английский писатель честертон биография
Гилберт Кит Честертон
Честертон родился 29 мая 1874 года в лондонском районе Кенсингтон. Получил начальное образование в школе Святого Павла. Затем учился изобразительному искусству в художественной школе Слейда, чтобы стать иллюстратором, также посещал литературные курсы в Университетском колледже Лондона, но не закончил обучение.
В 1896 году Честертон начинает работать в Лондонском издательстве Redway и T. Fisher Unwin, где остаётся до 1902 года. В этот период он также выполняет свою первую журналистскую работу в качестве фрилансера и литературного критика.
В 1901 Честертон женился на Франсис Блогг, с ней он прожил всю свою жизнь.
В 1902 ему доверили вести еженедельную колонку в газете Daily News, затем в 1905 Честертон начал вести колонку в The Illustrated London News, которую вёл на протяжении 30 лет.
По словам Честертона, будучи молодым человеком, он увлёкся оккультизмом и вместе со своим братом Сесилом один раз экспериментировал с доской для спиритических сеансов. Однако вскоре он разочаровался в подобных занятиях, обратился к христианству, а позже стал католиком.
Христианская вера отложила глубокий отпечаток на всех его произведениях.
Честертон рано проявил большой интерес и талант к искусству. Он планировал стать артистом, и его писательское видение показывает умение преобразовывать абстрактные идеи в конкретные и запоминающиеся образы. Даже в его беллетристике осторожно скрыты притчи.
Честертон был большим человеком, его рост составлял 1 метр 93 сантиметра, и весил он около 130 килограммов. Он часто шутил над своими размерами. Во время Первой мировой войны девушка в Лондоне задала ему вопрос, почему он не «далеко на передовой»; Честертон ответил: «если вы зайдёте со стороны, то увидите, что я вполне себе там».
В другом случае он сказал своему другу Бернарду Шоу: «Если кто-нибудь посмотрит на тебя, то подумает, что в Англии был голод». Шоу ответил: «А если посмотрят на тебя, то подумают, что ты его устроил».
Однажды при очень сильном шуме Пэлем Грэнвил Вудхауз сказал: «Как будто Честертон упал на лист жести».
Честертон часто забывал, куда он должен был пойти, случалось, пропускал поезда, на которых должен был ехать. Несколько раз он писал телеграммы своей жене Фрэнсис Блогг не из того места, где он должен был быть, такого содержания: «Я на Маркет Харборо. Где я должен быть?». На что она ему отвечала: «Дома». В связи с этими случаями и с тем, что в детстве Честертон был очень неуклюж, некоторые люди считают, что у него была диспраксия развития.
Честертон любил дебаты, поэтому нередко участвовал в дружеских публичных спорах с Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Бертраном Расселом, Кларенсом Дарроу. Согласно его автобиографии, он и Бернард Шоу играли ковбоев в немом кино, которое никогда не было выпущено. Большим другом Честертона был Хилер Беллок (с которым он тоже немало спорил). Также Гилберт Кит встречался с известным русским поэтом Николаем Гумилёвым во время пребывания того в Лондоне.
В 1914-1915 годах Честертон перенёс тяжёлую болезнь, а в 1918-м умер во Франции его брат Сесил, участвовавший в Первой Мировой войне. В следующем году писатель совершил поездку в Палестину; в начале 1921-го года отправился в Америку читать лекции.
В последние годы жизни Честертон, несмотря на слабое здоровье, продолжал работу, в том числе над газетой, доставшейся ему от брата, и совершил путешествия в Италию и Польшу; в это же время он начал выступать по радио.
Писатель скончался 14 июня 1936 г. в Биконсфилде (графство Бакингемшир), где он жил вместе с женой и приёмной дочерью. Заупокойную мессу возглавлял Архиепископ Вестминстера. Проповедь на панихиде в Вестминстерском соборе, состоявшейся уже 27 июня, прочитал Рональд Нокс. Честертон похоронен на католическом кладбище в Биконсфилде.
Всего Честертон написал около 80 книг. Его перу принадлежат несколько сотен стихотворений, 200 рассказов, 4000 эссе, ряд пьес, романы «Человек, который был Четвергом», «Шар и Крест», «Перелётный кабак» и другие. Широко известен благодаря циклам детективных новелл с главными персонажами священником Брауном и Хорном Фишером, а также религиозно-философским трактатам, посвящённым истории и апологии христианства.
Роберт Браунинг (Robert Browning, 1903)
Чарлз Диккенс (Charles Dickens, 1906)
Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1909)
Роберт Луис Стивенсон (Robert Louis Stevenson, 1927)
Чосер (Chaucer, 1932)
Св. Франциск Ассизский (St. Francis of Assisi, 1923)
Св. Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas, 1933)
Что стряслось с миром? (What’s Wrong with the World, 1910)
Контуры здравого смысла (The Outline of Sanity, 1926)
Наполеон Ноттингхилльский (The Napoleon of Notting Hill, 1904)
Человек, который был Четвергом (The Man Who Was Thursday, 1908)
Вечный Человек (The Everlasting Man, 1925)
Ортодоксия (Ortodoxy, 1908)
Вот это (The Thing, 1929)
Клуб удивительных промыслов (The Club of Queer Trades, 1905)
Жив-человек (Manalive, 1912)
Перелетный кабак (The Flying Inn, 1914)
Пятёрка шпаг.
Гилберт Честертон
Биография
Даже если Гилберт Кит Честертон написал бы только серию детективов об отце Брауне, этого бы хватило, чтоб обрести славу и признание. Но в творческом наследии англичанина художественная проза — это капля в море. Его также знают как философа, журналиста, драматурга, искусствоведа, оратора и христианского мыслителя, оставившего после себя богатейшее наследие.
Детство и юность
Писатель родился в 1874 году в лондонском Кенсингтоне. Семья Эдварда и Марии Луизы Честертон владела процветающим делом по продаже недвижимости, и детство Гилберта походило на идиллическую картину викторианских семейств. У мальчика была сестра Беатрис, которая умерла в 1876-м, а 3 года спустя появился младший брат Сесил.
Гилберт Честертон в молодости / Hathi Trust
Ребенок был умен и даровит, но рассеян и лишен честолюбия и амбиций. Его любили друзья и преподаватели школы Святого Павла, куда он пошел учиться в 12-летнем возрасте. Предполагалось, что заведение готовит к поступлению в Оксфорд и Кембридж, но Гилберт не захотел туда поступать, заявив родителям, что станет художником. Долговязый и неуклюжий мальчик с трудом переносил спортивные занятия и увлекался поэзией. Он любил читать и писать стихи и даже заработал Мильтоновскую премию за религиозную поэму.
Честертон упорно отказывался получать высшее образование и из компромисса с родителями посещал Лондонский университет в качестве вольнослушателя, а также постигал азы живописи в школе Слейд, но и там занимался без особого увлечения. Большое впечатление произвели на парня путешествия по Франции и Италии, после которых он писал талантливые стихи.
Личная жизнь
С будущей женой Фрэнсис Блогг писатель познакомился осенью 1896-го и все свободные минуты проводил только с ней, решившись спустя 2 года сделать предложение. Свадьбу долго откладывали, в основном потому что мать Честертона не очень одобряла этот союз, считая девушку странноватой и недостаточно изысканной. Она была близка к богеме, писала музыку, стихи и пьесы и бесконечно восхищала и вдохновляла Гилберта, который стал ее мужем в 1901 году.
Семейная пара поселилась в скромном лондонском районе Баттерси и жила на доходы от журналистики. Их личная жизнь сложилась наилучшим образом: супруга стала для писателя чутким и нежным другом и помощником, они любили друг друга до последних дней. Своих детей у Честертонов не было — они удочерили девочку.
Гилберт хорошо знал большинство выдающихся современников, проводя время в беседах и спорах с ними. Некоторые, например Герберт Уэллс и Бернард Шоу, были его близкими друзьями. С последним даже сохранилось совместное фото.
