Асата это что значит у осетин

Джеоргуба: как отмечают главный осетинский праздник

Начинается Джеоргуба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не просто так отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи.

Асата это что значит у осетин. 3abbd4321ec0787f41e1b6d2927acd08839cc3e2. Асата это что значит у осетин фото. Асата это что значит у осетин-3abbd4321ec0787f41e1b6d2927acd08839cc3e2. картинка Асата это что значит у осетин. картинка 3abbd4321ec0787f41e1b6d2927acd08839cc3e2.

Фото: Константин Фарниев

Асата это что значит у осетин. caaaf043754417983f77355a37160e474fed6713. Асата это что значит у осетин фото. Асата это что значит у осетин-caaaf043754417983f77355a37160e474fed6713. картинка Асата это что значит у осетин. картинка caaaf043754417983f77355a37160e474fed6713.

Фото: Константин Фарниев

— Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый — праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуба. В образе Уастырджи следует видеть осетинское божество. Люди, которые отождествляют его со святым Георгием, глубоко ошибаются. Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, этнограф Людвиг Чибиров. — Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, ростом высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них.

Нередко в эти праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими.

Празднование Джеоргуба начинается с жертвоприношения. Именно в воскресенье мужчины режут животное — быка или барана. В народе этот день так и называется — день закалывания быка. Такой обычай сохранился и в наши дни, но жертвенных животных теперь обычно забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра. Их принято подавать на стол в вареном виде.

Источник

Асата это что значит у осетин

Так начинали свои повествования сказители. Как видно из текста здесь изложена примерная концепция зарождения мира. Думаю интересно будет нашей молодежи знать, как это себе представляли наши предки.

Далее обратим внимание на вопрос о сотворении человека. Поэтому из повествования о сотворении мира мы выделим лишь один эпизод: «Рухсы *ндэрг фœрдыгау цэхэртэ ацагъта *мэ арвэй фесхъиудта зынджысталфэн. Æмэ куы *рхаудта, уэд сау фэнык фестади зэххыл. Хуыцау ысфэлдыста уыцы эрвон арты сыгъдонэй Нарты». ( Блестнув подобно драгоценному самоцвету, с неба сорвалась огненная звезда. Когда она упала то все вокруг оказалось в черном пепле. Господь создал из остатков этого небесного огня, Нартов.) Это к вопросу о появлении Нартов.
Теперь о народах живших до Нартов. «Сотворив мир Бог решил создать людей. По Его велению на земле появились уадмиры. Были это люди огромные и сильные, в ущельях они не помещались, земле их было трудно выдержать.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за уадмирами камбада – умом и силой на уадмиров похожие, а ростом невысокие, не выше нынешних десятилетних детей. Слишком маленькие оказались камбада для жизни на земле.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за камбада гамеров, но и они оказались слишком велики и ростом и силой.
И еще триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за гамерами гумиров.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за гумирами новый народ Нартов, и удались они ему, ростом и силой были под стать земле». (Нарты. Осетинский героический эпос. Книга2. С.6. Москва. Наука,1989)
Это один из первых кадагов осетинского нартского эпоса. Как видим, содержание эпоса не совпадает с официальной точкой зрения христианства на проблему происхождения человека. Не соответствует она и библейской версии о едином Боге. Ведь с точки зрения сторонников аврамических религий идея единого бога зародилась в среде израильского народа. И официальной причиной борьбы христиан с «устаревшими», «языческими» взглядами осетин, является многобожие их традиционных (мифических) верований. Но есть мнение, упреждающее мою наблюдательность о том, что идея «единого Бога» возможное заимствование из христианства. Поэтому не будем торопиться с выводами, а продолжим наш анализ текста дальше. Для этого мы приведем текст с аналогичной темой из Библии. «И создал Бог: зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю и над всеми гадами пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1;25,26,27). Как мы видим, взгляд христиан и творцов Нартского эпоса на проблему появления человека различен. В осетинском варианте Нартского эпоса говорится о существовании предшественников человека современного вида (уадмиры,комбады). Библия не учитывает процесса эволюции и исходит из того, что человек появился в результате божественного творческого акта сразу и в совершенном виде по образу и подобию Бога. На этом основании мы можем утверждать, что христианство не оказало никакого влияния на представления наших предков по данной проблеме. Кадаг о сотворении людей возник независимо от христианской концепции появления человека. Соответственно и идея единого Бога у осетин возникла вне зависимости от христианства.
Нартовский вариант сотворения человека, вызывает интерес и в силу некоторых других причин. Так с точки зрения археологии и антропологии появлению современного человека (Homo sapiens) предшествовали существа с иной внешностью, отличавшиеся от людей нынешних умом и силой. Нам известно, что древними обитателями Земли были: питекантропы, архантропы, синантропы, неандертальцы, и лишь после них появился современный человек.
Совершенно очевидно, что достижения современной науки, и взгляды наших предков на эту проблему не противоречат друг другу. Откуда же эти знания могли появиться в недрах столь архаичной культуры, в среде, в которой зарождался нартский эпос? Если Библейские истории можно приписать воображению, то к чему привязать столь точное отражение действительности в нартском эпосе? Здесь есть о чем задуматься.
…Но мы не будем отдавать свои мысли полету воображения и продолжим анализ следующего по хронологии текста нартского эпоса.

