Небеса ли тому виной или местная власть, но люди во все времена желали знать о том, что же их ожидает в будущем. Задумывался над подобными вопросами и Айзек Азимов. И не только задумывался, но и писал романы, в которых делился своими размышлениями и выводами.
Содержание статьи
Стартовые условия
Появление компьютеров и развитие информационных технологий существенно изменило окружающую действительность. Сегодня писательским трудом занимаются сотни и даже тысячи талантливых людей. Однако как основные светила на ночном небосводе освещают земные дороги и тропы, так же и писатели прошлых лет, классики и корифеи служат ориентиром для современников. Айзек Азимов один из великих писателей фантастов. Из-под его пера вышли более полутысячи рассказов, романов и эссе. Он успешно работал в разных жанрах, но запомнился потомкам как создатель модели будущей цивилизации гуманоидов.
Будущий писатель и ученый появился на свет 2 января 1920 года в бедной еврейской семье. Родители на тот момент проживали в местечке Петровичи на территории современной Белоруссии. Отец работал мельником. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Когда мальчику исполнилось три года, семейство Азимовых переехало в Америку и поселилось в знаменитом Нью-Йорке. Открыли здесь кондитерский магазинчик, доходов от которого хватало на скромное существование. Мальчик подрастал наблюдательным и смышленым. Когда Айзеку исполнилось пять лет его отдали в школу. Для этого пришлось внести поправки в свидетельство о рождении, поскольку в школу принимали с шести лет.
Творческий путь
Окончив школу, Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета. В 1941 году получил диплом магистра и поступил в аспирантуру. Однако начавшаяся война спутала все планы. Молодому ученому-химику пришлось перебраться в Филадельфию и заняться постройкой судов для военно-морского флота. В 1945 году его призвали в армию. После окончания войны вернулся в Нью-Йорк и продолжил обучение в аспирантуре. Защитил диссертацию и получил степень доктора биохимии. После этого его пригласили преподавать на медицинский факультет Бостонского университета. Все эти годы Азимов успешно совмещал научную деятельность с литературным творчеством.
Свой первый рассказ Айзек написал, когда ему едва исполнилось 11 лет. В 1939 году повесть «В плену у Весты» опубликовали на страницах тематического журнала. К этому моменту Азимов уже работал над первыми рассказами о роботах. Вниманию читателей автор представил рассказ «Робби». Через год вышел в свет «Лжец». В этом произведении рассказывалось о роботе, который умел угадывать желания людей. И через короткий промежуток времени читатели узнали три закона о поведении роботов, которые сформулировал писатель.
Признание и личная жизнь
По мнению людей далеких от литературы, наиболее значимым произведением Азимова стала трилогия «Академия». Достаточно сказать, что эта книга включена в программу обучения сотрудников Центрального разведывательного управления США.
Личная жизнь писателя сложилась без особых эксцессов. О дважды был женат. В первом браке на свет появились сын и дочь. Во втором браке детей не было, но супруга увлекалась фантастикой и профессионально занималась психологией. Айзек Азимов скончался в апреле 1992 года от сердечной недостаточности.
писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик
Содержание
Биография
В 5 лет Айзек Азимов пошёл в школу. (Ему полагалось пойти в школу в 6 лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше.) После окончания десятого класса в 1935 году 15-летний Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра (B. S.), а в 1941 году — магистра (M. Sc.) по химии и поступил в аспирантуру. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию, чтобы работать химиком на Филадельфийской судоверфи для армии. Вместе с ним там же работал и другой писатель-фантаст Роберт Хайнлайн.
В феврале 1942 года, в Валентинов день, Азимов встретился на «свидании вслепую» с Гертруд Блюгерман (англ. Gerthrude Blugerman ). 26 июля они поженились. От этого брака родился сын Дэйвид (англ. David ) (1951) и дочь Робин Джоэн (англ. Robyn Joan ) (1955).
С октября 1945 года по июль 1946 Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD (доктора) биохимии, и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом (англ. assistant professor ), а в 1955 году — доцентом (англ. associate professor ). В 1958 году университет перестал ему платить зарплату, но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание профессора (англ. full professor ).
