айвазовский биография и творчество интересные факты
Айвазовский: жизнь и творчество русского мариниста Ивана Константиновича
Иван Айвазовский (Ivan Konstantinovich Aivazovsky) родился 29 июля 1817 в многодетной семье. До его появления на свет в семье уже было четверо детей. Во время церемонии крещения имя Айвазовского — Ованес, которое после было адаптировано под славянское. Жизнь и творчество художника Айвазовского наполнена интересными событиями и людьми. Знаменитый пейзажист XIX века был женат дважды, однако первая супруга сбежала от него в Одессу, заявив о многочисленных побоях со стороны мужа.
Дата рождения: | 17 (29) июля 1817 |
Место рождения: | Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя |
Дата смерти: | 19 апреля (2 мая) 1900 |
Место смерти: | Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя |
Семья: | жены —Юлия Яковлевна Гревс, Анна Никитична Саркисова-Бурназян дети — Елена, Мария, Александра, Жанна |
Стиль: | романтизм |
Жанр: | марина, батальный жанр |
Известные работы: | Девятый вал, Чесменский бой, Радуга, Пушкин на берегу моря |
Айвазовский — первый русский художник, работы которого можно лицезреть в Лувре
Детство и первые уроки живописи
По национальности Иван Айвазовский — армянин, а его настоящая фамилия — Айвазян. Его отец был купцом, а мама занималась домом и семьей. Известно, что его предки были армянами, которые в 17 веке переселились из Армении в Галицию. Дедушка имел в своем владении огромные площади земли.
Известно только, что отец живописца, Геворк Айваз, в дальнейшем Константин Айвазовский, не общался со своими братьями. Именно по этой причине он и переехал из Галиции в Молдавию, а оттуда уже в Феодосию, где изменил фамилию на польский манер — Гайвазовский. Также в источниках можно найти информацию о том, что предки мариниста по материнской линии имели турецкий корни.
Денег в семье не хватало, поэтому уже в десять лет будущий пейзажист начинает подрабатывать в кофейне. С самого детства Айвазовский проявлял творческие способности. Он замечательно играл на скрипке и научился играть на этом инструменте самостоятельно. Также у него с детства была предрасположенность к живописи.
В будущем, одному рисунку суждено изменить ход его дальнейшей жизни. Еще ребенком, Иван Айвазовский в полный рост нарисовал у калитки своего дома солдата, стоящего в карауле. Этот рисунок заметил феодосийский градоначальник Казначеев. Именно он подарил Ованесу ящик с красками и бумагу для рисования, а также посоветовал ему учиться в городского архитектора Якова Христиановича.
Когда пейзажист закончил уездное училище, его зачислили в гимназию в Симферополе и в этом снова помог градоначальник. Затем шла Императорская Академия художества в Петербурге.
По приезду в Петербург мастер начал перенимать знания у Филиппа Таннера. Тот запрещал своему протеже работать самостоятельно и показывать свои работы на выставках. Но Иван Константинович ослушался Таннера и на одной из выставок Петербурга он представил зрителям пять работ. Критики положительно отзывались о работах начинающего пейзажиста. Это не понравилось Таннеру, поэтому он решил пожаловаться на непослушание помощника самому Императору. Вскоре Айвазовского были приказано забрать все работы с выставки.
Рекомендуем к прочтению:
Книга о творчестве знаменитого русского мариниста Екатерины Скоробогачевой
Биография выдающегося живописца — Валентина Скляренко, Ирина Рудычева
Как читать и понимать живопись. Интенсивный курс. Н. Кортунова
Рисовать как Айвазовский может не каждый, а удовольствие от росписи картины по номерам доступно всем!
Поездка в Крым и Европу
В 1838, весной, Иван Константинович возвращается в Крым. Его сердце уже давно тосковало по дому и художник готовился ко встрече со своими близкими. Феодосия встретила пейзажиста с особой теплотой и любовью, ее пейзажи пьянили и вдохновляли на новые шедевры. Дома русский художник пробудет два лета, проводя много времени в своей мастерской.
Однажды, его посетил начальник Черноморской береговой линии — генерал Раевский. Картины Айвазовского привели генерала в восторг и он пригласил его на Кавказ понаблюдать боевые действия флота и вдохновиться красотой здешних мест. Кроме того, что художник рисовал пейзажи, он уделял внимание батальной живописи. Наблюдая за высадкой десантных войск на реке Шахе, пейзажист выполнил наброски к творению «Десант отряда в долине Субаши». Приобрел полотно сам император Николай Первый, который благосклонно относился к Ивану Айвазовскому.
Десант отряда в долине Субаши, 1839
В конце августа 1839 пейзажист возвращается в Санкт-Петербург. Там он получает аттестат, свидетельствующий об окончании Академии, а также личное дворянство и первый чин. В этот период Айвазовский сближается с Карлом Брюлловым и Михаилом Глинкой. В середине лета 1840 года мастер с товарищами-пейзажистами отправляется в Рим. По дороге он покоряет своими произведениями Венецию и Флоренцию.
В Венеции, почётный член Императорской Академии художеств, встречается с Н. В. Гоголем. Также пейзажисту удалось побывать на острове св. Лазаря и встретиться с братом, который жил в монастыре. Иван Константинович дарит монастырю свое произведение на Библейскую тему под названием «Хаос. Сотворение мира».
В течение долгого времени мастер работал в Италии. Там он вырабатывал особую манеру написания. Она заключалась в том, что художник писал на улице только часть пейзажа, а остальное дописывал уже в помещении. Такая манера оставляла пространство для импровизации. Итальянские критики также положительно отзывались о творчестве Айвазовского.
После Италии была Швейцария, а затем Голландия, Португалия, Франция, Англия и Испания. В 27 лет пейзажист возвращается в Россию.
Творчество И. Айвазовского
Иван Константинович в первую очередь был певцом моря. Хоть он и изображал исторические личности или архитектурные строения, но их роль в была ничтожна мала. Акцент автора был на волнах. В 1845 он отправился в морскую географическую экспедицию к берегам Малой Азии. Во время экспедиции пейзажист был покорен Константинополем. После поездки Иван Константинович Айвазовский написал много работ с видами на этот город.
В конце сороковых-начале пятидесятых годов 19 столетия в жизнь художника наполнена событиями, которые оказали огромное влияние на его дальнейшую судьбу. В 1848 пейзажист женился и в этом же году построил художественную мастерскую в Феодосии (сейчас это школа живописи в Крыму).
В 1853 Иван Константинович участвовал в археологических раскопках. А в 1850 году пейзажист написал свою знаменитую картину «Девятый вал», которая сейчас находится Государственном Русском музее.
В 1874 Айвазовский в третий раз посетил Константинополь. Одна из картин художника была подарена султану Абдул-Азизу. Он был впечатлен творчеством пейзажиста и поэтому заказал у него еще 10 работ. Иван Константинович во время написания работ часто гостил у султана, подружился с ним и в итоге написал не 10, а целых 30 работ.
Иван Константинович Айвазовский был первым среди российских художников, кто стал устраивать выставки не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в европейских столицах. Также Иван Константинович организовывал выставки и в провинциальных городах Российской Империи.
Ценители хорошо отозвались о трудах мариниста. Маринист на своих полотнах изображал исторические события, в том числе и связанные с Арменией, а также произведения на Библейские темы.
Возвращение в Феодосию
В 1845 пейзажист с мировой известностью занимается строительством своего дома в Феодосии. Однако, перед тем как художник смог вернуться в родной город ему пришлось отправиться в плаванье вместе с князем Константином. Во время длительного путешествия Айвазовский смог найти множество идей для своих будущих полотен, но ему не терпелось вернуться в Феодосию. Кроме дома в этом городе, у пейзажиста было имение в близлежащей деревушке, а также дом в Судаке, где пейзажист любил играть на скрипке.
Маринист активно занимался развитием своего родного города, способствовал его процветанию. Мастер открыл картинную галерею и школу искусств, тем самым сделав свой город художественным центром южной России. Благодаря маринисту началось строительство городского концертного зала. Иван Константинович Айвазовский заботился о развитии библиотек города Феодосии.
В 90-х годах 19 столетия художник спроектировал и возвел на собственные средства фонтан памяти А.И. Казначееву, градоначальнику города Феодосии. К сожалению, фонтан был разрушен в 1940-х годах.
Кроме этого, Иван Константинович Айвазовский инициировал строительство железной дороги до Джанкоя. Иван Константинович долго добивался расширения порта, писал открытые письма, в которых указывал преимущества такого расширения.
В 1894 закончилась стройка самого большого в Крыму торгового порта. Айвазовскому была интересна археология, под его руководством провели раскопки более 90 курганов. Некоторые находки сейчас хранятся в Эрмитаже. Художник стал действительным членом Одесского общества истории и древностей благодаря его заслугам перед археологией. В 1886 году город ощущал недостаток воды. Справиться с этой проблемой горожанам также помог маринист. Благодаря усилиям Айвазовского в 1887 году началась прокладка водопровода в Феодосию. Пейзажист открыл в собственном доме картинную галерею (случилось это в 1880 году). В основном там выставлялись работы, которые были недавно завершены. Мастер завещал созданную галерею своему городу.
В одном из писем другу, маринист писал:
«…я женился как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено.»
Семья Айвазовского: жены и дети
Иван Константинович Айвазовский был не только одаренным маринистом, но и довольно привлекательным мужчиной, благодаря чему пользовался успехом у женщин. В 1846 году он привез свои работы в Петербург, чтобы показать их зрителям на выставке. Все разом отметили, что работы художника стали еще более изумительными после его возвращения на родину. Айвазовский решил перезимовать в Петербурге: днем он работал в мастерской, а вечера проводил в театре или посещал знакомые дома.
В одном из таких домой он встретил молодую девушку, которая в будущем станет его супругой. Первая супруга была дочерью врача и обычной гувернанткой в доме обеспеченной вдовы. Встреча произошла, когда художнику был уже 31 год, а его супруге — 19 лет. У Айвазовского сразу же вспыхнули чувства к строго одетой девушке. Уже спустя две недели девушка согласилась стать женой пейзажиста. А спустя девять месяцев у пары появилась дочь Елена.
Супруги прожили вместе 12 лет. Но нельзя сказать, что эти годы были счастливыми для них. В 1870 Юлия пишет письмо императору Александру II. В нем она сообщает, что вышла замуж по молодости и сразу не признала в муже ревнивого и властолюбивого тирана. Жена художника сообщила, что он не раз поднимал на нее руку и не мог обуздать свою натуру даже в присутствии детей.
Документы попали к нужным людям, а слова Гревс подтвердил ее доктор. После продолжительных бесед с представителями властей, художник все же отпустил жену в Одессу и через 7 лет их брак официально расторгли.
Второй раз маринист женился в 65 лет. Со своей будущей супругой, дочерью армянского купца Анной Бурназян, он познакомился на похоронах ее мужа. Этот брак был спокойнее предыдущего. Не новость, что 25-летнюю жену он держал в ежовых рукавицах. Молодая супруга стала его музой и встречалась на нескольких полотнах художника. Анна не родила ему детей и пережила мужа на 44 года.
Последние годы
В последние годы своей жизни Айвазовский отличался таким же крепким телосложением и имел хороший вид. Единственное, что выдавало возраст, — это морщины и залысины. Говорил маринист медленно, как будто намеренно растягивал слова. Но это больше не от старости, такая манера общения художника была всегда. Он всегда больше беспокоился о тот, что сказать, а не как сказать. Великий маринист не расставался с кистью до самой смерти. За 2 года до кончины, он написал картину невероятного размера — 282×425 см, которую назвал “Среди волн”. На полотне он изобразил бушующую стихию, море во всех его красках и величии. Работа над шедевром заняла 10 дней.
