо распорядитесь. Пусть проверят, не оставил ли чего? Как бы и мне не взорваться.
Все бу в поря. — еле произнес администратор и выскочил из номера.
Как Яблочкину ограбили
В ее квартиру забрались через окно воры. Думали, она в театре, а прошли в спальню и видят: лежит в постели. Даже испугались — а вдруг поднимет визг.
Но Яблочкина этак спокойно на них взглянула и, увидав, что они нацелились на подзеркальник, где лежали ее драгоценности, сказала:
— Это все стеклышки, голубчики, стекляшки. Но они мне очень нужны на спектаклях. Так что уж вы, голубчики, лучше деньгами — вот они там, в сумочке. Правда, немного, но что поделаешь. Одна просьба, будете уходить, окно-то закройте, через которое вы. А то дует. Простудите старуху.
Рубрики: | Театр |
Метки: актёры
Процитировано 7 раз
Понравилось: 55 пользователям
Новое в блогах
Артистка ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра СCCP Александра Яблочкина
Александра Александровна Яблочкина — легендарная актриса Малого театра, которая прожила 97 лет и из них отдала актерской профессии 75: в последний раз она вышла на сцену в 1961 году, а не стало ее в 1964-м. Получается, что Александра Александровна благополучно пережила трех царей, Ленина, Сталина и совсем немного не дожила до смещения Хрущева. И судя по байкам, которые сохранились о ней в театральной среде, все эти политические перипетии ее практически не волновали!
Однажды Александру Александровну Яблочкину спросили: «Александра Александровна, вот как вы себе представляете коммунизм?»
Она произнесла следующее: «Ну, это будет прекрасное время! Везде будет изобилие продуктов, у всех будут свои дома, никто не будет ютиться в коммуналках, люди будут уважительными, вежливыми, на улицах будет порядок и чистота. В общем — как при царе. »
Заседала Яблочкина в каком-то президиуме. Подремывала по старости, а Михаил Иванович Царев ее все под стулом ногой толкал. А как объявили ее выступление, тут уже посильнее толкнул, чтобы совсем разбудить. Яблочкина встала, глаза распахнула и произнесла: «Мы, актеры ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра Союза ССР. »
Яблочкину попросили однажды отбить талантливого студента от армии. Набрали номер военкома, дали ей трубку. «С вами говорит, — величественно начала она, — народная артистка Советского Союза, лауреат Сталинской премии, председатель всероссийского театрального общества, актриса Малого театра Александра Александровна Яблочкина! Голубчик, — тон меняется на проникновенный — вот беда! Друга моего детства угоняют в армию! Так уж нельзя ли оставить? Сколько ему лет? А восемнадцать, голубчик, восемнадцать!».
Александру Александровну чествовали на юбилее в Малом театре, вручили грамоту «За добросовестный, многолетний труд и в ознаменование 40-летия Октябрьской революции». Яблочкина выходит с ответным благодарственным словом и говорит:
— Дорогие мои, вот я еще при царе работала. Как тяжело нам было, как нас унижали, какие-то бриллианты совали, кольца, экипажи дарили, дома. И всё прожила, всё прошло, а вот эта грамота — на всю жизнь! Спасибо вам!
Однажды Александру Александровну привели в качестве «свадебного генерала» на банкет в Колонном зале по случаю чествования космонавтов Гагарина и Титова.
Космонавтов подвели к Яблочкиной, представили: «Александра Александровна, познакомьтесь, это наши первые космонавты — Юрий Алексеевич Гагарин и Герман Степанович Титов». Гагарин и Титов поцеловали руку Яблочкиной, та потрепала обоих по щеке, поцеловала в висок. Через некоторое время началось застолье. И вот в какой-то момент, когда шум чуть-чуть стих, все услышали хорошо поставленный голос Яблочкиной: «Но мне так и не сказали, в каком полку служат эти молоденькие поручики!».
Когда в послевоенные годы скончался директор Малого театра, народный артист Михаил Францевич Ленин, труппа решила выдвинуть на пост директора Михаила Царева. Но в Министерстве культуры нашлись авторитетные противники этой кандидатуры.
Поэтому труппа задумала отправить на прием к заместителю председателя Совета Министров СССР маршалу Ворошилову самую признанную, старейшую по возрасту актрису — Яблочкину. Отказать ей в аудиенции Ворошилов не мог.
Александру Александровну напутствовали тщательно:
«Скажи Клименту Ефремовичу, что, в связи с кончиной Михаила Францевича, театру необходим директор, знающий все проблемы изнутри. Что есть в Малом театре Михаил Иванович Царев, проявивший себя не только как заметный актер, но и как умелый администратор. Что Царева уважает вся труппа. И, что немаловажно, Царев — член партии, а, следовательно, политически грамотен и устойчив».
