амундсен личная жизнь руаль
Руаль Амундсен – Наполеон полярных стран
Из-за специфической географии расселения норвежцы параллельно с русскими начали первыми в Европе исследовать арктическое пространство. Когда очередь дошла до расположенного на противоположной стороне планеты Южного полюса, выходцы из Норвегии рьяно взялись и за его покорение. После неудачных попыток Фритьофа Нансена и Карстена Борхгревинка удача улыбнулась еще одному гордому сыну этой северной страны – Руалю Амундсену. Именно он в 1911 году первым достиг Южного полюса и поставил несколько других рекордов в качестве путешественника и исследователя.
Содержание
Семья и детство
Руаль Амундсен родился в фамильной усадьбе в Борге (муниципалитет Фредрикстад) в 1872 году. В распоряжении его семьи была собственная судоверфь, пароход и два десятка парусников. Отец Руаля сколотил состояние на поставках Британии и Франции зерна и соломы во время Крымской войны (1853-1856 годы), когда две эти страны в составе коалиции воевали против Российской империи.
Юный Амундсен рос в компании трех братьев и нескольких десятков соседских детей. Игры проходили в основном в лесу рядом с усадьбой. Руаль был младшим сыном, но из-за высокомерности и вспыльчивости постоянно участвовал в драках. Мальчик занимался лыжами с момента, как начал ходить, и много времени проводил на гимнастических брусьях во дворе.
Учился Амундсен плохо, его характеризовали как упрямца и непримиримого борца за справедливость. Выпускные экзамены ему пришлось сдавать отдельно, директор школы не хотел принимать их, потому что боялся провала худшего воспитанника, грозящего позором учебному заведению.
Становление личности
В 14 лет Руаль остался без отца, и примерно тогда же познакомился с описанием того, как исследователи Арктики покоряли Северо-Западный проход (путь по морю из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан). Он восторгался силой духа руководителя экспедиции Джона Франклина, несмотря на трагическое завершение его предприятия. Амундсен хотел совершить что-то подобное – стать первооткрывателем, не боящимся страшных лишений, которыми грозит ледяная пустыня.
15-летний юноша начал готовиться к будущим свершениям. Он изнурял себя тренировками, строго придерживался диеты, спал на улице даже зимой и с ноября по апрель уходил в походы на лыжах.
У матери Руаля были другие планы – она хотела ввести сына в элитные круги Норвегии. С этой целью семья поселилась в столице неподалеку от Королевского дворца, а будущего путешественника отправили в университет Кристиании изучать медицину. Однако в 1893 году мать умерла, и Руаль, как он писал в автобиографии, “с огромным облегчением” бросил учебу. Путь к мечте был открыт.
Начало карьеры исследователя
Будучи студентом, Амундсен попал на лекцию Эйвина Аструпа, знаменитого путешественника, установившего, что Гренландия является островом. Это знакомство тоже во многом определило будущее Руаля. В 1895 году он проходит обучение на штурмана, практикуется на промысловом корабле и уже в следующем году отправляется на бельгийском судне “Бельжика” к берегам Антарктиды под началом Адриена де Жерлаша.
В море Беллинсгаузена корабль оказался закован во льдах, из-за чего ему пришлось вынужденно дрейфовать на протяжении 13 месяцев. В команде началась цинга, люди умирали и сходили с ума. Амундсен в это время охотился на тюленей и пингвинов, проводил эксперименты со спальными мешками и другим снаряжением. В суровых условиях выживания он быстро стал старшим помощником и не взял руководство экспедицией на себя лишь по формальным причинам.
Начальник
Плавание на “Бельжике” было единственным, в котором Амундсен находился в подчиненном положении. После возвращения он в 1901 году приобрел зверобойный шлюп “Йоа”, переоборудовал его и начал готовиться к покорению Северо-Западного прохода. На подготовку и сбор средств ушло больше двух лет, и летом 1903 года корабль отправился в плавание.
