александров сырки основатель биография
«Я трижды должен был погибнуть». Самые яркие эпизоды биографии «короля сырков» Бориса Александрова
Как Александров стал «сокамерником» Дзержинского
Борис Александров — выпускник Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. В начале карьеры он около 20 лет работал врачом-терапевтом, до того как в 1983 году попал в тюрьму за то, что организовал подпольное производство водки. В день ему удавалось продавать по два ящика. Однажды он похвастался своими заработками товарищу, а тот сдал Александрова милиции.
Александрова осудили на пять лет, отсидел он три, в том числе в знаменитой Бутырской тюрьме — в камере, где до революции сидел Феликс Дзержинский. Как вспоминал Борис в своей автобиографической книге «Сырок», за решёткой он испытал «какую-то эйфорию».
«В тюрьме я приобрёл бесценный опыт, которым хочу поделиться в том числе с начинающими бизнесменами. Почему молодые ребята идут в чиновники, милицию? Понятно почему — хотят денег. И с кого они хотят? С вас, молодых предпринимателей. Поэтому между вами и властными структурами всегда будет борьба. И вы к ней должны быть готовы», — писал предприниматель.
По его словам, он ни разу не пожалел, что занялся бизнесом и попал в тюрьму. «Просто по-другому не умею, — объяснял Александров. — Я не могу смириться с нищетой, не могу смириться с тем, что дома нечего жрать».
Как Александров построил бизнес
В самом начале 1990-х Борис Александров случайно оказался рядом с фирменным магазином Тульского молочного комбината. У дверей стояла очередь. Тогда он решил, что будет заниматься молочкой. Сначала его компания «Ростагроэкспорт» выступала как перекупщик, а в 1995-м открыла своё производство в Москве. Выпускать стали сырки и сырковую массу — в то время они пользовались наибольшим спросом.
В 1998 году «Ростагроэкспорт» построил свой молокозавод в Пушкине, на месте заброшенного детского лагеря, а в 2003-м — предприятие по производству глазури в Калининграде. «Ростагроэкспорту» принадлежало тогда 50% стабильно растущего рынка сырков. Однако в середине нулевых «Вимм-Билль-Данн» с брендами «Рыжий Ап» и «33 коровы» потеснил компанию Александрова: к концу 2006 года «Ростагроэкспорт» контролировал только 13,1% российского рынка глазированных сырков.
Сам Александров называл ещё одну причину неудачи: «Ростагроэкспорт» допустил «громадную ошибку», выпуская сырки разного типа и качества под одной маркой. Бренд размылся, продажи стали стремительно падать. Борис пытался нанять маркетологов, чтобы выбраться из кризиса, но ни один не смог гарантировать ему результат. Тогда он сам придумал бренд имени себя «Б. Ю. Александров» и под ним стал выпускать сырки премиального качества. У этой идеи было множество скептиков — считалось, что за повседневный перекус россияне не готовы платить в два-три раза дороже.
«Магазины не хотели брать плохо продаваемые сырки, люди не знали продукт и не понимали, зачем им переплачивать, — вспоминал основатель бренда в своей автобиографии. — Внутри компании даже стали воспринимать марку как некую блажь основателя».
Тем не менее идея Бориса выстрелила и принесла ему славу «короля глазированных сырков». В начале 2020 года оборот компании «Б. Ю. Александров» составлял от 8–10 млрд рублей в год, а доля на рынке сырков доходила до 40%. РБК оценил заработок бизнесмена за 20 лет в 140 млрд рублей, однако Александров этого не подтвердил. Но и не опроверг.
Какие перипетии судьбы пережил Александров
Борис пять раз был женат, причём на двух женщинах по два раза. У него осталось трое детей от трёх разных жён.
По словам Александрова, в последние годы он трижды «должен был погибнуть, но Господь миловал». У него воспалилась вена на ноге, образовался тромб. Однажды в самолёте тромб оторвался, дошёл до лёгочной артерии и застрял на бифуркации (раздвоение в трахеях). Предпринимателя тут же отправили в Мюнхен, тромб растворили. «Мой друг, профессор Юрий Александрович Изачик, за всю свою почти 50-летнюю практику видел подобные случаи только четыре раза», — писал Александров.
