Аргументируйте утверждение критика белинского что в бедной лизе

1897. Критика о повести Бедная Лиза Карамзина и отзывы о произведении Русский язык

Сочинение — Критика о повести Бедная Лиза Карамзина. Русский язык

Известное художественное произведение в жанре сентиментализма вызвало и до сих пор вызывает интерес у читателей и литературного сообщества.

Русский писатель, критик, прославившийся и как декабрист, Александр Бестужев-Марлинский отзывался о повести в отрицательном ключе. По его мнению, Карамзин написал произведение, подражающее западным аналогам. Попытка оказалась неудачной. Бестужев-Марлинский, по сути, обвинил Карамзина в нагнетании в повести дешевых аффектов.

В коллективном труде, вышедшем на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков «Карамзин Н.М. Биография и разбор его главных произведений», составленном Н. И. Дюнькиным и А. И. Новиковым «Бедная Лиза» как лучший образец сентиментального жанра.

Авторы отмечают достоверность изображенных в повести героев, но, при этом, их несоответствие социальным типам того времени. Крестьянки – Лиза и ее мать изображены совершенно неправдоподобно. Словарный запас главной героини совершенно не свойственны представительнице низшего сословия.

При этом критики отмечали сентиментальный настрой Карамзина и хвалили его за хороший стиль, гуманизм и несложность сюжета.

Русский и советский филолог, критик и литературовед первой половины двадцатого века Г. А. Гуковский также довольно критически отозвался об этом сочинении Карамзина. Он признавал, что повесть получила большой успех, в особенности в среде молодежи.

Однако критик порицал Карамзина за отсутствие в повести критики социального неравенства. По его мнению, автор должен был больше внимания уделить осуждению социального неравенства и попранию человеческих прав, раз он повествует о любви дворянина и крестьянки.

Однако Гуковский отмечает, что не это интересует писателя. Карамзин, по его мнению, проповедует равенство всех людей, исходя из их одинаковой способности чувствовать и любить. Из этого, по мнению литературоведа, автор «Бедной Лизы» подводит читателя к выводу, что и без отмены крепостного права крестьяне могут быть счастливы.

Гуковский отмечал, что образ Лизы неестественен. Она говорит не как крестьянка, но в манере, свойственной барышне из высшего общества. Общий строй произведения также весьма отличается от реальной жизни, больше напоминая оперу. Сюжет он оценивал, как упрощенный до предела.

Однако, по мнению филолога, создавая лирическое настроения, повесть, хотя и не призывала к борьбе против социального неравенства, но воспитывала в читателях гуманные чувства.

Впрочем, это не удивительно, учитывая, что такие оценки были высказаны в книге начала сороковых годов.

Напротив, ближе к нашему времени, со сменой политического строя, появились более положительные оценки «Бедной Лизы» со стороны специалистов. В девяностых годах, видный лингвист и филолог академик В. Н. Топоров назвал «Бедную Лизу» одним из ключевых моментов в творчестве Карамзина, а также для русской литературы в целом.

По мнению литературоведа, повесть повлияла на читательскую аудиторию, вызвала настроения, способствовавшие появлению большой русской прозаической литературы. Топоров рассматривал произведение, в большей степени, не как отражение действительности, а как этап развития литературы.

Источник

Критика о повести Бедная Лиза Карамзина и отзывы о произведении

Известное художественное произведение в жанре сентиментализма вызвало и до сих пор вызывает интерес у читателей и литературного сообщества.

Русский писатель, критик, прославившийся и как декабрист, Александр Бестужев-Марлинский отзывался о повести в отрицательном ключе. По его мнению, Карамзин написал произведение, подражающее западным аналогам. Попытка оказалась неудачной. Бестужев-Марлинский, по сути, обвинил Карамзина в нагнетании в повести дешевых аффектов.

В коллективном труде, вышедшем на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков «Карамзин Н.М. Биография и разбор его главных произведений», составленном Н. И. Дюнькиным и А. И. Новиковым «Бедная Лиза» как лучший образец сентиментального жанра.

Авторы отмечают достоверность изображенных в повести героев, но, при этом, их несоответствие социальным типам того времени. Крестьянки – Лиза и ее мать изображены совершенно неправдоподобно. Словарный запас главной героини совершенно не свойственны представительнице низшего сословия.

При этом критики отмечали сентиментальный настрой Карамзина и хвалили его за хороший стиль, гуманизм и несложность сюжета.

Русский и советский филолог, критик и литературовед первой половины двадцатого века Г. А. Гуковский также довольно критически отозвался об этом сочинении Карамзина. Он признавал, что повесть получила большой успех, в особенности в среде молодежи.

