актрисы театра современник фото
Две эпохи «Современника» в лицах и спектаклях
15 апреля исполняется 55 лет со дня основания непотопляемого «Современника». История легендарного театра началась в 1956 году с постановки пьесы Виктора Розова «Вечно живые», который вчерашние студенты школы-студии МХАТ играли в ночи на крошечных учебных подмостках.
На фото: сцена из спектакля по пьесе Евгения Шварца «Голый король».
На фото: сцена из спектакля по пьесе Евгения Шварца «Голый король».
На фото: Людмила Крылова и Петр Щербаков в сцене из спектакля «Вечно живые». 1964 год.
На фото: Людмила Крылова и Петр Щербаков в сцене из спектакля «Вечно живые». 1964 год.
На фото: Лилия Толмачева в спектакле «Вечно живые». 1966 год.
На фото: Лилия Толмачева в спектакле «Вечно живые». 1966 год.
На фото (слева направо): Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Тамара Дегтярева, Екатерина Маркова, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Валерий Хлевинский в спектакле «Спешите делать добро». 1981 год.
На фото (слева направо): Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Тамара Дегтярева, Екатерина Маркова, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Валерий Хлевинский в спектакле «Спешите делать добро». 1981 год.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК»
Официальная группа Московского Театра «Современник»
✔ КАССА ТЕАТРА на Чистых прудах работает ежедневно с 12.00 до 19-30 без перерыва на обед.
✔ Билетная касса театра «Современник» в ГУМе:
Билеты на все спектакли театра продаются по себестоимости, без наценок. Касса расположена на 2 линии ГУМа по адресу: Красная площадь, дом 3. Вход с Никольской улицы.
Телефон кассы: (495) 620-32-36
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
32 года назад вышел альбом группы «Кино» под названием «Звезда по имени Солнце». Пятым треком на нём стала прозрачная, полная лёгкой иронии композиция «Место для шага вперёд». Среди поклонников Виктора Цоя бытует мнение, что эту песню музыкант написал под впечатлением от красот Алма-Аты. Также есть версия, что вдохновением для хита стало восхождение Цоя на ледник Туюксу в 1988 году, впрочем, так и оставшееся незавершённым.
Меньше, чем через полчаса, на Основной сцене начнётся спектакль «Живой» — 21 история про Виктора Цоя. «Место для шага вперёд» впервые будет звучать в исполнении актрисы Варвары Феофановой. Скрестили пальцы на удачу, верим, что есть ещё белые, белые дни, белые горы и белый лёд.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Сегодня своё 95-летие празднует легендарный директор «Современника» Леонид Иосифович Эрман.
Человек, приходящий в театр раньше всех и уходящий самым последним, встречающий зрителей перед каждым спектаклем в зале и провожающий их, когда занавес опущен и аплодисменты отзвучали. Человек, чьё сердце всегда полно любви к Театру и веры в его будущее — непременно светлое, свободное и бесстрашное. Сегодня сердца всех современниковцев бьются за Вас, Леонид Иосифович, с гордостью и невыразимой благодарностью. Та уникальная энергия, которую Вы вложили в «Современник» в далёком оттепельном 1956-м, продолжать жить, и мы сделаем всё, чтобы сохранить её.
С днём рождения, дорогой человек, коллега и наставник, самоотверженный строитель театра. Будьте здоровы, бодры духом, и пусть Ваше сердце всегда наполняют свет и любовь.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Не стало народной артистки России Светланы Мизери.
Светлана Николаевна служила в Театре им. Вл. Маяковского, Театре им. А. С. Пушкина и Театре «Сопричастность». Однако первым театром в её актёрской судьбе был «Современник»: в легендарном спектакле «Вечно живые», с которого и начался наш театр, она сыграла роль Вероники.
Вечная память. Искренние соболезнования родным и близким.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Многоликий, самобытный, неисчерпаемый. «Он стал одним из первых и самых сильных моих театральных впечатлений — впечатлений не только от таланта, на редкость самобытного и выразительного, но и от самого уровня умения. Всякая его роль уже тогда [в студенческие годы] была настоящим праздником, и я шел на неё как на праздник», — так о Евгении Евстигнееве писал Олег Табаков.