Второй случай произошёл на Корсике. Александров поехал туда худеть: много ходил по острову, тягал камни, ночевал в разных гостиницах, а иногда и под открытым небом. Вдруг почувствовал слабость, как будто простудился. Стал замерзать. Решил погреться в ванне в гостинице и там «потерял силы выбраться из неё». Спустил воду, перевалился через край, упал на пол, дополз до телефона и позвонил Изачику в Америку. Тот тут же прилетел. Оказалось, что перестал правильно работать синусовый узел сердца: пульс упал до 29 ударов в минуту. Врач позвонил в клинику Баварского медицинского института, там Александрову поставили пейсмейкер (прибор для регуляции ритма работы сердца), три стента в артериях сердца и один стент в эпигастральной артерии.
В 2014 году у Александрова обнаружили рак лимфатических узлов четвёртой стадии. Но к тому моменту врачи уже научились приостанавливать такую форму заболевания и добиваться стойкой ремиссии. В начале 2020 года в интервью Forbes он говорил, что «перенёс рак».
Умер Борис Александров. Что известно о бизнесе «короля сырков»
В понедельник, 30 ноября, стало известно о смерти президента одного из крупнейших российских молочных производств — «Ростагроэкспорта» — и основателя бренда «Б.Ю. Александров» Бориса Александрова. 73-летний бизнесмен умер после заражения коронавирусом. РБК вспоминает о том, как Александров строил свой бизнес.
Как появился «Ростагроэкспорт»
«Лучше времени, чем сейчас, для развития бизнеса в России нет», — говорил Александров на презентации собственной книги «Сырок. История моей жизни и бизнеса» в 2019 году. О переменчивости климата для предпринимательства в стране бизнесмен знал не понаслышке. Выпускник Первого Московского медицинского института имени Сеченова впервые занялся бизнесом в начале 1980-х годов, уйдя из медицины и оставив торговый флот, где десять лет работал врачом на судах Сахалинского морского пароходства.
Начать Александров решил с одного из самых рентабельных производств во все времена — водочного. «Технология была ясна, все остальные вещи [продвижение и продажи] я додумал», — вспоминал он в передаче телеканала НТВ.
«Сделал маленькое производство водки. И продавал в день примерно два ящика. Считайте, с каждой бутылки по рублю. Два ящика — 40 бутылок — 40 руб. в день — 1200 руб. в месяц», — рассказывал Александров РБК о прибыльности этого бизнеса.
Водочное производство обернулось для предпринимателя тюремным сроком. В Советском Союзе заниматься бизнесом было делом незаконным, и Александрова обвинили по статье «Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество». После двух лет под следствием и года в тюрьме он был оправдан в 1986 году. Как Александров рассказывал позднее, советской милиции его сдал близкий товарищ.
Перед тем как Александров нашел свое большое дело, он перебрал несколько потребительских ниш — это были продажи книг, изделий из мохера, китайских ковров и конфет. К идее производства молочной продукции его привел случай. Обратив внимание на очередь, уже не свойственную для середины 1990-х, возле магазинчика с молочной продукцией Таганского мясного комбината, Александров вместе с партнерами Юрием Изачиком и Леонидом Микиртумовым решил начать торговлю молоком, закупая его напрямую у производителя. 1995 год стал годом основания «Ростагроэкспорта».
Ровно через год вся продукция Тульского молочного комбината шла через его торговые точки, рассказывал Александров. Позднее компания открыла свой первый цех, где стала производить творожную массу с изюмом, которая пользовалась большой популярностью. Там же началось и производство глазированных творожных сырков. Первые большие средства на раскрутку бизнеса — миллион рублей — Александрову одолжила мать, которую он уговорил заложить квартиру.
Ситуация для производства глазированных сырков в середине 1990-х — начале 2000-х была благоприятной: рынок стабильно рос на 5–8% в год. В 1998 году «Ростагроэкспорт» построил молокозавод в Пушкино, выкупив там заброшенный детский лагерь, а к 2003-му — предприятие по производству глазури в Калининграде. Всего за несколько лет компании Александрова удалось занять 50% российского рынка сырков.