Однако критик порицал Карамзина за отсутствие в повести критики социального неравенства. По его мнению, автор должен был больше внимания уделить осуждению социального неравенства и попранию человеческих прав, раз он повествует о любви дворянина и крестьянки.

Однако Гуковский отмечает, что не это интересует писателя. Карамзин, по его мнению, проповедует равенство всех людей, исходя из их одинаковой способности чувствовать и любить. Из этого, по мнению литературоведа, автор «Бедной Лизы» подводит читателя к выводу, что и без отмены крепостного права крестьяне могут быть счастливы.

Гуковский отмечал, что образ Лизы неестественен. Она говорит не как крестьянка, но в манере, свойственной барышне из высшего общества. Общий строй произведения также весьма отличается от реальной жизни, больше напоминая оперу. Сюжет он оценивал, как упрощенный до предела.

Однако, по мнению филолога, создавая лирическое настроения, повесть, хотя и не призывала к борьбе против социального неравенства, но воспитывала в читателях гуманные чувства.

Впрочем, это не удивительно, учитывая, что такие оценки были высказаны в книге начала сороковых годов.

Напротив, ближе к нашему времени, со сменой политического строя, появились более положительные оценки «Бедной Лизы» со стороны специалистов. В девяностых годах, видный лингвист и филолог академик В. Н. Топоров назвал «Бедную Лизу» одним из ключевых моментов в творчестве Карамзина, а также для русской литературы в целом.

По мнению литературоведа, повесть повлияла на читательскую аудиторию, вызвала настроения, способствовавшие появлению большой русской прозаической литературы. Топоров рассматривал произведение, в большей степени, не как отражение действительности, а как этап развития литературы.

Критика о повести Бедная Лиза Карамзина

Несколько интересных сочинений

В начале романа Александру 28 лет. Он еще молод, но уже давно не юн и незрел. Внешность государя описывается приятной наружностью, пышущей молодостью и императорским величием. По характеру он – благородный рыцарь

Школа развивается с каждым годом все больше и больше. В наше время школьное обучение очень отличается от того как учились наши родители. Раньше в школах не было компьютерных классов, медиате

Роман «Раковый корпус» был написан в 60-х годах прошлого века. Но в те годы опубликовать произведение было невозможно из-за цензуры, поэтому роман расходился среди читателей в самиздатовских вариантах, а еще был издан за рубежом

После трудной, холодной зимы, постепенно, словно нехотя, просыпается природа. Отзвенела капель, и все выше и выше над горизонтом в обеденную пору поднимается солнце. И вот тогда становится заметно насколько чист воздух, насколько он прозрачен.

Язык играет огромную роль в жизни человека. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не существовало такого многообразия языков. С самых ранних лет ребенок начинает понимать, как называется тот или иной предмет

Источник

Аргументируйте утверждение критика белинского что в бедной лизе

«Герой нашего времени»

Герой нашего времени

Сочинение М. Лермонтова

В «Библиотеке для чтения» на 1834 год напечатано было несколько (очень немного) стихотворений Пушкина и Жуковского; после того русская поэзия нашла свое убежище в «Современнике», где, кроме стихотворений самого издателя, появлялись нередко и стихотворения Жуковского и немногих других и где помещены: «Капитанская дочка» Пушкина, «Нос», «Коляска» и «Утро делового человека», сцена из комедии Гоголя, не говоря уже о нескольких замечательных беллетрических произведениях и критических статьях. Хотя этот полужурнал и полуальманах только год издавался Пушкиным; но как в нем долго печатались посмертные произведения его основателя, то «Современник» и долго еще был единственным убежищем поэзии, скрывшейся из периодических изданий с началом «Библиотеки для чтения». В 1835 году вышла маленькая книжка стихотворений Кольцова, после того постоянно печатающего своп лирические произведения в разных периодических изданиях до сего времени. Кольцов обратил на себя общее внимание, но не столько достоинством и сущностию своих созданий, сколько своим качеством поэта-самоучки, поэта-прасола. Он и доселе не понят, не оценен как поэт, вне его личных обстоятельств, и только немногие сознают всю глубину, обширность и богатырскую мощь его таланта и видят в нем не эфемерное, хотя и примечательное явление периодической литературы, а истинного жреца высокого искусства. Почти в одно время с изданием первых стихотворений Кольцова явился с своими стихотворениями и г. Бенедиктов. Но его муза гораздо больше произвела в публике толков и восклицаний, нежели обогатила нашу литературу. Стихотворения г. Бенедиктова – явление примечательное, интересное и глубоко поучительное: они отрицательно поясняют тайну искусства и в то же время подтверждают собою ту истину, что всякий внешний талант, ослепляющий глаза внешнею стороною искусства и выходящий не из вдохновения, а из легко воспламеняющейся натуры, так же тихо и незаметно сходит с арены, как шумно и блистательно является на нее. Благодаря странной случайности, вследствие которой в «Библиотеку для чтения» попали стихи г. Красова и явились в ней с именем г. Бернета, г. Красов, до того времени печатавший свои произведения только в московских изданиях, получил общую известность. В самом деле, его лирические произведения часто отличаются пламенным, хотя и неглубоким чувством, а иногда и художественною формою. После г. Красова заслуживают внимание стихотворения под фирмою – [фита] – ; они отличаются чувством скорбным, страдальческим, болезненным, какого-то однообразною орпгинальностию, нередко счастливыми оборотами постоянно господствующей в них идеи раскаяния и примирения, иногда пленительными поэтическими образами. Знакомые с состоянием духа, которое в них выражается, никогда не пройдут мимо их без душевного участия; находящиеся в том же самом состоянии духа, естественно, преувеличат их достоинства; люди же, или незнакомые с таким страданием, или слишком нормальные духом, могут не отдать им должной справедливости: таково влияние и такова участь поэтов, в созданиях которых общее слишком заслонено их индивидуальностию. Во всяком случае, стихотворения – [фита] – принадлежат к примечательным явлениям современной им литературы, и их историческое значение не подвержено никакому сомнению.

Может быть, многим покажется странно, что мы ничего не говорим о г. Кукольнике, поэте столь плодовитом и столь превознесенном «Библиотекою для чтения». Мы вполне признаем его достоинства, которые не подвержены никакому сомнению, но о которых нового нечего сказать. Поэтические места не выкупают ничтожности целого создания, точно так же, как два, три счастливые монолога не составляют драмы. Пусть в драме, состоящей из 3000 стихов, наберется до тридцати или, если хотите, и до пятидесяти хороших лирических стихов, по драма от того не менее скучна и утомительна, если в ней нет ни действия, ни характеров, ни истины. Многочисленность написанных кем-либо драм также не составляет еще достоинства и заслуги, особенно если все драмы похожи одна на другую, как две капли воды. О таланте ни слова, пусть он будет; но степень таланта – вот вопрос! Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень с своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов. – Чтобы нас не подозревали в пристрастии, мы, пожалуй, упомянем еще йог. Вернете, во многих стихотворениях которого иногда проблескивали яркие искорки поэзии; но ни одно из них, как из больших, так и из маленьких, не представляло собою ничего целого и оконченного. К тому же, талант г. Бернета идет сверху вниз, и последние его стихотворения последовательно слабее первых, так что теперь уже перестают говорить и о первых. Может быть, мы пропустили еще несколько стихотворцев с проблеском таланта; но стоит ли останавливаться над однолетними растениями, которые так нередки, так обыкновенны и цветут одно мгновение! стоит ли останавливаться над ними, хоть они и цветы, а не сухая трава? Нет.

Источник

Анализ повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Год написания – 1792 г.

История создания – Прогрессивные взгляды Карамзина как писателя, решившего внедрить в русскую литературу жанр сентиментализма, помогли ему изучить европейскую литературу, и найти сюжет повести.

Тема – В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство.

Композиция – События истории длятся три месяца, заканчиваясь трагической развязкой.

Жанр – Карамзин считается автором создания коротких новелл, одной из которых и является повесть «Бедная Лиза».

Карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность, и стал издателем «Московского журнала».

Годом написания «Бедной Лизы» стал 1792, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель внес в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».

В сюжет повести Карамзин ввел гибель главной героини, что в корне отличало эту новеллу от традиционных русских произведений со счастливым финалом, и повесть обрела огромную популярность среди читателей.

Проводя в «Бедной Лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладающая всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.

Основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.

Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это вся та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.

Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.

Рассказчик повествует о событиях, которые произошли тридцать лет назад, и длились три месяца. Автор начинает повесть с описания пейзажа близ Симонова монастыря. После идет развитие сюжета, в котором читатель знакомится с главными героями повести. Сюжет этой незатейливой истории довольно обычный: молодая бедная девушка влюбляется в богатого человека. Чувства молодых людей стремительно развиваются, но между ними стоит непреодолимая преграда – социальное неравенство, и Эрасту с Лизой невозможно быть вместе. Молодой человек, испытав новые ощущения, бросает девушку, не задумываясь о ее моральных переживаниях. Никого не удивляет, что молодой юноша женится на престарелой даме – таковы нравы дворянского общества, и такой шаг является обычным делом. Главную роль в высшем свете играют деньги и положение, искренние чувства отодвигаются на задний план.

Но не так ведет себя девушка-крестьянка. Она умеет любить по-настоящему. Яркая особенность композиции произведения в том, что Карамзин заканчивает жизнь девушки самоубийством. Красочное описание реального места, Симонов монастырь, пруд – описание этих пейзажей и правдивая характеристика героев, создают впечатление достоверности и реальности происходящих событий.

Особая композиция произведения каждого читателя приводит к своему собственному восприятию героев, каждый по – своему определяет, чему учит эта сентиментальная и трагическая повесть.

До появления на писательском поприще Карамзина, в ходу были многотомные романы. Основоположником новеллистических произведений стал автор «Бедной Лизы», создавший психологическую повесть.

Разной была критика этого произведения, некоторые из современников Карамзина, находили неправдоподобность в характерах героев, но в целом, психологическое произведение, в центре которого лежит моральный конфликт, было принято доброжелательно, и вызвало огромный интерес публики.

Сентиментальное направление повести с трагической развязкой стало образцом для подражания многих писателей, и открыло новую страницу в русской литературе.

Источник

Сочинение «В его повестях, как в зеркале, отразилась жизнь сердца» В. Г. Белинский (По повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Творчество Н. М Карамзина занимает особое место в рамках литературы XVIII века. Именно с его именем связывают рассвет русского сентиментализма. По словам известного критика того времени В. Г. Белинского, Карамзин подошел к сфере новых идей, первый в России стал писать новые по своему стилю произведения, в которых «изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

Эстетические взгляды художника слова сформировались благодаря философии и литературе Просвещения, а также усвоению опыта западноевропейского сентиментализма. Свои эстетические взгляды писатель высказал в очерке «Что нужно автору?» и в ряде заметок и небольших статей, опубликованных в журналах «Московский вестник» и «Вестник Европы».

В конце XVIII века основным достоинством произведений Карамзина считалась чувствительность. Действительно он первый в истории русской литературы писатель, направивший свое мастерство на описание психологического мира своих героев и достигнувший в этом высокого мастерства. Он умел очень тонко, но вместе с тем живо, передать все оттенки чувств и эмоций, метания сердца влюбившегося человека и душевную тяжесть человека отвергнутого. Через погружение читателя в мир «нежных страстей» писатель учит его состраданию. Благодаря этому Карамзин стал новатором в русской литературе как блестящий мастер психологического портрета, состояния человека и характера героя со всеми его противоречиями и недостатками.

Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная перипетиям судеб двух влюбленных, не является программным произведением для автора, однако снискала особенную популярность среди современников. Герои ищут счастья в любви, но не находят его, так как окружающий их жестокий мир мешает им в этом. Страдания, вызванные искаженной обществом любовью, приводят героев к смерти — одного к физической, другого — к душевной.

Главная героиня Лиза живет с матерью в Подмосковье, в небольшом, но уютном домике на берегу Москвы-реки. И мать, и отец (умерший на момент описываемых событий) прививали дочери высокие моральные и нравственные качества. Они учили ее тому, что всему в жизни надо добиваться самой и что нельзя надеяться на то, что что-то. достанется даром. Сами они следовали этим принципам неуклонно: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь», мать после смерти мужа оставалась ему верна и часто о нем вспоминала со слезами, «ибо и крестьянки любить умеют». Воспитанная в строгости Лиза «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве».

Образ Лизы — наиболее близок и дорог автору. О ней он говорит постоянно с какой-то тихой нежностью, как если бы знал подобную девушку лично. На стороне героини он остается и во время кульминации основного конфликта. Простая девушка полюбила всей полнотой своих чувств (при этом так и не признавшись матери) доброго и хорошего, но избалованного и легкомысленного дворянина, неравного ей по сословию. Эраст при всех своих положительных качествах не способен думать о последствиях своих действии.

Чувства героини крепки, глубоки искренни и бескорыстны. Несмотря на понимание того, что «барин» никогда не возьмет простую девушку замуж, Лиза продолжает любить Эраста искренне и самозабвенно: «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала. и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе».

Однако несчастная любовь драматична не только для Лизы, но и для ее возлюбленного. О душевной травме героя автор говорит следующее: «Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Сам писатель не считает своего героя типичным: «Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел. ».

Новаторство Карамзина-психолога состоит в том, что роль социально-этической проблемы в благополучной развязке не оказалась заниженной. На это обратил внимание критик В. В. Сиповский, написав в «Очерках из истории русского романа» следующее: «»Бедная Лиза» — потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гете в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

Творчество Карамзина сыграло большое значение в развитии и становлении русской национальной литературы. А. С. Пушкин писал о нем: «Чистая, высокая слава писателя принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности». А по словам В. Г. Белинского «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество. повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта, повести, в которых как в зеркале, верно отражается жизнь сердца. как она существовала для людей того времени».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *