арахисовый сокол актеры и роли
КиноНовое имя: Актёр
с синдромом Дауна
Зак Готтсаген
Звезда фестивального хита «Арахисовый сокол»
В РУБРИКЕ «НОВОЕ ИМЯ» мы рассказываем о перспективных новичках: музыкантах, режиссёрах, художниках и других творческих людях, — то есть всех, чьё имя всё чаще появляется на страницах журналов, в лентах соцсетей и в наших беседах и кто явно находится на пороге большого успеха.
Зак Готтсаген
кто это: актёр, сыграл главную роль в фильме «Арахисовый сокол»
Первые съёмки для Зака Готтсагена прошли во время его рождения — он был главной звездой фильма-инструктажа по собственным родам. В три года он сыграл лягушку в детском спектакле — и ему сразу захотелось продолжить сценический путь: перед глазами был пример Криса Бёрка, актёра с синдромом Дауна, исполнившего одну из главных ролей в сериале «Жизнь продолжается». В школе его способности развивать не хотели: учителя сначала не обращали внимания на просьбы Готтсагена, а затем и вовсе стали отказывать в ролях. Не хотели принимать его и в Школу искусств Дрейфуса в Палм-Бич — но его мама подала на заведение в суд, после чего Зак стал первым человеком с синдромом Дауна, которому удалось поступить. С тех пор все его мысли были посвящены карьере в кино.
В 2014 году он снялся в вестерне «Пуленепробиваемый», документальный фильм о съёмках которого показали в рамках лагеря для актёров с особенностями. Готтсаген представлял фильм — и привлёк внимание двух режиссёров, Тайлера Нильсона и Майкла Шварца. В итоге они написали сценарий фильма «Арахисовый сокол», держа в уме, что главную роль в нём сможет исполнить только Готтсаген. Финансирование было найти сложно: Нильсон говорит, что им даже предлагали деньги, чтобы заменить Зака на другого актёра. В итоге в проект вложились продюсеры «Маленькой мисс Счастье» и «Небраски», Альберт Бергер и Рон Йеркса — а в других ролях сыграли Шайа Лабаф и Дакота Джонсон.
При небольшом бюджете в шесть с половиной миллионов долларов фильм уже собрал почти семнадцать миллионов — и это учитывая, что его всё ещё показывают на фестивалях, а российский прокат будет только в ноябре. Готтсаген, по словам режиссёров, ничуть не уступал в своей игре Лабафу и Джонсон, а Лабаф поблагодарил его за то, что Зак вернул ему любовь к кино. В итоге игру Готтсагена отмечают в рецензиях на «Арахисового сокола» в первую очередь — а сам он надеется, что его опыт вдохновит других людей с синдромом Дауна следовать своей мечте, как его когда-то вдохновил Крис Бёрк.
На волне Марка Твена: рецензия на «Арахисового сокола» с Лабафом и Джонсон
Кадр из фильма «Арахисовый сокол» (2019)
В России книги Марка Твена про Тома Сойера и Гекльберри Финна читают и любят больше ста лет. Советские постановщики Лазарь Френкель и Глеб Затворницкий даже экранизировали их одними из первых, еще в 1936 году (правда, всенародного обожания удостоилась не эта адаптация, а вышедший почти 50 лет спустя телефильм Станислава Говорухина). На Западе тем временем уже многие годы спорят, расистские эти романы — или все-таки нет.
Некоторые говорят, что необходимо делать скидку на то, что большая часть жизни писателя пришлась на вторую половину XIX столетия, когда нравы были принципиально иными. Некоторые настаивают, что «Приключения Гекльберри Финна» — это настоящая ода освобождению темнокожих от рабства. Некоторые считают, что сегодня произведения Твена необходимо цензурировать и вырезать из них слова на букву «н», а в нынешнем виде — исключать из школьной программы. Некоторые убеждены, что так поступать ни в коем случае нельзя. Судить, наверное, не нам.
Одно можно сказать с уверенностью: история приключений «невоспитанного, немытого и всегда голодного» мальчика — великолепный в своей универсальности сюжет. К счастью, молодые американские кинематографисты Тайлер Нилсон и Майк Шварц тоже читают и любят Твена. Еще около восьми лет назад в калифорнийском лагере для актеров с инвалидностью будущие режиссеры познакомились с человеком по имени Зак Готтзаген. Втроем они решили снять фильм.
