ара бабаджанян биография личная жизнь
За глаза: Ара Арноевич Бабаджанян
Популяризация творчества отца – занятие благородное. Тем более, когда отец великий музыкант. Араик (Ара) Бабаджанян много лет возглавляет фонд памяти Арно Арутюновича Бабаджаняна. Те, кто помнит советскую эстраду, могут удивиться самому словосочетанию «популяризация творчества Арно Бабаджаняна». Его песни настолько лиричны и изысканны, что всегда заявляли о себе сами, без помощи популяризаторов. Если, конечно, таковыми не считать многих прекрасных эстрадных певцов. Но все же Ара Арноевич занят важным делом. Творчество Арно (как и некоторых других композиторов его времени) сильно контрастирует с современной эстрадой. Память о нем –наступление на сегодняшнюю музыкальную безвкусицу и непритязательность. Пропагандируя творчество отца, Ара Бабаджанян пропагандирует талант на эстраде. Он напоминает об эстрадной планке, поднятой Арно в свое время так высоко, что современным деятелям пришлось ставить свою, более низкую, иногда подымая голову: видна ли планка прежняя? Высокую планку многие от публики хотят скрыть, закамуфлировать. Но фонд памяти Арно этого не позволяет.
У Ары Бабаджаняна тоже отменный вкус. Он живет в квартире своего отца, в Доме композиторов, в самом центре Москвы. В квартире сохранена прежняя атмосфера. Даже мебель осталась отцовская – по тем временам, конечно, аристократическая. На стенах висят картины кисти Арно, напоминая изречение, что талантливый человек талантлив во всем. Словом, все как было при нем. Без модных ныне перепланировок и евроремонтов.
С Арой Бабаджаняном я записал небольшую беседу для радиопрограммы о его отце. Самому мне программа понравилась. Точнее, понравилось даже не то, что появилось в итоге в эфире, а работа над ней. Одни беседы с известными московскими композиторами и армянскими музыкантами чего стоили! С удовольствием и я включился в процесс популяризации творчества великого Арно.
Ара Бабаджанян никак не прореагировал на эту программу. Может быть, не услышал ее в эфире. Возможно, услышал, но не во всем согласился с моим подходом к теме. В чем именно мог не согласиться – догадываюсь. Людям свойственны обиды, поскольку не каждый и не всегда в жизни готов поступиться своими интересами ради другого, даже близкого человека. Увы, не избежали на каком-то этапе похолодания отношения Арно Бабаджаняна с исполнителем его песен Муслимом Магомаевым. Об этом написано и сказано уже много. Невольно в этот конфликт оказался втянутым и Ара Бабаджанян. Со временем к подоплеке личных отношений этих великих людей добавилась и наносная, но трагическая межнациональная тема. Мне, в работе над программой об Арно эти проблемы очень сильно мешали, часто выпячиваясь в самых неожиданных местах, диктуя политкорректные фразы, требуя изменить иные мысли и слова. Но и отделять Магомаева от творчества Бабаджаняна я не мог и не хотел. Хотя допустил, признаюсь, небольшой перебор Магомаева в программе о его композиторе. Даже закончил программу «Ноктюрном» Бабаджаняна в обработке Магомаева. Таков мой взгляд на творчество Арно.
Может быть, не во всем устроил Ару Арноевича этот взгляд. Во всяком случае, понимаю, что такая программа не могла украсить фонд памяти композитора Бабаджаняна даже по той самой, надоевшей многим нормальным людям, межнациональной причине…
Ара бабаджанян биография личная жизнь
Популяризация творчества отца – занятие благородное. Тем более, когда отец великий музыкант. Араик (Ара) Бабаджанян много лет возглавляет фонд памяти Арно Арутюновича Бабаджаняна. Те, кто помнит советскую эстраду, могут удивиться самому словосочетанию «популяризация творчества Арно Бабаджаняна». Его песни настолько лиричны и изысканны, что всегда заявляли о себе сами, без помощи популяризаторов. Если, конечно, таковыми не считать многих прекрасных эстрадных певцов. Но все же Ара Арноевич занят важным делом. Творчество Арно (как и некоторых других композиторов его времени) сильно контрастирует с современной эстрадой. Память о нем –наступление на сегодняшнюю музыкальную безвкусицу и непритязательность. Пропагандируя творчество отца, Ара Бабаджанян пропагандирует талант на эстраде. Он напоминает об эстрадной планке, поднятой Арно в свое время так высоко, что современным деятелям пришлось ставить свою, более низкую, иногда подымая голову: видна ли планка прежняя? Высокую планку многие от публики хотят скрыть, закамуфлировать. Но фонд памяти Арно этого не позволяет.
