арт терапия карта жизни
«Ни стыда ни совести»: 4 техники арт-терапии, которые сделают жизнь лучше
Кто я? Для чего я? Чего я хочу? Отвечать три этих вопроса хоть каждый день ещё до завтрака помогают тексты, рисунки и даже собственные носки. Как пользоваться арт-терапевтическими практиками в повседневной жизни и какое отношение они имеют к страху чистого листа — в колонке Евгении Пельтек, автора книги «Пишите — не пишите» — психологического руководства для авторов по работе с текстом и собой.
Как арт-терапия позволяет обходить цензуру сознания
Арт-терапия (дословно «исцеление творчеством») — направление психологической коррекции, которое помогает человеку диагностировать и разрешить внутренние конфликты, осознать и выразить подавленные чувства, обрести целостность. Арт-терапевтические практики сопровождают нас всю жизнь: с первых сознательных игр до последней рассказанной истории.
Современный человек привык мыслить логично и последовательно: конкретности мышления нас обучают с первых лет жизни. Однако значительная часть приобретённых впечатлений и знаний остается неосознанной — впитанные в детстве убеждения и травматические переживания, связанные с запретным, социально неприемлемым или опасным опытом, наше сознание игнорирует либо вытесняет. Мы забываем, почему решили, что слушаться старших хорошо, а поступать по-своему — плохо. Мы не замечаем собственного агрессивного поведения, впадаем в состояние выученной беспомощности там, где объективно способны влиять на события. А главное — в погоне за логикой и последовательностью мы перестаём чувствовать собственные желания и стремления.
Однако желания, страхи, подавленные эмоции и ощущение собственных возможностей никуда не исчезают. Они живут в подсознании и под влиянием внешних стимулов время от времени выходят на поверхность в виде эмоционально наполненных образов. Далёкие от творчества люди контактируют с ними через сны, чтение книг, просмотр фильмов. Когда вы просыпаетесь от страха или в слезах, горько плачете над фильмом, ругаете рекламу, видите целую историю за картинкой на фантике от конфеты или отчаянно завидуете герою книги — вы эмоционально реагируете не только на внешний стимул, но прежде всего на собственный внутренний процесс.
Эмоциональные реакции — подсказки подсознания, дорожные указатели. Они гласят: «Тебе сюда! Это сейчас важно».
Арт-терапия легко позволяет обходить цензуру сознания и переводить в область осознаваемого подавленные состояния и желания — те, которые актуальны прямо сейчас.
Сделать это непросто. Образы бессознательного должны миновать сопротивление, которое блокирует непонятные, «неразумные» и «вредные» желания и состояния. Сопротивление — наш друг. Если бы не оно — хаотичные эмоциональные реакции на внешние раздражители лишили бы нас возможности принимать взвешенные решения. Баланс между нормальным защитным сопротивлением и осознаванием актуального процесса — и есть арт-терапия.
Четыре техники домашней арт-терапии
Арт-терапия — один из самых мягких способов извлечения желаний и эмоций из подсознательного. Это происходит помимо вашей воли потому, что из мелких арт-терапевтических практик состоит наша жизнь.
Обратите внимание на свою одежду
Один из самых наглядных отражений актуальных психических процессов — выбор наряда. Это и способ сообщить окружающим первичную информацию о себе, и возможность диалога с самим собой.
Вы наверняка возразите: «Я одеваюсь, как удобно», «У меня дресс-код!», «Я взял первую попавшуюся чистую футболку». Эти фразы — маркеры сопротивления.
Секрет всех арт-терапевтических упражнений — поставить себя во главе каждого сюжета, сделать себя ответственным за то, что происходит в жизни — в том числе и в выборе наряда.
Для упражнения с одеждой не нужно специально наряжаться или замысловато интерпретировать стиль. Прямо сейчас посмотрите свой наряд: какой предмет одежды больше всего привлекает внимание?
Это может быть что угодно: кулон, пушистый свитер, носки с котятами — первое, на что падает взгляд. Это может быть вещь, которую вы надели, чтобы приковать взгляды окружающих. Если на вашей одежде есть рисунки или надписи — можно выбрать предмет одежды с ними, так как принты — информация о вас, которую бессознательно считывают окружающие. Знать её как минимум полезно.
Упражнение для диагностики актуальной потребности
1. НАЗОВИТЕ ВЫБРАННЫЙ ПРЕДМЕТ ГАРДЕРОБА
Например: «красные носки» или «белая футболка с котятами на груди».
2. РАССКАЖИТЕ, С ЧЕМ У ВАС АССОЦИИРУЕТСЯ ЦВЕТ, ФАКТУРА МАТЕРИАЛА ИЛИ ПРИНТ
Например: «Красный цвет для меня означает энергию, силу, страсть». «Котята милые, всем нравятся. Каждый, кто видит симпатичную мордочку, улыбается. От котят ничего не ждут, они просто хорошенькие. Быть котёнком — безопасно».
3. ВИДНА ЛИ ЭТА ДЕТАЛЬ ОДЕЖДЫ ОКРУЖАЮЩИМ ИЛИ О НЕЙ ЗНАЕТЕ ТОЛЬКО ВЫ?
Например: «Носки никому не видны — на мне высокие ботинки».
4. CОЕДИНИТЕ ВСЕ ОТВЕТЫ В ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ОЗВУЧЬТЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Например: «Я выбрал красные носки, это означает что сегодня мое актуальное состояние — энергия, сила, страсть. Я ношу красные носки под высокими ботинками. Хочу, чтобы окружающие не видели сегодня энергию, силу и страсть, которые у меня есть».
«Я выбрала сегодня футболку с котенком и для меня это означает, что я хочу, чтобы люди просто улыбались, глядя на меня и мне можно было не работать, а просто быть красивой. Когда я просто красивая и не работаю — мне безопасно. Рисунок расположен на груди, и я хочу, чтобы окружающие видели, что я сегодня хочу до них донести».
Важно понимать: эта техника лишь констатирует актуальное состояние. В вашей власти осознать это состояние и принять взвешенное решение. На что я хочу направить сегодня свою энергию и страсть? Контакта с чем я хочу избежать, выбирая инфантильную фигуру котенка?
Возьмите карандаш и водите по бумаге
Для рисования нужно чуть больше направленного внимания и смелости. Это классическая арт-терапевтическая техника. Она позволяет диагностировать состояние клиента и скорректировать нежелательное поведение при необходимости. Но рисуночные техники хороши и для самостоятельного применения. Они помогают «выгрузить» накопившиеся эмоции и уделить внимание актуальной потребности, даже если она пока не осознана.
Вы замечали, как бессознательно рисуете фигурки или чиркаете на бумаге во время неприятного телефонного разговора, лекции, тягостного ожидания? Если вы так делали хоть раз в жизни, значит, уже знакомы с рисуночными техниками. Рисунки помогают нам выразить подавленные эмоции, а иногда и увидеть со стороны важную область жизни и осознать свою роль в ней.
Упражнение для психологической разгрузки
В процессе вы, возможно, заметите, что из хаотичных линий складываются фигуры: дом, цветок, вихрь. В этом случае дорисуйте их, придайте им более четкую форму. Такая техника не требует осмысления — психика совершает свою работу помимо цензуры сознания, «выпуская» накопленные эмоции. Но если вам важно разобраться, что за эмоциональное состояние вы «отпускаете», лучше проделать эту работу по окончании процесса.
Побить кулаками воздух: зачем в работе эмоции и что с ними делать
Рассказывает Леонид Кроль
Как отрефлексировать результат
Для этого нужно назвать свои ассоциации с выбранным цветом. Какой он для вас: спокойный, раздражающий, радостный, тревожный? Слова, которыми вы определяете для себя цвет, и означают ваше текущее состояние. Эмоции, которые вы по каким-то причинам не выразили естественным путем, нашли отражение в рисунке.
Если вам не удается назвать ассоциации для выбранного цвета, это говорит о сильном сопротивлении. Вы очень не хотите знать, что именно испытываете. Отнеситесь к этому процессу с уважением, достаточно того, то вы сумели выразить чувство на рисунке.
Можно сказать, что это упражнение — гигиеническая процедура для психики, которая помогает «очиститё» ее от застоявшихся переживаний. Его можно повторять регулярно или в качестве вспомогательной практики самопомощи для стабилизации эмоционального состояния.
Гадание на книге
Слышали о таком развлечении? А ведь это — тоже арт-терапевтическая практика. Возьмите с полки любую книгу. Задайте вопрос. А теперь назовите наугад номер страницы и строчки, откройте книгу и прочтите указанную строку. Это и есть ответ и зачастую удивительно точный.
Метафорические карты, которые применяют в работе некоторые психологи, работают по такому же принципу. Человек задает вопрос, вытягивает карту и — бинго! — «видит» ответ.
Всё потому, что в глубине души он уже знает, как ответить на этот вопрос, но пока не понял этого.
Вот реальный пример: молодая девушка Катя гадает на томике Блока. «Что мне мешает найти любовь?», — спрашивает она. И читает:
Все бросили, забыли всюду,
Не надо мучиться и ждать,
Осталось только пепла груду
Потухшим взглядом наблюдать…
Катя со слезами захлопывает книгу: «Это про Андрея!». Оказывается, она ещё не пережила расставание с прежним возлюбленным и, хотя прошло уже полгода, до сих пор чувствует, что связана теми отношениями. Ответ точный, но Катя сама расшифровала его, так как в глубине души уже знала причину.
Важно понимать: «настоящие» ответы получают только те, кто искренне и тщательно формулирует вопрос, то есть проводит работу по фокусировке своей проблемы.
Если вопрос задан правильно, то случайная фраза из книги «вытаскивает» из области неосознаваемого нужный ответ.
Как задать правильный вопрос
Сформулируйте его как можно точнее. Например, вопрос «Что мне делать?» — очень размытый и считать ответ скорее всего не удастся. Вот как сформулировать вопрос:
Выражение эмоций через текст
Если вы хотя бы иногда пишете посты в инстаграм или фэйсбук, то эта арт-терапевтическая практика вам знакома. В ваших силах сделать её более осознанной.
Создание текстов — такое же творческое занятие, как и рисование, а значит, оно точно так же «вытаскивает» наружу неосознанные процессы психики. Если сопротивление выражено слабо, то авторы, нашедшие свою эмоционально заряженную тему, ощущают азарт и радость от написания текста. И выгружают через писательскую практику застрявшие эмоции, заодно показывая их причины. Так работают личные тексты, которые публикуют в социальных сетях. Например, описывая свои впечатления от недавней аварии, рассказывая о предательстве друга или крупном выигрыше, человек не просто делится этим с другими людьми, но и снимает с этой темы напряжение, привыкает, адаптируется к своей реальности.
Часто между строк в тексте можно прочитать вовсе не то, что вкладывал автор, а исходная мысль не читается вовсе. Так проявляется сопротивление.
Чтобы не выпускать бессознательное на бумагу, авторы прибегают к целому ряду маскировочных приемов: это и избыток метафор, сравнений и вводных слов, которые перегружают материал, перескакивание с темы на тему, обильное использование неопределенных местоимений («кое-что», «кто-либо», «какой-то»), которые позволяют избежать прямого указания на человека, событие или чувство. Часто сопротивление и вовсе приводит к писательскому ступору — состоянию, когда очень хочется написать текст, но не можешь выдавить из себя ни строчки.
В книге «Пишите — не пишите» подробно описана техника, которая помогает выявить свою эмоционально заряженную тему и снять напряжение, выразив чувство через текст.
Как снять напряжение с помощью письма
Получив такое задание, большинство авторов обретает невиданную легкость пера. Те, кто только что не мог вымучить ни строчки, увлечённо строчат в блокнотах. В результате в тексте проявляется текущее состояние автора, его истинное настроение и подавленные эмоции. Такие тексты часто содержат обвинения, просьбы, страх, обсценную лексику.
Такой текст редко подходит для публикации в исходном виде и нуждается в бережной редактуре, а возможно и вовсе не предназначен для посторонних глаз. Однако он помогает снять творческий зажим, выявить важную тему, на которую автору интересно писать, и выгрузить «застрявшие» эмоции.
Три книги для саморефлексии:
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены
toxica666
Holistic
Nuk pu NETER. Nuk ast au neheh ertai-nef tetta.
5 рисуночных техник арт-терапии
1. Рисуночная техника «МОЯ ЖИЗНЬ, КАК. «
1. Сделайте на отдельных листах серию рисунков. (Подготовьте листы формата А4 и А3, краски, гуашь, карандаши). Рисуем то, что происходит сейчас, состояние на сегодня. Рисовать в любой последовательности.
Моя жизнь, как дорога.
Моя жизнь, как река.
Моя жизнь, как гора.
