Аттестация в университете что это
Аттестация студентов и педагогов: что это такое и зачем это нужно?
Независимо от того, кем Вы являетесь на текущий момент: учащимся или уже дипломированным и практикующим специалистом, учиться и проходить различные проверки придется каждому. В первом случае аттестация позволит определить качество знаний и навыков студентов, а во втором – оценить соответствие требованиям работодателя и текущей ситуации (достаточно ли теоретического багажа и навыков или необходимо дополнительно обучиться, пройти специальные курсы).
Независимо от того, кем Вы являетесь на текущий момент: учащимся или уже дипломированным и практикующим специалистом, учиться и проходить различные проверки придется каждому. В первом случае аттестация позволит определить качество знаний и навыков студентов, а во втором – оценить соответствие требованиям работодателя и текущей ситуации (достаточно ли теоретического багажа и навыков или необходимо дополнительно обучиться, пройти специальные курсы).
Аттестация учащихся и работников – один из важнейших этапов, предполагающий проверку их подготовки сегодня мы расскажем об особенностях аттестации студентов и уже дипломированных специалистов.
Аттестации студентов: понятие, виды, предназначение
В процессе профессионального становления учащиеся СУЗов и ВУЗов посещают различные занятия: лекции, семинары, практикумы. В повседневной жизни они изучают новый материал, тренируются над его закреплением и освоением соответствующих навыков, но в определенный момент настает так называемая аттестация, предполагающая проверку качества знаний и степени усвоения пройденного курса.
Аттестация у студентов может проходить в разных формах:
Независимо от того, какой вид аттестации настиг студента, важно по максимуму выложиться и продемонстрировать все полученные им знания и навыки.
Для чего нужно проводить аттестацию на разных этапах?
О подготовке и определенных профессиональных качествах учащегося педагог судит не только во время промежуточной или итоговой аттестации. Преподаватель наблюдает за каждым студентом на протяжении всего учебного процесса, отмечая его активность/пассивность, заинтересованность и погруженность в предмет, понимание пройденного материала (на лекции и практикуме) и пр. На протяжении семестра учащийся формирует свою «репутацию» в глазах педагога, а во время непосредственной аттестации должен продемонстрировать все, чему он научился.
Притом важно, чтобы студент самостоятельно продемонстрировал глубину своих знаний и навыков, самостоятельно ответил на вопросы, решил задачи, справился с заданием. Преподаватель, если убежден, что студент не может ответить из-за волнения, поможет ему с помощью наводящих или дополнительных вопросов выйти на «заслуженный уровень» (отметку).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок проведения аттестации у студентов
В зависимости от того, в какой форме проходит проверка знаний, можно выделить следующие разновидности аттестации:
Она предполагает выполнение небольшой проверки (тестирования, развернутый ответ и т.п.) учащихся. Студенты должны в течение определенного времени предоставить письменный ответ на поставленный перед ними вопрос. Подобная проверка чаще всего проходит во время пары (семинарского занятия) после прохождения модуля или объемной темы.
Данная проверка знаний проходит практически повсеместно. На лекции преподаватель может задавать вопросы по предыдущим темам, а на семинарском занятии опрашивать в целях проверки домашнего задания, как студенты разобрались в теме или конкретном вопросе, получили ли они должные представления и навыки.
Зачеты и экзамены по итогам семестра — самая страшная пора для всех студентов. Именно на данном этапе решается их судьба: смогут ли они перейти на следующий курс в полном составе? Здесь действуют обе вышеуказанные формы аттестации. Преподаватель может проводить зачет по билетам или в виде коллоквиума, оценивая каждого студента. Экзамен же предполагает ответ на билет и решение практического задания (если предмет носит прикладной характер).
Зачетные и экзаменационные вопросы учащиеся получают заранее. При полноценном посещении всех занятий студенты очного отделения имеют на руках более 70% ответов на билеты. Им остается лишь повторить пройденный курс, освоить вопросы для самостоятельного изучения.
На зачете выносится вердикт «зачтено/не зачтено», на экзамене студент получает определенную оценку своим знаниями по 5-балльной шкале.
Это финальный и самый ответственный рубеж, от которого зависит присвоение квалификации и получение диплома об образовании, подтверждающего уровень профессионализма и компетентности выпускника.
ГОСы могут проходить в устной или письменной форме. Вопросы (около 200) к данному рубежу выпускники получают за 1,5-2 месяца.
Защита ВКР проходит в определенном порядке: готовый и допущенный к защите проект сдается на кафедру, в назначенный день и время выпускники являются в ВУЗ, выступают перед аттестационной комиссией, отвечают на их вопросы. «Пытка» длится около 10-15 минут. По окончании данного мероприятия им объявляют результаты. Во время защиты ВКР экзаменаторы оценивают не только непосредственно выступление выпускника, но и уровень его знаний, навыки, ораторские способности, умение отстаивать свою позицию, качество материала ВКР, оформление и пр.
О проведении любой аттестации (независимо от формы и вида) студентов оповещают заранее.
Результаты аттестации влияют на дальнейшую судьбу учащихся: они могут быть отчислены за прогулы и неуспеваемость, неявку на зачет или экзамен по неуважительной причине, наличие неликвидированной в установленные сроки академической задолженности. Также аттестация может сказаться на выплатах, причитающихся студентам: при ухудшении успеваемости учащийся может полностью либо частично (снижен размер) лишиться стипендии.
Особенности аттестации педагогов
Все работники образовательной деятельности обязаны раз в несколько лет проходить курсы по повышению квалификации или аттестации. Данная мера очень актуальна: ежедневно в мире происходят новые открытия, свершения, внедрение новых методик и способов преподавания, повышения качества образования и пр. Педагог должен учитывать современные требования, использовать новейшие методики обучения с целью повышения интереса у учащихся.
Особенности аттестации педагогов
Работа педагога непростая. Она предполагает не только ведение определенной документации, но и прямой контакт с детьми и их родителями. От профессиональных знаний, навыков и качеств учителя зависит будущее поколений: чему он сможет их обучить, качество подготовки, возможности и перспективы индивида и пр. Поэтому деятельность педагога подергается «периодической оценке» в форме аттестации.
Аттестация работников педагогической отрасли позволяет решить следующие задачи:
Проверка уровня подготовки и оценка эффективности работы педагога проводится в разных целях:
Прохождение аттестации непосредственно сказывается на работе педагога. Успешное преодоление проверок положительно сказывается на оплате труда: чем выше квалификация, тем выше зарплата. Более того, аттестация позволяет определить профессионализм и достаточность знаний и навыков преподавателя, его соответствие актуальным требованиям и реальности. Педагог, не прошедший аттестацию, не может работать в образовательном заведении.
Аттестация педагогов проводится в определенные сроки. К этому времени преподаватель должен подготовить нужные материалы, спланировать занятия, подготовить учащихся к проверочным работам и пр.
Роль аттестации в жизни студентов, педагогов и работников других отраслей
Важно отметить, что аттестация может проходить в любой организации. Работодатель может инициировать проверку работников с целью определения необходимости отправления их на дополнительное обучение (переаттестации, переквалификации и пр.) для повышения эффективности использования ресурсов и производительности труда.
Таким образом, аттестация призвана установить соответствие знаний и навыков реалиям, готовность специалистов к практике и трудовой деятельности, оценить качество образования и необходимость его совершенствования, способы оптимизации образовательного процесса. Оценке подвергается не только учебная деятельность студентов, но и профессионализм педагогов, так как о них зависит: чему обучатся подопечные, какие знания и навыки они обретут.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в преодолении аттестации студентам и преподавателям. Наши высококвалифицированные специалисты выполнят любое задание: о выполнения письменных проектов до планирования занятий, формирования соответствующих отчетов. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход, соблюдение намеченных сроков исполнения заказа. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Государственная итоговая аттестация (ГИА)
Государственная итоговая аттестация – заключительный этап учебного процесса, при успешном преодолении которого студент получает документ (диплом) о высшем образовании и о квалификации образца, установленного Минобрнауки России.
Если официально, то ГИА – это обязательная часть образовательной программы, целью которой является установление уровня подготовки выпускника университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
ГИА проводит (принимает) Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). В её состав входят ведущие специалисты – представители работодателей в соответствующей области профессиональной деятельности и (или) сотрудники ТУСУРа (иных организаций) из числа профессорско-преподавательского состава, имеющие ученое звание и (или) ученую степень и т.п.
Важно, к ГИА допускаются лишь те, у кого нет академической задолженности и кто в полном объеме выполнил учебный план.
Защита выпускной квалификационной работы (ВКР)
Выпускная квалификационная работа (ВКР)
(в народе «дипломная»)
ВКР – это самостоятельно выполненная студентом (студентами) работа по утвержденной кафедрой теме под руководством сотрудника ТУСУРа. Подготовка ВКР имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний студента, а также развитие навыков самостоятельного исследования и решения комплекса практических и научно-поисковых задач по избранной теме и с применением современных информационных технологий. Студент несёт полную ответственность за достоверность содержащихся в ней сведений, цифровых данных и обоснованность принятых решений.
Выбор темы и руководителя ВКР
Утверждение плана работы
Прохождение процедур по допуску к защите (проверка на уровень заимствований и т.п.)
Подготовка к защите (доклад и т.п.)
Защита перед комиссией
Тема ВКР может быть предложена ТУСУРом, предприятием или самим студентом. Главное, что выполненная работа соотносилась с тем направлением подготовки, по которому защищается ВКР. При выборе темы студенту рекомендуется руководствоваться личными и профессиональными интересами, актуальностью и практической значимостью предполагаемого исследования.
Структура и оформление текста ВКР должны соответствовать требованиям Образовательного стандарта вуза для технического и гуманитарного профиля.
Защита ВКР возможна в виде стартапа, что показывает высокий уровень практикоориентированности и применимости своих профессиональных компетенций.
Защита ВКР проходит в формате публичного выступления перед Государственной экзаменационной комиссией: представление студентом результатов работы (доклад с презентацией), ответы студента на вопросы ГЭК, преставление отзыва руководителя ВКР и рецензии (при наличии), обсуждение, заключительное слово студента и др.
Государственный экзамен
Госы проводятся по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. Госы проводятся устно или письменно.
Экзамен проводится по утвержденной Университетом программе (темы заранее известны).
Сдача госов проходит перед Государственной экзаменационной комиссией путём предсталвения студентов ответов на экзаменационные вопросы и ответов на уточняющие вопросы членов ГЭК.
На каждой кафедре есть ответственный за проведение ГИА по направлению подготовки
Адрес: пр-т Ленина, 40 (ГК), каб. 414
С изменениями и дополнениями от:
9 февраля, 28 апреля 2016 г., 27 марта 2020 г.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 2 внесены изменения
3. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования*(2).
4. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам осуществляется организациями*(3).
5. Организации используют необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся.
6. Обучающимся и лицам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.
7. Лица, осваивающие образовательную программу в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе высшего образования, вправе пройти экстерном государственную итоговую аттестацию в организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, в соответствии с настоящим Порядком*(4).
8. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, проводится с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
9. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации*(5).
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 10 внесены изменения
10. Государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме:
Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований).
11. Государственный экзамен проводится по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. Государственный экзамен проводится устно или письменно.
12. Выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 13 внесены изменения
13. Вид выпускной квалификационной работы, требования к ней, порядок ее выполнения и критерии ее оценки устанавливаются организацией самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований).
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 пункт 14 изложен в новой редакции
14. Объем государственной итоговой аттестации, ее структура и содержание устанавливаются организацией в соответствии со стандартом.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. N 86 пункт 15 изложен в новой редакции
15. Срок проведения государственной итоговой аттестации устанавливается организацией самостоятельно.
16. Результаты каждого государственного аттестационного испытания определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение государственного аттестационного испытания.
Информация об изменениях:
17. Успешное прохождение государственной итоговой аттестации является основанием для выдачи обучающемуся документа о высшем образовании и о квалификации образца, установленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации*(6).
18. По решению коллегиального органа управления организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»*(7), лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями*(8).
Информация об изменениях:
19. Организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при проведении государственных аттестационных испытаний. Особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами организации. При проведении государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных указанными локальными нормативными актами.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 20 внесены изменения
20. Для проведения государственной итоговой аттестации в организации создаются государственные экзаменационные комиссии.
Для рассмотрения апелляций по результатам государственной итоговой аттестации в организации создаются апелляционные комиссии.
Организация самостоятельно устанавливает регламенты работы комиссий.
21. Комиссии создаются в организации по каждой специальности и направлению подготовки, или по каждой образовательной программе, или по ряду специальностей и направлений подготовки, или по ряду образовательных программ.
22. Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 31 декабря, предшествующего году проведения государственной итоговой аттестации:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
23. Организация утверждает составы комиссий не позднее чем за 1 месяц до даты начала государственной итоговой аттестации.
25. Председатели комиссий организуют и контролируют деятельность комиссий, обеспечивают единство требований, предъявляемых к обучающимся при проведении государственной итоговой аттестации.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 пункт 26 изложен в новой редакции
В состав апелляционной комиссии входят председатель указанной комиссии и не менее 3 членов указанной комиссии. Состав апелляционной комиссии формируется из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации и не входящих в состав государственных экзаменационных комиссий.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 пункт 27 изложен в новой редакции
27. На период проведения государственной итоговой аттестации для обеспечения работы государственной экзаменационной комиссии руководитель организации назначает секретаря указанной комиссии из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации, научных работников или административных работников организации. Секретарь государственной экзаменационной комиссии не входит в ее состав. Секретарь государственной экзаменационной комиссии ведет протоколы ее заседаний, представляет необходимые материалы в апелляционную комиссию.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 28 внесены изменения
28. Основной формой деятельности комиссий являются заседания.
Заседания комиссий правомочны, если в них участвуют не менее двух третей от числа лиц, входящих в состав комиссий.
Заседания комиссий проводятся председателями комиссий.
Решения комиссий принимаются простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав комиссий и участвующих в заседании. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 29 внесены изменения
29. Решения, принятые комиссиями, оформляются протоколами.
В протоколе заседания государственной экзаменационной комиссии по приему государственного аттестационного испытания отражаются перечень заданных обучающемуся вопросов и характеристика ответов на них, мнения председателя и членов государственной экзаменационной комиссии о выявленном в ходе государственного аттестационного испытания уровне подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, а также о выявленных недостатках в теоретической и практической подготовке обучающегося.
Протоколы заседаний комиссий подписываются председателем. Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии также подписывается секретарем экзаменационной комиссии.
Протоколы заседаний комиссий сшиваются в книги и хранятся в архиве организации.
30. Программа государственной итоговой аттестации, включая программы государственных экзаменов и (или) требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и (или) защиты выпускных квалификационных работ, утвержденные организацией, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций доводятся до сведения обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
31. Государственный экзамен проводится по утвержденной организацией программе, содержащей перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен, и рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену, в том числе перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену.
По письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих выпускную квалификационную работу совместно) организация может в установленном ею порядке предоставить обучающемуся (обучающимся) возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.
Для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими выпускную квалификационную работу совместно) распорядительным актом организации закрепляется руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников организации и при необходимости консультант (консультанты).
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 33 внесены изменения
При формировании расписания устанавливается перерыв между государственными аттестационными испытаниями продолжительностью не менее 7 календарных дней.
35. Выпускные квалификационные работы по программам магистратуры и специалитета подлежат рецензированию.
Если выпускная квалификационная работа имеет междисциплинарный характер, она направляется организацией нескольким рецензентам. В ином случае число рецензентов устанавливается организацией.
36. Организация обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы.
37. Выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия (рецензии) передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 38 внесены изменения
38. Тексты выпускных квалификационных работ, за исключением текстов выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются организацией в электронно-библиотечной системе организации и проверяются на объём заимствования. Порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ в электронно-библиотечной системе организации, проверки на объём заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований устанавливается организацией.
Доступ лиц к текстам выпускных квалификационных работ должен быть обеспечен в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом изъятия по решению правообладателя производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам.
40. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, вызов в суд, транспортные проблемы (отмена рейса, отсутствие билетов), погодные условия или в других случаях, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно), вправе пройти ее в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.
Обучающийся должен представить в организацию документ, подтверждающий причину его отсутствия.
Обучающийся, не прошедший одно государственное аттестационное испытание по уважительной причине, допускается к сдаче следующего государственного аттестационного испытания (при его наличии).
41. Обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», а также обучающиеся, указанные в пункте 43 настоящего Порядка и не прошедшие государственное аттестационное испытание в установленный для них срок (в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание или получением оценки «неудовлетворительно»), отчисляются из организации с выдачей справки об обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 42 внесены изменения
42. Лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию, может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не ранее чем через 10 месяцев и не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации, которая не пройдена обучающимся. Указанное лицо может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не более двух раз.
Для повторного прохождения государственной итоговой аттестации указанное лицо по его заявлению восстанавливается в организации на период времени, установленный организацией, но не менее периода времени, предусмотренного календарным учебным графиком для государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.
При повторном прохождении государственной итоговой аттестации по желанию обучающегося решением организации ему может быть установлена иная тема выпускной квалификационной работы.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 44 внесены изменения
44. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
проведение государственной итоговой аттестации для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не являющимися инвалидами, если это не создает трудностей для инвалидов и иных обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации;
присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего обучающимся инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с председателем и членами государственной экзаменационной комиссии);
пользование необходимыми обучающимся инвалидам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
45. Все локальные нормативные акты организации по вопросам проведения государственной итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся инвалидов в доступной для них форме.
46. По письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительность сдачи обучающимся инвалидом государственного аттестационного испытания может быть увеличена по отношению к установленной продолжительности его сдачи:
47. В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организация обеспечивает выполнение следующих требований при проведении государственного аттестационного испытания:
задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются обучающимися на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту;
при необходимости обучающимся предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания оформляются увеличенным шрифтом;
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
при необходимости обучающимся предоставляется увеличивающее устройство, допускается использование увеличивающих устройств, имеющихся у обучающихся;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в письменной форме;
г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются обучающимися на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в устной форме.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 48 внесены изменения
48. Обучающийся инвалид не позднее чем за 3 месяца до начала проведения государственной итоговой аттестации подает письменное заявление о необходимости создания для него специальных условий при проведении государственных аттестационных испытаний с указанием его индивидуальных особенностей. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у обучающегося индивидуальных особенностей (при отсутствии указанных документов в организации).
В заявлении обучающийся указывает на необходимость (отсутствие необходимости) присутствия ассистента на государственном аттестационном испытании, необходимость (отсутствие необходимости) увеличения продолжительности сдачи государственного аттестационного испытания по отношению к установленной продолжительности (для каждого государственного аттестационного испытания).
49. По результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право на апелляцию.
50. Обучающийся имеет право подать в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания и (или) несогласии с результатами государственного экзамена.
51. Апелляция подается лично обучающимся в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.
52. Для рассмотрения апелляции секретарь государственной экзаменационной комиссии направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного аттестационного испытания, а также письменные ответы обучающегося (при их наличии) (для рассмотрения апелляции по проведению государственного экзамена) либо выпускную квалификационную работу, отзыв и рецензию (рецензии) (для рассмотрения апелляции по проведению защиты выпускной квалификационной работы).
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 53 внесены изменения
53. Апелляция не позднее 2 рабочих дней со дня ее подачи рассматривается на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашаются председатель государственной экзаменационной комиссии и обучающийся, подавший апелляцию. Заседание апелляционной комиссии может проводиться в отсутствие обучающегося, подавшего апелляцию, в случае его неявки на заседание апелляционной комиссии.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения обучающегося, подавшего апелляцию, в течение 3 рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии. Факт ознакомления обучающегося, подавшего апелляцию, с решением апелляционной комиссии удостоверяется подписью обучающегося.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. N 86 в пункт 54 внесены изменения
54. При рассмотрении апелляции о нарушении процедуры проведения государственного аттестационного испытания апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:
об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения государственного аттестационного испытания обучающегося не подтвердились и (или) не повлияли на результат государственного аттестационного испытания;
об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры проведения государственного аттестационного испытания обучающегося подтвердились и повлияли на результат государственного аттестационного испытания.
В случае, указанном в абзаце третьем настоящего пункта, результат проведения государственного аттестационного испытания подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения апелляционной комиссии. Обучающемуся предоставляется возможность пройти государственное аттестационное испытание в сроки, установленные образовательной организацией.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. N 86 в пункт 55 внесены изменения
55. При рассмотрении апелляции о несогласии с результатами государственного экзамена апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:
об отклонении апелляции и сохранении результата государственного экзамена;
об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственного экзамена.
Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленного результата государственного экзамена и выставления нового.
56. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N 502 в пункт 57 внесены изменения
57. Повторное проведение государственного аттестационного испытания обучающегося, подавшего апелляцию, осуществляется в присутствии председателя или одного из членов апелляционной комиссии не позднее даты завершения обучения в организации в соответствии со стандартом.
58. Апелляция на повторное проведение государственного аттестационного испытания не принимается.
*(1) Часть 4 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53, ст. 72).
*(2) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53, ст. 72).
*(3) Пункт 3 части 12 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53, ст. 72).
*(4) Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53, ст. 72).
*(5) Часть 8 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53, ст. 72).
*(6) Часть 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53, ст. 72).
*(7) Часть 5 статьи 4 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418; 2013, N 19, ст. 2311, N 27, ст. 3477).
*(8) Часть 5 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53, ст. 72).