Книги
Первый рассказ Гилберт опубликовал в журнале, издаваемом школой искусств Слейд, а дебютную книгу стихов выпустил в 1890 году. Деньги на публикацию дал отец. В 1985-м молодой человек поступил на работу в издательство, где занимался вычиткой рукописей и рецензированием. По вечерам в свободное время писал критические статьи, эссе, религиозные тексты, которые обращали на себя внимание читающей публики.
Скоро автору начали заказывать материалы Daily News, Speaker, The Illustrated London News, в которых он много лет проработал обозревателем и колумнистом. Статьи журналиста пользовались популярностью и даже издавались отдельными книгами. А в 1904 году Честертон представил публике первый роман «Наполеон Ноттингхильский».
Писатель работал в разных жанрах: писал детективы, теологические трактаты, критические и литературоведческие статьи, автобиографию, философские романы, пьесы и стихи. Библиография англичанина насчитывает сотни текстов, которые современники разбирали на цитаты.
Смерть
Впервые серьезные проблемы со здоровьем Честертон испытал в 40 лет. Мужчина месяцами не вставал с постели, находясь едва ли не в бессознательном состоянии. Тогда ему поставили диагноз водянка и болезнь сердца, и понемногу писатель выправился. В 1936 году проблемы вернулись. Появились слабость, сонливость, и Гилберт слег в постель. В последние дни от него не отходили жена и дочь, а 14 июня мужчины не стало. Причиной смерти признали сердечную недостаточность.
Прощание с Честертоном стало событием: на него пришли сотни людей, среди которых присутствовали писатели, общественные деятели, священнослужители. Все подчеркивали роль, которую сыграл мужчина в каждой из областей. Богословские труды оказали влияние на возрождение британского католичества, и даже поднимался вопрос о причислении англичанина к лику блаженных, однако церковь отклонила это предложение в связи с тем, что автора при жизни неоднократно обвиняли в антисемитизме.
Гилберт Кит Честертон
Об авторе
Гилберт Честертон – английский писатель, христианский мыслитель и журналист.
Гилберт Кит Честертон родился 29 мая 1874 года в Лондоне. Начальное образование мальчик получил в школе Святого Павла, а затем поступил в художественную школу Слейда, где изучал изобразительное искусство. Параллельно он посещал литературные курсы Университетского колледжа Лондона, но доучиться не смог. С 1896 года Гилберт работал в издательстве, где писал критику на литературные произведения. Через шесть лет он женился на Фрэнсис Блогг, с которой прожил всю жизнь.
Журналистика и литература
В 1902 году Честертон начал вести собственную литературную колонку на страницах Daily News, а через три года перешел в газету The Illustrated London News, с которой сотрудничал на протяжении трех десятков лет.
С 1914 по 1915 годы Честертон серьезно болел, что негативно отразилось на его творчестве.
Последние годы жизни
Во время Первой Мировой войны погиб брат писателя, что нанесло ему серьезную моральную травму. Пытаясь восстановиться после трагического события, Гилберт посещал с лекциями США, Италию, Польшу. Но последние годы автор провел за работой над новыми произведениями.
За свою жизнь Честертон написал 4000 эссе, более 200 рассказов и около 80 книг. 14 июня 1936 года он скоропостижно скончался и был похоронен на кладбище в Биконсфилде.
На ЛитРес можно прочесть все книги Гилберта Честертона онлайн или прослушать озвученные версии. Для предварительного ознакомления с содержанием доступны бесплатные фрагменты текстов.
Как читать Честертона
Писатель или журналист? Святой или антисемит? Автор детективов или философ? Один из самых популярных английских писателей — живое воплощение столь любимых им парадоксов. В новом выпуске цикла о британской литературе Николай Эппле рассказывает о жизни и творчестве Гилберта Честертона
Гилберт Кит Честертон — явление, с трудом укладывающееся в привычные определения. Его детективы часто представляют собой замаскированные нравственные притчи; биографии других писателей содержат наблюдения о жизни самого автора; трактаты, призванные апеллировать к логике и здравому смыслу, субъективны и предвзяты. Сам Честертон, будучи одним из самых популярных авторов Британии, не считал себя писателем — «Я никогда не относился всерьез к моим романам и рассказам и не считаю себя, в сущности, писателем» Из «Автобиографии» (перевод Натальи Трауберг). — и предпочитал слово «журналист». Тем не менее Честертон оказал значительное влияние на К. С. Льюиса и Махатму Ганди, Маршалла Маклюэна и Хорхе Луиса Борхеса, Нила Геймана и папу Франциска. Кем же был этот человек и как читать его тексты?
