Аскетизм в еде с чего начать
Диета аскетов, или как пережить продуктовое изобилие
Растительные жиры и простые углеводы помогли сделать еду дешевой, доступной, привлекательной для потребителя и сытной. Особенно легко эта тенденция прослеживается в странах Восточной Европы, где корнеры с выпечкой, печеньем и батончиками мюсли разной степени вредности, потрясают своими размерами. Не удивительно, что в таких условиях диетологам и специалистам по здоровому образу жизни приходится публиковать сотни новых книг по питанию, которые выглядят как настоящие пособия по выживанию в мире углеводного изобилия.
Я стараюсь следить за самыми интересными и актуальными рекомендациями, которые могут быть полезны каждому, кто заботится о своей фигуре.
На этот раз мое внимание привлекли простые советы, часть из которых отсылают к почти философским размышлениям над необходимостью стоического самоограничения.
1. Ешьте только тогда, когда вы действительно голодны.
Кажется, что это банальный совет, однако большинство из нас любят перекусить за компанию, от скуки или просто потому, что на часах уже время обеда. Прежде чем хвататься за сэндвич, прислушайтесь к сигналам своего организма – возможно, у вас осталось еще немного топлива?
3. Запомните, что отказываться от соблазнительного угощения – это нормально.
Вокруг всегда будут лотки с пончиками, стойки с десертами и шоколадки, припасенные коллегами по работе на черный день. Попробовать все виды выпечки и тортов в соседней кондитерской вы все равно не сможете (по крайней мере, без вреда для фигуры), поэтому учитесь отказываться от продуктов, которые приносят кратковременное гастрономическое удовольствие, но приносят пользы здоровью.
4. Получайте удовольствие от каждого кусочка.
Когда я первый раз пришел во французский ресторан, то сильно удивился размеру порций. Блюдо с холодными закусками смотрелось так аскетично, что разложенного на нем сыра и кунжутных семян едва хватило на то, чтобы наполнить половинку круассана. Правда, никакого противоречия в этом нет – по-настоящему вкусной еды не может быть много, и насладиться ее вкусом можно, только растянув трапезу.
5. Привыкайте к чувству легкости.
Помните поговорку про сытое брюхо, которое к ученью глухо? Многие актеры признаются, что выходят на сцену голодными, чтобы напряжение и накал страстей во время спектакля достигали максимума. Конечно, я не сторонник таких экстренных мер, но доля правды в этом все-таки есть. Слишком плотный обед или ужин могут спровоцировать чувство тяжести и сонливость, так что все ваши мысли из высоких сфер переместятся в область проблем с пищеварением. Смотрите пункт 2 и старайтесь есть ровно столько, сколько нужно для хорошего самочувствия.
О том, как получить максимум от тренировок, читайте здесь.
Аскетизм в еде с чего начать
Аскеза. Аскетизм.Воздержание. запись закреплена
Малоедение – стиль питания, при котором человек способен полноценно жить и трудиться, потребляя небольшое количество пищи в день. Малоеды не находятся в полуобморочном голодном состоянии. Они не борются постоянно с желанием чего-нибудь съесть. У них совсем другая психология и физиология. Они не акцентируют своё внимание на еде, они заняты своим хобби. Малоед – это тот, кто разобрался с темой питания и пошел дальше саморазвиваться. Малоеды не страдают от маленьких порций. Сытость для него – это чувство тяжести в теле и замутнение сознания. Чем меньше человек ест, тем лучше он себя чувствует. Желудок сам по себе является небольшим органом. Человек безбожно его растягивает. Малоеды много и с удовольствием двигаются. Они не занимаются спортом из-за престижа или благодаря советам модных журналов. Активность приносит им радость. Малоедение способствует улучшению памяти, концентрации внимания. Малоеду не страшны Кризис и Голод. Он свободен от многих рабских привычек обычного человека. Или жить или жрать.
· Эффективность малоедения доказана опытами над многими животными – обезьянами, собаками, крысами, мышами, червями. Животные с ограниченным рационом жили дольше и лучше, чем их товарищи с обилием пищи. Ограниченные в еде животные не болели, хорошо выглядели, были весёлыми и активными. А обжоры имели проблемы со здоровьем, были вялыми и апатичными. Данный эффект малоедения объясняется тем, что ограничение питания снижает нагрузку с организма. Ему нужно меньше работать над сложным процессом пищеварения. Старение = стирание. Малоеды не стирают сами себя большими объемами пищи. Старость не запрограммирована генетически.
