актриса весна ддт клип
Актриса весна ддт клип
1.ДОЖДЬ
2.В ПОСЛЕДНЮЮ ОСЕНЬ
3.ФОМА
4.РОДИНА
5.У ТЕБЯ ЕСТЬ СЫН
6.ХРАМ
7.ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ
8.НОЧЬ
9.АКТРИСА ВЕСНА
Юрий Шевчук – вокал, акустическая гитара
Рустем Ризванов – гитара, вокал
Андрей Васильев – гитара, вокал
Александр Бровко – губная гармошка, гитара, мандолина
Андрей Муратов – рояль, клавишные инструменты, орган, вокал
Вадим Курылёв – бас, акустическая гитара, вокал
Игорь Доценко – барабаны, congas
Михаил Чернов – саксофоны, флейта
Игорь Тихомиров – безладовый бас (соло в 1)
Александр Беренсон – флюгельгорн (6)
Яков Солодкий – перкуссия
Андрей Шепелев – national dobro (8)
Записано в Санкт-Петербургской Студии грамзаписи в марте-июле 1992 г.
Звукорежиссёры – А.Докшин, Ю.Морозов.
Вообще, фактически весь 1992-й год прошёл под знаком группы «ДДТ». Шевчук тогда всячески пропагандировал в СМИ «Властелина колец» Толкиена и неустанно призывал поклонников «задуматься о смерти» и «сходить в церковь», на сцену выходил в чёрной майке и с массивной золотой цепью на груди (не являлось ли это своеобразной материальной отсылкой к «Лукоморью» Пушкина? :))). 23-26 января в Крёмлёвском Дворце Съездов впервые в стране состоялся фестиваль с негосударственным статусом; он был организован Центром Стаса Намина и получил название «Рок из Кремля». 25 января свою программу на фестивале отыграли музыканты «ДДТ». Прозвучали песни: «Я получил эту роль», «Храм», «Дождь», «Фома», «В последнюю осень», «У тебя есть сын», «Ночь», «Конвейер», «Мама, я любера люблю», «Хиппаны», «Кремлёвский блюз» (импровизированный джем-сейшн), «Рождённый в СССР», «Ленинград» и «Родина». Как видим, на этом концерте Юрий Шевчук, переживавший тогда тяжёлые дни в связи с неизлечимой болезнью своей жены – Эльмиры Шевчук (Бикбовой), скончавшейся чуть позже, 13 марта того же года, представил практически целиком программу, послужившую впоследствии основой альбома «Актриса Весна», посвящённого памяти Эльмиры.
И в сугробах белых, и по лужам у ручья будет кто-то бегать, но не я… (Л.Дербенёв)
Выходи во двор, и по лужам бегай хоть до самого утра… (Ю.Шевчук)
На песню «Дождь» был снят очень стильный и запоминающийся с первого просмотра видеоклип, в котором город, построенный из детских кубиков и населённый игрушечными человечками, смывается со стола хлынувшим потоком воды. Аккуратно причёсанный Шевчук в белой рубахе на тёмном фоне… По-моему, клип впервые был показан по ТВ в конце 1993 года.
Шевчук впоследствии неоднократно подвергал собственную песню остракизму и глумливо заявлял в интервью, что текст «Осени» потомки разместят в виде эпитафии на его могильной плите. А песня-то, ёлы-палы, получилась отличная! К слову, однажды, разгребая свои старые стихи, я наткнулся на пожелтевший листок, датированный 1989 годом – текст носил название «Что такое осень».
Спи, мой Авель, спи, мой Каин,
Царь неведомых окраин,
Спи, мой тёмный гражданин.
— Ну что, ребятушки, доживём до весны.