Последнюю картину маринист назвал «Взрыв корабля». Маринист начал писать ее с самого утра и к вечеру произведение было почти окончено. Завершить картину до конца Айвазовскому не удалось, в эту ночь у него остановилось сердце.
Мастер прожил спокойную и долгую жизнь и скончался 2 мая 1900, в возрасте 82 лет. Иван Константинович завещал, чтобы после смерти его предали земле во дворе армянской церкви в Феодосии. За весьма продолжительную жизнь он создал около 6000 картин. Вдова знаменитого мастера в 1903 году велела установить на его могиле надгробие, выполненное из белого мрамора, по форме напоминающее саркофаг. На одной из его сторон была надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Интересные факты
Документальный фильм об Айвазовском
Иван Константинович Айвазовский
Фото Все
Видео Все
Иван Айвазовский (Краткая история)
«Айвазовский. На гребне волны».
Иван Айвазовский. Гении и злодеи.
Иван Айвазовский — биография
Иван Айвазовский – один из величайших художников-маринистов всех времен, коллекционер, меценат, академик. Его приняли в почетные члены Академий художеств в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме, Париже, Штутгарте, Флоренции.
В жизнь Ивана Айвазовского море вошло с детства. Он любил его страстно, самоотверженно, и может быть, поэтому ему нет равных в поэтическом изображении стихии, в отточенном мастерстве его полотен. Ему, простому армянскому мальчишке, рисующему углем на стенах домов, удалось достичь вершин мастерства, стать мастером классического пейзажа, запечатлеть на полотне мощь и красоту морских пейзажей.
Детство
Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Отца звали Геворк Айвазян, он потомок переселившихся в Галицию армян. В Феодосии он записался под фамилией Гайвазовский, переделав ее на польский манер. Мама – Рипсиме Айвазян, из семьи чистокровных армян.
Отец семейства отличался смекалкой и предприимчивостью, отлично владел венгерским, турецким, украинским, польским, русским и цыганским языками. После переезда в Феодосию он, теперь уже Константин Гайвазовский, вел успешную торговлю. Город в те годы стремительно разрастался, постепенно становясь международным портом, дела у предприимчивого купца шли достаточно успешно. Но тут в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы, и все усилия пошли насмарку.
Портрет Ивана Айвазовского в детстве
Всего в семье Гайвазовских родилось пятеро детей, старший сын Саргис принял монашеский сан и стал Габриэлом. Семейство терпело большую нужду, мать тоже вносила свою лепту в бюджет. Она была отличной вышивальщицей, старалась как можно выгоднее продать свои работы. С ранних лет у Ивана проявилась мечтательность и смышленость. Он просыпался рано поутру, бежал к морю, и часами заворожено смотрел на большие корабли и небольшие лодочки, восхищался красотой пейзажей. Особенно ему нравилось наблюдать шторм, разбушевавшаяся стихия приводила его в полный восторг.
У мальчика не было возможности купить кисти и краски, поэтому свои первые шедевры он писал на песке. К сожалению, они мгновенно растворялись под нахлынувшими морскими волнами. Спасением становился кусочек самоварного угля, которым он рисовал на покрытых побелкой стенах их домика. Отцу не очень нравилось занятие сына, особенно он расстраивался, глядя на испорченные стены, но ругать мальца не стал. Увиденное навело его на крепкие раздумья. В 10 лет Иван уже нашел себе работу в кофейне, вносил свой вклад в семейный бюджет.
