аль бухари годы жизни

Имам аль-Бухари

Его отец был очень образованным человеком. Когда Аль-Бухари был ещё ребенком, его отец умер. Аль-Бухари был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Мухаммад был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч хадисов. Когда ему было 16, молодой человек с матерью и братом направился в паломничество в Мекку. Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Аль-Бухари, который оставался в Мекке в течение следующих 4 лет. 16 лет он провeл в Масджид ан-Набави в Медине. Все это время он читал хадисы. Это было собрание и учение хадисов — достоверных передач о поступках и словах пророка Мухаммада и его сподвижников.

аль бухари годы жизни. Bukhori. аль бухари годы жизни фото. аль бухари годы жизни-Bukhori. картинка аль бухари годы жизни. картинка Bukhori.

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является «Аль-джами’ ас-сахих». К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как «Аль-асма’ ва-ль-куна», «Ат-тарих аль-кабир»(Великая история), «Ас-сунан фи-ль-фикх», «Хальк аф’аль аль-‘ибад», «Аль-адаб аль-муфрад» и «Аль-кира’а хальфа-ль-имам». Имам Аль-Бухари посвятил всю свою жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал самые достоверные из них только 7275, включая и повторяющиеся. Они составляли его книгу «Ас — Сахих», которая стала наиболее популярной среди всех других собраний. При собрании хадисов Аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В «достоверные» он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка пророка. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. «Ас-сахих» Аль-Бухари примечателен ещё и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам..

аль бухари годы жизни. al buchari. аль бухари годы жизни фото. аль бухари годы жизни-al buchari. картинка аль бухари годы жизни. картинка al buchari.

В годы советской власти имя великого мыслителя и богослова было подвергнуто забвению.

Кто же не слышал о хазрате, имаме Бухари (р.а.) и его сборнике «Сахих-уль-Бухари»?

И все же, в настоящее время большинство мусульман пользуются данной книгой, чтобы найти обоснование своим действиям и поступкам, даже не зная о биографии ее великого автора.

Сборнику Бухари принадлежит статус самой достоверной книги после Священного Корана. Зададимся вопросом, почему «Сахих-уль-Бухари» занимает столь высокое положение.

Для того чтобы полностью осветить все аспекты жизни имама Бухари (р.а.) и его великих трудов, не хватит и целой книги. Данная статья призвана дать общее представление о жизни великого ученого, а также пролить свет на то, каким образом им был составлен блистательный сборник.

Да благословит Всемогущий Аллах столь великую личность, которая посредством составления великолепного сборника стала путеводной звездой для многих мусульман! И да примет Он и наши скромные старания! Аминь.

Происхождение

Имам Бухари (р.а.) родился в благословенную пятницу, 13 шавваля 194 г. (по хиджре). В раннем детстве он утратил зрение. Однако благодаря искренним и продолжительным мольбам своей матери, его зрение чудесным образом вернулось к нему. О возвращении зрения его мать узнала во сне, в котором к ней пришел хазрат Ибрахим (а.с.) и сказал: «Благодаря твоим обильным и святым мольбам Всевышний Аллах вернул твоему сыну зрение». Утром выяснилось, что сон был вещим.

Для получения новых знаний имам Бухари (р.а.) много путешествовал. Он совершил две поездки в Сирию и Египет и оставался в Аравии на протяжении шести лет. Он четырежды бывал в Куфе, Багдаде и Басре и порой оставался там на протяжении пяти лет. А в период хаджа он имел обыкновение возвращаться в Мекку.

Учителя имама Бухари (р.а.)

Впервые имам Бухари (р.а.) начал слушать и изучать хадисы в 205 году (по хиджре), а с 210 года, получив много знаний от алимов своего города, он начал путешествовать. Учителей, благодаря которым имам Бухари (р.а.) собственно и получил свои блестящие знания, достаточно много. Известно, что сам имам Бухари (р.а.) как-то сказал: «Я записал хадисы от 1080 различных людей, каждый из которых был ученым». Однако наибольшую пользу он получил от Исхака ибн Рахвая и Али ибн Мадини (р.а.). Имам Бухари (р.а.) передавал хадисы от алимов пяти различных категорий. Он также передавал хадисы и от своих учеников, считая, что ни один ученый по хадисам не может называться таковым до тех пор, пока не передаст хадисы от старшего, младшего и своего поколения.

Ученики

У имама Бухари (р.а.) было огромное количество учеников. Передается, что около 9000 людей имели честь посещать его занятия, на которых он преподавал по своей книге «Сахих-уль-Бухари». Среди них были странники со всех уголков мира, приходившие, чтобы принять участие в этих благочестивых занятиях и воспользоваться уникальной возможностью стать свидетелем знаний, которыми обладал имам Бухари (р.а.) и которые не переставали удивлять людей.

Память

Считается, что у имама Бухари (р.а.) была уникальная память: как только заканчивалось чтение того или иного хадиса, имам Бухари (р.а.) воспроизводил его вслух по памяти. Известно, что еще в детстве он запомнил 2000 хадисов.

Однажды, когда имам Бухари (р.а.) временно остановился в Багдаде, с ним произошел один впечатляющий случай. Люди, наслышанные о его многочисленных достижениях и качествах, которые ему приписывали, решили проверить его. Для этого они выбрали сто различных хадисов и, поменяв цепочки передатчиков и сами тексты хадисов, выбрали десять людей, которые и прочитали их таким образом имаму Бухари (р.а.).

Чтобы увидеть результат этого эксперимента, со всего города и из других мест собралось большое количество людей. Когда зачитывались эти хадисы, имам Бухари (р.а.) отвечал всем одинаково: «Насколько мне известно, это неверно». А после того, как были прочитаны все хадисы, имам Бухари (р.а.) повторил каждый измененный хадис и каждую измененную цепочку передатчиков, сопроводив их правильным текстом и верной цепочкой передатчиков. Такова была память имама Бухари (р.а.).

Воздержанность

Воздержанность имама Бухари (р.а.) была бесподобна и непоколебима. Отец оставил ему немалое богатство, однако, ввиду своей щедрости, имам Бухари (р.а.) полностью истратил его на пути Аллаха, и, в конце концов, остался без денег и был вынужден обходиться одним-двумя миндальными орехами в день.

Имам Бухари (р.а.) также никогда не пользовался щедростью правителей, хотя для этого и возникали подходящие случаи. Однажды он заболел, и когда изучили анализы его мочи, обнаружилось, что он не употреблял карри в течение долгого времени. Когда его спросили об этом, он ответил, что не ел карри последние сорок лет.

Особые качества

У имама Бухари (р.а.) было одно совершенно уникальное качество, которое заключалось в том, что он ставил довольство других людей выше своего собственного. Случай, подтверждающий это, произошел, когда его рабыня хотела пройти в комнату, где сидел имам Бухари (р.а.). Подойдя к двери, она споткнулась, заставив имама Бухари (р.а.) предостеречь ее: «Осторожнее, смотри, куда идешь». Рабыня надменно ответила ему: «Как же мне ходить, когда нет места?» Услышав это, имам Бухари (р.а.) вскинул свои руки и воскликнул: «Теперь я дал тебе свободу ходить там, где пожелаешь, ибо отныне ты свободна». Кто-то позже спросил имама Бухари (р.а.), сделал ли он это рассердившись, однако он ответил: «Нет, я просто порадовал себя своим поведением».

Имам Бухари (р.а.) всегда замечал все те мелочи, что могли помочь ему добиться довольства Всевышнего Аллаха. Один из таких случаев произошел в мечети. Один мужчина, находившийся в толпе людей, обнаружил у себя в бороде перышко и выбросил его на пол. Имам Бухари (р.а.) заметил это и, убедившись, что никто не наблюдает за ним, наклонился, чтобы взять это перышко, и положил его к себе в карман. Выйдя из мечети, он выбросил его, осознавая, что только что он помог мечети остаться чистой.

Имам Бухари (р.а.) как-то сказал: «С того момента, как я узнал о запрете злословия, и до сегодняшнего дня, я воздерживался от этого».

Один знаменательный случай произошел в то время, когда имам Бухари (р.а.) совершал зухр-намаз. Завершив его, он исполнил нафль. После этого он повернулся к своим товарищам и, приподняв край своей рубахи, спросил: «Есть ли что-нибудь внутри?» Вдруг оттуда вылетела оса, оставившая на его теле 17 укусов, вокруг которых распухла кожа. Один из присутствовавших спросил, почему он не прекратил свой намаз. Имам Бухари (р.а.) ответил: «Я испытывал определенное удовольствие от намаза, которое я не хотел оставлять».