В начале 2000-х на рынок пришли гиганты — «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн» — и компания была вынуждена искать новый подход к потребителю. Александров решил выпускать премиальные сырки в шоколадной глазури, которые были в три раза дороже обычных. Компания провела специальное маркетинговое исследование и выяснила, что разница в 10–15 руб. для российских семей посильна. Бренд продукта появился в 2006 году — им стало собственное имя предпринимателя. Впоследствии под маркой «Б.Ю. Александров» также был налажен выпуск молока, творога, ряженки и кефира в премиальной ценовой категории.
Что сегодня известно о «Ростагроэкспорте»
По данным GFK, глазированные сырки «Б.Ю. Александров» входят в топ-5 по популярности в своей категории. В 2020 году каждая десятая российская семья покупала сырки под этим брендом. Согласно исследованию Ipsos, 6,2% потребителей творожной массы выбирают продукты «Ростагроэкспорта». В сегменте сладких плавленых сыров 19,1% потребителей покупали этот продукт под маркой «Б.Ю. Александров», а еще 14,2% — «Ростагроэкспорт».
Ежедневно, по собственным данным «Ростагроэкспорта», его предприятия перерабатывают более 800 т молока, 150 т творога и выпускают более 150 т разнообразной продукции. Текущий ассортимент включает более 250 наименований продукции под разными марками.
На сентябрь 2020 года «Ростагроэкспорт» занимал 17-е место среди молокоперерабатывающих компаний России, свидетельствует рейтинг Milknews и Национального союза производителей молока. Бренд сырков «Б.Ю. Александров» лидировал в своем сегменте, имея долю 20,8% в денежном выражении. В 2019 году выручка АО «Ростагроэкспорт» от продаж молочной продукции составила 9,4 млрд руб.
Возвращение к медицине
Бизнесмен всегда был активно вовлечен в оперативное управление компанией, говорит гендиректор Национального союза производителей молока Артем Белов. Это подтверждает и дочь Бориса Александрова Екатерина, по словам которой все проекты строились под внимательным контролем ее отца.
«Все говорят: «Удача, удача. » А я заметил, что, когда я что-то начинаю делать, ко мне и приходит удача. Надо вкалывать», — делился своим видением Александров в фильме из цикла «Герои РБК».
«Империей сырков» бизнес Александрова не ограничивался. В 2001-м он открыл медицинскую клинику широкого профиля в Москве, а в 2013-м — центр похудения в Латвии, где жил в последние годы. Несколько лет назад во время лечения от рака лимфатических узлов в Германии бизнесмен был вынужден приобрести европейское жилье, чтобы иметь возможность находиться там столько, сколько потребует лечение.
Центр коррекции веса Academy Vitality находится на западе Латвии, в Курземе — 180 км от Риги. Для клиники предприниматель купил около 200 га земли, всего планировал обустроить 13 участков общей площадью 450 га, на которых можно одновременно принимать до 150 посетителей. Один из главных принципов работы клиники — изоляция клиентов. «Нужно оградить человека от соблазнов», — говорил Александров. Бизнесмен никогда не раскрывал инвестиции в данный проект, но признавал, что в сравнении с сырками это очень небольшой, хотя и перспективный бизнес. «Это хобби, которое должно приносить деньги. Меня раздражают вообще эти разговоры предпринимателей: хочу принести благо обществу, социальный фактор. Эти люди просто врут. Бизнес должен приносить прибыль. Если он не приносит прибыль, то вы хреновый предприниматель», — описывал свой подход Александров.
Несмотря на практичность в вопросах бизнеса, Александров был меценатом — в частности, помогал восстанавливать храм иконы Божией Матери «Знамение» в Филях, рассказывал настоятель храма газете «Коммерсантъ». Александров получил два церковных ордена — преподобного Сергия Радонежского (второй степени) и Даниила Московского (второй степени).
Александров так отвечал на вопрос о наследовании (у бизнесмена две дочери и сын) и существовании бизнеса как памяти после смерти: «Да на хрен он мне сдался на том свете? Там мне уже будет все равно. У меня приятель был, очень ловкий, изворотливый малый. Когда он помирал, то сказал жене: если там что-то есть, то я точно дам тебе знать с того света. Пока никаких известий от него не поступало. А вообще, умирать надо на работе, на бабе или на футболе».
Основным операционным юридическим лицом «Ростагроэкспорта» — ООО «Ростагрокомплекс», — по данным системы СПАРК, на 100% владеет партнер Александрова — Юрий Изачик. Изачик также имеет миноритарные доли в других производственных компаниях, связанных с «Ростагроэкспортом». В числе их совладельцев есть и сотрудники, работающие в компании почти с ее основания. Владельцем медицинского центра «Клиника доктора Александрова» (им управляет АО «Ростагроэкспорт») по состоянию на 2011 год был Константин Борисович Александров, следует из базы СПАРК. Латвийский медицинский центр, как ранее рассказывал РБК сам бизнесмен, оформлен на супруга одной из дочерей.
Лично Борис Александров до последнего времени владел 40% ООО «Мужская мечта», ее основной вид деятельности — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Еще 60% у «Ростагрокомплекса». Также ему принадлежало несколько товарных знаков, связанных с продукцией «Б.Ю. Александров».
Человек-бренд
Б.Ю. Александров
Человек, чье имя вы видите на упаковке продуктов «Б.Ю.Александров», — президент группы компаний, выпускающих продукцию под брендом «Ростагроэкспорт», Борис Юрьевич Александров.
Родился в 1947 году. Единственный в России трижды Лауреат премии «Предприниматель года» — за 2004, 2006, 2007 годы. Член Академии проблем качества РФ и Российской академии бизнеса и предпринимательства, кавалер ордена «Знак качества»
Награжден церковными орденами — Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени и Святого благоверного князя Даниила Московского III степени — за участие компании «Ростагроэкспорт» в восстановлении церкви Покрова Божьей матери в Филях и крестильного храма при ней.
Выпускник Первого Московского мединститута, двадцать лет проработавший врачом-терапевтом. Занявшись производством молочных продуктов, Александров за полтора десятилетия сделал «Ростагроэкспорт» лидером российского рынка глазированных сырков.
О бренде
– Известно, что выпуск на рынок такого элитного продукта, как глазированный сырок «Б.Ю. Александров», был связан с определенными трудностями, в частности, с критикой в адрес цены сырка. Почему, на Ваш взгляд, он не только удержался на рынке, но и превзошел своих конкурентов?
Б.Ю.: Скажите, Вы можете потратить на буханку хлеба, скажем, 80 рублей?
– Думаю, да, лишь бы он был свежий и хрустящий.
Б.Ю.: То есть получается, что Вы с вашим доходом можете и хотите себе позволить приобретать хороший товар, и при этом ориентируетесь на свежесть и любите хрустящую корочку, да? Так значит, что получается: человек со средним доходом может себе позволить купить обычный повседневный продукт по цене, в несколько раз превышающей его среднюю стоимость. Это доказывает мысль о том, что понятие «дорогой» здесь очень и очень относительно, у каждого свои приоритеты.
Почему такой сырок превзошел своих конкурентов? Здесь дело вот в чем. Еда – это одно из основных удовольствий в жизни. Особенно с возрастом. Если в молодости превалируют другие удовольствия, то иногда постепенно еда переходит на одно из основных мест. Еда – удовольствие, а человек, конечно, хочет жить с удовольствием. А для того, чтобы получить от еды удовольствие, еда должна быть качественная – из хорошего молока, из натурального творога, не с глазурью, а с настоящим шоколадом. Ведь как делается глазурь? Возьмем какао-бобы. Они давятся, и получается какао-масло. Из него и делают шоколад. Остается жмых, в котором еще около 12% масла. Это масло можно удалить, добавив в жмых бензин, так как бензин является растворителем жирных кислот. Бензин растворяет оставшиеся 12% масла, его вымывают и очищают от бензина. По крайней мере, эта технология применяется в получении подсолнечного масла. Но вернемся к какао-бобам. Как я уже сказал, из них сначала получают масло, а потом берут оставшийся жмых, подсушивают его и растирают в порошок. Получается какао-порошок, в который добавляют растительные жиры и делают глазурь. Какао – это натуральное вещество без добавок, а глазурь – это вещество, полученное с добавлением других растительных жиров и часто – искусственных добавок. Значит, выходит своего рода подмена. А так как мы используем натуральное молоко, только натуральный шоколад, из хорошего сырья получается хороший продукт. Из заменителя же можно получить только заменитель.
