ардана ботай биография и личная жизнь
Первая женщина-летчик ВВС Казахстана совершила самостоятельный полет
В Вооруженных силах Казахстана состоялось историческое событие: летчик Ардана Ботай стала первой женщиной, совершившей самостоятельный полет. Данное событие произошло на аэродроме войсковой части 53898 Военно-воздушных сил Республики Казахстан. Об этом сообщает КАЗИНФОРМ.
В середине апреля казахстанский летчик-инструктор, лейтенант Ардана Ботай совершила самостоятельный полет на учебно-боевом самолете Л-39. Он стал первым подобным полетом для женщины-летчика в Казахстане.
«Первое, что мы стремимся привить молодому летному составу – это ответственность, терпение и способность самостоятельно принимать верные решения. Летчик должен быть уверенным в своих силах и сегодня лейтенант Ботай с этой задачей справилась», – сообщил командир эскадрильи, майор Самат Мукаев, который готовил Ботай к самостоятельному вылету.
Любопытна биография Ботай – она с детства мечтала попасть именно в военную авиацию, и получив высшую летную специальность в Академии гражданской авиации Республики Казахстан, в 2010 г. стала помощником командира экипажа военно-транспортного самолета Ан-26.
«Только сейчас понимаешь, что нельзя не любить небо, в котором паришь, словно птица. Я с детства мечтала летать. Помню, как мы с папой летали в Алматы на пассажирском самолете. Тогда я впервые убедилась, что самое главное в работе пилота – это постоянный процесс принятия правильных решений и быстрое умение сориентироваться в любой ситуации, ведь летчики – защитники неба» – считает Ботай.
Единственная в Казахстане девушка-летчик управляет истребителем
Ардана Ботай освоила военные самолеты и не прочь попробовать себя в космонавтике
АСТАНА, 8 мая — Sputnik. В казахстанской армии недавно появилась старший летчик «в юбке» — единственная в стране девушка-летчик Ардана Ботай запросто управляет истребителем и мечтает стать космонавтом.
Ардана Ботай рассказала, почему выбирает военные самолеты. Летать на истребителях – мечта детства, к которой девушка идет с 16 лет.
«В школьное время я окончила государственный Авиационный центр, где получила необходимые навыки и налетала 40 часов. После этого отлетала в Академии гражданской авиации. Была призвана в Национальную гвардию, где летала на АН-26», — поделилась пройденным к военной авиации путем старший летчик в/ч 53898 Минобороны Казахстана Ардана Ботай.
У военных летчиков свои «законы» — они не любят цифру «13», не поднимаются в воздух в новой форме, а перед полетом им положена реактивная норма: фрукты, соки и шоколад.
«У этой девушки есть все свойства, чтобы стать летчиком. Это, во-первых, ее характер, упорство. Учитывая ее характер, я думаю, не за горами тот момент, когда Ардана доберется и до космоса», — говорит командир части Тимур Еспагамбетов.
Первый самостоятельный полет на учебно-боевом самолете Л-39 лейтенант Ботай совершила в апреле этого года. С поставленной задачей молодой летчик справилась на отлично.
Ардана Ботай стала первой женщиной, освоившей профессию военного летчика
Лазурное небо, пушистые облака и бескрайняя степь – всем этим победительница общенационального проекта «100 новых лиц Казахстана» Ардана Ботай любуется каждый день, но не из окна офиса, а из кабины истребителя Су-30СМ. Наша героиня – единственный в стране военный летчик-женщина. Летчица служит на Карагандинской авиационной базе имени Героя Советского Союза Нуркена Абдирова. Профессия у Арданы мужская, но ничто женское ей не чуждо. Она, как и все девушки, хочет быть любимой и востребованной – в первую очередь в деле, которому решила посвятить свою жизнь.
– У меня, как и у других девушек, бывают такие моменты, когда я могу поплакать, – улыбнулась Ардана Ботай. – Говорят, это даже полезно. Помогает снять напряжение.
Любовь к авиации у Арданы появилась в детстве. Она, в отличие от своих сверстниц, не часто брала в руки куклы. Им девочка предпочитала машинки, а потом и самолетики, с которыми играл ее старший брат Амирсан.