Непреклонность

Бухарский правитель попросил имама Бухари (р.а.) ежедневно приходить к нему домой, чтобы обучать его детей. Имам Бухари (р.а.) отклонил эту просьбу, заявив: «Больше уважения я проявляю к знаниям, чем к людям, поскольку это люди нуждаются в знаниях, и это люди должны стремиться получить их».

Этот ответ не понравился правителю, и он еще раз попросил имама Бухари (р.а.) организовать отдельные занятия для его детей, на которых никто бы больше не присутствовал. Имам Бухари (р.а.) отклонил и эту просьбу. Вторичный отказ привел правителя в ярость, и он приказал выгнать имама Бухари (р.а.) из Бухары. Жители Самарканда, услышав об этом, быстро выслали имаму Бухари (р.а.) приглашение остановиться в их городе. Однако и среди жителей Самарканда были разногласия, что заставило имама Бухари (р.а.) направиться в Хартанг.

Смерть

Труды имама Бухари (р.а.)
Есть много книг, написанных имамом Бухари (р.а.), но в области изучения хадисов сборник «Сахих-уль-Бухари» пользуются особым уважением и обладает высоким статусом.

Точная дата начала составления блистательного сборника «Сахих-уль-Бухари» неизвестна, однако мы знаем, что по завершении написании этой книги автор представил свой труд на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю (р.а.), умершему в 241 г. (по хиджре), Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г., и наконец Ибн Маину, умершему в 233 г. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и написанию почитаемого сборника Бухари заняла у его благородного автора 16 лет, что указывает на то, что работа по составлению сборника была начата не позже 217 года. В это время имаму Бухари (р.а.) было всего 23 года.

До того, как имам Бухари (р.а.) начал собирать хадисы, уже существовало немалое количество опубликованных сборников хадисов, в которых имам Бухари (р.а.) обнаружил хадисы как со слабыми, так и с сильными цепочками передатчиков хадисов. Это навело его на мысль создания такого сборника, в который бы вошли только хадисы с сильным иснадом. Исхак ибн Рахвай (р.а.) поддержал эту идею, что укрепило решение Имама Бухари (р.а.).

Имам Бухари (р.а.) очень кропотливо записывал хадисы и выбирал только те из них, которые соответствовали стандартам и условиям, установленным им для определения хадисов с сильной цепочкой передатчиков, включающей только надежных и заслуживающих доверия рассказчиков. 16 лет он посвятил написанию своей книги, редактируя ее в общей сложности трижды. По словам алламы Айни (р.а.), ибн Тахир говорил о том, что имам Бухари (р.а.) написал «Сахих-уль-Бухари» в своей родной Бухаре. Однако Ибн Буджайр говорил, что имам Бухари (р.а.) начал составлять свой сборник в Мекке, а некоторые сообщали, что видели его в Басре. Есть и другое упоминание о том, что некоторые видели его за составлением этой книги в Медине. Однако сам имам Бухари (р.а.) говорил, что писал «Сахих-уль-Бухари» в мечети Аль-Харам.

Хафиз Ибн Хаджар (р.а.) рассказывает, что имам Бухари (р.а.) наибольшее значение придавал тому, чтобы записывать хадисы только с сильной цепочкой передатчиков, о чем свидетельствует название сборника. В то же время имам Бухари (р.а.) также старался объяснить все трудные для понимания моменты. Поэтому к предложениям, в которых присутствовало хотя бы одно трудное для понимания слово, он прилагал целую массу значений. В книге имама Бухари (р.а.) прослеживается также его мастерское владение передачей хадисов, которые были собраны в восьми различных главах. Эти главы содержат темы, подразделенные на подзаголовки и известные неординарным способом их формулирования.

Условия

Включение того или иного хадиса в сборник могло произойти только в случае, если рассказчики данного хадиса соответствовали установленным имамом Бухари (р.а.) требованиям. Одним из таких условий является наличие хорошей памяти у каждого из них. В эти требования также входил ряд ограничений:

1. Все мухаддисы, обладающие большими познаниями в области хадисов, должны быть единодушны в том, что рассматриваемый рассказчик хадисов обладает способностью заучивать и запоминать, а также может корректно передавать хадисы.

2. В цепочке рассказчиков не должно быть отсутствующих звеньев передатчиков.

3. Если существуют два различных передатчика хадиса, который дошел до них от одного из сахабов, тогда этому хадису должен быть присвоен высокий ранг. Однако если будет найден только один передатчик, но будет доказано, что свидетельство является сильным, тогда оно должно будет быть принято без всяких сомнений.

Аллама Навави (р.а.) сообщает, что все исламские ученые признали, что «Сахих-уль-Бухари» убедительно завоевал звание самой достоверной книги после Священного Корана.
«Сахих-уль-Бухари» состоит из 7275 хадисов, включая хадисы, которые повторяются. Если же исключить повторяющиеся хадисы, то общее количество хадисов составит 4000.

Особое значение

«Сахих-уль-Бухари» выделяют на фоне других сборников. Выказываемое ему особое уважение объясняется следующими причинами:

1. Если возникала необходимость на некоторое время приостановить написание сборника, имам Бухари (р.а.) продолжал свою работу только после написания «Бисмиллях». Именно поэтому выражение «Бисмиллях» можно найти во многих местах его книги.

2. Каждую главу имам Бухари (р.а.) заканчивал использованием в предложении того или иного слова, заставляющего читателя задуматься, в надежде на, что читатель станет более осознанно подходить к главной цели этой жизни. Например, после первой главы он включил в текст слово, которое заставляет людей задуматься над своей короткой жизнью в этом мире и над своей смертью. Автор хотел, чтобы люди читали книгу, постоянно помня о смерти.

Хазрат, шейх, маулана Мухаммад Закария (р.а.) подытожил вышесказанное следующими словами: «Имам Бухари (р.а.) начал свою книгу хадисом «Иннамаль Амаль. » и закончил ее словами «Калиматан».

Источник

Жизнеописание имама аль-Бухари

(810 – 870/194 − 256 гг.х.)

Рождение и детство

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца Шавваль 194 года хиджры. Он лишился отца и ослеп в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима (мир ему), который сказал ей: «Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».

Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был ещё ребёнком. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: “Как ты начал изучать хадисы?”. Он ответил: “Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и учился то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и братом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания”».

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Ни разу в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали».

Аль-Бухари (да помилует его Аллах Всевышний) отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».

Как-то один правитель, желавший, чтобы Аль-Бухари занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать ему, что ищущие знания должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему.

Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Абу Бакр аль-Багдади передал, что Масих бин Са‘ид сказал: «С наступлением первой ночи священного рамазана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».

Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».

Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.

Удивительная память аль-Бухари

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”. Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, а вокруг него собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он говорил, хотя был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной точной памятью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу один раз, как он наизусть запоминал её содержание, и таких сообщений известно много.

Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари

Имам аль-Бухари передал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, “Сахих”, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.

Отзывы ученых об имаме аль-Бухари.

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из ученых- его современников. Достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище “повелителя правоверных”, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу [2], и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».

Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур‘а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и аль-Бухари из Бухары». Имам Ахмад сказал: «В Хорасане ещё не было подобного ему». ‘Али бин аль-Мадини сказал: «Аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак бин Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена аль-Хасана [3], люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познаниях и его знании фикха». Абу-ль-‘Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».

Важнейшие и наиболее известные труды аль-Бухари

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. Кроме того, к числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди сводов хадисов Пророка (мир ему и благословение).

Что послужило причиной составления этого свода?

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение), с веером в руках и защищающим его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Всё это и побудило его заняться трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу Исламу. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, а созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Об этом труде поэт сказал так:

«Если отнестись к “Сахиху” аль-Бухари по справедливости,

следует переписать его не иначе как золотыми буквами.

Отделяет он правильное руководство от заблуждений

и хранит юношу от погибели,

а его иснады, подобные звёздам небесным,

предшествуют матнам, похожим на кометы.

Благодаря хадисам этой книги были восстановлены весы религии Посланника,

и, сообразуясь с ней, стали судить неарабы после арабов.

Служит она несомненной завесой от огня

и позволяет отличать благоволение от гнева,

является связующим звеном между нами и Пророком (мир ему и благословение)

и служит ясным указанием, позволяющим избавиться от сомнений.

О знающий, относительно высокого места которого

среди алимов нет расхождений!

Собрав эти хадисы, ты опередил других имамов

и, по свидетельству их, добился своей цели.

Ты отверг слабых передатчиков

и тех, кого обвиняли во лжи,

и привёл в изумление всех,

приведя хадисы в порядок и разбив их на главы.

Пусть Покровитель твой дарует тебе то, чего ты желаешь,

и да наделит Он тебя тем, что обещал тебе, щедро!».

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении близких, моля Аллаха забрать из этой жизни, ибо его устрашали смуты, защиты от которых столь часто просил Аллаха Пророк (мир ему и благословение).

Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы (да помилует его Аллах и да будет Он доволен им).

“Сахих” аль-Бухари

Абу ‘Абдуллах аль-Бухари (да помилует его Всевышний и да будет Он доволен им) назвал свою книгу “Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи”. Что касается места этого труда, то ученые говорили, что в книге аль-Бухари впервые были собраны и классифицированы по тематическому признаку исключительно достоверные хадисы.

Кроме того, ученые были единодушны во мнении о том, что из всех сборников, составленных по такому принципу, самые достоверные хадисы включают в себя “Сахихи” аль-Бухари и Муслима.

Достоверность обоих этих книг общепризнанна, а это значит, что применение на практике того, о чём говорится в содержащихся в них хадисах, обязательно.

Сообщается, что аль-Бухари сказал: «В свой “Аль-Джами‘” я включил только достоверные хадисы, но часть их я в него не включил из-за большого объёма книги».

Имам ан-Навави сказал:

− Передают со слов аль-Фирабри, что аль-Бухари (да помилует его Аллах Всевышний) сказал: «Я не включал в свой “Сахих” ни одного хадиса, не совершив перед этим полного омовения и молитвы в два раката».

Передают со слов имама ан-Навави, что ‘Абд аль-Куддус бин Хаммам сказал: «От разных шейхов я слышал, что аль-Бухари составлял пояснения к содержанию глав “Сахиха”, находясь между могилой Пророка (мир ему и благословение) и его минбаром и перед записью каждого пояснения он совершал молитву в два раката».

Имам ан-Навави сказал: «Девяносто тысяч человек слышали “Сахих” из уст аль-Бухари».

Имам ан-Навави сказал:

− Дошло до нас, что праведный имам и факих Абу Зайд Мухаммад бин Ахмад бин ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Марвази (да помилует его Аллах) сказал: «Однажды я увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), и он сказал мне: “Поистине, община моя изучает фикх, но не изучает мою книгу”. Я спросил: “О Посланник Аллаха, а что ты называешь твоей книгой?”, на что он сказал, что его книга это «“Джами‘” Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари».

В книге “Тарих Найсабур” Абу ‘Абдуллах приводит слова Абу ‘Амра Исма‘ила, передававшего, что Абу ‘Абдуллах Мухаммада бин ‘Али сказал:

− Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари сказал: «Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами. Каждый год я совершал хадж, после чего возвращался из Мекки в Басру, и я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословенными для мусульман».

Передают со слов Абу ‘Амра, что Абу ‘Абдуллах сказал: «И Аллах сделал их благословенными».

Имам ан-Навави сказал:

− Нам передали, что Абу-ль-Фадль Мухаммад бин Тахир аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в Бухаре, но говорят также, что это было в Мекке».

Он передал, что ‘Умар бин Мухаммад бин Йахйа сказал:

− Я слышал, как Абу ‘Абдуллах аль-Бухари сказал: «Я работал над составлением “Аль-Джами‘” на территории Запретной мечети и не включил в него ни одного хадиса, не испросив на то благословения Всевышнего, не совершив молитву в два раката и не убедившись в достоверности этого хадиса».

Все эти сообщения не только можно, но и нужно согласовать между собой. Ранее мы уже указывали, что аль-Бухари работал над составлением “Сахиха” в течение шестнадцати лет, часть из которых провёл в Мекке, часть − в Медине, часть − в Басре и часть − в Бухаре, а Аллах знает об этом лучше.

Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал:

− Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исма‘илу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне “Джами‘”, “Tарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мечеть, либо ко мне домой».

В той версии этого сообщения, которая передаётся не через Ибн Мунира, сказано: «И эмир послал за аль-Бухари, желая, чтобы он обучал хадисам только его детей и больше никто на этих встречах не присутствовал, однако аль-Бухари отказался от этого и сказал: “Я не могу избирать для слушания одних и не допускать других”».

Количество хадисов “Сахиха”.

Количество снабжённых иснадами хадисов “Сахиха”, включая и повторяющиеся, составляет семь тысяч двести семьдесят пять, тогда как без учёта повторяющихся их насчитывается около четырёх тысяч.

Причины повторения хадисов.

Знай, что аль-Бухари преследовал достойные цели, стремясь к постижению различных наук и всевозможных тонких аспектов сунны. Едва ли кто-нибудь может сравниться с ним в этом, подтверждением чему могут служить приведенные выше слова выдающихся знатоков хадисов из числа шейхов аль-Бухари и других, и если ты ознакомишься с его книгой, у тебя не останется в этом никаких сомнений. Аль-Бухари видел свою задачу не в том, чтобы ограничиваться одними хадисами и не приводить ничего, кроме матнов, а в том, чтобы делать из хадисов извлечения[4] и использовать их в качестве доводов в главах, посвящённых основам и ответвлениям религии, отречению от мира, благовоспитанности и тому подобным вещам.

Вот почему в отдельных главах “Сахиха” аль-Бухари не приводит иснады хадисов, ограничиваясь такими фразами как “со слов такого-то сподвижника, передавшего, что Пророк (мир ему и благословение) сказал” или “об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов такого-то”.

Кроме того, в начале иснадов хадисов одно или несколько имён передатчиков нередко опускаются. Передача хадисов подобным образом именуется “та‘лик”[5]. Аль-Бухари прибегает к этому способу, когда хочет использовать тот или иной предмет в качестве аргумента, не нуждаясь в том, чтобы приводить либо хадис полностью, либо только его иснад или матн. В подобных случаях он только указывает на соответствующий хорошо известный хадис, который может относиться к числу приводимых им намного раньше или незадолго до этого. Давая свои пояснения к содержанию глав “Сахиха”, аль-Бухари приводит много аятов Священного Корана, а в некоторых случаях ограничивается только аятами, ничего к ним не добавляя. В пояснениях к главам аль-Бухари приводит также очень много других вещей наподобие фетв[6] сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену. Всё вышеупомянутое должно послужить для тебя подтверждением правильности сказанного нами, и если тебе будет известно, что цель аль-Бухари состояла в том, о чём мы упоминали, ты поймёшь, что ничего дурного в повторении хадисов в соответствующих случаях нет. Ученые из числа факихов[7] и других знатоков религии также придерживались этого и использовали в качестве аргументов хадисы, приводимые во многих разных главах.

Имам ан-Навави передал, что Абу-ль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари (да помилует его Аллах) часто приводит один и тот же хадис в разных местах, после чего благодаря своей способности к извлечению и глубине понимания извлекает из него то, что сообразуется с содержанием соответствующей главы. Вместе с тем он редко приводит одну и ту же версию хадиса в двух местах с одним и тем же иснадом. Такой хадис передаётся им через другого сподвижника, последователя или ещё какого-нибудь передатчика, чтобы усилить его посредством множества путей передачи, или использования иной его версии, или изменения количества его передатчиков, или каким-нибудь иным способом, о чём лучше известно Аллаху».

Да помилует Аллах имама аль-Бухари и да воздаст Он ему благом за все его труды! Амин.

[1] Кунья − имя по отцу или по сыну, например Абу ‘Абдуллах (отец ‘Абдуллаха) или Ибн Мухаммад (сын Мухаммада).

[3] Имеется в виду один из известнейших последователей* аль-Хасан аль-Басри (842 − 728), который пользовался огромным авторитетом среди своих современников.

[4] Речь идёт об извлечении /истинбат/ правовых решений из основополагающих источников шариата по непредусмотренным этими источниками прямо случаям.

[5] Слово “та‘лик” (подвешивание) образовано от глагола “‘алляка” − подвешивать что-то к чему-либо. Иснады такого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, и это делает их похожими на то, что подвешивается к потолку или к чему-нибудь ещё.

[6] Фетва − решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.

[7] Факих − законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *