Архистратизи божии что это
Что известно людям об Архангелах
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Начальники Ангелов
Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил
Иконография:
Собор архангела Михаила
Датировки: XVIII в. Начало XVIII века.
Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов
Происхождение: Из иконостаса ц. Архангела Михаила в с. Бронницы Московской области.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 155,5 см, ширина 97,5 см
Икона ‘Собор Архангела Михаила’ представляет собой многофигурную композицию, изображающую соборное, единогласное прославление ангелами Бога — Творца и Спасителя. В верхней части иконы на херувимском престоле восседает Христос, благословляющий обеими руками. Его круглая слава окружена небесными силами. Ниже, на облаках, представлен Архангел Михаил в окружении небесных сил.
КП 0204. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
В слове «архангел» мы слышим звучание приставки «арх», что по-гречески имеет значение «главный». Таким образом, читается, что архангел – это главный над ангелами. В христианских верованиях именно архангелы – исполнители воли Создателя, помимо этого они доставляют человечеству самые важные вести.
Полезные материалы
Об ангелах и архангелах мы узнаем из Священного Писания. В Ветхом Завете, в книге пророка Даниила повествуется об архангеле Михаиле. Он предстает как «князь великий», обороняющий людей Израиля. В Евангельской истории архангел Гавриил приходит к Деве Марии, чтобы уведомить Ее о рождении Младенца. И он же приходит к Иосифу-обручнику с предостережением, когда тот собирается покинуть Марию, он же побуждает Иосифа спастись бегством в Египет.
Об архангелах упоминают в своих Посланиях апостолы, идет о них речь в Откровении Иоанна.
Небесная иерархия
В раннехристианские времена неизвестный автор, подписавшийся именем Дионисия Ареопагита сформулировал учение об ангельском мире, этот труд носит название «О Небесной иерархии». Вот как она выглядит, в соответствии с его описанием:
Мы видим, что архангелы пребывают на предпоследнем месте в небесной иерархии. Под их началом — ангелы (вестники), наиболее близкие к человечеству из «чинов ангельских».
Православная традиция насчитывает семь архангелов. Их имена:
Писатель нарекает архангелов «небесными учителями», поскольку их задача – подсказывать человеку верный путь, учить его, как жить, в соответствии с Божьими заветами.
Архистратиг Михаил
Архистратиг Михаил
Иконография:
Михаил, архангел
Датировки: XX в. 1904
Иконописец: Кубрин Михаил (?) Трофимович
Материал: Дерево, темпера, позолота
Размеры иконы: высота 22 см, ширина 27 см
Архистратиг изображён в рост, в воинском облачении, в левой руке он держит щит, а в правой огненный меч.
Самый первый среди всех архангел – это Михаил. Он упоминается в книге пророка Даниила (10.13, 12.1), в Послании апостола Иуды (ст. 9) и в Откровении апостолу Иоанну Богослову (12.7-8). На заре времен, когда Люцифер (Денница) восстал против Бога, именно Михаил во главе небесного воинства смог одолеть самого Денницу и всех ангелов, которые пошли за ним.
Благовеститель Гавриил
Ангел Златые Власы
Иконография:
Гавриил, архангел
Датировки: XII в. Около 1200 года.
Иконописная школа или художественный центр:
Новгород (?)
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 48 см, ширина 39 см
Икона происходит из оглавного деисусного чина. Архангел Гавриил склоняет голову в три четверти влево, к центру композиции. Пряди волос архангела разделаны золотым ассистом.
Инв. № ДРЖ-2115. Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
Архангел Гавриил. Это главный благовестник Всевышнего. Именно он доставил радостную весть Марии, он же известил Захарию о том, что у него родится сын, который впоследствии стал известен, как Иоанн Креститель. Он упоминается в книге пророка Даниила (8.16 и 9.21) и в Евангелии от Луки (1.9 и 26). Имя Гавриил переводится с древнееврейского, как «Сила Божья».
К архангелу Гавриилу обращаются в тех случаях, когда нужно принять какое-либо сложное решение или наставить на истинный путь «споткнувшегося» человека. Ему молятся так же о зачатии долгожданного ребенка бесплодные родители и все, кто потерял надежду, впал в уныние и печаль. На иконах архангел Гавриил изображается с зеркалом в руке и со свечей в знак того, что пути Господни непостижимы, и что понять их можно лишь прислушиваясь к голосу совести. Празднование – 8 апреля, 26 июля и 21 ноября.
Исцелитель Рафаил
Архангел Рафаил
Иконография:
Небеса, Рафаил, архангел
Датировки: XIX в. Конец XIX – начало XX века.
Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния.
Происхождение: Из расписного «неба» часовни Сошествия Святого Духа Кенозерского прихода деревни Глазово.
Материал: Дерево, левкас, масло
Размеры иконы: высота 256 см, ширина 90 см
Радиальная грань. Ростовое изображение архангела Рафаила с чашей в руках. В верхней части &ndash изображение херувима.
Инв. № 2900472000/7. Национальный парк ‘Кенозерский’
Архангел Рафаил. Этот архангел – исцелитель недугов и утешитель скорбей человека. О нем идет речь в книге Товита, где содержится развернутое повествование о том, как отправившемуся в путешествие Товии помогал в пути некий юноша, который оказался архангелом Рафаилом. Он помогал ему советами, а так же избавил от злых духов девицу Сарру, исцелил ослепшего отца Товии. Он сам говорит о себе в этой книге:
Имя Рафаила переводится как «исцеление, помощь». Поэтому Рафаилу молятся те, кто ждет исцеления от хворей, кто отправляется в далекое путешествие, кто столкнулся с какой-нибудь сложной проблемой. Но нужно помнить, что Рафаил помогает лишь тем, кто сам милостив и добросердечен. Его рисуют держащим в левой руке сосуд с лечебным снадобьем. Празднование этого и всех других архангелов – 21 ноября, в день Собора архангелов.
Просветитель ума — Уриил
Архангел Уриил. Он упоминается в апокрифах – книгах Ездры и Еноха. В соответствии со Священным Преданием, Уриил оберегает сады рая с тех пор, как из них были изгнаны Адам и Ева. Так же Уриил властвует над небесными светилами. Его имя означает «Божий свет». К Уриилу обращаются с молитвами об «озарении», просвещении умов тех, кто еще не уверовал, о наставлении на праведный путь тех, кто сбился с него. Помогает он так же и тем, кто учится и постигает науки. Архангела Уриила рисуют с мечом в деснице, и с языками огня – на ладони шуйцы.
Заступник Селафиил
Архангел Селафиил
Иконография:
Небеса, Селафиил, архангел
Датировки: XIX в. Конец XIX – начало XX века.
Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния.
Происхождение: Из расписного «неба» часовни Сошествия Святого Духа Кенозерского прихода деревни Глазово.
Материал: Дерево, левкас, масло
Размеры иконы: высота 216 см, ширина 69 см
Радиальная грань. Ростовое изображение архангела Селафиила. В верхней части &ndash изображение херувима.
Инв. № 2900472000/9. Национальный парк ‘Кенозерский’
Архангел Селафиил. О нем мы так же узнаем из книги Ездры. Этот архангел – наш неизменный заступник перед Богом, которому он переносит наши мольбы и чаяния. В книге Ездры говорится, что именно Селафиил услышал вопль заблудившейся и страдавшей от жажды Агари, и принес ей слова утешения от Всевышнего. Имя его означает «побуждающий к молитве». Поэтому и просят этого архангелу о даровании человеку способности молиться, и о том, чтобы он донес наши мольбы до Всевышнего. Иконописцы рисуют архангела Селафиила с опущенной долу головой и сложенными руками, в молитвенной позе.
Восхвалитель Бога — Иегудиил
Архангел Иегудиил. Имя его так же донесло до нас Священное Предание. Иегудиил – первый помощник тех, кто работает во имя славы Божьей. Иегудиил – этот тот самый посланник Всевышнего, кто помогал Моисею и ведомым ми людям во время 40-летнего странствия по пустыне. Это он в столпе огненном охранял израильтян, когда они двинулись из Египта.
Имя этого архангела переводится как «восхваление Бога». Этому архангелу молятся те, кто подвизается во имя славы Господней, прося его укрепить и дать им сил на совершение своего подвига. Особенно почитают архангела Иегудиила монашествующие и те, кто стремится принять монашеский постриг. На иконах Иегудиила рисуют с венцом в одной руке и с плетью в другой, в знак того, что он несет и награду праведным, и кару грешникам.
Благословение Божией — Варахиил
Архангел Варахиил
Иконография:
Небеса, Варахиил, архангел
Датировки: XIX в. 1880-е годы.
Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния.
Иконописец: Иок Фёдор Захаров
Происхождение: Из расписного «неба» часовни преподобного Пахомия Кенского Кенозерского прихода деревни Карпово.
Материал: Дерево, масло
Размеры иконы: высота 196 см, ширина 130 см
Радиальная грань. Архангел представлен в строгом ритме фронтально. Одежда напоминает античный хитон, плавно ниспадающий тяжелыми складками. В нижней части грани &ndash массивные шарообразные облака.
Инв. № 2900477000/6. Национальный парк ‘Кенозерский’
Литература:
Небеса и окрестности Кенозерья. М., Первая публикация. 2009. С. 204.
Архангел Варахиил. Мы знаем о нем из Священного Предания. Он приносит благословения Божьи на праведные деяния и поступки. Варахиил был одним из трех ангелов, явившихся Аврааму в Мамре. (По этому поводу существуют разные мнения. Блаженный Августин считал, что Аврааму явились три ангела, Иоанн Златоуст, Иустин Философ и ряд других святоотеческих авторов полагали, что гостями пророка были Сам Сын Божий в сопровождении двух ангелов. Амвросий Медиоланский считал, что в Мамре Авраам видел все три Лица Святой Троицы). Согласно одной из версий, именно Варахиил открыл Аврааму, что у них с Саррой появится ребенок, несмотря на преклонный возраст супругов.
Его имя переводится как «благословение». У этого архангела просят помощи и благословения в надежде на то, что доброе дело завершится благополучно, и к вящей славе Божьей. На иконах Варахиил изображен обычно с розами, которыми усыпана его грудь. Это – предвещание райских кущей, которые ожидают праведных.
Высота Божия — Иеремиил
Архангел Иеремиил. О нем повествует Священное Предание. Он внушает высокие и чистые помыслы, возносит наш дух к Творцу. В книге Ездры читаем, что Иеремиил так ответил на вопрос, когда же придет Судный день: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера». Имя Иеремиил значит «Высота Бога». Просят его об очищении помышлений, и том, чтобы возвысится духом. Изображают Иеремиила с весами в руках.
Иконы
Самые старые изображения архангелов относятся еще к временам раннего христианства. В так называемых «катакомбах Присциллы» есть изображение Благовещения, относящееся к III веку. Архангел Гавриил написан здесь обращающимся в позе оратора к Марии, восседающей в кресле. Столетием позднее, в катакомбах Виа Латина изображено посещение Авраама тремя ангелами. С той поры закрепилось обыкновение изображать архангелов в виде прекрасных юношей в античных одеяниях.
В Византийскую эпоху традиция изображения ангелов и архангелов усовершенствовалась. К этому времени относятся мозаичные панно в соборе Сан-Марко в Венеции, одно из них изображает ангельские чины, и в их числе – архангелов. В восточной части Империи особенно почитали архистратига Михаила. В самом Константинополе и в других городах было немало храмов, посвященных ему. К числу самых ярких изображений этого периода относят мозаику Архангела Михаила в Константинопольской Софии. Воеводу ангельского воинства изображали как военачальника, в латах и в алом плаще.
К числу самых ранних русских икон с изображениями архангелов специалисты относят известную икону «Ангел Златые Власы». Это — изображение архангела Гавриила, относящееся к XII веку. Любили наши иконописцы рисовать и архангела Михаила. Постепенно сложился иконописный тип «Михаил – грозных сил воевода». Архангела рисуют в латах и верхом. В одной его руке – Евангелие, а в другой – копие, которым он поражает князя тьмы.
Образ святых семи чинов архангельских
Распространенным в России был иконописный тип «Собор архангелов». Самая древняя икона этого типа – Устюжская, относящаяся к XIII веку. Все архангелы изображаются на таких иконах со своими атрибутами, стоящими лицом к зрителю.
К числу наиболее редких и интересных русских икон на эту тему следует отнести роспись в Вавельском соборе (Краков), для исполнения которой были приглашены мастера из Пскова. На росписи XV века изображена небесная иерархия, в том числе, и архангелы. Здесь же, в Вавеле, псковичи создали и фрески «Благовещение» и «Сон Иосифа», на которых есть фигура архангела Гавриила. Все эти фрески сделаны в русской иконописной манере.
Храмы
Храмовые сооружения в честь архангелов есть во многих российских городах. Больше всего из них посвящены архистратигу Михаилу. К числу самых прославленных относится московский храм архангела Михаила в Кремле. Он был возведен в XVI веке итальянским зодчим Иваном Фрязиным, и до Петра I служил местом упокоения великих князей и царей.
В России построено более 70-ти храмов, посвященных архангелу Михаилу (Архистратигу Михаилу и силам бесплотным). Как правило, они в обиходе носят название «Михайловских» или «Архангельских». Подобные церкви возведены и в других странах. В Болгарии известна церковь святых архангелов Михаила и Гавриила в Несебре, относящаяся к XIV веку. Есть православные храмы в честь архангела Михаила и в странах, где исповедуют католицизм, протестантизм или другие, не христианские веры. К ним относится собор святого архангела Михаила в городе Ситка на Аляске.
Небесные заступники
Архангелы – наши заступники, ходатаи перед Богом и учителя истинного благочестия и веры. Христианину следует обращаться к ним с горячей молитвой, прося ниспослать помощь в добрых делах, укрепить в вере, помочь встать на истинный путь, ведущий к спасению, защитить от темных сил. При этом следует помнить о том, что архангелы – это исполнители Божественной воли, ее проводники. Есть специальные молитвы, с которыми следует обращаться к архангелам. Например, акафист Архистратигу Михаилу и прочим Небесным силам бесплотным.
Сохранилось немало преданий о чудесной помощи архангелов людям. С именем архангела Михаила, например, связана такая легенда. Строительство храма святой Софии в Константинополе шло длительное время и несколько затянулось. Однажды мастера ушли обедать и отдыхать, а сторожить храм оставили одного мальчика.
И вот когда юный сторож остался один, ему явился величественного вида прекрасный юноша и повелел немедленно идти к императору и сообщить ему Божью волю: надлежит закончить строительство храма в самое ближайшее время, не затягивая более. Мальчик смутился и сказал: как же я уйду, ведь мне велено сторожить постройку! Юноша ответил: не бойся, пока тебя не будет, я посторожу вместо тебя. Сторож тут же побежал исполнять поручение.
Его допустили к императору, и он рассказал, как было дело. Император и его придворные по описанию чудесного юноши сразу признали в нем архистратига Михаила. Храм, разумеется, стали достраивать с утроенной энергией. А чтобы архангел так и остался сторожить храм, мальчика услали из Константинополя с наказом никогда не возвращаться. Когда он вырос, он стал известным архитектором. А собор Софии с тех пор был под неустанным присмотром архангела.
Чудо, бывшее в Хонех
Чудо Архистратига Михаила, бывшее в Хонех
Распространено и предание о чуде архангела Михаила в Хонех («в расщелине»). Недалеко от поселения Колоссы был храм, построенный у источника, который по велению архангела Михаила стал целебным. О том, что эта вода исцеляет, люди узнали таким образом. У одного язычника была дочь, пораженная немотой. Однажды во сне ему явился архангел Михаил и повелел напоить дочку из этого источника.
Когда повеление было исполнено, ребенок тут же заговорил. Счастливый отец тут же, со всей семьей, принял крещение. И построил рядом с источником храм во имя архистратига Михаила. Язычники вознамерились уничтожить святыню, к которой приходило множество страждущих. Они потрудились даже изменить русло реки, чтобы водой смыть источник.
Однако архангел Михаил сделал так, что вода потекла в сторону, и не тронула святыню. Тогда неугомонные язычники сделали большую плотину. Когда накопилось много воды, они намеревались разрушить перемычку и обрушить потоки на храм, чтобы уничтожить его. Но архангел Михаил ударил копьем в землю, и получилась расщелина, в которую низверглась вся вода, а так же и все злоумышлявшие против святыни.
Небесная тайна
Зная небесную иерархию, запечатленную в Священном Предании, молитвенно обращаясь ко всем архангелам и помня их по именам, христианину следует помнить при этом, что подлинное число всех архангелов, их облик и имена ведомы лишь Создателю. Священное Предание донесло до нас малую толику знаний о Горнем мире, чтобы мы твердо знали, что у нас есть заступники перед Всевышним и учителя благочестия – архангелы.
Автор: Ольга Ельникова
Фильм: Ангельская Иерархия
«Небесных воинств Архистратиги»
Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Трапезная монастыря Дионисиат на Афоне
История Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства.
8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова),
И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск.
Тропарь – краткий текст, в котором емко рассказывается основной смысл празднуемого события. Тропарь праздника Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных созвучен с общим тропарем «Архангелу единому». В нем центральное внимание уделяется известным поименно небесным посланникам – Архангелам. Звучит он следующим образом:
Протоиерей Владимир Успенский для лучшего понимания данного текста сделал такой перевод тропаря на русский язык, на примере которого мы проведем разбор:
«Небесных сил военачальники! Мы, недостойные, умоляем вас непрестанно, чтобы вы своими молитвами защитили нас покровом своего заступления – невещественной (бестелесной) вашей славы, охраняя нас, усердно падающих пред вами и взывающих: избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!» [8]
Архистратиги Небесных воинств
Перед нашими глазами предстает образ бесчисленного мужественного сонма ангельских чинов, во главе которого стоят Архангелы Божии, готовые вести Небесные полки на праведный бой с силами князя бесовского.
Молитва Ангелов
«Да вашими молитвами оградите нас» – несмотря на то, что Ангелы не имеют телесного облика, а их природа не может быть познаваема человеческим умом, все мы верим, что именно они являются ходатаями перед Творцом за грешных людей. Они, как служители Божественной Славы, ближе всего находятся у Престола Божия и молят Господа помиловать Его постоянно согрешающие творения.
Бестелесность и крылья
В обращении к Архангелам мы просим покрыть нас покровом их «невещественной славы».
У протоиерея Владимира Успенского мы видим слово «бестелесной». В литургических текстах и творениях святых отцов об Ангелах говорится как о бесплотных духах, что в свою очередь основано на словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39).
Крылья бестелесных Ангелов – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение
Вожди вышних сил
Весь тропарь Архангелу Михаилу и прочим Небесным силам наводит на мысль о том, что человеческая жизнь – постоянная борьба человека с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни. Господь посылает нам в помощь все Свое Небесное воинство во главе с Архангелами Божиими. В этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне весь ангельский мир.
[2] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. М., 1912. С. 7–10.
[3] Каноны, или Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2020. С. 206–220.
[4] Иванов М.С., Никифорова А.Ю. Ангелология // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 300–306.
[5] Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. М., 1876. С. 348.
[6] Александр (Милеант), епископ. Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных (электронное издание).
[7] Собор святого Архистратига Михаила и прочих безплотных сил // Минея. Ноябрь. Т. 2. М., 2002. С. 213.
[8] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 225.
[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 53.
[10] Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие. М., 2017. С. 257–258.
[11] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии // Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб., 2002. С. 191.
[12] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. С. 7–10.
Архистратиг
Архистрати́г (греч. — ἀρχιστρατηγός) — 1) звание, усвоенное предводителю Ангельских воинств, Архангелу Михаилу (см.: Архангел); 2) старший военачальник.
Почему архангел Михаил явился Иисусу Навину в доспехах; неужели как воин Небесный он нуждается в защитной броне и оружии?
Ангелы суть духи. И как духи они не имеют вещественных тел. Тем не менее, будучи посылаемыми к людям, иногда они предстают перед ними в образах плотских существ: человека или животных (коней, тельцов, львов…).
Принимаемые ангелами видимые образы бывают обусловлены тем, что именно они хотят донести до людей. Каждый из таких образов предполагает определенное прочтение, содержит и открывает, в символической форме, поучительные сведения, а иногда и глубокие знания.
Воспринятый ангелом, в целях Промысла, образ может дать знать о его личных особенностях, о направлении его деятельности, о деталях служения Богу. Достаточно часто характер воспринимаемого ангелом образа зависит от конкретных обстоятельств и целей, связанных с причиной явления.
Образ воина, явленный Архангелом Михаилом Иисусу Навину ( Нав.5:13-15 ), вождю Израильского народа, последователю законоположника Моисея, был сопряжен с двумя важными факторами.
Во-первых, вид небожителя в воинском облачении соответствовал званию и служению Архангела Михаила, военачальника, архистратига ( Нав.5:13 ). В священном Писании он отмечен как тот, кто ведёт брань с лукавыми силами и с самим сатаной ( Откр.12:7 ).
Обнаженный меч ( Нав.5:13 ) указывал на Божественный меч правосудия (символ воздаяния), свидетельствовал о желании и готовности ангельских воинств покрыть народ Божий покровом Небесного заступничества.
Во-вторых, этот облик соответствовал ближайшей причине явления архистратига. На этом этапе истории Израильскому народу предстояло завоевание Обетованной земли. На пути их вхождения в землю высились грозная крепость, могучие стены Иерихона.
Хотя в тот период израильтяне представляли собой закаленный, сплоченный, исполненный решимости народ, однако, они не обладали ни должным опытом осады и штурма укрепленных городов, ни надлежащих осадных орудий. Перед Иисусом Навином, как перед военачальником, стояла нелегкая задача.
Тогда-то, милостью Божьей, и произошла его встреча с архистратигом. Как воин воину, небесный земному, Архангел воодушевил Иисуса Навина своим посещением, дал необходимый совет ( Нав.6:1-4 ). Исполнив рекомендации небожителя, Израиль взял город.
Разумеется, ни для защиты от падших духов, ни для защиты от человеческих воинств ангелы не нуждаются ни в металлических доспехах, ни в копьях, ни в острых клинках. Сопутствующая им Божественная сила способствует разрешению даже самых трудных задач.