Артхаус что это такое простыми словами
Как понимать артхаус. Ответ в шести карточках
Отвечаем на самые «стыдные» вопросы о том, что такое артхаусное кино, почему его скучно смотреть и на каких фильмах можно потренироваться.
Я часто слышу термин «артхаус», но никак не могу уловить, что он значит. Это стыдно?
Нет. Строгого научного определения «артхауса» вообще не существует, а границы термина максимально размыты. Так, например, артхаусом часто называют фильмы, рассчитанные не на широкую аудиторию. В этом случае используется, пожалуй, самое расхожее толкование — «не для всех». Но под этот критерий собирают и фестивальное кино, и экспериментальные картины, и вообще каждый иностранный фильм не на английском языке. Кто-то еще включит в список артхаусного все малобюджетное кино в мире. Но определенности от этого не добавится.
Ок. А откуда взялось это понятие?
Все началось в 1940-е гг. в США. Артхаусом тогда называли кинотеатры, репертуар которых состоял из всего того, что нельзя было увидеть в обычных кинотеатрах: это и классические довоенные голливудские ленты, и радикальныхе киноэксперименты, а еще фильмы иностранного (не американского) и местного независимого производства. Главный критерий отбора — непривычность, редкость фильма. В основном это достигалось за счет простого метода — отказа в историческом контексте: репертуар артхауса должен был сравниваться только с текущим кинопроцессом. И тогда какой-нибудь вырванный из контекста Первой мировой войны «Кабинет доктора Калигари» (1920), оставшийся ожидаемо далеким и непонятным для зрителей 60-х гг., позволял этим зрителям списать его непонятность (то есть ту самую «непривычность») на присутствие ценного художественного качества.
Допустим. А как все это связано с современностью?
В двух словах: артхаусы исчезли, а слово, обозначавшее их репертуар — «арт-кино», осталось. Вся эта история с артхаусами сформировала новый способ восприятия кино: современного или ушедших эпох — неважно. Отныне непонятность отдельных моментов фильма становится сигналом не для судорожного поиска контекста (в каких социально-политических условиях фильм был создан), а для поиска особой художественности. В конце концов, искусство кино или нет?
Ну ладно. Про высокохудожественность, наверное, ясно. Но дайте что ли хоть какие-то критерии арт-фильма?
Американский киновед Дэвид Бордуэлл говорит, что основной признак любого арт-фильма — это его непохожесть на классическое голливудское кино. Если сюжет в голливудских фильмах всегда действует по формуле «причина — следствие» или «проблема — решение», то арт-фильм отличается большими пробелами в сюжете, где далеко не на каждое «почему?» дается ответ. Для артхауса более характерно приближение к фиксации потока существования. Отсюда и скука, которую часто вызывают такие фильмы.Вспомним для примера картину И. Бергмана «Земляничная поляна» (1957). Вместо того, чтобы четко обозначить источник экзистенциального кризиса главного героя, автор предлагает зрителю лишь серию неопределенных воспоминаний и сновидений. В противовес такому нелинейному повествованию арт-фильма, где герой пассивно скользит от одной ситуации к другой, персонаж голливудского фильма всегда мчится по прямой к разрешению главного конфликта ленты.
Ага, то есть нужно просто понять, голливудский передо мной фильм или нет? Звучит легко.
Нет, и тут не все просто. Уже в рамках деления на голливудские и артхаусные фильмы возникает такое гибридное понятия, как, например, голливудский артхаус (или еще его называют «артстримом» — от слова «мейнстрим»). Эти фильмы стоят одной ногой в мире авторского кино, а с другой стороны — это такие большие проекты с голливудским бюджетом и серьезными сборами. Попробуйте доказать, что «Криминальное чтиво» (1994) К. Тарантино — это однозначно артхаус или не артхаус!
Ладно. Вы там про скуку говорили. На днях я посмотрел артхаус и мне не понравилось. Что делать?
Во-первых, запомните, что арт-фильм можно отличить от всех других еще и по роли зрителя. Артхаус требует активного просмотра, а тот же голливудский блокбастер поощряет пассивную аудиторию. Проще говоря, артхаус всегда спрашивает зрителя, что тот думает, а не говорит ему, что думать.Во-вторых, вспомните про артхаусы 1940-х гг. Если изначально главная особенность арт-фильма в отсутствии какого-либо конкретного контекста, значит у просмотренного вами артхауса есть возможность быть вписанным в любой контекст, интересный вам. Поиграйте со смыслами, подставьте на место, которое осталось необъясненным, ту или иную жизненную ситуацию, искусствоведческую проблему или даже философскую теорию.
А на чем я могу потренироваться?