Кадр из фильма «Арахисовый сокол» (2019)
«Арахисовый сокол», премьера которого прошла в марте на фестивале South by Southwest, всецело отвечает духу времени. Это инклюзивное кино, которое выгодно отличается от своих больших «голливудских» собратьев тем, что вместо осторожных популистских рассуждений обо всем хорошем просто берет и на деле пытается что-то изменить. Весь фильм держится на герое с синдромом Дауна в исполнении актера с синдромом Дауна.
На экране Зак изображает своего тезку, который тоже пытается что-то изменить. 22-летнему узнику дома престарелых осточертело сидеть взаперти, мотая по кругу видеокассету с рекламой школы рестлинга Соленого реднека (Томас Хейден Черч). С третьей попытки он сбегает из-под носа волонтерши Элеанор (Дакота Джонсон) и отправляется на поиски своего кумира. На пути ему встречается бедствующий рыбак Тайлер (Шайа Лабаф), который также покидает родные места в поисках лучшей жизни. Путешествие они продолжают уже вдвоем.
«Арахисовый сокол» — маленькое, крохотное кино с огромным сердцем, одна из самых добрых и нежных картин текущего года. Интонационно и структурно фильм напоминает трагикомедию Тайки Вайтити «Охота на дикарей» — еще одну трогательную историю про одиссею двух одиночеств. К нему так и просится эпитет «необязательный», но это желание обманчиво: лента Нилсона и Шварца получилась именно что обязательной к просмотру. Вроде бы ничего выдающегося в ней нет: немного топорные экспозиционные диалоги сменяются несколько неправдоподобной завязкой (серьезно, просто решили не заявлять в полицию?) и довольно клишированными сюжетными поворотами из сотен роуд-муви. Но магия «Арахисового сокола» заключается не в том, что он говорит, а как именно.
Кадр из фильма «Арахисовый сокол» (2019)
Пожалуй, это одна из самых убедительных работ Лабафа, который может быть отличным актером, когда приходит в себя и берется за ум. Роль никому не нужного изгоя ему очень к лицу — учитывая, что нечто подобное произошло и с самим актером и его карьерой. Джонсон на глазах превращается в большую артистку, проделывая путь Кристен Стюарт в ускоренном режиме: стартовав с бесконечно ужасными «Пятьюдесятью оттенками серого», в считанные годы она доросла до мощных выступлений в «Суспирии» Луки Гуаданьо и «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Дрю Годдарда.
Однако «Арахисовый сокол» — это в первую очередь бенефис Готтзагена, который позволяет зрителю взглянуть на мир своими глазами. Важнейшая заслуга фильма состоит в том, что он ни разу не позволяет себе взглянуть на собственного героя с покровительной снисходительностью. Поэтому на любые шероховатости моментально закрываешь глаза, а на предлагаемые условия с легкостью соглашаешься — как и герой Лабафа в какой-то момент бросает вдалбливать своему спутнику перечень требований. Какое первое правило? Да нет же, не тусоваться! Ну ладно, ладно, пусть будет тусоваться.
На своем маленьком плоту, который здесь играет такую же важную роль, как в «Приключениях Гекльберри Финна» (свой основной источник вдохновения создатели не скрывают, а наоборот, всячески подчеркивают), трое героев проплывают красоты реднековской Америки (великолепный труд оператора Найджела Бака, снимавшего эпизоды второго и третьего сезонов «Настоящего детектива»). В этих неслучайных декорациях выпускница Университета Джорджа Вашингтона (в синем платье) и работяга без полноценного образования (в красной кепке) находят общий язык; примиряет два полярных мира человек, которого определяет только его мечта — и больше ничто.
«Друзья — это семья, которую мы выбираем», — говорит в напутствие Заку добродушный инженер-«сокамерник» Карл (Брюс Дерн) перед тем, как раздвинуть прутья их темницы. Эту мысль старее мира мы где только не слышали, но редко когда она звучала столь убедительно. Даже саундтрек из самого простецкого в мире кантри не заглушает этот звук.
Нежный орешек
Василий Степанов о фильме «Арахисовый сокол»
В прокат выходит «Арахисовый сокол» дебютантов Тайлера Нильсена и Майка Шварца — одиссея по американскому Югу 22-летнего героя с синдромом Дауна, сбежавшего из казенного учреждения. Главную роль в фильме, где снялись Дакота Джонсон, Шайя Лабаф и Брюс Дерн, играет актер с синдромом Дауна Закари Готтзаген, подаривший своему герою часть собственной биографии, а зрителям — историю о том, что людей без особенностей не бывает
Заку 22 года, и он живет в доме для престарелых. Все потому, что у сироты Зака не только добрые глаза, чуткое сердце, но еще и синдром Дауна, и правительство Северной Каролины опасается, что в одиночку ему не справиться, а программ инклюзии и поддержанного проживания для таких, как он, в штате нет. Поэтому Зак и живет здесь — с ветхими, но дерзкими на выдумку старичками, которые как могут утешают его и помогают спланировать побег. Первые попытки проваливаются, и администрация записывает Зака в неблагонадежные. Но он не сдается, и однажды решетка на окне поддается, и, обмазавшись мылом, в одних трусах Зак вываливается на большую дорогу. Больше он не объект благотворительности, а субъект большого приключения под названием «свободная жизнь», и, между прочим, у него есть на эту жизнь свои планы. Первым делом Зак решает во что бы то ни стало научиться приемам американского рестлинга в школе, которую открыл рестлер с его любимой видеокассеты — Соленый Реднек.
Тем временем на поиски пускается чувствительная волонтерша Элеанор (Дакота Джонсон), которая, с одной стороны, волнуется, а с другой — кажется, не слишком хочет его вернуть, ведь после поимки Заку не светит ничего хорошего, а точнее, грозит сгинуть в четырех стенах куда более строгого заведения. На счастье беглеца, мир не без добрых людей: очень скоро по дороге ему встречается не какой-нибудь первостатейный разбойник, а едва ли не более пропащий, чем он сам, южанин-нищеброд — печальный бородач Тайлер (Шайя Лабаф), промышляющий кражей крабов из чужих сетей. За ним, как и за Заком, гонятся, что делает этих двоих почти идеальной командой: так, горькая усмешка кантри почти всегда соседствует в этих краях с духоподъемным госпелом. Американский Юг — страна Марка Твена, и нет ничего удивительного в том, что даже краткая аннотация «Арахисового сокола» наводит на мысль, что в генах Зака и Тайлера течет кровь Тома Сойера и Гекльберри Финна, сплавлявшихся по Миссисипи.
Помимо литературной, музыкальной и кинематографической у этого фильма есть еще одна составляющая — кажется, куда более важная. Дебютанты в большом кино Тайлер Нильсен и Майк Шварц особо не скрывают, что в сердце «Арахисового сокола», помимо простого сюжета — два приятеля в бегах, такое экран видел тысячу раз — и сентиментальных подробностей, лежит их встреча с исполнителем главной роли. Свою историю они придумывали под конкретного актера — Закари Готтзагена. Зак родился в 1985-м с хромосомным нарушением, известным как синдром Дауна, что не помешало ему закончить школу искусств и мечтать о карьере актера. Сейчас Заку 34 года, и «Арахисовый сокол» не первая его работа на экране: до него был документальный вестерн «Стать пуленепробиваемым» об инклюзивном лагере Zeno Mountain Farms, где волонтеры превратили кино в подвид абилитационной терапии. Собственно, Нильсен и Шварц познакомились с Заком в Лос-Анджелесе во время представления этого фильма, а затем долго работали с ним во Флориде, где Зак живет своей вполне независимой жизнью — работает в кинотеатре.
Зак — центр и движущая сила «Арахисового сокола». И дело не только в том, что история и харизма Готтзагена помогли привлечь к фильму таких именитых актеров, как Брюс Дерн, Томас Хейден Чёрч, Дакота Джонсон или Шайя Лабаф (Лабафа общение с партнером по площадке, кажется, действительно перевоспитало, о чем он говорит в каждом втором интервью), но и в том, что Зак подарил своему герою собственные привычки, мечты, страсти и идеи. Увлечение рестлингом и арахисовым маслом, чувство юмора и повседневные жесты — все это с необычайным тактом обыграно сначала в сценарии, а затем и на площадке благодаря точной работе актеров второго плана, художника-постановщика и оператора.