У Ары Бабаджаняна тоже отменный вкус. Он живет в квартире своего отца, в Доме композиторов, в самом центре Москвы. В квартире сохранена прежняя атмосфера. Даже мебель осталась отцовская – по тем временам, конечно, аристократическая. На стенах висят картины кисти Арно, напоминая изречение, что талантливый человек талантлив во всем. Словом, все как было при нем. Без модных ныне перепланировок и евроремонтов.
– Когда отец въехал в квартиру и еще не было стола, музыку он писал на этом подоконнике, – говорит Ара Арноевич.
Мне хочется верить, что и подоконники в этой квартире с тех пор не меняли.
– Вы что будете пить, чай или кофе? – спрашивает хозяин.
– В армянским доме, да еще в таком, следует пить только кофе.
Жена Ары Арноевича приносит минут через двадцать мне кофе, а ему чай.
– А почему вы пьете чай? – задаю вопрос.
– Мы кофе вообще не пьем. Наша мама очень любила чай, поскольку выросла в Баку, приучила к нему детей, – отвечает Ара Арноевич, и я понимаю, что его жена так долго искала непопулярный дома напиток специально для гостя.
Атмосфера в квартире – отца, а традиции – мамы. Я почувствовал себя в уникальном музее великой армянской семьи.
С Арой Бабаджаняном я записал небольшую беседу для радиопрограммы о его отце. Самому мне программа понравилась. Точнее, понравилось даже не то, что появилось в итоге в эфире, а работа над ней. Одни беседы с известными московскими композиторами и армянскими музыкантами чего стоили! С удовольствием и я включился в процесс популяризации творчества великого Арно.
Ара Бабаджанян никак не прореагировал на эту программу. Может быть, не услышал ее в эфире. Возможно, услышал, но не во всем согласился с моим подходом к теме. В чем именно мог не согласиться – догадываюсь. Людям свойственны обиды, поскольку не каждый и не всегда в жизни готов поступиться своими интересами ради другого, даже близкого человека. Увы, не избежали на каком-то этапе похолодания отношения Арно Бабаджаняна с исполнителем его песен Муслимом Магомаевым. Об этом написано и сказано уже много. Невольно в этот конфликт оказался втянутым и Ара Бабаджанян. Со временем к подоплеке личных отношений этих великих людей добавилась и наносная, но трагическая межнациональная тема. Мне, в работе над программой об Арно эти проблемы очень сильно мешали, часто выпячиваясь в самых неожиданных местах, диктуя политкорректные фразы, требуя изменить иные мысли и слова. Но и отделять Магомаева от творчества Бабаджаняна я не мог и не хотел. Хотя допустил, признаюсь, небольшой перебор Магомаева в программе о его композиторе. Даже закончил программу «Ноктюрном» Бабаджаняна в обработке Магомаева. Таков мой взгляд на творчество Арно.
Может быть, не во всем устроил Ару Арноевича этот взгляд. Во всяком случае, понимаю, что такая программа не могла украсить фонд памяти композитора Бабаджаняна даже по той самой, надоевшей многим нормальным людям, межнациональной причине…
Великий армянин Арно Бабаджанян… Великий азербайджанец Муслим Магомаев… В этих представлениях гораздо важнее присутствие слова великий. Недостойное их забудется, трения уйдут в небытие. Талантливый популяризатор творчества своего отца Ара Бабаджанян все это понимает. Может быть, потому и промолчал, не поругал и не похвалил меня за программу. А программа все-таки о его отце удалась! Ныне к такому выводу не трудно прийти и без рецензий критиков. Достаточно в поисковике набрать «Арно Бабаджанян», кликнуть мышкой и увидеть, что в 2008 году эта программа, сделанная пять лет назад, в своеобразном интернетовском рейтинге популярности занимает 16 место. То есть все эти годы, среди большого количества материалов о композиторе, она остается в центре внимания читателей и слушателей! Внимание людей – главный критерий для автора. Эту фразу я уже написал, конечно, не о себе – о великом музыканте Арно Бабаджаняне и его замечательном сыне Араике (Аре).