Попробуйте посмотреть фильмы Карла Теодора Дрейера, Ингмара Бергмана или, например, Апичатпонга Вирасетакула — с ними не прогадаете. Если же вспомните, что артхаус может быть не только определенным видом фильма, но еще и способом просмотра кино, то тренируйтесь на всем подряд.
Артхаус
Capolavoro — пародия на артхаус в GTA V
Артхаус (или арт-хаус, от англ. art house — буквально «дом искусства», а по смыслу «художественный кинотеатр») — кинематографический жанр, характеризующийся большим процентом вывиха мозга, философии и размышлений режиссёра о вечном. Изначально не рассчитан на массового зрителя, зато очень любим всякими кинофестивалями, типа Каннского и Венецианского (один из поджанров артхауса так и называется — фестивальное кино). Любит эксплуатировать темы этнических и сексуальных меньшинств, «маленького человека», экспериментировать с формой, поднимать экзистенциальные вопросы, адаптировать на экран спорные литературные произведения и другими способами не давать зрителю расслабиться в удобном кресле с попкорном и кока-колой. К облегчению широких масс, обычно показывается в специальных артхаусных кинотеатрах, а в массовых — один-два сеанса пару раз в неделю в неудобное время, если показывается вообще.
Типа я Тарковский — подтроп артхауса, при котором в артхаус, полный духовности и символизма, превращают основу, которая им, по идее, быть не должна.
Содержание
Да что ты такое? [ править ]
Изначально так вообще назывались американские кинотеатры, крутившие «высокохудожественное» кино с ограниченным спросом, особенно европейское (московский кинотеатр «Художественный», можно сказать, именно что такой «арт-хаус» даже по названию). Кстати, похожие кинотеатры, крутившие полный трэш, назывались «грайндхаус», и нередко это были одни и те же кинотеатры. Потом так стали называть фильмы, которые тут крутят. При этом многие из них у себя на родине считались вполне себе мейнстримом (например, работы Куросавы), а «артхаусом» вдруг стали только в Америке.
Границы артхауса довольно размыты. Но можно попробовать выделить несколько основных составляющих.
Так что из этого артхаус? Спорить можно бесконечно, но проще всего считать так: если фильму подходит сразу несколько таких определений — его смело можно называть артхаусом.
Это плохо? [ править ]
Как и любой жанр, не хорош и не плох сам по себе.
Из плюсов — артхаусные фильмы, как правило, менее шаблонны. Хотя и тут есть свои штампы — например, делать всё ме-е-едленным или чёрно-белым, потому что именно такое кино критики считают «серьёзным». Но для того, кто устал от голливудских штампов, это действительно глоток свежего воздуха. Кроме того, многие артхаусные режиссёры, не имея крутых спецэффектов, стараются хотя бы сделать картинку красивой саму по себе — снимают красивые пейзажи и интерьеры, красивых женщин в красивых платьях и без них…
Ну и главное — артхаус бывает разный. Самым лютым артхаусом можно назвать «Трудно быть Богом» Алексея Германа, бессюжетная, наполненная грязью, дерьмом, противным звуковым сопровождением — адская вакханалия, так еще и длящееся 3 часа (. ). Также мозговыносящий авангард, вроде работ Ходоровски, тошнотворные фильмы-пощёчины какого-нибудь Белы Тара или Светланы Басковой (хотя с её работ можно и поугарать). Но в то же время есть вполне популярное эстетское кино Джима Джармуша, Стэнли Кубрика, Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана и старых французских режиссёров, которое отпугнуть может разве что медлительностью.
Значимые режиссёры артхауса [ править ]
Примеры артхаусных фильмов [ править ]
Штампы артхауса [ править ]
Неофиты, впервые приобщившиеся к высокохудожественному кино, поначалу считают, что оно-то свободно от штампов этого вашего Голливуда и открыто любому творчеству. Нет, от голливудских жанр и правда свободен, зато полон своих, которые начинаешь замечать, если смотришь такие фильмы часто. Штампы встречаются не во всех артхаусных фильмах, но встречаются часто.
Что такое артхаус?
Сейчас артхаусом называют все, что угодно, от музыки до театральных постановок, если ни к одному другому жанру отнести не получается. Но, на самом деле, это жанр кино, правда, с весьма расплывчатым определением.
Термин артхаус («дом искусств») появился в США в начале 40-х годов прошлого века, когда начали работать кинотеатры, показывавшие довоенную классику, снятую в Голливуде, иностранные фильмы, и местные малобюджетные картины. Но сейчас это уже нечто совсем иное.
В целом этим словом можно определить кино, снятое не для широкого потребителя. У артхауса есть ряд отличительных черт: малобюджетность, взгляд на проблемы общества, нацеленность на небольшую аудиторию, нелинейное повествование, но ни одна из них не является решающей.
Обычно в таких фильмах кинематографисты находятся в поиске новых форм художественной выразительности, поэтому они по большей части рассчитаны на тех, кто уже воспринимает кинематограф как искусство и готов подумать над содержанием.
