алишер навои биография узбекча
Алишер Навои
Биография
Алишер Навои – великий тюркский поэт, мыслитель, общественный и государственный деятель XVI века. Оставил в истории след как выдающийся литератор, писавший на персидском (фарси) и тюркском языках. Благодаря тюркоязычному творчеству Навои считают родоначальником литературы многих центральноазиатских народов. К примеру, в Узбекистане Навои является основоположником национального литературного языка.
Детство и юность
Низомиддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 года в Герате. В те времена Герат являлся столицей Хорасана (ныне территория современных Узбекистана и Ирана) – провинции в составе Мавераннахра, государства, созданного Амиром Тимуром.
Портрет Алишера Навои
Алишер Навои
Источники пишут, что уже в 15 лет Алишер писал великолепные стихи. Одним из учителей Навои стал прославленный персидский поэт-мистик, суфий Джами. В 1466-1469 годах талантливый юноша учился в медресе Мешхеда и Самарканда – столице Тимуридского государства, познавал философию, логику, математику и другие науки. Затем вернулся в родной Герат по призыву друга детства Хусейна Байкары, который к тому времени занял хорасанский престол.
Государственная деятельность
Султан Хусейн приблизил к себе любимого друга, назначив его визирем и даровав титул эмира в 1472 году. Байкара ценил талант и способности Навои, которого теперь хотел поставить на службу государству. Алишер поддерживал правителя во многих реформах, но наиболее ярко его поддержка проявилась в расцвете культурной жизни Герата. В этом Байкара был солидарен с Навои, он сам писал стихи под псевдонимом Хусайни и поощрял деятельность ученых и творческих людей.
Султан Хусейн Байкара
Именно в эпоху Навои в Герате было организовано сообщество поэтов (Навои, Джами), историков (Мирхонд, Хондамир), музыкантов, каллиграфов, художников (Камалиддин Бехзод) и др.
При Навои в Хорасане соорудили свыше 20 мечетей, 10 ханаков (обитель для суфиев), 20 водоемов, 16 мостов, дамбы, мавзолеи. Ведется много реставраций старинных построек. Так, в числе заслуг Навои – восстановление Соборной мечети Герата XIII века. Интенсивное строительство влечет за собой расцвет зодчества, здания украшают вязью лучшие каллиграфы того времени.
Алишер Навои
Визирь развивает ремесла: ткачества, ковроделие, гончарное и ювелирное искусства. Герат превратился в процветающий культурно-ремесленный центр Востока. Ряд объектов, по сообщениям историков, визирь построил на собственные средства и совершил много благотворительных актов для бедняков: раздавал одежду, устраивал обеды для нуждающихся.
В биографии Навои много противоречий. Так, например, по-разному трактуются те или иные события в его жизни. Так, есть сведения о том, что, не выдержав груз дел государственных, чиновник подает в отставку и посвящает себя исключительно творчеству. Другие источники гласят, что, подав в отставку, Навои все же остается верным подданным султана при дворе и продолжает помогать ему в управлении страной.
Бюст Алишера Навои
Также известен факт назначения Алишера Навои наместником Астрабадской области Хорасана в 1487 году. Однако ряд экспертов трактуют это ссылкой в глухую провинцию на почве охлаждения между правителем и его верным визирем. Другие, напротив, представляют это решение в свете особого доверия султана к другу детства.
Так или иначе, в 1488 году поэт окончательно удаляется от государственных дел и поселяется в Герате, чтобы пестовать литературный талант.
Творчество
Известно творчество поэта на двух языках – тюркском под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный», от слова наво – «музыка») и персидском под именем Фани (что значит «бренный»). За свою жизнь Навои написал свыше 3000 газелей (лирические стихотворения), которые потом были объединены в специальные сборники – диваны.
Поэт Алишер Навои
В «Хамсу» Навои входят поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера», написанные в разное время. Первое произведение цикла поэт написал в 1483 году, его можно назвать социально-философским. Навои описывает события, происходящие в государстве: произвол знати, феодальные войны, угнетение бедных, а также дает этому моральную оценку.
Цитаты и афоризмы Алишера НавоиВ 1484 году автор пишет романтические поэмы «Лейли и Меджнун» и «Фархад и Ширин», используя мотивы народных сказаний. В этих произведениях поэт воспевает не только чувства влюбленных, но и проблемы религии, социального неравенства, бедноты. Также в этот период написана поэма «Семь планет», в которой в иносказательной форме автор критикует отдельных представителей правящего клана Тимуридов.
Алишер Навои пишет стихи
Как итог своего жизнеописания Навои составляет диван «Сокровищница мысли», в котором собраны четыре цикла: «Чудеса детства», «Редкость юности», «Диковины средних лет» и «Назидания старости». Это произведение, собравшее свыше 2600 газелей, считается ярким образцом лирики Навои, которое породило множество крылатых выражений, цитат и афоризмов. Высказывания Навои поражают красотой, поэтичностью и образностью.
Не менее емко творчество Навои на фарси. Известны 3 сборника стихов на персидском языке: «Шесть необходимостей», «Четыре сезона года» и «Диван Фани». Последними произведениями Навои стали поэмы «Язык птиц» (1499), философско-аллегорическое произведение, и трактат «Возлюбленный сердец» (1500), воспевающий идеального, с точки зрения поэта, правителя.
Личная жизнь
Алишер Навои принадлежал к суфийскому ордену Накшбандия, был набожным человеком и добровольно принял аскезу – не был женат, не познал радость рождения детей. Как сказал о нем тимуридский поэт и правитель Захиреддин Бабур в эпической поэме «Бабурнаме»:
«Без сына, без дочери, без жены прошел он прекрасно свой путь в мире, одиноко и налегке».
Есть, впрочем, одна легенда о личной жизни поэта, которая гласит, что в юности Алишер Навои и Хусейн Байкара влюбились в одну и ту же девушку – Гули. Благородный Навои не мог сделать больно другу и уговорил красавицу стать женой Хусейна. Считается, что любовь к Гули поэт пронес через всю жизнь.
Портрет Алишера Навои
В своих же поэмах поэт осуждает одиночество и даже написал замечательные строки:
Алишера Навои современники называли человеком непростого характера, вспыльчивым и даже высокомерным.
«Он был человеком в высокой степени тонкого ума и прекрасного воспитания, – характеризует Алишера Бабур, – и требовал, чтобы все люди вели себя так же, и потому ему трудно было с ними ладить».
Портреты поэта, по признанию историков, передают сущность характера литератора.
Смерть
Алишер Навои умер 3 января 1501 года в Герате, ослабев от долгой болезни. Перед смертью он отдалился от мирской суеты и жил отшельником в келье у мавзолея своего суфийского учителя.
Памятник Алишеру Навои
Памятники поэту установлены в Ташкенте, Москве, Баку, Шанхае, Вашингтоне и других городах мира. В 1991 году к 550-летию поэта была выпущена рублевая монета с изображением Алишера Навои.
Цитаты
Рука, пласты угля круша, становится черна,
Душа, с народом злым дружа, становится грязна.
Два мира примирить в себе, о друг, нам не дано:
Две лодки схватишь за борта — потонешь все равно.
Слепец, кто вечности искал среди забот мирских,
Глупец, кто верности искал среди сердец людских.
Алишер Навои
Фото Все
Алишер Навои — биография
Алишер Навои — поэт, философ, общественный, государственный деятель писал на двух языках – тюркском и фарси (персидском). Его называют родоначальником литературы народов Центральной Азии.
Особое отношение к Алишеру Навои сложилось в Узбекистане, где его считают отцом-основателем литературного языка. Навои был выдающимся поэтом, мыслителем, общественным, государственным деятелем. Высокообразованный поэт творил на двух языках – тюркском и персидском. Он жил в XVI веке, но его афоризмы, произведения до сих пор не утратили своей актуальности.
Детство и юность
Этого человека многие народы Центральной Азии считают своим земляком, относятся к нему с глубоким уважением. Мудрецы и поэты всегда пользовались большим расположением у простого народа. Алишер Навои не стал исключением.
В истории сохранились точные сведения об имени и происхождении великого поэта. Его полное имя – Низомиддин Мир Алишер. Мальчик родился под созвездием Водолея в феврале 1441 года в Герате. В тот период именно Герат считался столицей провинции Хорасан. Последняя входила в состав Мавераннахра, государства, основателем которого стал Амир Тимур.
Алишер Навои
Происхождение поэта до сих пор не дает покоя его соотечественникам, другим заинтересованным ученым. Некоторые считают Алишера потомком уйгурских сказителей (бакши). Есть иная версия – многие ученые полагают, что предками Навои были представители монгольского племени барласов, к которому принадлежал и сам Тимур.
Вторая версия имеет большее право на жизнь. Она объясняет, по какой причине отец Навои занимал высокую должность при дворе Тимуридов. Его звали Гиясиддин Кичкине, он был просвещенным человеком, представителем древней династии. Известно и о двух дядюшках Алишера, один из которых был поэтом, другой – знаменитым музыкантом, каллиграфом.
Алишер, сын высокопоставленного чиновника, жил вместе со своим отцом во дворце правителя Хорасана. С царевичем Хусейном Байкарой, который приходился внуком Омар-шейху, сыну Тимура, их связывала давняя дружба. Оба мальчика посещали медресе, оба увлекались гуманитарными науками, поэзией, литературой.