Впечатления об альбоме «Актриса Весна» 0lesja_0lgerd :
Юра Шевчук был и остаётся нашей семейной легендой. А всё потому, что учился он в уфимском худграфе и был всего на курс старше учившегося там же папы. С самого несмышлёного возраста я слышала этот с характерной хрипотцой голос из магнитофона и в наушниках, которые были больше моей головы. Это такая же естественная и неотъемлемая часть моего детства, как запах мокрых листьев после дождя и городской пыли, как праздничное мороженое в кафе в металлических вазочках (три шарика под шоколадной крошкой, безумное лакомство), как первомайские демонстрации и люди с шариками и флажками. Ощущение какого-то восторженного азарта – когда красивая мама готовит что-то вкусное, папа ставит самые лучшие кассеты, а до обеда можно выскочить на улицу и несколько раз обежать вокруг дома – просто так, от избытка энергии.
Папа с гордостью рассказывал про то, что «дядя Юра» приходил в их комнату и, случалось, пел новые песни. Очень хорошо помню рассказ о том, как в первый раз, поздно вечером, прозвучала в их общежитской комнатушке «Не стреляй», как его просили потише, пока вахтёрша не пришла с разгоном, а он кивал и – вздувая жилы на шее, страшно орал: «Нне стрррреляа-а-а-а-ай. »
Дождь. Песня, о которой я вообще не могу сказать ничего более того, что это – с самого детства ранившая песня. То есть такая, от которой сердце сжимается, а душа сворачивается и разворачивается, от которой мучительно и хорошо, от которой в определённом настроении просто слёзы наворачиваются. Особенно тот момент, когда
Вот этот вот момент, когда благоговейно пониженный голос и взвивающаяся мелодия объединяются в «мира-ам» неизменно и по сей день приводит меня в оцепенение. А потом голос, набирая силу пророчески исступлённо возвышается: «И пррредставил Я! – город наводнился вдрруг веселлыми людьми. »
В последнюю осень. Песня, производящая на меня разве что чуть менее сильное впечатление, нежели «Дождь». Очень сентябрьская песня, связанная с прогулками в сквере, где мы с мамой собирали жёлтые и рыжие разлапистые листья клёнов, горькую тугую рябину для бус, желудевые шапочки и сами жёлуди для поделок.
Даже в четырёх-пятилетнем возрасте я искренне горевала под строчки
Вот эта «пыльная трава» своей осязаемой материальностью и последней осеннестью потрясала больше всего.
Фома звучал куда реже первых двух (наиболее «популярные» песни папа предусмотрительно переписывал на отдельную кассету, составляя, таким образом, нечто вроде прообраза mp3-сборника, и предотвращая истирание исходников). Почему-то из этой песни я запомнила лучше всего «под пыльным стеклом в летаргическом сне я часто не верю в слова-одеяла», хотя всю ёмкость образов оценила, конечно, много позже. А ещё «под тяжестью строк волоса облетают… Как хочется верить в своё ремесло. » О том, что песня называется «Фома», узнала буквально год назад 🙂
Если же говорить не о детском восприятии, а о подмеченных сравнительно недавно мелочах – в музыкальном отношении трек здорово смахивает на «Московскую барыню» с альбома «Метель августа» (2000).
Родина, хит всех времён и народов, оравшийся последовательно как полувзрослой шпаной во дворе, так и моими друзьями-пацанятами от четырёх до десяти лет, и одноклассниками, и старшеклассниками, и однокурсниками…
Из курьёзов восприятия с затёртой кассеты и на слух:
То есть, налицо картина задержания, как регулярно показывали в 90-е в какой-нибудь «Криминальной хронике». О том, что там не люди, а Бог весть откуда лютики, я с изумлением узнала только в этом году, просматривая печатный текст для написания этой рецензии 🙂
В лужах разбегаются птицы с сапогами…
Пропевала её, шлёпая красными резиновыми сапожками по лужам. Там иногда отражались птичьи караванчики. А ещё по осени великое множество то ли ворон, то ли галок (чёрные горластые птицы) оккупировали город, и в воздухе несколько недель стоял несмолкаемый грай: стаи сгоняли голубей с насиженных ветвей и карнизов, выклёвывали начисто всю еду из синичьих кормушек и описывали чёткие круги над крышами, готовясь к перелёту. И в то утро, когда ты просыпался в полной тишине и безветрии, а за окном в хрустальном свете стояла берёза с несколькими последними чахоточными листочками – ты понимал: осень заканчивается. Предзимье. Птиц больше нет.
