авиценна биография вклад в медицину
Ибн Сина
Биография
Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.
Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.
Портрет Ибн Сины
Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.
Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.
Ибн Сина за работой
Параллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.
Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.
Философ Ибн Сина
Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.
Книга Ибн Сины
Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.
Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:
Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном.
Медицина
В Хорезме молодой врач нашел себе много друзей, а вскоре сюда прибыли его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения.
Так, на протяжении нескольких лет Хусейн и его сторонники имели возможность спокойно заниматься научными исследованиями и работами.
Врач Ибн Сина
В те годы государство запрещало вскрывать человеческие тела для изучения их строения. Нарушители закона подвергались смертной казни, но Авиценна и Масихи продолжали делать это тайно. И вот спустя некоторое время ученых пригласили в столицу на собрание к султану. Было известно, что подобные приглашения грозят ученым и поэтам смертью.
Ибн Сина и врач решили бежать. Ученые попали под страшный ураган в пустыне, заблудились, лишились пищи, воды, в результате чего пожилой Масихи умер, а Авиценна чудом остался жить. Он долгие годы скитался, скрываясь от грозного султана, менял имена, но продолжал усердно работать, писать книги.
Ученый Ибн Сина
В 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане (бывшая столица Мидии). Тогда здесь правили малообразованные эмиры, что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.
Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).
Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»
Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.
До того как Хусейн подробно объяснил строение человеческого глаза, считалось, что глаз подобен фонарику с лучами особого происхождения. За короткий промежуток времени «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси.
Философия
Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:
Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.
Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.
Литература и другие науки
Авиценна предпочитал рассуждать на серьезные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.
Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).
Рукопись Ибн Сины
Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.
Личная жизнь
К сожалению, из воспоминаний учеников великого Авиценны не удалось установить события из его личной жизни. Философом, врачом и поэтом написано множество поэм, в которых воспета женская красота, любовь, гармония, совершенство. Ибн Сина всю свою жизнь путешествовал, не имел постоянного места жительства, поэтому о его статусе семьянина можно только догадываться.
Смерть
Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.
Памятник Ибн Сине
Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.
Ибн Сина Авиценна: биография, вклад в науку
Авиценна был выдающимся персидским врачом, философом и ученым. Жил он на рубеже двух тысячелетий. Из биографии Авиценны известно, что он родился в 980 году нашей эры, а умер в 1037 году. Он был одним из главных исламских философов, его труды оказали глубокое влияние на исламское учение, предание и средневековую схоластику. Кратко биографию Авиценны Ибн Сины пересказать трудно, одно только перечисление его достижений занимает половину страницы.
Будучи ребенком, он запомнил Коран в возрасте десяти лет, и как взрослый, он написал пять трактатов, комментируя суры из Корана. Именно так утверждает биография Авиценны в Википедии. Один из этих текстов включал доказательство пророчеств, в котором он комментирует несколько коранических стихов и высоко ценит Коран. Авиценна утверждал, что исламских пророков следует считать выше философов. Ибн Сина рассматривал теологию как единственный разумный способ отличить реальное пророчество от иллюзии.
В биографии Ибн Сина Абу Али сказано, что он объединил идеи и методологию Аристотеля, неоплатонизм и другую греческую философию с монотеистической традицией ислама. Ученый первым сделал различие между Богом и Творением, чтобы избежать склонности к пантеизму. Авиценна принял теорию эманации неоплатонизма и был одним из первых, кто применил философскую логику к исламскому богословию. Письмо врача вызвало сильную реакцию общественности того времени. Тем не менее его работы стали стандартными учебниками в медресе (школах исламского мира).