В 1970 году Азимов расстался с женой и почти немедленно стал жить с Джэнет Опал Джеппсон (англ. Janet Opal Jeppson ), с которой познакомился на банкете 1 мая 1959 года. (До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф. Азимов вообще не запомнил ту встречу, а Джеппсон сочла его неприятным человеком.) Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Азимов и Джеппсон поженились. От этого брака не было детей.
Литературная деятельность
Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.
Впервые Азимов опубликовался в 1939 году. Это был рассказ «В плену у Весты» (англ. Marooned Off Vesta ), принятый к публикации в октябре 1938 года журналом Amazing Stories и опубликованный 10 января 1939.
10 мая 1939 года Азимов начал писать первую из своих историй о роботах, рассказ «Робби» (англ. Robbie ). В 1941 году Азимов написал рассказ «Лжец» (англ. Liar! ) о роботе, умевшем читать мысли. В этом рассказе начинают появляться знаменитые Три закона роботехники. Азимов приписывал авторство этих законов Джону В. Кэмпбеллу, сформулировавшему их в беседе с Азимовым 23 декабря 1940 года. Кэмпбелл, однако, говорил, что идея принадлежала Азимову, он лишь дал ей формулировку. В этом же рассказе Азимов придумал слово «robotics» (робототехника, наука о роботах), вошедшее в английский язык. В переводах Азимова на русский robotics также переводят как «роботехника», «роботика».
В сборнике рассказов «I, robot» («Я, Робот»), принёсшем писателю всемирную известность, Азимов рассеивает широко распространённые опасения, связанные с созданием ЭВМ — «искусственных разумных существ». До Азимова в большинстве историй о роботах они бунтовали или убивали своих создателей. Роботы Азимова — не механические злодеи, замышляющие уничтожить человеческий род, а помощники людей, нередко более разумные и человечные, чем их хозяева. С начала 1940-х годов роботы в фантастике подчиняются Трём законам робототехники, хотя по традиции ни один фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно.
В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание» (англ. Foundation ). Изначально «Основание» и рассказы о роботах относились к разным мирам, и лишь в 1980 году Азимов решил их объединить.
С 1958 года Азимов стал писать гораздо меньше фантастики и гораздо больше научно-популярной литературы. С 1980 он возобновил написание научной фантастики продолжением серии «Основание».
Тремя любимыми рассказами Азимова были «Последний вопрос» (англ. The Last Question ), «Двухсотлетний человек» (англ. The Bicentennial Man ) и «Уродливый мальчуган» (англ. The Ugly Little Boy ), в этом порядке. Любимым романом были «Сами боги» (англ. The Gods Themselves ).
Публицистическая деятельность
Основные награды
Премия Хьюго
Премия Небьюла
Премия журнала «Локус»
Библиография
Наиболее известные фантастические произведения
Почти все циклы писателя, а также отдельные произведения, формируют «Историю будущего».
Многие произведения Азимова были экранизированы, наиболее известные фильмы — «Двухсотлетний человек» и «Я, робот».
Наиболее известные публицистические произведения
Интересные факты
The sum of human knowing is beyond any one man; any thousand men.
