Аристофан лягушки о чем
Краткое содержание Лягушки Аристофана
Особенность комедии состояла в том, что хор был в костюмах лягушки, а песня они произносят благодаря квакающим строчкам.
Дабы выяснить, кто есть кто, Эак решил устроить пытку розгами, но и это не помогло. Диониса и раба отправляют к Аиду. В это время во дворце проходят соревнования среди поэтов. Сначала первенство было у Эсхил. Дионис становится судьей спора. Эсхил говорит, что работы Еврипида слишком просты и не носят никакого смысла, а Еврипид в свою очередь обвиняет Эсхила в скучных и непонятных пьесах.
В итоге долгих споров Дионис отдает победу Эсхилу. Еврипид был настроен, что выберут и заберут именно его. Дионис забирает Эсхила, и они собираются в путь.
Работы Аристофана богаты на остроумие, имеют гениальный замысел и смелость. Комедии имеют четкие описания, характеристики, написаны красивым языком.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Аристофан. Все произведения
Лягушки. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Рассказ повествует о жителях старогородской «соборной поповки»: протеирее Савелии Туберозове, священнике Захарии Бенефактове и дьяконе Ахилле Десницине.
Александр Милентьевич Волков (1891 – 1977) – советский писатель, драматург, переводчик, педагог. Большинству читателей знаком как автор книги «Волшебник Изумрудного города». Является автором очерков, научно-популярных книг, повестей, рассказов и стихов
В Париже в 1520 году правил Людовик XII. У короля в подчинении был шут Трибуле, который испытывал неприязнь ко всем высокосветским особам. Общество в свою очередь тоже не жалует шута
Очень давно на плоскогорье, окруженном опасными пропастями и скалами жил мирный народ. Также давно, много веков назад, взобрались на горы сильные люди с Юга, закованные в тяжелые железные доспехи
Сюжет пьесы происходит в Англии в Бирмингеме. Джимми и его сосед Клифф воскресным вечером сидя в креслах, читают газеты. На вид Джимми лет двадцать пять, он сочетает в себе искренность и насмешливую злость
Аристофан, «Лягушки»: краткое содержание комедии, анализ и рецензии
В Афинах было три главных сочинителя трагедий — Эсхил, Софокл и Еврипид. Старший был могучий и великий, средний ясный умом, Еврипид же отличался особой напряженностью и парадоксальностью. Эсхил скончался самый первый, а младшие товарищи спустя полвека. После смерти авторов среди народа начались споры о том, кто же был лучший. Размышляя над этим вопросом, Аристофан приступил к написанию комедии «Лягушки»,
Особенность комедии состояла в том, что хор был в костюмах лягушки, а песня они произносят благодаря квакающим строчкам.
Главным в сюжете «Лягушек» был бог вина и театра — Дионис. Он обеспокоен смертью великих трагиков и поэтому отправляется в подземное царство, дабы найти там Еврипида и доставить его на землю. Автор показал Диониса как труса и хвастуна. В подземелье он спускается со своим рабом. Через время они добираются до ворот Аида, где их уже ждет судья Эак. Дионис переодевается, чтобы быть похожим на Геракла. Их встречает служанка и зовет якобы «Геракла» на трапезу. Раб и Дионис часто переодевались, чем очень путали Эака.
Дабы выяснить, кто есть кто, Эак решил устроить пытку розгами, но и это не помогло. Диониса и раба отправляют к Аиду. В это время во дворце проходят соревнования среди поэтов. Сначала первенство было у Эсхил. Дионис становится судьей спора. Эсхил говорит, что работы Еврипида слишком просты и не носят никакого смысла, а Еврипид в свою очередь обвиняет Эсхила в скучных и непонятных пьесах.
В итоге долгих споров Дионис отдает победу Эсхилу. Еврипид был настроен, что выберут и заберут именно его. Дионис забирает Эсхила, и они собираются в путь.
Работы Аристофана богаты на остроумие, имеют гениальный замысел и смелость. Комедии имеют четкие описания, характеристики, написаны красивым языком.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Предыстория
Имеет некоторое отношения к древнегреческой истории комедия, что написал Аристофан. «Лягушки» (краткое содержание представим ниже) поэтому стоит читать после небольшого пояснения.
В Афинах жило трое известных на всю Грецию сочинителей трагедий: старшим из них был Эсхил, средним – Софокл и младшим — Еврипид. При этом Эсхила считали величавым и могучим, Софокла – гармоничным и ясным, а Еврипида — парадоксальным и напряженным. Ко времени написания комедии все драматурги были уже мертвы, а между современниками не утихали споры о том, кто же был из них лучшим. Свое мнение по этому поводу решил высказать в пьесе Аристофан («Лягушки»). Краткое содержание, с которым можно ознакомиться ниже, даст понять, кто же, по мнению комедиографа, лучший.
Рецензии
Выше мы изложили краткое содержание комедии Аристофана «Лягушки», отзывы же представим здесь. Итак, несмотря на время, которое прошло с момента написания пьесы, ее до сих пор читают и смеются. Юмор Аристофана по большей части понятен и теперь. Конечно, читатели отмечают, что недостаток знания истории и литературы Древней Греции может вызвать некоторое недопонимание, но в целом это совершенно не мешает наслаждаться произведением.
Лягушки (Batrachoi) — Комедия (405 до н. э.)
Знаменитых сочинителей трагедий в Афинах было трое: старший — Эсхил, средний — Софокл и младший — Еврипид. Эсхил был могуч и величав, Софокл ясен и гармоничен, Еврипид напряжен и парадоксален. Один раз посмотрев, афинские зрители долго не могли забыть, как его Федра терзается страстью к пасынку, а его Медея с хором ратует за права женщин. Старики смотрели и ругались, а молодые восхищались.
Эсхил умер давно, еще в середине столетия, а Софокл и Еврипид скончались полвека спустя, в 406 г.
Почти одновременно. Сразу пошли споры между любителями: кто из троих был лучше? И в ответ на такие споры драматург Аристофан поставил об этом комедию «Лягушки».
«Лягушки» — это значит, что хор в комедии одет лягушками и песни свои начинает квакающими строчками: «Брекекекекс, коакс, коакс! / Брекекекекс, коакс, коакс! / Болотных вод дети мы, / Затянем гимн, дружный хор, / Протяжный стон, звонкую нашу песню!»
Но лягушки эти — не простые: они живут и квакают не где-нибудь, а в адской реке Ахероне, через которую старый косматый лодочник Харон перевозит покойников на тот свет. Почему в этой комедии понадобился тот свет, Ахерон и лягушки, на то есть свои причины.
Театр в Афинах был под покровительством Диониса, бога вина и земной растительности; изображался Дионис (по крайней мере, иногда) безбородым нежным юношей. Вот этот Дионис, забеспокоившись о судьбе своего театра, подумал: «Спущусь-ка я в загробное царство и выведу-ка обратно на свет Еврипида, чтобы не совсем опустела афинская сцена!» Но как попасть на тот свет? Дионис расспрашивает об этом Геракла — ведь Геракл, богаты….
Комедия Аристофана «Лягушки», краткое содержание которой приведено в этой статье, — одно из знаменитейших произведений древнегреческого драматурга. Впервые она была поставлена на сцене во время праздника Ленеи самим автором. Это произошло в 405 году до нашей эры. Она получила первую награду, имела громкий успех, вскоре ее представили второй раз, уже во время Великих Дионисий.
Аристофан, «Лягушки»: краткое содержание. Завязка
В Афинах богом-покровителем театра являлся Дионис. И вот он говорит о том, что в городе не осталось хороших трагиков. В беспокойстве о судьбе своего театра он решает спуститься в Аид и вывести оттуда Еврипида.
Дионис не знает, как попасть в Аид, поэтому обращается за советом к Гераклу, который там уже был. Тот говорит, что переправиться поможет Харон, вот только всю поклажу придется оставить на берегу. Но Дионис не может бросить свои вещи. Тогда сам бог садится в лодку и переправляется на другую сторону сцены, а его слуга с вещами бежит по краю. На другом берегу они встречаются.
Дионисий заботится о театре
По традиции в Афинах театр находился под покровительством бога всей земной растительности и вина по имени Дионис. На полотнах мастеров он всегда изображался молодым юношей с нежным безбородым лицом.
Когда знаменитые трагики умерли, бог Дионис забеспокоился о судьбе театра. Поэтому он решил спуститься в загробный мир, чтобы вывести оттуда Еврипида. Без него, как ему казалось, афинская сцена окончательно опустеет. Правда, Дионис совершенно не представлял, как оказаться на том свете.
