аутизм прогнозы на жизнь
Сколько живут аутисты?
Аутизм – психическое врожденное расстройство, из-за которого люди живут словно в собственном, закрытом мире. Им сложно взаимодействовать с обществом, выстраивать жизнь в соответствии с принятыми правилами. В случае тяжелой формы, присутствует эпилептический синдром и умственная отсталость.
Таких людей сложно обучать и социализировать, далеко не всегда это удается сделать на приемлемом уровне. Но родителей, услышавших в отношении своих детей слово аутизм, больше всего интересует, сколько живут с таким диагнозом.
Исследования продолжительности жизни аутистов в России и других стран мира показывают, что срок зависит от вовремя поставленного диагноза и тяжести проявлений заболевания.
Часть больных умирают, не достигнув 2 лет. Еще около 8% от всех, у кого диагностировано заболевание, не доживают до 40. При этом нужно учитывать, что непосредственно само аутическое расстройство не становится причиной смерти. Часто это — эпилепсия [1].
Продолжительность жизни
Сколько лет живут аутичные дети, люди с подтвержденным позже аутизмом, зависит, в первую очередь, от окружения, в которое они попадают.
Особенность этих больных – слабое социальное взаимодействие, непонимание простейших особенностей общения, невозможность эмпатии.
Если с особым ребенком с детства заниматься, проводить специальные занятия, обучать его принятым в обществе нормам поведения, которые обычный ребенок воспринимает опосредованно, то человек сможет встроиться в общество и полноценно прожить жизнь без осложнений, психических и физических, которые сокращают отведенные годы.
Главное для аутистов – стабильность, рутина, которая так тяжело переносится здоровыми людьми.
Четкий график дел на день, неделю, месяц. Как можно меньше незнакомцев в окружении, и следование определенным, выработанным еще в детстве правилам.
Такие принципы дают спокойствие, стабильность психики, позволяют избежать депрессий. Также не стоит забывать и о здоровом образе жизни.
Факторы, которые могут влиять на продолжительность жизни
Недавние исследования датских ученых показывают, что продолжительность жизни среднестатистического жителя европейской страны и аутиста не равны. Из-за непреодолимых психологических проблем и специфического образа жизни, страдающие расстройством люди умирают чаще и раньше здоровых [2].
Я текстовый блок. Нажмите кнопку редактирования, чтобы изменить этот текст. Разнообразный и богатый опыт постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют от нас анализа позиций.
До скольки лет обычно живут люди-аутисты, дети и взрослые, зависит от условий проживания, окружения и других факторов.
В общем, выводы датских медиков неутешительны:
Критически влияют на то, как долго живут аутисты, такие факторы:
Аутизм прогнозы на жизнь
Прогностическое заключение чаще всего можно сделать начиная с шестого года жизни. Правда, в некоторых случаях у детей со слабо выраженным расстройством и после 6 лет возможен поразительный скачок в развитии, даже без лечения. Для оценки прогноза можно использовать следующие критерии:
• IQ (прежде всего практический IQ по тесту HAWIK) (Rutter);
• выраженность общего расстройства;
• уровень развития речи, особенно ее коммуникативной функции; — продолжительность фазы эхолалии;
• развитие игрового поведения;
• школьные успехи.
В целом прогноз нельзя рассматривать как очень благоприятный, что видно ниже.
Примерно половина пациентов с аутизмом на протяжении всей жизни остаются замкнутыми. Прогноз в подростковом возрасте может ухудшаться из-за наступления эпилептических припадков, психотических фаз (предположительно экзогенных психозов), а также агрессивных проявлений, аутоагрессивных действий и ритуалов, которые в дальнейшем могут учащаться. Наиболее тяжелое проявление синдрома Каннера — нарушение социальной ориентации и адаптации (Weber).
Течение и прогноз аутистического расстройства личности (синдрома Аспергера)
Жизненные трудности этой группы людей сходны с таковыми у группы с ранним детским аутизмом и интеллектуальным развитием среднего или выше среднего уровня. Они тоже всю жизнь отличаются резко выраженным нарушением социальной адаптации.
Вместе с тем некоторым из них довольно хорошо удается профессиональная карьера, прежде всего в тех сферах, где не особенно нужно социальное взаимодействие. Многие взрослые с синдромом Аспергера в течение всей жизни остаются одинокими.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Жизнь с аутизмом в России: каковы перспективы
Доктор, депутат Госдумы от Татарстана Борис Менделевич — об аутизме
Сегодня, 14 февраля, отмечается Воскресенье аутизма. Начало этой традиции положила в 2002 году пара британцев, сыну которых поставили диагноз «расстройство аутистического спектра». Они начали информационную кампанию о проблеме аутизма, чтобы привлечь к ней внимание общественности. И теперь с их подачи каждое второе воскресенье февраля в церквях всех конфессий по всему миру молятся за детей и взрослых с аутизмом. А политики и общественники обсуждают вопросы образования и доступа к медицинским услугам для людей с аутизмом.
