Аутизм что за болезнь как выглядят

Аутизм у детей

Аутизм что за болезнь как выглядят. Autizm u detej. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-Autizm u detej. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка Autizm u detej.

Аутизм — что это за болезнь? Причины развития аутизма, симптомы и ранние признаки

Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.

Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, данный диагноз сомнителен.

Уровень интеллектуального развития при этой болезни может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.

Аутизм что за болезнь как выглядят. Autizm u detej simptomy. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-Autizm u detej simptomy. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка Autizm u detej simptomy.

Что это такое?

Аутизм — это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями.

Данные признаки аутизма обычно возникают с трёх лет. Если возникают похожие состояния, однако с менее выраженными признаками и симптомами, то их относят к заболеваниям аутистического спектра.

Причины аутизма

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста.

Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны привести к развитию аутизма. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины не названы до сих пор.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Симптомы аутизма у ребенка

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста (см. фото).

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:

Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:

Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Аутизм у ребенка старше 11 лет

Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду.

Аутизм что за болезнь как выглядят. Autizm chto eto. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-Autizm chto eto. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка Autizm chto eto.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Аутизм что за болезнь как выглядят. Autizm. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-Autizm. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка Autizm.

Степени тяжести

Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

1 степеньДети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.
2 степеньДети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.
3 степеньВ привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.
4 степеньДети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

Диагностика аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу.

Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Лечение аутизма

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

Что делать?

Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Аутизм что за болезнь как выглядят. Autizm u detej. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-Autizm u detej. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка Autizm u detej.

Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

Аутизм что за болезнь как выглядят. Autizm u detej lechenie. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-Autizm u detej lechenie. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка Autizm u detej lechenie.

Прогноз при аутизме

Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С 1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011—2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

Источник

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

В 1-2 года:

В 2-3 года:

В 3 года:

Признаки аутизма в 4 года и старше:

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Источник

Детский аутизм: причины, симптомы, лечение

Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

Аутизм что за болезнь как выглядят. 6d87255f51b5e3a0e0d4680c3cb65962. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-6d87255f51b5e3a0e0d4680c3cb65962. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка 6d87255f51b5e3a0e0d4680c3cb65962.

Детский аутизм. Что это такое?

Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.

Известны следующие факты:

1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);

2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;

3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;

4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;

5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.

Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.

Детский аутизм. Признаки и симптомы

Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок ведет себя так, будто он «настроен на свою волну», его сложно заинтересовать чем-либо:

Ребенок с аутизмом:

Многие дети с РАС очень чувствительны:

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ» (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.

Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.

Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается «постановкой на учет» и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.

Источник

Что такое аутизм? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ворхлик Е. В., детского психиатра со стажем в 9 лет.

Аутизм что за болезнь как выглядят. 840843 363855 vorhlik l. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-840843 363855 vorhlik l. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка 840843 363855 vorhlik l.Аутизм что за болезнь как выглядят. 840843 363855 vorhlik l. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-840843 363855 vorhlik l. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка 840843 363855 vorhlik l.

Определение болезни. Причины заболевания

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.

Как себя ощущает ребёнок с аутизмом

Признаки аутизма у детей разного возраста

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).

К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:

Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).

Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).

Интеллект у ребёнка с аутизмом

Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике.

Причины расстройств аутистического спектра

Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания «аутизм». Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория «холодной матери»).

В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:

Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).

Симптомы аутизма

Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.

Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.

Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.

Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.

Аутизм что за болезнь как выглядят. rebenok vykladyvaet predmety v ryad pri autizme s. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-rebenok vykladyvaet predmety v ryad pri autizme s. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка rebenok vykladyvaet predmety v ryad pri autizme s.

Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.

Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.

Симптомы аутизма у взрослых

Патогенез аутизма

Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.

В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.

При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными — например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.

Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.

В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.

Классификация и стадии развития аутизма

Согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:

Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС [8] :

При обсуждении классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.

После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:

Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой

РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной степенью тяжести — лёгкую и тяжёлую формы врачи не выделяют. Также не выделяются и стадии развития аутизма.

Осложнения аутизма

Среди осложнений РАС можно выделить следующие:

Нарушения поведения, самоповреждения: из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.

Невротические симптомы: у многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.

Судорожные приступы: примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.

Нарушения пищеварения: из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычках при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.

Проблемы с диагностикой других заболеваний: высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.

Диагностика аутизма

Когда нужна консультация психиатра

К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).

В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм

Возможно ли тестирование в домашних условиях

При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.

Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:

Дифференциальная диагностика

К расстройствам и синдромам со схожими с аутизмом проявлениями относят:

Лечение аутизма

Возможно ли вылечиться от аутизма

Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.

Лечение у детей

Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:

ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретения навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.

На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.

PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.

Аутизм что за болезнь как выглядят. kartochki pecs s. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-kartochki pecs s. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка kartochki pecs s.

ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.

DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное «пространство».

Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.

Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.

Аутизм что за болезнь как выглядят. sensornaya integraciya s. Аутизм что за болезнь как выглядят фото. Аутизм что за болезнь как выглядят-sensornaya integraciya s. картинка Аутизм что за болезнь как выглядят. картинка sensornaya integraciya s.

Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:

При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.

Лечение взрослых

Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.

Как жить с ребенком с аутизмом

Могут ли у аутистов быть здоровые дети

Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.

Прогноз. Профилактика

Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).

Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.

Дают ли инвалидность при аутизме

Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *