Армата название что означает
Значение слова «армата»
Армата — название одного из первых образцов пушки на Руси, появилась во 2-й половине XIV века.
арма́та
1. образец пушки на Руси, появилась во 2-й половине XIV века, изготовлялась из свёрнутых в трубу и заваренных железных листов
2. вид тяжёлой гусеничной платформы
3. российский танк Т-14
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: офицеришка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «армата»
Синонимы к слову «армата»
Предложения со словом «армата»
Понятия со словом «армата»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «армата»
Связанные виноградной лозой, заменяющей арматам верёвки, висели на потолке стволы тополей, тисов, дубов, чёрного и белого терновника.
Где был маленький, крохотный, едва уловимый, как армат парфюма, шанс вспомнить.
Хвойный армат сосновых поленьев радовал обоняние.
Синонимы к слову «армата»
Ассоциации к слову «армата»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
«Армата», или Долгий путь к танку нового поколения
В 2015 году на параде в Москве наконец-то был официально представлен новейший российский танк Т-14 «Армата». Люди, интересующиеся бронетанковой тематикой, первые фото увидели незадолго до 9 мая (с репетиций парада) либо еще раньше (с испытательного полигона УКБТМ). Но там машина была частично укрыта от глаз брезентом. Интерес к новому танку со стороны фанатов и простых обывателей был очень сильным. Военные эксперты и блогеры гадали о его общем облике, вооружении, бронировании и прочих технических характеристиках. Что же представляет из себя эта таинственная «Армата»? Чем она хороша и действительно ли стала самым передовым и мощным танком в мире?
Первые шаги «Арматы»
СССР долгое время оставался лидером мирового танкостроения, и многие передовые разработки и технические решения в области БТТ родом оттуда. После создания и развертывания производства танков второго послевоенного поколения (Т-64, Т-72 и Т-80) ведущие конструкторские бюро Советского Союза получили задание создать танк нового, уже третьего поколения. Эти работы велись в Харькове, Ленинграде, Тагиле и Омске. После ряда ОКР в КБ убедились, что танки традиционной конструкции не обеспечивали качественного прироста технических характеристик, и было принято решение о разработке танка новой, нестандартной компоновки. Дальше всех в области разработок продвинулись харьковские и ленинградские инженеры.
До распада СССР полностью довести и испытать новый танк не удалось. В девяностые годы практически все работы в связи развалом страны, экономическими потрясениями и урезанием бюджета ВПК были свернуты, а многие наработки — утеряны. Новые исследования возобновились лишь в начале 2000-х в Уральском конструкторском бюро машиностроения (УКБТ) в рамках ОКР «Совершенствование-88». Их результатом стал объект 195 — очень необычный и мощный танк, засекреченный и сейчас (настолько, что пиратские фото этой машины в сети можно пересчитать по пальцам).
Объект 195 был гораздо больше серийных Т-72 и Т-80, вооружен 152-миллиметровой пушкой. Именно эта машина стала отцом нынешней «Арматы». Споры по поводу причин отказа от Т-95 в пользу «Арматы» идут до сих пор. Наиболее объективными считаются значительная сложность и стоимость нового танка, а также его «избыточность» в плане вооружения и бронирования в нынешних условиях. К субъективным некоторые эксперты относят кадровые изменения в МО, ГАБТУ и УКБТМ/УВЗ и желание новых руководителей присвоить лавры создателей нового танка себе, при этом считая открытие проекта «Армата» ошибкой.
Конструкция
Главное, что отличает «Армату» от существующих отечественных и зарубежных танков, — это новая так называемая лафетная компоновка. В танках традиционной конструкции экипаж размещается как в корпусе (механик-водитель), так и в башне (командир, наводчик орудия, заряжающий, если таковой имеется). В «Армате» же все члены экипажа танка располагаются в передней части корпуса, в изолированной капсуле. Это позволяет резко повысить безопасность экипажа за счет отделения его от боекомплекта и топлива.
За капсулой с экипажем расположено изолированное боевое отделение (БО) с пушкой в необитаемой башне и автоматом заряжания, на корме — моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с двигателем, коробкой передач и топливными баками.
У подобной компоновки наряду с неоспоримыми достоинствами есть и недостатки. Для эффективной работы экипажа необходимы передовые и дорогостоящие системы технического зрения и система управления огнем (СУО). Отделение управления «Арматы» напоминает, скорее, не танк, а кабину космического корабля из фантастических фильмов. При этом практически полностью отсутствует возможность вести обзор по старинке — своими глазами.
Вооружение
Основным вооружением «Арматы» является новая 125-миллиметровая пушка с индексом 2А82. При сохранении существующего калибра она может использовать как старые боеприпасы для орудия 2А46 танков Т-72 и Т-80, так и новые, специально разработанные снаряды. При использовании новых типов выстрелов повышенной мощности пушка 2А82 превосходит существующие отечественные и импортные танковые орудия такого калибра почти на треть. Разработчиками «Арматы» заявляется возможность установки (при необходимости) на танк орудия калибра 152 мм, как на объекте 195, без существенных переделок.
Общий боекомплект составляет 40 снарядов, из которых 32 размещены в автомате заряжания, заявленная скорострельность — до 10 выстрелов в минуту.
С орудием спарен пулемет калибра 7,62 мм. Кстати, отсутствие спаренного пулемета на Т-14 долгое время вызывало оживленные споры. Но спаренный пулемет, по заявлениям создателей, все-таки есть. Еще один пулемет размещен на панорамном прицеле командира. На представленной версии «Арматы» там стоит 7,62-миллиметровый пулемет, но имеется возможность размещения пулемета и большего калибра.
«Армата» получила новую, очень современную интегрированную СУО. Прицелы наводчика орудия (НО) и командира танка (КТ) оснащены теле- и тепловизионными камерами. Изображение с них выводится на многофункциональные дисплеи высокого разрешения (по два у каждого).
На эти же мониторы выводится информация танковой информационно-управляющей системы (ТИУС) о техническом состоянии узлов и агрегатов танка, неисправностях, полученных повреждениях, а также данные навигационных систем GPS/ГЛОНАСС и автоматизированной системы управления войсками (АСУВ).
СУО Т-14 оснащена автоматом сопровождения цели (АСЦ) и позволяет вести прицельный огонь в любое время суток как с места, так и в движении. Панорамный прицел командира дает возможность осуществлять круговой обзор и вести огонь из сопряженного с ней пулемета и основного орудия. Реализован режим «охотник-стрелок». С высокой вероятностью можно утверждать, что поставщиком прицелов и других элементов СУО Т-14 «Армата» является белорусское предприятие ОАО «Пеленг», производящее прицелы «Эсса» и «Сосна-У» с камерами ТПВ для Т-90А и Т-72Б3 МО РФ.
Защита
Пожалуй, самые кардинальные изменения по сравнению с серийными танками коснулись живучести Т-14 благодаря комплексному подходу и применению многоуровневой системы защиты.
Были проведены работы по снижению тепловой и радиолокационной заметности танка, что привело к большей сложности его обнаружения в ИК- и РЛ-поле. Если «Армата» все же обнаружена противником и подвергается атаке, то в дело вступает внешний уровень — комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». Он включает в себя пассивные и активные средства борьбы с атакующими боеприпасами.
«Армата» оснащена индикаторами лазерного облучения и многофункциональной РЛС, элементы которой размещены на башне. В случае облучения Т-14 лазером системы наведения ПТРК и пуска по нему управляемой ракеты активируется комплекс оптико-электронного подавления. Он обеспечивает постановку многоспектральных завес путем отстрела ложных ИК- и РЛ-целей, маскирующих «Армату» (в том числе в верхней полусфере) и способных сбить вражескую ТУР с наведения.
Если же этого не произошло либо Т-14 подвергся обстрелу кинетическим боеприпасом, в дело вступает активная часть «Афганита» — пусковые установки с контрбоеприпасами, размещенные по периметру башни в передней полусфере.
Радар «Арматы» вычисляет скорость и траекторию атакующего снаряда и дает сигнал системе на отстрел поражающего элемента, после чего на определенном расстоянии атакующий боеприпас уничтожается полностью либо значительно ослабляется его ударное свойство.