Также есть и взгляд на артхаус как на кино, в котором у героя конфликт не внешний, как мы привыкли (с режимом, инопланетянами или определенным антигероем), а с самим собой, разрушительными желаниями и мыслями.
Нередко слово «артхаус» используют как ругательное, имея в виду кино-эксперименты, абсолютно непригодные для просмотра.
Японский кинорежиссер Такеши Китано метко заметил, что в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм «Мстители».
Что такое артхаус
Прокатчик СЭМ КЛЕБАНОВ объясняет, почему самое любимое слово российских киноманов почти лишено смысла
Читать!
Есть несколько разных определений. Одно, например, дает журнал Variety в своем Slanguage Dictionary: артхаус — это неанглоязычное и не мейнстримовское независимое кино, которое идет в специализированных кинотеатрах. Такое вот широкое определение, скорее из области кинопроката, индустрии, чем искусствоведения. Те же, кто пытается определить артхаус исходя из художественных особенностей фильмов, составляют целые списки условий, при соблюдении которых кино считается артхаусом — то есть искусством, а не циничным проектом по зарабатыванию денег.
Этих признаков очень много, но ни один из них не является решающим. Пример: говорят, в мейнстримовском кино история — линейная, а в артхаусном — сложная, запутанная, нелинейная, в ней часто перепутаны местами прошлое и настоящее. Да, такое бывает, но есть и очень простые, линейные артхаусные истории — «Гавр» Аки Каурисмяки или почти все фильмы братьев Дарденн. Не скажешь, что в них нет сюжета.
Сейчас придумали еще один отличительный признак артхаусного кино — в нем, мол, обычно речь идет о конфликтах, обусловленных текущими политическими событиями или социальными проблемами, это кино, которое отличается особой симпатией к самым обездоленным, к социальным низам — как это происходит в «Розетте» или в фильме «Дитя». Опять же это нельзя назвать универсальным определением — кино о страданиях молодого аристократа вполне может быть артхаусным. Нельзя сказать, что в фильме Франсуа Озона «Бассейн» речь идет о социальных низах. Или в фильмах Висконти. Или в «Опасном методе» Кроненберга — там персонажи тоже вполне обеспеченные люди. В общем, все это не работает.
Читать текст полностью Я бы раскрыл понятие «артхаус» так: это кино, где определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир, пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает, как к произведению искусства. Оно может и не получиться: артхаус — это не всегда знак качества. Это просто указание на то, что люди пытались как-то по-особенному сказать о чем-то важном.
Из-за того, что артхаус настолько разнообразен, очень сложно представить себе и типичную артхаусную публику. Например, «Теорема» Пазолини явно апеллирует к достаточно узкой интеллектуальной прослойке, к людям, которым интересно разгадывать загадки, копаться в переплетении сложных смыслов. С другой стороны, то же «Дитя» братьев Дарденн или, например, фильм Ханы Махмальбаф «Будда рухнул от стыда» настолько просты, что не требуют от публики никакой подготовки. Они рассчитаны на любого зрителя, который тем или иным образом попал в кинотеатр. Когда я смотрел «Будда рухнул от стыда» в Риме, там ползала было детьми, которых привели на фестиваль из окрестных школ. Они все смотрели очень внимательно и очень эмоционально, было видно, что это кино — для них. Поэтому, когда мы говорим, что «артхаус — это кино не для всех», мы больше говорим об ожиданиях аудитории и поводах, по которым она идет в кинотеатр. Понятно, что в Москве на артхаусное кино выбирается достаточно специфическая публика.
Кино, которое считается мейнстримом в одной стране, может превращаться в артхаус в другой. Так, например, произошло с фильмами Лукаса Мудиссона Fucking Åmål и «Вместе». Каждая из этих картин становилась дома главным прокатным хитом года. «Вместе» шел первым в топе 10 самых прибыльных фильмов года в Швеции, а вторым шел «Гладиатор», и между первым и вторым местами разрыв был больше, чем между вторым и десятым.
Так называемая широкая аудитория артхаусное кино просто изначально не выбирает, она идет на фильмы, которые не требуют от зрителя никакой ответной работы, которые дают чистое, незамутненное развлечение. Но и большинство артхаусных картин тоже общаются со зрителем на уровне чувств, они не вводят никаких особенных образовательных цензов. Тут уместно вспомнить слова Ингмара Бергмана, который как-то сказал, что его фильмы должны взаимодействовать со зрителем эмоционально, а не интеллектуально. Поэтому если человек уж забрел на артхаусный фильм, то, как правило, он там для себя что-то находит. Прекрасную короткометражку об этом, кстати, сняли братья Коэн для альманаха «У каждого свое кино» — это новелла о ковбое, который забредает на фильм Нури Бильге Джейлана «Времена года» и выходит совершенно потрясенным.
<-tsr->То есть мы тут опять возвращаемся к определению индустрии: можно сказать, что артхаусное кино — это то кино, которое идет в кинотеатрах и залах, называющих себя артхаусными. Но сегодня и это определение будет размытым. Укрупнение сетей, появление мультиплексов тоже стирает эту грань. Часто артхаус показывают через стенку от голливудского блокбастера.
Исчезнет ли термин «артхаус» в будущем в связи с новыми каналами распространения контента? Не думаю. Скорее наоборот: чем больше свобода выбора, тем больше нужда в ярлыках и метках, маяках и указателях. И таких ярлыков будет все больше: понятие артхауса будет дробиться, будет появляться «экстремальный артхаус», «интеллектуальный артхаус», такой артхаус, сякой артхаус.
Что такое артхаус? Определение и происхождение термина
Обратимся к истории
Традиция фильмов артхаус берет начало еще в 20-30-х годах XX века. Тогда среди режиссеров зародилось мнение о том, что кино нужно разделять на массовое и элитарное. К первой категории относились фильмы развлекательного характера, приключения, драмы и мелодрамы, не рассчитанные на высокоинтеллектуальное восприятие. А вторая категория подразумевала развитую и прогрессивную, но немногочисленную артхаусп ублику. Большая часть зрителей рассматривает кино именно как развлечение или способ проведения досуга, но не как искусство. Этим как раз и обусловлен тот факт, что фильмами артхаус интересуется так называемая нишевая публика, т. е. люди с должной подготовкой и знаниями в области киноискусства.
Специфика термина
Однозначно ответить на вопрос «Что такое артхаус?» нельзя. В общем понимании это, как уже было сказано выше, жанр кинематографа. Однако в 40-е годы в Америке артхаусами называли места, где собирались зрители для просмотра классического довоенного национального кино, а также зарубежных лент независимого производства. Поэтому нельзя рассуждать о том, что такое артхаус, рассматривая вопрос только с одной стороны.
Также, во избежание путаницы, стоит отметить, что в западных странах фильмы подобного стиля принято называть термином “арт-кино”, что существенно упрощает категоризацию.
Артхаус и стереотипы мышления
К сожалению, к фильмам артхаус сейчас причисляют многие классические картины (которые 30-40 лет назад были массовыми), фильмы трэш (только потому, что они являются низкобюджетными или вообще безбюджетными), инди-комедии (которые также снимаются на цифровую камеру группой инициативных, творческих, но непрофессиональных в области кино людей). Артхаус же предполагает высокое качество при небольшом бюджете. Да и актеры в фильмах данного жанра снимаются довольно известные.
Также часто можно увидеть в аннотациях такие фразы как “артхаус с элементами хоррора” или любого другого жанра. Подобные фильмы не являются представителями данного стиля, т. к. рассчитаны они фактически на массовую публику, которая интересуется жанром ужастиков. Но элитарным такое кино точно назвать нельзя.
Истоки жанра и первые режиссеры
Для того чтобы достаточно ориентироваться в том, что такое артхаус, стоит ознакомиться с историей возникновения данного стиля.
Как сказано выше, артхаус зародился еще в начале XX века. Режиссерами того времени были Дэвид Гриффит, Жан Кокто, Сергей Эйзенштейн. Эти фигуры считаются родоначальниками языка кино.
В 20-30-е годы на артхаус оказывают влияние фильмы Франции, Испании и Германии. Этот период можно назвать становлением в некотором смысле. Именно в эти годы Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создают общество фильмов в Англии, которое считалось столь значимым, сколько и фильмы немецкой киностудии Universum Film A.G., а также новый стиль монтажа в советском кино.
Также, в Испании появляются работы Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля.Они рассматривали кино как жанр изобразительного искусства, тем самым расширив рамки возможности использования различных средств при создании картин.
Артхаус в послевоенные годы
К началу 50-х Америка была пресыщена массовым кино, поэтому зрители стали снова возвращаться к жанру артхауса.
К 60-м годам в США термин “артхаус” стал означать не только элитарные, но и документальные, короткометражные, экспериментальные киноработы. Также именно в эти годы появляется много фильмов артхаус с элементами откровения. Такая категоризация была и остается спорной, поскольку многие критики причисляют подобные картины к жанру порнофильма.
Современный артхаус
Как отличить арт-фильм?
Не всегда в аннотации к фильму указывается, что он принадлежит к жанру арт-кино. Но, зная, что такое артхаус, можно самостоятельно понять, относится ли картина к данной категории. Приведем несколько отличительных черт стиля:
связь с другими жанрами;
фильмы, не выходящие в крупный прокат;
небольшой бюджет, но высокое качество.