актриса носова и ее судьба
Тамара Макаровна Носова
Фото Все
Видео Все
Истина где-то рядом. Судьба Тамары Носовой. Галия Галиева
Тамара Носова — биография
Тамара Носова — советская актриса театра и кино, Народная артистка. Снималась в киножурнале «Фитиль», в художественных фильмах вплоть до 1999 года. Родилась в Москве в ноябре 1927 года. Пик профессиональной карьеры приходится на 50-ые и 60-ые годы.
Фото: Тамара Носова в молодости
Тамара Носова родилась в Москве в 1927 году в самом конце осени, 21 ноября. Ее биография, особенно раннего периода, весьма загадочная и даже противоречивая. Так, по одним сведениям она родилась в семье высокопоставленного чиновника, у неё мама не работала и посвятила жизнь воспитанию детей. Но, по другим сведениям, мама умерла, когда девочке было всего полтора года. Отец не справился с воспитанием троих детей и вынужден был отдать их в детский дом. Позже ее усыновили. Эта информация противоречива, а сама Тамара Макаровна скрывала свое происхождение, поэтому восстановить полную картину ее детства не представляется возможным.
Первые шаги в искусстве
Но ей так хотелось выплеснуть куда-то свою творческую неуемную энергию и хорошие актерские способности. Поэтому она нашла замену балету, увлекшись театром. Проявила она и свои актерские способности в полной мере. Она смогла организовать любительский театр, куда активного вовлекала одноклассников. Спектакли получались потрясающие, их с удовольствием смотрели дети и взрослые. Стало понятно, что будущее девочки неразрывно связано с искусством.
Когда началась война в 1941 году, то она была ещё совсем юной 14-летней девочкой, не окончившей школу. Семья была эвакуирована в деревню, там девочка доучилась и получила аттестат. После этого она вернулась в Москву. К счастью, война к тому времени уже окончилась. Ее выбор пал на ВГИК, очень престижное учебное заведение. Конкурс туда был огромный, плюс, экзаменаторы более лояльно относились не к простым студентам, а к молодым фронтовикам, массово возвращавшимся с войны. Но несмотря на то, что привилегий Тамаре не полагалось, да и в деревне она не могла посещать театральные кружки, девушка уверенно поступила во ВГИК, став студенткой на курсе Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. ВГИК был успешно окончен ею в 1950 году.
Развитие профессиональной карьеры
Карьера ее развивалась стремительно. Еще в институте ее заметил один из студентов Сергея Герасимова, великого режиссера, который снял фильмы «Тихий дон», «Молодая гвардия» и другие. Он порекомендовал Сергею Апполинарьевичу талантливую студентку, и уже совсем скоро тот пригласил ее в свою культовую картину «Молодая гвардия». Это двухсерийный военно-исторический художественный фильм, который вышел в 1948 году, он снимался по одноименной повести Александра Фадеева. В нём блистала Нонна Мордюкова, другие будущие звезды, досталась одна из ролей и Тамаре.
Она мечтала о драматических ролях, полных эмоций, чувств, слёз и экспрессии, а режиссеры видели в ней комический дар и предлагали роли в сказках, комедиях. Несомненно, талант Тамары Макаровны более широк, он бездонный. Если бы судьба была более благосклонной к ней, то она бы блистала в самых разных жанрах, амплуа и образах. Профессиональное начало карьеры относится к 1948 году с фильма «Молодая гвардия», который стал хитом во всём СССР. Он рассказывал об Олеге Кошевом и других юных партизанах, которых замучили фашисты. Для съемок режиссёр выбрал настоящее место гибели ребят, город Краснодон. Говорят, что юные артисты играли так убедительно, что местные жители, пришедшие смотреть, как снимается кино, рыдали, теряли сознание — настолько правдоподобна была каждая сцена, эмоции артистов.
Далее после окончания ВГИКа она работала несколько лет по договорам, появлялась она и на сцене театра-студии Киноактера.
Фильмография ее обширна. Сразу после окончания института на нее посыпались предложения. Так, очень урожайным в плане кинематографии оказались 50-ые и 60-ые годы, когда она сыграла свои лучшие фильмы. Например, она появляется в картине 1956 года «Карнавальная ночь». И хотя в этом фильме блистала Людмила Гурченко, но внимание зрителей было приковано и к Тосе Бурыгиной, неказистой девушке с огромными глазами.
В 50-ые годы она снялась и в комедийных рассказах по Чехову «Шведская спичка», снялась в ленте «Гость с Кубани», «Илья Муромец», «Новые похождения Кота в сапогах» и других.