Биография
Нравы английских литераторов того времени хорошо иллюстрирует следующий эпизод. В 1914 году Джеймс Мэтью Барри, автор «Питера Пэна», в числе прочего увлекавшийся экспериментами на стыке кино, театра и жизни, пригласил Честертона, Бернарда Шоу, театрального критика Уильяма Арчера и филантропа лорда Ховарда де Уолдена сняться в фильме про ковбоев. Он нарядил всех в соответствующие костюмы, вывез на натуру в Эссекс и там целый день заставлял гоняться за дикими пони и карабкаться по скалам, изображая ковбоев. Другой частью замысла был своего рода перформанс. Барри устроил ужин в лондонском «Савое» и пригласил туда весь высший свет — от литераторов до премьер-министра и министра юстиции. Приглашенные (за исключением участников съемок) не знали, что их снимают нанятые Барри операторы. Атмосфера была непринужденная, высокопоставленные гости вели себя расслабленно: Честертон вспоминал, что « швырялся хлебцами, забыв о государственных заботах». После ужина все перешли в зал, где собравшихся развлекали скетчами актеры. Затем слово взял Шоу. Он объявил присутствующим, что «шотландец не станет просто так угощать кого попало бесплатным ужином» и что все они участвуют в некоем невиданном начинании. Выхватив бутафорский меч, писатель бросился за сцену, призвав следовать за ним. Честертон, Арчер и лорд Уолден, также вооруженные мечами, последовали его примеру и скрылись от публики. По замыслу Барри, сцена в «Савое» символизировала уход участников «проекта» из реального мира в мир кино. Однако гости ничего не поняли, а премьер-министр написал Барри письмо с запретом демонстрировать запись. Фильм про ковбоев публично показывали один или два раза, а в годах его следы теряются. Зато сохранилась фотография, сделанная во время съемок.
К концу 1910-х Честертон уже входит в число известнейших литераторов Британии, к концу его хорошо знают за границей. Он ездит с публичными выступлениями по Европе, во время путешествия в США в годах выступает с многочисленными лекциями, на которые стекается масса слушателей. «В Америке я прочитал не меньше 90 лекций людям, не сделавшим мне ничего плохого», — напишет он потом в «Автобиографии».
Уже в 1900-е Честертон становится борцом с безверием и защитником христианства. В 1908 году выходит его сборник «Ортодоксия», и он все чаще выступает с христианских позиций. Но особенно отчетливым апологетический пафос Честертона становится после принятия католичества в 1922 году До этого Честертон принадлежал к англокатоликам, ветви англиканства, наиболее близкой к католичеству. : в годы выходит его книга о Франциске Ассизском (1923) и «Вечный человек» (1925) — очерк истории человечества с христианской точки зрения. В — биография Фомы Аквинского. Выражая соболезнования по случаю смерти Честертона в 1936 году, папа Пий XI назвал его защитником католической веры.
Спорщик и мастер парадокса
Самый характерный прием Честертона, отличающий все его тексты — от игривых эссе и детективных рассказов до трактатов в защиту христианской веры, — парадокс. В этом смысле он преемник традиции, к которой принадлежали Льюис Кэрролл и Оскар Уайльд, но если для первого важен слом логики как таковой, а для второго — доведенное до совершенства острословие, честертоновский парадокс — инструмент возвращения к здравому смыслу. Честертон превозносит чудаков и чудачества вовсе не из стремления к экстравагантности: он видит, что современный мир перевернулся вверх ногами и сохранить в нем равновесие можно, лишь встав на голову.