Исследование произведено при активном участии кандидата философских наук Цораева З.

Кадаг о Сэуэссе являет нам происхождение еще одного обычая последователей древнеиранских верований: обращение к Богу через посредство огня. Мы видим из кадага, что именно Бардуаг Огня явился инициатором появления Нартов. Он же явился и посредником при разговоре Сэуэссы с Богом. Это и есть мифологическое объяснение происхождения обычая молитвы через посредство огня. «Хур –Артхурон, Хуыцаумэ цэуэг дэ, уэлэмэ хорз хабэртэ фэхэс, фэстэмэ нын хорз арфэтэ ракэн!» (Хур – Артхурон (Солнце-Огонь Солнцевич- культовое название огня), ты вхож к Всевышнему. Будь там добрым вестником, возвращайся к нам с благословением.) (Памятники народного творчества осетин.ИР 1992г. стр.51). Этот обычай дал повод называть древних иранцев огнепоклонниками, но не помешал христианам взять его на «вооружение». Все мы знаем о христианском обычае молитвы при свечах, который был заимствован из древнеиранских обрядовых традиций, и не имеет объяснения в собственно христианской мифологии.

Уэд та иубон ысфэндкодта Сэуэссэ цуаны фэцэуын. Бирэ фэхатти
хэхты ‘мэ кэмтты, фэлэ иунэг сырдыл дэр нэ сэмбэлд. Тынг ныффэллад,
эмэ иуран доныбыл афынэй. Уэд фурд эрбафэйлыдта, уылэнтэ йэ хэрдмэ
фехстой Сэуэссэйы ‘мэ фехъал. Кэсы, эмэ иу урс саг цъитидон нуазы.
Сэуэссэ йэм фэкасти ‘мэ дзуры йэхинымэр: «Ай эххормагэй куы
сэфын. Нэй йын ацы сагэн энэ амаргэ».
Фат ыл фэкодта, фэлэ саг йэ гуыбыныл ахуыссыд. Эмэ йэ сэрты
батахти фат. Дыггаг фат фехста Сэуэссэ. Саг фэгэпласта, эмэ йэ
бынты батахти фат. Эмэ саг йэхицэн энцад-энцой араст.

Олень в знаменитом скифском зверином художественном стиле занимает очень видное место. Если вы обратили внимание то, в указанном отрывке, в одном случае олень подпрыгивает. а в другом приседает для того чтобы увернуться от стрелы Сауассы. В обоих случаях олень поджимает ноги. Олень с поджатыми ногами был излюбленным изображением наших предков. Возможно этот сюжет и вдохновлял древних художников. Из дальнейшего текста мы увидем что олень встретившийся Сауассе окажется женщиной из донбетыров. Она научит его как сосватать её дочь. Таким образом изображение оленя являлось тотемным и означало изображение праматери. Скифы называли её Арьямад, у Геродота она упоминается как Армайти. Почитание праматери и её тотема у скифов было настолько высоко, что некоторые из скифских племен носили имя тотема Саки (Шакьи) (с осет. олень). Напомню, что основатель буддизма Гаутама Шакьямуни происходил из скифского племени Шакьев (БЭС.Москва.»Советская энциклопедия»1989г. стр.175). По легенде на его проповедях наряду с учениками присутствовали и олени. Саки оставили свой след и в Крыму где их именем назван город Саки.

