актриса сыгравшая маргариту назарову
Тигры отомстили звезде «Полосатого рейса» за измены мужу
Маргарита Назарова кружила головы многим мужчинам, а умерла в нищете и забвении
Танцевала в кабаре перед фашистами
После войны Назарова поступила танцовщицей в передвижной театр оперетты.
Через год совместной жизни Назарова стала его женой.
Едва не осталась без скальпа
В 1953 году Константиновского пригласили дрессировщиком в картину «Опасные тропы». Консультантом фильма стал старейший укротитель Борис Эдер.
Константин Константиновский страшно ревновал жену. И не без повода.
Через год Маргарита оставила работу танцовщицы. Начала осваивать дрессуру хищников. Эдер предложил ее на роль дублерши актрисы Людмилы Касаткиной в фильме «Укротительница тигров».
Работа с хищниками не всегда проходила гладко. Однажды на репетиции Константин заставил тигрицу Раду прыгать через свою жену.
Едва артистка вернулась в цирк, как получила новую травму. Пурш, играя, пытался сорвать бант с ее головы, но задел когтями височную артерию. Эти травмы всю жизнь напоминали о себе головными болями.
Натравить на соперника хищника!
Но в семейной жизни штормило. Константина раздражало кокетство жены в правительственной ложе при встрече с почетными гостями. Все Политбюро бывало на цирковых представлениях, и мужчины больше смотрели не на тигров.
Начальство посоветовало «не разрушать семью»
«Родная моя, любимая, я пишу, и у меня дрожат руки. Как хотелось быть рядом, целовать твои глаза, родинку, плечи, твои остренькие колени. Ты была моей так мало, так быстротечно. Самая большая и запретная, нечаянная моя любовь!»
Много лет спустя Назарова призналась:
«Влюблялись ли в меня? Да, часто. В каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так».
Мужа укротительницы в сериале сыграет Андрей Чернышов.
Если поначалу Риту воспринимали не иначе как жену знаменитого дрессировщика, то позже стали объявлять: «Несравненная Маргарита Назарова! С супругом». В 1962 году Константиновский ушел от жены и создал свой номер с хищниками. Но вскоре руководство цирка рекомендовало артисту вернуться в лоно семьи. И намекнуло: номера Маргариты приносят хорошую прибыль, не нужно составлять ей конкуренцию.
Назарова и Константиновский прожили вместе еще пять лет, до самой смерти дрессировщика. Врачи обнаружили у него опухоль мозга, и Константин настоял на ее удалении, хотя в успех мало кто верил. Константиновский умер через шесть дней после операции. Ему было 50 лет. На похоронах Назарова держала в руках красные маки.
Добровольная отшельница
В 1983-м Назарова вышла на манеж в последний раз. На арене после номера забыли закрыть клетку, и тигр, так и не признавший в артистке вожака, кинулся на Риту, пропоров когтями спину. Работать она больше не могла. Эстафету принял сын Алексей, тоже ставший дрессировщиком. Но однажды он уехал на гастроли во Францию и решил не возвращаться. Оставшись без мужа, сына, любимой профессии, Назарова замкнулась в себе.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Актриса Ольга ПОГОДИНА: Мы можем войти в Книгу рекордов Гиннесса
О съемках сериала «Маргарита Назарова» рассказывает продюсер картины и исполнительница главной роли.
— Откуда брали материал для сюжета?
Без дублеров и страховки
— Под купол взлетали со страховкой?
— Без! Мы специально параллельно снимали документальный фильм о нашей картине, чтобы потом никто не сказал, что, мол, компьютерной графикой стерли страховку или что-то в этом духе.
Качели, кстати, Эдгард Запашный нам предоставил настоящие, ими еще Бугримова пользовалась. Трюк с ними делали только Бугримова со своим львом, Назарова с тигром Пуршем, Эдгард и Аскольд Запашные с тигром Мартином и я, четвертая по счету, с тигрицей Шакирой. Шакира заходит на качели, я держу ее на поводке. Качели поднимаются под самый купол цирка, и мы раскачиваемся, амплитуда метров пять. Если что, помочь бы там под куполом мне никто не смог.
— Тигры вели себя с вами дружелюбно или агрессивно?
— Да все было! Мы же год с ними работали. Прошли через очень рисковые ситуации. Эдгард всегда нас страховал и учил: с твоим партнером может в любую секунду случиться несчастье, и ты должен защитить его.
— Полосатые артисты оставили вам памятные царапины?