Примечания
Ссылки
Робби • Хоровод • Логика • Как поймать кролика • Лжец! • Как потерялся робот • Выход из положения • Улики • Разрешимое противоречие
Звёзды как пыль • Космические течения • Камешек в небе
Прелюдия к Основанию • Путь к Основанию • Основание • Основание и Империя • Второе Основание • Основание на краю • Основание и Земля
Другие страны: Айзек Азимов · Альфред Брем · Жюль Верн · Мартин Гарднер · Стивен Гулд · Ричард Докинз · Грант Имахара · Митио Каку · Артур Кларк · Брайан Кокс · Карл Саган · Адам Сэвидж · Нил Тайсон · Ричард Фейнман · Камиль Фламмарион · Бернар Фонтенель · Джейми Хайнеман · Стивен Хокинг
Средства
Научно-популярная литература · Научно-популярная лекция · Научно-популярное телевидение · Научно-популярное радио · Научно-популярный Интернет · Научно-популярный фильм · Математические головоломки и досуг · EuroPhysicsFun Праздничные дни: День моля · День числа пи · Притяжство (Grav-mass) · День науки
Музеи: Политехнический музей · Экспериментарий · Экспериментариум
Сообщества
Премия Калинги
Премия «Небьюла» за лучший роман
1965—1970
Полезное
Смотреть что такое «Азимов, Айзек» в других словарях:
Азимов Айзек — (Asimov) (1920 1992), американский писатель фантаст, популяризатор науки. Серия романов, в том числе «Фундамент и Империя» (1952), «Грань Фундамента» (1982), «Фундамент и Земля» (1986), о крушении галактической империи и рождении нового… … Энциклопедический словарь
Азимов Айзек — Азимов (Asirnov) Айзек (р. 2. 1. 1920, м. Петровичи, БССР), американский писатель. В 1923 его семья эмигрировала из СССР в США, где А. окончил Колумбийский университет. По образованию биохимик. За работу в области биохимических исследований… … Большая советская энциклопедия
Азимов, Айзек — АЗИМОВ (Asimov) Айзек (1920 92), американский писатель фантаст, популяризатор науки. Серия романов, в том числе “Фундамент и Империя” (1952), “Грань Фундамента” (1982), “Фундамент и Земля” (1986), о крушении галактической империи и рождении… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АЗИМОВ Айзек — (Asimov, Isaac) (1920 1992), американский писатель, популяризатор науки и крупнейший мастер научной фантастики. Наиболее известны его книги о роботах, в том числе Я, робот (I, Robot, 1950) и трилогия Стальные пещеры (The Caves of Steel, 1954),… … Энциклопедия Кольера
Азимов Айзек — … Википедия
Азимов — Азимов фамилия. Известные носители Азимов, Айзек (1920 1992) американский писатель фантаст. Азимов, Александр (р. 1967) советский футболист. Азимов, Ахмат (1972 1994) узбекский серийный убийца. Азимов, Роза (р. 1925) … Википедия
Айзек Азимов — Американский ученый биохимик и писатель фантаст Айзек Азимов (Исаак Юдович Озимов / Isaac Asimov) родился 2 января 1920 года в селе Петровичи Шумячского района Смоленской области. В 1923 году его семья переехала в США. В 1928 году Азимов получил… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Азимов — Основа азим может быть троякого происхождения: 1) греческое азим (полностью азимон) пресная лепешка, употребляемая в религиозном обиходе. В этом случае фамилия Азимов семинарская; 2) арабское имя Азим, перенятое и тюркскими народами, означает… … Русские фамилии
АЗИМОВ (Asimov) Айзек — (1920 92) американский писатель фантаст, популяризатор науки. Серия романов, в т. ч. Фундамент и Империя (1952), Грань Фундамента (1982), Фундамент и Земля (1986), о крушении галактической империи и рождении нового общественного строя.… … Большой Энциклопедический словарь
Айзек Азимов — (1920 1992 гг.) писатель фантаст, ученый биохимик и популяризатор науки Предположим, что мы достаточно мудры, чтобы узнавать и знать, однако еще недостаточно мудры, чтобы контролировать свой процесс познания и сами знания, а потому используем их… … Сводная энциклопедия афоризмов
Человек из будущего: Айзек Азимов и его несбывшиеся пророчества
100 лет назад, 2 января 1920 года родился Айзек Азимов, величайший, вероятно, писатель-фантаст всех времен. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил, какую роль в творчестве писателя сыграло наличие у него ученой степени и почему настоящему классику никогда не поздно начинать всё заново.
Доктор наук в мире ярких обложек
Про Азимова нужно понимать две вещи. Во-первых, его внелитературная биография чрезвычайно важна для правильной оценки его места в истории мировой фантастики. Во-вторых, еще важнее то, в каком состоянии эта самая фантастика находилась в то время, когда ею занялся Азимов. Но обо всем по порядку.
На самом деле, конечно, не слишком большое значение имеет тот факт, что Азимов родился недалеко от Смоленска в зажиточной еврейской семье, которая умудрилась перебраться в Соединенные Штаты в не самом для этого дела благоприятном 1923 году. Этот факт греет душу отечественным поклонникам его таланта, но ничего и никогда всерьез Азимова с Россией не связывало (ну, кроме громадной популярности у русского читателя). А вот то, что родители Айзека сумели выбиться в Америке в люди и в итоге дать сыну приличное образование, сыграло в его писательской карьере огромную роль. Азимов окончил престижный Колумбийский университет, и, хотя никто и никогда не называл его крупным ученым, он всё же 10 лет преподавал такую непростую дисциплину, как биохимия.
Американский писатель-фантаст Айзек Азимов
Фантастикой Айзек, разумеется, увлекся еще ребенком, благо отцовский кондитерский магазин торговал, как тогда было принято, всем на свете, в том числе — журналами. Но то, что ему приходилось в этих журналах читать, перестало его удовлетворять сразу. Практически вся американская фантастика периода интербеллума состояла из одного бесконечного романа в мягкой обложке, на которой имелась красотка в исподнем или звериной шкуре либо атлетичный красавец в том же наряде. У этого «романа» были разные авторы и названия, но почти одинаково-бессмысленный сюжет и одинаково низкий литературный уровень. Pulp fiction этот производила армия неотличимых друг от друга халтурщиков, в основном — бывших журналистов.
Доктор биохимии Айзек Азимов такого сочинять не мог по определению. С ним в американскую (и мировую) фантастику пришла наука. Разумеется, Азимов (как и его товарищи по «большой тройке» фантастов Роберт Хайнлайн и Артур Кларк) был в первую очередь очень талантливым литератором. Но его мозг был мозгом ученого — и это сразу выделило его тексты среди прочих.
До «Основанья», а затем
Он дебютировал еще студентом — первый рассказ о роботах, «Робби», вышел в 1940-м, и в нем уже был сформулирован первый из трех азимовских законов роботехники — робот не может навредить человеку. Нельзя сказать, что вчерашний школьник проснулся знаменитым — но то, насколько его фантастика отличается от лежащей на соседних полках, было сразу заметно. Азимовскую фантастику можно назвать академической — она всегда говорит о серьезных вещах, даром что жанр — развлекательный. В 1940-1950-х годах взаимоотношения человека с искусственным интеллектом казалась проблемой несуществующей, во всяком случае — находящейся на том же горизонте планирования, что и полеты за пределы Солнечной системы. Как мы теперь понимаем, во-первых, это оказалось не так, а во-вторых, азимовскими законами роботехники мы успешно начинаем пользоваться в практической жизни.
Но серия о роботах была всё же, выражаясь языком советского литературоведения, фантастикой ближнего прицела. Азимову описывать одни только чудеса ближайшего будущего было скучновато. Его фантазии хотелось полной свободы от условностей хронологии — так появилось «Основание», вероятно, магнум опус писателя, квинтэссенция его взглядов на человеческую историю. Да, «Основание», действие которого происходит примерно в ССI (201-м) веке по нашему исчислению — по сути исторический роман. 22-летний (на момент написания) Азимов всерьез размышляет о политическом устройстве нашей цивилизации, механизмах власти, демократии и диктатуре.
Об этом часто забывают, но золотой корпус азимовских текстов, то, благодаря чему его и считают первым фантастом столетия, увидел свет в невероятно сжатые сроки: в 1950 году вышел «Я, робот», в 1958 — последняя часть приключений Лаки Старра, «Кольца Сатурна». В этот промежуток уместились канонические рассказы о роботах, фантастические детективы о сыщике Элайдже Бейли и его помощнике Р. Дэниеле Оливо, самый известный (и лучший) «внесерийный» роман «Конец Вечности» и, конечно, «Основание». Немыслимая плодовитость — не столько количественно, сколько качественно. Особенно если вспомнить еще, что подавляющее большинство этих текстов были написаны в еще более краткий промежуток времени — между 1942 и 1946 годами!
Статус живого классика Азимов обрел, еще не перешагнув сорокалетний рубеж. Перешел — и остановился. Собственно, вопрос, а что именно читать у Азимова, в обязательном порядке имеет очень простой ответ: всё, что увидело свет до 1958 года (поразительно, но в этот же год Азимов ушел и из университета). Всё более позднее — что называется факультатив. И дело тут не в Азимове как таковом. Просто золотой век фантастики закончился 12 апреля 1961 года. Выдумки о том, что своими глазами видел живой человек — какими бы гениальными эти выдумки ни были — больше не могли никого всерьез заинтересовать.
Возвращение
Разумеется, Азимов не перестал писать. Его библиография 1960-1970-х годов столь же массивна, как и в предшествовавшее десятилетие. Азимов регулярно выпускает сборники рассказов, пишет свой, пожалуй, самый «наукообразный» роман «Сами боги». Но что-то в нем действительно необратимо изменилось. Казалось, он потерял вкус к тому, в чем ему не было равных — сотворению новых вселенных. Азимов обращается к жанру «крутого детектива» («Убийство в Эй-Би-Эй»), увлеченно занимается нон-фикшном, как вполне серьезным («О времени, пространстве и других вещах»), так и откровенно поверхностным, рассчитанным исключительно на коммерческий успех (как например, азимовские «гиды» по Библии и Шекспиру). Едва ли не единственная из опубликованных в это время вещей, действительно украшающих библиографию писателя — повесть «Двухсотлетний человек».
Но те, кто поторопился причислить величайшего фантаста века к «сбитым летчикам» (или, скорее, потерянным астронавтам) ошиблись. Разменяв седьмой десяток Азимов вдруг обрел второе дыхание. Он решает объединить три свои главные вселенные — Основания, Галактической Империи и Роботов — в одну, собрать, склеить такие разные истории, завершить, объяснить, поставить точку. Задача эта казалась нерешаемой, да что там говорить — вовсе ненужной. Между событиями «Робби» и «Основания» самим автором была проложена пропасть в 20 тыс. лет. Что уж тут общего? Но Азимову, как настоящему ученому, чем сложнее проблема — тем интереснее ее разрешить. Он дописывает цикл о Элайдже Бейли и Р. Дэниеле Оливо («Роботы зари», «Роботы и Империя»), а параллельно завершает историю Основания («Кризис Основания», «Основание и Земля»). В этой последней книге Азимов мастерски сводит все концы с концами: вся история человечества, начиная с конца ХХ века — дело рук робота Дэниела Оливо.
Азимов умер совершенно нестарым человеком — ему едва исполнилось 72. У этой безвременной кончины, разумеется, есть медицинская причина, вполне драматичная: писатель умер от ВИЧ, которым его заразили во время операции на сердце. Но есть тут и немного чистой мистики: вряд ли Азимов уютно чувствовал бы себя в 1998 году, том самом, в котором происходит действие «Робби» и в котором люди летают с Луны на Марс, а детей нянчат механические человекоподобные существа. Фантаст не должен видеть, что описанное им будущее не наступило — это разорвет ему сердце.
Айзек Азимов (имя при рождении Исаак Юдович Озимов) — американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла.
Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с
Айзек Азимов (имя при рождении Исаак Юдович Озимов) — американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла.
Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.
Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Климовичского уезда Гомельской губернии, РСФСР (с 1929 года — Шумячский район Смоленской области) в еврейской семье. Его родители, Анна-Рахиль Исааковна Берман (Anna Rachel Berman-Asimov, 1895—1973) и Юда Аронович Азимов (Judah Asimov, 1896—1969), были мельниками по профессии. Назвали его в честь покойного деда по матери, Исаака Бермана (1850—1901). Вопреки поздним утверждениям Айзека Азимова, будто первоначальной семейной фамилией была «Озимов», все оставшиеся в СССР родственники носят фамилию «Азимов».
Как сам Азимов указывает в автобиографиях («In Memory Yet Green», «It’s Been A Good Life»), его родным и единственным языком в детстве был идиш; по-русски с ним в семье не говорили. Из художественной же литературы в ранние годы он рос в основном на рассказах Шолом-Алейхема. В 1923 родители увезли его в США («в чемодане», как он сам выражался), где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин.
В 5 лет Айзек Азимов пошёл в школу. (Ему полагалось пойти в школу в 6 лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше.) Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке, но потом забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.
После окончания десятого класса в 1935 году 15-летний Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра (B. S.), а в 1941 году — магистра (M. Sc.) по химии и поступил в аспирантуру. Впервые Азимов опубликовался в 1939 году. Это был рассказ «В плену у Весты» (англ. Marooned Off Vesta), принятый к публикации в октябре 1938 года журналом Amazing Stories и опубликованный 10 января 1939. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию, чтобы работать химиком на Филадельфийской судоверфи для армии. Вместе с ним там же работал и другой писатель-фантаст Роберт Хайнлайн.
В 1941 году был опубликован рассказ «Приход ночи» o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь наступает раз в 2049 лет. Рассказ получил огромную известность. В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов объявила «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован, и сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере».
В феврале 1942 года, в Валентинов день, Азимов встретился на «свидании вслепую» с Гертруд Блюгерман (англ. Gerthrude Blugerman). 26 июля они поженились. От этого брака родился сын Дэйвид (англ. David) (1951) и дочь Робин Джоэн (англ. Robyn Joan) (1955).
С октября 1945 года по июль 1946 Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD (доктора философии), и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом (англ. assistant professor), а в 1955 году — доцентом (англ. associate professor). В 1958 году университет перестал ему платить зарплату, но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание профессора (англ. full professor).
В 1970 году Азимов расстался с женой и почти немедленно стал жить с Джэнет Опал Джеппсон (англ. Janet Opal Jeppson), с которой познакомился на банкете 1 мая 1959 года. (До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф. Азимов вообще не запомнил ту встречу, а Джеппсон сочла его неприятным человеком.) Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Азимов и Джеппсон поженились. От этого брака не было детей.
Умер 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности на фоне ВИЧ инфекции (приведшей к СПИДу), которой заразился при операции на сердце в 1983.
1950 — Песчинка в небе / Pebble in the Sky 1951 — Академия / Foundation 1951 — Звезды как пыль / The Stars, Like Dust 1952 — Дэвид Старр, космический рейнджер / David Starr, Space Ranger 1952 — Академия и Империя / Foundation and Empire 1952 — Космические течения / The Currents of Space 1953 — Лакки Старр и пираты астероидов / Lucky Starr and the Pirates of Asteroids 1953 — Вторая Академия / Second Foundation 1953 — Стальные пещеры / The Caves of Steel 1954 — Лакки Старр и океаны Венеры / Lucky Starr and the Oceans of Venus 1955 — Конец Вечности / The End of Eternity 1956 — Лакки Старр и большое солнце Меркурия / Lucky Starr and the Big Sun of Mercury 1956 — Обнаженное солнце / The Naked Sun 1957 — Лакки Старр и луны Юпитера / Lucky Starr and the Moons of Jupiter 1958 — Дуновение смерти / A Whiff of Death 1958 — Лакки Старр и кольца Сатурна / Lucky Starr and the Rings of Saturn 1966 — Фантастическое путешествие / Fantastic Voyage 1972 — Сами боги / The Gods Themselves 1976 — Убийство в Эй-Би-Эй / Murder at the ABA 1982 — Край Академии / Foundation’s Edge 1983 — Норби — необыкновенный робот / Norby the Mixed Up Robot 1983 — Роботы зари / Thе Robots of Dawn 1984 — Норби — маг и волшебник / Norby’s Other Secret 1985 — Норби и захватчики / Norby and the Invaders 1985 — Норби и пропавшая принцесса / Norby and the Lost Princess 1985 — Роботы и Империя / Robots and Empire 1986 — Академия и Земля / Foundation and Earth 1986 — Норби и ожерелье королевы / Norby and the Queen’s Necklace 1987 — Фантастическое путешествие II: Цель – мозг / Fantastic Voyage II: Destination Brain 1987 — Норби ищет злодея / Norby Finds a Villain 1988 — Прелюдия к Академии / Prelude to Foundation 1989 — Немезида / Nemesis 1989 — Норби спускается на Землю / Norby Down to Earth 1989 — Норби и великое приключение адмирала Йоно / Norby and Yobo’s Great Adventure 1990 — Приход ночи / Nightfall 1990 — Норби и Старейшая Драконица / Norby and the Oldest Dragon 1991 — Безобразный малыш / Child of Time 1991 — Норби и придворный шут / Norby and the Court Jester 1992 — Позитронный человек / The Positronic Man 1993 — На пути к Академии / Forward the Foundation
Лакки Старр #1 Дэвид Старр, космический рейнджер #2 Лакки Старр и пираты астероидов #3 Лакки Старр и океаны Венеры #4 Лакки Старр и большое Солнце Меркурия #5 Лакки Старр и луны Юпитера #6 Лакки Старр и кольца Сатурна
Тренторианская империя #1 Звезды как пыль #2 Космические течения #3 Галька в небе
Путь марсиан #1 Глубина #2 Ловушка для простаков #3 Молодость #4 Путь марсиан
Академия (Основание) #1 Прелюдия к Академии #2 На пути к Академии #3 Академия #4 Академия и Империя #5 Вторая Академия #6 Академия на краю гибели #7 Академия и Земля
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо #1 Зеркальное отражение #2 Мать-Земля #3 Стальные пещеры #4 Обнаженное солнце #5 Роботы зари #6 Роботы и Империя
1942 — The Mayors 1944 — The Merchant Princes 1945 — The General 1945 — The Mule 1948 — The Search by the Mule 1949 — The Search by the Foundation 1951 — С-шлюз / C-Chute 1952 — Путь марсиан / The Martian Way 1954 — Ловушка для простаков / Sucker Bait 1956 — Мёртвое прошлое / The Dead Past 1957 — Профессия / Profession 1958 — Уродливый мальчуган / The Ugly Little Boy 1960 — The Covenant 1976 — Двухсотлетний человек / The Bicentennial Man 1986 — The End of Eternity
Айзек Азимов — автор более двухсот рассказов, в том числе: 1939 — В плену у Весты / Marooned off Vesta 1941 — Приход ночи 1957 — Порошок смерти / The Dust of Death 1974 — Почти идеальный убийца / Nothing Like Murder 1991 — Тайник / Missing -Рассказы о Мультиваке- 1955 — Выборы / Franchise 1956 — Остряк / Jokester 1958 — Все грехи мира / All The Troubles of the World 1959 — Вопрос / Question 1961 — Машина-победитель / The Machine that Won the War 1968 — Необходимое условие / Key Item 1975 — Точка зрения / Point of View 1975 — Жизнь и времена Мультивака / The Life and Times of Multivac 1980 — Окончательный ответ/The Last Answer
1979 — In Memory Yet Green: The Autobiography of Isaac Asimov, 1920-1954 1980 — In Joy Still Felt: The Autobiography of Isaac Asimov, 1954-1978 1970 — Путеводитель по Шекспиру. Греческие, римские и итальянские пьесы 1970 — Путеводитель по Шекспиру. Английские пьесы 1967-69 — Путеводитель по Библии История США 1964 — Краткая история биологии. От алхимии до генетики 1991 — Земля и космос. От реальности к гипотезе 1989 — Загадки мироздания. Известные и неизвестные факты 1965 — О времени, пространстве и других вещах. От египетских календарей до квантовой физики
Более двадцати произведений, в том числе: 1954 — Foundation of S F Success 1982 — The One Thing Lacking 1991 — The Gilbert and Sullivan Enthusiasts
1952 — Biochemistry and Human Metabolism 1956 — Chemistry and Human Health