Арно Бабаджанян
Арно Арутюнович Бабаджанян (арм. Առնո Հարությունի Բաբաջանյան). Родился 22 января 1921 года в Эривани (ныне – Ереван) – умер 11 ноября 1983 года в Москве. Советский и армянский композитор, пианист, педагог. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Народный артист Армянской ССР (1962). Народный артист СССР (1971).
Арно Бабаджанян родился 22 января 1921 года в Эривани (ныне – Ереван). По другим данным, родился 21 января, но отец решил поменять сыну дату рождения в связи с тем, что она совпадала с датой смерти В.И. Ленина и этот день был траурным.
Отец – Арутюн Яковлевич Бабаджанян (1890-1963), был учителем математики, играл на множестве армянских народных инструментов.
Мать – Арцвик Иосифовна Арутюнян (1894-1975), учительница русского языка и литературы в школе им. А. М. Горького.
С ранних лет занимался музыкой, имел уникальный слух, который отмечали педагоги. В три года начал играть на старой домашней фисгармонии.
В 1926 году талант Арно был замечен знаменитым советским композитором и дирижёром Арамом Ильичем Хачатуряном.
В 1928 году поступил в среднюю общеобразовательную школу им. Горького и одновременно был принят в группу одарённых детей при Ереванской консерватории.
В возрасте девяти лет написал «Пионерский марш» (издан в 1932).
В двенадцать лет получил свой первый приз на конкурсе молодых музыкантов, где исполнил Четвёртую сонату Л. ван Бетховена и «Рондо капричиоззо» Ф. Мендельсона. После окончания музыкальной школы при Ереванской консерватории в 1935 году поступил в консерваторию на факультеты фортепиано и композиции (класс С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна).
Арно Бабаджанян в юности
В 1938 году переехал в Москву и поступил сразу на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Е. Ф. Гнесиной и классу композиции у В. Я. Шебалина. После окончания училища поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского (класс специального фортепиано Б. М. Берлина).
В начале Великой Отечественной войны был мобилизован на оборонительные работы под Смоленском. В конце 1941 года эвакуировался с Московской Консерваторией в Саратов.
Сын композитора Ара Бабаджанян говорил: “Москва фактически стала для отца второй родиной. Когда началась Великая Отечественная, их послали на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Позднее, в Москве отец получил второе образование. Он всегда говорил, что если бы не Россия, нас бы, наверное, тоже не существовало, также как не существовало бы армянского государства. Отец это понимал, он воспитывался на русской культуре. Более того, отец позиционировал себя как армянский композитор, который впитал в себя лучшие традиции русской музыкальной культуры. У него было очень много друзей в России”.
С 1942 году учился в Ереванской консерватории по фортепианному классу у К. Н. Игумнова и по композиции у В. Г. Тальяна, пройдя полный курс Ереванской консерватории без сдачи гос. экзаменов, переехал в Москву, был восстановлен в Московской Консерватории на предпоследний курс фортепианного факультета.
С 1943 года – член Союза композиторов СССР.
В 1946 году вместе в группой молодых композиторов был направлен в Москву на усовершенствование. В 1946-1948 годах совершенствовался Доме культуры Армянской ССР в Москве.
В 1947 году экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В. Г. Тальяна). В том же году стал лауреатом 5-я премии на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (1947) за три фортепьянные пьесы – «Прелюдия», «Вагаршапатский танец» и «Токатта».
В 1948 году окончил Московскую консерваторию, класс фортепиано К. Н. Игумнова.
В своих творческих устремлениях перекликался с А. Г. Арутюняном, Э. М. Мирзояном, Л. М. Сарьяном. Один из членов группы «Армянская могучая кучка» (круг пяти армянских композиторов, родившихся в 1920-1921 гг., закончивших Ереванскую консерваторию, и в 1946 г. поступивших в Московскую консерваторию и на курсы Армянской культурной студии (жили они также при Доме культуры Армении); круг так назывался в связи с известной могучей кучкой русских композиторов; их основными руководителями были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович; четыре члена группы были удостоены звания Народный артист СССР, Александр Арутюнян и Арно Бабаджанян также были удостоены Государственной премии СССР в молодые годы).