Сын живет в Болгарии
— Тема любви в сериале затронута?
— У супругов остался сын.
— Где проходили съемки?
СКЕЛЕТ В ШКАФУ
Тайный роман с немцем
— Неужели это тот самый немец, у которого юная Назарова была в услужении в годы войны? Ходили слухи, что они спустя годы встретились во время ее гастролей за границей.
КСТАТИ
Фильмы и Сериалы 12+
По будням, с 18 апреля после программы «Время»
О чем фильм
Многосерийный фильм «Маргарита Назарова» — мелодрама, основанная на биографии знаменитой советской дрессировщицы тигров. Пройдя через немецкий плен, презрение со стороны коллег и пережив не одну личную драму, Назарова добилась восхищения и уважения не только среди профессионалов, но и среди обычных почитателей циркового искусства.
Ольга Погодина, автор идеи фильма и исполнительница главной роли: «Мы искренне преклоняемся перед этим человеком, перед ее судьбой, перед великим искусством цирка».
Судьба Маргариты Назаровой — практически готовый сценарий. Во время войны девушка попала в плен и была интернирована в немецкий Гамбург, где работала служанкой и танцовщицей кабаре. После войны она вернулась в Латвию, где начала артистическую карьеру в театре Даугавпилса. Там же познакомилась со своим будущим мужем Константином Константиновским. Уже после свадьбы пара переехала в Москву и начала работу в цирке. Всесоюзная известность к Назаровой пришла в 1960-е, после того, как она снялась в главной роли в комедии «Полосатый рейс».
Ольга Погодина: «Идея принадлежит мне и Эдгарду [Запашному]. Мы поняли, что история жизни и судьба Маргариты Петровны Назаровой очень кинематографичны. Потому что здесь есть все: конфликты, романтизм, подлинный драматизм и, даже можно сказать, жизненная трагедия человека. И все это вкупе с невероятно красивым, экзотическим и опасным фоном цирка, работой с тиграми. Уникальная история во всех смыслах!»
О команде
За проект отвечала команда продюсеров во главе с Ольгой Погодиной и Алексеем Пимановым. Соавтор идеи проекта — всемирно известный дрессировщик, директор Большого Московского государственного цирка на Проспекте Вернадского Эдгард Запашный.
Алексей Пиманов: «Ольга Погодина уже десять лет знакома с Запашными и давно вынашивала идею снять кино о цирке и о дрессировщице тигров».
Эдгард Запашный: «Где-то восемь лет назад мы с Олей Погодиной разговаривали о том, что в российском кино не хватает интересных фильмов с участием животных, особенно хищных животных. Ольга предложила сделать совместный проект про Ирину Бугримову — первую в СССР укротительницу львов. У меня на тот момент нужного количества львов не было, и я выдвинул встречное предложение — снять фильм про Маргариту Назарову».
Режиссером фильма стал Константин Максимов, создатель фильма «Запрещенная реальность».
Константин Максимов: «Когда я встретился с Ольгой Погодиной и Алексеем Пимановым, я был очень заинтригован и заинтересован участием в этой картине. Такой фильм — большая редкость! Все актеры и вся съемочная группа горели этой захватывающей историей. Ведь это цирк, 1950-80-е годы — целая эпоха. Искать, как это воплотить, как показать связь времен, понять, что происходило в самом цирке — это потрясающая работа. Скучно не было ни секунды».
Ольга Погодина, которой принадлежит идея проекта, сыграла в фильме главную роль. Впервые Погодина появилась на телеэкране как преподавательница химии в сериале «Простые истины» и с тех пор успела сняться более чем в 50 картинах. Среди ее работ: Елизавета Круглова в сериале «Отражение», Эрна в «Эшелоне», главные роли в фильмах «Легенда об Ольге» и «Прощайте, доктор Чехов!».
Ольга Погодина: «У меня было много действительно серьезных ролей в жизни — это и «Эшелон» и «Легенда об Ольге», где я Ольгу Чехову играла. Но я прекрасно понимаю, что более потрясающего образа, чем Маргарита Назарова, не будет. Потому что можно сыграть Екатерину II, отлично, там будет женщина-интриганка и так далее, но в клетку к тиграм входило в мире человек десять, не больше! В космос летало примерно столько же. И потом, это мне было по-настоящему интересно, плюс, я сама могу исполнять трюки, поэтому, превзойти этот проект будет уже невозможно. И я понимаю, что по масштабу и по грандиозности именно этого характера, по накалу страстей, уровню драмы — это предел!»