Тяжелый труд не мешал мальчику развивать свои таланты. Иван сам осилил игру на скрипке, и каждую свободную минуту уделял рисованию. Именно в те годы случилась судьбоносная встреча будущего мариниста и местного архитектора Якова Коха, которая резко изменила биографию Айвазовского. Кох пришел в восторг от художественных способностей мальчишки, дарил Ивану краски, карандаши, бумагу, поддерживал юное дарование, как мог, в том числе и уроками рисования. Вскоре на Айвазовского обратил внимание и губернатор города Александр Казначеев, которому понравилась его игра на скрипке. Сам градоначальник очень любил музицировать.
Именно стараниями Казначеева Иван в 1830-м начал обучение в симферопольской гимназии. В Симферополе у талантливого мальчишки появился еще один покровитель – Наталья Нарышкина, супруга губернатора города. Ваня часто гостил у них в доме, он мог свободно пользоваться библиотекой, читать книги об искусстве и живописи. Айвазовский много работал, делал копии известных произведений, писал эскизы и этюды.
Портрет Ивана Айвазовского в юности
Нарышкина попросила художника-портретиста Сальватора Тончи, и через него нашла выход на президента Императорской академии художеств Петербурга Оленина.
Женщина написала письмо высокопоставленному чиновнику, в котором просила устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Наталья расписала таланты мальчика, пожаловалась на тяжелые условия жизни юного дарования, и дополнила письмо рисунками. Оленину очень понравились работы Ивана, он показал его рисунки императору Николаю I, который и дал распоряжение зачислить его в Академию художеств.
В тринадцатилетнем возрасте Иван стал учиться у мастера пейзажа Воробьева, и был самым молодым из учеников Академии. Нужно отметить, что Воробьев был опытным педагогом, сумевшим по достоинству оценить всю силу таланта начинающего художника. Именно он дал Айвазовскому классическое образование, научил его теории и практике, сделал из него настоящего живописца-виртуоза.
Иван Айвазовский
Достаточно быстро Айвазовский превзошел Воробьева, и учитель представил своего талантливого ученика Филиппу Таннеру, прибывшему из Франции маринисту. Плодотворного сотрудничества у Ивана с Таннером не вышло. Французский живописец заставлял Айвазовского заниматься всей черновой работой, однако у Ивана находилось время и для создания собственных полотен.
Живопись
Свои первые работы молодой художник представил публике в 1836-м, на выставке картин его учителя Таннера. Одно полотно Айвазовского получило серебряную медаль, о нем написали в столичной газете. А вот картины французского художника нашли слишком манерными. Разгневанный Филипп обратился с жалобой на непокорного ученика к самому императору, он сказал, что Айвазовский не имел права выставлять свои картины без его на то разрешения.
По закону, Таннер был прав, император приказал Айвазовскому убрать его произведения, и выразил ему свое недовольство. Молодой художник оказался в немилости при дворе, хотя и нашел поддержку лучших умов того времени – Жуковского, Крылова, Оленина. Дело приняло совсем новый оборот, когда за Айвазовского замолвил слово Александр Зауервейд, учитель живописи детей императорской семьи.
Иван получил награду от Николая I, и вместе с сыном императора – Константином, отбыл на Балтийский флот. Цесаревичу предстояло заняться изучением морского дела и руководство им, а Иван прошел хорошую художественную практику. Он понимал, что ему просто необходимо ознакомиться с устройством кораблей, чтобы сцены баталий выглядели на полотне реально.
«Штиль»
Именно Зауервейд учил молодого художника батальной живописи, и Айвазовский быстро усвоил новые знания. Спустя некоторое время, в сентябре 1837-го, он был награжден золотой медалью за полотно под названием «Штиль». После этого руководители Академии художеств приняли решение о выпуске Айвазовского из этого учебного заведения, так как он больше ничему не мог научиться у них.
Так в 20 лет Иван покинул стены Академии, хотя по правилам, должен был учиться еще на протяжении трех лет. Он был самым молодым из всех выпускников, когда-либо окончивших это учебное заведение.
