актриса на сцене театра

Станиславский в шоке: Бузова, Милявская и другие звезды шоу-бизнеса, блеснувшие в театре

актриса на сцене театра. enetchausova. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-enetchausova. картинка актриса на сцене театра. картинка enetchausova.

актриса на сцене театра. 41. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-41. картинка актриса на сцене театра. картинка 41.

В этом году много шуму наделало участие 35-летней Ольги Бузовой в спектакле МХАТа имени Горького. Новый художественный руководитель театра Эдуард Бояков пригласил певицу в постановку «Чудесный грузин», рассказывающую о молодых годах Иосифа Сталина. Артистке досталась роль шпионки Беллы Шанталь, которую она сыграла с большим удовольствием.

Однако театральная общественность пришла в ужас, узнав о появлении во МХАТе звезды скандального проекта «Дом-2», многие винили Боякова в осквернении уважаемого театра, а Ольгу критиковали за бесталанность. Но худрук остался непреклонен, полагая, что игра Бузовой в этом спектакле оказалась очень удачной.

«Да кто угодно может быть в спектакле: Бузова, трансгендер, как хотел это сделать в «Вишневом саде» Богомолов, собака, африканец, дедушка, бабушка, священник… Кто угодно. Вопрос — зачем? Участие Ольги в спектакле оправдано»,

Интересно, что в «Чудесном грузине» изначально предлагали участвовать певице Валерии : с артисткой вели активные переговоры, но она не смогла состыковать графики своих выступлений и репетиции в театре. Вместо нее взяли Бузову, причем Бояков не считает, что постановка от такой рокировки проиграла.

«Мы с Валерией общались хорошо и тепло. Мне было интересно, она была готова точно совершенно. Но графики и праздники и ее обязательства перед другими не совпали. Разницы между Валерией и Бузовой, функциональной, большой нет. Да, у них разница рыночная в этом маркетинге, кто-то 35+, кто-то 28»,

— рассказал худрук МХАТа.

Лолита Милявская на сцене театра «Модерн»

актриса на сцене театра. 39. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-39. картинка актриса на сцене театра. картинка 39.

Милявская тоже не избежала критики в свой адрес, а Грымову пришлось объясниться перед публикой за приглашение ее в качестве актрисы. Режиссер заявил, что увидел в певице потенциал и вовсе не стремился с ее помощью привлечь внимание к театру. Кроме того, подчеркнул Грымов, у Лолиты есть соответствующее образование.

«Милявская – сформировавшийся человек. Личность. На протяжении большого количества времени доказавшая, что она все-таки солист, имеет право на свое мнение. Она прекрасная драматическая актриса. Она заканчивала факультет режиссуры театральной. Ее отношение к себе, к театру…»

— похвалил певицу худрук «Модерна» в интервью Vokrug.tv и добавил, что в скором времени Лолиту можно будет увидеть и в других постановках театра.

Екатерина Варнава в Театре на Малой Бронной

актриса на сцене театра. 41. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-41. картинка актриса на сцене театра. картинка 41.

Собственно, они и познакомились, когда Александр работал над постановкой, а худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов посоветовал ему рассмотреть на одну из ролей Варнаву. Однако пробы прошли неудачно, и Молочников отказал Екатерине в довольно грубой форме. Лишь спустя некоторое время он все же передумал, узнав артистку поближе. Роман же между ними завязался позже, когда пара вновь встретилась во время участия в шоу «Танцы со звездами».

К слову, Варнава продолжает развиваться как театральная актриса: на днях она презентовала собственный спектакль «Абсолютно нага» в столичном театре-кабаре.

Кристина Орбакайте в «Современнике»

актриса на сцене театра. 39. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-39. картинка актриса на сцене театра. картинка 39.

актриса на сцене театра. 51. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-51. картинка актриса на сцене театра. картинка 51.