ДДТ – «АКТРИСА ВЕСНА» (1992). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:
Грянул майский гром,
И веселье бурною
Пьянящею волной
Окатило:
Эй, вставай-ка
И попрыгай вслед за мной.
Выходи во двор
И по лужам бегай
Хоть до самого утра,
Посмотри, как носится
Смешная и святая детвора.
Игорь Шамарин от «А» до «Я»
ДДТ — «Актриса Весна» (1992)
1.ДОЖДЬ
2.В ПОСЛЕДНЮЮ ОСЕНЬ
3.ФОМА
4.РОДИНА
5.У ТЕБЯ ЕСТЬ СЫН
6.ХРАМ
7.ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ
8.НОЧЬ
9.АКТРИСА ВЕСНА
Юрий Шевчук – вокал, акустическая гитара
Рустем Ризванов – гитара, вокал
Андрей Васильев – гитара, вокал
Александр Бровко – губная гармошка, гитара, мандолина
Андрей Муратов – рояль, клавишные инструменты, орган, вокал
Вадим Курылёв – бас, акустическая гитара, вокал
Игорь Доценко – барабаны, congas
Михаил Чернов – саксофоны, флейта
Игорь Тихомиров – безладовый бас (соло в 1)
Александр Беренсон – флюгельгорн (6)
Яков Солодкий – перкуссия
Андрей Шепелев – national dobro (8)
Записано в Санкт-Петербургской Студии грамзаписи в марте-июле 1992 г.
Звукорежиссёры – А.Докшин, Ю.Морозов.
Вообще, фактически весь 1992-й год прошёл под знаком группы «ДДТ». Шевчук тогда всячески пропагандировал в СМИ «Властелина колец» Толкиена и неустанно призывал поклонников «задуматься о смерти» и «сходить в церковь», на сцену выходил в чёрной майке и с массивной золотой цепью на груди (не являлось ли это своеобразной материальной отсылкой к «Лукоморью» Пушкина? :))). 23-26 января в Крёмлёвском Дворце Съездов впервые в стране состоялся фестиваль с негосударственным статусом; он был организован Центром Стаса Намина и получил название «Рок из Кремля». 25 января свою программу на фестивале отыграли музыканты «ДДТ». Прозвучали песни: «Я получил эту роль», «Храм», «Дождь», «Фома», «В последнюю осень», «У тебя есть сын», «Ночь», «Конвейер», «Мама, я любера люблю», «Хиппаны», «Кремлёвский блюз» (импровизированный джем-сейшн), «Рождённый в СССР», «Ленинград» и «Родина». Как видим, на этом концерте Юрий Шевчук, переживавший тогда тяжёлые дни в связи с неизлечимой болезнью своей жены – Эльмиры Шевчук (Бикбовой), скончавшейся чуть позже, 13 марта того же года, представил практически целиком программу, послужившую впоследствии основой альбома «Актриса Весна», посвящённого памяти Эльмиры.
На фото — Юрий Шевчук с женой Эльмирой
После уже упомянутой майской акции Гарика Сукачёва «Всё это рок-н-ролл» в Москве и Питере прошли летние концерты памяти Виктора Цоя (ему в 92-м году исполнилось бы 30 лет) – в том числе, с участием группы «ДДТ», и летом же, если мне не изменяет память, в городе появились афиши с загадочным Чёрным Человеком, совершавшим прогулку в сопровождении чёрной собаки (начало рекламной кампании декабрьских концертов «Чёрный Пёс Петербург») — на плакате не имелось никаких поясняющих надписей, кроме узнаваемого лейбла, начертанного латиницей — «DDТ».