По утверждению разработчиков, лобовая броня Т-14 способна выдерживать попадание не только существующих, но и перспективных кумулятивных и кинетических боеприпасов противника. По экспертным оценкам, стойкость лобового бронирования корпуса может достигать до 1000 мм стального эквивалента с учетом ВДЗ.
Большое внимание было уделено защите традиционно более слабых бортовых проекций и крыши танка. Практически весь борт и значительная часть башни тоже покрыты элементами ДЗ. Отделение МТО защищено решетчатыми экранами.
Подвижность
Для тяжелой гусеничной платформы «Арматы», как и для объекта 195, была выбрана семикатковая схема шасси. Подвеска активная, с изменяемой жесткостью. Сердцем «Арматы» является Х-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель 12Н360.
Известно, что мощность двигателя может изменяться от 1200 до 1800 л. с. в зависимости от степени форсировки и ресурса. Коробка передач — планетарная, с возможностью автоматического переключения. Подвеска и двигатель позволяют разгонять «Армату» на шоссе до скорости свыше 80 км/ч. Возросла и скорость на пересеченной местности. Данные о состоянии двигателя, трансмиссии и параметрах хода выводятся механику-водителю на дисплей, расположенный прямо на штурвале.
Двигатель и трансмиссия «Арматы» по последней танковой моде объединены в единый силовой блок, что позволяет осуществлять быструю замену всего МТО в полевых условиях в случае серьезной поломки. Общая емкость топливных баков составляет порядка 2000 литров.
На первый взгляд, серьезного конкурента у «Арматы» нет. Вместе с тем целый ряд систем ОБТ Т-14 и «Арматы» в целом еще не прошли проверку временем, и говорить о полностью боеспособной машине пока преждевременно.
Следует также отметить, что проект «Армата» включает в себя не только танк Т-14. Это общая тяжелая гусеничная платформа для целого семейства машин поля боя. Так, кроме ОБТ, уже были анонсированы ТБМП (тяжелая БМП Т-15 «Барбарис») и БРЭМ Т-16. Эти машины уже есть в виде опытных образцов.
Т-14 «Армата»
Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.
Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.
Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 255» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.
Данные работы подробно описаны в материале ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2.
Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.
Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО «Спецмаш»), который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.
Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.
Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72 который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.
С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой с традиционными и менее рискованными решениями. Первый – Нижнетагильский Объект 195 «Т-95» (ОАО «УКБТМ») и второй Омский проект Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО «КБТМ»).
В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.
Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан.
С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.
При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом
железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.
Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский FTTB не нашла.
Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.
Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.
Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.
Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5».
Слева на фото пульт наводчика.
Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.
Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».
Информационно управляющая система выводит на дисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.
Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.
Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть фото.
На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами
Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»).
Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.
Именно на этих устройствах основано управление танком.
Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.
Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.
Удобные сидения – большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения
Вид на боковую часть капсулы экипажа с места наводчика. Сидения экипажа имеют широкий диапазон регулировок, обеспечивая удобство экипажа
Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.
Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).
Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.
Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.
Схематическое изображение общей компоновки
танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95)
Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком – недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен – «Молот», «Нота».
Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.
Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).
Сверху динамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.
ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса.
Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена
Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.
Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху – комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).
Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.
Комплекс защиты танка от ВТО
По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты).
Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных и в фиксированных установках
Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора
Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (
0,5 м) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает
Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.
Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно
7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.
Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.
Схема АЗ необитаемой башни.
Снаряды и заряды располагаются вертикально.
Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).
Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.
Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.
Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы.
Датчик ветра и давления (ДВД). Датчик емкостного типа обеспечивает измерение продольного, поперечного ветра и атмосферного давления.
«Армата» оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-12-3А. Механизм поворота с ГОП
Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.
Жесткость подвески составляет 167…206 кН/м, а сопротивление гидравлического амортизатора на прямом и обратном ходах не превышает 55 кН и 120 кН, соответственно.
торсионный вал имеет уровень рабочих напряжений более 147·104 кН/м2 и допустимый угол закрутки более 80°.
Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.
Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.
Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.
Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.
Уделено достаточное внимание комплексной защите танка – КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.
Эргономика соответствует современным требованиям.
Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.
Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.
И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.