автор или жертва в своей жизни
Автор или жертва — кто ты в отношении своей жизни?
Существуют две основные позиции по отношению к жизни: позиция жертвы (похоже на жертву Карпмана) и позиция автора. Различие между ними очень простое — у автора фокус внимания на том, на что он (автор) может повлиять, а у жертвы скорее эмоции в адрес того, на что жертва повлиять не может.
Делать жертва и автор могут одно и то же, при этом мироощущение совсем разное, да и результат разный.
Например, человек утром забывает взять зонт и попадает под проливной дождь. Жертва в этом случае будет злиться на дождь, позвонит маме и порыдает в трубку (может даже обидеться, что мама не напомнила взять зонт), еще позлится, пообижается, ну и так далее. Кстати, на месте мамы может быть и муж, и сестра, и подружка (здесь это не суть важно). И то, что жертва в этом случае заваливается в треугольник Карпмана и начинает искать спасателя, здесь тоже не суть важно. Такая у нее, жертвы, работа.
Что будет делать в этом случае автор? А автор в этом случае будет думать: а) можно ли где-то рядом купить зонт? б) а не вызвать ли такси, чтобы быстренько доехать до работы? в) есть ли какие-то приложения для мобильного, которые выдавали бы напоминания в случае плохой погоды и напоминали взять зонт?
Пример немного утрированный, но надеюсь, понятный.
Еще, когда человек находится в позиции автора по отношению к собственной жизни, у него есть привычка такая хорошая — привычка ставить цели, большие и мелкие. Это очень помогает достичь того, чего хочется, и выброить из жизни лишнее.
Когда человек понимает, к чему он движется, его сложно вывести из равновесия. И окружение корректируется. Зачем мне общаться с этим человеком? А нужно ли мне с ним общаться вообще? А что я потеряю, если я откажусь от общения с этим человеком?
И если на работе склочная сотрудница пытается втянуть такого человека в конфликт, он в первую очередь подумает: А нужно ли это мне? А зачем это мне? И есть большая вероятность, что сотрудница просто отстанет. Когда тебя пытаются пробить на эмоции, а эмоций нет, то что с тебя взять-то?
Жертва сама не заметит, как завелась и завалилась в эмоции. Нужные не ей, и выгодные не ей.
Если уж речь зашла об эмоциях. Когда человек учится отвечать для себя на этот простой вопрос «Зачем?», непродуктивных эмоций в его жизни становится меньше. Энергии больше. Результатов больше. Эффективность повышается.
Есть такая мотивирующая цитата (автора не помню): Если у тебя нет своих целей, то ты обречен работать на цели других людей.
Моя интерпретация. Если в коммуникации с другими людьми ты не ставишь для себя четких понятных целей, то тебя несет. В большинстве случаев — не туда, куда нужно.
Кстати, и жертвы, и авторы ходят на тренинги по личностному развитию. Только автор выходит с тренинга и бежит применять полученные навыки. Жертва долго и нудно меняет мышление и ждет, когда же изменения произойдут сами собой.
Автор ставит цели и думает, как их достичь, и тогда вселенная действительно помогает (не делает все за него, а подкидывает ресурсы). Жертва ждет, когда же на нее снизойдет счастье. И обычно почему-то ничего не снисходит. Тогда жертва будет рассказывать, что тренинги не работают. «Не помогло», — скажет жертва.
У всего этого есть очень хорошая новость. Позицию автора в себе можно вырабатывать. Это не за один день происходит, но это возможно. Отслеживать, какие реакции проявляются в разных контекстах, и задавать себе вопрос: Кто я сейчас — жертва или автор своей жизни? Второе, согласитесь, даже звучит как-то приятнее и почетнее, что ли.
Автор и Жертва
Люди в мире делятся на два типа: Авторов и Жертв.
Жертва верит в рок, судьбу, эгрегора и другие высшие, мистические потусторонние силы, которые управляют его жизнью. Также Жертва перекладывает ответственность на вполне материальные факторы: правительство, окружающих людей, начальника, обстоятельства. Автор верит, что он сам определяет свою судьбу.
— Я должен верить, что я хозяин своей судьбы. Ведь, без надежды нельзя.
Автор любит окружающих и заботится о них. Жертва ищет любви, жаждет быть любимой.
Автор требователен к себе и снисходителен к окружающим. Жертва требовательна к другим и жалеет себя. Автор сочувствует недостаткам окружающих. Жертва осуждает недостатки окружающих.
Автор живёт по принципу быть: «Я могу быть мудрее», «Я могу быть спокойнее», «Я могу быть искреннее». Жертва живёт по принципу иметь: «Если бы я имел умного начальника», «Если бы я имел послушных детей», «Если бы я имел больше времени».
Автор меняется «изнутри-наружу»: сначала меняется сам, чем меняет мир. Жертва меняется «снаружи-внутрь»: сначала меняется что-то вне его, затем он подстраивается под это изменение.
Автор расширяет круг влияния и сужает круг забот. Жертва расширяет круг забот и сужает круг влияния.
Автор активен, Жертва пассивна. Автор проактивен, Жертва реактивна. Автор ставит и достигает цели. Жертва действует в соответствии с обстоятельствами, ожиданиями и требованиями других людей.
Жертва плывёт по течению, если конформист, или против течения, если нонконформист. Автор плывёт туда, куда нужно плыть.
Автор берёт на себя обязательства и выполняет их. Жертва избегает обязательств, а взятые на себя обязательства часто не выполняет.
Автор берёт на себя ответственность. Жертва избегает ответственности.
Автор ищет решения. Жертва ищет проблемы.
Автор подаёт примет и заряжает энергией. Жертва критикует, судит и отнимает энергию.
Локус контроля
Научные исследования показали, что больные-интерналы более информированы о своем физическом состоянии и стремятся получить больше подобной информации от врачей и медсестер, чем аналогичные больные-экстерналы. Отмечаются связи интернальных убеждений с поведением, нацеленным на профилактику болезней зубов и десен; результативным участием в программах снижения веса; одобрительным отношением к прививкам; участием в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соблюдением разного рода рекомендуемых медиками режимов. Даже пользование ремнями безопасности более характерно для интерналов, чем для экстерналов.
Интерналы обычно более компетентны, осведомлены и образованы, чем экстерналы. Это связано с тем, что интерналы верят в свою способность влиять на окружающий мир, поэтому они более активно стремятся получать информацию об устройстве мире.
Учёные выяснили, что интерналы более стойкие к влиянию других людей. Их согласие или отказ более обдуманы и обоснованы. Экстерналы же реагируют более рефлекторно, автоматически и чрезвычайно восприимчивы к информации из авторитетный источников, то есть воспринимают её абсолютно не критично.
Экстерналы стремятся к немедленному вознаграждению за свои усилия. Интерналы способны ждать, действовать на перспективу. Эктерналы не способны получать полное удовлетворение от своих достижений, поскольку они видят причины больше во внешних факторах.
Было установлено, что авторитетный стиль родительского поведения, обучение детей управлению эмоциями, непротиворечивость требований к ребёнку способствуют формированию интернальности. А в бедных семьях, с низким уровнем образования родителей, дети более экстернальны.
Примеры
Бекки Зербе в эссе «День, когда я решилась на развод. И необычный совет, изменивший моё решение» описывает свою трансформацию из Жертвы ужасного мужа в Автора своей семьи благодаря мудрому совету своей матери.
В разделах Люди и Кино много примеров людей в позиции Автора.
HR-СТАТЬИ
Позиция автора и жертвы
Вашему вниманию отрывок из замечательной книги «Заткнись и делай». Кто такие жертвы? Как часто я одеваю эту футболку? Как ее сменить и стать автором своей жизни? На эти действительно очень важные для нашей жизни вопросы очень доходчиво объясняет автор Пол Макги.
Вот два вопроса, которые я всегда задаю на лекциях и семинарах. Первый: «Водите ли вы машину?» Второй: «Одевались ли вы этим утром?» Если на оба вопроса вы ответили утвердительно, то должны принять такой факт: большинство вещей в жизни мы делаем, всерьез о них не задумываясь.
Долго ли вы размышляли сегодня утром над тем, что надеть? Рассматривали все плюсы и минусы обуви? Если нет, то у вас, похоже, «синдром автопилота».
Нам тоже в каком-то смысле предстоит путешествие. Только я прошу вас очень внимательно следить за тем, где вы и как сюда попали. Чтобы сделать первый шаг на пути S.U.M.O., надо убедиться, что вы нажали на паузу, выключили автопилот и теперь честно оцениваете свою жизнь. Для этого предлагаю вам ответить на три вопроса.
Если хотите знать, кто несет ответственность за вашу жизнь, посмотрите в зеркало.
В этом вся проблема. Наше общество и культура не всегда поощряют такую точку зрения.
Давайте будем честны с собой. Можете ли вы спокойно встать и признаться: «Я беру на себя полную ответственность за свою жизнь»? Давайте разберемся, почему многим людям сложно это произнести, а иные и вовсе с пеной у рта будут доказывать обратное. Я называю это кризисом ОКД.
Великий ОКД-кризис
Я встречал людей, уверенных, что их жизненные обстоятельства никак не связаны:
За остальное они согласны нести ответственность.
Когда в жизни что-то складывается не так, как хочется, они разыгрывают карту ОКД — Обвини Кого-нибудь Другого. «Что же я мог сделать? — спрашивают они. — Это не моя вина. Виноват кто-то другой».
Они не просто достают карту ОКД, но и надевают особенную футболку.
Не понимаете? Сейчас объясню.
Представьте на минуту, что на вашей футболке написано, что вы чувствуете или как себя воспринимаете. У одних на футболках будет надпись «Я уверен в себе» или «У меня все отлично», а у других — «Мне не хватает веры в себя» или «Ненавижу людей» (мне доводилось встречать таких персонажей). Люди с картой ОКД носят футболки с надписью «Жертва». Они обычно думают:
Надевал ли я когда-нибудь футболку жертвы? Еще бы. Я не сдал экзамен по географии и винил во всем учителей, пока кто-то не заметил, что у некоторых учеников хорошие оценки.
В начале карьеры я винил экономику в том, что не могу достичь успеха. Ситуация тогда была не совсем плохой, но мне легче было винить во всем внешние факторы, чем анализировать собственные действия и решения.
Недавно мне не удалось стать главным спикером на огромной конференции по продажам. Я очень много времени и сил потратил на то, чтобы убедить организаторов в том, что именно я идеальная кандидатура для столь престижного мероприятия. Но в ответ я получил только «нет, спасибо». Эта новость огорчила меня до глубины души, еще сильнее я расстроился, когда узнал, кого выбрали вместо меня. Я ворчал про себя: «Это несправедливо… я гораздо лучший спикер». Только спустя несколько часов я осознал, что успел залезть в футболку жертвы.
Почему же мы надеваем футболку жертвы?
Нам хочется это сделать по четырем причинам.
Вам кажется, что нет другого выбора. «Все так сложилось, и я ничего не могу поделать» — это мантра людей, которые играют роль жертвы. Вы становитесь фаталистом и смиряетесь со своей печальной участью.
Низкая самооценка и недопонимание самого себя. Каждый из этих факторов искажает ваше видение ситуации. Ваша самооценка страдает из-за «жизненных катаклизмов». Мы все становимся уязвимыми после сильных потрясений, таких как развод, увольнение или серьезная болезнь. Все это может уничтожить вашу веру в себя, а от нее сильно зависит ваше мышление и самоощущение.
Это превращается в привычку. Некоторые люди так часто надевали футболку жертвы, что теперь даже не замечают ее. В их гардеробе можно встретить эти футболки всех цветов и размеров: каждая на определенный случай.