Шлюп “Йоа” стал первым в истории судном, сумевшим преодолеть Северо-Западный проход. Экспедиция заняла больше трех лет, причем два года команда провела на зимовке у острова Кинг-Вильям. За это время Амундсен побывал на Северном магнитном полюсе и успел поизучать этнографию эскимосов.
После завершения экспедиции Руаль сразу же продал шлюп, так как остро нуждался в деньгах. Мероприятие принесло ему мировую славу и повысило авторитет Норвегии. При этом самому Амундсену оно далось тяжело – 33-летний путешественник по возвращении выглядел так, что ему давали от 59 до 75 лет.
Говорят, целенаправленный труд – лучшая молитва о достижении цели.
Южный полюс
Исследователь принял положенную порцию славы, состоящую из государственных наград, турне с лекциями и выпуска книги. Следующей своей целью Амундсен поставил покорение Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для этого нужно было продрейфовать через Северный Ледовитый океан по полярным течениям. В мире тогда существовал только один способный на такую авантюру корабль – “Фрам”, находящийся в распоряжении Нансена. Амундсен стал убеждать старшего товарища организовать совместную экспедицию. Нансен в тот момент переживал семейный кризис и налаживал отношения с женой, поэтому в 1907 году уступил корабль Руалю.
Вновь начались долгие приготовления, за время которых старый товарищ Амундсена Фредерик Кук в 1908 году успел покорить Северный полюс. Экспедиция потеряла смысл, и ее целью тут же была выбрана противоположная точка земного шара. Амундсена подстегивали слухи о том, что к Южному полюсу в ближайшее время собираются и другие исследователи.
“Фрам” отплыл 7 июня 1910 года. Амундсен боялся, что его опередят – все готовившиеся к покорению Южного полюса в то время о своих планах никого не извещали. Об изменении маршрута команде Руаль объявил лишь три месяца спустя во время стоянки на Мадейре. Тогда же были отправлены письма соответствующего содержания королю Норвегии, Нансену и норвежскому народу.
Высадка на шельфовый ледник Антарктиды произошла 15 января 1911 года. Норвежцы построили на месте зимовочный дом, по их следам шла экспедиция Роберта Скотта, отправившаяся из Кардиффа 15 июля 1910 года. Британцы во многом преследовали политические цели – они хотели сделать Южный полюс трофеем своей короны.
Полярная зима прошла в активной подготовке к предстоящему походу. Антарктическая весна позволила выйти в путь только 20 октября 1911 года. Амундсен сильно спешил, так как опасался, что Скотт опередит его – британец взял с собой в качестве тягловой силы лошадей и моторные сани, в то время как у норвежца эту функцию выполняли собаки. В сторону полюса вышло пять человек на четырех нартах, собак у них было 52. С животными тогда не церемонились – большей их части отводилась роль запаса пищи.
Искомая точка была достигнута 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы выкурили по сигаре, провели измерения, поставили палатку с флагом и оставили послание догонявшему их Скотту. Британская экспедиция прибудет сюда через 34 дня и полностью погибнет на обратном пути к своему кораблю.
Еще никогда никто из людей не стоял в точке диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса — чего там! — сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!
Руаль Амундсен — безумец, покоривший Южный полюс
Руаль Амундсен может быть назван последним из великих первооткрывателей. В начале двадцатого века в мире оставалось не так много белых пятен и мест, где никогда еще не бывал человек. Однако полюса планеты оставались все же той запретной гаванью, прежде всего, из-за невероятных холодов. Экстремальные температурные условия становились непреодолимой преградой.
Руаль Амундсен — первооткрыватель Южного полюса
Чтобы выжить в суровой ледяной пустыне, требуются:
Всем этим в полной мере обладал Амундсен, которого нередко описывают как человека сухого, бесчувственного, сосредоточенного только на достижении своей цели. Но именно таким, как показывает множество примеров из истории, и должен быть человек, совершающий немыслимое для других достижение.