При ближайшем рассмотрении Нартского эпоса с точки зрения теологии, коренным образом меняется наша оценка наследия прошлых поколений и роли духовного наследия нашего народа, в формировании ранних цивилизаций. Здесь я не оговорился. Дело в том, что в появлении такой мировой религии как Буддизм, связано имя Гаутамы Шакьямуни, скифа по происхождению. Современные ученные давно заметили, что учения христианства и буддизма во многом пересекаются. В связи с этим были даже выдвинуты новые версии об обучении Иисуса в Индии или даже в Тибете. Но на наш взгляд точки соприкосновения этих учений уместнее искать в осетинских источниках, т.к. во-первых устные традиции в Осетии на удивление хорошо сохранились, а во-вторых на эту связь напрямую указывают и научные археологические исследования. Сегодня никто уже не может отрицать влияние древнеиранской в частности скифской культуры на формирование индийской, ближневосточной и европейской цивилизаций.
Предвижу, что при чтении этой статьи может возникнуть недоуменный вопрос: О каком истинном религиозном учении идет речь в осетинской устной традиции? И действительно ведь в эпосе мы не имеем ничего такого, что нам могло указывать здесь на наличие привычного нам религиозного учения. Под религией мы привыкли понимать нечто вроде заветов и наставлений, но ничего подобного в эпосе нет. Дело в том, что именно своды правил и законов, заветов и наставлений наши предки считали элементом несовершенства учения. Так в чем же истинность и смысл учения переданного Богом человечеству через Сауассу, нам же через Нарты кадджыта, и обычаи предков? Об этом, мы расскажем далее.

Даурбек Макеев

Асата это что значит у осетин. 1238598246 gerb. Асата это что значит у осетин фото. Асата это что значит у осетин-1238598246 gerb. картинка Асата это что значит у осетин. картинка 1238598246 gerb.

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее.

Источник

Несколько фактов об Осетинах

Всем привет, я тут новенький и прошу не судить строго, это мой первый пост, хотя я часто читаю публикации на пикабу но сам сделал впервые, прошу оценить, на комменты не отвечу, мне пока важно мнение и ваши плюсы или минусы. Если буду ошибки, напишите. И так начнем

Несколько фактов об Осетии и осетинах:

1) Территория Осетии составляет 11 950 км².
Это больше чем некоторые страны и государства, такие как, например, Лихтенштейн (160,4 км²), Сан-Марино (61 км²), Тувалу (26 км²), Науру (21 км²), Мальдивы (298 км²) и т.д.

2) Население Осетии составляет 766,512 тыс. человек на момент 2017 г.
Из них примерно 535,000 тыс. человек являются осетинами, которые составляют 80% от всего населения.

4) Осетинским языком владеют 530, 000 – 580,000 тыс. человек в мире.

5) Осетинский язык является наследником скифского, сарматского и аланского, как и сами осетины.

6) Осетинской письменностью выступает кириллица, хотя в некоторых зарубежных диаспорах и общин практикуют латиницу.

7) Осетины многоконфессиональный народ.

8) Осетины преимущественно носители гаплогруппы G2a1, которую нередко обнаруживали в захоронениях донских алан и языгов (сарматов).
Сегодня эту гаплогруппу можно обнаружить на Кавказе, а также в Италии, Испании, Казахстане, Иране, Франции, и в меньшей степени центральной Европе.

9) Близкие народы осетинам (лингвистически или генетически) являются ясы, памирцы, ягнобцы, персы, таджики, талыши, курды, адыги, сваны и балкарцы.

10) Осетины и их предки считаются приверженцами древнего монотеизма, веруя в единого высшего Бога, творца мира (Хуыцау).

11) Вторым названием Осетии выступает Алания.

12) Аланы – греческий и латинский экзоним, осы (асы и ясы) – славянский и грузинский.
Эндоэтнонимами (самоназваниями) осетин являются ирон и дигорон, хотя у обоих в фольклоре встречается аллон.

14) Среди осетин очень много выдающихся спортсменов, ученых, воинов, деятелей творчества и культуры, заслуживших и получивших мировое признание.

15) Современный герб Осетии – золотой барс на фоне красного щита с семью белыми горами является адаптацией баннера 12-13в. Давида-Сослана, правителя Алании.

16) Флаг Осетии символизирует моральную и духовную чистоту (белый), отвагу, силу и честь (красный), изобилие, благосостояние и процветание (желтый).

17) Самыми популярными осетинскими именами являются: Алан, Сослан, Сармат, Батраз, Ахсар, Заур, Хетаг, Ацамаз, Георгий, Казбек, Дзерасса, Алана, Рухсана, Зарина и Залина.