Роль мужа Маргариты Назаровой Константина Константиновского досталась Андрею Чернышову («Мама в законе», «Одинокие сердца»).
Андрей Чернышов: «История Константиновского и Назаровой — настоящая история любви талантливых, преданных своему делу людей. Они не могли жить друг без друга, несмотря на все, что происходило в их жизни — и скандалы, и какие-то увлечения. Ничто не могло оторвать их друг от друга».
Кроме того, в сериале задействованы Николай Добрынин (сериалы «Орлова и Александров», «Дом с лилиями» и «Серафима прекрасная», главная роль в фильме «Дедушка моей мечты»), Андрей Егоров («Звезда» Николая Лебедева, «Джуна», «Убойная сила», «Не отпускай меня»), а также Андрей Леонов («Папины дочки»), который сыграл своего отца Евгения Леонова.
Николай Добрынин, исполнивший в фильме роль дрессировщика Бориса Эдера: «Такие проекты бывают раз в жизни. Что касается образа Эдера Бориса Афанасьевича, это, конечно, был уникальный совершенно человек, который воспитал плеяду дрессировщиков, таких как Михаил Багдасаров, Вальтер Запашный».
Андрей Леонов: «В моей ситуации это была реконструкция съемок фильма «Полосатый рейс». В отличие от своего отца я знал, что будет, и шел на это сознательно. Конечно, страшно оказаться непосредственно рядом с тигром, тем более, который находится у тебя за спиной, но поскольку я знал, что папа, Евгений Леонов, смог это сделать, то и я преодолел это. И все прошло хорошо. Сначала я сомневался, надо ли мне повторить такой подвиг, но режиссер Константин Максимов и Ольга Погодина убедили меня, что для меня будет интересно попробовать свои силы и сыграть этот эпизод по-своему, в своей интерпретации. Я не копировал папин образ, мне было интересно воссоздать эту историю съемок того эпизода с тигром, как все это снималось, как стекло убирали».
Все трюки поставлены Аскольдом и Эдгардом Запашными, последний из которых появится и в кадре.
Эдгард Запашный: «Я видел у Ольги не только интерес, но и понимание того, что это серьезная и опасная работа. Начали мы с прихода Оли и Андрея [Чернышова] к нам на репетицию, со знакомства с животными на расстоянии через решетку. Когда актеры уже начали отличать животных между собой, когда они узнали наших тигров, особенности их характеров, только после этого мы приступили к репетициям. Но ключевым во всем этом является не только отвага самих актеров, но и послушность. Они были гибким пластилином в наших с братом руках, они безоговорочно отдавали нам себя как материал, из которого мы с братом лепили дрессировщиков. То есть они смогли нам довериться».
Уникальность проекта состоит в том, что абсолютное большинство трюков актеры исполняли сами без помощи дублеров и не прибегая к компьютерной графике. Ольга Погодина после съемок даже была внесена в Книгу рекордов России за исполнение трюка «голова дрессировщика в пасти тигра».
Николай Добрынин: «У меня были дублеры. И когда мы заключали контракт, там было прописано, что я не имею права работать в контакте с животными, но это сразу очень бы сильно отразилось на картине. Поэтому я доверился Эдгарду Запашному. И вот я сначала на общем плане, потом на среднем, потом уже на крупном, а вот уже моя рука касается шерсти тигра, и, конечно, чувство гордости, что преодолел сам себя».
Ольга Погодина: «Мы полностью реконструировали водный манеж, который Константиновский делал для аттракциона «Водная феерия». Это был единственный в мире аттракцион, где тигры плавали в воде. Я вместе с тигрицей Шакирой сделала ровно то, что делала Маргарита Петровна в воде с тиграми. То есть на сегодняшний день мы являемся единственными, кто это повторил. Больше в мире этого никто не делал! А тигр в воде — это самое опасное, что только может быть. Потому что, тигр, когда плывет, выпускает когти, а это лезвия ножей по 10 сантиметров каждый. И если вы не дай Бог попадете под лапу, даже если он и не хочет вас тронуть, то он этими лезвиями вас зацепит, и будет жутчайшая травма. Из всех трюков, которые мы сделали, этот самый опасный».
Алексей Пиманов: «Самые большие сложности были только в одном: нужно было актеров выпускать на арену с тиграми и молиться, чтобы их не съели, вот и все. У меня такого проекта еще не было, потому что это ужас».