А почему удержался на рынке? Потому что многие люди разбираются в качестве. На самом деле, исследования показывают, что примерно 50% следят за тем, насколько качественные продукты они покупают. И я очень рад, что постепенно процент разбирающихся растет: люди постепенно привыкают быть разборчивыми по отношению к тому, что они едят.
– Какова линия дальнейшего развития?
Б.Ю.: Чтобы получить качественный продукт, нам, в первую очередь, нужно позаботиться о сырье. В нашем случае это, естественно, отборное молоко. А чтобы получить хорошее молоко, нужно позаботиться о том, чтобы у коров было хорошее содержание, заготавливать качественные корма, а это целая наука. Нужно учесть огромное количество факторов, влияющих на качество молока: это и вид корма, и его обработка при заготовке, и сочетание различных кормов при кормлении, и условия содержания животных. Все это необходимо для того, чтобы получить только созревшее, отборное свежее молоко. И чтобы держать ситуацию под контролем, мы приобрели собственную ферму и теперь сами будем производить молоко.
Хочу отметить еще вот какую важную вещь: после дойки молоко не сразу идет на производство, а поступает в так называемый танк-накопитель, где охлаждается до температуры +2-4 градуса. Оно сутки стерильно, и в нем сохраняются все полезные свойства, питательные вещества и витамины. К сожалению, зачастую молоко попадает на производство, где проводят первичную обработку, только через 24 часа, потому что транспортировка занимает достаточно длительное время. Ведь нужно собрать достаточное количество молока, а уже потом перевозить его на завод. Приобретя собственную ферму в том же районе, что и производство, мы минимально сокращаем время транспортировки молока, оно практически сразу попадает на переработку, и поэтому оно всегда свежее. А приобретение фермы – это шаг на пути к созданию производства полного цикла со своим сырьем, своим производством и своими каналами сбыта.
– Почему именно молоко? Это направление было выбрано намеренно или так сложились обстоятельства?
Б.Ю.: Ну, я же одно время работал врачом-терапевтом. Когда началась Перестройка, мы с моим коллегой Юрием Изачиком создали медицинский кооператив «Надежда». Ближе к 1990-м годам спрос на услуги платных врачей упал, и мы тогда начали выпускать книги Агаты Кристи. Поначалу за нашими книгами выстраивались длинные очереди. Но очень скоро в стране появилось много других издателей. Книжный рынок насыщался, и мы стали искать другие занятия.
Затем мы закупали по бартеру в Китае ковры ручной работы. Но оказалось, что в теплое время года ковры в России не покупают, и летом, чтобы заработать, мы решили торговать конфетами и кукурузными палочками. Конфеты тоже оказались сезонным товаром. Зато палочки продавались хорошо в любое время года. Однажды поставщик заболел, и нам пришлось самим ехать на склад, находившийся на территории Микояновского мясокомбината. Там мы заметили огромную очередь у дверей маленького заводского магазинчика, в котором продавали молочные продукты примерно на рубль дешевле, чем в городе. Молоко, сметану и творог в местный магазин сдавали деревенские жители, у которых комбинат закупал сырье.
Мы поехали на Тульский молочный комбинат за товаром и простояли там в очереди восемь часов, до конца рабочего дня. Нам досталось только по фляге творога и сметаны. Через год уже вся продукция Тульского молочного комбината реализовывалась через нас. А потом уже мы решили не продавать, а производить, чтобы иметь возможность развиваться и совершенствоваться в выбранном направлении.
— Так спонтанно все получилось?
