актриса сыгравшая вассу железнову
Васса Железнова
История персонажа
Главная героиня одноименной трагической пьесы Максима Горького. Владелица пароходной компании, женщина со сложной судьбой, чья большая семья распалась.
История создания
Работа над пьесой была окончена осенью 1910 года, и тогда же состоялась первая публикация. «Васса Железнова» впервые оказалась издана в составе «Сборника товарищества «Знание», который раз в году выпускался в Санкт-Петербурге. Параллельно произведение было издано в Берлине отдельной книгой с двумя подзаголовками («Мать» и «Сцены») издательством некоего Ладыжникова.
Писатель Максим Горький
В 30-ые годы Горький отредактировал пьесу и сделал больший упор на тему классовой борьбы, чтобы соответствовать духу времени. Существует легенда, что у персонажа был прототип — купчиха Кашина, обеспеченная домовладелица и вдова пароходчика из Нижнего Новгорода. В городе до сих пор показывают перестроенный дом, который раньше принадлежал этой женщине.
Сюжет
Васса Железнова — сложный женский образ. Судовладелица 42 лет, хозяйка пароходной компании, состоятельная и влиятельная дама с железным характером, которая живет в собственном доме. Муж героини — Сергей, мужчина шестидесяти лет, прежде был капитаном, но теперь спился. У Вассы есть брат, который беспечно прожигает жизнь и тоже пьет, две дочери и сын Федор, живущий отдельно от семьи, за границей.
Васса Железнова
В доме Железновых живет и личный секретарь хозяйки — Анна, которая помимо обязанностей помощницы Вассы выполняет еще и функции домашнего шпиона. В пьесе изображены также другие действующие лица — люди, которые служат главной героине, управляющий пароходной компанией, горничные. За горничной Лизой волочится матрос Пятеркин, который тоже часто появляется в доме.
Жизнь героини течет размеренно, пока внезапно не заявляется Рашель, невестка Вассы. Та живет за границей, а теперь приехала, чтобы забрать своего маленького сына Колю, который воспитывается у бабушки. Выясняется, что сын Вассы Федор находится в тяжелом состоянии и умирает. Васса возложила на внука большие надежды и видит в том главного наследника собственного предприятия и капитала. Героиня собирается передать Николаю бразды правления пароходной компанией, и появление Рашели никак не вписывается в эти планы.
Кроме того, Рашель в розыске как революционерка. Васса заявляет, что выдаст Рашель жандармам, если та не откажется от собственных планов на Колю и не оставит семью Вассы в покое.
Сцена из спектакля «Васса Железнова»
Семейная жизнь Вассы приходит в упадок. Выясняется, что брат Вассы соблазнил горничную и та забеременела. Опозоренная девушка вешается в бане. Чтобы избежать скандала, Железновы убеждают людей, что горничная попросту угорела.
Дети Вассы совсем героиню не радуют. Сын Федор умирает, а обе дочери выросли неудачницами. Одна из девиц медленно спивается, а другая выросла странной, не от мира сего. Главные герои спектакля «Васса Железнова»
Биография героини завершается трагически. Когда сама Васса умирает, не справившись со всеми потрясениями, семья воспринимает это совершенно равнодушно. Наследство Вассы раздербанили беспутный брат и секретарь Анна.
Экранизации
Впервые пьеса была поставлена в московском Театре Красной Армии в 1936 году. В роли Вассы выступила актриса Фаина Раневская. С тех пор пьеса многократно ставилась в разных театрах. Актриса Светлана Крючкова выступила в роли Вассы Железновой на сцене БДТ имени Товстоногова в Санкт-Петербурге, а актриса Татьяна Доронина исполнила эту роль в спектакле, поставленном во МХАТе в 2003 году.
Актриса Фаина Раневская
В 1982 году режиссер Глеб Панфилов снял драму «Васса» по собственному сценарию. Роль главной героини исполнила актриса Инна Чурикова. В фильме Васса Железнова тянет на себе семью и пытается при муже-распутнике, брате-алкоголике и непутевых детях сохранить хотя бы видимость нормальной жизни, однако, как и в пьесе, вся жизнь героини терпит крушение.