В комедии «Лягушки» Аристофана (краткое содержание произведения сейчас перед вами), что традиционно для драматургии того времени, участвует большое количество богов и героических персонажей. Поэтому неудивительно, что Дионис обращается за советом к Гераклу. Ведь этот героический богатырь уже спускался в царство Аида, чтобы сразиться с жутким трехглавым псом Кербером.
Геракл отвечает, что для этого нет ничего проще. Можно отравиться, удавиться или броситься со сцены. Но ни один из этих вариантов Дионису не подходит, он просит Геракла рассказать, как тот сам оказался в загробном мире.
Тогда прославленный герой признается ему, что есть лодочник Харон, который перевезет, куда нужно.
Ворота в Аид
В основе своей имеет ярко выраженную мифологическую основу комедия Аристофана «Лягушки» (краткое содержание является тому доказательством).
Вот Дионис оказывается перед дворцом Аида, перед которыми сидит Эак. В мифах он предстает судьей подземного царства, а в пьесе изображен рабом-привратником. Дионис стучит в ворота. Эак спрашивает, кто пришел. Бог, накинув львиную шкуру, отвечает, что Геракл. Привратник грозит спустить на него чудищ за то, что герой отнял у него Кербера.
Дионис в ужасе переодевается в женское платье, а шкуру отдает рабу. Но тут появляются служанки царицы Аида и зовут Геракла в покои госпожи. Дионис и его слуга в спешке вновь переодеваются.
Возвращается со стражей Эак. Он смотрит на гостей и не может понять, кто из них раб, а кто хозяин. Он решает стегать розгами обоих – тот, кто первым закричит, и есть раб. Но из этой затеи ничего не выходит. Тогда Эак решает отвезти нежданных гостей к Аиду, бог подземного мира разберется, кто есть кто.
«Сотките мне ковер»
Собирались уже домой отправляться сыновья, как услышали новый указ отца:
— Но не только готовить должна уметь жена царевича! Посмотрим, как у них с рукоделием. Пусть возьмут у ткачих моих все необходимые материалы и к утру соткут мне ковер.
Старший и средний сыновья вернулись к женам своим и передали приказ батюшки. Прибегли к нечестным методам тогда девушки-красавицы: попросили матушек своих да тетушек соткать им ковер. И принялись девушки со всего царства помогать неумехам.
А Иванушка вновь вернулся домой печальным и хмурым.
— Ква-ква, что случилось, Иван? Лица на тебе нет, батюшка отругал что ли?
— Не могу я веселиться! Отец приказал к утру соткать ему ковер красивый, расшит чтоб был золотом-серебром!
— Незачем так волноваться, укладывайся скорее спать, утро вечера мудренее!
Уложила лягушка Иванушку спать, а сама в мгновение избавила себя от зеленой шкуры превратилась в Василису Премудрую и стала ковер ткать.
Петухов не было слышно, а ковер лежал готовый на полу.
С самого утра стояли перед отцом братья, у каждого в руках ковер. Сначала царь взял работу боярской дочери:
— Таким ковром даже лошадей в дождливую погоду укрывать не хочется!
Дальше был ковер дочери купца:
Настала очередь Иванушки.
— Возле трона моего постелим на большой пир!
Соревнование поэтов
Краткое содержание («Лягушки») тут принимает непривычный вид для современного читателя, так как действие пьесы прерывается хором, который в песенной форме высказывается на злободневные темы. После этого развитие сюжета продолжается.
Выясняется, что в подземном мире существуют соревнования между поэтами. До недавнего времени лучшим был Эсхил, но теперь его титул оспаривает Еврипид. И вот Аид назначает судьей этих соревнований Диониса. Начинается состязание.
Первым выступает Еврипид, он обвиняет Эсхила в том, что его пьесы скучны, слова непонятные. У самого же Еврипида все просто и ясно, как в жизни. Эсхил возражает оппоненту, что предназначение поэта в том, чтобы учить людей правде и добру, а герои Еврипида развратны и порочны, чему они могут хорошему научить зрителя? Что же касается слов, то высокой мысли подобает и высокий язык.