Сразу после выпуска Айвазовский отбыл в путешествие. Два года он пробыл в родном Крыму, потом на протяжении шести лет объездил всю Европу. Он побывал в родной Феодосии, много ездил по Крыму, стал участником высадки морского десанта в Черкессии. И продолжал усиленно писать многочисленные полотна с изображением не только мирных морских пейзажей, но и военных сцен.
В 1840-м Айвазовский недолго пожил в Петербурге, потом побывал в Венеции, Риме и Флоренции. Это путешествие сопровождалось массой приятных встреч. Иван навестил старшего брата Габриэла, монаха с острова Святого Лазаря, встретил известного писателя Николая Гоголя. В Италии знакомился с произведениями прославленных мастеров, и сам много работал. В каждом городе он демонстрировал свои полотна, многие из которых покупались мгновенно.
Картина «Хаос» Ивана Айвазовского
Картина под названием «Хаос» очень понравилась Папе Римскому, он выразил намерение ее купить. Когда Айвазовский узнал об этом, он преподнес ее в дар понтифику. Григорий XVI не преминул наградить талантливого художника золотой медалью, и выразить ему свое восхищение. С того самого времени имя Айвазовского стало известно во всем мире. После этого Иван Константинович побывал в Голландии, Швейцарии, Португалии, Англии, Испании. Во время возвращения домой корабль, на борту которого был Айвазовский, попал в страшную бурю. Появились слухи, что он не выжил в этом шторме, но вскоре он вернулся в родной город, живой и невредимый.
Маринист был хорошо знаком и даже дружил с самыми известными людьми того времени. Среди его знакомых оказался Пушкин, Глинка, Кипренский, Николай Раевский, Жуковский, Брюллов. Жаловало его и императорское семейство. Однако не это было главным в его жизни, на первое место живописец всегда ставил семью, любимую работу, общение с простыми людьми.
После того, как к художнику пришли слава и богатство, он старался принести как можно больше пользы родному городу. В Феодосии появилась школа искусств и картинная галерея, художник инициировал создание музея древностей, на его деньги начали строить железную дорогу и водопровод. Причем водопровод был запитан к личному источнику Айвазовского. В зрелом возрасте художник не утратил своей активности, он продолжал идти вперед, побывал в Америке вместе с женой, помогал нуждающимся, благоустраивал родной город, занимался преподавательством и благотворительностью.
Личная жизнь
Биография Айвазовского насыщена множеством памятных событий, не менее активной была и его личная жизнь, в которой присутствовала любовь к трем женщинам. Первый раз художник серьезно влюбился в венецианскую танцовщицу Марию Тальони. Несмотря на то, что он был моложе своей любимой на тринадцать лет, он уехал вместе с ней в Венецию. Однако у этих отношений не было будущего, танцовщица предпочла пылкому юноше карьеру.
Иван Айвазовский с женой Юлией Гревс и детьми
В 1848-м художник женился. Его избранницей стала Юлия Гревс, дочь придворного медика императора Николая I. Пышная свадьба состоялась в родной Ивану Феодосии. Вскоре одну за другой супруга подарила Айвазовскому четырех дочек – Александру, Марию, Елену и Жанну.
Фото тех лет сохранило память о семье, где они выглядят очень счастливыми, хоть это счастье было коротким. После того, как родились дочки, Юлия совершенно изменилась. Она страдала нервным заболеванием, настаивала на переезде в столицу, поближе к балам, званым вечерам и светской жизни. Однако Айвазовский любил родную Феодосию, простое окружение, и не собирался ничего менять. В итоге супруги развелись, что было большой редкостью в те времена. Иван с большим трудом сохранил нормальные отношения с дочками и внуками, так как Юлия всеми силами настраивала детей против него.
Иван Айвазовский и Анна Саркизова
Последняя любовь пришла к живописцу в 65 лет. Он встретил 25-летнюю Анну Саркизову, на которой женился в 1882-м. Именно она скрашивала последние годы известного мариниста. Ее Айвазовский запечатлел на полотне под названием «Портрет жены художника».