Амундсен первым побывал на Южном полюсе. Изначально путешественника манил Северный, но когда выяснилось, что там ему уже первым не бывать, он перенаправил свои силы на покорение Южного полюса. И здесь он не был одинок в своем стремлении. Британский исследователь, капитан Роберт Скотт оказался конкурентом Амундсена. Но, в отличие от Руаля, Скотт был человеком науки и искусства, придерживался джентльменских правил, ставил честь едва ли не превыше всего, поэтому, естественно, был обречен проиграть.
Скотт старался использовать все достижения современной для него науки, Амундсен же позаимствовал опыт коренных народов Крайнего Севера по выживанию в чудовищном холоде. Участники экспедиции Скотта использовали одежду из прорезиненной ткани, а спутники Амундсена — только меха. Скотт разработал сложный план экспедиции, подразумевавший использование моторных гусеничных саней, пони и ездовых собак. Амундсен же, прекрасно знавший опыт эскимосов, решил добираться до полюса только на собачьих упряжках. Ставка на собак и позволила ему одержать верх.
Гусеничные сани Скотта не выдерживали температур и ломались, пони проваливались в снегу и оказались совершенно непригодны для путешествия по Антарктиде, собак у британца оказалось слишком мало. В конце концов участникам экспедиции Скотта пришлось идти на лыжах и тащить за собой сани, вес которых превосходил сто килограммов. Большую часть этого веса составляла пища. Но и здесь оказалось, что Скотт сделал неверный выбор. Пшеничные галеты, составлявшие основу рациона его команды, не давали всего необходимого человеческому организму, и люди начали страдать от цинги. Амундсен же, помимо того, что припас галеты из непросеянной муки и с дрожжами, позаботился и о другом источнике пищи, что позволило его людям избежать цинги и восполнять силы.
Свежее мясо
Конкуренты Амундсена
Несмотря на то, что во всем остальном Амундсен представлял собой вполне разумного человека, нельзя отрицать, что ради достижения цели он сделал себя безумцем, но именно проявив нечеловеческую расчетливость и волю, он смог достичь своей цели. Эрнест Шеклтон пытался достичь полюса и отступил, совершив немыслимое для спасения членов своей экспедиции, Скотт пытался достичь полюса и погиб, но остался в памяти как, возможно, недальновидный, но все же человечный и благородный исследователь. Амундсен же, идущий к своим собакам с ножом в руке, несмотря на его победу, представляется малоприятным и бесчеловечным существом. Не зря и в наши дни многие справедливо считают величайшим героем Южного полюса Шеклтона, который этого полюса, собственно, не достиг, но совершил подвиг воистину нечеловеческий, чтобы все члены его экспедиции, за которых он чувствовал личную ответственность, вернулись домой.
К сожалению, во многих достижениях человечества таится след полного или частичного отказа от человеческого, некоторого безумия, позволяющего отречься от своей сути и природы, и Амундсен являет тому пример. После того, как в своей автобиографии Амундсен обрушился с критикой своих бывших спутников, включая Умберто Нобиле, выставив их в самом неприглядном свете, посол Норвегии в Лондоне написал знаменитому полярному исследователю Фритьофу Нансену, что Амундсен, должно быть, лишился рассудка. Нансен же в ответ отметил, что это душевное расстройство в том или ином виде проявлялось у Руаля и ранее.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Биография Руаля Амундсена
16 июля 2012 года исполняется 140 лет со дня рождения Руаля Амундсена.
Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.
С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем, зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.
В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).
В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно «Магдалена», совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.
В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля «Бельжика» совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.
Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.
17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).
Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.
Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.
Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.
Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.
14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.
15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне «Мод» Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.
11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»).
18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле «Италия». Через три часа «Латам» потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.
Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.
Руаль Амундсен никогда не был женат.
В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.
2011 год в Норвегии был посвящен Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.
14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом был открыт ледяной памятник‑бюст норвежскому путешественнику.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Две любви и последняя экспедиция «полярного Наполеона» Амундсена
Они познакомились на Севере, во время его путешествия, знакомство вскоре переросло в роман. Позже он встречался с ней в Америке в период своих лекционных турне. В юности Бесс женила на себе богача Магидса, стала его деловым партнером и сколотила собственное состояние. Брак с Амундсеном сулил ей шанс подняться еще выше, туда, где обитают короли и президенты, с которыми запросто общается ее любовник, настоящий викинг. Она слышала, что из-за юного Амундсена, в связи с морскими делами одно время жившего в Амстердаме, совершила самоубийство его квартирная хозяйка. Та голландка, может, и поторопилась лезть в петлю, но Бесс, плывущей сейчас в Норвегию на пароходе «Святой Олав», тоже приходится несладко — с мужем она развелась, а ее состояние, после того как цены на меха упали, изрядно усохло.
Думал об Амундсене и его старший брат Леон, за последний год постаревший лет на десять.
Леон не желал Руалю попутного ветра, но при этом понимал, что славная гибель покорителя Южного полюса окончательно похоронит и его.
Леон был самым практичным из четырех братьев Амундсен. Двое из них оказались пустыми прожектерами, а Руаль с детства мечтал о полюсе. Он учился спустя рукава в отличие от Леона, который радовал родителей прилежанием, позже занялся бизнесом и преуспел. Успех брата во многом был и его успехом, а потом Руаль погубил Леона.
Когда между братьями начались судебные разбирательства, Руаль засел за автобиографию, полную поклепов и ненависти. Самому Амундсену автобиография принесла много вреда, а Леона просто уничтожила. В книге Руаль назвал старшего брата предателем и обманщиком, бесстыдно наживавшимся на его путешествиях, даже обвинил в своем банкротстве. Убежденный трезвенник, Леон начал пить: слушая по радио репортаж о поисках экспедиции Нобиле и наливая очередную рюмку, он пытался понять, когда сжигавшая брата воля к победе обернулась дьявольской энергией саморазрушения.
Наверное, дело в том, что Руаля никогда не волновали другие люди и спокойнее всего он чувствовал себя в одиночестве. Брата раздражали докучливая родня, досаждавшие своими требованиями участники экспедиций, да и женщины в общем-то были для него не важны: заполучив очередную, он терял к ней интерес.
Его цель — вершина, на которой царит он один, Руаль Амундсен. Людишки копошатся внизу, до него доносятся лишь их голоса. Он стоит на своей вершине и потихоньку сходит с ума — в тот вечер, когда «Латам» улетел к полюсу, крепко напившийся Леон представил себе именно такую картину.
Свое видение было и у Кисс, и она отнеслась к нему всерьез — миссис Беннетт увлекалась оккультизмом. Утром, сидя на кровати в гостиничном номере и надевая чулки, она вдруг услышала голос Руаля, да так ясно и четко, что даже вздрогнула.
— О Кисс, начинается ужасная агония…
Два дня подряд ей чудилось, что Руаль рядом с ней, на третий день это чувство исчезло.
Тогда уже стало известно, что самолет Амундсена пропал.
Позже много говорилось о том, что после нескольких зимовок полярные исследователи возвращаются домой не вполне нормальными людьми, не случайно среди них высок процент самоубийств. А ведь полет Амундсена на не приспособленном к северным морям гидроплане был сродни самоубийству.
Но для простых горожан, высыпавших на улицы норвежских городов, Амундсен был национальным героем, отдавшим жизнь ради других. Из окон вывешивались черные полотнища, по радио звучала траурная музыка. Газеты перепечатывали рассказы о путешествиях Амундсена, страна скорбела, скандальные выходки героя сразу забылись.
Того, кто помянул бы старые слухи о бегстве Амундсена во время первого броска к Южному полюсу — мороз тогда оказался невыносимым и он дал команду к отступлению, а сам помчался во временный лагерь, опережая своих товарищей, — толпа могла и побить.