18) Осетины имеют 11 обществ (10 населяют иронцы, а 1 дигорцы):
Северные:
Тагаурское
Куртатинское
Алагирское
Дигорское

Центральные:
Туальское
Урс-Туальское
Трусовское
Кудское

Южные:
Кударское
Дзауское
Чсанское

19) Большинство обществ Осетии были демократическими — управлялись народным собранием (осет. ныхас). В некоторых правили князья (осет. æлдартæ).

20) Про осетинок на Кавказе существовала пословица: “Для счастья нужен кубанский кинжал, кабардинский скакун и жена осетинка.”

21) Осетины являются единственным индоевропейским народом на Кавказе.

22) Осетия – это регион с двумя столицами, Владикавказ (Дзæуджыхъæу) и Цхинвал (Чъреба).

23) Во время второй мировой войны среди осетин практически не было дезертирства и предательства. 34 осетина удостоились звания героя советского союза (самый высокий показатель на душу населения). Также из 90 тыс. человек призванных 46 тыс. человек погибли (1/5 нации и 2/3 взрослого мужского населения).

24) Осетины знают как минимум 2-3 языка.

25) Осетинские абреки считались одни из наихрабрейших и хитрейших.
Только про осетинского абрека Бега Коцты и его людей, российский военный историк, В. А. Потто, отметил: “Теперь только обугленные стены укажут любопытному путнику место, где тридцать человек со спартанской твёрдостью защищались около суток против полуторатысячного русского отряда”.

26) Наиболее значительными и интересными памятниками культуры осетинского народа, вне всяких сомнений являются башни, замки, крепости, склеповые некрополи и заградительные стены. Они сооружались во всех без исключения ущельях, населенных осетинами. Эти постройки являлись надежным гарантом свободы родов и фамилий, обеспечивая убежище их хозяевам.

27) Осетины относятся к кавкасионскому антропологическому типу.

28) Существуют два средневековых лингвистических свидетельств об аланском языке: Зеленчукская надпись и Аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца – оба переводятся полностью на осетинский язык.

29) Осетинские мужчины носили папахи и черкески. Популярен был бордовый цвет, поверх которого наносилась золотая вышивка. В зимнее время верхней одеждой служила бурка.

30) Осетинский женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек (символизирующие древо жизни) с изображением птиц.

31) Нартский эпос признан великим и красивым наследием осетинского народа. Вне Осетии им интересуются наряду с греческими, римскими, славянскими, кельтскими, германскими и скандинавскими преданиями.

32) Среди осетин до 30% голубоглазых блондинов.

33) Средневековое осетинское государство Алания считалось одним из мощнейших и наиболее процветающих, за счет торговли, ремесла, агрикультуры и воинского искусства. Ее населения было 7-9 млн, что по меркам Кавказа было впервые и невообразимо много.
Как часто было сказано, если бы татаро-монголы совершали свои походы сперва на Русь и половцев, а потом на алан – то сейчас Осетия была бы в 20 раз больше и на уровне многих крупных европейских и азиатских стран.

34) Письменность в Алании была греческая и реже руническая.

35) Осетинская (аланская) армия на момент 12-13 в. представляла собой легкую пехоту ближнего боя, лучников, тяжелую конницу и легкую конницу с луками.

36) У осетин было 3 разных правящих династии: царазонта, багратионы и ахсартаггата.

37) Осетинский язык относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков.

38) Осетинский язык разделяет много общих слов с другими европейскими языками, такими как: русский, германский, персидский и английский.

39) Особенностью осетинской письменности является редкая буква «Æ», а также в осетинском языке 9 падежей.

40) Вооруженные силы Осетии составляют 1,500 тыс. человек + 15,000 тыс. человек в резерве, а также множество потенциальных добровольцев.

Источник

Десять символов Северной Осетии

Проект реализовала творческая группа «Мах Конд» при поддержке местного комитета по туризму. Цель — повысить туристическую привлекательность региона. И вот на что предлагают посмотреть путешественникам.

Буква æ

Асата это что значит у осетин. 7478e76e007255288a04168b1206609459f520ef. Асата это что значит у осетин фото. Асата это что значит у осетин-7478e76e007255288a04168b1206609459f520ef. картинка Асата это что значит у осетин. картинка 7478e76e007255288a04168b1206609459f520ef.

Фото: Марина Львова

Между Фиагдоном и Даргавсом

Буква — символ осетинского языка, выполненная из дерева и металла. В 1844 году филолог Андреас Шегрен создал то, что можно назвать современной осетинской письменностью. Многие буквенные знаки он заимствовал из латиницы. Почти век спустя — в 1923 году — весь язык перешел на латинскую основу, а в 1938 году был переведен на кириллицу. Все буквы алфавита приобрели иное начертание, кроме одной — Æ/æ.

«Танец с кинжалами»

Селение Верхний Згид

«Колесо Балсага»

Асата это что значит у осетин. f7ea2a8ed98e6ea21b0d5493dd0a3f5850734881. Асата это что значит у осетин фото. Асата это что значит у осетин-f7ea2a8ed98e6ea21b0d5493dd0a3f5850734881. картинка Асата это что значит у осетин. картинка f7ea2a8ed98e6ea21b0d5493dd0a3f5850734881.

Фото: Константин Фарниев

Окрестности села Даргавс

Огненное, крушащее все на своем пути колесо родом, конечно, из нартского эпоса и символизирует культ Солнца. Колесо Балсага — это живое существо, небожитель, состоящий на службе у высших сил. Этот герой сказаний имеет необычную форму, способен к перевоплощению, обладает даром речи, хитер и наделен большой силой. Именно Колесо Балсага становится причиной смерти нарта Сослана: оно отсекает герою ноги за оскорбление, нанесенное им дочери Солнца Ацырухс.

«Къоста»

Окрестности водохранилища Зарамагской ГЭС

Металлическая сборная конструкция под определенным ракурсом становится портретом великого осетинского поэта, драматурга и публициста Коста Хетагурова. Место для установки объекта выбрано не случайно: поэт родился и рос в селении Нар, недалеко от Зарамага, в семье прапорщика царской армии. Коста Хетагурова в Осетии знает действительно каждый. Именно с его стихотворений начинается знакомство с родным языком. Кому, как не основоположнику осетинского языка и литературы, зафиксировавшему всю красоту и глубину национального языка, ставить памятные знаки в этих местах?

«Рог изобилия»

Асата это что значит у осетин. 481c4e8a58c6769c8f9c5a5cdd576a65fa4efb25. Асата это что значит у осетин фото. Асата это что значит у осетин-481c4e8a58c6769c8f9c5a5cdd576a65fa4efb25. картинка Асата это что значит у осетин. картинка 481c4e8a58c6769c8f9c5a5cdd576a65fa4efb25.

Фото: Марина Львова

Гигантская конструкция подвешена прямо к скале. Натуральный рог, инкрустированный драгоценным металлом, — частое украшение в интерьере местных домов и популярный у туристов сувенир. Раньше он выполнял у осетин бытовую и ритуальную функции: из рогов пили в повседневности и во время ритуальных застолий. Теперь это скорее символ.

«Хъисын фæндыр»

Окрестности Галиатского водопада

Кишын фандыр — струнный смычковый инструмент, под аккомпанемент которого старцы-сказители напевали свои истории про легендарных героев и другие предания старины. Широко использовать его начали в конце XIX века, заменив им традиционную двенадцатиструнную арфу. Считается, что кишын фандыр также помогал в поисках тел при сходе снежных лавин и позволял предсказывать погоду по изменению его звучания. Инструмент напоминает скрипку, но способ игры отличается: музыкант держит его вертикально, на коленях. Арт-объект в горах недалеко от Галиатского водопада кишын фандыр таким, каким его воссоздал современный мастер — исследователь старинных инструментов Сослан Моураов.

Асата это что значит у осетин. 335fb2fe917d084ff8bce1f3e61e249286cce696. Асата это что значит у осетин фото. Асата это что значит у осетин-335fb2fe917d084ff8bce1f3e61e249286cce696. картинка Асата это что значит у осетин. картинка 335fb2fe917d084ff8bce1f3e61e249286cce696.

Фото: Константин Фарниев

«Зеркальный барс»

Барс — символ Осетии в буквальном смысле этого слова. Именно он красуется на гербе республики. Но это не тот снежный барс, которого мы привыкли себе представлять, а переднеазиатский леопард, животное желтого окраса с черными пятнами. Именно эти дикие кошки водились до середины XX века на территории Северного Кавказа, но практически исчезли из естественной среды обитания. Сегодня силами экологов и волонтеров популяцию хищников на Кавказе восстанавливают.

Переднеазиатский леопард — животное красивое и крупное, однако предпочитает обособленный образ жизни и искусно скрывается в природной среде. С этим связан выбор материала для арт-объекта — это зеркало. Заметить притаившегося между скалами в Кадаргаванском каньоне зеркального барса удается не сразу.

«Скифский акинак»

Долина Мидаграбинских водопадов

Короткий меч акинак — вспомогательное вооружение воинственных кочевников. Он был непременным атрибутом скифского воина, но стратегической роли не играл. Скифы предпочитали дистанционный бой с использованием стрел и дротиков. Однако если уж доходило до ближнего боя, то акинак всегда был под рукой. Это клинок с двумя лезвиями, треугольными или плоскими, сужающимися к острию. Делали его обычно из железа, реже — из бронзы. А рукоять клинка могла быть как простой формы, так и замысловатой — к примеру, изображала лапу зверя.

Источник

Анализ АсАТ

Асата это что значит у осетин. asat. Асата это что значит у осетин фото. Асата это что значит у осетин-asat. картинка Асата это что значит у осетин. картинка asat.

Биохимический анализ крови на АсАТ широко распространен в клинической практике и используется для диагностики множества заболеваний. К данному исследованию прибегают самые разные специалисты, в том числе кардиологи, терапевты и гастроэнтерологи. Причиной такой востребованности является его информативность и универсальность относительно патологических изменений в тканях и органах. Тест на АСТ специфичен при повреждениях сердечной мышцы, гепатитах всех типов, злокачественных поражениях костной ткани и т. д. Как правило, его используют в комплексе с исследованием крови на АлАт*.

АлАт – биохимический тест крови, сопровождающий диагностику заболеваний печени. Применяется в качестве самостоятельного исследования и в комплексе с АСТ.

АсАТ и АЛТ

Тесты на АСТ и АЛТ – это два исследования, зачастую назначаемые врачом в комплексе.

Почему уровень этих двух ферментов так важно определять одновременно? Впервые идею об информативности их соотношения выдвинул ученый Фернандо Де Ритис из Италии. Он использовал метод для дифференциальной диагностики гепатитов различных видов. С тех пор его имя стало нарицательным. Коэффициент Ритиса показывает соотношение активности АСТ и АЛТ. У здоровых людей коэффициент составляет 0,91-1,75. Показатель информативен только в том случае, если значения этих ферментов превышают референсные.

Если в двойном тесте превышены только показатели АсАТ, это означает что поврежден миокард. При поражении сердечной мышцы уровень АСТ увеличивается в 8-10 раз, АЛТ – только в 1,5-2 раза.

Если у пациента проблема с печенью, напротив, в 8-10 раз возрастает уровень АЛТ, а значения АСТ – лишь в 2-4 раза.

Спектр применения анализа на АСТ

Симптомы, при которых рекомендуется анализ на АСТ:

Как подготовиться к анализу

Чтобы повысить степень достоверности анализа, следует соблюдать некоторые правила и ограничения. Так накануне исследования стоит воздержаться от употребления жирной и копченой пищи, а также кондитерских изделий. Лучше всего, если тест будет проведен на голодный желудок с утра. При приеме лекарственных препаратов нужно проконсультироваться с врачом насчет их возможной отмены. Дело в том, что при биохимическом анализе крови многие медикаменты могут воздействовать на результаты исследования. При лечении антидепрессантами, антибиотиками, мочегонными и другими препаратами, показания тест могут быть искажены. Кроме того, непосредственно перед визитом в процедурный запрещается выполнять УЗИ, рентгенологическое исследование и процедуры физиотерапии.

Расшифровка анализа на АсАТ

Норма у женщин

Значения анализа на АсАТ различаются в зависимости от возраста и пола. Так у женщин норма фермента в крови составляет 31 Ед/л. Чем старше человек, тем ниже его активность в организме. Это связано с замедлением обмена веществ в целом. Такое естественное физиологическое состояние, как беременность, также оказывает влияние на уровень фермента. В этот период могут наблюдаться его небольшие скачки как в одну, так и в другую сторону.

Норма у мужчин

Концентрация фермента у мужчин начинает превышать его количество у женщин начиная с 12-17 лет. Более высокие его концентрации объясняются большим объемом мышечной ткани. В пубертатном возрасте норма АСТ у мальчиков около 29 Ед/л. Это примерно на четыре единицы выше, чем у девочек в том же возрасте. У взрослого мужчины уровень фермента может достигать 37 Ед/л.

Отклонения от норм

Превышение АСТ в крови может происходить по следующим причинам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Просмотров: 19497