Сегодня 95 лет исполняется одному из основателей «Современника». Великому русскому актёру Евгению Евстигнееву. Он верил, что актёр должен уметь сыграть всё, и в полной мере воплощал это умение, этот дар в своей сценической судьбе. Универсальный артист, способный создать характер любой сложности и вдохнуть в него жизнь, Евгений Александрович играл интеллигентов и воров, неудачников и безнадёжных мечтателей, людей, преданных идее, и отъявленных негодяев. В каждой его роли скрыто колоссальное человеколюбие — возможно, именно в этом заключается секрет его невероятного обаяния, которое буквально гипнотизировало, завораживало публику.
Вечная любовь. Вечная память.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Встречи – это прекрасно. Они дарят вдохновение. Расставания это хорошо. Они дают надежду. Все вместе есть органичный процесс, который мы принимаем со смирением и благодарностью.
Театр – стремительно изменяющаяся конструкция: бесконечный цикл от первой встречи актёров и художников с текстом до нежного прощания со спектаклем. Так два полюса «встреча—расставание» стали импульсом для создания выставки «Встречи/расставания», которую мы вчера открыли на станции метро Воробьёвы горы.
Показать полностью.
Выставка — попытка осмыслить документальные кадры из спектаклей театра «Современник» средствами цифрового искусства.
Автор экспозиции художник, математик, программист и графический дизайнер Андрей Топунов, работающий в направлении сайнс-арт — искусство на стыке научного и художественного начал. Изображения в новой, смоделированной художником реальности, выходя за границы предложенного пространства, оживают внутри цилиндрических колб.
Выставка объединяет несколько легендарных постановок «Современника»: «Вечно живые», «Никто», «Пять вечеров», «Двое на качелях», «Назначение», «Обыкновенная история», «Вкус черешни», «Чайка», «Валентин и Валентина», «С любимыми не расставайтесь». Разные по своим жанровым и стилистическим особенностям, все они, тем не менее, проникнуты глубоким интересом к человеку, его бесконечно трансформирующейся, чувствующей личности.
Выставочный проект станет одним из завершающих в программе специальных событий, посвящённых 65-летию «Современника» и продлится до 1 ноября.
Фото Даниил Примак
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Он выходит в открытый космос в поисках настоящей любви в «Иллюзиях», борется за своё представление о подлинном искусстве в «Дюма», совершает самоотверженные поступки во имя любви и дружбы в «Трёх товарищах». Сегодня день рождения празднует удивительный артист, мастер многогранных образов и фантастических перевоплощений Александр Хованский.
Пусть профессиональным победам не будет числа, а каждый новый проект, будь то в театре или кино, приносит много радости и возможностей для развития. Желаем, чтобы творческое горение никогда не прекращалось и продолжало вдохновлять окружающих.
Сегодня и завтра будем любоваться на Александра в роли бесстрашного Отто Кестера в легендарных «Трёх товарищах» Галины Волчек. Любовь.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Новый сезон вступил в свои права шесть дней назад. Репетиции идут полным ходом, каждый день играются спектакли, а на Основной сцене готовится к выпуску премьера «203—205» по «Калифорнийской сюите» Нила Саймона с Мариной Неёловой и Леонидом Ярмольником в главных ролях.
«Простой день простого человека» — так звучит тема этого сезона. Если в прошлом году мы обращались к своей истории, то этот сезон будет посвящён исследованию повседневности во всей её многогранности. Подробнее об открытии 66-го сезона и о наших планах читайте на сайте: https://clck.ru/Y39dZ
Предлагаем посмотреть небольшой фотоотчёт Даниила Примака.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
К чёрту подробности жизни. Детали!
Когда выпивали, вы не взлетали?
Над скрупулезьём недели, над бытом,
которым, сознаться, почти что добиты,
в котором тонули, сосредоточась
Показать полностью.
на униженьях и почестях, то есть
на тех же подробностях и деталях.
Когда выпивали, вы не взлетали?
Жизнь не теряла вялость и прелость?
Вам не легчало? Вам не летелось?
И вот уже нет рангов и кланов,
и жизнь обретает другие мерки.
В размытом виде светится главное,
а второстепенное меркнет…
Повторяем про себя «Маленький гимн», сочинённый Александром Володиным, и спешим поздравить с днём рождения человека, который сыграл роль поэта в спектакле «Вечно живые. История в лицах», Кирилла Мажарова. Потрясающего артиста, одинаково тонко и убедительно существующего в комедийных и драматических ролях, доброго друга и коллегу, на которого всегда можно положиться, современниковца, преданного общему делу всем сердцем.
Пусть этот год принесёт много ярких профессиональных побед, а также возможность развиваться и творить, свободно и счастливо. Любовь.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Солнце в городе. А в «Современнике» — первая неделя нового сезона. Рассказываем, что нас ждёт.
Сегодня на Основной сцене «Первый хлеб» Бениамина Коца. Спектакль пройдёт в необычном составе: роль Дани, внука чудаковатой, но при этом неизмеримо мудрой Нурии, сыграет автор пьесы Ринат Ташимов.
Показать полностью.
5 и 6 октября будем коротать осенние вечера в компании Филатовых — одной московской семьи, чья простая, но при этом пронзительная и знакомая многим история разворачивается в спектакле «Собрание сочинений».
Также 6 октября зрители Другой сцены получат шанс перевернуть свой взгляд на мир вместе с героями совсем нетипичного детектива «Загадочное ночное убийство собаки». Приходите разгадывать тайны мира, очаровываться красотой и сложностью простых вещей вместе с Кристофером Буном в исполнении Шамиля Хаматова. На сайте ещё осталась пара билетов.
7 октября отправимся в захватывающее путешествие по закулисью театрального мира в саундраме «Театр». Джулия Ламберт, роль которой играет прекрасная Елена Яковлева, будет вновь примерять тысячи лиц и интонаций, в попытке прикоснуться к своему настоящему «я».
8 и 9 октября проведём в компании «Трёх товарищей». Искренняя любовь и преданность противопоставляются хаосу войны и разобщённости людей. На ближайшие показы билетов нет, оказаться на улицах Германии 20-30-х вместе с Робом Локампом, Готфридом Ленцем и Отто Кестером можно будет уже 4 ноября.
10 октября на Другой сцене присоединимся к героям спектакля «Соловьёв и Ларионов» в попытке взломать матрицу времени, а на Основной сцене будем смеяться до слёз вместе с вечно молодыми сердцами Веллером Миллером (Василий Бочкарёв) и Фонсией Дорси (Лия Ахеджакова) в постановке «Игра в джин».
Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей
19 декабря празднует день рождения Галина Волчек — режиссер, актриса и художественный руководитель театра «Современник». В качестве поздравления mos.ru подготовил большой материал с архивными снимками и историями из жизни «Современника», родившегося из неформальных бесед одного курса Школы-студии МХАТ с молодым преподавателем — Олегом Ефремовым.
Олег Ефремов начал преподавать в Школе-студии МХАТ в 1949 году. Еще не кинозвезда (до первого появления на экране — шесть лет), а вчерашний выпускник школы-студии, не принятый после окончания во МХАТ и служащий в Центральном детском театре (сейчас — РАМТ).
«Буквально после нескольких занятий каждый из нас в отдельности и все вместе пребывали в состоянии полного восторга от общения с ним. Он был человеком нашего поколения. Старше нас, конечно, но не настолько, чтобы эта разница стала чем-то существенным. Один из нас, но авторитетнее, значительнее, опытнее, умнее», — рассказывала Галина Волчек.
К середине 1950-х вокруг Ефремова, исповедовавшего идею борьбы с театральщиной в театре немодного тогда Станиславского, начал формироваться кружок особенно преданных учеников. Среди них были Галина Волчек, ее однокурсники Игорь Кваша, Светлана Мизери, Людмила Иванова, поступивший в школу-студию в 1954 году Евгений Евстигнеев, недавний выпускник Олег Табаков. Они много говорили о театре — и все соглашались с тем, что во МХАТе, задававшем в то время тон театральной жизни столицы, слишком мало внимания уделяется современным драматургам.
«Нас пугало, что свежий ветер современности редко врывается на ту самую сцену, которую Станиславский и Немирович-Данченко всегда стремились сделать вместилищем современных идей и современного человека», — писал в 1961 году Олег Ефремов.
И они начали делать свой театр. Пьесу Виктора Розова «Вечно живые», которая позже ляжет в основу фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», а тогда еще мало кому была известна, предложил Ефремов. Актеров набрал среди своих любимых учеников и недавних выпускников. По ночам они тайно собирались в студии и репетировали до рассвета, а потом расходились по театрам, в которых работали.
«Не было денег на такси, а заканчивали, предположим, в четыре часа ночи и ждали открытия метро. И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда. А когда Ефремов снялся в “Первом эшелоне” и стал самым богатым в нашей нищенской компании, то практически весь свой скромный гонорар он потратил на такси, чтобы мы могли добраться домой», — вспоминала Галина Волчек.
Премьера тоже прошла ночью и тайно. Опасаясь критики, людей театра не пригласили. Зрителями первого спектакля будущего «Современника» стали студенты МГУ и МАИ. Несмотря на позднее начало, набился полный зал. Играть закончили к четырем утра.
«Принимали очень хорошо, что само по себе очень обрадовало. Возбужденные, мы ушли со сцены, и вдруг кто-то ворвался в гримерку: “Срочно все идите в зал! Там люди отказываются расходиться! Они хотят говорить с вами, обсуждать спектакль”. Получилось не обсуждение, а, скорее, стихийный митинг. “Вы не должны расходиться, потерять друг друга! Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало!”», — делился впечатлениями Игорь Кваша.
Так появился «Современник» — тогда еще просто Студия молодых актеров. Своей сцены у него не было. Первые спектакли ставили на сцене школы-студии, позже — на сцене самого МХАТа, отыскав в советском трудовом кодексе лазейку: ведь работают же шабашники в колхозах, почему бы не стать такими шабашниками в театре, создавая по его заказу спектакли. Мхатовские светила молодых актеров не принимали.
«Однажды, представляя молодых актеров, кто-то сказал: “Вот они, наши будущие гробокопатели”. Формулировка мне очень понравилась, потому что она жестко соответствует жизненному содержанию. “Гробокопателей” из Студии молодых актеров не то что не привечали, их глухо и мрачно отторгали. Я даже не могу вспомнить кого-нибудь из мхатовских “первачей”, кто был бы чувственно заинтересован в нашем существовании», — говорил Олег Табаков.
Михаил Кедров, который тогда был художественным руководителем МХАТа, начал приходить на репетиции и вторгаться в режиссуру Ефремова — так вышло, например, в 1959 году со спектаклем «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Молодым актерам, впрочем, удалось выпустить собственный спектакль, даже в двух редакциях — Олега Ефремова и Галины Волчек.
Ефремов поощрял желание актеров ставить спектакли, но его ученица взялась за постановку не из-за режиссерских амбиций, а из желания выручить товарищей. Несколько актеров, в числе которых был Станислав Любшин, оказались на грани исключения из труппы — мало проявляли себя в течение сезона. Было решено сделать свою версию «Пяти вечеров». Репетировать без режиссера сложно, и актеры попросили Волчек посмотреть, что у них получается.
«На сцену она в тот момент выходить не могла — ждала ребенка, а без дела тоже не могла, поэтому приходила в театр почти каждый день. Стороннего наблюдателя из Гали не получилось. Мы начали подробно и скрупулезно анализировать пьесу и взаимоотношения героев. Этот Галин анализ, положенный на нашу психофизику, на ее пристальнейшее внимание к индивидуальности артиста, привел к тому, что мы практически сделали другой спектакль», — отмечал Станислав Любшин.
«Пять вечеров» в редакции Галины Волчек понравились и Олегу Ефремову, и всей студии, и особенно — автору пьесы, только что приехавшему из Ленинграда, где свою версию той же пьесы ему показывал легендарный худрук БДТ Георгий Товстоногов. Актеры остались в труппе, спектакль — в репертуаре, а в театре появился новый режиссер.
В 1958 году Студия молодых актеров получила название «Современник», но так и осталась в статусе студии при МХАТе.
А к 1960-м напряжение между МХАТом и «Современником» достигло апогея — из театра, в недрах которого появилась студия, ее выдавливали. Студийцы выпустили слишком острый спектакль по «Голому королю» Евгения Шварца. Пресса ругала спектакль за безыдейность, а зрители валили на него валом. Прошел слух, что неудобную постановку, а вместе с ней и весь театр собираются закрыть. Тогда было принято отчаянное решение играть «Голого короля» каждый день до конца сезона на разных сценах.
«Сезон мы закончили душным вечером в помещении Театра-студии киноактера. Отыграли “Короля”, с гиком ворвались в грим-уборные, срывали с себя мундиры, шкуры, отлепляли парики и наклейки. Я соскреб с носа гуммоз и залепил его в стенку. За два месяца в жаркой летней Москве 1960 года мы сыграли, пропели, сплясали “Короля” около 50 раз. Но игра стоила свеч», — вспоминал Михаил Козаков.
Что будет дальше, не знал никто. Последней каплей стал прием, устроенный Никитой Хрущевым для работников культуры. Из всех руководителей московских театров не пригласили только Олега Ефремова. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт, которым сопровождался прием. На нее была возложена важная функция: улучить момент, подойти к Хрущеву, объяснить ситуацию и попросить помочь. К первому секретарю ЦК КПСС пробиться не вышло, и расстроенной актрисе посоветовали обратиться к некой даме, стоявшей поодаль с Анастасом Микояном.
«Микоян посмотрел на меня и спросил: “А почему девочка плачет?” Элегантная дама тут же ответила ему: “Я знаю, почему девочка плачет, знаю, почему она ко мне подошла и о чем она меня хочет попросить”. И тут я сквозь слезы выдала какой-то поток слов: “Олега Николаевича не пригласили, театр закрывают из-за “Голого короля”, а там то-то, то-то, то-то…” Она остановила меня на полуслове: “Не волнуйтесь, не плачьте, вам же сегодня работать. И вам надо много работать. Я постараюсь помочь”. Этой дамой оказалась Екатерина Алексеевна Фурцева, которая вскоре стала министром культуры», — рассказывала Нина Дорошина.
15 апреля 1961 года «Современник» принимал первых зрителей на новой сцене — в своем собственном здании. Оно располагалось на площади Маяковского между памятником поэту и входом в ресторан «Пекин», но до наших дней не сохранилось — в 1974 году было снесено.
В 1965 году «Современник» получил статус театра, а не студии. Впервые Ефремов и его актеры вздохнули свободно: они уже были не шабашниками при МХАТе, а городским театром со штатным расписанием и финансированием.
Актеров «Современника» начали приглашать в кино. Чтобы съемки не мешали работе театра, Ефремов предложил эксперимент: сняться всем вместе. Он вывез половину труппы в Саратов и сам снял для «Мосфильма» картину о жизни рабочих, занятых на строительстве моста.
В основу лег документальный очерк Наума Мельникова, съемки проходили на фоне строительства реального моста, но интеллигентным московским актерам в образе представителей рабочего класса не поверили. Не понравились в Госкино и некоторые сцены — например, те, в которых рабочие пили. Фильм «Строится мост» не запретили, но присвоили ему категорию, не предполагающую широкий прокат.
«Чайка» стала последним спектаклем, поставленным Олегом Ефремовым в «Современнике». Вскоре он принял решение оставить пост руководителя. Перед уходом из театра, созданного в противовес засилью классики на сцене МХАТа, Ефремов обратился к классическому чеховскому тексту, одному из самых популярных.
Работа началась с вдумчивого чтения режиссерских тетрадей Станиславского, открывшего Чехова-драматурга, но, по словам Ефремова, не понимавшего его пьес. Как выяснилось, современные актеры тоже не очень хорошо представляют себе, что такое Чехов и как его играть. В 1972 году ефремовскую «Чайку» увидел польский режиссер театра и кино Анджей Вайда, приехавший в «Современник» по приглашению Галины Волчек ставить спектакль.
Лилия Толмачева, игравшая Аркадину, вспоминала, что Вайда был в восторге: «Утром прихожу на репетицию. Вайда берет меня за обе руки: “Лила, то гениально! Поверь мне. То гениально! Олег гений, ты, Лила, гений, спектакль — современный, умный. Так смешно, так смешно! — кричал он в восторге. — Все плачут, никто никого не слышит”. Он повторил дословно то, что говорил на репетициях Ефремов: “Никто никого не слышит! Лила, это главное, почему мы так живем”».
«Чайка» оставалась в репертуаре театра до начала 1990-х. Ее перестали показывать после смерти Евгения Евстигнеева, игравшего Дорна. Вводить в спектакль никого другого на эту роль не хотели.
Уход Ефремова во МХАТ, куда его пригласили на пост главного режиссера, почти вся труппа расценила как предательство. Разочаровавшись в идеалах оттепели, в современной режиссуре, он видел свой дальнейший путь в спасении МХАТа, к тому моменту находившегося в тяжелом положении. Ефремов предполагал, что «Современник» войдет в состав Художественного, но труппа распорядилась иначе.
«У зрителей эти два театра пользовались разным спросом: даже тогда, в период некоторого затишья, люди занимали очередь за билетами в “Современник” с ночи, а во МХАТ билеты продавались свободно, и зрительный зал нередко был, сформулирую осторожно, незаполненным», — отмечал Олег Табаков.
О назначении Олега Ефремова главным режиссером МХАТа и Олега Табакова директором «Современника» газеты написали одновременно. Художественное руководство взяла на себя несколько позже Галина Волчек.
«Я меньше всего на свете мечтала быть главным режиссером. Говорю как на духу. Но выхода тогда не было. Уговаривали меня долго и в результате уговорили. Наверное, сработало то, что Ефремов называл меня “самой партийной из всех”. Я никогда не была в КПСС, и никто и ни за что на свете не заставил бы меня вступить. Под “партийностью” он понимал паталогически развитое во мне чувство долга», — рассказывала Галина Волчек.
В 1970-е «Современник» начал работать с приглашенными режиссерами. Анджей Вайда ставил здесь «Как брат брату» по Дэвиду Рейбу, Питер Джеймс — шекспировскую «Двенадцатую ночь». А в 1973 году в Москву прибыл из Ленинграда прославленный Георгий Товстоногов, чтобы поставить спектакль «Балалайкин и Ко» по мотивам «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина. Написать по роману пьесу попросили еще одного мэтра — Сергея Михалкова. И он неожиданно согласился, сделал первый вариант, потом второй.
Спектакль получился острым, полным социальной сатиры и злободневных аллюзий — даже автор пьесы удивился. В «Современнике» волновались, что постановку не одобрят в управлении культуры.
«Накануне этого обсуждения я Михалкова попросила: “Сережа — я его уже тогда Сережей называла, — только наденьте, пожалуйста, звезду героя. ” Он со свойственной ему интонацией, где неотделимы были серьезность и ирония, ответил: “Да я с ней сплю. ” На обсуждение он опоздал. Вошел, когда ситуация уже начала накаляться, со словами: “Д-давненько с-самодержавие не получало такого с-сокрушительного удара!” А кто посмеет возразить против критики самодержавия?» — объясняла Елизавета Котова, завлит театра.
В 1974 году театр переехал еще раз — в новое здание на Чистопрудном бульваре, большое, просторное. На новой сцене начались новые режиссерские дебюты. В 1976 году актриса Лилия Толмачева поставила «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой.
Одноименный фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым начался, можно сказать, с этого спектакля.
На роль Любови сразу определили Неелову, Фарятьева играл Игорь Кваша, декорации сделал легендарный Давид Боровский, постоянно работавший с Юрием Любимовым в Театре на Таганке, а музыку заказали еще одной легенде — ленинградскому авангардисту Олегу Каравайчуку. Обсуждения шли по междугородней связи: Каравайчук слушал описания сцен, наигрывал что-то на рояле, напевал и выстукивал руками по столу. Получился шедевр.
«Дело шло к выпуску. Звоню: “Олег Николаевич, а когда вы приедете в Москву? Надо же все записать, нужен оркестр”. — “Я вам пришлю музыку, запишу кассету и пришлю”. Вот так мы и работали — только по телефону. Конечно, я волновалась. Но когда получила кассету — ни единого замечания, никаких переделок. Все так и звучало в спектакле», —вспоминала Лилия Толмачева.
В начале 1980-х «Современник» снова обратился к Чехову. Галина Волчек начала репетиции «Трех сестер». И как когда-то ее учитель, осознала, что молодые актеры не понимают, как играть Чехова: произносят монологи с интонациями школьных учителей литературы — «скучно, пафосно, пресно». С этим непониманием она столкнулась на репетициях обеих редакций «Трех сестер» — и в 1982 году, и в 2001-м, выпуская версию с обновленным составом.
«Помню, Чулпан Хаматова спросила меня на репетиции: “Почему три сестры не едут в Москву? Что им мешает? Купили бы билеты и поехали. ” Чулпан не тот человек, который нуждается в объяснениях. Это был поколенческий, возрастной вопрос, возникающий из чувства протеста, из неприятия шаблонов. Нам пришлось пройти тяжелый путь, прежде чем та же Чулпан поняла, что моя Ирина Прозорова, уж конечно, не благообразная миленькая девочка. Она бунтует против жизни вокруг, против себя самой, она готова сестре голову подушкой разбить. », — объясняла Галина Волчек.
«Три сестры» с музыкой Моисея Вайнберга и костюмами Вячеслава Зайцева до сих пор на сцене «Современника».
К концу 1980-х при «Современнике» появилась новая студия молодых актеров — «Современник-2», во главе которой встал Михаил Олегович Ефремов. Второй «Современник» образовался из курса Школы-студии МХАТ, на котором встретились дети основателей первого — Александра Табакова, Мария Евстигнеева, Михаил Ефремов.
В 1986 году они поставили учебный спектакль по «Заговору чувств» Юрия Олеши. Показали в школе-студии, на сцене молодежного объединения «Дебют» при «Ленкоме», в «Современнике». После показа Галина Волчек пригласила весь курс — 15 человек — в театр. «Современник-2» просуществовал всего три года, но за это время успел снискать любовь публики: на спектакль «Подвиг Геракла», как когда-то на «Голого короля», ломились зрители.
«Несмотря на отсутствие пафосного продолжения, считаю, что это было правильно и здорово. За что, безусловно, спасибо Галине Борисовне. Мы хотели, чтобы звучал наш собственный голос — и он звучал. Нравилось это кому-то или нет, неважно. Мы не играли в чужую игру. Были самими собой — со всеми плюсами и минусами. И мне кажется, мы были классными», — говорил Михаил Ефремов.
XX век «Современник» заканчивал спектаклем «Три товарища». Чтобы почувствовать себя людьми потерянного поколения, прошедшими войну, актеры смотрели военную хронику и общались с человеком, спасенным из плена во время чеченской войны. Позже он назовет это общение своим санаторием и лучшей реабилитацией.
Уже шли репетиции, когда выяснилось, что автомобиля «Карл», четвертого товарища героев ремарковского романа, нет. И тогда сотрудники одного из автомобильных заводов вручную изготовили машину специально для любимого театра. Этот автомобиль до сих пор выезжает на сцену в «Трех товарищах». Как говорит Галина Волчек, благодаря этому спектаклю театр узнал, что такое настоящее товарищество.
Чувство сопричастности зрителей, зародившееся на заре его становления, сохраняется и сегодня. К «Современнику» относятся как к доброму другу — тепло, с любовью и уважением.
В материале использованы фотографии из архива «Современника» и цитаты из книги, изданной театром к 50-летию (авторы-составители Евгения Кузнецова, Анна Шалашова и Екатерина Воронова).