Источник

Мать рассказала о планах погибшего в Большом театре артиста отказаться от роли

актриса на сцене театра. TASS 48718310. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-TASS 48718310. картинка актриса на сцене театра. картинка TASS 48718310.

Артист Евгений Кулеш, трагически погибший на сцене Большого театра, хотел до рокового спектакля отказаться от роли. Об этом в среду, 13 октября, рассказала его мать.

актриса на сцене театра. KK2 2514.JPG. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-KK2 2514.JPG. картинка актриса на сцене театра. картинка KK2 2514.JPG.

По словам женщины, Кулешу не нравилась конструкция, которая должна была опуститься на сцену.

«Это произошло неожиданно: декорация спустилась моментально. Невозможно было даже отбежать. Ему не нравилась (декорация. — Ред.). Не нравился этот трон, он хотел отказаться от роли», — сказала она в беседе с телеканалом «Звезда».

Ранее в этот день актера Евгения Кулеша проводили в последний путь аплодисментами. Гроб с его телом вынесли из Большого театра и положили в катафалк, сообщает телеканал «360». На прощание пришли родные, друзья и коллеги актера — церемония прощания была закрытой.

Накануне в театре сообщили «Известиям», что похороны Кулеша состоятся 13 октября. Большой театр возьмет на себя все расходы.

Артиста похоронят на кладбище Решетниково в Клинском районе Московской области, передает RT.

37-летний артист мимического ансамбля Евгений Кулеш погиб 9 октября на сцене во время смены декорации в опере «Садко». В правоохранительных органах сообщили, что погибший из-за шума не услышал, что ему пора было отбегать от декорации, которая стремительно опускалась на сцену.

Спектакль прервали, а зрителей попросили покинуть зал. Тверской межрайонный следственный отдел СУ по Центральному административному округу Москвы и прокуратура столицы по данному факту проводят проверку.

Вес декорации составляет примерно 2 т, она опускалась с большой скоростью — около 1,5–2 м/с.

Одна из зрительниц, посетивших 9 октября оперу «Садко» в Большом театре, рассказала, что сначала всё шло как надо, начала опускаться декорация, артисты начали петь. Внезапно главный герой начал кричать: «Стоп, стоп, стоп, вызовите «скорую».

По словам балерины Анастасии Волочковой, гибель артиста Большого театра — это такие «звоночки», которые говорят о необходимости смены руководства театра. Она уточнила, что в Большом театре есть проблемы с техникой безопасности.

10 октября бывший заместитель генерального директора Большого театра Антон Гетьман заявил, что сцена — это самое опасное место в театре, даже если на ней нет ни единого элемента декорации. Он напомнил, что, выйдя на сцену и подняв голову наверх, любой увидит тонны висящего оборудования.

Источник

«И происходит волшебство»: актриса Нина Усатова на сцене и на экране

актриса на сцене театра. . актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-. картинка актриса на сцене театра. картинка .

1 октября Народная артистка России Нина Усатова отмечает свой 70-летний юбилей. Она из тех актрис, которые не забываются никогда. Этой актрисе подвластно все. Ее диапазон – от драмы до комедии, от трагедии до фарса. И везде она органична. Везде заразительна. Подлинна. Достоверна. Про себя она говорит, что попала на сцену прямо из леса. В каком-то смысле, так оно и есть. В честь юбилея любимой актрисы рассказываем о ее деревенском детстве, о том, почему она поступила в институт только с пятой попытки, и как сложилась ее сценическая судьба.