Тщательная разработка замысла — на подготовку было потрачено несколько лет — позволила вывести «Сокола» за пределы эксплуатационного, слезовыжимательного «кино о людях с особенностями». Это не благотворительный фильм. Одиссея, которую переживают Зак и Тайлер, по-настоящему увлекательна, а каждый новый персонаж, появляющийся у них на пути, расширяет не только их, экранный, но и наш, зрительский и человеческий опыт. И их, и наше открытие состоит в том, что уникальностью, достойной особого отношения, обладает не только человек с синдромом Дауна, но и любой встречный, каждый человек, годами накапливающий в себе груз совершенно невыносимых особенностей.
«Арахисовый сокол» — скромный фильм с небольшим по американским меркам бюджетом, однако судьба его уже складывается предельно удачно. После мартовской премьеры в Остине, на престижном независимом фестивале SXSW, где он удостоился приза зрительских симпатий, ограниченный летний прокат уже трижды окупил затраченные на фильм средства, и число кинозалов только увеличивается. Грядет «оскаровский» сезон — и кто знает, не увидим ли мы в числе номинантов кого-нибудь из создателей фильма?
В прокате с 24 октября
Место для стариков
Удивительно, конечно, из какого сора растут некоторые хорошие фильмы. Если бы существовал конструктор для сборки недорогих душещипательных фильмов, то детали, из которых состоит «Арахисовый сокол», были бы в нем самыми потрепанными от частого использования — со следами режущихся зубов молодых кинематографистов. Здесь есть герой с особенностями развития и мечтой — Зак, у которого синдром Дауна, хочет выучиться на рестлера. Есть человек со сложной судьбой — Тайлер пребывает в пучине отчаяния и депрессии после смерти брата, причем несложно представить себе в общих чертах, как тот погиб. Есть дружба этих двух непохожих людей — начинаться она должна, конечно, ни с какой не с улыбки, а с неприязни, что, впрочем, было очевидно и в «Крошке Еноте». Есть дорога — герои плывут по реке, которая вызывает у зрителя очевидные ассоциации с «Приключениями Гекльберри этого Финна». Есть злодеи, которые их преследуют. Есть девушка, с которой у одного из них не может не начаться роман. И есть финальная битва, в которой сильные будут посрамлены, бесчинные — вразумлены, а слабые — утешены.
В общем, вряд ли кого-то удивит тот факт, что в фильмографии у Альберта Бергера и Рона Йерксы, продюсеров этой картины, присутствует «Маленькая мисс Счастье», собранная из очень похожих деталек. Однако если в фильме Валери Фарис и Джонатана Дэйтона, получившем в 2007-м два «Оскара», речь шла о девочке и ее странных родственниках, то от Зака в «Арахисовом соколе» семья отказалась, так что ему предстоит найти себе новую. В начале фильма он живет в доме престарелых, недоумевая, что он здесь делает в свои двадцать два года, и регулярно пытается сбежать. По несколько раз в день Зак пересматривает старую видеокассету, где рестлер по прозвищу Salt Water Redneck рекламирует свою школу, и мечтает, выбравшись однажды на свободу, стать его учеником. В конце концов очередная попытка побега удается, и счастливый Зак бежит по улице, словно Вождь Бромден, — правда, в одних трусах, — чтобы, добравшись до реки, спрятаться в чьей-то лодке.
Кадр из фильма «Арахисовый сокол»
Наутро лодку угонит бородатый рыбак, повздоривший с конкурентами, и дальше они отправятся уже вместе: Тайлер собрался на юг, к морю (на небе только и разговоров, что о рыбалке во Флориде), и школа рестлинга ему по пути. Чуть позже к ним присоединится Элеонор — молодая и симпатичная сиделка из дома престарелых, которую отправили на поиски беглеца. Дальнейшие события легко предсказуемы — уроки плавания, танцы у костра, разговоры по душам, изобретение псевдонима Peanut Butter Falcon (на самом деле, это, конечно, «Арахисовомасляный сокол», но переводу прокатчиков сложно найти вменяемую альтернативу), под которым будущий рестлер планирует выступать на ринге. Сражения с бандитами и поиски Реднека прилагаются.