Французский режиссер Пьер Бадель снял в 1972 году мини-сериал «Vassa Geleznova» по пьесе Максима Горького. Главную роль в этом сериале сыграла актриса Рози Варт.
Вера Пашенная в роли Вассы Железновой
Еще один мини-сериал сняли в ГДР в 1963 году. Сериал носил название «Wassa Schelesnowa», а главную роль там исполнила немецкая актриса Тереза Гизе.
Первой экранизацией пьесы стал фильм Леонида Лукова, вышедший на экраны в 1953 году. Там главную роль сыграла актриса Вера Пашенная.
Цитаты
«Мое дело — в моих руках. И никто мне помешать не может, и застращать меня ничем нельзя».
«Легко жить — просто. Только от легкой-то жизни глупеют скоро, слышала я».
«Страшные мысли нельзя скрывать. Вы сами знаете, что несчастные люди очень злые всегда».
Железная леди. Настоящая история Вассы Железновой
Начало ХХ века. Стрелка – слияние Оки и Волги, бескрайние заволжские дали, пароходы на рейде… Гружёные товарами десятки судов деловито идут вверх и вниз по реке, преодолевая сотни километров речного пути. Совсем скоро товар превратится в сотни и тысячи монет, а пока лишь судовладельцы знают, что за сокровища хранятся в их трюмах. И одна из них – Мария Капитоновна Кашина, ставшая прообразом Вассы Железновой.
Кто вы, Васса?
Для нижегородцев каждая из книг Алексея Максимовича Горького обретает дополнительный смысл. Рассказ, роман, пьеса – в каждом произведении литераторы и историки видят жизнь нашего города, конкретные здания, реальных людей, ставших прототипами горьковских герое, и даже предметы быта, вобравшие саму историю Нижегородского края. Одна из самых известных пьес писателя – «Васса Железнова» – рассказывает внимательному читателю практически истинную судьбу женщины, жившей когда-то в Нижнем Новгороде. По легенде, впрочем, имеющей множество документальных подтверждений, прототипом главной героини двух горьковских пьес о Вассе Железновой (первая была создана в 1910 году, а вторая, сильно переработанная автором, в 1935 году), несмотря на их разительные отличия, стала нижегородская пароходовладелица, купчиха Мария Капитоновна Кашина. Если перевести на современный язык, то она – бизнесвумен, богатая и успешная женщина.
От детей до преступления
Путь к успеху
Но это лишь одна деталь биографии Кашиных. А ведь история их успеха и падения поистине удивительна. Муж Марии Капитоновны, Михаил Кашин, был выходцем из крестьян. Его отец умудрился скопить приличную сумму денег, получив которую в наследство, молодой предприимчивый юноша сразу же пустил в оборот и вскоре обзавёлся первым пароходом. Удачные сделки шли одна за другой, и в 1870-х годах он прибыл в Нижний Новгород уже на собственном пассажирском пароходе со звучным названием «Аввакум». Пароход осуществлял рейсы между Нижним и Пучежем, ходил и в другие города. Кашин был сам себе хозяин, совмещал должности капитана и приказчика на собственном судне. За 20 лет из крестьянина он смог стать купцом первой гильдии, владельцем флотилии пароходов. Кстати, один из них он назвал в честь своей молодой жены – «Мария».
Мария во всём поддерживала мужа и сама работала на пароходе – сначала кассиром, а потом и ревизором. В итоге совсем скоро умная, энергичная супруга познала все тонкости пароходного дела и стала настоящим компаньоном и советчиком мужа, решая вместе с ним все деловые вопросы. После смерти мужа Кашина сама занялась делами и возглавила пароходство. Её железная хватка позволила ей не сломиться в трагической ситуации, не остаться не у дел, а напротив, мобилизовать всю свою купеческую смекалку и связи и не только заменить мужа и возглавить пароходство, но и расширить дело.