Телевидение, как могло, вносило свою лепту в общее дело: практически одновременно на экранах, чередуясь друг с другом, в течение года мелькали видеоклипы «ДДТ» — «В последнюю осень», «Что такое осень», «Дождь», «Рождённый в СССР», «Ты не один» и «Чёрный Пёс Петербург». А в середине ноября, когда листья рябины за окном окончательно пожелтели и провисли под первым нетающим инеем, я отправился в Лужники за билетами на «Чёрного Пса». Помнится, дорога туда и обратно была не из лёгких: осенью 92-го вещевая ярмарка в Лужниках разрослась до таких размеров, что вагоны метро, подъезжавшие к «Спортивной», напоминали в дневное время бочки с огурцами, а дорога до Лужнецкой набережной была подстать непролазным джунглям из огромных дорожных сумок и торговых палаток. Тем не менее, билеты я купил, и 12 декабря мы с моим отцом и школьным приятелем отправились-таки на концерт. К тому моменту в функционирующем тогда музыкальном отделе на втором этаже книжного магазина «Молодая гвардия» мной уже была куплена свежевыпущенная грампластинка «Актриса Весна», реализованная, как и многие другие альбомы «ДДТ», без какой бы то ни было рекламной кампании в СМИ — диск просто появился на прилавках, и всё. В конверт, кстати, был вложен вкладыш с портретом Эльмиры Шевчук и текстами песен, вошедших в альбом. Что до концерта «Чёрный Пёс Петербург», то он, несомненно, впечатлил и напитал энергией, особенно запомнились шикарные гитарные соло в новых и лучших песнях «ДДТ» специально приглашённого рок-мастера Александра Ляпина, а также не лишённый опасности номер, когда Юрий Юлианыч, сунув микрофон в карман, лихо вскарабкался к вершине сценической конструкции по тросу гиреобразного шара-«бабы» (такими обычно ломают ветхие постройки) и исполнил песню «Террорист», держась за трос одной рукой. Ближе к финалу действа, когда звучала «Что такое осень», на зрителей сверху неожиданно посыпались круглые этикетки-«яблоки» — с нового диска «ДДТ».
Пластинка «Актриса Весна» произвела на меня сильнейшее впечатление и, едва дослушав её до конца, я поставил её снова – разделив повторное прослушивание с приглашённым по этому поводу в мою комнату отцом. Песни, которые были включены в диск, конечно же, уже были нам известны по многочисленным телеэфирам и концертным записям «ДДТ», но качество аранжировок… оно восхитило и потрясло! Вообще, альбом был сразу воспринят как ЛУЧШИЙ. В ноябре 1994 г. отец купил лицензионный компакт-диск, и он содержал отсутствовавшую на грампластинке и кассете песню «У тебя есть сын» — таким образом, альбом для меня окончательно состоялся. И по сей день он берёт за душу и восхищает своим неповторимым, щемящим лиризмом и ощущением полёта. В дискографии «ДДТ» он, по моему мнению, безусловная вершина — наряду с альбомами «Я получил эту роль», «Оттепель», «Пластун» и «Это всё…».
«Дождь» — как неоднократно представлял песню сам Шевчук: «Это самая первая песня группы «ДДТ». Не знаю, так ли это на самом деле, но поверить очень хочется – настолько композиция хороша. Я впервые услышал её дебютную версию на кассетном альбоме «Свинья на радуге» — и это звучало весьма монументально для 1982 года. На рубеже десятилетий группа часто играла «Дождь» на концертах, и, вполне ожидаемо, к юбилею группы (равно как и самого автора) записала её в шикарной аранжировке с фантастическим басовым соло – теперь уже по-настоящему увековечив это едва ли не самое светлое произведение Юрия Шевчука. Отметим замечательный лирический каламбур («дождь» — «город наводнился вдруг весёлыми людьми») и, на мой взгляд, прямую ассоциацию с песней «Куда уходит детство» (А.Зацепин – Л.Дербенёв) из репертуара Аллы Пугачёвой. Сравним:
И в сугробах белых, и по лужам у ручья будет кто-то бегать, но не я… (Л.Дербенёв)
Выходи во двор, и по лужам бегай хоть до самого утра… (Ю.Шевчук)
На песню «Дождь» был снят очень стильный и запоминающийся с первого просмотра видеоклип, в котором город, построенный из детских кубиков и населённый игрушечными человечками, смывается со стола хлынувшим потоком воды. Аккуратно причёсанный Шевчук в белой рубахе на тёмном фоне… По-моему, клип впервые был показан по ТВ в конце 1993 года.
«В последнюю осень» — отлично помню премьеру этой песни на концерте памяти Виктора Цоя в октябре 1990 года – тогда она была сыграна два раза (при первом исполнении Шевчук перепутал слова). Сильнейшее впечатление и ощущение подлинного произведения искусства. Позже на песню был снят атмосферный видеоклип – там, где штормовое море и отблеск костров в очках лидера «ДДТ». Текст чем-то всегда напоминал мне «Только этот день» Константина Кинчева – и отнюдь не только образом осеннего солнца. В ставшем сегодня классическим гитарном риффе – дух и величие лучших образцов песен жанра.
«Фома» — текст самодостаточен (как смысловой мостик на альбоме после «Последней осени» — первая строка «Фомы»: «Я часто не верю, что будет зима…»), и вполне может восприниматься как отдельное стихотворение. С музыкой произведение замечательно вдвойне, а в данной аранжировке (о, эта шикарная джазовая вакханалия в коде!) – это просто шедевр! Насколько я помню, песня впервые была опубликована на официальном акустическом бутлеге Юрия Шевчука и скрипача Сергея Рыженко «Москва-жара» (1985). Строчка «Жизнь наша – поле ряженых мин», видимо, отсылает к Б.Пастернаку – как и следующая песня на альбоме.
«Родина» — по признанию самого Шевчука, была написана под воздействием романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Одна из самых пронзительных и лучших песен на диске, да и вообще – в репертуаре группы. Концертный альбом 1997 года «Два концерта. Акустика» содержит первоначальную версию этой песни, исполненную под гитару – и она сама по себе, без всякой аранжировки и барабанов, производит сильнейшее впечатление. Впервые я услышал электрическое исполнение «Родины» во время телевизионной трансляции забытого ныне арт-фестиваля «Задворки» в 1990 году – флейта Михаила Чернова вызвала тогда полчище мурашек, бегущих по телу. По сей день благодарен музыкантам, что при записи пластинки группа сохранила ту самую, классическую аранжировку.
«ЭЙ, НАЧАЛЬНИ-И-И-ИК!» — тут же вспоминается громогласное Кинчевское: «…Покорных – в ро-о-в. » (1986, песня «Земля»).
«У тебя есть сын» — впервые была услышана и увидена мной в новогодней программе Ленинградского телевидения – по-моему, в ночь с 1989 на 1990 год. Там же и тогда же состоялась премьера клипа «Падший ангел» обновлённого, питерского состава группы «Наутилус Помпилиус». «У тебя есть сын» — тонкая и лирическая песня, совершенно, как тогда казалось, не-шевчуковская. Группа «ДДТ» в то время всеми силами пыталась уравновесить баланс текстов и музыки (как примеры этого движения «в глубь лирического самопознания» – композиции конца 80-х «Милые девочки», «Ветры с тобой», «Актриса Весна» и «У тебя есть сын»).
«Храм» — наверное, самая на то время новая песня из всех представленных на диске, наряду с суперхитом «Что такое осень». Воссоздаёт в памяти «Церковь без крестов». Впервые я услышал «Храм» во время радиотрансляции фестиваля «Рок из Кремля» (купить билеты в КДС, увы, так тогда и не удалось). Текст — сильнейший и многослойный, метафоры до сих пор сражают наповал. Поначалу, кстати, все эти «А-ах!» в проигрышах напоминали «Атас!» «Любэ».