актриса на сцене театра. f305c0fbb9ec98c54fd6cf62f24373dfd5082240563152a023f7aee69b8b68a2. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-f305c0fbb9ec98c54fd6cf62f24373dfd5082240563152a023f7aee69b8b68a2. картинка актриса на сцене театра. картинка f305c0fbb9ec98c54fd6cf62f24373dfd5082240563152a023f7aee69b8b68a2. кадр из фильма Софья Петровна, реж. Аркадий Васильевич Сиренко (1989)

«Мы выводили жуков из норок и гадали по звездам»

Нина Усатова родилась 1 октября 1951 года в Алтайском крае, в 5 километрах от рабочего поселка Михайловский, на станции Малиновое озеро. Малиновым деревенское озеро казалось по вечерам оттого, что по берегам на поверхности земли проступали отложения соли и марганца. В ее семье не было людей искусства, это была простая рабочая семья: бабушка и дедушка, мама и папа, четыре сестры.

Отец, Усатов Николай Иванович, прошел всю войну и работал в лесничестве. Мать, Усатова Пелагея Степановна, вела домашнее хозяйство и ухаживала за домашней живностью. Семья была не бедной: большой огород, куры, скотина. И сама Нина Усатова, и три ее сестры с самого раннего возраста были приучены к крестьянскому труду: и за скотиной ухаживали, и огородом занимались, и домашние заботы делили поровну. Так что Нина с детства знала, что такое тяжелый крестьянский труд. Однако в своих интервью о детстве актриса вспоминает с упоением:

«Помню, как бегали дикий лук копать, как выводили жуков из их норок, еще вспоминаю, как по звездам гадали. Когда сено привозили, бывало, сначала в этом сене прыгали, дурачились, в прятки играли, а потом ложились и смотрели на небо. И загадывали желания. А зимой так иногда снегу наметало – домов было не видать. Только огоньки окон из сугробов светились.

Праздники вспоминаю. Какие гулянья тогда были! Когда зиму провожали, колхоз выделял десять троек. И все они запрягались, украшались и по-разному обыгрывались. Первая мчится тройка удалая, бубенцы звенят, а за ней кляча везет печку, с которой Емеля раскидывает блины по сторонам. И так каждая упряжка как будто из сказки какой. Сейчас мало кого на подобные праздники соберешь. А тогда ходили все, наряжались, кто во что хотел – сами, без всякой организации. И каждый как будто играл какую-то роль».

Актриса рассказывала, что в детстве у нее было весьма смутное представление о театре. А вот фильмов она смотрела много – на станцию регулярно приезжал вагон-клуб.

актриса на сцене театра. 718efef64e767d3f43b39aee9c37bbd88ba43613bb2c70b4a21adfefed7d960f. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-718efef64e767d3f43b39aee9c37bbd88ba43613bb2c70b4a21adfefed7d960f. картинка актриса на сцене театра. картинка 718efef64e767d3f43b39aee9c37bbd88ba43613bb2c70b4a21adfefed7d960f. кадр из фильма Прощальные гастроли, реж. Виталий Дудин (1992)

Когда семья перебралась в город Курган, Нина стала посещать кружок самодеятельности. «Как и все девочки, я коллекционировала открытки-фотографии артистов, – рассказывает Усатова. – Покупала все, что продавалось. Больше всего мне почему-то нравилась актриса Хитяева. Многие подруги начинали так же, как их кумиры, брови подводить, глаза щурить, улыбку такую же делать, как у кинозвезд, а я больше просто смотрела, любовалась».

Пять поступлений в вуз: как Усатова не сдалась и стала актрисой

Родители Нины Усатовой не слишком серьезно относились к ее увлечению сценой, но преподавательница театральной студии была настоящим энтузиастом и так зажгла многих своих воспитанников идеей поступления в театральное училище, что после получения аттестата чуть ли не вся их театральная студия в полном составе отправилась в Москву – поступать в Щукинское училище при Вахтанговском театре.

Нина была полноватой, веселой девушкой, совсем не красавицей, но с простонародным обаянием и мощным внутренним стержнем. Ни она сама, ни ее друзья и подружки не поступили в институт в тот год, но потом еще несколько лет упорно ездили в Москву и пытались поступить снова и снова. Через три года их осталось человек шесть, и они всей компанией устроились работать на суконную фабрику «Красный Октябрь» в городе Боровске Калужской области. Им дали на всех трехкомнатную квартиру в общежитии. Жизнь налаживалась, кое-кто из подружек Усатовой вышел замуж, окончательно осел в Боровске. Да и она сама уже была готова признать, что надо выбирать другую профессию. Нине даже удалось получить должность директора местного Дома культуры. Это ей нравилось: она была погружена в мир искусства, наблюдала за приезжающими на выступления актерами и постановочным процессом.

актриса на сцене театра. 318f4b3b0c0b37f610aeee9e19d8aedbbcbb9e1df39bd68854ff0b0572969968. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-318f4b3b0c0b37f610aeee9e19d8aedbbcbb9e1df39bd68854ff0b0572969968. картинка актриса на сцене театра. картинка 318f4b3b0c0b37f610aeee9e19d8aedbbcbb9e1df39bd68854ff0b0572969968. кадр из фильма Окно в Париж, реж. Мамин Юрий (1993)

В 1974 году Нина Усатова решила попробовать поступить в «Щуку» в последний раз. Это была ее пятая попытка, и на этот раз ее приняли! Нина поступила на режиссерский факультет, который окончила, когда ей было уже 27 лет. На практику Нина Усатова отправилась в театр города Котласа Архангельской области, и это оказалось ее первой большой удачей, поскольку она сыграла там множество интересных ролей.

В одном из своих интервью Нина Усатова рассказывала: «Я приехала туда из Москвы вместе с подругой Таней Кожевниковой. Мы обе заканчивали режиссерский курс Щукинского училища при Вахтанговском театре. В Котлас мы приехали для постановки дипломных спектаклей. А поскольку пьесы включают в репертуар театра заранее, нас поставили в очередь.

Пока мы ждали своей очереди, мы были заняты в репертуаре как артистки. Я за это время сыграла столько ролей: больших, любимых, разных, причем таких, о которых даже не мечтала! Я играла Майку в «Дне свадьбы» Розова, а я никогда не блистала длинными ногами и узкой талией. И я такая счастливая была!

Моим партнером был замечательный артист Котласского городского театра драмы Владимир Поляков. Он поддерживал меня, начинающую артистку. Я не играла – я переживала эту роль: и смеялась, и плакала. У меня не было ни техники, ни практики, ничего, потому что я на профессиональную сцену пришла поздно, мне было 26 лет. Это был первый партнер на сцене, который глазами, каждой клеткой помогал мне. Тогда ведь в театре была сплошная любовь и дружба.

Потом я сразу получила главную роль в «Свои люди – сочтемся», роль Липочки, одну из моих любимых. Я ее играла в отрывках в училище и вообще мечтала когда-нибудь выйти в этой роли на сцену. В Котласском театре я ее вдоволь наигралась. В общем, два года, которые я там провела в ожидании дипломного спектакля, я вспоминаю с большой благодарностью».

«Дима, помаши рукой маме»: роли в театре и кино

К тому моменту в Ленинграде открылся Молодежный театр, и по совету своих институтских педагогов Нина Усатова отправилась туда. Приехала и навсегда осталась в этом прекрасном городе. Вот как она рассказывала об этом: «Я больше двадцати лет уже там. Сын мой теперь петербуржец, а я не то чтобы приросла уже к этому городу, его невозможно успеть изучить за одну жизнь, потому что это город-музей, город судеб, историй. Там настолько интересно жить, что рассказывать о нем можно бесконечно. А по Москве я не скучаю, потому что часто здесь бываю – и на спектакли езжу, и на съемки».

актриса на сцене театра. 20d9791bed99f5e71eab7e6e00c74a7477d1341db4ff5705a1da04262e62757b. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-20d9791bed99f5e71eab7e6e00c74a7477d1341db4ff5705a1da04262e62757b. картинка актриса на сцене театра. картинка 20d9791bed99f5e71eab7e6e00c74a7477d1341db4ff5705a1da04262e62757b. кадр из фильма Поклонник, реж. Николай Лебедев (1999)

В 1989 году актриса пришла в труппу Большого драматического театра имени Товстоногова. Первой ее ролью в БДТ стала роскошная купчиха Домна Белотелова в комедии «Женитьба Бальзаминова».