Удачные сделки и рейсы удивительным образом пополняли кашинские сундуки. За несколько лет Мария Капитоновна пополнила флот новыми пароходами, разработала новые торговые маршруты по Оке и Волге. Пароходство имело ежедневную линию Рыбинск – Казань и четыре отправления в неделю между Казанью и Пермью, обслуживаемые восемью первоклассными легкопассажирскими пароходами. На ежедневных линиях Нижний – Кострома, Нижний – Исады – Лысково и Рыбинск – Тверь ходили пароходы меньших размеров. Кроме того, с открытием москворецких шлюзов появилась товарная линия Нижний – Москва. Фрахт и такса на проезд были дешевле, чем у других крупных пароходств. Небольшие кашинские пароходы заходили буквально чуть ли не в каждое селение, привлекая пассажиров дешевизной платы.
При Кашиной открывались новые линии, строились пароходы, арендовались дополнительные участки под пристани. Так, на марийской земле её пароходству принадлежала пристань в Кокшайске, о чём свидетельствует, например, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М. К. Кашиной отведённого ей участка на Сибирской пристани в 1900 году». Кашина вела свои дела не скупясь и удивляла других пароходовладельцев своей предприимчивостью, решительностью и умением просчитывать возможные сделки на несколько ходов вперёд. Такой мужской ум позволил Марии Капитоновне стать дамой известной и уважаемой на Нижегородской земле. Хотя некоторых и неприятно поражала её суровость, даже грубость. Но в бизнесе без этого не выжить. Тем более женщине, да ещё и судовладелице. Полного расцвета её пароходство достигло в 1900-е годы, работая одновременно на Каме и Волге.
Закат карьеры
Но ничто не бывает вечным, особенно успех. К сожалению, дети Кашиной, как и у горьковской Вассы, не имели склонности к бизнесу, и после нескольких удачных лет дела пошли не так хорошо, как раньше. В итоге Кашина обанкротилась и заложила пароходы. Три парохода, в том числе и связанные с памятью мужа, «Мария» и «Аввакум», были описаны за недоимки. Вскоре она лишилась и остальных. Суда были проданы фирме «Кавказ и Меркурий» и Восточному обществу товарных складов, страхования и транспортировки товаров с выдачей ссуд. В 1912 году два крупных волжских пароходства – «Кавказ и Меркурий» и «Волжское общество» – слились в одну кампанию. В следующем году Кашина, не справившись с сильными конкурентами, была вынуждена продать своё предприятие более чем за 1 миллион 300 тысяч рублей. Так завершилась история последнего частного пароходства на Волге.
Последние годы Кашина сильно болела и скончалась в сентябре 1916 года, пережив своего мужа почти на 20 лет. Похоронены Кашины на Крестовоздвиженском кладбище, могилы их не сохранились. После Октябрьской революции и национализации флота все старые суда получили новые имена, а сегодня о былом величии Кашиных может рассказать лишь их особняк на улице Ильинской, который сохранился, хотя и в перестроенном виде, и две пьесы о железной Вассе Железновой, написанные Горьким.
ВАССА. ЛАРИСА. КЛАВДИЯ
М. Горький. «Васса Железнова».
Лысьвенский театр драмы им. А. Савина.
Режиссер Лариса Лелянова, художник Владимир Авдеев
Вассу Железнову сочинил Максим Горький. Наверное, не столько сочинил, сколько угадал в российской жизни. Таких никогда не было много, но существовали они всегда. Как известно, солдатами не рождаются, и Вассами не рождаются тоже. Вассами становятся в минуты мужского оскудения страны, когда выхода нет — надо впрягаться и везти, постепенно теряя женские черты, утрачивая на трудной дороге чары, нежность, слабость и прочие привлекательные для мужчин качества. Пароходство ли тянуть, детей ли поднимать или землю пахать на себе — все это делали отечественные Вассы.
Особенно много их развелось в пореформенные годы, когда российские мужики улеглись в депрессии на диваны, отвернулись к стенке и перестали шевелить конечностями. За эти двадцать лет обновилась порода дочерей Вассы Железновой. Среди них есть и молодые и пожилые. Они переживают, что их дети во сне зовут няню, а не маму, многие своих детей уже потеряли и не в духовном, а в самом фигуральном смысле. Они бывают богаты, или, как сейчас принято говорить, «успешны», но почти никогда не бывают счастливы.
Л. Лелянова. Фото из архива театра
Поэтому сегодня эта горьковская пьеса в России актуальна до неприличия. Когда-то Анатолий Васильев ввел моду на первый вариант «Вассы Железновой». Казалось, второй уже не будет востребован никогда. Но нет, нашему времени понадобилась «железная» Васса из «советского» варианта, c четким противостоянием всем, c бременем одиночества на плечах, со смертельной хваткой. И без всяких проявлений слабости.
Эту пьесу решила поставить в Лысьвенском театре драмы им. А. Савина Лариса Лелянова, женщина той же породы. Мне довелось видеть ее талантливые спектакли в Томском ТЮЗе, которым она руководила несколько лет назад, мы встречались на фестивалях, где-то на перекрестках дорог из «Вологды в Керчь».
В марте в Томский ТЮЗ, где проходил фестиваль РАМТа «Колесо», на котором только что был сыгран спектакль Леляновой «Легенда о священной горе», пришло известие о ее смерти. Она была яркая, дерзкая, запоминающаяся навсегда женщина. При этом Лариса уверенно владела неженской профессией режиссера. В последние годы она была главным режиссером Молодежного театра в Ростове-на-Дону и ездила по России на постановки. Денег нужно было зарабатывать много, потому что Лариса была кормилицей семьи.
«Васса Железнова» в Лысьве стала ее последним спектаклем, который она так и не довела до зрителей. Три волны инсульта — после первого она сбежала из больницы и еще пыталась репетировать, потому что для режиссера нет ничего важнее спектакля в момент его выпуска. Второй инсульт произошел на репетиции прямо в зале. Артисты не сразу поняли, почему она так долго сидит молча. После этого она так и не пришла в себя. Лелянову переправили самолетом в Пермь, но помочь было уже невозможно. А сразу после похорон из жизни ушел ее муж.
«Собрать» спектакль Лелянова не успела. Хотя произошло это несчастье за несколько дней до премьеры, но все знают, что такое последние репетиции и как неузнаваемо может измениться вся картина, когда наносятся завершающие штрихи. Артисты доводили спектакль сами. Поэтому исходить надо из того, что получилось.
Эта пьеса была выбрана для юбилея Клавдии Савиной. Многие годы она была примой Лысьвенского театра, которым руководил ее муж, Анатолий Савин. Бывший львовянин, он приехал в Лысьву после окончания ГИТИСа и в 27 лет стал главным режиссером. Всю жизнь он отдал этому театру, подбирая труппу, оберегая стариков, создавая в уральском рабочем городе моду «ходить в театр». И конечно, талантливая актриса, его жена, сыграла все лучшие роли мирового репертуара. Он умер от разрыва аорты в сорок восемь лет.
Театр, еще при жизни Савина переживший пожар, был в тяжелом состоянии. Играли на чужих площадках, во дворцах культуры. На похоронах Савина тогдашние отцы города поклялись его достроить. И достроили. Но художественную политику в нем определяли уже другие люди. Клавдия Александровна не бросила театр, не уехала. В это время вместе c фотохудожником Евгением Меденниковым она создавала музей истории театра, и должна сказать, что ни в одном драматическом театре Пермского края нет такого музея.
Все эти годы она «держала спину», красивая, стильно одетая, c высоко поднятой головой, настоящая «вдовствующая королева». Приходила на все обсуждения, даже если не была занята в репертуаре, участвовала в Лаборатории современной пьесы, которую проводит в их театре Олег Лоевский. Но играла очень мало для актрисы такого уровня. Режиссеры менялись, не со всеми она находила общий язык. Два года вообще не выходила на сцену. Ее возвращение произошло в моноспектакле по пьесе В. Льюса «Зельда», который поставил c ней Андрей Санатин. Хороший был спектакль, его бы вывезти куда-нибудь на фестиваль, но руководство театра снова поменялось. А в так называемом «менеджерском» театре актерские судьбы никому не интересны.
И вот наконец заслуженная артистка России Клавдия Савина к своему получила роль, на которую имеет полное художественное и человеческое право. Видно, что они поняли друг друга, две сильные женщины, не позволяющие себе быть слабыми. Васса Савиной совершенно не похожа на тяжелых старух c каменным взглядом. Походка ее упруга и тверда. Одета она по моде Серебряного века — разумеется, делово, не богемно, но силуэт — оттуда. По дому движется стремительно, приказания отдает на ходу. Она эффектна красотой зрелой женщины. Но женщины одинокой, отвергнутой мужем.
К. Савина (Васса). Фото Е. Меденникова
Получилось, что жить Вассе в этом мире оказалось не для кого и не для чего. Она не упала, сраженная инфарктом или инсультом, как это обычно играется. Она подошла к столу, услышала звуки романса, погладила брошенный кем-то шелковый казакин, пригубила вино из бокала. Как будто вспомнила, из чего состояла раньше жизнь. Отошла к креслу и вытянулась в нем, как струна. Точно в такой же позе нашли в зале Ларису Лелянову.
Какие ценности актерской профессии вы хотели бы сохранить и какие надо занести в Красную книгу?
Клавдия Савина В профессии актера важно иметь отзывчивую душу, заразительность, мощный внутренний темперамент, манкость и умение всем этим пользоваться. В роли важно почувствовать боль, которую ты бы понимала и могла бы испытать сама. В театре важна личностная состоятельность, а возраст не имеет значения. Поскольку актер все черпает из своей души, необходимо заниматься своим внутренним миром, не забывая и о своей внешней форме.
Татьяна Тихоновец В «Режиссерской лаборатории» (№ 63) Лев Эренбург сетовал на то, что ремесленная составляющая и у режиссеров, и у актеров сейчас утеряна. Наверное, режиссерам лучше знать. Это они репетируют c актерами. А я просто смотрю. И мне кажется, что только ремесло и осталось. Бывают слабые ремесленники, бывают хорошие, и тогда мы говорим странные фразы «сильный актер», «крепкая актриса». Мы только все реже произносим слово «талантливый». Это ужасная мысль, но мне кажется, что талантливых артистов становится все меньше. Они куда-то исчезают, как вымирающий вид, который и придется скоро заносить в «Красную книгу». А это ведь главное качество профессии — талант. Разве не так? Я иногда вижу в провинциальных театрах талантливых артистов, запоминаю их. Они там как жемчужные зерна, не скажу где. Судьбы их так сложились. Так им выпало. Приглядываешься: да он или она украсили бы любую труппу. Но не украсят. И не узнает о них никто, разве что заезжий критик оценит. Иногда они вовсе без школы. И она им не нужна. Потому что талант ведет их и помогает выполнить задачи любой сложности. Но перед ними этих задач никто не ставит. И талант их постепенно угасает. Словом, вслед за Дорном могу повторить, что блестящих дарований теперь мало, но средний актер стал гораздо выше. Ушло и такое понятие, как «актерская тема». Какая там тема! Даже писать неловко. Но ведь тема — это как нить жизни. Ведь у каждого мыслящего и чувствующего человека она есть. Как же ее может не быть у актера? Он транслирует ее через свой талант. Мы, простые зрители, так не можем. А актеры могут сказать нам главное. Но я готова довериться только талантливому человеку. Я от него могу принять любое послание. А он чаще всего ничего не посылает. Ему это неважно.
Не главных, второстепенных. Свою самую большую роль она сыграла в театре. Который отнял у нее, словно взяв за это плату, родителей, любимого, ребенка. Жизнь все время ставила Елизавету Никищихину перед выбором. Она пыталась угадать правильный путь, но так и не смогла стать счастливой.
Родители или театр
В мае 1941 года супруга инженера-строителя Сергея Никищихина родила их первенца – дочь, которую назвали Лизой. Позже у нее появились два брата, Володя и Саша. В 1948 году отца семейства направят в Германию. Командировка предполагалась долгая, так что семье тоже разрешили ехать. Они и поехали. Все, кроме Лизы. Семилетнюю девочку отправили к бабушке в Ярославль, где она прожила шесть лет, чувствуя себя брошенной и никому не нужной.
Ее Нина Орлович сразила зрителей наповал. Фото: кадр из фильма «Покровские ворота»
Возможно, желание стать актрисой оказалось попыткой привлечь к себе внимание. Лиза собралась поступать в театральное училище. Ее семья тогда уже вернулась на родину. И отец запретил выбирать эту профессию, считал, что на сцену выходят только неприличные женщины.
Она выбрала театр. Получив пощечину от разъяренного родителя, ушла из дома. Ночевала в костюмерной, жила впроголодь, с матерью и отцом больше не общалась. Уже тогда юная Никищихина познала, как удобно иногда заливать тоску вином, помогавшим отвлечься от мрачных мыслей.
Семья или карьера
Елизавету Никищихину приняли в студию при театре им. Станиславского, а затем пригласили в состав труппы. В 1961 году в театр пришел новый худрук – Борис Львов-Анохин. О 20-летней актрисе Никищихиной отзывался нелестно: бездарна, сплошные штампы, никакой индивидуальности. Когда Елизавета поняла, что ее вот-вот уволят, пошла на поклон к худруку и уговорила дать ей шанс. Всего за месяц смогла доказать, что она прекрасная актриса, и Львов-Анохин дал ей главную роль – в пьесе «Антигона». Ее партнером стал Евгений Леонов.
В тот момент у нее все сложилось удачно не только на сцене. Роман с виолончелистом Алексеем Познанским, сыном известных советских музыкантов, плавно подходил к свадьбе. Но тут начались испытания. Молодой человек ушел в армию, а вернулся с переломом позвоночника и приговором всю жизнь провести в инвалидной коляске. На карьере музыканта был поставлен крест. Елизавета не испугалась трудностей. Она ухаживала за любимым, репетировала «Антигону» и была счастлива.
Кикимору из фильма-сказки называли самой очаровательной нечистью. Фото: кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках»
Незадолго до премьеры выяснилось, что она беременна. Честно признавшись Львову-Анохину, Елизавета уверенно сказала:
— Буду совмещать театр и семью.
И снова Елизавета выбрала театр. Она резко порвала с возлюбленным и избавилась от ребенка. Врачи сказали, детей больше не будет. Вероятно, все свои переживания актриса вложила в образ. На «Антигону» рвалась вся театральная Москва, толпы у театра чуть ли не милиция разгоняла. Это был грандиозный успех.
Ребенок или роль
В первый раз Никищихина вышла замуж за музыкального критика Анатолия Агамирова. Они прожили в браке семь лет. Но супруг ушел, не выдержав возлияний жены. Она настолько выкладывалась на сцене, что по-другому прийти в себя, видимо, не могла.
Вскоре после развода за ней стал ухаживать психиатр Эрнест Лейбов. Он несколько лет ходил на «Антигону», восхищался главной героиней, передавал актрисе охапки цветов. Елизавета ответила взаимностью и отправилась в загс во второй раз.
В тот период она осталась без ролей в театре. Бориса Львова-Анохина арестовали по статье «Мужеложество». Новое руководство предлагало актрисе по-прежнему выходить на сцену в «Антигоне», но она посчитала это предательством. Оставалось кино, в которое ее звали охотно, но всегда на роли второго плана. Порой она снималась в нескольких фильмах одновременно. Но ее страстью был театр.
И вдруг ей предлагают главную роль: Катерину в «Грозе». А она беременна – да, врачи ошиблись, и произошло чудо. Ее снова ставят перед выбором: или играешь, или рожаешь. На этот раз Елизавета выбирает ребенка: ей за 30, если опять сделать аборт, вряд ли сможет еще забеременеть. Она родит девочку, которую назовет Екатериной.
Васса Железнова стала ее второй и последней главной ролью. Фото: Строков Михаил/Фотохроника ТАСС
Актриса еще сыграет Вассу Железнову, но после этого главную роль ей не предложат уже никогда. И она будет страдать от этого, хватаясь за все, что дадут. А невостребованность глушить известным способом. Возникнет замкнутый круг. Никищихина пьет, потому что ей не дают ролей. А ролей ей не дают, потому что боятся, что она подведет. Нет, ее не выгонят совсем: понимая весь ужас существования, стараются поддерживать, выводя хотя бы в эпизодах.
Муж, прекрасный психиатр, сын знаменитого гипнотизера не мог справиться с пагубной привычкой жены. В середине 1970-х он решил эмигрировать в США. Елизавета осталась на родине.
— Я русская актриса, что я буду делать в чужом мире?! – аргументировала она свой выбор.
Елизавета Никищихина с третьим мужем Евгением Козловским и дочерью Катей. Фото: кадр из документального фильма «Разбитые мечты актрисы Никищихиной»
Жизнь или смерть
Третьим мужем актрисы стал писатель Евгений Козловский, моложе нее на семь лет. Он был единственным, кому удалось уговорить Елизавету лечь в наркологическую клинику и закодироваться. Правда, хватило ее всего на десять месяцев.
Однажды не выдержал и Евгений. Ушел и подал на развод. В порыве гнева Никищихина отдала семейного любимца, дога Армана случайным собутыльникам. Пес, принимавший хозяйку в любом состоянии и только ее считавший главной, умрет от тоски, отказавшись от пищи.
Дочь не сможет простить матери эту историю с собакой. Да и уход отчима ей дастся тяжело: у них были прекрасные отношения, а теперь девочка-подросток со всеми сложностями переходного возраста осталась одна с пьющей матерью. Пропасть между ними будет постепенно увеличиваться.
Елизавета Никищихина с мужем и догом по кличке Арман, которого в гневе отдаст чужим людям.Фото: кадр из документального фильма «Разбитые мечты актрисы Никищихиной»
Когда в 1995 году Екатерина родит сына, она понадеется, что хотя бы это остановит мать. Но через несколько лет разменяет с ней квартиру, чтобы мальчик не видел бабушкиного пьянства.
Елизавете Сергеевне дают все меньше ролей. Да и те – сумасшедших старух или пьяниц. Она осознает, почему так, грустно усмехается, мол, играю сама себя. Друзья скидываются на хорошего нарколога, тот разводит руками: ничего поделать нельзя, изменения необратимые.
Никищихина бедствует, ей нечего есть. В какой-то момент она весит 40 килограммов и задумывается о самоубийстве. Как могут, ее поддерживают немногочисленные друзья. Однажды на нее напали в подъезде, когда она открывала квартиру, и слегка придушив, забрали какую-то ерунду. После этого у нее начались проблемы с дыхательными путями, ей нельзя было есть твердую пищу.
Никищихина переедет в комнату в коммуналке. Ей страшно жить одной в квартире, где было нападение. А тут хоть соседи. Но однажды ее обнаружат уже бездыханную. Патологоанатомы объяснят: задохнулась, подавившись кусочком яблока. Но ведь она давно уже не могла есть твердую пищу. Забыла о запрете? Или нарочно? Этого мы никогда не узнаем. Елизавета Никищихина ушла в 56 лет, унеся в могилу свои метания и невостребованность.