В школьные годы ее потрясла история о судьбе летчицы-казашки Хиуаз Доспановой, воевавшей во время Великой Отечественной войны в легкобомбардировочном полку. Во время возвращения на базу самолет девушки-штурмана в темноте столкнулся с другой машиной. Хиуаз, которую в полку называли Катей, получила серьезные переломы ног, но выжила, а после реабилитации продолжила служить Родине.
Но вернемся к нашей героине. В 16 лет Ардана поступила в государственный авиационный центр, где училась летать на легкомоторных самолетах TL-2000, которые развивают скорость до 310 км в час. Получив сертификат пилота-любителя и диплом об окончании школы, выпускница решила стать профессиональным летчиком и подала документы в Военный институт Сил воздушной обороны имени Талгата Бегельдинова в Актобе. Но ее не взяли. Тогда вуз был не готов к приему курсантов женского пола. Несмотря на неудачу, девушка не отказалась от мечты. Она поступила в Академию гражданской авиации РК. А после второго курса отправилась учиться в Финляндию, где получила лицензию коммерческого пилота европейского класса.
Первая казахстанская женщина-пилот Тоты Амирова и космонавт Тохтар Аубакиров – вот кумиры Арданы. Девушка много знает о том, через что пришлось им пройти, чтобы достичь заветной цели. В юности она вдохновлялась их примерами, мечтая стать военным летчиком.
– Мои родители родом из Каркаралинского района, а наш первый космонавт Тохтар Аубакиров – их земляк, – с гордостью говорит Ардана. – Я им восхищаюсь. Его пример научил меня тому, что надо воспитывать твердый характер и всегда стремиться к знаниям. Моя мечта – полетать на самолете МиГ-29, который в свое время освоил Тохтар Аубакиров.
В свои 26 лет Ардана Ботай налетала уже 500 часов. Сначала она управляла сверхлегкими самолетами TL-2000, Tecnam P-2002 и Diamond DA42, а потом, поступив на службу в Национальную гвардию РК, поднимала в воздух тяжелый военно-транспортный Ан-26. Это произошло, когда девушке-пилоту было всего 22 года. В в⁄ч 53898 в городе Балхаше, где Ардана служила с 2018 года, ей доверили управлять учебно-военным самолетом Aero L-39 Albatros. А сейчас на авиабазе в Караганде она почти каждый день садится за штурвал многофункционального истребителя Су-30СМ, который относится к летательным аппаратам поколения 4+. Они стали поступать на вооружение Карагандинской авиабазы в конце 2020 года. Этот самолет способен не только вести воздушный бой, но и наносить ракетно-штурмовые удары по наземным и морским целям.
– Мне по душе все виды сложного пилотажа, которые включают в себя пикирование, горки, боевые развороты, бочки и петли, – делится наша героиня. – Самое захватывающее – это полет на перехват и стрельба по наземным целям. Страха в небе у меня нет. Он может появиться на земле после критических ситуаций. А в небе переживать некогда. Все происходит так быстро, что нет времени о чем-то думать, кроме задания.
Семья во всем поддерживает Ардану. Никто из ее родственников не связан с военным делом, но они понимают, что девушке приходится нелегко. Хотя она сама в этом не признается. Ведь на авиабазе Ардана Ботай – не женщина, а старший лейтенант.
– У Арданы полная учебно-материальная база для подготовки к полетам, – отметил командир авиационной эскадрильи подполковник Биримжан Тюлюппаев. – Она зарекомендовала себя, как грамотный и ответственный летчик с хорошими летными данными. Требования к Ардане мы предъявляем точно такие же, как ко всему остальному летному составу, независимо от пола. Потому что в небе все равны.
Победа в общенациональном проекте «100 новых лиц Казахстана» для Арданы Ботай стала сюрпризом. Она считает, что это возможность стать примером для современной молодежи. Нет, девушка не призывает всех без исключения идти в армию и становиться летчиками. Она считает, что если у человека есть мечта, то нужно делать все возможное, чтобы воплотить ее в реальность.
– Я хочу сказать: недостижимых целей нет, – убеждена Ардана. – Выбирайте любимое дело и вперед!