Авиценна Ибн Сина. Биография
Исцеляющий королей
Будучи еще молодым, он достиг такого уровня знаний в области медицины, что его известность распространилась повсюду. В биографии Авиценны-врача говорится, что в семнадцать лет ему повезло вылечить правителя Бухары Нуха Ибн Мансура от болезни, когда все известные врачи потеряли надежду. После того как выздоровел, король хотел наградить его, но молодой врач желал только разрешения использовать уникальную библиотеку правителя. Благодарный король разрешил молодому врачу читать любые труды и книги из своей коллекции. Юноша воспользовался случаем, есть упоминание в биографии Авиценны и о его учениках, которым он передавал знания.
После смерти отца Бу Али покинул Бухару и отправился в Джурджан, где его приветствовал хаваризм-шах. Там юноша познакомился со своим знаменитым современником Абу Райханом аль-Бируни. Позже Авиценна переехал в Рэй, а затем в Хамадан, где написал свою знаменитую книгу «Аль-Канун фи-аль-Тибб». Некоторое время спустя талантливый молодой врач лечил Шамса аль-Даула, здешнего короля, от тяжелой колики.
Страсть к путешествиям
Из Хамадана он переехал в Исфахан, где завершил многие свои монументальные труды. Несмотря на то что Авиценна был уже признан на многих территориях как выдающийся ученый, он продолжал путешествовать. Чрезмерное умственное напряжение, а также политическая суматоха значительно подкосили его здоровье. Побывав во многих городах и странах, Авиценна вернулся в Хамадан, где умер в 1037 году нашей эры.
Выдающаяся личность
Он был самым известным врачом, философом, энциклопедистом, математиком и астрономом своего времени. Основным и фундаментальным вкладом в медицинскую науку была его знаменитая книга «Аль-Канун», известная на Западе как «Канон».
Научные труды
Помимо объединения имеющихся тогда знаний, книга богата оригинальным авторским откровением. Это своего рода биография Авиценны как ученого. Его важный оригинальный вклад включает в себя такие достижения, как признание заразительной природы туберкулеза, распространение болезней по воде и почве, а также взаимодействие между психологией и здоровьем. Помимо описания методов лечения и диагностики, книга описала почти восемь сотен видов лекарств и стала самой подлинной и первой фармакопеей эпохи. Ибн Сина также был первым, кто описал менингит и внес значительный вклад в анатомию, гинекологию и здоровье детей. Биография врача и философа Авиценны пестрит достижениями в разных областях науки.
Философия и религия
Энциклопедия, написанная Авиценной, называется «Китаб аш-Шифа». Книга стала монументальным трудом, охватывающим обширную область знаний от философии до науки. Он классифицировал всю область следующим образом: теоретические знания: физика, математика и метафизика; и практические знания: этика, экономика и политика. Его философия синтезирует аристотелевские традиции, неоплатонические влияния и мусульманское богословие.
Как говорится в биографии, Абуали ибни Сино также интересовался математикой, физикой, музыкой, искусством и другими точными и гуманитарными науками. Он объяснил «изгнание девяток» и его применение для проверки квадратов и кубов. Авиценна сделал несколько астрономических наблюдений и разработал устройство, похожее на вернье, чтобы повысить точность инструментальных чтений.
Его вклад в физику невозможно переоценить. Авиценна посвятил несколько трудов проблемам изучения различных форм энергии, тепла, света и механики, а также таких понятий, как сила, вакуум и бесконечность. Он сделал важное наблюдение: если восприятие света происходит из-за излучения какого-либо вида частиц источником света, скорость света должна быть конечной. Ученый предположил, что существует взаимосвязь между временем и движением, а также провел исследования по удельному весу и использовал воздушный термометр.
Работы
Аль-Кифти утверждает, что Авиценна выполнил 21 основную и 24 второстепенные работы по философии, медицине, теологии, геометрии, астрономии и тому подобное. Другой историк, Брокельман, приписывает Авиценне 99 книг, в том числе 16 по медицине, почти 70 по теологии и метафизике, 11 по астрономии и четыре по стихам.
Двумя первыми работами Авиценны, написанными под влиянием аль-Фараби, являются «Компендиум по душе», короткий трактат об интеллекте и «Философия просодиста», его первая книга по аристотелевской философии.