На самом деле людям нравится ходить в этой футболке. Мои исследования показали, что футболка жертвы, бывает, приносит определенную выгоду:
Когда у меня развился синдром хронической усталости, я отказался от руководящей должности и стал получать пособие по инвалидности. Жизнь казалась совсем несправедливой, и я носил футболку жертвы. Я приходил за пособием в тот же день, когда и пенсионеры за своими выплатами. Мне было двадцать четыре года. Разговоры о погоде и цене на консервированную фасоль стали неотъемлемой частью моей жизни и, прямо скажем, не делали меня счастливым. В итоге я решил, что пора выходить из этого общества обиженных судьбой и сфокусироваться на всем хорошем, что осталось в моей жизни. Я был поражен, когда понял, сколько в ней всего замечательного. К примеру, я осознал, насколько мне повезло с потрясающей женой и верными друзьями. Мы все еще жили в своем доме, и я начал ходить на литературные курсы. Мы даже ездили куда-нибудь на выходные благодаря чьей-то щедрости.
Как сменить футболку
Для начала вы должны действительно на это решиться. Затем вам нужно выбрать новую футболку с другим посылом. Я предлагаю вам надпись S.U.M.O. Надевая такую футболку, вы решаете перестать быть жертвой и взять на себя ответственность. Если вы хотите, чтобы ваша жизнь складывалась иначе, вам нужно научиться делать другой выбор и предпринимать иные действия. Дальше вы узнаете, как это сделать, но прямо сейчас начните с того, что будете следить за своим языком. Очень важно избавиться от лексики жертвы и заменить ее фразами в духе S.U.M.O. Приведу несколько примеров. Вы можете предложить свой вариант к последней фразе.
По существу
Давайте я честно расскажу, что значит смена футболки. Для этого я отвечу на два самых распространенных вопроса, которые задают при обсуждении этой темы.
Снять футболку жертвы — значит взять на себя полную ответственность за все, что случилось, даже если в том нет моей вины? Нет. Снять футболку жертвы — значит взять на себя ответственность за вашу реакцию на событие. Вы не должны себя винить в случившемся, но вам надо ответственно подойти к своему будущему. Но как быть, если я уверен, что со мной действительно несправедливо обошлись? Вы предлагаете просто смириться? Нет, ни за что. Суть не в том, чтобы быть беспомощным. Вы можете быть «жертвой», но воспринимать себя как человека, который хочет жить дальше. В случае необходимости вы обязаны отстаивать свои интересы и делать все, что в ваших силах, чтобы не допустить неадекватных действий со стороны других лиц или организаций.
Ваша жизнь никогда не улучшится, если вы не избавитесь от этой футболки. Изменения случаются не тогда, когда благоприятно складываются обстоятельства. Они происходят только тогда, когда вы решаете сделать обстоятельства благоприятными.
Выключите автопилот и начните управлять своей жизнью.
ВЫВОДЫ
Нет — синдрому автопилота, да — самоанализу.
Нет — карте «Обвинить кого-нибудь другого», да — личной ответственности.
Нет — упущенным возможностям, сожалениям и стагнации; да — реализации собственного потенциала, развитию своих талантов и личностному росту.
Нет — позиции пассажира, да — роли управляющего собственной жизни.
Нет — лексике жертвы, да — языку S.U.M.O.
Нет — жалобам о лучшей жизни, да — созданию лучшей жизни.
Книга любезно предоставлена HR-Академикам издательством Манн, Иванов, Фербер
Жертва vs. Автор
Ни советов ни рекомендаций здесь не будет, не будет выводов или подробных объяснений причин. Это простое описание наблюдений, в первую очередь за собой, но и за теми с кем я встречаясь взаимодействую как в профессиональном контексте, так и в повседневном. Наблюдения собирательные в виде образов и метафор. Героев два: первый – Жертва, второй – Автор.
Так уж вышло, что слово Жертва – женского рода, а Автор – мужского. Сексизма с моей стороны здесь нет. Женщин я люблю и отношусь с любовью, трепетом и заботой в той степени, что раскрыта и знакома мне. По поводу полов жертвы и автора, скажу что всё, что вы прочтёте ниже, и в чём, возможно, частично или целиком встретите себя – всё это в абсолютно равной степени относится как ко многим мужчинам, так и ко многим женщинам. Дело совсем не в половых различиях. Дело только в тех условных базовых психологических программах, которыми функционирует человек. Одни программы при этом несут страдание, боль, серьёзность, тяжесть, манипулятивную обусловленность, а другие радость, лёгкость, благодарность и любовь. Но об этом чуть дальше.
А теперь поставим наших героев в разные контексты-обстоятельства и посмотрим на вселенную вместе через их призмы – иллюминатор Жертвы и открытый кадиллак Автора.
Умение пребывать в нежелательном, неблагоприятном
Автор
Встречая нежелательное, умеет смотреть на себя как на причину, как на исток происходящего. Умея смотреть на себя как на причину, умеет замечать и признавать собственную нечувствительность и ошибки. Признав собственную нечувствительность, открывает возможность для чувствительности и подобные грабли впредь не встречает. А если встречает, учится даже в нежелательном обнаруживать красоту и радость. И оказывается – такое возможно.
Встречая долгожданное, желанное
Жертва
Встречая радость, встречая похвалу, любовь, порядочность, уважение, заботу окружающих людей, осознанно или нет, но жертва склонна приписывать заслуги происходящего всегда себе: своему уму, красоте, мудрости, навыкам, заслугам, телу. «Это я такая красивая, поэтому меня любят». «Это я такой умный, поэтому у меня так много хороших друзей». «Это я такой мудрый, поэтому сын у меня учится на пятёрки, ведь гены – мои». Порой у жертвы встречается зеркальное поведение: жертва может бояться и отталкивать любую заботу или похвалу, нарочито отрицать свои заслуги. Но суть такого отрицания та же – сильная, страстная к ним привязанность.
Автор
Благодарит за чудо, за возможность встречи с подобным. Умеет видеть красоту и глубину того кто испытывает к нему радость, любовь, заботу: тот кто испытывает любовь – дело всегда в нём, это он такой, что ему доступно это испытывать. Автор разучился приписывать заслуги себе в каком бы то ни было контексте, но здесь это не ложная скромность. Успехам тех кто рядом умеет радоваться на столько же на сколько и своим: не видит границы между радостью за себя и за близкого.
Встреча с ошибками
Жертва
Пеняет на кого угодно вокруг, причины неудач умеет умело сваливать на окружение. Жертва не готова открыто признавать свою ошибку. Поэтому навостряется миллионом и одним методом, как объяснить свою непричастность или невиновность. Жертва – лучший адвокат. Ошибок боится и тщательно избегает. Из-за этого испытывает перманентный страх и тревогу, зачастую того не осознавая. В заметании следов жертва достигла совершенства и в состоянии убедить не только окружающих, но и порой саму себя, перевернув простые жизненные факты буквально наизнанку и умудрившись в них уверовать, лишь бы нивелировать собственные косяки.
Автор
Видит ошибки неизбежной частью жизни. Падая, автор умеет подниматься, не оглядываясь на прошлое. И даже если поднявшись, автору больно и нелегко сделать следующий шаг – если в шаге есть жизненная необходимость, ничто во вселенной автора остановить не сможет. Автор умеет деликатно лавировать в меняющихся обстоятельствах, изменять стратегию, планы, бросать то что казалось разумным и неоспоримым буквально мгновение назад, автор остаётся текучим как вода. Будучи буквально встроенным в саму жизнь, чувствуя жизнь глубоко, автор умудряется радоваться даже ошибкам, извлекая из них непосредственный опыт.
Встречая незапланированное
Жертва
Паникует. Склонна закрываться, буквально как страус – головой в песок. Прерывает любую деятельность и окукливается как спора, замирает, столбенеет. Может начать суетиться, выплёскивая суету наружу в виде активных назидательных команд, советов – усиливает контроль за всем что происходит снаружи до доступного жертве предела. Происходящее не осознаётся. Как только градус незапланированности падает, до привычно комфортного – жертва может опомниться и заметить, что какое-то время буквально пребывала как во сне. Незапланированное избегается. Это связано со страхом ошибок и страхом потери ощущения контроля, безопасности. Жертва предпочитает закрываться, обосабливаться, прерывать и избегать любых контактов – лишь бы сохранить статус-кво – статус жертвы.
Автор
Планам предпочитает их отсутствие, но и не избегает планирования, если в этом есть потребность. В отсутствии планов ощущает себя как рыба в воде. Автор явно видит всю иллюзорность и тяжесть контроля; сопротивлению предпочитая любопытство, игру, лёгкость. Умеет быть легко в самых острых ситуациях и меняющихся обстоятельствах, отчего жизнь отвечает автору тем же – лёгкостью. И ситуации вместе с обстоятельствами могут разрешаться буквально волшебным никак неописуемым словами или логикой способом.
Намечая и воплощая намеченное
Жертва
Активно планирует, скрупулёзно продумывая мельчайшие детали. Жертва склонна в первую очередь тратить время на продумывание самого незначительного и маловажного, к самому острому и ценному переходит в последнюю очередь, зачастую уже в собственными руками сконструированном состоянии усталости, упадка сил, запросто может довести себя до апатии так и не сделав первого шага. Жертва склонна спешить, и активно стремиться к цели. Спешка ведёт к ошибкам, и порой к потере удовлетворения от процесса. Умеет прятаться от насущных задач за рассеянностью, упадком сил, леностью. Жертва склонна зацикливаться, сталкиваясь с сиюминутным тупиком, а тупиков случается очень много, как раз от того, что жертва не умеет отсеивать зёрна от плевел, центр от периферии. Занимаясь незначительным, жертва автоматически не видит в этом смысла, не видит отдачи, поскольку вместо того чтобы вкладывать ресурс в самое острое, необходимое и ценное на данный момент – ресурс сливается в незначительные мелочи. В целом жертва редко ощущает удовлетворённость от почти любых повседневных занятий. И не с проста: когда центр не обнаружен, сложно ощущать удовлетворение. Жертва не умеет себя чувствовать и, соответственно, не умеет вовремя сделать паузу для отдыха, отчего в определённый момент в деятельности пропадает всякое содержание, она происходит в холостую. Жертва не умеет оставлять намеченное, даже если это потеряло актуальность, оставив дело, жертва испытывает вину и угрызения совести. «Все дела нужно завершать, а если не завершаешь, то лучше и не браться» – подобный лозунг как нельзя лучше характеризует взгляд жертвы.
Автор
Разучился спешить, но научился не спешить. Какие бы острые и насущные дела не реализовывались, автор умеет оставаться в покое. Порой и с автором случается спешка, но автор умеет вовремя остановиться и позволить спешке утихнуть, а затем позволить себе не спеша вернуться к задуманному, если это всё ещё актуально. Не боится бросать задуманное, если оно потеряло актуальность. Явно видит отсутствие надобности «завершать всё начатое». Самое ценное для автора – это счастье, покой, удовлетворённость, а и то и другое и третье не всегда нуждается в завершении. Автор знает, что задуманное изначально, в процессе может запросто видоизмениться вплоть до неузнаваемых черт, но автора это не смущает: если есть радость, а радость у автора есть – то всё в радость.
Воспоминания
Мечты
Жертва
Любит мечтать. Предпочитает выдуманную реальность текущей, доступной сейчас. Там всё гораздо красивее, интересней, радужней, милей, разумней, справедливей – так выглядит жизнь если смотреть взглядом жертвы. Мечта для жертвы как спасительная таблетка от суровости и несправедливости окружающей действительности – место где можно согреться, успокоиться, побыть тихо, мирно с самим собой. Вместо мечт, жертва может активно убегать в планы или размышления «ах, вот если бы …, то я бы …» «если бы он был таким и таким …, то вот тогда бы … я бы …»
Автор
Предпочитает текущую реальность какой бы она ни была: сложной или простой, удачно складывающейся или в данный момент не столь, автор готов оставаться здесь, целиком в этом и встречать здесь всё то что есть. Но встречать не инертно, не отсиживаясь в безопасном окопе, а встречать целиком, проживая всё что происходит. Убегать от жизни автор разучился, автору интересней всего встречаться со всем тем что жизнь преподносит, смело, искренне, игриво.
Молитва
Жертва
Просит. Контекст просьб может быть очень разным, от мира на Земле, справедливости, благ, изменения ситуации к лучшему, устранения бед, болезней, до удовлетворения желаний, но сути это не меняет. Суть жертвы в молитве – просить.
Автор
Если с автором случается молитва, автор Благодарит. Для другого молитва с автором случиться не может.
В отношениях
Жертва
Привыкла нуждаться во внимании, любви, заботе. Напрямую, без требований, ожиданий и претензий, об этом жертва говорить не умеет и не хочет, ведь это бы сделало из жертвы мгновенно автора. Любые отношения воспринимаются через призму долга и обязанностей. Озвучивать свои потребности не умеет, предпочитая уютное болото манипуляций. Если жертва манипулировать не научилась, то в отношениях жертва обычно занимает пассивную, безвольную, равнодушную позицию. Но чаще жертва как раз умеет манипулировать, при чём очень хорошо, до тех пор пока не встречает автора. А автора жертва встречает редко, чаще жертва встречает жертву, и в таком взаимном симбиозе, который скорее похож на взаимный паразитизм, жертвы в основном и существуют: требуя, предъявляя претензии, затаив и продолжая чутко копить взаимные неудовлетворённости, недосказанности и обиды. Зачастую жертва всегда оставляет за пазухой парочку или хотя бы один отступной вариант, на случай если вдруг чего, ну мало ли чего… Таким образом так никогда целиком не оставшись в том что есть, не окунувшись в это с головой, ну и не прожив, не прочувствовав, так и не насладившись. Жертва в самый острый момент, испугавшись, запросто убежит, убежит от острых вопросов которые требуют смелости и решимости открываться, взаимодействовать и искать возможности вдвоём. Предельной честности и искренности жертва боится, потому что это автоматически потребует раскрывать собственное лукавство, а у того кто умеет взаимодействовать через манипуляции, поверьте, этого достаточно. Жертва запросто теряется среди идей, не умея отличать где идея, а где реальность, жертва запросто бежит за звоном бубенца в соседнем дворе, в то время как в собственном шкафу лежит пара ящиков тех самых бубенцов. Жертве всегда мало, чего-то не хватает, что-то не то, даже если временами и то, то не на долго. Жертва умеет и любит замечать изъяны и с радостью однажды начинает делать это с тем кто рядом, о собственных изъянах жертва при этом конечно же предпочитает умалчивать, прятать и не замечать. Причина неудовлетворённости в отношениях для жертвы, как и во всём остальном – всегда снаружи.
Автор
Разучился убегать. Готов быть со всем тем что происходит, умеет радоваться тому что есть, не нуждаться в чём-то другом, умеет довольствоваться и радоваться глубоко, искренне и целиком даже малому, если сейчас доступно малое. Наивысшую радость испытывает разделяя взаимное бытие с партнёром, умеет насыщаться простым пребыванием рядом, умеет наслаждаться каждым мгновением рядом. Автор разучился винить и обижаться, автор предпочитает делиться и взаимодействовать, предпочитает разрешать любые взаимные шероховатости (а в отношениях если они искренние этого всегда полно) через контакт, через общение и взаимодействие. При этом автор разучился обвинять, требовать, ждать, предъявлять претензии, но автор умеет делиться собой, раскрывать себя, и, раскрыв себя, оставаться уязвимым, буквально бескожим. Автор умеет любить и быть благодарным тому что есть, даже несмотря на то, что кто-то рядом этим с радостью может воспользоваться.