Первая девушка-пилот ВВС РК мечтает полететь в космос
В 22 года Ардана Ботай осуществила свою мечту, сев за штурвал военного самолета. У девушки уже 250 часов налета и новая цель – побывать в космосе. Ардана Ботай, летчица: — Как бы банально не звучало, но это была мечта детства – стать летчиком-истребителем. Я росла с братом. У нас была заинтересованность: автомобили, самолеты. И это всё переросло немного посерьезнее. На данном этапе могу сказать, что я в этом адреналине сейчас, что меня не остановить, я пойду дальше. Девушки не играют в самолетики, девушки самолеты водят. Удивительно, но впервые в военной авиации Казахстана за штурвалом самолета молодая девушка. Ардане Ботай всего 22 года. Несмотря на небольшой возраст, она успела достичь определенных успехов. Ардана Ботай, летчица: — После окончания государственного авиационного центра я твердо решила, что продолжу свою карьеру в авиации. Поступила в Академию гражданской авиации, после 2-го курса мы прошли отбор, и 12 человек, наших одногруппников, прошли в профессиональную школу по подготовке пилотов Patria, где мы проучились два года, получили лицензию коммерческого пилота европейского стандарта, после чего я пришла в Нацгвардию РК. Воздушным судном хрупкая девушка управляет умело. Еще бы! В копилке Арданы почти 250 часов налета. По оценкам профессионалов, неплохое начало.
Пока Ардана – рядовой летчик. Но уже скоро она будет выполнять важные задания. Летчику-инструктору Рустаму Кожахметову впервые довелось летать с девушкой-пилотом. Говорит, что небо не терпит фальши и не делит пилотов на мужчин и женщин. Рустам Кожахметов, летчик-инструктор: — Сейчас очень всё меняется, и девушка за штурвалом тоже смотрится довольно-таки серьезно. Наша Ардана молодец. Она пришла уже с налетом в 240 часов и показывает очень хорошие навыки от взлета до посадки. Я, как инструктор, оцениваю ее навыки в технике пилотирования на оценку «отлично». Вся ее жизнь – не зал ожидания, а взлетная полоса, причем прямо к звездам. В будущем Ардана мечтает покорить космос. Возможно, совсем скоро она пополнит ряды казахстанских космонавтов. Авторы: Фариза Болатбек, Мухит Кудыкбаев.
Что происходит в Казахстане и мире? Объясняем на нашем YouTube-канале и в наших сообществах на Facebook. Подпишись, чтобы узнавать обо всём самым первым!
Минобороны Казахстана к 8 марта рассказало о девушке-пилоте Су-30СМ
Ардана Ботай освоила управление несколькими моделями самолетов
Военное ведомство Казахстана в преддверии 8 марта разместило в Сети видеоролик о единственной в мире женщине-пилоте истребителя Су-30СМ старшем лейтенанте Ардане Ботай. За время службы в составе ВВС Казахстана Ботай освоила самолеты Ан-26, L-39 и Су-30СМ. Ее налет – более 240 часов.
Девушка долго шла к своей мечте. Вначале она прошла курс обучения в государственном авиационном центре в Астане, где ее налет составил 40 часов. Затем поступила в Академию гражданской авиации на специальность «летная эксплуатация воздушных судов и двигателей». Там успела налетать 200 часов. После этого начала службу в ВВС Казахстана, которые недавно получили партию сверхзвуковых истребителей поколения «4++» Су-30СМ.
Максимальная масса самолета – почти 35 тонн. Несет ракетно-бомбовое вооружение общей массой до 8 тонн. Может разгоняться до сверхзвуковой скорости 2125 км/ч.
В России хорошо знают известную спортивную летчицу Светлану Капанину. Она семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолётному спорту. Освоила спортивные самолёты Як-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31.
Евдокия Бершанская в 28 лет возглавила 588-й женский ночной бомбардировочный полк. Его летчицы совершили 24 тыс. боевых вылетов. 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза.
Несколько лет назад, в 2017 году, в Краснодарское высшее военное авиаучилище летчиков имени А.К.Серова разрешили принимать девушек. Среди девушек первого набора, например, представительница авиационной династии Екатерина Пчела. Ее отец летает на Ту-160.
Начальную летную подготовку будущие летчицы проходят на учебных самолетах L-39. Будущие летчики изучают новейшие Су-30 и Су-34. Летную практику курсанты 4-го и 5-го курсов проходят на учебно-боевых Як-130.
Так что, возможно, и в российских ВКС скоро появятся свои летчицы.