Про свою театральную судьбу Усатова говорит так: «Я шла к этому, что называется, босиком, много лет жила в общежитиях и ни о какой славе не мечтала. Просто я очень хотела работать в театре и счастлива от того, что выхожу на сцену, занимаюсь любимым делом».

Среди ее театральных работ наиболее запоминающимися стали роли в спектаклях «Коварство и любовь» (жена Миллера), «Удалой молодец – гордость Запада» (вдова Куин), «Кадриль» (Макеевна), «Семейный портрет с посторонним» (Катерина), «Блажь!» (Серафима Сарытова). Нина Усатова также играла в антрепризах. В том числе в спектаклях «Мужчина, постойте!» и «Любовь – не картошка» на сцене Театра «Дом».

актриса на сцене театра. c77c21ae27c894f97848e68e493253865f836f1d4dc8f0baccbdc5fd14ace431. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-c77c21ae27c894f97848e68e493253865f836f1d4dc8f0baccbdc5fd14ace431. картинка актриса на сцене театра. картинка c77c21ae27c894f97848e68e493253865f836f1d4dc8f0baccbdc5fd14ace431. Актриса Нина Усатова в роли Серафимы Давыдовны Сарытовой после предпремьерного прогона спектакля по пьесе А.Островского «Блажь» в БДТ им. Г.А.Товстоногова. Фото ИТАР-ТАСС/

В кино актриса дебютировала в 1981 году, а известность к ней пришла после роли глухонемой в картине «Холодное лето пятьдесят третьего». Сейчас за плечами актрисы почти 100 ролей. Особенно запомнились зрителям ее работы в фильмах «Мусульманин», «Кадриль», «Окно в Париж», «Барак», «Next», «Фурцева», «Поп», «Легенда № 17», а также в телесериалах «Зал ожидания», «Пелагия и белый бульдог».

актриса на сцене театра. 5259c4a0a544f4f19b6a0e2efb61063b1d1361515a585eeddf16a981a8339cfb. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-5259c4a0a544f4f19b6a0e2efb61063b1d1361515a585eeddf16a981a8339cfb. картинка актриса на сцене театра. картинка 5259c4a0a544f4f19b6a0e2efb61063b1d1361515a585eeddf16a981a8339cfb. кадр из фильма Мусульманин, реж. Владимир Хотиненко (1995)

В 1995 году Нина Усатова приняла участие в «Русском проекте» – серии телевизионных роликов. Актриса сыграла деревенскую женщину, прибывшую в Москву проведать сына и увидевшую его на Красной площади в почетном карауле. Фразу «Дима, помаши рукой маме» повторяла вслед за Усатовой вся страна.

Про эту роль Усатова говорила: «В ней есть судьба, все про нее понятно: что за кадром, что после кадра будет. Вот я люблю такие роли – емкие, когда в них характер, судьба, вся жизнь за три минуты».

В 2021 году актриса появилась на экранах в сериале «Склифосовский-8», где сыграла роль Ирины Федоровны – директора турбазы.

Нина Усатова – мастер характерных ролей. И зрители, и критики единодушно признают, что актриса в равной степени прекрасна и убедительна в ролях и простой деревенской бабы, и самодурши-генеральши, и предводительницы племени. В своих интервью она говорит, что театр – это спасение от всего.

«Например, у меня столько проблем в жизни – я имею в виду бытовых. А в театре перешагнешь порог и забываешь все: что в мире творится, в политике, на экране телевизора. И происходит волшебство: погружаешься в совершенно другую атмосферу. День проходит со скоростью звука. Поэтому даже когда больной артист выходит на сцену, он излечивается».