«Латам» исчез 18 июня, а через несколько дней красную палатку Нобиле обнаружил шведский летчик. Именно он сумел приземлиться на льдине и забрать генерала, у которого были сломаны голень и запястье.
Оставшихся на льдине членов экспедиции спас советский ледокол «Красин», а от самолета Амундсена нашли только оторвавшийся поплавок да заткнутый деревянной пробкой пустой бензобак.
…Пилот говорит Амундсену, что впереди грозовой фронт, но его удастся проскочить.
Руаль Амундсен
Биография
Норвежский исследователь полярных регионов Руаль Амундсен был первооткрывателем многих географических объектов и маршрутов. В 1911 году он достиг Южного полюса планеты, а затем проложил дорогу к конечной точке Северного полушария. Совершив экспедицию вдоль побережья Сибири на моторном судне «Йоа», скандинавский путешественник стал ключевой фигурой в эпохе антарктических исследований, преодолев неизведанный Северо-Западный проход, ведущий к холодным берегам Заполярья.
Детство и юность
Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежском городе Борге. Биография его семьи включала множество интересных фактов, касавшихся происхождения и собственности предков.
Портрет Руаля Амундсена / Ludwik Szaciński, Википедия
История рода Амундсенов началась в XVII веке с представителей крестьянской общины скандинавского острова Асмалей. Потом старшие члены фамилии перебрались на материк и к моменту появления Руаля и его братьев Йенса Уле Антони, Густава Салквиста и Леона владели судоверфью и имением на побережье Осло-фьорда.
Отец будущего путешественника Йенс Амундсен нажил состояние на продовольственных поставках во время войны 1853-1856 годов на Кавказе и на перевозке наемных работников из Китая на Кубу.
Мать Руаля, Ханна Хенрика Густава Салквист, была дочерью служащего местной таможни, занимавшейся ведением хозяйства и воспитанием детей. Занятия мужа не нравились молодой женщине, и она приложила максимум усилий, чтобы оградить детей от продолжения семейного дела. Старания Ханны пропали даром, и двое из четверых детей в молодости занялись предпринимательством и торговлей, а другие посвятили жизнь военной карьере и путешествиям.
Руаль Амундсен в детстве / Википедия
В судьбе подрастающего поколения главную роль сыграла методика воспитания отца, желавшего с раннего детства приучить сыновей к физическим нагрузкам и спартанским условиям. С раннего возраста Руаль в компании старших братьев и соседских мальчишек занимался гимнастикой, ходил на лыжах и участвовал в уличных драках и потасовках.
Обладая высокомерным и независимым характером, будущий исследователь не слушал учителей и отставал от сверстников в изучении общеобразовательных предметов. Дошло до того, что он отдельно от остальных сдавал выпускные экзамены и с трудом получил документ об окончании школы.
После смерти отца в 1886 году Руаль поддался на уговоры матери и переехал в столицу для поступления на медицинский факультет Университета Кристиании. Кое-как отучившись на подготовительном отделении, Амундсен отказался от дальнейшей учебы и в 1893 году окончательно забросил карьеру врача. К этому времени Ханна скончалась, и ничто не смогло удержать упрямого юношу от такого поступка.
Руаль Амундсен / Библиотека Конгресса США
Чувство свободы породило в Руале интерес к путешествиям, подкрепленный знакомством с историей жизни английского мореплавателя Джона Франклина. С одобрения военно-медицинской комиссии несостоявшийся доктор отправился в лыжный поход на плоскогорье Хардангервидда, а затем поступил на промысловое судно в надежде получить звание штурмана северного флота.
Готовясь к плаванию, Амундсен посетил лекцию полярного исследователя Эйвина Аструпа и твердо решил посвятить собственную жизнь поиску неизведанных земель в северной части земного шара. Впервые он попытался присоединиться к экспедиции на Землю Франца-Иосифа, предпринятую английским географом Фредериком Джексоном, но из-за отсутствия опыта получил отказ.
Экспедиции и исследования
В 1896 году Амундсен, получивший звание штурмана, отправился в первое путешествие к Южному магнитному полюсу в интернациональном составе экспедиции под командованием бельгийского исследователя Адриена де Жерлаша. Мореплаватели планировали достичь Антарктиды и, оставив четверых членов команды на зимовку для сбора данных, вернуться в Рио-де-Жанейро.
Руаль Амундсен в кабинете / Anders Beer Wilse, National Library of Norway
После пересечения Магелланова пролива Руаль стал первым человеком, совершившим лыжный переход вдоль побережья острова Ту Хэммок, и вместе с другими членами команды провел 13 месяцев на непредвиденной зимовке в западной части Южного океана.
В дни пребывания во льдах Руаль стал инициатором пошива теплой одежды из бортовых одеял и организовал питание команды, вылавливая из воды туши тюленей и пингвинов. При поддержке судового врача Фредерика А. Кука Амундсен старался избежать деморализации и психического разложения участников экспедиции, но Жерлаш не оценил усилия подчиненного, и на дрейфовавшем судне разгорелся конфликт.
Шхуна «Бельжика», вмёрзшая во льды / Фредерик Кук, Википедия
По правилам Национального географического общества командовать путешествием мог только мужчина бельгийской национальности, но, по словам норвежца, к 1897 году бразды правления антарктической миссией полностью легли на него. Считая спасение людей первостепенной задачей, Руаль помог капитану вывести судно из ледяной зоны, и 5 ноября 1899 года экипаж благополучно высадился в Антверпене.
После этого участник бельгийской экспедиции обосновался в Германии и приступил к изучению геофизики и исторических материалов по Северо-Западному проходу. В Гамбурге Руаль познакомился с директором обсерватории Георгом фон Ноймайером, основателем метеорологии Хенриком Моном и полярным исследователем Фритьофом Нансеном.
Яхта «Йоа» / Alaska Digital Archives
Под их влиянием в 1901 году норвежец приобрел большую промысловую яхту «Йоа» и после переоборудования начал подготовку к покорению Северного Ледовитого океана. Судно отплыло от берега в июне 1903 года и к сентябрю достигло острова в Арктическом архипелаге Канады. В ходе 2-годичной зимовки члены экипажа наладили отношения с местными эскимосами и дважды совершали походы к Северному магнитному полюсу Земли.
В 1906 году, после остановки на острове Хершел, Амундсен вернулся к цивилизации и снискал мировое уважение как покоритель Северо-Западного морского прохода. Отчет о путешествии вызвал восторженные отклики европейцев и принес исследователю Большой крест ордена святого Олафа и почетное членство в географическом обществе России.
Не останавливаясь на достигнутом, Руаль стал активным участником полярной гонки, но ему не удалось обойти соперников Роберта Пири и Фредерика Кука, объявивших о прибытии на Северный полюс, когда экспедиция норвежца находилась на подготовительном этапе.
Руаль Амундсен в полярной экипировке / Daniel Georg Nyblin, National Library of Norway
После этого Амундсен решил изменить направление и запланировал путешествие на противоположный конец земного шара. Подобное предприятие пришло в голову и капитану королевского флота Великобритании – исследователю Роберту Скотту, который осуществил задуманное с опозданием на несколько недель.
Благодаря грамотной организации экспедиции и поэтапному передвижению на собаках Руаль с командой перезимовали в лагере «Фрамхейм» в Китовой бухте и 14 декабря 1911 года со второй попытки вышли на Южный магнитный полюс Земли.
Поскольку путешествие Амундсена носило прежде всего научный характер, исследователи многократно проверяли географические координаты, пользуясь секстантом и искусственным горизонтом. В итоге в 3 точках, расположенных в нескольких милях друг от друга, остались метки и сооружения с посланиями потомкам.
Руаль Амундсен (стоит слева) на Южном полюсе / Project Gutenberg
В одной из палаток, украшенной флагами Норвегии и «Фрамхейма», покорители Антарктиды поместили записку, предназначенную для проигравшей команды Роберта Скотта, в которой говорилось, что англичанин не смог совершить открытие и навсегда останется покорителем Южного полюса под номером 2.
На обратном пути полярники использовали припрятанную провизию и, покинув ледники Китовой бухты, постарались как можно быстрее вернуться на материк. Дорога сопровождалась скандалами и выяснением отношений среди членов команды, и в итоге они не смогли опубликовать собственные наблюдения, поскольку Амундсен заблаговременно завладел авторскими правами на дневники.
Впрочем, до 1912 года норвежец не был уверен в собственном открытии. И хотя мировое сообщество признало достижения и неоценимый вклад в науку, отсутствие вестей об экспедиции Скотта сеяло сомнения в рядах ученых и исследователей.
Руаль Амундсен / Википедия
Информация о британцах появилась, когда Амундсен писал книгу о собственной экспедиции и выступал с лекциями в Европе и США. Из-за плохой организации Роберт и другие члены команды на обратном пути погибли от голода и обморожения, оставив дневники, подтвердившие первооткрывательский статус Руаля.
В последующие годы норвежец осуществил путешествие в Берингов пролив и после нескольких зимовок доставил в Европу ценные сведения по географии, метеорологии, зоологии и другим научным дисциплинам и обдумывал планы покорения полюсов по воздуху. Для этого Амундсен приобрел гидропланы, получил лицензию пилота и в 1925 году совершил полет в районе Гренландии и акватории Баренцева моря, а затем на дирижабле «Норвегия» пересек арктическую часть планеты, проведя над Северным Ледовитым океаном 72 часа беспосадочного времени.
Личная жизнь
По официальной информации, Амундсен, посвятивший себя экспедициям и исследованиям, не имел ни жены, ни детей. Но в дневнике, обнародованном в 1990 году, сохранились некоторые сведения о личной жизни покорителя Северо-Западного прохода и Южного полюса Земли. В нем путешественник упоминал об отношениях с тремя замужними женщинами: Сигрид Кастберг, Кристине Элизабет Беннет и Бесс Магидс.
С первой избранницей полярник познакомился в 1909 году и в ходе 4-летнего романа постоянно просил покинуть супруга и вступить в повторный законный брак. Женщина не отклоняла предложение, но окончательного решения не принимала, поэтому любовники прекратили встречаться и в 1913 году навсегда разорвали отношения.
Руаль Амундсен с приёмными дочерьми Камиллой и Каконитой / Мир вокруг
Второй любовью Руаля стала молодая жена английского бизнесмена, часто посещавшая Норвегию в период с 1912-го по 1925-й. Амундсен предлагал красавице руку и сердце и перед очередной экспедицией завещал ей усадьбу в Свартскуге.
Последнюю женщину Амундсен встретил во время путешествия по Берингову проливу в 1922-м. Канадка украинского происхождения была очарована мужественным обликом норвежца и согласилась на свадьбу, но этому союзу не суждено было случиться из-за гибели полярника в 1928 году.
Кроме того, сохранился фотопортрет Руаля с чукотскими девочками Каконитой и Камиллой, которые стали приемными детьми Амундсена и поселились в семье его родного брата Леона.
Смерть
В 1928 году Амундсен при поддержке итальянского правительства и норвежских бизнесменов отправился на поиски бывшего коллеги по полярным исследованиям Умберто Нобиле.
На гидросамолете, арендованном у французских военных, Руаль вылетел в сторону островов архипелага Шпицберген, и через 2 часа 45 минут связь с ним прервалась.
Руаль Амундсен в Ню-Олесунне у своего самолёта «Дорнье» / Preus Museum
Через некоторое время спасательная экспедиция обнаружила обломки воздушного судна, но тело пилота так и нашла. Официальной датой смерти Амундсена объявили 18 июня 1928 года.
Образ полярника увековечили в мемориалах и памятниках, а события, связанные с трагической гибелью норвежца, легли в основу художественного фильма Михаила Калатозова «Красная палатка».