В 1950-1956 годах преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. В 1956 году удостоился звания доцента.
В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия третьей степени за «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром.
С 1956 года жил и работал в Москве. В том же году был избран членом КПСС.
Композитор обрёл огромную популярность как песенник, успешно сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским и певцом Муслимом Магомаевым – песни «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба».
Арно Бабаджанян с Робертом Рождественским и Муслимом Магомаевым
Также феноменальный успех выпал и на песни, написанные в соавторстве с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербенёвым («Лучший город земли»).
«Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются как гимн родному городу. Широчайшее признание имеет «Ноктюрн».
Много было сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце» и другие.
Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром, Фортепианное трио, Соната для скрипки и фортепиано, фортепианная сюита «Шесть картин», в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. «Поэма» была включена в программу третьего Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1966) в качестве обязательного произведения во втором туре.
Много писал музыку для кино. В некоторых фильмах исполнил небольшие роли.
Арно Бабаджанян в фильме “Женщина, которая поёт”
Всемирную популярность приобрели его броские и виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Г. Арутюняном («Армянская рапсодия», «Праздничная» – с ударными инструментами). Во многом развивал творческий опыт С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна. В последний период жизни стремился к большему рационализму в творчестве.
Среди исполнителей его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Власенко, С. О. Навасардян, Ж. Тер-Меркерян, Д. А. Ханджян, Riga piano duo, Firenze piano duo.
Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на плёнки, изданы на аудиодисках.
“Самая любимая мелодия, та – которую я еще не создал”, – говорил Арно Бабаджанян.
Арно Бабаджанян умер 11 ноября 1983 года от осложнений, вызванных лейкемией. Похоронен в Ереване на городском кладбище (Тохмах).
В центре Еревана 4 июля 2003 года установлен выполненный в остросовременном стиле памятник А. Бабаджаняну работы скульптора Д. Беджаняна.
В честь композитора действует «Фонд памяти Арно Бабаджаняна», которым руководят его сын Ара Бабаджанян (президент фонда), и поэт, журналист, певец Владимир Попков (генеральный продюсер). Фонд поддерживает молодые таланты, организует не только вечера, но и ежегодные Фестивали музыки Арно Бабаджаняна.
В 2011 году в ереванском Доме-музее А. Хачатуряна проведён Международный конкурс молодых пианистов им. А. Бабаджаняна.
В Москве, на доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска. В Ереване, на доме 43 по проспекту Месропа Маштоца, где жил композитор, установлена мемориальная доска.
В честь композитора назван астероид 9017 Бабаджанян.
С 2017 года имя Арно Бабаджаняна носит военно-музыкальный фестиваль России и Армении «Главное отчизне служить».
Арно Бабаджанян
Личная жизнь Арно Бабаджаняна:
Жена – Тереза Сократовна Бабаджанян (урожденная Оганесян; 1924-1990), пианистка, органистка.
Сын – Ара Арноевич Бабаджанян (род. 15 декабря 1953), актёр, эстрадный певец, общественный деятель. В 1990 году создал «Международный благотворительный фонд памяти Арно Бабаджаняна».