Способности к творчеству у Навои проявились рано. В пятнадцатилетнем возрасте он писал стихи, которым мог позавидовать любой взрослый поэт. В этом виде творчества многое зависит от наставника. Учителем способного юноши был суфий Джами, известный персидский поэт, увлекающийся мистицизмом. После, в течение трех лет, с 1466 по 1469 год, юный поэт учился в медресе других городов – Мешхеда и Самарканда.
Государственная и общественная деятельность
В Самарканде он занимался изучением многих наук – логики, математики, философии. Когда в родном Герате произошла перестановка во власти, престол Хорасана занял Хусейн Байкара, Навои вернулся сюда. По приглашению султана Хусейна он занял должность визиря, с 1472 года стал носить титул эмира. Байкара прекрасно понимал, что людей с такими способностями, как у Алишера, нужно привлекать во власть.
Алишер Навои с султаном Хусейн Байкара
Так у молодого султана появился верный соратник, который оказывал ему поддержку при проведении многих реформ. Но более всего Навои был полезен в делах культуры родного города, которая во время его нахождения у власти переживала настоящий расцвет. Байкара и сам был талантливым поэтом, писал стихи, подписывая их вымышленным именем Хусайни. Султан с большим уважением относился к деятельности ученых, поощрял творчество поэтов, художников, музыкантов.
Во время правления Навои в столице Хорасана возникло несколько творческих сообществ, состоящих из поэтов, историков, музыкантов, каллиграфов, художников. Он заботился о сооружении мечетей, за время правления Алишера их число увеличилось более чем на 20 зданий. Строители возвели 10 ханаков, в которых жили суфии, было построено и несколько мавзолеев. Не забывал Навои о светской жизни, заботился о благоустройстве города, построил 20 водоемов, несколько дамб, 16 мостов.
Большое внимание визирь уделял реставрации старинных зданий. В годы его правления была восстановлена Соборная мечеть Герата, построенная в XIII веке. Строители в этот период возводили прекрасные здания, каллиграфы украшали их великолепной вязью. Визирь Навои был очень деятельным человеком, он прекрасно понимал, что материальное положение земляков зависит от уровня развития ремесла. Он заботился о развитии ткачества, ковроделия, о процветании гончарного, ювелирного искусства. За несколько лет Герат стал процветающим, высоко развитым центром Востока.
Мечеть Хазрат Алишер Навои
Алишер занимался благотворительностью. Он был далеко не бедным человеком и, не жалея, тратил собственные средства на возведение различных построек для общественных нужд. Визирь проводил благотворительные акции для малоимущих. Он закупал, раздавал одежду, продукты нуждающимся, делал для бедняков обеды.
В биографии Алишера есть противоречивые сведения. Есть информация о том, как визирь ушел в отставку, стал заниматься поэзией. В других источниках современники чиновника утверждают, что и после отставки он не покинул султана, оказывая тому посильную помощь в управлении государством.
По разному трактуют назначение Навои на должность наместника Астрабадской области Хорасана. Это случилось в 1487 году. Некоторые эксперты утверждают, что в тот период между султаном и визирем возникли разногласия, чиновник был отправлен в ссылку. Есть иная версия – управление сложной областью было фактом особого доверия Байкары к успешному подчиненному и другу.
С тех пор прошло слишком много времени, выяснить правду не представляется возможным. Но уже через год всемогущий визирь полностью удалился от государственных дел. Он мечтал вплотную заняться развитием своего поэтического тдара и наконец-то нашел для этого время. Алишер поселился в Герате, целиком отдался творчеству.
Творческая деятельность
Поэт писал на двух языках под двумя псевдонимами. Для тех, кто говорил на тюркском языке, он выбрал творческое имя Навои, что значит «мелодичный». Для персидских любителей поэзии он творил под именем Фани, что в переводе означает «бренный». Перу этого автора принадлежит более трех тысяч газелей (лирических стихотворений). Эти произведения в дальнейшем поэт объединил в диваны – так называются специальные сборники.
Пятерица Алишера Навои
Наибольшую популярность заслужила «Хамса», которую еще называют «Пятерицей», состоящая из пяти поэм. Это произведение является данью уважения к Низами Гянджеви, персидскому поэту, написавшему свою «Пятерицу» за несколько веков до Алишера.
В «Пятерицу» Навои включил поэмы «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Фархад и Ширин», «Стена Искандера», «Смятение праведных». Все части «Пятерицы» были написаны в разное время. «Смятение праведных», известное с 1483 года, по тематике является социально-философским произведением. Навои поднимает множество проблем, от которых страдают простые граждане государства. Он говорит о произволе знатных людей, феодальных войнах, угнетении малоимущих, оценивает эти явления с точки зрения морали порядочного человека.
Через год Навои стал автором двух романтических поэм – «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин». Он создал эти произведения по мотивам народных сказаний. Здесь автор воспел высокие чувства, затронул множество проблем – говорил о религии, социальном неравенстве, бедности. В четвертой поэте «Семь планет» поэт в завуалированной форме критикует некоторых представителей Тимуридов.