Пик карьеры
50-ые и 60-ые годы можно назвать настоящим расцветом. В 60-ых годах она сыграла в таких потрясающих шедеврах, как «Женитьба Бальзаминова», в художественном фильме-сказке «Королевство кривых зеркал», сыграла она в сказке «Огонь, вода и медные трубы», «Свадьба в Малиновке», «Братья Карамазовы», «Председатель» и других.
Немного снизилась ее творческая активность в 70-ые годы, но роли тоже были блистательные. Она снялась в ленте «В тридевятом царстве», «Здравствуйте, я ваша тетя!». Кстати, в этой ленте именно она сыграла знаменитую тетушку Розу д’Альвадорес, приехавшую из Бразилии миллионершу.
В 80-ые годы фильмография еще скромнее, за целое десятилетие вышло только три картины: «Тайна «черных дроздов»», «Мёртвые души» по Гоголю, где она сыграла великолепно хитрую Коробочку, а также снялась она в фильме «Спокойствие отменяется», который в целом прошел незамеченным.
Личная жизнь и последние годы
Фото: Тамара Носова и Николай Засеев
Личная жизнь артистки была насыщенной, но, к сожалению, неудачной. Сначала она вышла замуж за Олега Малинина, российского дипломата. Но брак этот был недолговечным, поскольку мужу категорически не нравилось, что жена столько времени проводит в театре, уезжает на гастроли. Он искал женщину-домохозяйку, хранительницу. Вторым мужем стал Юрий Боголюбов, советский актер театра и кино. Этот брак не был зарегистрирован, но об этих длительных отношениях знали многие. К сожалению, по каким-то причинам союз распался.
Затем почти шесть лет она встречалась с известным писателем Виталием Губаревым, который писал специально для неё сказки, сценарии. Это был очень гармоничный брак. Тем более, что ее муж, как творческий человек, понимал, насколько важно ей быть востребованной. Эти отношения были прекрасными, но и они прекратились. Есть информация, что частично помешала приемная мама Тамары, которая стремилась вмешаться в жизнь молодых и контролировать ситуацию.
Последней страстной и пылкой любовью актрисы был режиссер Николай Засеев, который тоже понимал, насколько актрисе важно быть востребованной. Некоторые фильмы он создавал специально для неё, но она отказывалась в них участвовать. Она считала себя некрасивой. Возможно, считала, что не подходит для этой роли, что уже вышла из формы. И хотя приглашения от режиссера следовали исправно, актриса рвала сценарии, даже не читая. Она не хотела, чтобы зрители и муж видели, насколько сильно она сдала и потеряла форму. К тому же, ей избранник был женат, он не смог уйти из семьи.
Фото: Могила Тамары Носовой
Всю трагичность судьбы артистки можно увидеть в документальном фильме, посвященном Тамаре Носовой, который называется «Блеск и нищета королевы комедии», он вышел в 2007 году.
Актриса умерла в 2007, у неё случился инсульт. Поскольку она была полной затворницей, ни с кем не общалась, не давала интервью, то обнаружили ее социальные работники, пришедшие навестить через 5 дней. К сожалению, она была уже в очень плохом состоянии, ее срочно увезли в больницу, но спасти не удалось. Похоронена она в колумбарии Ваганьковского кладбища.
Избранная фильмография
Тамара Носова: Чудесные роли, роскошная молодость и печальная старость яркой актрисы
Тамара Носова была настоящей звездой кино. Могла создать любой образ, будь-то величественная дворянка или простая крестьянка.
Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!»
Тамара Макаровна Носова одинаково блестяще могла передать как образ дворянки, так и простой крестьянской девушки. Она была настоящей звездой кино. И только потеря интереса к жизни сыграла с актрисой злую шутку. Но благодарные зрители помнят ее до сих пор.
Трудное детство
Родилась будущая актриса 21 ноября 1927 года в столице, в довольно обеспеченной семье. Тамара рано лишилась матери. Девочке было всего полтора года. Помимо нее в семье были ещё дети. Ее старшие сестра и брат. Отец, не в состоянии уделить внимание троим отпрыскам, сдал их в детдом.
Маленькую Тому быстро удочерили хорошие люди. Лишь повзрослев, она узнала, что не родная. А до этого ее ожидала очень счастливая жизнь в приемной семье. Родители были добрыми, но требовательными. Даже отдали ее в школу раньше положенного времени. От чего маленькая девочка получила стресс. Когда мама с папой все же осознали свою ошибку, Тамара начала радовать их отличными отметками.
Ещё девочка очень серьезно увлеклась балетом. Она уже представляла себя великой балериной, когда произошел конфликт с педагогом. Носова опоздала на занятие, получила строгий выговор и крикнула в сердцах: «Ноги моей больше не будет здесь!» И слово свое сдержала. Вот так характер закрыл путь к одной мечте. Но Тамара быстро придумала новую — стать артисткой.
В школе выдвинула идею театрального кружка. Сама ставила спектакли. Затем начала всерьез готовится к поступлению в театральный.
Универсальная актриса
Тамара была всегда уверена в себе, ее не смутили серьезные испытания. Она с лёгкостью поступила во ВГИК. На одном курсе с Носовой учились В. Тихонов, Е. Савинова, Н. Мордюкова.
Педагоги сразу определили амплуа Тамары Носовой как комедийной актрисы. Но после серьезной роли подпольщицы Вали в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», Носова стала спорить с наставниками. Сам Герасимов предотвратил конфликт, сказав молодой актрисе, что ее таланту подвластны любые образы.
После «Молодой гвардии» Носову стали приглашать сниматься в кино и другие режиссеры. За фильм «Кавалер Золотой звёзды» она даже получила Сталинскую премию.
Но особой славы Носова не познала. А вскоре она вышла замуж за дипломата Олега Малинина и на несколько лет уехала в Австрию.
Сначала ей очень нравилась роль жены обеспеченного человека. Но потом актриса соскучилась по работе в кино, и вернулась на родину.
И режиссеры снова стали звать ее сниматься. Тамара Макаровна вспоминала о славе «Карнавальной ночи», которую связывают только с ролью Людмилы Гурченко. Однако молоденькая Людочка была всего лишь студенткой, которая после съёмок продолжила учёбу.
А остальные актеры картины, уже известные на тот момент артисты, включая Носову, возили фильм за границу и собирали овации.
Успешная актриса и обеспеченная жена дипломата, Носова передвигалась по Москве на собственной «Волге», одетая в шикарную шубу и бриллианты.
В творческой судьбе талантливой артистки не случилось главных ролей, но она была абсолютно довольна своим положением в кино и всеми своими ролями, сделавшими ее знаменитой, даже если это были крохотные эпизоды.
Встреча с родителем
Как только дочь стала известной, с ней связался родной отец. Он говорил, что Тамара копия матери, предлагал наладить отношения, но она ничего не чувствовала к чужому человеку и не могла найти оправдание его поступку.
С сестрой и братом отношения тоже не сложились. Они были абсолютными незнакомцами. Единственной родней Носова считала мачеху, с которой жила вместе всю жизнь. Отчим к тому времени уже ушел из жизни.
Яркие роли
«Я наконец поняла, что мое амплуа — дура!» — так с юмором выразилась Тамара Макарова, сыграв в фильме «Шведская спичка» деревенскую девку Акульку.
Она вспомнила о словах педагогов, которые делали упор на ее комедийный талант и решила наконец, что они были правы.
Тамара Носова стала принимать приглашения сниматься в комедиях. «Женитьба Бальзаминова», «Черноморочка», «Здравствуйте, я ваша тетя!»…
А какой нежной и доброй проучилась ее тетушка Аксал из детского фильма «Королевство кривых зеркал»!
Многих поражала разносторонность личности Носовой. В фильме — дурочка, за рулём — первоклассный водитель, на премьерах фильмов — кинозвезда, дома — интеллектуалка. Тамара Макаровна собрала шикарную библиотеку. Знания языков после жизни с дипломатом помогали читать немецкую литературу в оригинале. Носова даже писала стихи!
Личная жизнь
Такая женщина просто не могла оставаться в одиночестве. После развода с первым супругом, дипломатом Малининым, у нее все время были романы. Курортный роман с актером Юрием Боголюбовым. Даже после расставания он писал Носовой трогательные письма…
Когда Александр Роу пригласил ее в картину «Королевство кривых зеркал», Носова познакомилась с автором сценария Виталием Губаревым. Она произвела на него огромное впечатление. Писатель долго добивался ее. Вместе они прожили шесть лет.
Однако этот брак омрачало отсутствие детей. Из-за осложнений после гриппа Носова не смогла выносить ребенка и обе ее беременности закончились выкидышами.
А ещё отсутствие нормальной семьи Тамара Макаровна объясняла авторитарным влиянием своей матери. Той не нравился не один избранник дочери. Однако, когда Губарев предлагал разъехаться с тёщей, Носова не захотела и выбрала мать.
Самые долгие отношения у актрисы были с актером и режиссером Николаем Засеевым.
Они познакомились в ресторане и сразу поняли, что это судьба. К тому же он единственный, кто понравился маме Тамары.
Но Николай был женат, бросить жену и маленькую дочку он не смог. Он тоже писал Носовой письма, полные любви и нежности. Но Тамара Макаровна не могла смириться с этим и очень сильно переживала.
Жизнь затворницы и трагический уход
Тамара Носова была очень скрытным человеком. Редко рассказывала что-то о себе. При близком общении люди удивлялись какая огромная разница между легкомысленными ролями и самой актрисой. Ей бы играть драматические роли, страдающих и умных героинь…
Но сама Носова не жалела ни о чем, она заняла свою нишу в кино.
Однако после ухода из жизни матери, актриса окончательно замкнулась в себе. Она больше не хотела работать в кино.
Единственный человек, с которым Носова хотела общаться — ее сокурсница Нонна Мордюкова. Та старалась подарить ей что-нибудь красивое, вещи, украшения. Выхлопотала звание Народной артистки.
Но Тамара Макаровна полностью утеряла интерес к жизни. Ей стало все равно как она живет, в каких условиях находится. Актриса никого не пускала на порог, и поэтому в момент гибели ей некому было помочь.
Пять дней Носова пролежала беспомощно на полу до того, как ее нашли. Актриса пережила инсульт и не смогла самостоятельно подняться. А в полной мусора и запустении квартире хозяйничали крысы.
Неизвестно откуда взявшийся племянник скрыл от общественности, что Носова была в больнице и ушла из жизни уже там. Он спешно кремировал тело, не оповестив никого о похоронах.
Коллеги говорили, что не забыли о ней и если бы знали, обязательно пришли бы проводить в последний путь. Это было в марте 2007 года.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Королевство кривых зеркал» в жизни Тамары Носовой: Почему королева комедии окончила дни в бедности и забвении
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Судьба не баловала ее с самого рождения. Тамара Носова в детстве попала в детдом, хотя появилась на свет в полной семье. Когда ей было 1,5 года, матери не стало, а отец всех троих детей отдал в детский дом. Только 30 лет спустя, когда его дочь стала всесоюзно известной актрисой, он попытался наладить с ней связь, но она отказалась с ним общаться, не сумев простить ему предательства. Ее воспитали приемные родители, которые любили ее, как родную дочь.
Еще во время учебы в школе Тамара организовала в своем классе драмкружок и сама ставила в нем спектакли. Еще тогда она определилась с выбором будущей профессии. В конце войны Носова окончила школу и по возвращении из эвакуации в родную Москву поступила во ВГИК. Она мечтала об амплуа драматической актрисы, однако все педагоги в один голос твердили о том, что она – исключительно комедийная актриса. А вот в кино ей удалось начать свой путь именно в том амплуа, о котором она мечтала: однажды один из студентов режиссерского факультета мастерской Сергея Герасимова увидел ее в драматической роли на сцене театра и рассказал о ней своему педагогу. И режиссер предложил ей сыграть Валентину Филатову в своем фильме «Молодая гвардия».
Однако следующие ее киноработы доказали то, что ее педагоги из ВГИКа все же были правы – комедийные образы Тамары Носовой удавались просто блестяще. Даже эпизоды с ее участием были настолько яркими, что зрителям она запоминалась наравне с главными героями. Так, например, в первом фильме Эльдара Рязанова Носова исполнила эпизодическую роль секретарши директора Дома культуры Огурцова, и этот образ получился очень выразительным. Многие наверняка помнят и сцену из комедии «Свадьба в Малиновке», где ее героиня лихо отплясывала с Яшкой-артиллеристом в исполнении Михаила Пуговкина.
Одними из самых популярных и любимых в народе были и ее образы, созданные в киносказках «Новые похождения Кота в сапогах», «В тридевятом царстве…» и «Королевство кривых зеркал». Немногие знали о том, что в основу сценария последнего фильма был положен сюжет одноименной сказочной повести Виталия Губарева, которую он посвятил Тамаре Носовой. Она же сыграла в фильме «Королевство кривых зеркал» роль придворной стряпухи Тетушки Аксал. Писатель был мужем актрисы и не раз приглашал ее сниматься в экранизациях своих произведений. До этого она уже дважды пыталась построить семью, но оба брака оказались несчастливыми и непродолжительными.
Брак с Виталием Губаревым тоже не был долгим – они расстались через 6 лет, но эти годы Тамара Носова называла самыми счастливыми в своей жизни. Развод для обоих супругов оказался болезненным. Позже актриса рассказала о причинах их размолвки: « Мы расстались, потому что иногда матери до самой старости пытаются воспитывать детей, вмешиваются в их личную жизнь. Моя мама как раз такого склада… Он жил у нас, но у него была своя квартира. Мы нашли большую квартиру и решили съехаться, но мама отказалась туда ехать. Я не могла оставить ее одну, она была уже старая, нуждалась в уходе. В результате последовал развод, он вторично женился. Но звонил мне чуть ли не каждый день… ».
Роли в своих фильмах не раз предлагал актрисе и ее следующий избранник – актер и режиссер Николай Засеев. Их роман продолжался 7 лет, однако Засеев был женат и так и не решился оставить ради Тамары Носовой жену и дочь. После этого она принципиально не соглашалась сниматься в его фильмах. Впрочем, недостатка в предложениях у нее и без этого никогда не было. В 1960-х – 1970-х гг. Носова стала одной из самых успешных, востребованных и популярных актрис. После расставания с Засеевым, окончательно утратив надежду обрести личное счастье и создать семью, Тамара полностью сосредоточилась на творческой деятельности и с головой ушла в работу.
Ее называли королевой комедии, в этом жанре ей практически не было равных. Чего только стоит роль донны Розы Д’Альвадорец в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!», на которую ее утвердили без проб. На съемках происходило немало забавных эпизодов. Актриса рассказывала: « У меня была сцена, в которой я что-то горячо говорила, сидя в кресле. Вдруг неожиданно вместе с креслом упала навзничь… Все замерли, думая, что я разбила голову. А спинка кресла оказалась такой высокой, что я не ударилась даже. Оператор в это время продолжал снимать, и в результате именно этот дубль вошел в картину ». До начала 1990-х гг. Носова продолжала сниматься, а потом была вынуждена уволиться и из Театра киноактера, и с киностудии «Мосфильм». После распада СССР в кинематографе начался затяжной кризис, работы не было, актеров сокращали.
Ее сложно было назвать красавицей, но на мужчин она действовала магнетически. К тому же ее называли одной из первых модниц «Мосфильма» – она умела выглядеть эффектно и элегантно. После 6 лет, проведенных с первым мужем-дипломатом в Австрии, в ней появился какой-то заграничный шарм и лоск. У нее всегда было очень много поклонников, но, несмотря на успех и популярность, Тамару Носову всю жизнь преследовал страх быть брошенной и преданной – с тех самых пор, как ее бросил родной отец. К сожалению, ни один из тех мужчин, с которыми она пыталась построить семью, так и не сумел избавить ее от этого страха, а лишь утверждал ее убежденность в том, что мужчинам нельзя доверять.
Еще в 1970-х гг. знакомые обращали внимание на странности в ее поведении. Она всегда была достаточно закрытым человеком, а тут все больше и больше начала погружаться в себя и обрывать все связи с внешним миром. Общение с людьми ей заменяло чтение книг. Никто не знал о том, что после ухода матери и расставаний со всеми, кого она любила, актриса просто пыталась оградиться от окружающего мира, где ее снова в любой момент могли бы обидеть. Ее знакомым казалось, что у Носовой развивается настоящая паранойя. Она всю жизнь боялась одиночества, а в итоге сама его и выбрала. Последние 10 лет ее жизни были очень страшными, словно отраженными в кривых зеркалах. Актриса бедствовала и даже голодала. Ей приходилось питаться в столовой для бездомных и малоимущих, ее пенсии не хватало и на квартплату. О Тамаре Носовой некому было позаботиться, детей у нее не было – поначалу она сама не решалась родить, опасаясь прерывать актерскую карьеру, а позже не смогла выносить ребенка в отношениях с Николаем Засеевым. Он и спустя годы после их расставания продолжал ей звонить, но она все так же не отвечала на телефонные звонки. Стесняясь своего бедственного положения, актриса перестала появляться на публике и вела затворнический образ жизни, не пуская в дом даже сотрудников социальной службы.
Когда в начале марта 2007 г. ей стало плохо, она даже не позвала на помощь. Тревогу забила женщина из социальной службы, которая приносила еду и оставляла у нее под дверью. Когда на пятый день все пакеты остались на том же месте нетронутыми, дверь взломали и обнаружили хозяйку лежащей на полу. Она еще была жива после перенесенного инсульта, ее забрали в больницу, но спасти так и не смогли. 25 марта 2007 г. Тамара Носова ушла из жизни в возрасте 79 лет. К сожалению, она так и не смогла найти выход из того королевства кривых зеркал, в котором жила долгие годы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: