Ассонанс что это и примеры
Ассонанс — это единство гласных
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодня мы поговорим о таком термине, как АССОНАНС, который широко используется в литературе. Он позволяет добавить тексту художественной выразительности.
Ассонанс — что это и примеры из поэзии
Ассонанс – это литературный прием, который заключается в повторении отдельных гласных звуков или их сочетания. В результате текст становится более выразительным и мелодичным.
Сам термин имеет французские корни, и в переводе «assonance» означает «созвучие». Исходя из определения, можно легко догадаться, что чаще всего ассонанс можно встретить в поэзии.
Один из ярких примеров ассонанса можно встретить в знаменитом «Бородино» Михаила Лермонтова:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
В этом отрывке идет постоянное повторение звука «У». Благодаря этому текст имеет особую мелодичность, будто слова переливаются одно в другое.
Другие примеры ассонанса:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта! (А.Блок)
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все. (А.Барто)
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит. (С.Маршак)
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.Пушкин)
Ассонанс в этих примерах не только помогает придать стихотворению большую выразительность. Он еще и рисует перед читателями конкретный образ.
Например, в отрывке Самуила Маршака благодаря постоянному повторению звука «О» да еще и в сочетании с согласной «Р» мы отчетливо представляет себе гром, о котором пишет автор.
А у Агнии Барто повторение звука «Ю» в сочетании с мягкой «Л» рождает ассоциацию с чем-то нежным и приятным.
Ассонанс в прозе
В прозе этот литературный прием встречается гораздо реже. А все потому, что постоянное повторение одной и той же гласной может оттолкнуть читателя. Может возникнуть ощущение, что автор постоянно «окает» или «акает».
Хотя достойные примеры можно встретить. Например, в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»:
Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами. Да заодно и майора того, что девчат в погоню отрядил, прополоскать бы в щелоке.
Благодаря постоянному повторению звука «О» автор усиливает трагичность момента, ведь речь идет о молодых девушках, которым суждено погибнуть на войне. Кстати, и в самом слове «война» присутствует этот звук, что также помогает еще больше нагнетать обстановку.
Ассонанс в фольклоре
Мы в начале статьи написали, что сам термин «ассонанс» имеет французские корни. Но на самом деле в русском фольклоре издревле использовался этот прием.
Так, например, в пословицах и поговорках постоянно можно видеть повторение гласных звуков.
Мели, Емеля – твоя неделя
Мал золотник, да дорог
Рука руку моет
Подобное построение слов делает поговорки более точными, и они легко запоминаются.
Примеры в рекламе
Естественно, прием, который придает словам большую выразительность и делает их запоминающимися, не мог пройти мимо рекламщиков. Ассонанс нередко можно встретить и в названиях брендов, и в слоганах.
Например, в названии пива «Золотая бочка» постоянно слышится звук «О». А в его рекламном слогане «Надо чаще встречаться» в каждом слове присутствует гласная «А».
Вместо заключения
Есть в литературе и другой прием, который также основан на повторении звуков – только согласных. Называется он АЛЛИТЕРАЦИЯ. Опять же чаще всего его используют в поэзии. Например, его просто «обожал» Владимир Маяковский:
Бей, барабан!
Барабан, барабань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Звук «Б» в этом отрывке имеет прямую ассоциацию с игрой на барабане, что заметно усиливает этот образ.
Подробнее об аллитерации вы можете прочитать в отдельной статье на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Прочитал примеры ассонансов, но не особо произвели они впечатление, я люблю поэзию, когда в ней используется высокий слог, а вот такие трюки я совсем не воспринимаю.
Ассонанс и аллитерация: о чем речь?
Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.
Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи. Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.
Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.
ЧТО ТАКОЕ АЛЛИТЕРАЦИЯ
Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.
Примеры:
Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
В этих стихах Пушкина четко прослеживается аллитерация на [н, д, с, в].
В художественной литературе аллитерация не несет в себе какой-либо смысловой нагрузки, она делает текст более наглядным и звучным, усиливает его образность и позволяет читателю максимально представлять поэтическую картину автора.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш], который создает у читателя ощущение шелеста снега.
ПРИМЕРЫ АЛЛИТЕРАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов. Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский, придавая своим текстам особенную выразительность:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
В стихах Марины Цветаевой также имеются строки с использованием аллитерации:
Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Как известно, в системе русского языка большинство звуков — согласных. Каждый из них играет свою роль и несет смысловую нагрузку. Используя такую «игру звуков» можно максимально наполнить текст образностью и выразительностью. В связи с этим, аллитерация — наиболее распространенный тип звукового повтора.
ЧТО ТАКОЕ АССОНАНС
Ассонанс — подобно аллитерации базируется на повторении звуков. Только в этом случае повторяются гласные звуки.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
В приведенном примере используется ассонанс на [а] и [о].
Безусловно, ассонанс, является средством языка, которое, усиливает выразительность речи.
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Ассонанс на звук [а].
Кто не знает Любочку?
В данном примере повторяется гласная [ю].
Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.
По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!
Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака:
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь
ой, не заплутать бы в лесной глуши.
Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.
АССОНАНС В ЛИТЕРАТУРЕ
Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.
Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о], нагнетает ощущение тревожности и трагичности:
«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»
Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:
Мели, Емеля, — твоя неделя. В этой пословице присутствует ассонанс — повторяется гласная [е].
Фоника в стихосложении
Звукопись или инструментовка была знакома поэтам уже в Древней Индии. С повторениями тех или иных звуков они связывали различные поэтические стили. Это выразительное средство опирается на повторение гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов. В современной поэтике звукопись считается просто литературным приемом и подразделяется на четыре основных вида:
Такие приемы придают стиху ритмичность, объем и симметрию. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими.
Кроме того, иногда с помощью этих приемов передаются нелексические звуки, например, свист ветра, плеск воды или шум листьев на ветру, что позволяет добиться эффекта присутствия.
Литературный ассонанс
Ассонансом называют повторение в тексте отдельных гласных или их сочетаний, меняющее мелодику звучания. Применительно к стихам ассонансом называют неточную рифму, которая выражается лишь в совпадении звучания отдельных слогов в словах, в то время как остальные слоги сходны лишь приблизительно. Ассонация используется в следующих областях:
Кроме того, текст становится выразительнее и приобретает окраску эмоционального подъема и всеобщего единения. Ломоносов считал, что разные гласные звуки помогают выражать различные эмоции.
Фонемы «о», «у», «ы», по его мнению, несли негативную окраску боли, зависти или гнева. Звуки «е», «и», «ю», напротив, выражали чувство нежности и были созвучны ласке.
Хороший пример передачи полноты эмоций, захлестывающей радости от самого факта своего существования можно найти в творчестве известного поэта Серебряного века Александра Блока:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
В этом отрывке явно прослеживается повторение гласного звука «а». Именно он придает строчкам нужную окраску и заставляет сопереживать автору.
Бывает оправдано применение ассонанса и в прозе, но в поэзии его выразительная сила значительно выше. Популярен такой способ псевдорифмовки и при написании текстов песен. Когда мелодика языка накладывается на музыку, отсутствие рифмы полностью нивелируется.
Этот прием популярен не только у профессиональных литераторов. В прикладных областях, например, в маркетинге, его используют для повышения запоминаемости рекламных слоганов.
Ассонансом пронизано народное творчество: пословицы, песни, частушки и сказки. Здесь важнее содержание и звучание, а не форма. Именно повторение гласных делает тексты популярных песен такими привязчивыми.
Но пользоваться подобным способом нужно осторожно: ассонансная перегрузка приводит к тому, что текст становится монотонным и тяжело воспринимается.
Аллитерация — повторение согласных
Не менее выразительным средством литературного языка является аллитерация. Здесь, в отличие от ассонанса, упор делается на ритмичное повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков или их сочетаний. Очень часто такой прием встречается в скороговорках и поговорках.
В первом случае это позволяет лучше развивать дикцию, во втором — придает словам весомость, делает их более запоминающимися. И ассонанс, и аллитерация употребляются в поэзии не только в русском, но и в других языках, например, в английской поэзии. Аллитерация лучше подходит для речи с преобладающим большинством согласных звуков.
Маяковский очень часто использовал этот прием, уходя в своих произведениях от точной рифмовки.
В результате стих у него получался крайне эмоциональными, порой даже напоминающим не поэзию, а лозунг на демонстрации:
По словам поэта, он пользовался этим художественным приемом, чтобы подчеркнуть какое-либо важное для него слово.
Чаще всего повторяются именно буквы или сочетания, которые содержатся в словах, выделяемых автором.
АССОНАНС — это… в литературе (примеры в стихах)
Ассонанс — это прием поэтической речи, который создается повтором отдельных гласных звуков, а также неточная рифма, основанная на совпадении ударных слогов.
Рассмотрим, что такое ассонанс в русской литературе, с какой целью используется в поэтической речи и какими средствами создается. Приведем примеры ассонанса в произведениях русских поэтов.
Что такое ассонанс?
Термин «ассонанс» французского происхождения. Буквально «ассонанс» в переводе с французского языка значит «созвучие». В своем произведении автор подбирает слова с одинаковыми гласными звуками, чтобы достичь определенного эффекта: передачи воя ветра, шума леса, раздолья степи, настроения героя и пр.
Ассонанс, как и аллитерация, является разновидностью повтора на фонетическом уровне языка. Но в отличие от него аллитерация выражается в повторе согласных звуков или их созвучий.
Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель, а также филолог и поэт, считал, что посредством гласных звуков можно выразить разные чувства. По его мнению, звуки «о», «у», «ы» передают боль, печаль, зависть, гнев. С помощью гласных звуков «е», «и», «ю» можно выразить нежность и ласку. Это наблюдение используют поэты в своем творчестве, повторяя определенные звуки в поэтической строке или целой строфе, чтобы усилить яркость и образность художественной речи.
Здесь в а м не р а вн и на, здесь кл и мат и ной —
И дут лав и ны, одн а за о дно́й,
И здесь за к а мнеп а дом ревет к а мнеп а д…
В этом отрывке повторение звуков «а», «и» создают чувство тревожности, передают динамичность движения, создают определенный эмоциональный настрой у читателя.
Ассонанс — это не только повтор гласных звуков, но и неточная рифма. Ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словах только слогов, на которые падает ударение, или даже гласных в этих слогах:
Так возникает неточная рифма:
Ночь капель считает, как ле ка́ рство,
В рюмку-лунку: три…четыре…пять…
Месяц за лесом отыс ка́ лся,
Посветив, нырнул за тучку спать…
Н. М. Грибачёв. Весна в «Победе».
А вот как в 22 года юный поэт А. Фет с помощью ассонанса рисует непогоду в природе:
Б у ря на небе вечернем,
Моря сердитого ш у м —
Б у ря на море и д у мы,
Много м у чительных д у м.
Б у ря на море и д у мы,
Хор возрастающих д у м —
Черная т у ча за т у чей,
Моря сердитого ш у м.
В каждой строке стихотворения звучит повторяющийся гласный «у», с помощью которого автор создает у читателя ощущение нарастающего ветра, шума морского прибоя, разыгравшегося шторма, когда потемневшее небо сливается с сердитым, разгулявшимся морем. Обратим внимание, что в стихотворении нет глаголов, но нарастание шторма ярко ощущается. Скрытая энергия, динамичность сквозит во всем произведении. Под стать непогоде настроение лирического героя мрачно. Думы одолевают его, как яростные волны, которые неотвратимо налетают на скалы и разбиваются тысячами мелких брызг. Для передачи этого настроения поэт использовал музыку стиха, оформив его с помощью литературного приема — ассонанса.
Приведем примеры использования ассонанса в русской поэзии.
Примеры в стихах
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.
Отговорила роща золотая
Берёзовым веселым языком
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
Ассонанс в литературе
Ассонанс — это прием поэтической речи, который создается повтором отдельных гласных звуков, а также неточная рифма, основанная на совпадении ударных слогов.
Рассмотрим, что такое ассонанс в русской литературе, с какой целью используется в поэтической речи и какими средствами создается. Приведем примеры ассонанса в произведениях русских поэтов.
Что такое ассонанс?
Термин «ассонанс» французского происхождения. Буквально «ассонанс» в переводе с французского языка значит «созвучие». В своем произведении автор подбирает слова с одинаковыми гласными звуками, чтобы достичь определенного эффекта: передачи воя ветра, шума леса, раздолья степи, настроения героя и пр.
Ассонанс, как и аллитерация, является разновидностью повтора на фонетическом уровне языка. Но в отличие от него аллитерация выражается в повторе согласных звуков или их созвучий.
Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель, а также филолог и поэт, считал, что посредством гласных звуков можно выразить разные чувства. По его мнению, звуки «о», «у», «ы» передают боль, печаль, зависть, гнев. С помощью гласных звуков «е», «и», «ю» можно выразить нежность и ласку. Это наблюдение используют поэты в своем творчестве, повторяя определенные звуки в поэтической строке или целой строфе, чтобы усилить яркость и образность художественной речи.
Здесь в а м не р а вн и на, здесь кл и мат и ной —
И дут лав и ны, одн а за о дно́й,
И здесь за к а мнеп а дом ревет к а мнеп а д…
В этом отрывке повторение звуков «а», «и» создают чувство тревожности, передают динамичность движения, создают определенный эмоциональный настрой у читателя.
Ассонанс — это не только повтор гласных звуков, но и неточная рифма. Ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словах только слогов, на которые падает ударение, или даже гласных в этих слогах:
Так возникает неточная рифма:
Ночь капель считает, как ле ка́ рство,
В рюмку-лунку: три…четыре…пять…
Месяц за лесом отыс ка́ лся,
Посветив, нырнул за тучку спать…
Н. М. Грибачёв. Весна в «Победе».
А вот как в 22 года юный поэт А. Фет с помощью ассонанса рисует непогоду в природе:
Б у ря на небе вечернем,
Моря сердитого ш у м —
Б у ря на море и д у мы,
Много м у чительных д у м.
Б у ря на море и д у мы,
Хор возрастающих д у м —
Черная т у ча за т у чей,
Моря сердитого ш у м.
В каждой строке стихотворения звучит повторяющийся гласный «у», с помощью которого автор создает у читателя ощущение нарастающего ветра, шума морского прибоя, разыгравшегося шторма, когда потемневшее небо сливается с сердитым, разгулявшимся морем. Обратим внимание, что в стихотворении нет глаголов, но нарастание шторма ярко ощущается. Скрытая энергия, динамичность сквозит во всем произведении. Под стать непогоде настроение лирического героя мрачно. Думы одолевают его, как яростные волны, которые неотвратимо налетают на скалы и разбиваются тысячами мелких брызг. Для передачи этого настроения поэт использовал музыку стиха, оформив его с помощью литературного приема — ассонанса.
Приведем примеры использования ассонанса в русской поэзии.
Примеры в стихах
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.
Отговорила роща золотая
Берёзовым веселым языком
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.