Кадр из фильма «Арахисовый сокол»
В этой истории важны, в общем, не столько происходящие события, сколько их участники. Главная роль была написана специально для Зака Готтзагена — познакомившись с ним несколько лет назад, начинающие режиссеры Тайлер Нилсон и Майк Шварц пообещали сделать его звездой и, похоже, не обманули. В 1996 году Паскалю Дюкенну, другому актеру с синдромом Дауна, вручили в Каннах приз за лучшую мужскую роль, и у Зака есть все шансы получить однажды аналогичную награду (с «Оскаром» в этом году вряд ли что-то получится — при живом-то Хоакине Фениксе). Шайа Ла Баф тоже безупречен в образе Тайлера: за годы съемок в независимом кино он, кажется, успешно выкарабкался из амплуа бойкого мальчугана, так что мог бы уже закончить со своими панк-перформансами. В роли Элеонор, откровенно говоря, легко можно себе представить массу других замечательных актрис, но и Дакота Джонсон никак не портит картину.
Кадр из фильма «Арахисовый сокол»
Однако дело даже не в этой троице: в «Арахисовом соколе» прекраснее всего старики в эпизодических ролях. Америка в этом фильме оказывается страной, где дети неприятны и жестоки, а вот пожилые люди несут исключительно свет и добро, выступая как сказочные помощники главных героев, как будто Зак, уже успевший привыкнуть к своему дому престарелых, сам придумал этот мир, населив его хорошо знакомыми и родными людьми. Роуз-Мари, которая помогает Заку совершить первый побег, Карл, его сосед по комнате и соучастник второй попытки, начальник Тайлера на крохотном рыбном заводике, продавец на заправке со своим волшебным самогоном, слепой лохматый проповедник и, наконец, сам Соленый Реднек — можно бесконечно смотреть на их морщины и слушать их неспешные разговоры. И конечно, чудесна эта потаенная Америка, в которой они живут и через которую путешествуют герои: с плотами под парусом, хижинами в лесу, обрядами крещения в реке и турнирами рестлеров на фермах. В конце концов собранный вроде бы из готовых модулей «Арахисовый сокол» вдруг оказывается фильмом, от которого невозможно оторвать глаз: хочется вечно плыть вместе с Заком и его новой семьей, вглядываясь в горизонт, пока еще можно хоть что-то рассмотреть сквозь наворачивающиеся слезы.
«Арахисовый сокол»: сладкий инди-хит с Шайей ЛаБафом
В кинопрокат вышел обаятельный «Арахисовый сокол», который вполне можно считать самым добрым фильмом с Шайей ЛаБафом. Но у Станислава Зельвенского возникли сомнения и вопросы — так ли это хорошо?
В глуши на американском юго-востоке Зак (Зак Готтзаген), молодой человек с синдромом Дауна, живет в доме престарелых — государство определило его туда за неимением, очевидно, лучшего варианта. Зак, однако, совершает побег, поскольку засмотрел до дыр промовидеокассету рестлера по прозвищу Соленый Реднек (Томас Хейден Черч) и мечтает попасть в его школу рестлинга. Оказавшись на воле, он знакомится с рыбаком-маргиналом Тайлером (Шайя ЛаБаф), у которого собственные резоны немедленно сбежать подальше, и они вместе отправляются в путь. За Заком гонится душевная нянечка Элеонор (Дакота Джонсон).
«Сокол» — исступленно, до корней волос американское кино, на что намекает уже продукт в названии. Туда же и жанр — роуд-муви. И декорации — сонная, почти тропическая глубинка Северной Каролины. И почти не смолкающее меланхоличное кантри за кадром. И рестлинг как мечта. И словно вытесанные из дерева лица актеров второго плана: фактурные непрофессионалы соседствуют там с Черчем, Джоном Хоксом и даже великим Брюсом Дерном, который в начале делит комнатку с главным героем. И источник вдохновения — книги Марка Твена (которого на всякий случай даже поминают в кадре): видимо, Тайлер и Зак — как Гекльберри Финн и беглый раб Джим, у них даже будет плот.
В середине 90-х был похожий бельгийский фильм «День восьмой» — игравшие в нем Даниель Отей и актер с синдромом Дауна Паскаль Дюкенн разделили тогда на двоих приз в Каннах. «Сокол» так же подходит к состоянию своего героя без сюсюканья, с юмором и несомненно искренним сочувствием, но все равно вызывая какие‑то смутные сомнения этического характера. Нет ли здесь эксплуатации? Артиста или, может быть, зрителя, или обоих? Или, наоборот, это единственно правильный выбор, а Дастин Хоффман в роли человека с аутизмом — это почему‑то аморально? Есть, в общем, о чем поспорить.