Депутат Госдумы от Татарстана, врач-психиатр Борис Менделевич в авторской колонке для «Реального времени» рассказывает о том, как люди с аутизмом воспринимают мир и каких изменений можно ожидать в ближайшее время в плане их социализации и лечения.
Что такое аутизм?
Для начала традиционно дам определения, чтобы каждый читатель понимал, о чем идет речь.
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. Аутизм и расстройства аутистического спектра отображены в существующей медицинской классификации болезней 10 пересмотра в пункте F84.
Как правило, диагноз ставится детям в возрасте 3—5 лет, но ранние клинические проявления бывают и у малышей до 3 лет. Его главные признаки — нарушения социального взаимодействия, коммуникации, стереотипное поведение (когда ребенок многократно повторяет одни и те же движения или ритуалы). Легкой формой заболевания считается нарушение контакта «глаза в глаза» — ребенок не смотрит на другого человека, когда к нему обращаются, и не реагирует на обращенную к нему речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке его насмешить, или же, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований. Человек с аутизмом живет как бы внутри себя, а с внешним миром коммуницирует по особенной схеме.
Есть разные виды аутизма — некоторые из них могут проявиться и позже, чем в детстве. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Важно понимать, что диагноз «аутизм» может поставить только врач-психоневролог.
Сколько людей в России с аутизмом?
Вопрос статистики в этом случае непростой. Минздрав России 2 года назад заявлял, что заболеваемость кратно увеличилась за последние годы. Так, в 2014 году в стране было зарегистрировано 13 897 больных аутизмом людей, а в 2018-м — уже 31 415.
Но есть проблемы в достоверности цифр. Есть и мнение о том, что в России аутизмом болен один человек из тысячи — а это уже на порядки большие цифры, нежели в отчетах Минздрава. И такой разброс цифр может быть связан с рядом причин.
Проблема диагностики аутизма — достаточно серьезная, ведь только диагностированный пациент имеет шансы получить квалифицированную помощь.
Откуда появляется аутизм?
Несмотря на то, что в XXI веке медицина совершает прорыв за прорывом, аутизм по-прежнему остается «белым пятном» в науке о лечении человеческой психики.
Точные причины заболевания до сих пор неизвестны. Считается, что главными предпосылками являются генетическая предрасположенность (например, когда среди родственников уже есть аутисты), перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание, инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус). Многие ученые считают, что аутизм — это наследуемая патология, которая чаще развивается у детей в семьях, где прослеживаются аутоиммунные заболевания. Известен ряд факторов токсического плана, влияющих во время беременности на женщину, которые могут способствовать появлению предрасположенности к аутизму.
Зато точно известно, что вакцинация НЕ ПРИВОДИТ к развитию аутизма. Много лет ученые из разных стран пытались выявить причинно-следственную связь между вакцинами и аутизмом. С каждым разом выборки все увеличивались, но связи не было установлено. То единственное исследование, которое появилось в 1998 году в журнале Lancet и которое утверждало прямую связь между вакцинацией и аутизмом, было в итоге отозвано из журнала и признано недостоверным, опровергнутым. Нет ничего удивительного, что такая громкая статья вызвала у других специалистов интерес, и они, в свою очередь, решили провести собственные исследования. И ни одного подтверждения этого результата найти не удалось.
Как воспринимает мир аутист?
При тяжелой форме аутизма человек часто не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий, не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных. Окружающие внешние факторы (прикосновения, свет, звук) могут оказывать на человека с аутизмом раздражающее действие, поэтому больной часто замыкается в себе и порой отказывается идти на контакт даже с близкими людьми. Он создает собственные структурные логические связи, видит мир по-своему. Его мир подчинен определенным алгоритмам, просто остальным людям эти алгоритмы чужды и не всегда понятны.
Люди с аутизмом не распознают сарказм и иронию, воспринимают информацию напрямую, им сложно считывать эмоции других людей. Даже те пациенты, у которых только легкая форма заболевания или просто расстройство аутистического спектра, испытывают сложности в социализации и в общении с другими людьми. Им, кстати, проще общаться по Сети — там, где нет необходимости улыбаться и считывать эмоции напрямую.
Лечится ли аутизм?
К сожалению, аутизм — неизлечимое состояние. Однако при должном подходе у человека с аутизмом можно развить навыки и максимально его социализировать. Развитие навыков и приспособление такого человека к жизни, как правило, включает поведенческую коррекцию, работу логопеда, развитие навыков самообслуживания и медикаментозную терапию (при необходимости). Комплексная работа действительно часто дает заметный эффект, упрощая взаимодействие с окружающей средой.
Несомненно, каждый случай специалистами изучается индивидуально, и только после принимаются те или иные решения, направленные, в частности, на коррекцию поведения. Однако достаточно немало обращений от родителей, которые не довольны существующими возможностями российского здравоохранения в этом направлении. Действительно, здесь есть куда расти и попытки уже предпринимаются.
Так, буквально пару недель назад в Минздрав России был направлен проект клинических рекомендаций по расстройствам аутистического спектра у детей, подготовленный экспертами Ассоциации психиатров и психологов. В случае одобрения проекта Минздравом российские врачи получат возможность в своих назначения опираться на научно подтвержденные данные, подчеркивают разработчики. Предполагается, что документ в корне изменит подход лечения. К примеру, авторы отмечают, что в документе четко сформулировано: на сегодня не одобрен ни один лекарственный препарат, способный влиять на ключевые симптомы РАС, и что основные методы лечения РАС — немедикаментозные: поведенческие, образовательные, психологические вмешательства.
Среди комплексных программ вмешательств рекомендованы:
А как у них?
Во многих развитых странах работа с людьми, страдающими аутизмом, поставлена на рельсы и ведется достаточно успешно. Как правило, там применяется комплекс мер, который включает как работу медицинского персонала (к примеру, педиатр, психолог, психиатр, невролог, логопед, специалисты по мелкой моторике, по общему физическому развитию взаимодействуют сообща на основе принятых стандартов), так и сообществ, активных групп, благотворительных организаций, которые помогают семье проходить этот непростой путь.
Много говорится о том, что люди, больные аутизмом, способны социализироваться. Далеко не все они, но многие из них могут жить самостоятельно — в зависимости от тяжести заболевания.
Есть популярные мифы, что среди аутистов множество талантливых программистов. Это всего лишь миф. Но правда заключается в том, что некоторые IT-компании действительно активно интересуются людьми с расстройствами аутистического спектра.
В 2011 году в Германии была основана фирма Auticon, оказывающая услуги IT-консалтинга. Она одной из первых стала активно нанимать на работу людей с расстройствами аутистического спектра. На сайте компании сказано, что в силу своих особенностей люди с синдромом Аспергера способны обнаруживать даже мельчайшие недочеты в программном обеспечении.
В мае 2013 года немецкая IT-компания SAP в рамках программы «Аутизм на работе» открыла 500 вакансий для людей, страдающих аутизмом. По мнению руководства фирмы, среди аутистов есть действительно талантливые программисты, которые благодаря склонности к упорядочиванию и усиленному вниманию к деталям лучше других обнаруживают ошибки в коде. Компания даже держит специальные реабилитационные центры, где аутисты могут получить базовые навыки, необходимые для самостоятельной жизни. В частности, их учат снимать жилье, пользоваться общественным транспортом, открывать счета в банке и заполнять документы.
В апреле 2015 года программу по найму аутистов начала и Microsoft. Сразу после открытия программы компания получила более 700 резюме и в первые дни наняла 11 кандидатов. Microsoft предлагает аутистам полную занятость и конкурентоспособную заработную плату, как и любым другим сотрудникам.
Разумеется, все эти примеры — далеко не обо всех случаях аутизма, ведь многие больные не способны не то что работать в IT, но и элементарно себя обслуживать. Однако работать над повышением качества жизни больных этим расстройством можно и необходимо.
В России вся эта работа только в самом начале пути…
Аутизм. Жестокая правда жизни.
Пятница, 3 Апреля 2020
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
· перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
· перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
· ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
· наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:
· при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
· не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
· не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
· проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
· не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
· часто устраивает истерики;
· пассивен или, наоборот, гиперактивен;
· не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.
Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:
· нарушение социального взаимодействия;
· ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).
Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.
Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.
Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.
Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.
Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:
· концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
· Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
· Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
· Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.
В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.
В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.
Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.
Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.
Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:
· достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
· нормальные навыки речи, внятность речи;
· наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
· проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
· нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
· эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.
Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.
Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:
· глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
· полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
· замедление роста головы после года;
· утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
· частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
· ухудшение координации движений;
Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
· проведение тестов со специальными опросниками;
· УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
· ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
· осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.
Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.
Что видит взрослый?
Не является признаком
С высокой долей вероятности означает
Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный
Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания
Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя
Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое
Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя
Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены
Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение
Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми
Ему сложно понять предоставленную информацию
Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса
Непослушание, гиперактивность, невнимательность
У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки
Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.
Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:
· вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
· вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
· вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.
Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:
· формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
· постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
· учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
· вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
· учат играть в ролевые игры;
· учат устанавливать эмоциональный контакт.
Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдает за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.
Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.
У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.
Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:
· задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
· синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
· тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
· шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.
Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.