Нина Усатова, по ее собственному признанию, очень домашняя, любит уют, тишину и покой. У нее есть взрослый сын, с отцом которого Усатова так и не расписалась. А вот замуж актриса вышла уже позже, зато раз и навсегда: она очень цельный человек и уж точно не из тех, за кем волочится шлейф сплетен и домыслов.

актриса на сцене театра. 686ea90935cfaca255386d8eb3526dea7392252b0073cf01670615d8ba23f967. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-686ea90935cfaca255386d8eb3526dea7392252b0073cf01670615d8ba23f967. картинка актриса на сцене театра. картинка 686ea90935cfaca255386d8eb3526dea7392252b0073cf01670615d8ba23f967. кадр из фильма Улыбка Бога, или Чисто одесская история, реж. Владимир Алеников(2008)

Ее муж Юрий Гурьев – лингвист родом из Тулы, преподаватель французского и немецкого языков. Впрочем, он еще и актер: в его копилке 18 киноработ, среди которых роли в фильмах «Апостол», «Пелагия и белый бульдог», «Баллада о бомбере» и «Раскол». В браке они уже более 25 лет, правда, в последнее время их союз стал гостевым – так удобнее обоим. Супруг Нины Усатовой проживает в родной Туле и время от времени приезжает к своей знаменитой жене погостить в Санкт-Петербург.

Коллеги и друзья Усатовой отзываются о ней как о замечательной рассказчице. Все они советуют ей написать книгу мемуаров. Актриса и сама об этом задумывается. Она хочет адресовать свои записки единственному сыну Николаю. Чтобы он почитал о ее детстве, деревне, рассказах ее родных, о впечатлениях от той ее жизни, когда будущая актриса еще только мечтала о сцене.

Источник

Коллега погибшего в Большом театре описал творившееся на сцене

«Если бы декорация летела сверху, жертв было бы намного больше»

В субботу в Большом театре во время вечернего спектакля, когда давали оперу «Садко» (постановка Дмитрия Чернякова), декорация опустилась на участника постановки. Погиб артист миманса 37-летний Евгений Кулеш. Как все было на самом деле, нам рассказал другой артист миманса, который в этот момент находился на сцене и был свидетелем происшествия.

актриса на сцене театра. 1e52751bd0d70ae03c8592f5856045c3. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-1e52751bd0d70ae03c8592f5856045c3. картинка актриса на сцене театра. картинка 1e52751bd0d70ae03c8592f5856045c3.

Источник: прокуратура Москвы

— Можешь рассказать, что произошло?

— Мы все потрясены. Я в этот момент находился на сцене, как раз вывез декорацию. Слышу, кричат кому-то: «Отходи, отходи!» Ну, я не буду же оборачиваться… Просто понял, что это не мне.

— То есть сам момент не видел?

— То есть это несчастный случай? Декорация вдруг не рухнула?

— Нет, это в новостях передают, что она упала. А она, как и положено, спускалась сверху, ехала себе и ехала… Там же на сцене никто не застрахован, артист должен видеть, что она едет.

— Но это же в театрах заранее репетируют, чтобы скоординировать действия артистов на сцене и работу декорации, техники. Техника безопасности ведь существует?

— Да, конечно. Все репетируется и все обговаривается. Вы видели когда-нибудь перемену декораций на спектакле? Там же за кулисами кричат постоянно: «Головы, головы», чтобы никого не задеть. Стоит специальный человек, который контролирует процесс, и, когда нужно, говорит: «Стоп». Но тут, конечно, была нарушена, по-видимому, техника безопасности. Нам ведь по технике безопасности тоже всё объясняют.

— Самим артистом была нарушена?

— И спектакль остановили?

— А страховка ведь предусмотрена для несчастных случаев?

— Да, у нас в договоре всё прописано, но такого, конечно, никто не ожидал. Накладки во всех театрах случаются, но чтобы это заканчивалось смертью, я не помню такого.

— Завтра спектакль в Большом отменят? Опять ведь, как и сегодня, в афише на исторической сцене стоит «Садко».

— Не знаю. В принципе зритель-то ни в чем не виноват, и «шоу должно продолжаться». Но могут и отменить. Тут всё будет зависеть от следствия, от того, когда закончатся следственные действия, которые в данный момент ведутся.

— Что ты можешь сказать о погибшем?

Источник

Трагедия в Большом – не первая: артисты сгорали заживо на сцене

Несчастный случай, который унес жизнь Евгения Кулеша, заставил «МК» вспомнить другие похожие случаи

Случившаяся в Большом театре трагедия стала поводом для отмены спектакля «Садко» 10 октября. Об этом сообщила пресс-служба театра. Отметим, что это не первая в стенах главного театра страны. История знает и другие случаи, произошедшие в театре, со смертельным исходом. Однако они все же происходили не на спектакле и не на глазах у зрителей.

актриса на сцене театра. 7c04a932f80995e1a251030c91feb140. актриса на сцене театра фото. актриса на сцене театра-7c04a932f80995e1a251030c91feb140. картинка актриса на сцене театра. картинка 7c04a932f80995e1a251030c91feb140.

Фото: Прокуратура Москвы.

Так, 8 лет назад на Новой сцене театра погиб скрипач Виктор Седов, проработавший в оркестре Большого около 40 лет. Музыкант проходил мимо открытой оркестровой ямы, которая во время уборки оказалась не огорожена, и в темноте не заметил пропасти. С переломом основания черепа он попал в институт Склифосовского, где и скончался. Ему было 65 лет.

Были и случаи гибели артистов прямо на сцене — во время представления. Особенно часто происходили несчастья в старину. Тогда никаких страховок не использовали, техники безопасности почти не существовало, а спецэффекты, чтоб о них долго зрители рассказывали друг другу и после спектакля, устраивать любили.

Ведь балетный театр, особенно в XIX веке, — это сплошь сказка: на сцене боги и богини, принцы, принцессы, добрые и злые волшебницы, феи, всяческие сильфиды, наяды, дриады, сатиры, нимфы и прочие мифические персонажи. Все здесь движется, сверкает, артисты не только танцуют в балете, а в опере поют, перемещаются по сцене, но даже самым невероятным образом летают, как, например, Жизель, превратившаяся в виллису, во втором, «кладбищенском» действии одноименного балета… И вот в полетах, когда не куклу, как это делают в наше время, а самую настоящую что ни на есть артистку, привязывали к тросу, несчастные случаи со смертельным исходом и случались. Артистки в полете на большой скорости срывались с тросов и разбивались насмерть.

Опасность в те времена таили в себе и мерцающие декорации и костюмы. Ведь достаточно было искры (а театры в старину, как известно, освещались восковыми свечами, позже газовыми рожками) или неловкого движения, чтобы произошла трагедия.

Один подобный случай произошел во время исполнения партии рабыни Зелики в балете «Восстание в серале» на сцене лондонского театра Друри-Лейн в 1844 году. Тогда погибла английская балерина Клара Уэбстер. Вот как описал этот случай в своей повести «Джеттатура» известный французский писатель, автор балета «Жизель», а также многих других балетов Теофиль Готье: «Танцовщица, исполнявшая вальс, подлетела непозволительно близко к сверкающей огнями рампе, отделяющей вымышленный мир от реального. Ее легкое одеяние сильфиды трепетало, как крылья готовящейся взлететь голубки. Газовый рожок выбросил бело-голубой язычок, и он лизнул воздушную ткань. Пламя вмиг охватило девушку; несколько секунд она, словно блуждающий огонек, еще продолжала танец, кружась в багряных сполохах, а затем, ничего не понимая и обезумев от ужаса, бросилась к кулисам, заживо пожираемая огнем».