«Ночь» — отличный ритм-энд-блюзовый трек, впервые я услышал эту песню на концерте «ДДТ» в ДК МЭЛЗ 5 апреля 1991 года – тогда Юрий Юлианович представлял только что изданную на виниле «Периферию» и видеоклип «Террорист» (как пролог к прогремевшему в те же дни фестивалю «Рок против террора»).
Спи, мой Авель, спи, мой Каин,
Царь неведомых окраин,
Спи, мой тёмный гражданин.
«Актриса Весна» — песня была известна мне по концертным записям конца 80-х, и до выхода на данной пластинке почему-то совершенно меня не цепляла. А тут как будто прорвало: какой ТЕКСТ, какая уверенное и клёвое акустическое ЗВУЧАНИЕ! Всё-таки, как ни крути, аранжировка – наиглавнейшая вещь. Равно как и правильно выстроенный порядок песен на альбоме, как в данном случае: от майского дождя к Актрисе-весне.
Здесь — обязательный, ритуальный Шевчуковский вопрос:
— Ну что, ребятушки, доживём до весны.
ОЛЕСЯ ОЛЬГЕРД. Впечатления об альбоме «Актриса Весна»:
Юра Шевчук был и остаётся нашей семейной легендой. А всё потому, что учился он в уфимском худграфе и был всего на курс старше учившегося там же папы. С самого несмышлёного возраста я слышала этот с характерной хрипотцой голос из магнитофона и в наушниках, которые были больше моей головы. Это такая же естественная и неотъемлемая часть моего детства, как запах мокрых листьев после дождя и городской пыли, как праздничное мороженое в кафе в металлических вазочках (три шарика под шоколадной крошкой, безумное лакомство), как первомайские демонстрации и люди с шариками и флажками. Ощущение какого-то восторженного азарта – когда красивая мама готовит что-то вкусное, папа ставит самые лучшие кассеты, а до обеда можно выскочить на улицу и несколько раз обежать вокруг дома – просто так, от избытка энергии.
Папа с гордостью рассказывал про то, что «дядя Юра» приходил в их комнату и, случалось, пел новые песни. Очень хорошо помню рассказ о том, как в первый раз, поздно вечером, прозвучала в их общежитской комнатушке «Не стреляй», как его просили потише, пока вахтёрша не пришла с разгоном, а он кивал и – вздувая жилы на шее, страшно орал: «Нне стрррреляа-а-а-а-ай. »
На концерте в Салавате 1989 г., во время гастрольной поездки ДДТ по стране, папе со мной, четырёхлетней, на плече, удалось пробраться куда-то за кулисы и встретиться с Юрием Юлиановичем. Об этом факте помню только озадаченное лицо милиционера, папин голос: «Пусть ребёнок подарит цветочек!» (у меня и впрямь в кулачке был зажат тюльпан) и бородатого мужика в пропотевшей огромными пятнами майке. Не соотнёсся он у меня с «голосом из магнитофона» 🙂 Говорили минут пять, папа звал Шевчука в гости, если негде переночевать, тот даже было согласился, но потом вспомнил, что вставать слишком рано — на другой день они должны были, кажется, давать концерт в Уфе — и отклонил приглашение, в утешение подарив папе фирменную футболку ДДТ, в которой я буквально на следующий день была сфотографирована на балконе (см. фоту выше 🙂
Дождь. Песня, о которой я вообще не могу сказать ничего более того, что это – с самого детства ранившая песня. То есть такая, от которой сердце сжимается, а душа сворачивается и разворачивается, от которой мучительно и хорошо, от которой в определённом настроении просто слёзы наворачиваются. Особенно тот момент, когда
Вот этот вот момент, когда благоговейно пониженный голос и взвивающаяся мелодия объединяются в «мира-ам» неизменно и по сей день приводит меня в оцепенение. А потом голос, набирая силу пророчески исступлённо возвышается: «И пррредставил Я! – город наводнился вдрруг веселлыми людьми. »
В последнюю осень. Песня, производящая на меня разве что чуть менее сильное впечатление, нежели «Дождь». Очень сентябрьская песня, связанная с прогулками в сквере, где мы с мамой собирали жёлтые и рыжие разлапистые листья клёнов, горькую тугую рябину для бус, желудевые шапочки и сами жёлуди для поделок.