Арно Бабаджанян с женой и сыном
Фильмография Арно Бабаджаняна:
1954 – Концерт мастеров искусства Армении
1965 – В первый час – гость “Голубого огонька”
1967 – Арно Бабаджанян (документальный)
1978 – Женщина, которая поёт – член жюри (нет в титрах)
Работы Арно Бабаджаняна в кино как композитора:
1949 – Им нужен мир
1955 – В поисках адресата
1956 – Тропою грома
1957 – Лично известен
1958 – Жених с того света (короткометражный)
1958 – Песня первой любви (совм. с Л. М. Сарьяном)
1975 – В горах мое сердце
1975 – Невеста с севера
1975 – Песня всегда с нами (совм. с В. М. Ивасюком, Е. Г. Мартыновым)
1976 – Багдасар разводится с женой (совм. с Ю. А. Арутюняном, М. Мависакаляном)
1977 – Приехали на конкурс повара
1980 – Полёт начинается с земли
1981 – Баллада о песне – песни «Благодарю тебя», «Свадьба»
1982 – Механика счастья
Песни Арно Бабаджаняна:
Приезжай на Самотлор (слова Рождественский Роберт) – исп. Лев Лещенко;
Приснилось мне (слова Рождественский Роберт) – исп. Вадим Мулерман; Веслава Дроецка;
Прости, я сам виноват (слова Регистан Гарольд) – исп. Аскольд Беседин;
Пушинка белая (слова Вознесенский Андрей) – исп. Валентина Толкунова;
Раскаяние (слова Граши Ашот, Павлова Муза (перевод) – исп. София Ротару;
Ребята, которых нет (слова Рождественский Роберт) – исп. Муслим Магомаев;
Родина моя (слова Граши Ашот) – исп. Бедрос Киркоров; Ара Бабаджанян;
С тобой (слова Цейтлин Юрий) – исп. Николай Щукин;
Свадьба (слова Рождественский Роберт) – исп. Муслим Магомаев;
Сердце на снегу (слова Дмоховский Александр) – исп. Муслим Магомаев; Лев Барашков;
Солнцем опьянённый (слова Горохов Анатолий) – исп. Муслим Магомаев;
Страна влюблённых (слова Дербенёв Леонид) – исп. Жан Татлян;
Судьба (слова Рождественский Роберт) – исп. Вадим Мулерман; Бедрос Киркоров;
Счастье пришло (слова Регистан Гарольд) – исп. Рашид Бейбутов;
Твои следы (слова Евтушенко Евгений) – исп. София Ротару; Людмила Зыкина; Эдуард Хиль; Ара Бабаджанян;
Только любовь права (слова Гребенников Сергей, Добронравов Николай) – исп. Майя Кристалинская; Лариса Мондрус; Ара Арсенян;
Ты приснишься мне (слова Дербенёв Леонид) – исп. Виктор Беседин;
Ты, море и я (слова Рождественский Роберт) – исп. Ирина Подошьян; Виктор Вуячич; М. Рафаэль;
Увидел тебя, полюбил (слова Саакян Арамаис) – исп. Раиса Мкртчян;
Улыбнись (слова Вердян Андрей) – исп. Муслим Магомаев;
Хозяйка города (слова Цейтлин Юрий) – исп. ВК «Аккорд»;
Целый мир на двоих (слова Горохов Анатолий);
Чёртово колесо (слова Евтушенко Евгений) – исп. Муслим Магомаев; Веслава Дроецка;
Я жду тебя (слова Дементьев Андрей) – исп. Ара Бабаджанян;
Я жду тебя (слова Павлова Муза) – исп. Николай Щукин;
Winterwaldchen – исп. Лариса Мондрус Песня «Чёртово колесо» в переводе на немецкий язык;
Serce na śniegu – исп. Урбанович Ядвига;
Грусть и радость моя (из кинофильма «Песня первой любви»; русский текст Г. Регистана);
Золотое танго (слова М. Пляцковского). Известен также армянский вариант «Չքնաղ երազ» (Чудесный сон) на слова А. Саакяна;
Любовь можно потерять (из кинофильма «Невеста с севера»; слова А. Вознесенского);
Мой Ереван (из кинофильма «Песня первой любви»; русский текст Н. Адамян);
Ночная серенада (из кинофильма «Песня первой любви»; русский текст Г. Регистана);
Парижский снег (для кинофильма «Невеста с севера»; слова А. Вознесенского);
Песня первой любви (из кинофильма «Песня первой любви»; русский текст Г. Регистана);
Пушинка белая (из кинофильма «Невеста с севера»; слова А. Вознесенского)
Награды и звания Арно Бабаджаняна:
– 5-я премия на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (1947) – за три фортепьянные пьесы «Прелюдия», «Вагаршапатский танец» и «Токатта»;
– Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (7.07.1956);
– Народный артист Армянской ССР (1962);
– Народный артист СССР (1971);
– Сталинская премия третьей степени (1951) – за «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром (1950);
– Государственная премия Армянской ССР (1967);
– Государственная премия Армянской ССР (1983 – посмертно);
– Орден Ленина (22.01.1981);
– Орден Трудового Красного Знамени (27.06.1956);
– Первый приз на Всемирном конкурсе песни в Токио (1973) – за песню «Чёртово колесо».
freesmi_by
freesmi_by
Прошло уже почти четыре десятка лет со дня смерти легендарного советского композитора и пианиста Арно Арутюновича Бабаджаняна. Лауреат Сталинской премии, а также обладатель звания Народного артиста СССР более всего известен композициями «Королева красоты», «Лучший город земли», а также «Пока я помню, я живу» и многими другими. Созданные им песни исполняли со сцены такие знаменитости, как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Анна Герман, Алла Пугачева, Людмила Зыкина и прочие звезды советской эстрады первой величины.