Второй случай произошел в ноябре 1862 года. По мистическому совпадению тоже в опере, и тоже с артистом балета, точнее с балериной, причем очень известной… Ведь о своей ученице Эмме Ливри самая прославленная балетная звезда XIX века Мария Тальони говорила: «Я хотела бы танцевать, как она…»

К 21 году Эмма Ливри уже была одной из звезд французского балета — о ней восхищенно писала критика, а в газетах даже появлялись шаржи на нее — свидетельства всеобщей узнаваемости. На ее спектакли лично приезжал император Наполеон III. Но многообещающая карьера талантливой балерины оборвалась 15 ноября 1862 года самым трагическим образом. Эмма Ливри заживо сгорела о время одной из репетиций оперы Обера «Немая из Портичи». Причем случилось это несчастье (опять совпадение!) тоже по вине самой артистки, пренебрегшей пусть элементарными, но существовавшими и в ту пору правилами техники безопасности. Ведь после случая с Кларой Эбстер меры по предотвращению подобного несчастья были предприняты во многих театрах мира. Но даже после выхода императорского декрета во Франции от 27 ноября 1859 года, согласно которому все театральные декорации и костюмы подвергались противопожарной обработке по определенной технологии, балерины продолжали танцевать в пожароопасных костюмах. Они делали это потому, что после такого способа обработки тканей балетная пачка становилась некрасивой, использованное вещество придавало ей желтизну, делало ее жесткой на ощупь и поношенной на вид. Эти специальные «противопожарные» юбки портили воздушный образ балерины, и многие танцовщицы отказывались их надевать на репетициях. Отказалась от подобной обработки и Эмма Ливри, которая в письме директору Парижской оперы за 2 года до трагедии писала: «Я настаиваю, господин директор, на том, чтобы танцевать во всех премьерах балета в моей обычной балетной юбке, и беру на себя всю ответственность за все, что может случиться».

И трагедия случилась… На одной из репетиций на сцене Гранд-опера, исполняя пантомимную партию Фенеллы, Эмма Ливри краешком юбки случайно задела светильник. Огонь мгновенно перекинулся на балетную пачку, и присутствующие на репетиции зрители увидели жуткое, невообразимое зрелище: мечущуюся по сцене балерину, столб пламени на которой поднялся уже выше ее головы. На помощь Эмме бросилась коллега, которая в этот момент находилась с ней на сцене, и пожарный, дежуривший на каждой репетиции (позже император наградил обоих за проявленное мужество). Когда несчастную смогли поймать и закутать в ковер, чтобы потушить огонь, она уже сильно обгорела. В общей сложности у Ливри было обожжено 40% тела — с тогдашней медициной шансы выжить были практически нулевыми. Наиболее глубокие ожоги остались на тех местах, где плавился корсет. Первые 36 часов Эмма Ливри не могла и шелохнуться и неподвижно лежала в гримерке. Любое движение приносило ей невообразимую боль. Через восемь месяцев тяжелых страданий 26 июля 1863 года балерина скончалась в возрасте двадцати двух лет и была похоронена на кладбище Монмартр. Во время прощальной церемонии Теофиль Готье заметил две белые бабочки, которые все время порхали над ее катафалком. С тех пор знаменитый балет «Бабочка», поставленный Марией Тальони специально на свою ученицу в 1860 году, в котором Эмма Ливри блистала на сцене, больше никогда не исполнялся (в наши дни па-де-де из этого балета реконструировал французский балетмейстер Пьер Лакотт).

Случай с Ливри подвиг техников принять меры безопасности и усовершенствовать газовые лампы. В Парижской опере бюст Эммы Ливри стоит рядом с бюстами Марии Тальони и Карлотты Гризи, а остатки обгоревшего балетного костюма танцовщицы до сих пор хранятся в миниатюрном саркофаге в музее-библиотеке Парижской национальной оперы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *