Аристотель отец чего в биологии
Аристотель отец чего в биологии
АРИСТОТЕЛЬ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ЗООЛОГИИ
Древнегреческого мыслителя Аристотеля, жившего в 384—322 году до нашей эры, считают «отцом всех наук».
Он был «ученейшим» человеком во всех науках своего времени. Аристотель дал верное объяснение причин появления радуги, определил звук как колебание воздуха, доказал шарообразность Луны.
Его имя навсегда осталось бы в науке, даже если бы он занимался только биологией. Огромный труд Аристотеля «История животных» состоит из десяти томов. В нем он описал 500 видов животных и впервые в науке дал их классификацию. К этому труду Аристотелем было создано приложение из семи атласов по анатомии животных.
Аристотель сделал много зоологических открытий. Он заметил развитие трутней из неоплодотворенных яиц, установил биение сердца у куриного зародыша на третий день его развития в яйце, обнаружил во внутреннем ухе животных особый орган — улитку и многое другое. В «Истории животных» Аристотель заявил, что самка гладкой акулы откладывает яйца в собственное тело, где и происходит их дальнейшее развитие. Около двухсот лет ученые-зоологи смеялись над этой «выдумкой», пока не была доказана правота «отца зоологии».
Знаменитый французский ученый Жорж Кювье (1769—1832) — основатель сравнительной анатомии и палеонтологии, создатель современной классификации животных-писал о том, что не может понять, каким образом человек мог собрать и сравнить такое множество фактов. Имеются сведения, что Аристотель был учителем Александра Македонского, который предоставил в распоряжение своего бывшего воспитателя несколько тысяч человек, которые собирали все, что могла дать охота, ловля птиц, рыболовство.
Аристотель внес в науку идею лестницы существ, на ступенях которой он расположил все природные тела: минералы, растения и животных, по мере нарастания их сложности. На вершину этой лестницы Аристотель поставил человека, отличающегося, по его мнению, от животных наличием интеллекта.
Используя содержание текста «Аристотель — основоположник зоологии» и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.
1) Как назывался главный труд Аристотеля по зоологии?
2) Кто является создателем современной классификации животных?
3) Почему Александр Македонский помогал Аристотелю в его исследованиях?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «История животных».
3) Аристотель был учителем Александра Македонского.
Презентация по биологии на тему «Аристотель «отец» зоологии и первой систематики
Описание презентации по отдельным слайдам:
Аристотель как «отец» зоологии и первой систематики Алфимова Ю.В.
Аристотель «отец» зоологии Аристотель, древнегреческий философ и ученый, родился в 384 г. до н. э. в Стагире (греческая колония), в семье придворного врача. Отец сам обучал мальчика медицине и философии, (в то время понятия неразделимые).
Аристотель — создатель биологии как науки Объединил изучение природы, свойственное медикам, с философией. Профессия врача была наследственной, Аристотель с детства был знаком с врачебным искусством. Об этом говорит тот факт, что впоследствии даже в самых сложных философских трактатах он часто пояснял свои мысли примерами из медицинской практики. Когда Аристотелю исполнилось 15 лет, его отец умер, и опекуном Аристотеля стал муж его старшей сестры Проксен. Это был образованный человек, имевший обширную библиотеку. Аристотель увлекся философией и не захотел становиться врачом. В 17 лет он уехал в Афины и поступил в Академию Платона. Закончив обучение, он остался преподавать в Академии.
В этом месте по предположениям ученых находился Лицей Аристотеля
. В трактате «Топика» даются принципы изложения научного материала. Аристотель предлагает излагать материал в следующем порядке: 1. Что было известно ранее по данном)’вопросу. 2. В чем суть проблемы. 3. Изложение фактического материала. 4. Выводы. До сих пор мы пользуемся этой схемой, добавились «Материалы и методы» Аристотель разделяет науки на теоретические (знание ради знания), практические и поэтические (творческие). Теоретические — физика, математика, первая философия (метафизика) Практические — этика и политика (наука о государстве) Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.
Материя (греч ΰλη, греческое ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий):воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция) Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергичная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение)
Зоологические труды К собственно зоологическим трактатам относятся «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» «О движении животных» Необходимость выделения родовых и видовых категорий, то есть создание системы, и предлагает принципы классификации: 1. Выделять видовые и родовые признаки. 2. Использовать комплексы признаков; в противном случае может возникнуть перекрывание систематических единиц. Не использовать для характеристики отрицательных признаков; например, у рыб, змей и моллюсков нет ног, но во всем остальном они различны и поэтому признак «ноги отсутствуют» не может характеризовать ни один из этих родов. Система животных, созданная Аристотелем, включает 9 высших родов. Всего ему было известно около 500 видов животных
Созданная Аристотелем система животного мира Животные с кровью: I Звери (75). Живородящие четвероногие с волосами (млекопитающие без китообразных и ластоногих). II Гады (20). Яйцеродящие четвероногие, иногда безногие, с щитками на коже (рептилии и амфибии). III Птицы (160). Яйцеродящие, двуногие, с перьями; летающие. IV Киты (4). Живородящие, безногие, живут в воде; дышат легкими (китообразные и тюлени). V Рыбы (117). Яйцеродящие (иногда живородящие), безногие, с чешуей или гладкой кожей, живут в воде; дышат жабрами. Животные без крови: VI Мягкотелые(Т). Тело мягкое, среднее по консистенции между мясом и сухожилием, образует мешок; ноги на голове (головоногие моллюски). VII Мягкоскорлупные(15). Покров рогового характера облегает мягкое тело; имеется большое количество ног (большинство ракообразных). VIII Черепокожие (27). Мягкое тело без ног покрыто твердой ломкой раковиной (в этот высший род он включал раковинных моллюсков, а также усоногих ракообразных, морских ежей и асцидий). IX Насекомые (81). Тело с насечками, все твердое (насекомые, хелицеровые, некоторые ракообразные, многоногие, черви).
Аристотель первым сформулировал принцип корреляции органов. «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места. Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других». «Изменение в одном органе вызывает перемены в другом». Этот принцип он иллюстрирует множеством примеров, таких, например, как связь между наличием клыков и отсутствием рогов у млекопитающих, отсутствие резцов в верхней челюсти при наличии сложного желудка у жвачных, уменьшение числа ног у ракообразных, в зависимости от усложнения их челюстного аппарата и т. д.
Минимальным критерием жизни, присущим как животным, так и растениям, по Аристотелю является онтогенез (индивидуальное развитие), т. е. движение во времени к конечной цели (взрослому организму). Каждый живой организм имеет нечто, что определяет конечную цель и обеспечивает движение (во времени) к этой конечной цели. Это «нечто» он называет энтелехией. Непременной особенностью живых существ, согласно представлениям Аристотеля, является также питание, составляющее способность растительной души. «Питание сохраняет сущность питающегося, которое и существует до тех пор, пока оно питается. При этом питание способствует порождению, но не того существа, которое питается, а подобного питающемуся». Так что «растительная способность и способность воспроизведения — одно и то же». Животные обладают более развитой душой — чуствующей. Поскольку растительная душа не может обеспечивать наличие ощущений, он приходит к выводу о наличии у животных особой чувствующей (aisteticon) души, или способности к ощущениям. «Если бы тело, способное к передвижению, не обладало ощущением, оно бы погибло и не достигло цели, назначенной ему природой. В самом деле, как могло бы оно питаться?».
Если способность к онтогенезу всегда проявляется, так сказать, «в полном объеме», степень развития души чувствующей может быть различной. Важнейшим ощущением является осязание, присущее всем животным. Это единственное чувство, утрата которого приводит животное к гибели. Низшим животным присуще только осязание. «Вкус необходимо есть некоторого рода осязание, потому что он и есть ощущение осязаемого и пригодного для питания». Осязание и ощущение вкуса происходит только при непосредственном контакте с объектом. Все прочие ощущения (зрение, слух, обоняние) возникают без такого контакта и для них нужны специальные органы. Отсутствие какого-то органа свидетельствует об отсутствии у животного соответствующих ощущений.
Очень многое из того, что было описано Аристотелем, он видел сам. И это характеризует его как прекрасного натуралиста. Более того, некоторые приведенные им факты долгое время считались сказками, но впоследствии подтвердились. К таким фактам относится описанное им своеобразное оплодотворение осьминогов при помощи отделяющегося щупальца самца (гектококтиля), который еще во времена Кювье считали самостоятельным животным. Лишь недавно подтвердилось и другое наблюдение Аристотеля: «Из речных рыб сом самец проявляет большую заботу о детях: самка, породив, удаляется, а самец остается сторожить яйца в том месте, где их скопляется больше всего. Он не приносит другой пользы, кроме того, что удерживает других рыбок, чтобы они не расхитили потомство, и делает это в продолжение сорока или пятидесяти дней, пока мальки, выросши, не будут в состоянии ускользать от других рыб».
. Ответ Платона — да, идеи существуют, и только они и реальны Идеи существуют до вещей, universalia anteres Ответ Аристотеля — да, идеи существуют как то общее, что есть В единичных вещах. Существуют в вещах, universalia in rebus Возражения Аристотеля 1. Бесполезны для познания чувственного мира. Если в идеях нет ничего, чего не было бы в вещах-Зачем они для познания идей? 2. Если мир идей жестко отграничен от мира вещей-зачем он для познания вещей? 3. Среди идей есть более и менее общие. Более общая идея — находится в своем особом мире по отношению к менее общей? «Третий человек» 4. Если мир идей полностью отграничен от мира вещей — он не может быть причиной движения в мире вещей. Спор Платона с Аристотелем — начало многовекового спора об универсалиях
Аристотель — методы и подходы Логика, Индукция, Эмпиризм Аристотель не считал свои выводы истиной в последней инстанции и прекрасно понимал, что новые факты могут изменить его выводы. Так, раздел о пчелах в трактате «О возникновении животных» он заканчивает следующими словами: «Вот как обстоит дело относительно возникновения пчел, если исходить из рассуждений и из фактов, наблюдающихся у них; только факты эти недостаточно известны. Но если когда-нибудь они станут известными, то доверять следует больше чувствам, чем рассуждению, а рассуждениям только в том случае, если они окажутся в согласии с явлениями».
. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовало множество учеников. Спустя несколько месяцев умер от болезни желудка в 322 г. до н. э.
Вывод В итоге помним о том, что наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление зоологии, философии мысли, а также и ботаники. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной зоологии и философии.
Учебник. Аристотель
Аристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида), древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.
1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы категория, силлогизмом.
Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. Подлунный мир, то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Надлунный мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента эфира.