Фото: radiovan.fm Арно Арутюнович Бабаджанян
Те, кто был лично знаком с этим необычайно талантливым человеком, говорили, что он умел, как никто, искренне радоваться жизни, а самое главное – делиться своим чувством с окружающими. Каждый прожитый день композитор принимал с улыбкой и благодарностью, а вся его жизнь – это история любви к творчеству, людям, своей семье и родине, разлетевшаяся по миру в созданной им музыке.
К сожалению, символ и классик советской музыки ушел из жизни, так и не успев воплотить массу своих творческих идей. Композитор скончался в возрасте 62-х лет, после длительной борьбы с тяжелым недугом – лейкемией. В этой статье мы расскажем вам историю жизни, любви и безвременной кончины музыкального гения – Арно Арутюновича Бабаджаняна.
Арно Бабаджанян: биография, начало творческого пути
Будущий композитор и пианист появился на свет в Ереване, в 1921-м году, 21-го января, в простой семье педагогов. Его мама преподавала в школе русский язык и литературу, а отец был учителем математики. Глава семейства обладал великолепным слухом и виртуозно играл на многочисленных музыкальных инструментах, именно он привил наследнику любовь к музыке и творчеству.
Фото: stuki-druki.com Арно Бабаджанян с родителями
Когда мальчику было три года, в день его рождения скончался Владимир Ильич Ленин, и тогда родители изменили дату рождения сына на 22-е января, чтобы она не совпадала с траурным днем. Приблизительно в этом же возрасте маленький Арно стал увлекаться пением и осваивать музыкальные инструменты, демонстрируя всем свой уникальный тонкий слух.
А все началось с визита в их детский сад некого «дяди», который устроил детям прослушивание, а после посоветовал Бабаджаняну серьезно заняться музыкой. Как оказалось, этим «дядей» был сам Арам Хачатурян. Ребенок начинал играть дома на старенькой фисгармонии, а вскоре его приняли в музыкальную школу при Ереванской консерватории, где педагоги, которые занимались с мальчиком, отметили его талант и невероятную тягу к творчеству.
Когда Арно учился во втором классе, он написал свое первое музыкальное произведение, получившее название «Пионерский марш», а в двенадцатилетнем возрасте он одержал победу на республиканском конкурсе молодых исполнителей. После завершения обучения в музыкальной школе, юноша поступил в консерваторию. Однако, два года спустя он решил отправиться в Москву, чтобы попытать свое счастье там. Так, в 1938-м году он стал студентом престижного Музыкального училища имени Гнесиных, поступив сразу на последний курс. Он учился по классу фортепиано у Елены Гнесиной, а параллельно молодой человек решил получить вторую специальность по классу композиции у Виссариона Шебалина.
Фото: biographe.ru Арно Бабаджанян в молодости
Настоящим событием в столичной творческой жизни стала защита талантливым студентом своей дипломной работы. В составе экзаменационной комиссии сидели самые известные и авторитетные в то время пианисты и музыкальные педагоги, а помимо произведений бессмертных классиков, нужно было еще исполнить одно свое собственное сочинение.
Бабаджанян представил на строгий суд комиссии творение, созданное в стиле Скрябина. Когда экзаменаторы дослушали его до конца, то уточнили, что нужно исполнить что-нибудь свое, на что студент ответил, что именно это он только что и сделал. Члены комиссии были удивлены и обескуражены, ведь они знали практически досконально все произведения Скрябина, но работу молодого студента приняли за музыку великого композитора.
Когда грянула Великая Отечественная война, музыкант был мобилизован, и отправился на оборонительные работы под Смоленском. Ближе к концу 1941-го года он, вместе с московской консерваторией, эвакуировался в Саратов. Со следующего года Арно обучался в ереванской консерватории по классам фортепиано и композиции, а после возвращения в Москву, восстановился в столичной консерватории и продолжил обучение там на последнем курсе.
Фото: foto-history.livejournal.com Арно Бабаджанян и Арам Хачатурян
Арно Бабаджанян: карьерный взлет
Никто из педагогов, друзей или родственников начинающего композитора даже предположить не мог, что всесоюзную славу и всенародную любовь ему принесут вовсе не симфонии, а эстрадные песни, которые будут звучать, как говорится, «из каждого утюга». Позже сам Арно неоднократно говорил о том, что он не пытался создать или изобрести что-то новое, а напротив, писал музыку, опираясь на простые человеческие эмоции: радость, грусть, любовь, ностальгия. Но делал он это всегда с полнейшей творческой самоотдачей.
В начале 50-х годов влюбленный в свою родину музыкант снова возвращается в родной Ереван, чтобы преподавать там в высшем музыкальном учебном заведении. Однако, шесть лет спустя, Бабаджанян окончательно перебирается в Москву, а домой наведывается лишь время от времени.
В 1964-м году сформировалось великолепное творческое трио, состоявшее из композитора Арно Бабаджаняна, поэта Роберта Рождественского, а также исполнителя Муслима Магомаева. Сотрудничество этих невероятно талантливых людей своего времени оказалось успешным и на редкость плодотворным.
Фото: stuki-druki.com Арно Бабаджанян с Робертом Рождественским и Муслимом Магомаевым
В том же 1964-м году в Ереване был проведен один из самых первых в Советском Союзе конкурсов красоты. Это событие для тех лет было настоящей диковинкой, и привлекло к себе немало внимания. Композитор, узнав о предстоящем конкурсе, решил стать членом жюри, и был столь очарован участницами состязания, что сочинил мелодию, к которой его друг Андрей Горохов написал стихи. Так вот и родился легендарный шлягер «Королева красоты».
Его энергии и творческой плодовитости можно было только позавидовать. По словам родных и друзей, когда Бабаджанян усаживался за рояль, он становился самозабвенным и отрешенным, создавая очередной свой шедевр. Ресурс его таланта казался неисчерпаемым, а новые шлягеры будто сами вытекали из-под его пальцев. Позже многие скажут, что композитор попросту спешил жить и хотел успеть сделать как можно больше. Каждое лето музыкант приезжал в родную Армению, которую он любил всем сердцем, и не уставал повторять, что живет он в Ереване, но проживает в Москве.
Его опусы в классическом стиле также высоко ценились авторитетными музыкантами Советского Союза. В Москве Бабаджанян продолжал тесно общаться с Арамом Хачатуряном, которому он всю жизнь был признателен за то, что тот помог ему некогда распознать и раскрыть свой талант. В честь Хачатуряна в конце 70-х годов Арно написал великолепное произведение, получившее название «Элегия». Также в столице композитор начал создавать музыку преимущественно для кинематографа и для эстрады.
Фото: biographe.ru Арно Бабаджанян за роялем
Среди наиболее популярных его песен, можно также отметить «Детства последний звонок», «Голубая тайга», «Чёртово колесо», «Лучший город земли», «Пока я помню, я живу», а также «Песня первой любви» и множество других композиций, которые знала и любила вся страна. Композитор был удостоен звания Народного артиста СССР, отмечен Сталинской премией, Орденом Ленина, и многими другими государственными наградами и почетными званиями.
Арно Бабаджанян: личная жизнь
Семейная жизнь известного композитора всегда отличалась стабильностью. Со своей будущей супругой Терезой Оганесян юный Арно познакомился вскоре после окончания войны в Московской консерватории, где девушка в то время обучалась. Молоденькая студентка сама как-то подошла к Арно после его выступления в Доме культуры Армении, и с восторгом сказала, что он просто божественно играл. Пианисту было лестно это слышать, но тогда он еще не догадывался, что именно этой девушке суждено будет стать главной женщиной в его жизни. Та встреча кардинальным образом изменила жизни обоих, ведь Терезе пророчили будущее великой пианистки, однако, она вскоре решила оставить свои карьерные амбиции и посвятить себя семье.
В 1953-м году у супругов родился единственный общий ребенок – сын, которого они назвали Ара. Наследник впоследствии пошел по стопам своих талантливых родителей и тоже связал свою жизнь с музыкальной деятельностью. Помимо вокальной карьеры Бабаджанян-младший также серьезно увлекался театром, а еще сам некоторое время работал актером.