Моя жизнь, как огонь.
Моя жизнь, как игра.
2. Расскажите, что вы нарисовали? Что чувствуете, когда смотрите на свой рисунок? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (реки, горы, еды, огня, игры). Работаем сначала до конца с одним рисунком. Человек может описать так: «Дорога для меня- это путь к цели». А на рисунке изобразил дорогу, как в сказке, с тремя разветвлениями, типа, налево пойдешь, фиг с маслом найдешь.
Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни судя по этому рисунку?
Варианты ответа: нет у меня никакой цели сейчас, не знаю, куда мне идти, хоть куда пойду, что-нибудь потеряю и т.д. Итак, как соотносится ваше убеждение об образе с вашей жизнью, с тем, что происходит с вами? Или, о чем это в вашей жизни?
3. Посмотрите, сейчас на ваш рисунок? Что чувствуете? Что происходит в теле? Хочется ли что-нибудь закрасить, убрать или дорисовать? Если да, то даем рисунок и клиент вносит желаемые для него изменения. (нужно иметь в наличии белую гуашь). Коррекция происходит в настоящем времени. Обычно после внесения изменений в рисунок, даже небольшой детали, происходит быстрая внутренняя метаморфоза. Клиент закрасил ответвления от дороги, оставив центральную, в перспективе сверху нарисовал дерево и сбоку нарисовал автозаправку и шашлычную.
4. Просим теперь клиента рассказать по рисунку, что такое его жизнь, как дорога (река, гора, еда, огонь, игра)? Например, рассказ может звучать так: «Моя жизнь – это прямая дорога, асфальтированная, не сильно широкая, но и не узкая, движение на ней в обе стороны. Это дорога из одного города в другой. На ней есть места, где можно заправить автомобиль, перекусить и отдохнуть. После этого можно спокойно ехать дальше. Мне нужно туда, где виднеется дерево. Там цель моей поездки. Я его вижу и мне спокойно и радостно, что до него осталось совсем немного. В теле легкость».
(Обратите внимание на последовательность исполнения рисунков и на формат бумаги. Что в приоритете, судим по символу. Обращаем внимание на чувства и ощущения в теле во время беседы по рисунку. В принципе, кто знаком с арт-терапевтическими методами, знают, что с этим материалом делать для диагностики).
Всем, кто хоть немного имеет представление о символике, будет легко провести это упражнение. Информации об актуальном состоянии предостаточно. Бессознательное просто радостно делится с вами на понятном ему языке. Коррекция происходит на ваших глазах.
Автор: Елена Ромашкина
2. РИСУНКИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ
Назначение и приоритетные цели:
• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса — оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;
• «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;
• психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;
• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;
• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;
Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.
Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.
Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.
Этап индивидуальной работы (разработка темы)
• Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).
• Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.
• Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.
Этап обсуждения и рефлексивного анализа
Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.
Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.
Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.
В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы — перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.
Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.
Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.
Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала.
Источник: Оксана Роздорская
3. Упражнение для работы с личными границами «КАРТА МОЕЙ ЖИЗНИ»
«Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.
А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад?
И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:
Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением» и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.
Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям
Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять?
А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные)
Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них компании…
И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве»
Автор: Валяева О. «Личные границы. Беречь и охранять»
4. Арт-терапевтическая техника «РИСУНОК В КРУГЕ»
Техника очень хорошо работает на первой консультации, в ситуации сложности формулирования запроса, размытых ожиданий клиента.
Для работы необходим набор разнообразных изобразительных материалов: бумага разного формата, карандаши, фломастеры, пастель, акварельные краски, гуашь.
1. Предлагаем клиенту расслабиться, сконцентрироваться на своих ощущениях здесь и сейчас, и нарисовать на листе круг такого цвета, размера, какой захочется именно в данный момент.
2. Затем – заполнить его рисунком.
3. Далее обсуждаем рисунок, актуализируем мысли, чувства, ощущения. Уточняем: менялось ли состояние в процессе рисования? Хочется ли что-то изменить. При необходимости – клиент корректирует рисунок – дорисовывает, закрашивает, стирает и т.д.
Конечно же, рисунок несет в себе определенную диагностическую информацию. Как и при анализе проективных методик обращаем внимание на размер круга, его размещение на листе, толщину линий, наличие или отсутствие цвета и др. Однако, терапевтический подход предполагает, прежде всего, не интерпретацию рисунка, а следование за эмоциями и ощущениями клиента. Важно, что он видит, как воспринимает свое произведение.
Можно применять рисунок в круге и в групповой работе. Вначале каждый рисует на большом общем листе свой круг, затем совместно заполняется пустое пространство. Процесс может иметь мощнейший ресурсный эффект, но иногда может спровоцировать выброс негативных эмоций.
Наиболее ценно в этой методике – возможность здесь и сейчас проработать ситуацию, скорректировать в нужном направлении.
Автор: Ирина Шуликова
5. Техника «КАРТА ЦЕЛЕЙ»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
муниципальное бюджетное учреждение г. Мурманска
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»
(МБУ г. Мурманска ППМС-Центр)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Занятие с использованием арт-терапии»
Занятие с использованием арт-терапии
для детей 4-5 лет с ТНР
Тема «Карта моего тела»
педагог-психолог МБУ г. Мурманска ППМС-Центра
Попова Ксения Николаевна
Цели: Развитие эмоциональной составляющей личности: творческих способностей ребенка, познавательного интереса, формирование основ самоанализа.
— Идентифицировать себя со своим телом;
— Учить выделять себя среди других;
— Снимать психоэмоциональное напряжение.
Материал и оборудование :
— карандаши, мелки, краски, пластилин, листы бумаги А3;
— магнитофон, музыка для релаксации.
2. Релаксация «Путешествие по телу».
3. Арт-техника «Карта моего тела».
П.: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Обнимите соседа слева и прикасаясь друг-другу, обращаясь по имени скажите: «Я рад тебя видеть, … «
(дети здороваются друг с другом)
Что вы чувствовали, когда обнимали друг друга?
Что вы испытываете, когда слышите «Я рад тебя видеть»?
( Участники делятся своими чувствами, ощущениями )
Беседа «Мое тело – это я…»
П.: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться друг с другом и с самим собой. На нашей планете живут миллиарды людей. Люди отличаются друг от друга цветом глаз, волос, цветом кожи. Кто-то светлокожий, кто-то темнокожий. Люди бывают высокие и низкие, полные и худые. Присмотритесь к себе.
Ребята, каждый человек индивидуален. Но нас всех объединят то, что у каждого из нас есть тело. Какое оно? Давайте с ним познакомимся.
( Участники рассуждают и высказывают свои мнения)
П.: Что тогда может произойти с человеком? Изобразите, как гуляют ваши ноги; как рисует ваши руки; как спит ваше тело.
( Участники изображают и высказывают свои мнения)
(При показе отдельных движений остальные части тела участи в них не принимают.)
П.: Как вы себя при этом ощущаете?
Релаксация «Карта тела»
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по собственному телу и познакомиться с ним поближе.
Лягте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.
(Участники ложатся на коврик на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены)
Дальше твой путь лежит в абсолютно другое место. Оно похоже на зону постоянных стихийных бедствий. Это область боли. Найди на своем теле область боли и нарисуй в воображении образы, которые она у тебя вызывает. Может быть, это место землетрясений или извержений вулкана, засухи или наводнения или что-то иное. Как как часто они напоминают о себе?
А теперь представь свое тело в виде карты. Мысленно окинь ее своим внутренним взором, запомни ее и приготовься перенести все увиденное на лист бумаги.
Арт-техника «Карта моего тела»
Ребята, перед вами лежат краски, карандаши, мелки и пластилин. Используйте то, что вам хочется. Нарисуйте карту своего тела, расскажите о том, что и где у вас находится.
— Где в твоем теле уголок любви?
— Есть ли в твоем теле область стихийных бедствий?
— Как часто эта область напоминает о себе?
— Где область удовольствия и радости?
Наше тело всегда дает нам знать о том, что хочет внимания и заботы. А вы в свою очередь можете подойти к маме с папой, к бабушке с дедушкой и рассказать, что хочет ваше тело, т.е. что хочется вам. Может что-то болит и о вас надо позаботиться взрослым. Или вам хочется просто прикосновений, чтобы погладили и обняли.
П.: Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Расскажите, что нового вы сегодня узнали о себе, о своем теле? Расскажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось.
(Участники обмениваются впечатлениями.
Каждому ребенку предоставляется возможность рассказать, что ему больше всего запомнилось, понравилось)