Помимо беспрецедентной работы с животными в фильме поражают и декорации: был построен цирк в натуральную величину на 700 посадочных мест, причем внутреннее убранство менялось в зависимости от места действия — разные декорации были для Рижского, Московского, Бакинского, Нижегородского, итальянского и Ростовского цирков. Эволюция в цирковом деле отслеживалась очень четко: в зависимости от эпохи менялись костюмы артистов, клетку сменяла защитная сетка, а простые опилки на манеже — ковролин.
Масштаб съемок также далеко выходит за рамки стандартного телевизионного проекта: в фильме — 350 персонажей, пять тысяч актеров массовки, более 150 локаций в трех странах.
Константин Максимов: «Это был большой сложный проект. Организация, планирование и подготовка оказались гораздо сложнее, чем сам съемочный процесс».
На подготовку ушло около трех лет, в ходе которых съемочная группа не только привыкала к хищникам, но и внимательно штудировала работы классиков дрессуры и консультировалась со специалистами.
Ольга Погодина: «При подготовке к этой роли я постаралась по максимуму охватить все информационное поле: что-то читала в официальных открытых источниках. Очень многое рассказывал Эдгард Запашный по воспоминаниям своего отца, Вальтера Запашного и мамы Татьяны Запашной. Еще мы общались с дрессировщиком Михаилом Багдасаровым. Использовали архивные материалы «Росгосцирка», некоторые материалы закрытые, их я даже не могу обнародовать».
Николай Добрынин: «Во время подготовки к своей роли я прочел книгу Бориса Эдера по дрессуре. Я наблюдал, как общаются Запашные и другие дрессировщики с кошками. Это особые люди, я смотрел за их движениями. Нужно было перенять их пластику. Нужно было понять, как они общаются со своими питомцами».
Благодаря серьезной подготовке съемки прошли гладко, на площадке за 70 рабочих дней не произошло ни одного чрезвычайного случая, а актеры единогласно называют сериал уникальным.
Ольга Погодина: «Большего удовольствия я никогда в жизни не испытывала. Я очень скучаю по этим съемкам, по тиграм. Я хочу, чтобы вот все остановилось и даже согласна на «день сурка». Если б можно было сейчас все обнулить и начать заново, я, не задумываясь, согласилась бы».
Подробности со съемок телефильма «Маргарита Назарова»
Ольга Погодина: Ап, и тигры у ног моих сели
На съемках телефильма «Маргарита Назарова» исполнительница роли известной дрессировщицы Ольга Погодина легко заходила в клетку к тиграм и не боялась положить голову в… открытую пасть хищника. «ТН» выяснила, что осталось за кадром.
Съемки сериала-байопика о легендарной дрессировщице тигров Маргарите Назаровой не обошлись без травм. Ольга Погодина рассказала, как в один из дней Аскольд Запашный (он сыграл телеоператора, который снимал передачу о Назаровой) выполнял сложный трюк, который подвластен единицам:
— Аскольду нужно было сыграть человека, который в страхе убегает от разъяренного хищника. Тигр, в отличие от человека, ярость сыграть не может. Чтобы снять эпизод, пришлось определенным образом настроить животное. Тигр бросился бежать за Аскольдом, а так как расстояние между ними было очень маленькое и помещение не очень большое, тигр все же зацепил когтями его ноги. Мы вызвали скорую и отвезли Аскольда в больницу. К счастью, царапины оказались не глубокими.
На вопрос, как же Ольга сама не боится заходить к хищникам в клетку, она лишь улыбается:
— Если ты боишься, то не надо играть такого человека, ты его не поймешь! С детства арена меня завораживала — это очень честный труд. Если бы можно было начать жизнь заново, я, наверное, стала бы дрессировщицей.
С Эдгардом Запашным Погодина дружит уже десять лет. Долгое время друзья мучительно старались придумать, что бы им такое совместное снять.
— Однажды режиссер Ольга Субботина предложила мне сделать кино про первую в СССР дрессировщицу львов — Ирину Бугримову. Я заинтересовалась. Рассказала Запашному, но тот моих восторгов не разделил. «Для съемок о Бугримовой нужно 11 желтых львов, — заметил Эдгард. — Мы столько нигде не соберем. Сейчас у всех львы белые. Давай лучше снимать кино про Маргариту Назарову! Тиграми я тебя обеспечу». — «Нет, я Бугримову хочу!» — уперлась я. «Да ты сначала биографию Назаровой почитай, — настаивал Эдгард. — У нее ведь и без тигров такая история, что закачаешься».
Ольга Погодина согласилась почитать про Маргариту Назарову. Биография этой легендарной дрессировщицы тигров потрясла актрису и продюсера Погодину. Во время войны еще девочкой Назарова попала в немецкий плен и работала сначала служанкой, а после танцовщицей кабаре в Гамбурге. По возвращении в СССР она случайно устроилась в рижский цирк. Там встретила своего будущего мужа, дрессировщика Константина Константиновского, невероятную любовь к которому пронесла через всю свою жизнь. Маргарита Назарова снималась в роли дублерши Людмилы Касаткиной в фильме «Укротительница тигров», а потом и сама сыграла главную женскую роль в комедии «Полосатый рейс».
На роль Константиновского пригласили Андрея Чернышова, который в отличие от Ольги Погодиной до съемок в сериале с тиграми близко не общался и уж тем более никогда не заходил к ним в клетку. Чернышов не просто сумел сыграть укротителя тигров, но и по-настоящему освоил профессию дрессировщика.
— Андрей ежедневно демонстрировал фантастическую смелость, — рассказывает Погодина, — тигры действительно слушались его. Тогда я поняла: он великий артист, ведь этих животных не обманешь! Однажды Чернышов управлял тремя тиграми одновременно, и, когда он отвернулся, один из хищников попытался наброситься на него. Андрей так быстро и так верно среагировал на этот выпад, что животному ничего не оставалось, как вернуться на место. Эдгард Запашный потом очень хвалил Андрея за профессиональное поведение в вольере.
Два месяца Ольга Погодина и Андрей Чернышов каждый день снимались с опасными и непредсказуемыми полосатыми актерами бок о бок. Ольга научилась выполнять такие трюки, на которые решается не каждый опытный дрессировщик. К примеру, положить голову в пасть к тигру во всем мире могут лишь несколько укротителей. И Погодина теперь тоже в их числе.
— Эмоционально это были самые напряженные и самые прекрасные два месяца в моей жизни, — признается Ольга. — И, если честно, я с трудом представляю, что же мне делать дальше — ведь ничего круче в жизни быть уже не может.
Некоторые скептики высказывают сомнения по поводу того, что Чернышов и Погодина, играя дрессировщиков, весь сериал работали самостоятельно.
— Пусть проведут экспертизу, чтобы убедиться, что мы не использовали ни компьютерный монтаж, ни дублеров, — спокойно говорит Ольга. — Слышала я в свой адрес и такое: «Обколют животное успокоительным, а потом изображают на его фоне храбрецов!» Может, кто-то не в курсе, что с «успокоенным» тигром невозможно работать? У него сразу поднимается температура, вываливается язык и появляется третье веко, животное теряет сознание. Как, по их мнению, обколотое животное будет прыгать с тумбы на тумбу?!
Художники сериала возвели для съемок уникальную декорацию-трансформер — цирк в натуральную величину. Он может полностью преобразиться в зависимости от того, о каком времени идет рассказ. Действие картины происходило в шести разных цирках: бакинском, рижском, московском, нижегородском, итальянском и ростовском. И много раз художники вручную меняли манеж, сетку вокруг арены, ряды кресел, цвет арены и самого цирка!
В сериале рассказывается о жизни актрисы до 65 лет. Чтобы сыграть дрессировщицу в возрасте, Ольге Погодиной пришлось «состариться» почти на тридцать лет. Мастер голливудского уровня Петр Горшенин пять часов наносил пластический грим на лицо, шею и руки актрисы. А когда делали слепок для изготовления пластического грима, на Ольгу наложили гипсовые бинты, оставив только две маленькие дырочки для носа. И вот тут-то с Погодиной случился приступ клаустрофобии.
— В клетку к тиграм заходить было не так страшно, как лежать с полностью загипсованным лицом, — признается Погодина.
Петр, чтобы успокоить Ольгу, держал ее за руку. Муки актрисы не были напрасными: грим получился просто потрясающий, на ощупь — как настоящая кожа, он полностью повторял мимику, в нем можно было умываться и даже плакать.
В действительности последние годы жизни Маргариты Назаровой (она дожила до 78-летнего возраста) были омрачены душевной болезнью. После смерти любимого мужа дрессировщица и сама как будто умерла, полностью замкнулась в себе, перестала общаться с людьми. Авторы картины решили не делать финал излишне реалистичным. Зато, по словам Ольги Погодиной, он будет неожиданным.
Фото: пресс-служба кинокомпании «ОДА-Фильм»