Позже он написал три энциклопедии философии. Написанный по просьбе его учеников, аш-Шифа, завершенный в 1027 году, был создан по образцу произведений Аристотеля. Его латинский перевод был широко прочитан средневековыми европейскими учеными.
Две более поздние энциклопедии были написаны для покровителя Авиценны Абу Яфар Ала Ад Даула. Книга знаний для Ала аль-Давла, написанная на персидском языке, предназначена для введения в философию и стала основой целью ученых и мыслителей.
Другой трактат Авиценны, аль-Ишарат ва’л-Танбихат («Указатели и напоминания»), обсуждает логику и метафизику. В двух своих работах «Аль-Инсаф» («Суд») и «Восточные люди» («Аль-Машрикьюн») или «Восточная философия» («Аль-Хикма аль-Машрикия»), написанных в конце 1020-х годов, Авиценна высказывает радикальные философские идеи, но большинство оригинальных текстов об этом были потеряны.
Авиценна написал не менее 16 работ по медицине. Его 14-томный «Канон медицины» и части энциклопедий были переведены на латынь еще в 12-м веке Жераром Кремонским, Доминикусом Гундиссалином и Джоном Авендеатом. Труды были опубликованы в Венеции. Говорят, что полные тексты на арабском языке находятся в рукописи Бодлианской библиотеки.
Философия
Сущность и Существование
Авиценна отверг классическую исламскую теологическую доктрину сотворения, а вместо этого развил неоплатоническую идею эманации. Он утверждал, что космос не имеет временного начала, но является естественным логическим продуктом Божественного. По своей природе Божественный производит упорядоченный и хороший космос, который не наследует Его во времени, только в логическом порядке и в существовании.
Авиценна разработал хронологию доказательств и логических объяснений существования Бога: мы знаем из нашего феноменального опыта мира, что вещи существуют; ни одна сущность не может существовать без причины; цепь причинности не может быть бесконечной, но в конечном итоге должна прийти к Первой причине, которой является Бог.
Бытие было разделено на три класса: необходимое, возможное и невозможное. Первопричина по своей природе необходима, и характеристики первой причины наделяют все условные сущности своими собственными потребностями в нисходящей иерархии необходимости, которая достигает кульминации во всем подлунном мире.
Авиценна провел различие между сущностью и существованием. Чтобы сущность была реализована во времени, как бытие, существование должно быть необходимым самой сущности. Эта конкретная причинно-следственная связь является неотъемлемым свойством сущности, заключающейся в том, что оно не обусловлено.
Логика и Знание
Авиценна использовал логику в служении метафизике как средство понимания исламской религиозной доктрины и даже интерпретации Корана. Логика была стандартом для оценки понятий, приобретенных четырьмя навыками разума: чувство к восприятию, удержание, воображение и оценка. Среди них воображение было ключевым, поскольку оно могло сравнивать и связывать новые явления с существующими концепциями.
Логика также может быть использована для выводов и получения новых знаний, а также для оценки обоснованности аргументов. Получение знаний было необходимо для обучения и совершенствования интеллекта, для достижения спасения. Логика также была средством передачи знаний другим.
Эпистемология Авиценны основана на теории души, которая не зависит от тела. Его Трактат о душе начинается с так называемого аргумента «летающий человек»: если человек был создан в состоянии совершенства, но слеп и неспособен что-либо воспринимать своими чувствами и отстранен в воздухе, он знал бы, что он существовал? Он не мог сомневаться в своей бытности, потому что думал, но он не смог бы подтвердить существование своего физического тела. Этот аргумент используется для подтверждения существования души и ее способности осознавать себя независимой от тела.
Десять интеллектов и человеческий разум
В рассказе Авиценны о сотворении мира, происходящем из Аль-Фараби, сотворение мира основывается на Первопричине, или Первом Разуме. Начальный Интеллект, созерцая необходимость своего существования, порождает Второй Интеллект. Созерцая свое излучение от Бога, оно порождает Первый Дух, который оживляет Сферу Сфер, то, что мы считаем вселенной. Созерцая себя как обреченную сущность, то есть как нечто, что могло бы потенциально существовать, она порождает материю, которая наполняет вселенную и формирует Сферу Планет, которые Авиценна называет Первыми Небесами в аль-Фараби.
Это тройственное созерцание устанавливает первые стадии существования и продолжается, порождая последовательные интеллекты, которые создают между собой две небесные иерархии: Высшую Иерархию Херувимов и Нижнюю Иерархию, называемую Авиценной «Ангелами Великолепия». Эти ангелы оживляют небеса, они лишены всяких чувств и обладают воображением, которое помогает им желать интеллекта, из которого они пришли. Их тщетный поиск воссоединения с этим Высшим Разумом вызывает вечное движение на небесах. Они также вызывают у людей пророческие видения.
Ангелы, созданные каждым из следующих семи Разумов, связаны с другим телом в Сфере Планет. Это Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Последний из них имеет особое значение, так как он связан с Архангелом Гавриилом.
Этот Девятый Разум появляется на шаге, настолько удаленном от Первого Разума, что возникающее из него излучение взрывается на фрагменты, создавая не новую небесную сущность, а человеческие души, обладающие сенсорными функциями, которых не хватает Ангелам Великолепия.
У Авиценны человеческие умы сами по себе не были сформированы для абстрактного мышления. У людей есть только потенциал для интеллекта, и только свет от «Ангела» дает им возможность реализовать этот потенциал. Этот человеческий интеллект является десятым в небесной иерархии. Степень, в которой ангелы освещают умы, варьируется. Пророки посвящены настолько, что обладают не только разумом, но и воображением и способностями, которые позволяют им передавать свою высшую мудрость другим. Некоторые получают меньше, но достаточно для написания, обучения, принятия законов и содействия распространению знаний. Другие получают достаточно для собственной реализации, а третьи получают еще меньше.
Лекарственные средства
В труде ученого классифицированы и описаны заболевания, он изложил их предполагаемые причины, основы гигиены и методы лечения. Несколько разделов книги посвящены простым и сложным лекарствам, а также функциям разных частей тела. Авиценна первым догадался, что туберкулез заразен, описал методы предохранения от заболевания. Также врач описал симптомы и осложнения сахарного диабета и разделил болезнь по степеням тяжести.
«Канон» был переведен на латынь в двенадцатом веке и оставался основным учебником для студентов-медиков в Европе в течение нескольких веков. В музее в Бухаре есть экспонаты, посвященные выдающемуся ученому: хирургические инструменты того периода и картины пациентов, проходящих лечение.
Авиценна интересовался влиянием разума на тело и много писал о психологии, вероятно, оказывая влияние на Ибн Туфайла и Ибн Баджу. Ученый, вместе с такими философами и учеными, как Разес, Ибн Нафис, Аль-Захра и Аль-Ибади, признан выдающимся деятелем, внесшим неоценимый вклад в становление ранней мусульманской медицины.
Поэзия
Произведения Авиценны очень многогранны. Стихи написаны на арабском и персидском языках. Самая знаменитая арабская поэма Авиценны описывает нисхождение Души в Тело из Высшей Сферы.
Выдержки из стихов Авиценны:
Влияние
Основная работа Авиценны, аш-Шифа (The Cure), была переведена на латынь в Испании XII и XIII веков (Толедо и Бургос). Его идеи, особенно о природе души и разнице между существованием и сущностью, оказали важное влияние на средневековую схоластическую философию. Это вызвало серьезные споры в римско-католическом мире, и «авиценнизм» был запрещен в Париже в 1210 году. На работу Фомы Аквинского повлияла метафизика Авиценны.
В исламском мире, где он также вызвал обширные споры, Авиценна создал разумную философскую систему, основанную на исламском богословии. Спустя десятилетия после его смерти два исламских богослова аль-Газали и ал-Шахрастани возмутились его подходом и совершили ряд обоснованных нападок на философские представления Авиценны. Но, несмотря на противников, аль-Шифа (The Cure) и аль-Ишарат ва’л-Танбихат («Указатели и напоминания») стали стандартными философскими текстами в исламских школах.
Сухраварди Мактул, суфийский мистик, позже основавший философию просветителей, использовал большую часть работ Авиценны как фундамент своего собственного учения. В более поздней иранской традиции комментаторы добавили мистическую проницательность к его идеям, и он стал считаться мистическим мыслителем.
Ибн Сина (Авиценна): король медицины
Одним из величайших учёных в истории исламского мира признан врач, философ и поэт Абу Али Хусейн ибн Сина (Абугалисина), в западном мире более известный как Авиценна.
Его считают одним из наиболее авторитетных учёных своего времени не только на мусульманском Востоке, но и во всём мире.
Детство и юность
Ибн Сина родился в 980 году (по Хиджре) в селении Ашфана, расположенном в 30 км от Бухары. С юных лет он удивлял своим талантом и уникальными способностями. В возрасте 10 лет Авиценна уже стал хафизом Священного Корана. Кроме того, он активно изучал и светские науки, такие как философия, астрономия, литература. Но более всего Ибн Сина преуспел в медицине, которую осваивал самостоятельно. Когда Авиценне исполнилось 16 лет он стал личным лекарем эмира Бухары Нуха ибн Мансура. Тогда юноша получил доступ к местной библиотеке, в которой активно занялся изучением медицины.
Вклад Авиценны в медицину
Многие труды Ибн Сины о признаках различных заболеваний пережили многие столетия и остаются актуальными и в наши дни. В частности, он рассматривал симптом заболевания в комплексе с другими проявлениями болезней. Изучение всех имеющихся симптомов, как полагал учёный, способствует определению верного диагноза и назначению лечебных процедур. К тому же Авиценна разделил все кровеносные сосуды в теле человека на пульсирующие (то есть артерии) и находящиеся в покое (вены).
В своём труде «Канон врачебной науки» он описал более 700 лекарственных веществ, рассмотрев их общие и целебные свойства. Около 150 растений, описанных им, применяются и в современной медицине. Также в наиболее известном своём трактате описывает признаки и процедуру лечения рака. Кроме того, Ибн Сина приводит симптомы вывихов, ожогов и мелких ранений, а также способы вправления суставов, которые в западной медицине именуют «методом Авиценны». Именно он вывел различия между холерой и чумой, а также описал проказу.
Работа «Канон врачебной науки» снискала для Ибн Сины мировую известность. Она отличается простотой описания болезней, а также способов их лечения.
Большое внимание Авиценна уделял и профилактике болезней. Именно поэтому он призывал к соблюдению правил личной гигиены, которые прописаны в его труде «О гигиене». Для поддержания чистоты своего тела Ибн Сина настаивал на необходимости регулярно совершать омовение и остерегаться прикосновения к грязным предметам. В целях профилактики болезней он также рекомендовал постоянно заниматься физкультурой, называя её важнейшим условием здоровья тела. Ибн Сина описал физические упражнения для людей разных возрастов. Немаловажную роль для укрепления здоровья он отводил режиму питания и сна.
Психология Авиценны
Большую роль учёный сыграл и в развитии психологической науки. Основная идея его воззрений – утверждение о зависимости психологии человека от устройства его тела. Авиценна выделил 4 основных типа характера человека: горячий, холодный, сухой и влажный. Эти виды в современной психологии соответствуют темпераментам.
Изучению эмоций также отводится немаловажная роль в трудах Ибн Сины. Их он рассматривал как оживляющие душу механизмы, оказывающие влияние на тело человека. Эмоции, по его мнению, способны оказывать влияние на индивида, вызывая определённые изменения. Именно Авиценна первым описал метод психодиагностики, характеризующийся учащением пульса при воздействии внешних факторов. Он провёл и первые эксперименты по психологии эмоций. Суть опыта состояла в том, чтобы кормить двух баранов одинаковой пищей. Но один из них питался в обычных условиях, а возле другого привязывали волка. В результате эксперимента второй баран похудел и умер. Именно этот опыт стал подтверждением влияния эмоций на организм человека.
Ибн Сина и литература
Многие свои произведения, среди которых «Газели», «Касыды», «Бейты», «Поэма о медицине», Авиценна писал четверостишиями и рубаи. В «Газелях» он пишет:
Примечательно, что в конце этого произведения встречается фраза «уединись, как Бу Али», под которым автор подразумевает Али ибн Абу Талиба (р.а.) – зятя Пророка Мухаммада (с.г.в.) и четвёртого праведного халифа. Тем самым Авиценна призывает последовать примеру великого сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.).
Труды Ибн Сины оказали большое влияние на развитие арабской и персидской литературы. Известный поэт Омар Хайям даже называл Авиценну своим учителем.
Политическая философия
Избрание правителя в мусульманской общине после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.) раскололо умму на суннитов и шиитов. Довольно-таки долгое время этот вопрос был «ахиллесовой пятой» в Арабском халифате и часто приводил к конфликтам. И Ибн Сина не мог его обойти стороной.
По мнению величайшего мыслителя, избрание правителя в мусульманском мире должно стать результатом компромисса между авторитетными людьми. Как считал учёный, властитель должен обладать следующими качествами: храбрость, наличие организаторских способностей, знание религиозных канонов, справедливость. Если существующий правитель обладает всеми указанными качествами, то подданным следует ему беспрекословно подчиняться, а если же он им не соответствует или нарушает их, то данная обязанность снимается с людей.
Авиценна писал, что общество – это совокупность людей, имеющих свои уникальные особенности и умения. Любое общество нуждается в сотрудничестве, в противном случае оно может увязнуть в смутах и нестабильности. Для того чтобы социум развивался, он нуждается в надёжном владыке, который должен блюсти интересы всех слоёв населения и обладать должным авторитетом. Если же обществу удастся прийти к компромиссу и избрать правителя, соответствующего всем необходимым качествам, то тогда, как утверждал Авиценна, оно будет свободным от смут и мятежей.
Вклад Ибн Сины в мировую науку трудно переоценить, так как его труды, написанные 1000 лет назад, остаются актуальными и в наши дни. Знаменитый учёный стал неотъемлемой частью Золотого века исламской мысли, который подарил миру множество великих умов.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Абу Али Хусейн Ибн Сина – врач, философ, батынит, которая относится к секте карамитов, учение которого берет свои суждение от многобожников зороастрийцев маздакитов, состоящее в том, что Священные тексты имеют тайный смысл. Имамы делали ему такфир по той причине, что он был убежден в том, что вселенная вечна, о чем говорили безбожники-материалисты; отрицал телесное воскрешение; не верил в существование ангелов и джинов, тем самым отвергая аяты Корана, в которых они упоминаются; отрицал ад и рай, говоря что это пророки обольщали ими свой народ; обвинял некоторых пророков во лжи; ругал сподвижников и прочее, о чём он писал в своих трудах.
Ислам, Не объясняй им)))эти фашисты всё хорошее пытаються причислить Исламу а всё плохое обелить))превращают всех в вассалов Арабов)Степной Ислам не канон))тот был мусульманином когда не был))но одно правда,то был Золотой Век,не века для ислама,тогда там ещё выдающиеся люди встречались.А потом всех религиозные мракобесы-тираны истребили и по итогу мусульманские страны это-дикари,недолюди,отставшие во всём и поставщики мигрантов.