В «Стене Искандера» Алишер рассказывает читателям об Александре Македонском, его жизни и завоеваниях. Полководец был известен на востоке под другим именем, его называли Искандер Зулькарнайн. После «Пятерицы» литератор занялся историческими и биографическими трудами. Он стал автором «Истории пророков и мудрецов», «Истории иранских царей», «Истории правителей Аджама», написал «Пятерицу смятенных», биографическую книгу о своем наставнике Джами.
Его сборник «Сокровищница мысли» создан из четырех циклов – «Чудес детства», «Редкости юности», «Диковин средних лет», «Назиданий старости». Здесь более 2600 газелей, представляющий яркий образец лирики выдающегося поэта. Здесь много цитат, афоризмов, крылатых выражений. Навои умел облекать мудрые мысли в яркие, незабываемые образы.
Газели Навои кратки, но удивительно образны. Таким же прекрасным языком поэт творил и на фарси. Он создал три сборника стихов на этом языке. Названия книг – «Диван Фани», «Шесть необходимостей», «Четыре сезона года». Навои завершил свою творческую деятельность двумя произведениями – поэмой «Язык птиц» (1499), трактатом «Возлюбленный сердец» (1500).
Личная жизнь
У поэта, принявшего добровольную аскезу, никогда не было жены и детей. Но в молодости он мечтал о семье, а все свои силы бросил на карьерный рост из-за особых обстоятельств. Народные сказания гласят, что в юности поэт со своим знатным другом Байкарой любили одну девушку Гули. Алишер, очень чуткий, высоконравственный человек, сам, без какого-либо давления со стороны, попросил красавицу стать женой его друга.
Но сам он всю жизнь любил Гули, высокое чувство давало ему вдохновение для творчества. При этом поэт всегда сочувствовал одиноким людям. Образованный, воспитанный Навои трудно сходился с людьми. Он требовал безусловного уважения к себе и прекращал дружбу, если не видел этого уважения. Многие современники не понимали его, считали слишком высокомерным.
Причина смерти
Поэт скончался в январе 1501 года в Герате. Перед этим он долго болел, жил настоящим отшельником в келье своего суфийского наставника.
Ссылки
Alisher Navoiy (1441-1501)
XV asr jahon maʼnaviyatining buyuk siymosi Nizomiddin Mir Alisher Navoiy hijriy 844 yil ramazon oyining 17-kuni (1441 yil 9 fevral) da Hirotda tugʻilgan. Hirot shahri XV asr birinchi yarmida Sohibqiron Amir Temur asos solgan ulugʻ saltanatning ikkinchi poytaxti, Temurning kenja oʻgʻli Shohrux Mirzoning qoʻl ostidagi obod manzillaridan biri edi.
Alisher tugʻilgan xonadon Temuriylar saroyiga eskidan yaqin va yurtda muayyan nufuz sohibi edi. Boʻlgʻusi shoirning otasi Gʻiyosiddin Muhammad oʻgʻlining tarbiyasiga jiddiy eʼtibor berdi. Alisherning sheʼriyatdagi ilk ustozi togʻasi Mir Sayyid Qobuliy va Muhammad Ali Gʻaribiylardir. Navoiy “Majolis un-nafois” asarida Qobuliy haqida: “Yaxshi tabʼi bor erdi, turkchada mayli koʻproq erdi…” desa, Gʻaribiy haqida: “Xush muxovara (xushsuhbat) va xushxulq va dardmand yigit erdi. Koʻproq sozlarni yaxshi chalar erdi. Uni va usuli xoʻb erdi. Musiqiy ilmidin ham xabardor erdi…” deydi.
1447 yilda Shohruh vafot etgach, Temuriy shahzodalar oʻrtasida toj-taxt dardi xuruj qilib, yurtda talotoʻp boshlandi va Gʻiyosiddin Muhammad xonadoni ham koʻp qatori vatanni tark etdi. Yosh Alisher uchun taqdir sinovlari boshlandi. Shohruxning nabirasi Abulqosim Bobur 1452 yilda Hirot taxtiga oʻtirgach, Alisherning otasini Sabzavorga hokim etib tayinladi. Lekin oradan koʻp oʻtmay Gʻiyosiddin kichkina dunyodan koʻz yumdi. Bu paytda Alisher endigina 12 yoshga qadam qoʻygan edi. Abulqosim Bobur Alisher va uning maktabdosh doʻsti Husaynni oʻz tarbiyasiga oldi, 1456 yili esa oʻzi bilan Mashhadga olib ketdi. Keyinchalik Husayn Boyqaro sipohiylik yoʻlini tanladi, Alisher esa zamonaning “malik ul-kalom”i Mavlono Lutfiy tahsini va hayratiga sazovor boʻlgan isteʼdod egasi boʻlib yetishdi. “Faqirning nazmlari Xurosonda shuhrat tutib erdi”, deb yozadi Navoiy 1455–1458 yillar haqida.
Taqdir Alisher Navoiyni zamonaning ulugʻ va sharafli kishilariga yaqin qildi, ustoz-murabbiylik etuvchi zotlar bilan oshno etdi. 1466–1468 yillar Alisherning umri asosan Samarqandda kechdi. Sulton Husayn Boyqaro Hirotni egallaganda, Alisher Navoiy 28 yoshli mukammal bilimlar egasi, yurtga tanilgan shoir va tajribali davlat arbobi darajasiga yetishgan edi.
1469 yilda Sulton Husayn iltimosiga koʻra Alisher Navoiy Samarqanddan Hirotga qaytadi va ramazon hayiti munosabati bilan doʻsti sharafiga bitilgan “Hiloliya” qasidasini unga taqdim etadi.
Husayn Boyqaro Alisherni muhrdor qilib tayinlaydi va shu paytdan shoirning el xizmatidagi faol jiddu jahdi boshlanadi. Koʻp oʻtmay Navoiy muhrdorlikni oʻzining yaqin doʻsti va fikrdoshi, shoir Amir Shayxim Suxayliyga topshiradi. “Bu noziktaʼb va zukko Amir 20 yildan ortiq Boyqarogʻa mulozim boʻldi”. Lekin Boyqaro doʻstining noroziligiga ham qaramay, 1472 yil fevralida uni vazir lavozimiga tayinlaydi va “Amiri Kabir” (“Ulugʻ Amir”) unvonini beradi. Bu lavozimda Navoiy el-ulus manfaati, shahar va mamlakat obodonchiligi, madaniyat ravnaqi, adolat tantanasi uchun foydalanadiki, bularning barchasi oqibat natijada Sulton Husayn davlatining barqarorligi va nufuzini taʼminlaydi.
Hirot bu davrda nihoyatda koʻrkamlashdi, xalq turmushi yaxshilandi, sheʼriyat, nafis sanʼatlar rivoj oldi. Talabalar uchun “Ixlosiya” madrasasi, darveshlar uchun “Xalosiya” xonaqohi, bemorlar uchun “Shifoiya” shifoxonasi, masjidi Jome yoniga Qorixona (“Dor ul-huffoz”) qurildi. Ulugʻ amirning kutubxonasida 70 dan ortiq xattot va musavvirlar qoʻlyozmalarni oqqa koʻchirish, ularni badiiy bezash bilan band edilar. Hirotda yana “Nizomiya”, Marvda “Xusraviya” va boshqa madrasalar bino etildi.
Navoiy madrasa, shifoxonalar qurdirib qoʻya qolmasdan, ularni kerakli darajada jihozlash, oʻz-oʻzini taʼminlash uchun vaqf yerlar ajratib berish, mudarrislar, tabiblar va boshqa xodimlar bilan taʼminlash, ularga oylik maosh, ozuqa, kiyim-bosh belgilashgacha, talabalar nafaqasi va kitoblarigacha – barcha-barchasini mukammal boshqarib, tashkil etib berar edi va oʻzi doimo xabar olib, nazorat qilib turishni ham unutmasdi. Binolar qurilishi tarhi bilan bevosita shugʻullanar, usta va shogirdlar mehnatidan boxabar boʻlib turardi. Shoir oʻz huzuriga tez-tez sheʼr, ilm va sanʼat ahlini chorlab, maʼrifiy suhbatlar uyushtirib turar, yosh isteʼdodlarni tarbiyat qilib, ularga sharoit yaratardi. Xondamir, Behzod, Vosifiy va oʻnlab ushbu tarbiyatga noil boʻlgan isteʼdod egalari shular jumlasidandir.
Shu davr ichida Alisher Navoiy oʻz qoʻli bilan birinchi devoni “Badoyi ul-bidoya” (“Badiiylik ibtidosi”)ni tuzdi. Bu devonga uning yoshlik va yigitlik paytlarida yozgan 800 dan ortiq sheʼrlari jamlangan boʻlib, shoir ijodiy kamolotining birinchi bosqichini aks ettiradi.
Alisher Navoiyga bagʻishlangan tarixiy va ilmiy asarlarda batafsil tavsif qilinishicha, 1469–1481 yillar Alisher Navoiyning ijtimoiy hayot va obodonchilik borasidagi eng faol xizmat koʻrsatgan yillari boʻlgan. Shoir 1481 yili “Vaqfiya” asarini yozib, unda oʻzining binokorlik va xayriya ishlariga yakun yasab, oʻz-oʻziga hisob bergan.
Navoiy dehqonchilik ishlarini yoʻlga qoʻyib, juda yaxshi natijalarga erishgan. Tarixchilarning yozishicha, Navoiyning bir kunlik daromadi 18 ming shohruxiy dinor mikdorida edi. Ulugʻ Amir bu daromadning koʻp qismini xayrli ishlarga sarf qilgan. Tarixchi Xondamir Navoiy qurgan 52 rabot, 20 hovuz, 16 koʻprik, bir qancha toʻgʻon, ariq, hammom, masjid-madrasalarni eslaydi. Navoiy turli soha olimlariga homiylik qilib, oʻnlab ilmiy risolalar bitilishiga bevosita sababchi boʻlgan.
1483 yildan Alisher Navoiy oʻzining buyuk “Xamsa” asarini yozishga kirishdi va uni uch yilda tugalladi. Besh dostonni oʻz ichiga olgan bu ulkan badiiy qomus 50 ming misradan oshiq boʻlib, Navoiyning barcha sheʼriy merosining deyarli yarmini tashkil qiladi. “Xamsa” – Alisher Navoiy ijodining qalbidir.
Fors tilidagi birinchi “Xamsa” buyuk shoir Nizomiy Ganjaviy (1141–1209) tomonidan yaratildi. Shoir hech bir oʻrinda oʻzining “Xamsa” yozganligini qayd etmaydi. Nizomiy vafotidan 100 yil oʻtib, Hindistonda tugʻilib oʻsgan forsiyzabon turk oʻgʻloni Xusrav Dehlaviy Nizomiy “Xamsa”siga birinchi boʻlib tatabbu yozadi va “xamsachilik” anʼanasini boshlab beradi. Dehlaviy “Xamsa”si Nizomiyga ajoyib sharh va undagi mazmunlarning yangicha talqini sifatida oʻzining ham, salafining ham shuhratini olamga yoydi. Keyingi XIV–XV asrlar mintaqa maʼnaviyati “Xamsa” anʼanasi taʼsirida rivoj oldi, shoirning salohiyati va iqtidori hech boʻlmaganida “Xamsa”ning bir dostoniga munosib javob yoza bilish bilan oʻlchanadigan boʻldi. Bu jahon maʼnaviyati tarixida betakror hodisadir. Turkiy adabiyotda Qutb va Haydar Xorazmiylar boshlab bergan “xamsachilik” anʼanasi oʻzining kamolini Alisher Navoiy ijodida topdi.
Islom aqidalariga koʻra bir kecha-kunduzda oʻqiladigan besh vaqt namoz “al-Xamsatu” deyiladi, dinimizning besh ustuni (rukni) ham – tavhid (imon), namoz, roʻza, zakot, haj – oʻziga xos “Xamsa” (beshlik)ni tashkil etadi. Demak, Nizomiy dostonlarini “Xamsa” turkumi sifatida talqin etilishi, unga Amir Xusrav va Navoiy javoblari bejiz emas. Alisher Navoiy “Saddi Iskandariy” dostonining muqaddima qismida bu masalaga maxsus toʻxtalib, “Xamsa”ning har bir dostoni yozilishini kunning maʼlum vaqtlarida oʻqiladigan sahar, peshin, asr, shom va xufton namozlari bilan qiyos etadi hamda “Xamsa”ni buyuk togʻ choʻqqisiga koʻtarilish mobaynida besh oʻrinda toʻxtab, nafasni rostlash uchun bino etilgan besh oromgohga oʻxshatadi.
Navoiy oʻz “Xamsa”sini yaratishga 1483 yilda kirishgan boʻlsa, uning birinchi dostoni “Hayrat ul-abror” (“Yaxshi kishilarning hayratlanishi”)ni oʻsha yili yozib tugatdi. 1484 yilda “Farhod va Shirin”, “Layli va Majnun”, “Sabʼai sayyor” (“Yetti sayyor”), 1485 yilda “Saddi Iskandariy (“Iskandar devori”) dostonini poyoniga yetkazdi. Shoir oʻz “Xamsa”siga kiritilgan dostonlarda oʻsha davr uchun muhim boʻlgan muammolarni qoʻydi, mutafakkir sifatida ilgʻor qarashlarni ilgari surdi, oʻzbek tilining qudratini olamga namoyish etdi.
Navoiyning turkiycha “Xamsa”sining yaratilishi XV asrda Xuroson eli uchun favqulodda shodumonlik va saodat sifatida qabul qilindi. Davrning ikki qutbi – maʼnaviyat piri Jomiy va buyuk sulton Husayn Boyqaroning hayrati va yuksak eʼtirofi ushbu haqiqatga dalildir.
Navoiy shu yillar orasida ikkinchi devoni – “Navodir un-nihoya” (“Behad nodirliklar”)ni tuzishga kirishdi. Mutafakkir adib tarixiy haqiqatga ham muayyan izchilliqda oʻz munosabatini bildirib oʻtishni insof yuzasidan lozim topdi va “Zubdat ut-tavorix” (“Tarixlar qaymogʻi”) asarini yozib tugatdi.
1487 yili qishda Navoiy Astrobod hokimi etib tayinlandi. Boshqa bek va amirlar uchun sharafli hisoblanishi joiz boʻlgan bu martaba Amir Alisherning nozik tabiati uchun muayyan darajada ozorli boʻldi. Ammo shoh hukmi vojib, Amiri Kabir oʻlkaning hassos bir xududini muhofaza va obod qilish niyatida joʻnab ketdi. Astrobodda Navoiyning ikki yil chamasi hokimligi bu shahar ahli uchun saodatli, Boyqaro saltanati uchun xayrli boʻldi.
Bu orada birin-ketin Navoiyning eng yaqin ustoz va musohiblari hayotdan koʻz yumdilar. 1488 yili Sayid Hasan Ardasher, 1492 yili Abdurahmon Jomiy, 1493 yili Pahlavon Muhammad vafot etdi. Navoiy ustozlari xotirasiga “Holoti Sayid Hasan Ardasher”, “Holoti Pahlavon Muhammad”, “Xamsat ul-mutahayyirin” (“Besh hayrat”) asarlarini shu yillar ichida yozib tugalladi. Bu asarlarida oʻsha davr voqeligiga oid qimmatli maʼlumotlar bilan birga Navoiy yaratgan yangi badiiy olamning nazariy asoslariga oid bir qator dalil va mulohazalar ham bayon etilgan. Shu yillarda yana Navoiy davr shuarosi xususida “Majolis un-nafois” va Islom maʼnaviyatining buyuk siymolari, xususan, turk, fors, hind mashoyixlari tarixiga oid “Nasoim ul-muhabbat” (“Muhabbat shabbodasi”) risolalarini yozadi. Bu asarlar nihoyatda muhim manba boʻlib, oʻsha davr maʼnaviyatining jonli siymolaridan mingga yaqin kishi haqida qimmatli maʼlumotlarni oʻzida jam etgan. Bundan tashqari nafaqat tasavvuf irfoni va adabiyoti, balki Islom davri maʼnaviyatining boshqa muhim jihatlari haqida ham koʻplab nazariy mulohazalar ushbu asarlar qatidan joy olgan boʻlib, ularni mufassal tadqiq etish milliy maʼnaviyatimizni xolis anglab yetishda bugungi avlodlar uchun benazir manba va asos boʻlib xizmat etadi.
1492 yilda aruz ilmiga bagʻishlangan “Mezon ul-avzon” (Vaznlar oʻlchovi”) risolasi yozildi va shoir oʻz lirik ijodini qayta taqsimlab, yangi devonlar majmui – “Xazoyin ul-maoniy” (“Maʼnolar xazinasi”)ni yaratish ishiga astoydil kirishdi. “Chor devon” nomi bilan shuhrat qozongan bu buyuk majmua 45 ming misraga yaqin turli janrlardagi kichik va oʻrta hajmli sheʼrlarni oʻzida jamlagan boʻlib, “Gʻaroyib us-sigʻar” (“Bolalik ajoyibotlari”), “Navodir ush-shabob” (“Yigitlik davri nodirliklari”), “Badoyeʼ ul-vasat” (“Oʻrta yosh kashfiyotlari”), “Favoyid ul-kibor” (“Keksalikdagi foydali mulohazalar”) nomlari bilan ataladi. Bu toʻrt jiddda 16 janrga oid 3000 dan ortiq sheʼr boʻlib, ularda 2600 gʻazal, 210 qitʼa, 133 ruboiy, 86 fard, 52 muammo va boshqalar mavjud. “Xazoyin ul-maoniy”ga oldingi ikki alohida devondagi sheʼrlarning deyarli barchasi kirgan boʻlib, keyin yaratilgan 1400 ga yaqin yangi asarlar qoʻshilgan.
Bu turkiy tilda yozilgan asarlari, dostonlari, sheʼrlaridan tashqari Navoiy fors tilida ham 12 ming misradan oshiq sheʼr, muammo janri haqida “Mufradot” risolasini, “Sittayi zaruriya”, “Fusuli arbaa” turkum qissalarini yozdi, “Foniy” taxallusi bilan alohida devon tuzdi. Ushbu asarlar Xoqoniy, Amir Xusrav, Saʼdiy, Hofiz, Kamol Xoʻjandiy, Jomiy kabi fors adabiyotining mumtoz namoyandalari bilan ijodiy bahsda tugʻilgan boʻlib, ham badiiy ifoda, ham mazmuniy teranlikda salaflar bilan teng qudrat namoyish etadi.
Navoiy 1498 yilda “Lison ut-tayr”, 1499 yilda “Muhokamat ul-lugʻatayn”, 1500 yili “Mahbub ul-qulub” asarlarini yozdi. Bu uch asar buyuk shoir va mutafakkir ijodining avj nuqtalari edi. Adib “Muhokamat ul-lugʻatayn”da oʻzining butun ijodiy yoʻlini sarhisob qilib, turkiy tiddagi sheʼriyatning qudratini taʼkidlagan. Unda, jumladan, quyidagi maʼlumot bor: “Chun “Lison ut-tayr” ilhomi bila tarannum tuzupmen, qush tili ishorati bila haqiqat asrorini majoz suratida koʻrguzupmen”. Alisher Navoiy goʻdaklik chogʻlaridan tasavvuf sheʼriyatining ustodi Farididdin Attor yaratgan “Mantiq ut-tayr” asariga mehr qoʻygani bizga maʼlum. Umrining oxirida ushbu asarga tatabbu – javob yozar ekan, oʻzining shungacha yozgan barcha asarlariga falsafiy yakun yasaydi. Attor asari Borliqning yagona mohiyati haqida, Haq asrori va inson uchun uni anglab yetish imkon darajasi haqida edi. “Lison ut-tayr” mazmuni “Mantiq ut-tayr”ga zid yoki undagi fikrlarning takrori ham emas, balki yangi tarixiy-maʼnaviy bosqichdagi sharhi, talqinidir.
Attorning qushlar tilidan yozilgan dostonida irfoniy ehtiros nihoyatda joʻshqindir. Navoiy esa bosiq voqeaband tasvirga urgʻu beradi, qushlar sarguzashtida va ichki hikoyalarda hayotiylikni kuchaytiradi. Bu bejiz emas. Oxirgi xulosada Navoiy salafiga qaraganda olgʻa ketadi, masala mohiyatini teranroq his qiladi va badiiy tasvirni ham shunga munosib yaratadi.
Nihoyat Navoiy oxirgi asari – “Mahbub ul-qulub” (“Koʻngillarning sevgani”) risolasida barcha savollarga yana oʻzi javob bergan. Bu asar tom maʼnoda ijtimoiy-falsafiy va axloqiy gʻoyalarga toʻliq boʻlib, XV asrda mavjud boʻlgan barcha ijtimoiy toifalar mohiyati mufassal ochib berilgan, ijtimoiy va axloqiy hodisalarning oʻzaro bogʻliqligi, yaxlitligi ishonarli taʼkidlangan. Bu asar turli aforizm, maqol va matnlarga boy boʻlib, xalq orasida juda keng tarqalgan.
Alisher Navoiy oʻzi va salaflari – Nizomiy, Dehlaviy, Hofiz, Iroqiy va boshqalar yaratgan mustaqil badiiy tafakkur tarzini “majoz tariqi” deb nomladi va unda Haq asrori “majoz suvratinda” aks etishini taʼkidlagan. Bu Borliqni oʻziga xos idrok etish tarzi Naqshbandiyaning “Dil ba yoru dast ba kor” qoidasiga muvofiq boʻlib, unda ibrat, ilm, irfon va amal bir nuqtada birlashar va yangi dunyoga koʻz ochardi. Tavhid taʼlimoti va eʼtiqodini idrok etishning eng yuqori bosqichi boʻlgan bu dunyoqarash tizimi “Xamsa” va “Lison ut-tayr” asarlarida, shoir lirikasida badiiy inʼikosini topgan.
1500 yillarga kelib shoirning hayot sharoiti qiyinlashib, sogʻligi zaiflashib qolsa-da, ijoddan toʻxtamadi. 1501 yilning boshida Navoiy kasallikdan vafot etdi. Butun Hirot xalqi oʻzining buyuk shoiri bilan xayrlashishga chiqdi va 7 kun davomida motam tutdi.
Navoiy oʻz ijodi bilan oʻzbek adabiyotining soʻnggi rivojini belgilabgina qolmay, Movarounnahr va Xurosonning butun maʼnaviy madaniyati taraqqiyotiga juda katta taʼsir koʻrsatdi. Uning asarlari, sheʼriyati qayta-qayta koʻchirilib, xalq orasida keng tarqalib, shoirlar uchun maktab vazifasini oʻtadi, madrasalarda keng oʻrganildi.
Alisher Navoiy ijodini oʻrganish, uning ilmiy tahlili boʻyicha soʻnggi yillarda qator taniqli tadqiqotchilar ish olib bordilar va bugungi kunda ham Navoiyning merosi koʻpgina olimlarimizni ilhomlantirib keladi. Hozir maktablar, xiyobonlar, koʻchalar buyuk shoirimiz nomi bilan yuritiladi. Uning nomida Oʻzbekiston Davlat mukofoti taʼsis etilgan.
“Maʼnaviyat yulduzlari” (Abdulla Qodiriy nomidagi xalq merosi nashriyoti, Toshkent, 1999) kitobidan olindi.