Фото: muzh-zhena Арно Бабаджанян с женой Терезой Оганесян и сыном
Арно Бабаджанян всегда был очень щепетилен в вопросах, касаемых его национальной принадлежности. Композитор чтил армянские традиции, а также требовал от наследника, чтобы тот общался на родном языке. Но проблема общения на армянском особенно остро встала в то время, когда семья перебралась жить в Москву. Посему мальчику приходилось усиленно практиковать речь во время летних каникул, которые он проводил в Армении.
Стоит упомянуть такую забавную историю, когда четырехлетнего сынишку композитора в Москве как-то спросили, кто же он по национальности, и мальчик, не задумываясь, ответил: «Еврей!». Это произошло потому, что ребенок тогда даже понятия не имел о существовании разных национальностей, а в доме, где проживала их семья, преимущественно жили евреи, вот Ара и причислил себя к ним. После этого случая он получил оплеуху от отца, а потом с мальчиком провели разъяснительную беседу, рассказав, что он – армянин.
В 1953-м году, когда музыканту было всего лишь 32 года, у него диагностировали серьезное заболевание, которое в Советском Союзе считалось неизлечимым – лейкемию или «белокровие». Близкие Арно были вне себя от отчаяния, и долгое время не знали, как ему об этом сказать, поэтому не придумали ничего лучше, чем скрывать от него диагноз. Когда правда раскрылась, негодованию композитора не было предела. Тереза, как могла, поддерживала мужа, всюду его сопровождала, а еще она постоянно возила при себе специальный набор для оказания ему первой медицинской помощи.
Фото: 24smi.org Арно Арутюнович Бабаджанян
Несколько лет спустя по приглашению советского правительства в страну приехал выдающийся французский врач-онколог, чтобы помочь больной супруге влиятельного партийного деятеля Алексея Косыгина. Когда об этом узнали друзья Бабаджаняна, то обратились к Антону Кочиняну – первому секретарю армянского ЦК компартии, а он позвонил в Москву и попросил, чтобы доктор осмотрел и композитора. Когда Кочиняну в ответ сказали, что онколог берет за консультацию две тысячи долларов, тот ответил, что за Арно он готов заплатить любые деньги. В итоге врач осмотрел музыканта и назначил ему лечение, благодаря которому мужчина, вопреки страшному диагнозу, прожил еще почти три десятка лет.
В периоды обострения недуга, когда Бабаджанян лежал в больнице, супруга помогала ему втайне от докторов сбегать на концерты или телесъемки. Отказать мужу было невозможно, ведь он верил, что любимое занятие продлевает ему жизнь. Для своего окружения, вопреки тяжелой болезни, он оставался все таким же жизнерадостным и веселым человеком, влюбленным в музыку.
К сожалению, в 1983-м году, одиннадцатого ноября сердце культового композитора остановилось. Он скончался в Москве, в возрасте 62-х лет. Похоронен Арно Арутюнович Бабаджанян, согласно его последней воле, в родном Ереване на местном городском кладбище Тохмах.
Арно Бабаджанян: характерная внешность
Композитор не был всю жизнь сосредоточен на одной только музыке, он также замечательно разбирался в живописи, а в его доме имелась внушительная коллекция картин. Как-то раз, армянский искусствовед Генрих Игитян, находясь в гостях у музыканта, внимательно рассматривал полотно с портретом Арно. Когда гость поинтересовался, не переделывал ли что-то в этой картине сам герой, Бабаджанян немного смутился, замолчал, а после с глазами провинившегося ребенка признался, что он немного подкорректировал на холсте свой большой нос.
Фото: beam-truth.livejournal.com Арно Бабаджанян и Арам Хачатурян
Данную весьма характерную внешнюю черту композитор унаследовал от своей мамы. Но, выдающийся нос музыканта, которого он так сильно стеснялся в молодости, со временем превратился в его своеобразную визитную карточку. Лишь с возрастом Бабаджанян осознал, что такая особенность сыграла ему на руку, ведь без этого большого носа образ великого композитора было бы сложно представить. Однако, шутить над особенностью его внешности дозволялось только родственникам и самым близким друзьям.