Даже в четырёх-пятилетнем возрасте я искренне горевала под строчки
Вот эта «пыльная трава» своей осязаемой материальностью и последней осеннестью потрясала больше всего.
Фома звучал куда реже первых двух (наиболее «популярные» песни папа предусмотрительно переписывал на отдельную кассету, составляя, таким образом, нечто вроде прообраза mp3-сборника, и предотвращая истирание исходников). Почему-то из этой песни я запомнила лучше всего «под пыльным стеклом в летаргическом сне я часто не верю в слова-одеяла», хотя всю ёмкость образов оценила, конечно, много позже. А ещё «под тяжестью строк волоса облетают… Как хочется верить в своё ремесло. » О том, что песня называется «Фома», узнала буквально год назад 🙂
Если же говорить не о детском восприятии, а о подмеченных сравнительно недавно мелочах – в музыкальном отношении трек здорово смахивает на «Московскую барыню» с альбома «Метель августа» (2000).
Родина, хит всех времён и народов, оравшийся последовательно как полувзрослой шпаной во дворе, так и моими друзьями-пацанятами от четырёх до десяти лет, и одноклассниками, и старшеклассниками, и однокурсниками…
Впервые именно в «Родине» я услышала довольно часто используемый в песнях стук сердца: им начинается трек. И довольно необъяснимое для советского ещё ребёнка начало: «Боже! Сколько лет я иду, но не сделал и шшаг. ». При чём тут Боже, когда песня про Родину? И мощь образа «вместо хлеба — сырая любовь», и грозный раскат «долгожданная да-а-а-а-а-а-а-а-а-аль!» — сильнейшее впечатление!
Из курьёзов восприятия с затёртой кассеты и на слух:
То есть, налицо картина задержания, как регулярно показывали в 90-е в какой-нибудь «Криминальной хронике». О том, что там не люди, а Бог весть откуда лютики, я с изумлением узнала только в этом году, просматривая печатный текст для написания этой рецензии 🙂
То, что «А ну а к нам — тра-ля-ля, тра-ля-ля» — открытие этого же года. Опять же – налицо картина едущего в воронкé (или УАЗике) захваченного озлобленного человека, видящего за окном «тра-ля-ля, тра-ля-ля» (абсолютно уверенно даже ребёнком прочитывающегося эвфемизма для захлёбывающейся нецензурной ругани в отношении неведомого «ЭйНачальника»). Хотя в Шевчуковской версии более логичная и «взрослая» версия – «к сволочи доверчива, ну а к нам…» (и опять-таки ругань).
У тебя есть сын — лирическая и редко звучавшая песня. Все её достоинства я оценила лишь будучи подростком, уже лет в 16-17.
Храм — практически не звучал; его место на «избранной» кассете занимала «Церковь без крестов», не менее трагическая и потрясавшая дитячью душу своим нервным надрывом, голосящим горем. Рассматривая альбом «Третьяковская галерея» (гордость родителей-художников, раздобывших его в Салавате в то малокнижное время), и натыкаясь на картину Левитана «Над вечным покоем», я думала всегда строчками шевчуковской песни. Для пятилетнего ребёнка весьма неплохой ассоциативный ряд.
Что такое осень — ещё одна «сентябрьская» песня, но в энергичном ключе: клип, увиденный мной много позднее, — самая лучшая иллюстрация. Мне слышалось:
— и представлялись облачные серые каравеллы, полные ветра и парусов, скользящие над Петербургом (как он выглядит, я знала благодаря всё тем же репродукциям «Третьяковской галереи» — мифический город с «александрийской колонной», силуэтом Исаакия и гранитной набережной). А ещё я славно понимала-перевирала строчку:
В лужах разбегаются птицы с сапогами…
Пропевала её, шлёпая красными резиновыми сапожками по лужам. Там иногда отражались птичьи караванчики. А ещё по осени великое множество то ли ворон, то ли галок (чёрные горластые птицы) оккупировали город, и в воздухе несколько недель стоял несмолкаемый грай: стаи сгоняли голубей с насиженных ветвей и карнизов, выклёвывали начисто всю еду из синичьих кормушек и описывали чёткие круги над крышами, готовясь к перелёту. И в то утро, когда ты просыпался в полной тишине и безветрии, а за окном в хрустальном свете стояла берёза с несколькими последними чахоточными листочками – ты понимал: осень заканчивается. Предзимье. Птиц больше нет.
Ночь — звучала в нашем доме, но не особо часто, и воспринималась мной как некая шумелка, из которой память уцепила протяжное «и забыыыыыыться до утра…», а ещё рассудительное и чёткое, в отличие от прочего текста: «вы и звери, вы и птицы…» — для взрослого моего уха уже соотнёсшееся с башлачёвским «Все от винта»: «мы выродки крыс, мы пасынки птиц…»
Актриса Весна — песня, близкая к определению «любимая». Очень нарядная музыкальная партия – пританцовывающая, раскланивающаяся, светлая. Для меня она связывалась почему-то всегда с песней «Ленинград», и неизменно радовала хитрым бормотаньем «ряп-тата-тата-тата-аам» перед последним куплетом, и тем, что солнце «приподнимает за подбородки улыбки прохожих» (правда непонятным и малость непристойным казалось слово «генсек», одно время им даже дразнились во дворе… эх, детство времён перестройки… 🙂
ДДТ – «АКТРИСА ВЕСНА» (1992). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:
Альбом «Актриса Весна» для бесплатного прослушивания
ВАДИМ КУРЫЛЁВ об альбоме «Актриса Весна»
АНДРЕЙ БУРЛАКА — История группы «ДДТ»
Дождь звонкой пеленой
Наполнил небо, майский дождь.
Гром прогремел по крышам,
Распугал всех кошек гром.
Я открыл окно, и весёлый ветер
Разметал всё на столе —
Глупые стихи, что писал я
В душной и унылой пустоте.
Грянул майский гром,
И веселье бурною
Пьянящею волной
Окатило:
Эй, вставай-ка
И попрыгай вслед за мной.
Выходи во двор
И по лужам бегай
Хоть до самого утра,
Посмотри, как носится
Смешная и святая детвора.
Капли на лице —
Это просто дождь,
А может плачу это я.
Дождь очистил всё,
И душа, захлюпав вдруг,
Размокла у меня,
Потекла ручьём
Прочь из дома к солнечным
Некошеным лугам,
Превратившись в пар,
С ветром полетела
К неизведанным мирам.
И представил я —
Город наводнился вдруг
Весёлыми людьми,
Вышли все под дождь,
Хором что-то пели
И плясали, чёрт возьми,
Позабыв про стыд
И опасность после
С осложненьем заболеть,
Люди под дождём
Как салют, встречали гром,
Весенний первый гром.
Впервые статья была опубликована её авторами Игорем и Олесей Шамариными 1 сентября 2007 г. в ЖЖ rock-meloman.
19 июня 2009 года, во время презентации книги «Сольник. Альбом стихов» в Московском Доме Книги на Новом Арбате, Юрий Шевчук оставил нам с Олесей автограф на развороте вкладыша компакт-диска «Актриса Весна», тем самым сделав золотой диск бесценным.