· Что в малом, то и в большем. Организм ведёт себя так же, как человек. При скудных запасах, он использует пищу максимально эффективно, тогда как при обилии еды, он беспечно может позволить ей испортиться. Организм начинает экономить. Он снижает массу тела, понижает температуру, изменяет характер дыхания.
Самая известная российская малоедка – Шаталова Галина Сергеевна, нейрохирургиня. Она потребляла в день менее 1000 калорий. Ей удалось этого добиться благодаря дыхательным практикам, закаливанию, физическим упражнениям и аутогенным тренировкам.
Осознанное питание: как есть всё, что хочешь, и не толстеть
Что это такое?
Основная идея осознанного питания состоит в том, что твой организм лучше тебя понимает, голоден он на самом деле или нет. Если перестать его принуждать, он будет потреблять ровно столько, сколько нужно для нормального функционирования – и ни граммом больше. Проблема в том, что мы не умеем его слушать. Хорошая новость: на осознанное питание не надо «переходить», как на ПП, или «садиться», как на диету. Если ты обратишь внимание на то, что ты ешь, каково это на вкус и как ты себя чувствуешь в этой связи, ты уже практикуешь осознанное питание. А теперь подробности.
Первое упражнение
Осознанное питание как направление возникло благодаря Джону Кабат-Зинну (Jon Kabat-Zinn). Биолог, профессор медицины Массачусетского университета в США, он первым предложил использовать практику медитации в лечебных целях и стал популяризировать практики осознанности. Знаменитое упражнение «Изюминка» тоже его идея: на его семинарах студенты практиковали осознанное отношение к еде, съедая одну-единственную изюминку в несколько этапов. Ты тоже можешь попробовать выполнить упражнение. Выбери любую еду, которую считаешь вкусной (фрукты, сладости, сыр). Сядь удобно, настройся на упражнение. Тебе понадобится 5 минут времени.
Возьми свою «изюминку», посмотри на нее, будто ты инопланетянка и впервые видишь такую занятную штуку. Какая она на ощупь? Как она выглядит? Только после этого положи «изюминку» в рот, чтобы почувствовать ее вкус. Как он? Какая у нее текстура? Что произошло, когда ты ее раскусила? Появились ли новые оттенки вкуса? И только теперь можно проглотить «изюминку», наблюдая за своими ощущениями.
После регулярной практики этого упражнения многие отмечают, что желание заедать эмоции, есть от скуки или от ощущения пустоты значительно снижается. Такая медитация, особенно в трудные дни, позволяет замедлиться, успокоиться, обрести устойчивость. По сути короткая пауза и несколько вопросов к себе позволяют вырваться из круговорота дел и мыслей и вернуться в настоящий момент, в состояние, где можно по-настоящему насладиться едой. Исчезают внутренние споры о том, стоит это есть или нет, потому что можно в любой момент принять решение остановиться. Постепенно контакт с собой и собственным телом становится лучше. Легче выбирать еду, потому что распознаешь свои потребности. Легче ощущать голод, когда он еще не слишком сильный, и насыщение — до момента тяжести в животе.
Практика
Основные принципы осознанного питания сводятся к тому, что осознанность в целом — это умение управлять своим вниманием, переключать и удерживать его (как, например, не отвлекаться во время еды на гаджеты), оставаться в настоящем моменте, в контакте со своим телом, и избегать осуждения себя. Но как это применить на практике? Рассказываю.
#Sekta: информационный портал
Пишем статьи о питании, тренировках и здоровом образе жизни на основе научных исследований
Поэтапная техника возвращения к аскетичному питанию
Мне пришлось думать над названием этой статьи. «Возвращение к правильному питанию» – это не то, потому что любое питание, отвечающее нашему запросу на сегодняшний день, может считаться правильным. В то же время, однообразный аскетичный рацион может быть «правильным» только в течение какого-то времени.
«Возвращение к осознанному питанию» – тоже не совсем то, потому что даже питание белым батоном с вареньем может быть осознанным. Осознанность – это не предопределенный выбор, а безоценочное принятие собственного выбора. Если вы едите батон с вареньем и не испытываете мук совести, такой выбор вполне может быть осознанным. Иногда люди осознанно переедают или даже заедают свои эмоции.