Чтение стихов
Необходимы хорошие знания мифологии, чтобы понять произведение, что написал Аристофан («Лягушки»). Краткое содержание, презентация или анализ поэтому не обойдутся без небольшого экскурса в древнегреческие мифы.
Начинается следующая часть соревнований – поэты читают свои стихи. Первым выступает Эсхил. Еврипид делает ему замечания, что вот, например, Орест у могилы отца молит того «услышать и внять», но ведь это же одно и то же. Его успокаивает Дионис – Орест обращается к мертвому, а тому хоть сколько повторяй – не откликнется.
Затем читает свои творения Еврипид, и тут придирается уже Эсхил – почему все драмы начинаются с родословных. Завязывается нешуточный спор, который едва не доходит до драки. Но вовремя вмешивается Дионис. Бог решает, что пусть поэты произносят по одной строфе стихов, а он на весах будет измерять, какая из них «тяжелее». Начинает Еврипид, но его творение оказывается громоздким и неуклюжим. Продолжает Эсхил и произносит благозвучную и певучую строку. Неожиданно Дионис кричит, что «у Эсхила тяжелее».
Авторы трагедий
В центре комедии Аристофана «Лягушки», краткое содержание которой вы сейчас читаете, оказываются трое популярных авторов трагедий из Афин. Самый старший из них — Эсхил, за ним следует Софокл, затем младший — Еврипид. У каждого в творчестве были свои особенности. Например, произведения Эсхила отличались величавостью, Софокл писал гармонично и ясно, а Еврипид — парадоксально, до последней сцены держа зрителя в напряжении.
Афинские зрители подолгу вспоминали их сюжеты: Федру, которая разрывается от низменной страсти к своему пасынку, Медею, которая громогласно выступает за права женщин.
В 456 году ушел из жизни Эсхил. Спустя примерно полвека практически одновременно скончались Софокл и Еврипид. После этого между любителями древнегреческой трагедии сразу же пошли бесконечные споры о том, кто из них был лучше остальных. Комедия Аристофана «Лягушки», краткое содержание которой поможет вам быстро вспомнить сюжет, как раз ставит точку в этих спорах.
Развязка
На следующем этапе соревнований поэты должны поделиться своим мнением относительно политического положения в Афинах. Однако и тут поэты оказываются равны. Дионис в замешательстве: кого же забрать из Аида с собой. Неожиданно он принимает решение и объявляет победителем Эсхила. Еврипид возмущен: обещал же бог забрать его. В ответ Дионис отвечает его же стихами – «Не я, язык мой обещал». Поэт продолжает возражать, а бог отвечает цитатами из его же произведений. В итоге Еврипид умолкает.
Дионис и Эсхил собираются в обратный путь. Аид просит их передать различным известным мудрецам и политикам, что он их уже заждался. Хор воспевает Афины и Эсхила, непревзойденного мастера слова.
Так оканчивается комедия, что написал Аристофан («Лягушки»). Краткое содержание для читательского дневника можно значительно сократить, не описывать подробно споры с привратником и перепалку поэтов.
Суд Диониса
Дионис понимает, что разобраться в этом противостоянии ему будет непросто. Поэтому приказывает каждому читать по одной строчке, а он с весами в руках будет определять, в какой из них больше веса.
У Еврипида стихи громоздкие и неуклюжие, а у Эсхила — благозвучные и плавные. Бог виноделия считает, что «тяжелее» стихи Эсхила, но только потому, что он их подмочил своим потоком.
В следующем раунде поэтов спрашивают о политической обстановке в Афинах. Но и тут определить лучшего сложно. Каждый отвечает мудро. Дионис никак не может решить, кого из них вывести из загробного мира.
В итоге он делает выбор в пользу Эсхила. Напоследок Аид напутствует их, прося передать, кому из поэтов и политиков скоро следует прибыть к нему. Хор провожает героев, желая им поскорее освободить мир от этих поэтов и политиков.
Анализ
Комедия была впервые поставлена в 405 году до н. э. и была хорошо встречена афинской публикой. По сути, эта пьеса является отражением литературных взглядов самого автора. Комедия явно направлена против Еврипида, которой предстает изнеженным, сентиментальным и антипатриотичным. В противовес ему выступает Эсхил – высокий поэт, чьи стихи пропитаны героической маралью, глубоки, серьезны и патриотичны.
В произведении очень много предвзятых суждений, в которых видится сам Аристофан. «Лягушки» (краткое содержание представлено в этой статье) были написаны автором после ряда политических и военных неудач Афин. Одну из причин поражения Аристофан видит в новом строе – демократии, которую и олицетворяет Еврипид. В то время как Эсхил является отражением прежнего строя. Несмотря на политическую направленность нисколько не снижается пародийность в произведении. Комедия остается выдержана в традиционном балаганном и шутовском стиле.
Предыстория создания
Аристофан в своём произведении «Лягушки» решил затронуть жизнь трех известных афинских авторов трагедий — Эсхила, Софокла и Еврипида. К моменту написания комедии эти драматурги были уже мертвы, но в Афинах постоянно спорили о том, кто же из них является лучшим автором.
Аристофан в привычной лёгкой и немного саркастической манере затронул вопрос о таланте этих трёх драматургов, высмеяв их отдельные случаи из жизни, одновременно утверждая, что каждый из них был лучшим в своей сфере. Работа над этим произведением заняла лишь несколько месяцев, а в последующем Аристофан лично занимался подготовкой к постановке своего произведения в афинском амфитеатре.
Главные герои «Лягушки» Аристофана:
Чрезвычайно интересна история происхождения названия этой пьесы. По задумке автора, хор в этой комедии был одет в яркие костюмы лягушек, а все их песни заключались лишь в кваканье во время диалогов главных героев. Современные литераторы отмечают, что название этой комедии произошло не от нарядов хора, а основывается на том, что Аристофан упоминал лягушек, которые обитали в Стиксе.
Согласно легенде, именно через эту реку лодочник Харон переправлял души умерших, в том числе трех известных авторов трагедий.
Завязка произведения
Комедия «Лягушки» начинается с монолога Диониса, который в Афинах являлся богом — покровителем театра. Древнегреческий небожитель утверждал, что в столице не осталось уже хороших писателей трагедий. Поэтому, беспокоясь о судьбе театра, Дионис решает отправиться в путешествие в царство мертвых, чтобы вывести оттуда лучшего, по его мнению, трагика Еврипида.
Однако Дионис никогда не был в Аиде и не знает, как попасть в царство мертвых. Он обращается к Гераклу, который уже успел побывать в этом месте. По словам легендарного героя, попасть туда можно исключительно переправившись на лодке Харона через реку Стикс. При этом все вещи нужно будет оставить на берегу. Дионис не может согласиться на подобные условия, поэтому он решается лично управлять лодкой, тогда как его слуги вместе с вещами будут бежать вдоль берега.
Ворота в царство мертвых
Дионис смог успешно перебраться через реку Стикс и оказался у ворот Аида, которыми управлял мифический герой Эак. Он является судьей в подземном царстве и изображается в пьесе как раб-привратник. Дионис постучался в двери, накинул на себя львиную шкуру и представился Гераклом, что, по его мнению, должно было послужить пропуском в загробный мир. Однако привратник грозился спустить на главного героя чудищ, после чего заступник театра пустился в бега.
Дионисий переоделся в женское платье и смешался со служанками царицы Аиды. Так он решил проникнуть в царство мертвых, однако Эак раскусил его замысел и решил отправить всех девушек к богу подземного мира. Дионис, пускай и обманом, но смог попасть в Аид. Ему лишь осталось найти Еврипида и вместе с духом талантливого трагика выбраться наружу в царство живых.
Соревнования поэтов
Вскоре выясняется, что в подземном царстве проходят различные соревнования между поэтами и авторами. В прошлом первым трагиком считался Эсхил, но теперь этот титул оспаривается Еврипидом. Царь Аид назначает Диониса судьей этих соревнований, после чего начинается увлекательный турнир. Первым выступает Еврипид, который обвиняет Эсхила в написании скучных пьес с непонятными словами. Тогда как текст и сюжет произведений соискателя титула лучшего трагика ясны и прозрачны, как сама жизнь.
Эсхил отвергает все обвинения и утверждает, что предназначение поэта состоит в том, чтобы постоянно учить людей добру и правде. Тогда как в произведениях Еврипида все главные герои порочны и развратны. О какой же доброте и храбрости может идти речь в подобном случае? Что же касается сложного слога, то Еврипид отмечает, что для выражения высоких мыслей требуется использовать такой же витиеватый язык.
Во время состязания поэты читают написанные ими стихи, начинают ругаться друг с другом и критиковать произведения оппонентов. Завязывается нешуточный спор, переходящий в драку. Именно в это мгновение в соревнование вмешивается Дионис, который предлагает каждому поэту произнести одну самую лучшую строчку их стихов, после чего судья на специальных весах измерит их тяжесть и значимость.
Оказалось, что слог у Еврипида оказался неуклюжим и громоздким, а вот его соперник произнес легкую и благородную строчку. Однако Дионис, который уже определился с выбором, утверждал, что у Эсхила некрасивые и сложные произведения. На следующем этапе поэты делились своими мнениями касательно политической ситуации в Афинах. Оба трагика оказались равны в этом испытании. Неожиданно для себя Дионис выбирает Эсхила, а Еврипид предъявляет ему претензии, так как его ранее уже обещали забрать из Аида.
Дионис вместе с Эсхилом начинают подготовку к обратному пути в царство живых. Через них передают послание известным афинским политикам и мудрецам, которых уже заждались под землей. В это время хор лягушек воспевает Эсхила, Афины и всю Древнюю Грецию, о которых помнят и радеют в Аиде. После успешного путешествия Дионис вместе с выбранным им Эсхилом оказываются на поверхности. Они возвращаются в Афины, и это позволяет спасти судьбу театра в Древней Греции.
Анализ пьесы
Это произведение тесно связано с древнегреческой мифологией, тут описываются мифы и известные события, главными героями в которых являются различные античные персонажи. Комедия высмеивает нравы того времени, автор рассказывает о царстве мёртвых, передавая тем самым верования людей в Древней Греции. Также Аристофан отразил свое отношение к поэтам и трагикам, решая тем самым вечный спор, кто же лучший писатель — Эсхил, Еврипид или Софокл.
Основная идея этого произведения:
Впервые комедия «Лягушки» поставлена в 405 году до нашей эры, она была отлично встречена афинской публикой. В последующем это произведение ставилось не только в Греции, но и было популярно в Риме и других древних цивилизациях.
Сегодня на основе комедии «Лягушки» выполнены как классические постановки, так и современные интерпретации, в которых главные герои переносятся в настоящее время.
В интернете можно прочитать краткое содержание «Лягушки» Аристофана. На основании полученной информации составляется максимально полный читательский дневник, который требуется для учеников старших классов в общероссийских школах.
Расшифровка Что смешного в «Лягушках» Аристофана
Содержание третьей лекции из курса Николая Гринцера «Театр Древней Греции»
Поговорим про одну конкретную комедию, чтобы смешное так или иначе проявилось в конкретном тексте. Это комедия «Лягушки», одна из самых знаменитых комедий Аристофана.
Знаменита она, в частности, потому, что это редчайший случай, когда одна и та же комедия ставилась два раза. Не следует забывать, что все великие произведения античной литературы, которые читают уже две с половиной тысячи лет, вообще-то предназначались для однократной постановки: они происходили здесь и сейчас. Это касается и трагедий, и, в первую очередь, комедий. А комедия «Лягушки» ставилась два раза — потому что первый раз она была поставлена с таким невероятным успехом, что сам город решил поставить ее еще раз, причем очень быстро. Второй раз ее поставили чуть ли не в том же году или на следующий год на другом празднике.
Почему? Прежде всего, как обычно считается, благодаря ее политическому сообщению: комедия не только смешила, но и несла некоторые политические идеи. Аристофан пишет ее в 405 году до нашей эры. Это конец Пелопонесской войны между Афинами и Спартой, которую Афины все время проигрывали, но незадолго перед постановкой этой комедии одержали морскую победу — и появились некоторые надежды на успех.
Именно с этим связано важное политическое сообщение комедии. По тексту бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вернуть в город трагика: все великие трагики умерли, а чтобы город победил в войне, нужен великий поэт. В подземном царстве соперничают два великих трагика — Эсхил и Еврипид, и выбор определяется тем, кто из них даст лучший совет городу. И хотя Дионис изначально отправился в подземное царство за Еврипидом, обратно он приводит Эсхила, потому что тот дает самый замечательный совет: с одной стороны, вернуть изгнанников в город, а с другой — уповать на флот.
Это вызывает большое одобрение в обществе, и нам объясняют, что именно политическая составляющая комедии является залогом ее успеха. Парадокс, правда, заключается в том, что второй раз эта комедия, главная идея которой — уповать на флот, была поставлена, по всей видимости, после того, как афинский флот потерпел сокрушительное поражение в битве при Эгоспотамах, после чего Пелопонесская война закончилась. Политическая идея комедии оказалась абсолютно неправильной — и тем не менее пьеса ставится второй раз. Этого никто никак не может объяснить.
Одно из возможных объяснений заключается в том, что эта политическая идея правильная, потому что она соответствует тому, что думает народ. И ее окончательная неправильность не является упреком комедии. В комедии все было сказано хорошо, а то, что получилось на деле, — ну, не получилось. К комедии это не имеет прямого отношения. Политика в комедии присутствует, но, по всей видимости, главное — не само ее наличие, а то, как она вплетена в общую структуру. Оказывается, что политическое содержание имело сиюминутный смысл, но «Лягушки» ценны для нас и, судя по этой второй постановке, для афинской аудитории не только и не столько этим.
Чем же? По всей видимости, тем, что в этом произведении разные уровни, разные смыслы комедии были сплетены, быть может, самым замечательным образом. И это как раз к вопросу о том, над чем смеялись и как смеялись в афинской комедии.
Смеяться зритель начинал, прямо когда герои выходили на сцену. В первой сцене бог Дионис появляется вместе со своим рабом и они разговаривают друг с другом. Раб говорит Дионису: «Вот шуточка отличная!» Дионис отвечает: «Скажи смелей! Не говори лишь одного». — «Чего еще?» — «Что, но́шу перекладывая, треснешь ты». — «А это: издыхаю я под тяжестью. Снимите, а не то в штаны…» — «Прошу тебя, не продолжай! Давно уже тошнит меня».
С нашей точки зрения, это что-то странное. Афинские же зрители, по всей видимости, в этот момент заливались смехом: здесь содержится намек на традиционную для начала комедии сцену, когда появляется раб, который что-то тащит и говорит, как ему плохо, плачет, даже исполняет жалобную песнь. Соответственно, существуют слова, которые обязательно надо в этой сцене употреблять.
Аристофан запрещает рабу это говорить, потому что он — Аристофан, это не простая комедия. Тем не менее раб, как вы понимаете, все равно это произносит. И все страшно довольны. Это означает, что в комедии существовали узнаваемые сцены, в которых зритель заранее знал, что здесь надо смеяться, — почти как если бы поднимали табличку со словом «Смех». В дальнейшем комедия будет развиваться именно по этим сценам — сюжет и все сцены уже начиная с IV века до нашей эры будут стандартными. И все равно все будут смеяться — смеяться узнаванию смешного. И это уже само по себе интересно и показательно.
Дальше комедия идет своим чередом, и всю ее первую часть бог Дионис предстает чрезвычайно трусливым, постоянно врущим безобразным богом. В конце же он судит о том, кто лучший трагический поэт. Замечательно, что вопрос о том, кто лучший поэт трагедии, решает бог в комической ипостаси, бог как комический актер. Оказывается, что комичный бог — это то, каким он и должен быть.
Эта комедия уникальна еще и потому, что в ней два хора. Название «Лягушки» — это название одного из них. Дионис переправляется в царство мертвых, как и положено, в лодке Харона по страшной реке Стикс, которая в комедии превращается в болото или в озеро, и в нем квакают лягушки. Это замечательное сценическое действо: квакал красивый хор, видимо, выряженный в лягушек. Благодаря этому мы примерно знаем, как, с точки зрения греков, квакали лягушки. Это кваканье изображается как поэтическая песнь, и оно тоже чрезвычайно смешное.
До своего путешествия в подземное царство Дионис встречается с другим хором — хором мистов, людей, посвященных в афинский культ Элевсинских мистерий, праздника в честь Деметры и Персефоны — богинь плодородия — и Диониса. Этот хор мистов тоже присутствует на сцене.
Вообще, одна из главных проблем с интерпретацией этой комедии — было там фактически два хора или один? То есть были ли там разные актеры в разных костюмах или одни и те же актеры переодевались за сценой? Это вопрос не только сценографический, но и экономический, потому что два хора тренировать было очень дорого, и в конце Пелопонесской войны на это, по всей видимости, не было денег.
Элевсинские мистерии — это тайный культ Афин, который нельзя было разглашать. Обвинение в разглашении культа Элевсинских мистерий было одним из самых страшных, наряду с изменой родине. Оно предъявлялось многим известным людям. И тем не менее этот неразглашаемый культ присутствует на сцене, причем в самом комическом образе. Например, говорится, что хористы одеты в чрезвычайную рванину, и это всячески обыгрывается. С одной стороны, это просто смешно. С другой стороны — это один из способов решения экономической проблемы: просто у них были плохие, дешевые костюмы. И с третьей стороны — это шутка над тем, что в действительности одежды, в которых посвящались в Элевсинские мистерии, потом надо было носить, не снимая. Говорили, что люди посвящались в самой рванине, чтобы она поскорее пришла в полную негодность — и ее все-таки можно было снять. То есть это шутки над самым святым — что само по себе чрезвычайно показательно. Кроме того, это еще и радость узнавания самого тайного, в том числе и в смешной форме.
Ну и наконец, это комедия литературная. Она говорит о статусе, который литература имела в Афинах: для спасения города нужен поэт. Вся вторая часть комедии — это соревнование между Эсхилом и Еврипидом. В ходе соревнования видно, что Еврипид как поэт гораздо лучше. Но он проигрывает. И это замечательно сделано комедийно, чисто технически: на сцену вывозятся огромные весы, на которых взвешиваются стихи. Это одновременно пародия на один из самых важных текстов, на «Илиаду» Гомера, в которой взвешивается жребий героев, в частности Ахилла и Гектора. Тот герой, чей жребий перевесил, погибает. В комедии все наоборот: чьи стихи перевесили, то есть чья чаша пошла вниз, тот и побеждает. Вниз идут стихи Эсхила. Почему? Потому что у Еврипида легкие, изящные стихи, а Эсхил пишет про серьезное, и поэтому его стихи тяжелее. То есть получается, что поэт-то он хуже, но пишет про серьезное, а раз нам нужно про серьезное, выигрывает он — а не Еврипид, которого так любит Дионис. Все снова переворачивается с ног на голову.
Главная сцена, которая всех чрезвычайно занимает, для нас, может быть, не до конца понятна, зато является замечательной демонстрацией всего механизма комедии. В ней Еврипид читает свои стихи, а Эсхил все время туда вставляет фразу «Потерял бутылочку».
Ну, например: «Эней однажды, сноп колосьев жертвенных c земли поднявши…» — читает Еврипид. И Эсхил добавляет: «Потерял бутылочку». Фраза становится идиотической. И таких фраз там очень много.
В чем смысл? Самое простое объяснение — что у Еврипида однообразные стихи, в которые всюду можно поставить «Потерял бутылочку». Это, безусловно, правда. Замечательно, что Дионис прерывает процесс, когда Еврипид наконец читает стихи, в которые невозможно вставить «Потерял бутылочку». Дионис говорит Еврипиду: остановись, потому что Эсхил снова скажет: «Потерял бутылочку».
С другой стороны, бутылочка носит очевидный сексуальный, даже похабный характер, потому что это не просто бутылочка, а лекиф — такой сосудик с узким горлышком и широким туловищем. Это обсценный символ: «потерял бутылочку» означает «потерял мужскую силу». Это страшно смешно. И одновременно оказывается, что Еврипид лишается самого главного, что есть в комедии, — силы плодородия и потому проигрывает.
Наконец, из того, как дальше обыгрывался этот литературный текст, мы узнаем про третье измерение этой шутки. Эта бутылочка, такая дутая, большая, пухлая, означала возвышенный, раздутый стиль (в хорошем смысле слова). Благодаря этому стилю побеждает Эсхил, потому что сейчас нужна возвышенность и раздутость.
Тем самым оказывается, что даже одно слово в комедии несет сразу несколько смыслов. Смысл сексуальный, исконный для комедии; смысл буквального, нарочитого юмора; смысл литературный; смысл игровой — и одновременно яркий, наглядный, чисто сценический образ, потому что бутылочка, возможно, в этой сцене физически присутствовала, Эсхил ее отбрасывал.
Вот в этом соединении в одном слове различных уровней — от политического до религиозного, комического, поэтического, сексуального — и есть главный смысл смеха античной комедии.