Б.Ю. В бизнесе почти все происходит спонтанно: ты что-то замечаешь, случайно натыкаешься на какую-то идею, которая может принести деньги, и ты либо ее воплощаешь, либо не воплощаешь.
– То есть плана заниматься молочной продукцией не было?
Б.Ю.: Нет, это все случайно вышло.
О превратностях бизнеса
– Многие говорят, что бизнес в России сегодня похож на школу выживания. Вы согласились бы с таким заявлением?
Б.Ю.: Бизнес – школа выживания везде. Теперь вот какая вещь: где сложнее делать бизнес, в России или, допустим, в Америке? Опять же, есть разные стороны. Если судить по России, то во многих странах ушли далеко вперед, надо просто посмотреть, что люди сделали, и в России это применить. С этой стороны в России делать бизнес легче, и этому есть примеры, например, такие, как «Тинькофф». У нас никогда не продавалось живое пиво, то есть, пиво которое сделали и сразу разлили. На самом деле, очень сложно угадать, подойдет это под российский менталитет или нет. Вот сейчас мы во Францию ездили, смотрели, как там делают сметану и творог. У нас таких технологий нет. Но другой вопрос, подойдет ли это под наши условия, приживется ли.
Мне на день рождения подарили серию книг «Великие русские предприниматели». Знаете, что Нобели начинали свое дело в России? Нобель-отец был архитектором в Швеции, взял ссуду под строительство, но баржи с его грузом затонули, и он попал в долговой круг. По решению суда он избежал тюрьмы, но был обязан вернуть деньги. А он был изобретатель и изобрел морские мины, внедрив их в России. Так он стал предпринимателем. Его сын, отучившись во Франции, приехал в Россию и изобрел динамит. Но в России запатентовать его не смог, потому что это совпало по времени с покушением на Александра II, после чего динамит был запрещен. И Нобель-младший вернулся обратно в Швецию и запатентовал его там. Братья Елисеевы, Абрикосовы – все они, добившись в предпринимательстве немалых высот, не смогли повторить за границей свой успех. Это ярко демонстрирует, что у нас свой менталитет, у них – свой, и это обязательно надо учитывать.
А вообще, я считаю, что основное качество, которое мешает бизнесу в России, – это лень! Все остальное – решаемые проблемы. И если у тебя хватает сил биться для решения поставленной задачи, значит, ты ее достигнешь в конечном итоге. Если не хватает, ты начинаешь себя оправдывать.
– От каких внешних факторов зависит Ваш бизнес?
Б.Ю.: Ну, первый, самый главный фактор – это, конечно, Господь Бог. Это только от него зависит… На эту тему даже зачитаю вам одну цитату из жития отцов-пустынников. «Один старец спросил Бога: «Господи, почему одни люди умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедные, а другие богатые? Почему нечестивые богатые, а благочестивые – бедные?» и услышал голос с неба: «Себе внимай, а это суды Божьи, и тебе от них никакой пользы нет». То есть, ты решай свои задачи, будь человеком, занимайся своим делом, делай его так, как считаешь нужным, не обращай ни на кого внимания.
– Каким образом Вы добиваетесь доверия со стороны Вашего потребителя?
Б.Ю.: Пришло понимание, что один не может создать предприятие. Это первое. Обязательно нужна команда. Второе: деньги – страшная вещь. Очень многие люди, как только дело касается денег, начинают ломаться. Именно, вот есть такая поговорка, «прошел огонь, воду и медные трубы». Огонь и вода – это еще ничего, но потом начинаются медные трубы, то есть, деньги, и это самое сложное испытание, потому что, когда ты идешь и вместе отбиваешься от внешних факторов, ты забываешь о многих вещах, а когда начинают петь фанфары, появляется гордыня. Я вот специально прочитал пару примеров, скажем, о том же Стиве Джобсе и Стиве Возняке, как они чуть не рухнули из-за того, что начался дележ денег. Человек, к сожалению, не меняется. Как только появляются большие деньги, люди на первое место зачастую ставят не дело, в результате которого они так многого достигли, а на первое место начинают ставить свое «я». И вот это чаще всего, если у людей не хватает мозгов. Хотя есть и обратные примеры.
– Вы инвестируете в своих сотрудников, повышаете их профессиональный уровень, или Вам ближе привлечение профессионалов со стороны?
Б.Ю.: Я всегда стараюсь предоставить все возможности для этого. Но, к сожалению, большинству наших сотрудников очень трудно совмещать это отслеживание рынка и текучку, которую нужно вести каждый день за качество, за развитие, за все. Вынуть каждого где-то на неделю из процесса – это тяжело. Но, знаете, как говорят: тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади. Поэтому выбора нет. Либо мы будем идти вперед мы, либо другие.
– Говорят, что по-настоящему успешным может быть только тот предприниматель, который создает ценность для других. Какую ценность создаете Вы?
Б.Ю.: Первое, что мы создаем, – это здоровье для людей, потому что люди, которые едят натуральные продукты, создают свой базис – здоровье. Здоровый человек может мечтать о чем угодно. А больной мечтает только об одном – о здоровье. На самом деле, есть потрясающие данные: 97% призывников наших – больны. Это и аллергия, и астения, и проблемы с горлом, а почему это? Это, в том числе, изменение тех качественных характеристик продуктов, которые есть, и самой философии питания. Мы хотим, чтобы люди вновь смогли быть уверенными в том, что употребляют в пищу качественные и натуральные продукты, а не заменители.
О личном
– Бизнес отнимает много времени. Остается время на себя? Чем занимаетесь в свободное время?
Б.Ю.: Играю в мини-футбол. Здесь, мне кажется, интересно отметить, что мы являемся дважды чемпионами Москвы. Причем наш средний возраст – больше 60 лет. Одному игроку 68 лет, мне 64, двоим по 63 и одному 60. Таких команд больше нет. Мы не можем сейчас набрать команду, потому что больше никто не играет. Вот, к примеру, играли мы с парнями по 25, по 40 лет, получилось в итоге, что нам всем вместе 316 лет, а им на четверых – 160 лет. И мы у них выиграли. Ну, во-первых, это приятно, потому что ты знаешь, что ты им в прадедушки годишься, а мы их все время обыгрываем. Это и поддерживает в форме, так сказать, что ты вроде как не только головой соображаешь. Ну, конечно, мы не бегаем, мы выигрываем за счет мастерства, но все равно ведь это как-никак футбол. И, кстати, мы еще ездим по разным странам и играем с разными командами ветеранов. Вот мы недавно ездили в Норвегию, играли с командой, которая выступает на первенстве Норвегии. Но у них поле немного побольше и они играют большим мячом. И вот первый тайм мы начали, и они нас раз – и сразу 4:3. Выходим на второй тайм, и мы им говорим, давайте мячом меняться, они сначала не хотели, но потом согласились, что это все-таки будет честно. И мы в итоге у них выиграли со счетом 10:5. И вот мы разорвали норвежцев, а они нас моложе каждого лет на 10. Ну, то есть, приятно.
– В одном из интервью Вы упоминали, что читаете большое количество книг по маркетингу. А какие другие книги Вам интересны?
Б.Ю.: Ну, во-первых, я люблю очень читать жизнеописания великих людей, в основном, конечно, предпринимателей, и чтобы повествование велось от первого лица. Я не люблю, когда какой-то журналист пишет о другом человеке. Такая книга редко бывает хорошей. Надо стараться искать книги от первого лица, они правдивее. И конечно, от них многому учишься.
– А сами не хотите выпустить книгу?
Б.Ю.: Мне как-то предлагали, я даже начал готовиться, но потом это как-то все сошло на нет, а на нет, как говорится, и суда нет. Так что пока оставим это дело.
P.S. В 2016 году свет увидела книга Б.Ю. Александрова «Сырок. История моей жизни и бизнеса». Оригинал можно приобрести у издательства на этой странице.
© Б.Ю. Александров
Наш адрес: 141255, Россия, Московская область, Пушкинский район, шоссе Братовщина-Ельдигино, 6 км
Телефоны: 8 (499) 340-94-82, 8 (499) 340-94-83