Болтливость Честертона, его неуемную любовь к парадоксам, стремление кстати и некстати затевать спор много и жестоко ругали. Поэт Томас Элиот, непримиримый противник Честертона, оценивший его только к концу жизни, писал: его ум «роится идеями, но не мыслит», стиль «раздражающ до невыносимости», а готовность спорить со всеми и обо всем производит впечатление, что «убеждения читателя всегда прямо противоположны тому, что мистер Честертон почитает истиной».
Сборники статей Честертона против евгеники или разводов дают представление о том, насколько унылым и предвзятым может выглядеть его полемический задор, будучи направленным на конкретную социальную язву. Но это скорее исключение. Лучшие образцы честертоновской полемики завораживают, как блестяще выстроенная батальная сцена. Об этом хорошо пишет Льюис в автобиографии «Настигнут радостью»:
Честертон-поэт
Полное собрание стихов Честертона составляет два тома по 500 страниц; многое было опубликовано уже после смерти автора. Самые значительные из его поэм — «Баллада о белом коне» и «Лепанто». Первая посвящена битве Альфреда Великого, первого англосаксонского короля Британии с язычниками-данами, вторая — битве дона Хуана Австрийского с турками. Оба события Честертон рассматривает как аллегорию противостояния цивилизации и варварства, веры и неверия, жизни и смерти. Образ белого коня, древнего рисунка на меловых холмах Оксфордшира, Честертон превращает в символ европейской христианской традиции: этот силуэт сохранился до наших дней, потому что поколение за поколением расчищали его очертания, не давая зарасти дерном, — так наши представления о добре и зле, долге, святыне, верности и праведности значат лишь постольку, поскольку поколение за поколением ведет работу по их расчистке, защите от стремящихся забить их «новых веяний».
Одно из самых пронзительных стихотворений Честертона вложено в уста главного героя романа «Перелетный кабак» капитана Дэлроя. Оно посвящено важному для Честертона образу возвращения домой как метафоре прихода в себя заблудившегося и сошедшего с ума мироздания, человеческого общества и отдельного человека Честертон обыгрывает действительно существующую в английском парламенте традицию, согласно которой в конце заседания служители спрашивают собравшихся: «Кто идет домой?» У Честертона эта вполне банальная публицистическая шпилька в адрес политиков («Почему же их сейчас не бьют?» — спрашивает один из героев «Перелетного кабака», и другой ему отвечает: «Это великая тайна») при помощи поэтической гиперболы превращается в пронзительное философское и богословское обобщение. :
В городе, огороженном непроходимой тьмой,
Спрашивают в парламенте, кто собрался домой.
Никто не отвечает, дом не по пути,
Да все перемерли, и домой некому идти.
Но люди еще проснутся, они искупят вину,
Ибо жалеет наш Господь свою больную страну.
Умерший и воскресший, хочешь домой?
Душу свою вознесший, хочешь домой?
Ноги изранишь, силы истратишь, сердце разобьешь,
И тело твое будет в крови, когда до дома дойдешь.
Но голос зовет сквозь годы: «Кто еще хочет свободы?
Кто еще хочет победы? Идите домой!»
Автор биографий
Первую биографическую книгу о поэте и драматурге Роберте Браунинге Честертон написал в 1903 году. Как и другие тексты, она субъективна и полемична. Автор честно признавался, что написанное едва ли можно назвать книгой о Браунинге: «Я написал книгу о свободе, поэзии, любви, моих мнениях о Боге и религии (исключительно незрелых), где время от времени встречалось слово „Браунинг“, которое я вводил вполне искусно, во всяком случае — с пристойной регулярностью. Были там факты, почти все — неверные. Но в этой книге есть, скорей — моя юность, чем жизнь Браунинга».
Такая характеристика во многом применима ко всем биографиям, написанным Честертоном. В этой саморецензии есть характерный для автора гротеск: конечно, он не перевирал факты намеренно и не пытался выдать собственные домыслы за биографическое исследование. Но героями своих книг он выбирал тех, с кем так или иначе чувствовал родство и потому умел сделать их ближе читателю. Биографию Диккенса критик и священник Рональд Нокс называл «честертоновской философией, проиллюстрированной примерами из жизни Диккенса», книга о Фоме Аквинском в огромной степени получилась объяснением в любви к латинскому Средневековью, а о Чосере — к английскому XIV столетию.
Сам Честертон честно признавался в ограниченности своих познаний, уточняя, что его книга — для тех, «кто знает о Чосере еще меньше, чем он сам». Действительно, с одной стороны, эти тексты доступно рассказывают об эпохе или конкретном писателе широкому читателю. С другой — такой строгий ценитель, как Томас Элиот, назвал честертоновского «Чарльза Диккенса» лучшим из написанного о Диккенсе, французский философ и богослов Этьен Жильсон, главный знаток Фомы и томизма, также высоко оценил биографию Фомы Аквинского, а строгий критик Гарольд Блум — книгу о Чосере.
«Со мной он плакал», — Браунинг сказал,
«Со мной смеялся», — Диккенс подхватил,
«Со мною, — Блейк заметил, — он играл»,
«Со мной, — признался Чосер, — пиво пил»,
«Со мной, — воскликнул Коббет, — бунтовал»,
«Со мною, — Стивенсон проговорил, — Он в сердце человеческом читал»,
«Со мною, — молвил Джонсон, — суд вершил».
А он, едва явившийся с земли,
У врат небесных терпеливо ждал,
Как ожидает истина сама,
В конце жизни Честертон собирался написать книгу о Шекспире — но так и не успел.
Романист
До 1989 года считалось, что Честертон написал шесть романов. Однако после смерти его секретарши Дороти Коллинз среди бумаг писателя обнаружили седьмой и самый ранний роман, написанный, когда автору было 19 лет. Издатели назвали этот текст «Бэзил Хоу»: он рассказывает историю любви двух молодых людей, и, хотя главный герой сыпет уже вполне узнаваемо честертоновскими парадоксами, в целом это скорее подражание викторианским романам, чем самостоятельное произведение.
Первый и вполне оригинальный роман Честертона «Наполеон Ноттингхилльский» (1904) проникнут характерной для автора любовью к Средним векам и лондонским предместьям. В Англии альтернативной реальности (где королей выбирают жеребьевкой) новоназначенный король-чудак решает вернуть лондонским районам средневековое право самоуправления, и город погружается в междоусобные войны, возрождающие рыцарские добродетели.
В «Человеке, который был Четвергом» (1908) попытка раскрыть заговор террористов-подпольщиков оборачивается прикосновением к тайне мироздания. «Шар и крест» (1909) — повесть о непримиримых противниках, которых неравнодушие к истине среди торжествующего безразличия делает лучшими друзьями, а «Жив-человек» (1912) — история возвращения домой как опасного и авантюрного предприятия. В «Перелетном кабаке» (1914) в Англии объявляют сухой закон, и любители рома ведут народ на штурм парламента, а в «Возвращении Дон Кихота» (1927) постановка любительского спектакля о временах Ричарда Львиное Сердце приводит к смене политического строя, библиотекарь становится королем и, проникшись истинным духом Средневековья, решает отдать фабрики рабочим, а шахты шахтерам.
Специфика честертоновского романа виднее всего в романе «Человек, который был Четвергом». Герой, поэт и полицейский, борющийся с анархистами, внедряется в тайную организацию, планирующую покушение на трех мировых лидеров. Постепенно выясняется, что ее члены, называющие себя в целях конспирации по дням недели, в действительности — тайные агенты из отдела по борьбе с анархистами, а предводитель Воскресенье — одновременно полицейский и анархист — воплощает в себе порядок и хаос, созидание и разрушение. Поэтическая гипербола, представляющая кучку заговорщиков таинственным мировым злом, грозящим гибелью самой человеческой цивилизации, а полицию — последней силой, оберегающей мир от краха, позволяет автору одновременно восстать против буржуазного спокойствия (анархисты и полицейские — единственные живые силы мира) и поставить диагноз романтизму разрушения.
В своих странных и нелепых на первый взгляд фантазиях Честертон предвосхищает таких важных для XX века авторов, как Франц Кафка и Хорхе Луис Борхес (оба высоко ценили «Человека, который был Четвергом»). Но если для них переворачивающийся вверх ногами мир только страшен или абсурден, то Честертон смотрит на этот абсурд с любовью.
Автор детективов
Больше всего Честертон известен своими детективными рассказами, хотя сам никогда не относился к ним всерьез и считал это занятие глубоко вторичным (как это довольно часто бывает в истории литературы). Еще интереснее то, что, хотя многие считают детективные рассказы лучшим из написанного Честертоном, а сами эти рассказы давно стали классикой жанра, это не столько детективы, сколько облаченные в детективную форму нравственные притчи.
Отец Браун, списанный с реального католического священника, друга Честертона Джона О’Коннора, раскрывает преступления не потому, что увлекается криминалистикой, а потому что лучше любого детектива знает греховность человеческой природы. Кроме того (и это один из главных тезисов Честертона), вера — последнее прибежище разума в современном мире. «Вы нападали на разум, — говорит отец Браун выдающемуся и впоследствии раскаявшемуся преступнику Фламбо в рассказе „Сапфировый крест“. — Это дурное богословие».
Лучшие из рассказов Честертона соединяют свойственную только ему парадоксальность с достойной Эдгара По атмосферой тайны, диккенсовским колоритом («Летучие звезды») и социальной заостренностью («Странные шаги»).
Христианский апологет, антисемит, святой
Многочисленные выступления Честертона в защиту христианства и Католической церкви сделали его одним из заметнейших христианских апологетов XX века. Его роль в своем обращении к вере отмечали К. С. Льюис и канадский теоретик медиа Маршалл Маклюэн, особую роль он играл для верующей интеллигенции в СССР в и годы. Честертона называют одним из любимых авторов папы римского Франциска (по некоторым версиям, в выборе им именно этого имени есть заслуга честертоновской биографии Франциска Ассизского).
В 2013 году католический епископ Нортгемптона Питер Дойл поручил отцу Джону Удрису поиск оснований для причисления Честертона к лику святых. Это исследование, первый этап процесса канонизации, завершилось летом 2018 года, его результаты были переданы в Ватикан. И в связи с этим обострился интерес к проблематичным сторонам наследия Честертона, главной из которых остается обвинение в антисемитизме.
Честертон не считал евреев ниже других их национальности. Но он разделял, особенно в молодости, существовавшее в среде английских либералов предубеждение против еврейской плутократии Плутократия (от греч «богатство» и «власть») — режим, при котором политическая власть узурпирована богатым меньшинством. как финансовой силы, вредящей экономике и особенно бедным. В 1912 году Честертон активно выступал на стороне своего брата Сесила в так называемом деле Маркони — коррупционном скандале вокруг финансовых злоупотреблений высокопоставленных членов парламента, в котором были замешаны еврейские финансисты. «Еврейской проблемой» Честертон называл то, что евреи — народ, лишенный родины, который повсюду чувствует себя на чужбине: «иностранцы, только такие, которых иностранцами не признают». Отсюда его выступления в защиту еврейского государства В 1919 году он побывал в Палестине по приглашению британской сионистской ассоциации. и против участия высокопоставленных евреев в переговорах о мире с Германией в конце Первой мировой войны. Отсюда же так страшно звучащие в свете позднейших событий предложения обязать евреев носить восточную одежду в книге «Новый Иерусалим» (1920).
С другой стороны, учитывая количество текстов, написанных Честертоном, и его страсть к полемике, трудно найти общность, которая избежала бы критики с его стороны — от мусульман и буддистов до различных христианских конфессий и английских либералов. Кроме того, он много выступал в защиту евреев — защищая своих друзей (евреями были несколько его ближайших друзей) от школьного буллинга, возвышая голос против погромов в России и Польше; он путешествовал в Палестину, а будучи в Польше, посетил синагогу. Наконец, в интервью 1933 года Честертон, признавая наличие «еврейской проблемы», в то же время решительно осуждает «зверства Гитлера» и говорит, что «готов умереть, защищая последнего еврея Европы».