Яблочкина выслушала все это, несколько раз повторила про себя и отправилась на прием к Ворошилову.
— Дорогой Климент Ефремович! — сказала она. — Вот что я должна сообщить вам по поручению господ артистов нашего импера. то бишь государственного Малого театра. Умер Ленин! Да не ваш, а наш, Михаил Францевич, директор! На его место все хотят достойного человека. Есть у нас в театре такой Царев. Мишка. Он вообще-то числится актером, но проявил себя в основном как администратор. И именно за это его все уважают.
И что еще я должна была сказать важное — запамятовала. Ах, да! Он же — член вашей партии!
Миссия Яблочкиной удалась. Царев был назначен директором.
Яблочкина Александра Александровна
ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (3(15). 11. 1866, Петербург, — 20.3. 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей — Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни — в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкина избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 — ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1906—64 жила Яблочкина (Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска. Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.
Из материалов ГТРФ
«Необычайно красивая, изящная, простая, она поразила меня, — писал В.Качалов о А.Яблочкиной, — своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры…». А.Яблочкина дебютировала на сцене Малого театра Союза ССР в 1888 году — в роли Софьи в «Горе от ума» А.Грибоедова и работала в этом театре до конца жизни. Последний раз великая актриса выступила на сцене в 1961 году в роли Мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея.
Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, А.Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов. Собрание радиофонда располагает записями следующих спектаклей, сцен из спектаклей с участием А.Яблочкиной: «Горе от ума» А.Грибоедова, в роли Хлестовой, «Уриэль Акоста» К.-Ф.Гуцкова, в роли Эсфири, «Крылья» А.Корнейчука, в роли Горицвет, «Бешеные деньги» А.Островского, в роли Чебоксаровой, «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея, в роли Мисс Кроули. Сцены: «Василиса Мелентьева» А.Островского, в роли Василисы, «Волки и овцы» А.Островского, в роли Мурзавецкой, «Лес» А.Островского, в роли Гурмыжской, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, в роли Турусиной, «Измена» А.Сумбатова-Южина, в роли Зейнаб, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, в роли Елизаветы, «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука, в роли Варвары, «Живой труп» Л.Толстого, в роли Анны Дмитриевны Карениной.
В коллекции радиофонда есть также записи стихотворений А.Пушкина в исполнении А.Яблочкиной: «Деревня», «Если жизнь тебя обманет», «Элегия» и другие. Отрывок из 3-й главы «Евгения Онегина» А.Пушкина актриса записала в 1940-х годах.
Сочинения: 75 лет в театре, (3 изд.), М., 1977.
Литература: А. А. Яблочкина. К пятидесятилетию сценической деятельности. (Сб., М. — Л., 1937);
Филиппов В., А.А. Яблочкина, М.-Л., 1947.
СПИСОК РОЛЕЙ АЛЕКСАНДРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЯБЛОЧКИНОЙ
Публикуемый послужной список знаменитой актрисы Малого театра включает 270 ролей, сыгранных в период с 1885 по 1961 год…
Катарина — «Укрощение строптивой» Шекспира.
Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского.
Эмма — «Три пощечины» Григорьева.
Наташа — «Байбак» Тихонова.
Любовь Гордеевна — «Бедность не порок» Островского.
Оленька — «Благородный театр» Шаховского.
Марина — «Борис Годунов» (сцена у фонтана) Пушкина.
Софья — «Горе от ума» Грибоедова.
Александра Дмитриевна — «Друзья-приятели» Кугушева.
Наташа — «Дядюшкина квартира» Мясницкого.
Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.
Пашенька — «Кручина» Шпажинского.
Зоринская — «Кому жить?» Николаева.
Лиза — «Лиза Фомина» Каменского.
Люсиль — «Мещанин во дворянстве» Мольера.
Машенька — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Софья — «Недоросль» Фонвизина.
Людмила — «Особое поручение» Николаева.
Женни — «Пансионерка» Тарновского.
Баронесса — «Победителей не судят» (переделка Самойлова). Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского. Элиза — «Скупой» Мольера.
Штопнова — «Соколы и вороны» Сумбатова.
Надя — «Сорванец» Крылова.
Лелия — «Сюлливан» («Любовь и предрассудок») Малевиля.
Чонская — «Так на свете все превратно» Крылова.
Эмма — «Три пощечины» Григорьева.
Лиза — «Фру-Фру» («Ветерок») Мельяк и Галеви.
Баронесса Фицгейм — «Чад жизни» Маркевича.
Ольга Александровна — «Бабье дело» Канаева.
Ия Ивановна — «В плену» Осипова.
Софья — «Горе от ума» Грибоедова.
Анжелика — «Мнимый больной» Мольера.
Беатриче — «Много шума из ничего» Шекспира.
Паранька — «Правительница Софья» Крылова и Полевого.
Эмма — «Супруги в западне» Каратыгина.
Анна — «Теофано» Аверкиева.
Луиза — «Чрезвычайное происшествие» Каратыгина.
Соня — «Божья коровка» Боборыкина.
Юлия Александровна — «Перепутала» Северина
Марья Антоновна — «Ревизор» Гоголя.
Роза — «Севильский обольститель» Бежецкого.
Соколова — «Симфония» М. Чайковского.
Оберон — «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
Арикия — «Федра» Расина.
Быкаева — «Цепи» Сумбатова.
Анна — «Виндзорские проказницы» Шекспира,
Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.
Актея — «Смерть Агриппины» Буренина.
Юлия — «Жизнь Илимова» Лихачева.
Агнеса Сорель — «Орлеанская дева» Шиллера.
Казильда — «Рюи Блаз» Гюго.
Елена — «Гусь лапчатый» Салова.
Орловская — «Жрица искусства» Карпова.
Хильдечарда — «Кольцо любви» Крылова.
Вера Алексеевна — «Перекати-поле» Гнедича.
Элиза — «Скупой» Мольера.
Смельская — «Таланты и поклонники» Островского.
Антонида — «Венецейский истукан» Гнедича.
Зоя — «Расплата» Гославского.
Ольга Андреевна — «Бэби» Северина.
Офелия — «Гамлет» Шекспира.
Софья Андреевна — «Лопухи» Гнедича.
Катя — «Общество поощрения скуки» Крылова.
Петрова — «Она жизнь поняла» Л. Г.
Женни — «Пансионерка» Тарновского.
Графиня — «Сиятельный зять» Ожье и Сандо.
Донна Соль — «Эрнани» Гюго.
Туманова — «Газета напутала» Булацеля.
Васильчикова — «Горящие письма» Гнедича.
Ольга Петровна — «Жизнь» Потапенко.
Корделия — «Король Лир» Шекспира.
Баронесса Пуф — «Лолотта» Мельяка и Галеви.
Графиня Анна — «Он в отставке» Суворина.
Анна — «Темная сила» Шпажинского.
Леля — «Кому весело живется» Крылова.
Леди Анна — «Король Ричард III» Шекспира.
Карская — «Кумир» Борисова.
Фон Витох — «Наездница» Поля.
Варвара Денисовна — «Подорожник» Гославского.
Званцева — «Приличие» Билибина.
Эмма Леопольдовна — «Джентльмен» Сумбатова.
Сесиль Генриетта — «Кто любит мир — кто любит ссору» Пальерона.
Татьяна Дмитриевна — «Пашенька» Персияниновой.
Ленавцева — «Питомка» Шпажинского.
Вера Борисовна — «Старый закал» Сумбатова.
Мишлина — «Теща» Ожье.
Глафира — «Волки и овцы» Островского.
Елизавета Владимировна — «Волшебная сказка» Потапенко.
Калерия Павловна — «Две судьбы» Шпажинского.
Мадлена — «Дитя», перевод с английского Райского.
Лиза — «Друзья детства» Невежина.
Юлия — «Идеальная жена» Прага.
Лаура — «Каменный гость» Пушкина.
Калерия — «Ложь» Зеланд (Дубельт).
Царевна Ксения — «Царь Борис» А. К. Толстого.
Елена Кефельд — «Кин» А. Дюма.
Маша — «Глухая стена» Шапир.
Княжна Сосо — «Закат» Сумбатова.
Аглая — «Идиот» по роману Достоевского.
Дездемона — «Отелло» Шекспира
Талия — «Торжество муз», пролог на открытие Большого театра Дмитриева.
Клара Шпор — «Вечная любовь» Фабера.
Придворная дама — «Зимняя сказка» Шекспира.
Парфения — «Ингомар» Гальма.
Княжна Ольга — «Накипь» Боборыкина.
Лидочка — «Отжитое время» («Дело») Сухово-Кобылина.
Анна Викторовна — «Цена жизни» Немировича-Данченко.
Вава — «В ответе» Боборыкина.
Виргилия — «Кориолан» Шекспира.
Ольга Дмитриевна — «Нефтяной фонтан» Величко.
Анна Григорьевна — «Разговор двух дам» Гоголя.
Ренева — «Светит, да не греет» Островского.
Негина — «Таланты и поклонники» Островского.
Анна Боллейн — «Король Генрих VIII» Шекспира.
Леди Снируэл — «Школа злословия» Шеридана.
Рукайя — «Измена» Сумбатова.
Наталья Константиновна — «Новый скит» Гнедича.
Александра — «Победа» Трахтенберга.
Марион де Лорм — «Сен-Марс» Капниста.
Фернанда — «Сын Жибуайе» Ожье.
Лидия — «Бешеные деньги» Островского.
Фру Фанни — «Джон Габриель Боркман» Ибсена.
Аксарина — «Ольгин день» Бежецкого.
Бабашина — «Упразднители» Боборыкина.
Ольга — «Для счастья» Пшибышевского.
Виолетта — «Мастер» Бара.
Овиновская — «Невод» Сумбатова.
Сигрид — «Борьба за престол» Ибсена.
Элен — «Над жизнью» Шкляра.
Рафаэлла — «Праздник жизни» Зудермана.
Коринкина — «Без вины виноватые» Островского.
Вышневская — «Доходное место» Островского.
Муратова — «Дельцы» Колышко.
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Эмилия — «Отелло» Шекспира.
Леди Риджлей — «Хозяйка в доме» Пинеро.
Фрейбальцен — «Борьба за мужчину» Фибих.
Марина — «Вожди» Сумбатова.
Лидия — «Казенная квартира» Рышкова.
Первая дама — «Театральный разъезд» Гоголя.
Барсукова — «Утро делового человека» Гоголя.
Сабина — «Сестры из Бишофсберга» Гауптмана.
Мещерякова — «Сполохи» Тихонова.
Lise — «Холопы» Гнедича.
Ната Клевцова — «Болотные огни» Гнедича.
Графиня — «Женитьба Фигаро» Бомарше.
Вера — «Жены» Айзмана.
Леди Чилтерн — «Идеальный муж» Уайльда.
Евлалия — «Невольницы» Островского.
Королева Елизавета — «Мария Стюарт» Шиллера.
Громбицкая — «Жулик» Потапенко.
Зимина — «Светлая личность» Карпова.
Панни Варвара — «Каштелянский мед» Крашевского.
Наталья Дмитриевна — «Горе от ума» Грибоедова.
Агнесса — «Бесчестье» Филиппи.
Попова — «Медведь» Чехова.
Княгиня Чемизова — «Наследники» Хин.
Звездинцева — «Плоды просвещения» Л. Толстого.
Светланова — «Прохожие» Рышкова.
Жанна — «Убеждение госпожи Обрей» Дюма.
Дьяконица — «Двенадцатый год» Бахметьева.
Гофрайтер — «Обширная страна» Шницлера.
Первая боярыня и инокиня Марфа — «1613 год» Чаева.
Юлия — «Идеальная жена» Прага.
Василиса — «Василиса Мелентьева» Островского.
Моника Фельт — «Порыв» Кистмекера.
Ирина Константиновна — «Дом» Тардова.
Леди Миллиган — «Добродетель и добродетель» Сутро.
Аспазия Бопертюи — «Соломенная шляпка» Лабиша.
Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.
Княгиня Евпраксия — «Чародейка» Шпажинского.
Ольга Васильевна — «Светлый путь» Разумовского.
Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.
Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.
Придворная дама — «Стакан воды» Скриба (юбилей Федотовой).
Острогина — «Ночной туман» Сумбатова.
Клитемнестра — «Электра» Гофмансталя
Анна Андреевна — «Ревизор» Гоголя.
Герцогиня Йоркская — «Король Ричард III» Шекспира.
Гурмыжская — «Лес» Островского.
Зейнаб — «Измена» Сумбатова.
Графиня — «Дамская война» Скриба.
Кальпурния — «Юлий Цезарь» Шекспира.
Королева — «Стакан воды» Скриба.
Кармина — «Женитьба Белугина» Островского и Соловьева.
Мисс Бартвис — «Серебряная коробка» Голсуорси.
Плавунцова — «Холопы» Гнедича.
Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.
Ульяна — «Семь жен Иоанна Грозного» Смолина.
Барыня — «Последний жемчуг» Персияниновой.
Тарабаева — «Наследие времен» Платона.
Атуева — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.
Минкина — «Аракчеевщина» Платона.
Сара Бартлет — «Золото» О\\\\\\\’Нейля.
Ксения — «Огненный мост» Ромашова.
Муза — «Сигнал» Полякова.
Хлёстова — «Горе от ума» Грибоедова.
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Звездинцева – «Плоды просвещения» Л. Толстого.
Толстая барыня – «Плоды просвещения» Л. Толстого.
Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.
Королева — «Стакан воды» Скриба.
Скутаревская — «Скутаревский» Леонова.
Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.
Горностаева — «Любовь Яровая» Тренева.
Капитолина — «На берегу Невы» Тренева.
Варвара — «Богдан Хмельницкий» Корнейчука.
Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.
Турусина — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Богаевская — «Варвары» Горького.
Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.
Миссис Хиггинс — «Пигмалион» Шоу.
Каренина — «Живой труп» Л. Толстого.
Александра Алексеевна Горицвет — «Крылья» А. Корнейчука.
Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» по роману У. Теккерея.