Аудиторское заключение для налоговой что должно содержать
Статья 6. Аудиторское заключение
Статья 6. Аудиторское заключение
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ часть 2 признана утратившей силу с 1 января 2022 г.
2. Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование «Аудиторское заключение»;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ часть 2 статьи 6 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1
7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
8) указание даты заключения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
ГАРАНТ:
См. Сборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с международными стандартами аудита (версия 5/2020)
Об аудиторском заключении см. информацию Минфина России от 12 марта 2013 г. N ОП 3-2013
Информация об изменениях:
4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
ГАРАНТ:
Об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями аудиторами см. Уголовный кодекс РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона дополнена частью 6
6. С заявлением в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным вправе обращаться:
1) лица, которым адресовано аудиторское заключение (в отношении адресованных им аудиторских заключений);
Информация об изменениях:
2) Центральный банк Российской Федерации (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в отношении которых он осуществляет контроль и надзор);
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
4) государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций);
5) иные лица в случаях, определенных федеральными законами.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден
Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год
Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.
До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.
В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год
Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.
Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.
Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.
СКАЧАТЬ
перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.
Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год
В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:
Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.
Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.
Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.
Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности
Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).
В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.
Кроме того, организация, которой требуется обязательный аудит, должна внести информацию о нем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В число передаваемых в Реестр входят следующие сведения:
Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение
Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.
Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).
Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.
Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.
Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту
Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).
Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.
Аудиторское заключение в соответствии с МСА
Автор: Бровкина Наталья Дмитриевна, доцент Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ
Аудиторское заключение в соответствии с МСА: теория, практика применения к отчетности по РСБУ, типичные ошибки, квест «Найти 5 ошибок».
Оглавление
1. Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения
2. Преамбула к образцам аудиторских заключений
3. Наименование аудиторского заключения
4. Адресат аудиторского заключения
5. Подзаголовки в аудиторском заключении
7. Концепции финансовой отчетности
8. Основание для выражения мнения
9. Типы модифицированного мнения
10. Мнение с оговоркой
11. Отрицательное мнение
12. Отказ от выражения мнения
13. Сомнения в непрерывности деятельности аудируемого лица
14. Основание для выражения мнения
15. Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности
16. Ключевые вопросы аудита
17. Важные обстоятельства
18. Прочие сведения
19. Прочая информация
20. Ответственность руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление
21. Ответственность аудитора
22. Имя руководителя аудита
23. Подпись аудитора
24. Сведения об аудиторской организации
26. Представление аудиторского заключения клиенту
28. Ответы на квест
Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения
В течении 2017 года аудиторские заключения можно было составлять в соответствии с требованиями Федеральных стандартов аудиторской деятельности, если договор на проведение аудита был заключен до 1 января 2017 года:
СОСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н (ред. от 30.11.2016) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»
3. Установить, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Важно! С 1 января 2018 года составление аудиторских заключений производится только в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, вне зависимости от того, когда был заключен договор на проведение аудита.
Типичная ошибка
Выданные в 2018 года аудиторские заключения составлены в соответствии с требованиями ФСАД, или даже по еще ранее действовавшим правилам
В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения:
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности», ст. 6 <КонсультантПлюс>:
2. Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование «Аудиторское заключение»;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
8) указание даты заключения.
3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
Данный материал актуален, пока статья 6 Закона об аудиторской деятельности действует в этой редакции. При изменении редакции статьи порядок составления аудиторского заключения может быть изменен.
Поэтому МСА, регулирующие составление аудиторского заключения (МСА 700, 705 и другие) применяется в части, не противоречащей статье 6 Закона «Об аудиторской деятельности». Об этом указано в пункте 50 МСА 700:
Аудиторское заключение, предусмотренное законом или нормативным актом
(b) адресат, как того требуют условия задания;
(c) раздел «Мнение», в котором выражается мнение о финансовой отчетности и содержится указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности, использованную для подготовки финансовой отчетности, включая указание на юрисдикцию, в которой принята соответствующая концепция подготовки финансовой отчетности, отличная от Международных стандартов финансовой отчетности или Международных стандартов финансовой отчетности для организаций государственного сектора (см. пункт 27);
(d) указание на финансовую отчетность организации, прошедшей аудит;
(e) заявление о независимости аудитора по отношению к организации согласно соответствующим этическим требованиям, применимым к аудиту, и выполнении им прочих этических обязанностей в соответствии с данными требованиями. Это заявление должно указывать на юрисдикцию, в которой приняты соответствующие этические требования, или содержать ссылку на Кодекс СМСЭБ;
(f) раздел, предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 22 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;
(g) раздел «Основание для выражения мнения с оговоркой (или отрицательного мнения)», предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 23 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;
(i) раздел, который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные пунктом 24 МСА 720 (пересмотренного), и который не противоречит этим требованиям, если применимо;
(l) имя руководителя аудита в случае аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, за исключением редких случаев, когда можно обоснованно ожидать, что такое раскрытие информации может создать угрозу личной безопасности;
(m) подпись аудитора;
(o) дата аудиторского заключения.
На факт возможного отличия правил составления аудиторского заключения в соответствии с МСА и национальным законодательством указывается также в других стандартах:
Аудиторское заключение предписывается законом или нормативным актом
21. В некоторых случаях законы или нормативные акты соответствующей юрисдикции предписывают формат или формулировки аудиторского заключения в таком виде или в таких терминах, которые значительно отличаются от требований Международных стандартов аудита. В этих обстоятельствах аудитор должен оценить:
(a) не может ли возникнуть у пользователей неверное понимание той определенности, которую они почерпнут из аудита финансовой отчетности, и, если это так,
См. также МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», пункт 43.
При проведении сравнительного анализа требований МСА 700 и статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» можно сделать вывод, что существенных различий между ними нет.
Важно! В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения. Поэтому примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА, требуют адаптации в соответствии с правилами национального законодательства Российской Федерации.
При составлении аудиторского заключения требуется учитывать одновременно и статью 6 Закона 307-ФЗ и МСА 700, то есть получается такой своеобразный «микс» между требованиями Закона и МСА.
«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год» (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875)
Составление аудиторского заключения
При составлении аудиторского заключения особое внимание должно быть обращено на:
допустимость и обоснованность включения в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными требованиями к форме и содержанию его.
Типичная ошибка
Аудиторское заключение составляется четко по образцу, приведенному в МСА 700, 705 и других, без учета требований статьи 6 Закона об аудиторской деятельности.
Это неправильно! Примеры МСА следует адаптировать к требованиям национального законодательства
Аудиторское заключение – 2021
Некоторые компании заказывают аудит «не вникая в детали». Однако, такой подход может привести к негативным последствиям: некорректно оформленному заключению, нарушению сроков размещения аудиторского заключения на федресурсе и др. У нашей компании большой опыт проведения аудиторских проверок. Сегодня мы хотим познакомить вас с аудиторским заключением подробнее, чтобы Вы точно знали: чего стоит ожидать от аудиторской проверки и что нужно делать по ее завершении.
Что такое аудиторское заключение и зачем оно нужно?
По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.
По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.
Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Если компания подлежит обязательному аудиту, получить аудиторское заключение является ее обязанностью. Критерии обязательного аудита в 2021 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Кто вправе заказывать и проводить аудит и требования к аудиторскому заключению
Аудиторские услуги могут осуществлять:
При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (сейчас она одна — это Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество»).
Аудиторское заключение оказываются аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании.
Аудиторская деятельность осуществляется в том числе, в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н.
Виды и примеры аудиторских заключений
Виды, выраженных в аудиторском заключении 2020 или 2021 мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:
Модифицированное мнение в аудиторском заключении может быть выражено в форме:
Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда в редких ситуациях, связанных с наличием многочисленных факторов неопределенности, он приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать мнение о финансовой отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на финансовую отчетность.
Примеры аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в том числе и в Международном стандарте аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».
Подпись и дата в аудиторском заключении
Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.
Аудиторское заключение подписывается:
Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.
К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.
Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.
Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и руководителем (собственником) компании, заключившим договор на аудит. Причем, стороны договора должны получить не менее чем по 1 экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.
Кому, как и в какой срок предоставляется аудиторское заключение
Аудиторское заключение представляется организациями в ФНС (сейчас ФНС ведет реестр ГИР БО), а также в Федресурс, как правило, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности.
Срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта 2021 года.
Если к этому моменту, аудиторское заключение о подлежащей обязательному аудиту годовой бухгалтерской отчетности еще не готово, то его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом (то есть не позднее 31 декабря 2021 года).
Пример:
Подлежащая обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год, проаудирована и аудиторской организацией выдано аудиторское заключение, датированное 22 марта 2021 года. Такое аудиторское заключение организации следовало сдать в налоговую до 5 апреля 2021 года, что, конечно же, не позднее 31 декабря 2021 года.
Рискует ли организация, если аудиторское заключение за 2020 год не было предоставлено в ИФНС до 31 марта 2021 года?
Действительно, заполняя форму баланса организации, необходимо проставить значение в полях формы об обязательном аудите: подлежит ли организация обязательному аудиту (ДА) или не подлежит обязательному аудиту (НЕТ).
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации, ИНН и ОГРН.
Если на момент представления обязательного экземпляра отчетности в налоговый орган обязательный аудит еще не завершен и отчетность представляется без аудиторского заключения, то аудиторское заключение можно представить позже: в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2021 года. Тем не менее, в представляемой отчетности нужно проставить отметку, что отчетность подлежит обязательному аудиту.
Таким образом, по отчетности за 2020 год организация имеет возможность представить аудиторское заключение позднее 31 марта 2021 года, как и в прошлые отчетные периоды, так как согласно действующему законодательству крайняя дата представления аудиторского заключения в налоговый орган — 31 декабря 2021 г.
Тем организациям, кто опасается вопросов от налоговых органов можно подготовиться следующим образом: выбрать аудитора заблаговременно, заключить договор и составить пояснения для налоговых органов о сроках завершения обязательного аудита и представления аудиторского заключения за 2020 год.
Аудиторское заключение может быть представлено после сдачи бухгалтерской отчетности, если на момент представления отчетности проверка еще не завершена или срок представления аудиторского заключения еще не наступил.
Штрафы за не проведение аудита и непредставление аудиторского заключения
Отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) считается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности и влечет наложение штрафов (ст. 15.11 КоАП):
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица:
Более серьезные санкции могут быть наложены по инициативе отделения Центробанка по жалобе одного из акционеров АО.
Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (будьте внимательны, документ с 1 октября 2021 года утрачивает силу в связи с вступлением Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице организации в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Так, раскрытие информации не в полном объеме (непредставление аудиторского заключения), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 15.19 КоАП):
Как видим, ответственность за нарушения, связанные с аудиторским заключением, достаточно серьезная.
Образец аудиторского заключения
Законодательно утвержденной формы аудиторского заключения нет. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности разрабатывают ее самостоятельно, в соответствии с положениями действующих нормативных актов РФ.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № в том числе, Международным стандартом аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», Международным стандартом аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», Международным стандартом аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Международным стандартом аудита 706 «Разделы „Важные обстоятельства“ и „Прочие сведения“ в аудиторском заключении» и так далее, аудиторское заключение должно содержать:
Аудиторское заключение должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором. В аудиторское заключение обязательно включаются, в том числе, части, озаглавленные:
Аудиторское заключение всегда содержит указание на международные стандарты аудита.
Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений используются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.