Отличие осознанного подхода в том, что внутри не рождается двойственности. Как только вы начинаете обвинять себя за то, что делаете, но при этом продолжать действие – это уже не осознанность, а борьба. |
Аскетичное питание простой едой, регулярные небольшие приемы пищи, правильное распределение макронутриентов в течение дня – замечательная практика, преимущества которой неоспоримы. Если к этому добавляются еще и тренировки – вы чувствуете себя окрыленным. Однако многие люди забывают, что эффект эмоциональной встряски проходит, и в ее поисках мы отправляемся исследовать забытые вкусы и способы отдыхать.
Две тарелки кукурузных хлопьев с утра. Бизнес-ланч после обеда и несколько порций роллов на ужин. Десерт после каждого приема пищи. Тосты с нутеллой. Жареная картошка с грибами. Белый хлеб к супу. Сладкие газированные напитки.
По отдельности эти продукты, как вы помните, не могут нанести нам вреда. Более того, их вкусовые качества не подвергаются сомнению. Всё это очень вкусно и дарит радость. Вы вполне осознанно вводите эти продукты в свой рацион, отмечаете их хорошие качества и, местами, – плохие.
Но как происходит, что бесполезные продукты полностью вытесняют из вашего рациона полезные и перестают радовать?
Появляется двойственность, чувство вины. Вы уже не чувствуете радости от этого вкусного хаоса или видите, как он негативно отражается в зеркале. Или чувствуете страх, что подобный рацион нанесет вам вред.
Как аскетичное питание дает самый вдохновляющий эффект в тот момент, когда вы начинаете чувствовать свой организм и удовлетворять его потребности, так и беспорядочное питание дает самый негативный эффект, когда вы полностью перестаете следить за рационом.
Невозможно отстроить свой рацион раз и навсегда – запомните это! Идеальное питание – это открытая система, в которой есть место любым продуктам и любым выборам. Это баланс, которому нам приходится учиться всю жизнь. |
Для того чтобы узнать себя лучше, чтобы находить этот баланс быстрее, вам обязательно понадобятся периоды крайностей, прощупывания берегов. Эти поиски очень плодотворны.
Если не бросать силы на борьбу с собственными желаниями, а потратить их на глубокий анализ, то из периода «беспорядочного питания» вы вынесете для себя не менее глубокие выводы.
Например, в один из таких периодов я напрочь потеряла привязанность к какому-либо виду «вредностей». Если раньше я была без ума от мороженого, то сейчас оно значит для меня не больше, чем любой другой десерт. И его появление в моем рационе также ничего не значит. Я могу съесть его в любой день, но почему-то мне не хочется.
Давайте пошагово разберем правильный механизм работы с описанным выше состоянием. Не важно, насколько сильно вы заблудились. Сигналом для начала работы всегда является ваше чувство недовольства собственным рационом и желание его изменить.
Осознание текущей ситуации
Когда вы замечаете, насколько сильно изменилось ваше питание, как негативно оно влияет на самочувствие, внешний вид или общую жизненную дисциплину – это всего лишь первый шаг. Многие считают, что на этом моменте стоит остановиться и немедленно вернуться к практике аскетичного питания. Но это одна из главных ошибок – вы не сможете остановиться мгновенно, и, если будете пытаться это сделать, обречете себя на провал.
Существует некоторая «зона инерции», когда после осознания собственных действий вы продолжаете двигаться в том же направлении. Это важный период для анализа тех или иных действий. Он может быть внутренним диалогом, или записками на бумаге, или заметками в телефоне – все зависит от того, как вы лучше воспринимаете информацию.
Завтракаю шоколадными шариками с молоком. Вкус сладкий. Хрустят. Есть достаточно приятно, но сложно остановиться. Постоянно думаю о том, что надо будет положить вторую тарелку, но это уже перебор. Накладываю вторую тарелку.
Ем перед телефоном, как будто стараюсь проглотить и сама не заметить. Автоматическое действие. После завтрака кисло во рту. Обязательно нужна жвачка. Думаю о том, что уже за завтраком съела много ккал. Нужно будет сегодня есть меньше.
Очень хочется есть, хотя до обеда еще далеко. Купила сендвич в автомате. Не вкусно, но утолил голод.
Обед: выбираю суп, пасту и салат. До ужина еще далеко, вроде все ингредиенты здоровые.
После еды ужасная тяжесть. Сегодня вечером съем только салат на ужин!
Поздний вечер: очень хочется есть, съела пару бутербродов, печенье с чаем. С чувством стыда и голода ложусь спать.
Почему так важно уделить время анализу и осознанию своих действий? |
Если вы попробуете, как прежде, начать день с овсянки или засекать перерывы между приемами пищи, то, скорее всего, через какое-то время снова вернетесь к своим шоколадным шарикам, потому что эффект от овсянки вам знаком и изучен максимально, а вот эффект от шариков – нет.
Отсутствие анализа рациона приводит к тому, что шоколад и выпечка являются для вас идеализированными, волшебными продуктами, которые манят, в отличие от мира полезной еды, понятной как по вкусу, так и по эффекту. |
Когда вы увлечены полезной и простой едой, вы не можете так же объективно и влюбленно исследовать сладости, десерты и жирную еду. Все эти продукты будут казаться вам слишком тяжелыми, слишком приторными. В период беспорядочного питания вы, напротив, гораздо более объективно сможете исследовать то, что едите. В то же время аскетичная еда может казаться слишком пресной, серой, безвкусной. Это абсолютно нормально, и уже скоро вы почувствуете, как вкус начнет меняться.
Ваша задача – продолжать беспорядочное питание и анализ всех продуктов, которые вы едите. |
Это может продолжаться несколько дней, неделю, несколько недель. Через какое-то время становится ясно: питание не является таким уж беспорядочным. Каждый выбор определен, и даже беспорядочное питание обретает систему.
Мне очень часто приходилось видеть, как люди полдня питаются идеально, а вторую половину дня – беспорядочно. Или, наоборот, в первой половине дня, съев что-либо выбивающееся из системы, дальше закидывают в себя только то, что считается вредным. Причин находится много: система запретов в голове, одержимость продуктами. Если у вас происходит также, то в плане питания не придется ничего менять.
В течение дня необходимо слушать себя и реакции своего организма и быть готовым ко всем его реакциям. Например: по вечерам я сытно ужинаю и ем сладкое. С этим не надо бороться, вы должны для начала хорошо прожить сам процесс, познакомиться поближе со всеми продуктами, которыми вы одержимы, насладиться ими по полной программе.
Аскеза — инструмент на пути саморазвития
А скетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что мои аскезы скорее шли мне во вред, а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.
Что такое аскеза?
Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.
Какими бывают аскезы?
Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы тела; аскезы речи и аскезы ума.
Аскезы тела:
Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не в том, чтобы навредить телу и пострадать, а в том, чтобы через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.
Аскезы речи:
Аскезы ума:
Хочу поделиться своим опытом. Аскезы тела для меня просты и не утруждают так сильно, как аскезы ума или языка. Голодание, физические упражнения, ранний подъём и прочие относящиеся к Телу лишения я проживаю достаточно легко и практикую их часто. Раньше даже не задумывалась про существование аскез для Ума и Речи. В астрологии считается, что женщины находятся под влиянием Луны, а мужчины — Солнца. Лунная энергия отвечает за эмоциональность, психическую силу человека, Солнце — это активная энергия действия на физическом плане, страсть и деятельность. Поэтому женщинам советуют выполнять больше аскез именно Ума и Речи, в то время как мужчинам — Тела, что увеличивает их Солнечную силу. Действительно, выполняя мужские аскезы, я чувствую в себе напряжение и раздражительность, несмотря на то, что сами аскезы даются легко.
Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.
На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари — жены Дхритараштры из Махабхараты.
Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было — 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.
В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.
Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах — в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.
Какие плоды от аскез мы можем получить?
В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.
Цель аскезы.
Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.
Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:
Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
— Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — с достоинством заявил человек.
— А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой?
— Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами.
— Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал — но за что именно ты страдал?
— Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек.
— Хорошенькая же у меня получается слава! — усмехнулся грустно Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание. Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
— Так что с моей долей? — напомнил о себе человек.
— Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял. Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал.
— А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!
Как совершать аскезы?
Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, — всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, — знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).
Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).
Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:
Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».
Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».
Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».
Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри — 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.
«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)
«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя
Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.
Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.
В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» (XI 236).