Археология что это определение
Значение слова «археология»
[От греч. ’αρχαι̃ος — древний и λόγος — учение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АРХЕОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. archaios — древний и logos — учение]. Наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
археоло́гия
1. гуманитарная наука, изучающая историю развития человечества путём нахождения, документации и исследования исторических артефактов ◆ Именно археология, в отличие от «аристократической» истории, занятая изучением самых разных памятников культуры, в том числе и культуры материальной, впервые получила и систематизировала данные о быте, повседневной жизни людей. И. М. Савельева, А. В. Полетаев, «Знание о прошлом: теория и история», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стратиграфия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Археология
Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.
Содержание
История археологии
Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология. [2]
В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.
Этапы развития археологии в России
Наиболее яркие события в истории археологии
Наиболее яркие события в истории археологии на территории России
История термина «археология»
— Цитата немецкого историка Э. Церен.
Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином своё сочинение «De rebus humanis et divinis».
Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определённое значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.
Самые древние находки
В Евразии
Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников — Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.
Второй памятник — Кальдара в Южном Таджикистане, исследованный В.А.Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник — Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 ее слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Стоянки Каратау и Лахиги в Таджикистане (возраст 200 тыс. лет), раскопанная Окладниковым Упалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слоёв у стоянки г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).
Человек
Ключевые термины
Выдающиеся археологи России
Знаменитые археологи мира
Знаменитые археологические памятники
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Археология» в других словарях:
археология — археология … Орфографический словарь-справочник
АРХЕОЛОГИЯ — (от греч. archaios древний, и logos слово). Наука, занимающаяся исследованием и объяснением памятников древности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХЕОЛОГИЯ наука о древностях, изучающая памятники… … Словарь иностранных слов русского языка
археология — и, ж. archéologie f. Наука о древности (включая письменность, языки, материальную культуру). Сл. 18. Книга для любителей Археологии или познания словесности древних. Содержит: I. Археологию, собственно так называемую. II. Показания классических… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АРХЕОЛОГИЯ — истор. дисциплина, изучающая следы деятельности человека, гл. обр. в напластованиях грунта, образовавшихся в рез те этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы… … Энциклопедия культурологии
АРХЕОЛОГИЯ — (от архео. и. логия), наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей археологическим памятникам. Основы современной методики изучения, хронологии и типологии археологических памятников заложены во 2 й… … Современная энциклопедия
Археология — см. Раскопки … Библейская энциклопедия Брокгауза
АРХЕОЛОГИЯ — АРХЕОЛОГИЯ, археологии, мн. нет, жен. (от греч. archaios древний и logos учение). Наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АРХЕОЛОГИЯ — АРХЕОЛОГИЯ, и, жен. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. | прил. археологический, ая, ое. Археологические раскопки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
археология — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
АРХЕОЛОГИЯ — (от греч. archaios древний и Zogos слово, учение) англ. archaeology; нем. Archaologie. Наука, изучающая историю общества по материальным продуктам жизни и деятельности людей вещественным (археологическим) памятникам. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Значение слова археология
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
АРХЕОЛОГИЯ, и, ж. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.
| прил. археологический, ая, ое. Археологические раскопки.
Словарь Ефремовой
ж.
Научная дисциплина, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам
материальной культуры, которые находят при раскопках.
Энциклопедический словарь
Культурология. Словарь-справочник
наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребений), находимым главным образом при раскопках.
☼ истор. дисциплина, изучающая следы деятельности человека, гл. обр. в напластованиях грунта, образовавшихся в рез-те этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения историко-культурной информации.
Особенно велико значение археол. исследований для древних об-в — бесписьменных и тех, от к-рых дошло мало письменных источников. По ранним эпохам (вплоть до позднего средневековья) основной объем информации дает именно А. Эта дисциплина не имеет четких хронологич. границ. В частности, методы А. используются для исследования ряда истор. событий 20 в., слабо освещенных документами, и в ряде примыкающих к этнографии дисциплин, изучающих долговечные части живой культуры («срочная А.» в США и Великобритании), предметы православного культа по 19 в. («церковная А.» в России), промышленные объекты 17-19 вв. («промышленная А.» в Великобритании) или памятники индейцев после прихода европейцев (США).
Представления о задачах А. существенно менялись в разные периоды. Так, по Л.С. Клейну, А. в античности и раннем средневековье считалась частью географии, описывающей достопримечательности края. В 15 в. она стала частью музейно-антикварного дела и иллюстрировала классич. филологию, а в 18 в. — техн. экспертизой антиковед. искусствознания. В нач. 19 в. эпоха романтизма сделала А. продленной в древность этнографией и придала ей этич. направленность. Все это время А. была тесно связана с коллекционированием и увлечением редкими и изящными древностями.
Во вт. пол. 19 в. рост обществ. движений повернул интерес европ. историков от деяний великих людей к жизни простого народа. С одной стороны, классики нем. истор. школы Ранке, Буркхардт и Лампрехт выдвинули идею истории культуры, изучения быта, экономики и юрид. норм. В кон. 19 в. И.Г. Дройзен и Э. Бернгейм разграничили понятия истор. остатков (ими занимается, в частности, и А.) от истор. преданий. С др. стороны, изощренные методы критики источников подорвали доверие к письм. сообщениям и вызвали стремление получить более объективную информацию. Историки обратились к А., и она стала истор. дисциплиной. При этом в А. возобладали задачи первичного описания, систематизации и классификации найденного.
До недавнего времени сами археологи полагали, что А. — это продолжение этнографии в прошлое. Со временем выяснилось, что выделенные «археол. культуры» иногда ни по границам, ни по содержанию явно не соответствуют известным народам и государствам. Терминологически разницу между изучаемыми этнографией живыми и умирающими культурами и обычно исследуемыми А. мертвыми культурами сформулировал в 50-е гг. нем. археолог Г.Ю. Эггерс. Мертвая культура, по Л.С. Клейну, прежде всего, вещественная.
Вопрос о специфике археол. источников впервые поставил в 50-е гг. брит. исследователь Г. Чайлд; теоретики амер. «новой А.» (Л. Бинфорд и др.) пришли к выводу, что они не менее информативны, чем письменные. Как отмечал Г.П. Григорьев (1973), археол. источники не содержат непосредственно историко-культурной информации. Запечатленная в вещах информация пригодна к научному использованию лишь после «двойного перевода»: на один из совр. «естественных» языков и лишь затем в качестве истор. источника.
Еще недавно предполагалось, что любой историк или искусствовед может без труда оперировать добытыми А. материалами. В действительности же изучаемые А. древности — это остатки культуры прошлого, понимание к-рых часто затруднено в культурной традиции и разными нормами воплощения информации. Веществ. источники очень многозначны, а истор. контекст в материалах из раскопок часто серьезно нарушен. Не случайно поэтому, что памятники искусства малочисленных и слабо обеспеченных письм. источниками древних культур успешно изучаются именно учеными, имеющими специальную археол. подготовку. Толкование древностей облегчается иногда тем фактом, что многие знаковые системы прошлого содержали «избыточную» информацию (что позволяло понять смысл при частичном разрушении объектов и делало систему более надежной).
Особенности веществ. источников изучения давно умершей культуры являются количественными (фрагментированы и однобоки, т.е. сохранность разных комплексов неравномерна), и качественными (до исследователей в могилах и на поселениях обычно доходит не совсем тот комплекс вещей и в иных пропорциях, нежели использовавшиеся в реальном быту). Долгое время археол. материалы воспринимались как «объективные». Но во многих случаях в опр. слое грунта, строит. или погребальном комплексе содержится преднамеренная, произвольная выборка вещей, подобранных с опр. целью, к-рая не всегда установима. Археол. объекты разрушались природными стихиями и людьми. Наконец, любая характеристика такого объекта отчасти является субъективной авторской реконструкцией.
А. исследует, в первую очередь, портативные объекты, несущие отпечаток культурной деятельности человека (Артефакты), и следы разл. хозяйственно-культурных процессов на местности (строительство, пахота, ирригация, горнодобывающее производство и т.п.). Методика полевых исследований основана на вскрытии отд. археол. памятников/объектов — поселений, могильников и др. по возможности большими площадями (для получения максимально полной, разносторонней информации об истории памятника) до грунтов, не затрагивавшихся деятельностью человека («материк»). Отдельно изучается каждый «закрытый комплекс» (отд. сооружение или напластование, созданное людьми в короткий отрезок времени). Все находки и следы действий человека рассматриваются комплексно и в рамках прослойки грунта, и в масштабах всего памятника, и в системе памятников опр. региона для получения максимально полной историко-культурной информации.
Очень актуальна в А. проблема выявления и описания наиболее значимых характеристик древних изделий. Она связана с широким внедрением с 60-х гг. статистики и компьютерной обработки массовых видов находок. В результате процедура археол. исследования оказалась, пожалуй, самой трудоемкой в гуманитарных науках. Она включает, по Л.С. Клейну, три осн. этапа: вскрытие и фиксацию в полевых условиях; лабораторно-камеральную обработку (консервацию, реконструкцию, технол. анализы); теор. осмысление полученных данных, т.е. уточнение хронологии, систематику (классификацию, эволюц. типологию) вещей, реконструкцию процессов и явлений по их следам и отд. элементам.
А. как наука в России стала развиваться сравнительно поздно, но ускоренными темпами и, по данным А.А. Формозова, прошла те же этапы, что и на Западе. При этом решающую роль сыграли гос. структуры и законодательство. Начало А. в России положил указ Петра I от 13 февр. 1718 о закупке у населения древностей для Кунсткамеры. В 18 в. изучались, гл. обр., курганы, руины городов и петроглифы Сибири и Поволжья. В нач. 19 в. одновременно возникли три новых ключевых направления исследований: античные города Сев. Причерноморья (на недавно присоединенных территориях), древнеслав. города и могильники, античные и ср.-век. памятники Кавказа и Туркестана. Позже других отраслей из-за сопротивления властей и церковных кругов оформилось изучение древностей «доистор. человека». Осн. центрами А. со вт. пол. 19 в. были Имп. Археол. Комиссия (с 1889 контролировавшая все полевые исследования), Петербург, и Моск. Археол. об-ва и провинциальные музеи. Подготовка специалистов до 1922 осуществлялась в Археол. ин-тах в Петербурге (1878) и Москве (1907). С 70-х гг. 19 в. А.С. Уваров регулярно проводил Археол. съезды. Признанными теоретиками русской А. считались В.А. Городцов и А.А. Спицын (проблемы систематизации и типологии).
В авг. 1919 в Петрограде была организована Гос. Академия истории материальной культуры (ГАИМК) во главе с акад. Н.Я. Марром. Были организованы первые комплексные экспедиции, исследовавшие памятники опр. типа на обширной территории (Северо-Кавказская — А.А. Миллер). Однако в 20-е гг. осн. влияние на развитие А. оказали москвичи. Это палеоэтногр. школа Б.С. Жукова, развивавшая идеи Д.Н. Анучина о неразрывной связи культур с природной средой, изучавшая их пространств, аспекты и вариантность (Б.А. Куфтин, О.Н. Бадер), а также создатель типол. метода В.А. Городцов (публикации 1925-27) и его последователи (П.П. Ефименко и др.). Ученики Городцова (А.В. Арциховский, А.Я. Брюсов, С.В. Киселев и др.), опираясь на социол. схемы Л.Г. Моргана и акад. М.Н. Покровского, указания искусствоведа В.М. Фриче, пытались применить методы марксизма для получения из древних памятников непосредственно истор. информации.
В 1931-33 эти направления подверглись резкой критике со стороны новых теоретиков ГАИМК (С.А. Быковский, В.И. Равдоникас и др.): «городцовщина» характеризовалась как «дворянский эмпиризм» и «бурж. вещеведение», «смыкающееся» с расовой теорией, школа Жукова — как «мелкобурж. этнологизм». Официально возобладала «яфетическая» (стадиальная) теория Марра, стоявшая в вопросах этно- и культурогенеза на позициях автохтонизма и упрощенного эволюционизма. А. активно занялись талантливые историки (С.А. Жебелев, Ю.В. Готье) и этнографы (С.П. Толстов, С.И. Руденко), привнесшие ряд новых идей. После осуждения «схематизма» М.Н. Покровского в 1934 А. была вновь полностью признана как самостоят, наука. Однако сохранялся отрыв от зарубежных коллег.
В 40-х гг. популярность марризма упала, возник интерес к проблемам ранних этапов этногенеза совр. народов, миграциям и т.п. (М.И. Артамонов, С.П. Толстов, П.Н. Третьяков). С 50-х гг. резко увеличились масштабы полевых исследований на новостройках. Соответственно, появилась тенденция к интеграции разных отраслей А., вышли комплексные обобщающие труды по А. крупных регионов (С.В. Киселев, С.П. Толстов, Е.И. Крупнов, А.Н. Бернштам, М.П. Грязнов, А.П. Окладников и др.).
К 60-м гг. оформились два осн. центра А., связанных с именами ряда талантливых методистов и педагогов — московский (А.В. Арциховский, Б.Н. Граков, Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин, Г.А. Федоров-Давыдов, Д.А. Авдусин) и ленинградский (М.И. Артамонов, М.П. Грязнов, Л.С. Клейн, М.Б. Щукин). Принципиальные различия между ними отсутствовали; для Ленинград. исследователей было характерно пристальное внимание к новым теор. разработкам зарубежных коллег, особое внимание к отд. регионам (Сибирь и др.). Именно в Ленинграде часто проходили наиболее плодотворные и неформальные дискуссии теор. характера.
С к. 60-х — нач. 70-х гг. рост объема полевых исследований и публикаций настоятельно потребовал унификации терминологии и системы описания, внедрения методов стат. и компьютерной обработки массовых материалов. Пионерами в этой области стали В. Б. Ковалевская, И.С. Каменецкий, Я.А. Шер, Б.И. Маршак, Г.А. Федоров-Давыдов, Б.А. Колчин. Одновременно вновь стали актуальными вопросы о месте А. в системе гуманитарных наук и специфике ее источников (Л.С. Клейн, Ю.Н. Захарук, В.Ф. Генинг) и осмысление опыта исследователей на Западе (Л.С. Клейн, А.Л. Монгайт и др.).
Традиционно каждый археолог анализирует весь комплекс рез-тов полевых исследований. Однако с 60-х гг. резко увеличилось число исследователей, специализирующихся на изучении как отд. технологий и ремесел — изготовления каменных орудий (С.А. Семенов и др.), металлургии и кузнечного дела (Е.Н. Черных, Т. Б. Барцева, Р.С. Минасян, И.Г. Равич), керамики (А.А. Бобринский и др.), стеклянных изделий (Ю.Л. Щапова), тканей (А. К. Елкина, А.А. Иерусалимская, Е.И. Лубо-Лесниченко), торевтики (Б.А. Рыбаков, В.П. Дар-кевич, Б.И. Маршак), так и отд. сфер культуры и обществ. жизни — военного дела (А.Н. Кирпичников, Ю.С. Худяков, М.В. Горелик), архитектуры (Н.Н. Воронин, С.Д. Крыжицкий, Г.А. Пугаченкова и др.), эпиграфич. памятников (В.А. Лившиц, С.Г. Кляштор-ный, Ю.Г. Виноградов), религии (Д.С. Раевский, Ю.А. Раппопорт, Е.В. Антонова и др.), обществ, строя (В.М. Массон, А.М. Хазанов, Э.А. Грантовский и др.). С 80-х гг. появились обобщающие труды, восстанавливающие на качественно новом уровне историю отд. государств и народов на основе соединения археол. и письм., эпиграфич. источников (Ю.Г. Виноградов, М.Б. Щукин, А.Ю. Алексеев, А. И. Иванчик и др.). Фактически в 60-80-х гг. А. в России окончательно оформилась как самостоят. наука; резко расширились ее междунар. связи, появились «чистые» теоретики (Л.С. Клейн, А.А. Формозов и др.).
Лит.: Формозов А.А. Очерки по истории рус. археологии. М., 1961; Клейн Л.С. Археол. источники. Л., 1978; Формозов А.А. Страницы истории рус. археологии. М., 198б; Клейн Л.С. Археол. типология. Л., 1991; Он же. Феномен советской археологии. СПб., 1993; Ковалевская В.Б. Археол. культура — практика, теория, компьютер. М., 1995.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Что такое археология и для чего она нужна?
Археология – это…
Археология – это раздел исторической науки, изучающий прошлое человечества и закономерности его развития по вещественным историческим источникам. Именно этим археология отличается от других разделов исторической науки, имеющих дело в основном с письменными историческими источниками. Само слово «археология» можно перевести, как «рассказы о древности» или «наука о древности». Это понятие было известно еще в Древней Греции, а в современном научном обороте оно появилось только в первые годы XIX в.
Как же представляют археологию обычные люди? Чаще всего представление об археологии и археологах у простых людей складывается под влиянием приключенческой литературы или кинематографа, которые нередко показывают археологию как поиски кладов и сокровищ. Можно назвать среди примеров такие фильмы, как «Лара Крофт: расхитительница гробниц», «Индиана Джонс» и другие. Настоящая археология ничего общего с такими сюжетами не имеет. Археология – это тяжелый, кропотливый труд, а «добычей» археологов чаще всего становятся осколки древней посуды, кости, кухонные отбросы и масса других неинтересных для неспециалиста вещей. Драгоценности и клады все же встречаются, но это скорее исключение, чем правило. И, разумеется, никогда найденные предметы не становятся собственностью первооткрывателя, какими бы они не были. Потому что, все, что относится к культурно-историческому наследию нашей страны, на земле, под землей или водой, является собственностью государства. А археологи ищут не предметы забытых эпох, а информацию, которую могут предоставить о прошлом найденные предметы.
Можно сказать, что археология – это «история, вооруженная лопатой», и объектами ее исследования являются не сами предметы, а древние сообщества людей или остатки жизнедеятельности древних обществ. От тех далеких эпох до нас дошла лишь малая часть материальной культуры в виде вещей или построек, которыми пользовались когда-то наши предки. Это важная особенность археологической науки: в большинстве случаев в руки исследователей попадают не те вещи и сооружения, которые использовались в древности, а их остатки. Даже, если вещь не была сломана при использовании, за прошедшие века она сильно изменилась. Изделия из органических материалов обычно разлагаются, из металлов коррозируют, даже долговечный камень выветривается и растрескивается. Древние города и сооружения разрушаются или перестраиваются, порой до неузнаваемости.
Чаще всего археологи исследуют древнюю историю людей, когда еще не существовало письменности или она не освещала все стороны жизни древних людей. Но к методам этой науки прибегают и для исследования относительно недавней истории, если по каким-то причинам нет или недостаточно других источников информации.
Все предметы, которыми пользовались люди с момента своего появления и до сегодняшнего дня, объединяются под понятием «вещественные исторические источники». В таком случае, что же скрывается под этим термином? К вещественным историческим источникам относятся любые предметы, сооружения, отходы и т.п., возникшие как результат деятельности человека. Это могут быть и целые древние города, и мельчайшие кремневые чешуйки, полученные при производстве каменных орудий. Место обнаружения остатков древнего поселения или погребения получило название «объект археологического наследия», а отдельные предметы – «артефакт».
Для чего нужна археология?
Назначение археологии можно было бы объяснить простым любопытством, которое толкает человека к познанию и открытиям. Однако, это не совсем правильно. С одной стороны, кроме интереса, почему люди жили именно так, как это видно из изготовленных ими предметов или возведенных построек, есть и другие стороны археологической науки. Совершенно определенно можно утверждать, что изучая прошлое, мы прогнозируем свое будущее. Исследование предшествующих эпох позволяет проследить изменения климата на планете, природных условий; помочь определить причину истощения водных ресурсов и почвы; ответить на вопросы о развитии особенностей самого человеческого организма, чтобы найти средства для излечения болезней и продления жизни. Большую помощь археология оказывает современной науке, давая информацию о степени и значительности влияния человека на окружающую среду. Воздействие человека на окружающий мир получило название «антропогенез».
Не последнюю роль играет стремление человека к изучению своих истоков, своей культуры. Человек без прошлого – это человек без будущего. Оторванность от своих культурных корней, традиций, моральных норм ведет к деградации человеческого общества. Поэтому даже в условиях сложного периода в развитии нашей страны отказ от изучения археологического наследия означал бы, что мы относимся ко всему культурному наследству человечества как к чему-то незначительному и необязательному для качества нашей жизни.
Как работают археологи?
Археология, в отличие от большинства других исторических дисциплин, невозможна без проведения полевых исследований, в основной массе это археологические разведки и раскопки. Как уже говорилось выше, труд археолога кропотлив и тяжел. В процессе полевых археологических исследований археологи практически не могут использовать экскаваторы или тракторы. Поэтому все работы проводятся вручную с помощью лопат, а обнаруженные предметы или остатки сооружений расчищаются при помощи совков, ножей и кисточек.
Чтобы получить максимум информации в процессе раскопок, ученым-археологам приходится очень осторожно снимать землю слой за слоем, фиксируя каждую найденную вещь, которая потом тщательно осматривается, нумеруется, описывается с указанием в каком слое, в каком квадрате раскопа она была найдена, зарисовывается и упаковывается.
Бережное сохранение каждого обнаруженного артефакта необходимо для того, чтобы потом собрать воедино все разрозненные элементы, словно мозаику, для раскрытия тайны древней истории.
После окончания полевых работ, которые обычно проводятся только в летние месяцы, археологи продолжают изучение полученного материала уже в археологических лабораториях. Таким образом, археологи не только проводят работу в полевых условиях, но их исследования включают в себя кабинетную или камеральную часть ‑ работу с документами и артефактами. Они извлекают из добытого ими материала историческую информацию, на основе которой составляются отчеты по проведенным археологическим экспедициям, пишутся научные работы. Изученные предметы после завершения работ с ними и реставрации передаются в музеи.
Полевая и кабинетная (камеральная) археология неразрывны. Без камерального изучения находок добыча древностей никогда не может стать наукой, а без раскопок археология не смогла бы полно интерпретировать случайно обнаруженные находки.
Для получения разносторонней информации археологи сотрудничают со специалистами из других областей наук, это помогает более тщательно и точно исследовать объекты находок и проводить анализ. К таким наукам – помощникам археологии – можно отнести этнографию, эпиграфику, антропологию, палеозоологию, палеоботанику, геологию, химию, физику, математику и другие.
Следует понимать, что при полноценных полевых исследованиях (раскопках и наблюдениях) памятники археологии безвозвратно разрушаются. Конечно, можно вновь насыпать древний раскопанный курган, но он никогда уже не будет содержать всех находившихся в нем пластов, всех погребений и вещей, расположенных в том же порядке, как в древнем кургане. То же самое можно сказать и о раскопанных городищах. В лучшем случае удается сохранить древние строительные остатки. Но они уже не содержат всей исторической информации, имевшейся на памятнике изначально (отдельные находки, порядок и характер наслоений и т.п.). Поэтому особое значение имеет качество и полнота фиксации того, что открывается в ходе полевых работ. При создании исторической реконструкции эти материалы (чертежи, фотографии, зарисовки, дневниковые записи и др.) как бы заменяют уже не существующий в натуре археологический памятник. Поэтому проводить раскопки может только профессионал-археолог.
Ученые-археологи должны получать специальное разрешение для проведения работ на археологических памятниках, а после их завершения сдавать научный отчет о проведенных исследованиях.
Почему древние постройки и предметы оказываются под землей?
Действительно, часто можно видеть, что старые дома буквально «утонули» в земле по самые окна. Поэтому многие люди думают, что все дома со временем постепенно погружаются в землю. Это не совсем верно, ведь земля – это не болотная трясина, которая может поглотить строение, как брошенный в нее предмет, утащить его на дно. Не сами дома уходят в глубину земли, а земля вокруг построек постепенно повышается. Этот наросший слой земли вокруг дома или другого сооружения называется культурным слоем, возникшим в результате человеческой деятельности. Остатки жизнедеятельности человека – обломки строительных материалов, пищевые отбросы, разнообразный мусор, зола из очага, битая посуда, выброшенные или потерянные предметы, орудия труда и многое другое – постепенно накапливаются вокруг жилища, их заносит пылью, приносимой ветром.
Покрываться наслоениями могут развалины и покинутого или разрушенного дома под воздействием времени, когда природа постепенно заметает остатки человеческого жилья. Но в месте длительного проживания человека этот процесс идет значительно быстрее. Накопление культурных напластований может иметь разную скорость, это зависит от многих причин: строительного материала, используемого человеком, климатических и природных условий, уровня развития человеческого общества и даже от его традиций.
Например, если дом построен из сырцового кирпича (т.е. высушенного на солнце, но не обожженного в печи), после нескольких десятилетий эксплуатации его ремонтировать сложнее, чем разрушить и построить заново. Остатки разрушенного дома часто просто разравнивались, и новый дом строился на этой площадке. Поэтому толщина культурного слоя на месте древних поселений на Ближнем Востоке, где до сих пор часто строят из сырцового кирпича, может достигать 40-50 метров.
Именно культурный слой является основным объектом археологического исследования, так как в нем находятся свидетельства жизни древнего человека. Культурным его называют потому, что он содержит в себе остатки сооружений и предметы, связанные с деятельностью человека, т.е. остатки его культуры. Археология изучает эти напластования, снимая слой за слоем, листая исторические эпохи, как книгу человеческой истории. Слой почвы, в котором нет никаких следов жизнедеятельности человека, называется материком, а располагается он глубже культурного слоя.
Как археологи определяют дату находки?
Археология в принципе не дает абсолютных дат, а только относительные. Методы археологической науки не могут самостоятельно определить возраст находки. Например, желтый слой, который расположен ниже черного, является более древним. Ничего большего археология, оперируя только своими данными, определить не может. Поэтому, все точные, абсолютные даты она получает со стороны, из других наук. И первыми поставщиками таких дат являются письменные источники самого различного вида. Здесь и исторические сочинения, и художественные произведения, и эпиграфика, и нумизматика и прочее.
Постепенно определился ряд точных дат, которые называются «опорными». Это происходит так: из письменных источников известны даты смерти правителей Древнего Египта, а на самих гробницах есть надписи с именами этих фараонов. Поэтому все найденные в этих гробницах предметы могли туда попасть только до даты смерти упомянутого лица. Таким образом, появляется возможность определять дату аналогичных вещей, где бы их не находили. Или известно, что извержение вулкана Везувия произошло в 79 г. н.э., соответственно, все предметы, обнаруженные при раскопках городов Помпеи и Геркуланум, использовались людьми в это время. Здесь важно понимать, что вещи могут существовать длительное время или совершенно одинаковые вещи могли изготовляться в течение длительного периода времени. Поэтому датировать такие предметы можно лишь приблизительно.
Особое место среди находок занимают монеты. На них часто указана дата их изготовления (чеканки), но сколько времени эта монета ходила по рукам, прежде чем оказалась погребенной под землей, определить невозможно. Особенно если она была изготовлена из драгоценного металла. Монеты могли использоваться на протяжении нескольких столетий.
Еще одной сложностью является большое количество систем летоисчисления, которые разные народы использовали. Современная система отсчета времени ведется от даты рождения Иисуса Христа. Однако это стало правилом гораздо позже, чем жил Христос, если допустить реальность его существования. Долгое время Европа пользовалась календарной системой, введенной Юлием Цезарем, т.е. юлианским календарем. В 1582 году римский папа Григорий XIII провел реформу летоисчисления, и большинство европейских государств перешло на новую исправленную систему григорианского календаря, которым пользуется почти весь современный мир до сих пор. Правда, раньше дата называлась «такой-то год от Рождества Христова», сейчас чаще используется понятие «такой-то год нашей эры». Соответственно события, которые произошли ранее точки отсчета – рождения Христа – стали называться «такой-то год до Рождества Христова» и «такой-то год до нашей эры».
Россия перешла на григорианский календарь только в 1918 г., а русская православная церковь до сих пор использует юлианский, поэтому у нас и появилась разница в 13 дней между праздниками «по-старому» и «по-новому». Это заметно в таких датах, как Рождество Христово 7 января, когда во всем мире оно празднуется 25 декабря; «старый Новый год» с 13 на 14 января; день Великой октябрьской революции отмечался 7 ноября.
В древних цивилизациях отсчет времени велся от какого-то легендарного события или по годам каких-то мероприятий. В Древней Греции счет времени велся по Олимпиадам, например, «в 3-й год после 25 Олимпийских игр»; в Древнем Риме отсчет велся от дня основания этого города – 753 г. до н.э., а позднее года указывались по именам консулов, которые избирались по двое каждый год. Самостоятельная эра или календарь были даже у небольших городов-государств. Встречались подобные «новые эры» и в гораздо более позднее время, например, на некоторое время новый календарь был введен во Франции после Великой французской революции, а большевики в России намеривались также начать новое летоисчисление после победы Октябрьской революции.
В итоге сложилась целая научная дисциплина хронология, которая занимается изучением древних систем летоисчисления и правилами перевода их в современную.
По этим причинам для определения даты археологического объекта приходится использовать сведения из разных исторических источников. Для русской истории ценными сведениями по времени событий служат летописи и другие письменные источники. Поэтому археологу, помимо профессионального владения археологическими приемами и методами исследования, необходимо и широкое знание письменных исторических источников.
Существует ряд естественнонаучных методов определения возраста обнаруженного предмета. К ним относятся радиоуглеродный, дендрохронологический, калий-аргоновый, термолюминесцентный анализ и другие методы. Эти методы позволяют определить дату создания или существования древнего предмета с довольно большой точностью. Но подобные способы датировки артефактов достаточно сложны, требуют специального оборудования, квалифицированных специалистов и стоят дорого.
В целом археология исследует периоды человеческой истории, которые не имели письменной традиции или их история мало освящена письменными источниками. Условной границей, до которой используется археология, можно считать XVI век, т.е. когда применение археологических методов оправдано, пока информация письменных источников не оказывается более полной и разнообразной, чем получаемая при исследовании археологических памятников. В последующие исторические эпохи количество письменных источников становится настолько велико, что почти всю требуемую информацию можно получить из них.
Однако есть немало случаев, когда у народов письменности просто не было, или записанная информация очень скудна. В таких случаях археологи изучают вещественные остатки и гораздо более позднего времени, вплоть до XX в.
Как археологи решают, где надо копать?
Человек живет на нашей планете уже давно, поэтому сложно найти место, где бы ни ступала его нога в разные периоды истории. Поэтому остатки древних поселений и каких-то отдельных построек, могилы, потерянные вещи могут быть практически в любом месте. Как же тогда сами археологи определяют место для проведения раскопок?
Ученые представляют, где обычно селились люди в древности. Например, люди каменного века предпочитали жить в пещерах, под скальными навесами, рядом с водными источниками, или вблизи месторождения камня, из которого они делали свои орудия. Славяне же Древней Руси обычно выбирали место для своего города на мысу, в месте слияния двух рек, с естественными препятствиями в виде крутых склонов, оврагов, которые защищали поселение от возможного нападения. Если это был народ кочевников-скотоводов, постоянно передвигавшийся по бескрайним степным просторам, то их место стоянки надо искать вблизи удобных переправ через реки, источников воды или местах, богатых пастбищами. Народы, связанные с морем, строили свои города в удобных морских бухтах, где их корабли могли найти убежище в случае непогоды.
Остатки крепостей или укрепленных городов или курганы часто видны на поверхности земли невооруженным глазом. Нередко древние поселения или кладбища обнаруживаются случайно в береговых обрывах рек и морей, в склонах оврагов, при строительных и дорожных работах или при вспашке поля. Иногда древние предметы вымывает сильный дождь.
В остальных случаях археологи используют свои особые методики поиска археологических памятников. Любые строительные остатки, скрытые под землей, когда-то нарушили развитие почвы в этом месте, поэтому сейчас там по-другому растет трава, или на месте развалин остались небольшие всхолмления на поверхности земли. Есть и другой метод: лучи восходящего или заходящего солнца высвечивают самые маленькие неровности почвы, и эти тени позволяют увидеть то, что днем незаметно.
Современные методы поиска археологических объектов часто предполагают использование космических снимков или аэрофотосъемку. С высоты бывают хорошо видны очертания построек, скрытых землей, или следы от распаханных или расплывшихся курганов, от которых на земле не осталось видимых следов. еще существует магниторазведка, электроразведка, они дают возможность «заглянуть» под землю и показать, что там может находиться до начала раскопок.
Какие существуют виды археологии?
У каждого археолога есть своя основная специализация. Один ищет и изучает памятники каменного века, другой исследует древних славян, третий специализируется на поселениях древних греков на берегах Черного моря. Но есть подразделения, связанные с особенностями изучения археологических памятников. Археология может быть новостроечной или спасательной, подводной, церковной, военной и даже экспериментальной.
Спасательная или новостроечная археология занимается изучением археологических памятников, которые оказываются на территории, где планируются строительные, земляные и другие работы, угрожающие сохранности памятнику, либо памятник находится в аварийном состоянии и нет возможности обеспечить его физическую сохранность.
Спасательные археологические полевые работы включают в себя точно такие же научные мероприятия, как и при обычных археологических раскопках, и имеют такую же цель – изучение и сохранение объектов археологического наследия.
Законодательные нормы Российской Федерации допускают проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ только при условии отсутствия на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр или вновь выявленных.
Поэтому, в случае выявления на земельном участке (или в непосредственной близости от него), подверженном воздействию, памятников археологии для продолжения работ необходимо провести комплекс мероприятий по обеспечению сохранности указанных объектов культурного наследия – спасательные археологические работы.
Подводная археология изучает памятники, оказавшиеся под водой озер, рек и морей. Это затонувшие корабли, затопленные частично или полностью города и поселения. Если с кораблями все понятно, то как остатки поселений оказались под водой? Земля ‑ это живой организм, который всегда меняется. Когда закончился ледниковый период и ледники начали таять, появилась огромная масса воды, из которой образовались моря, озера, реки. Уровень морей мог в разные периоды понижаться или повышаться по естественным причинам.
Например, Черное море около 10 тысяч лет назад было пресным озером, раза в полтора меньше площадью, чем современное море. На его берегу росли леса, водились различные животные, жили древние люди. Потом произошел прорыв морской воды из Средиземного моря, и большие территории суши оказались затоплены, а вместо пресной воды сформировался залив мирового океана. С тех пор уровень Черного моря неоднократно менялся. Когда на его берегах древние греки основали свои города-колонии ‑ в Крыму, на Таманском полуострове, на побережье Кавказа ‑ морская поверхность была на 4-5 метров ниже современной. Еще через тысячу лет уровень моря начал постепенно повышаться, затапливая города, участки суши, разрушая результаты человеческого труда.
Поэтому, для изучения затопленных поселений или затонувших кораблей необходимо использовать совсем другие методы ведения археологических исследований, не как на суше, использовать подводное оборудование и акваланги. Можно, конечно, осушить часть морского пространства с помощью специальной дамбы, откачать оттуда воду и вести раскопки традиционными методами. Но сделать это чрезвычайно сложно и очень дорого, да и не везде это возможно сделать по техническим причинам.
Сейчас в мире очень популярны археологические деревни, в которых воссозданы все стороны образа жизни того или иного древнего общества.
Церковная археология ‑ это особое направление археологической науки, целью которой является поиск и изучение остатков церквей, храмов и соборов.
Есть и другие ветви археологии, которые занимаются определенными вопросами этой науки. Они отличаются не только объектами изучения, но и целым рядом особенностей.