азбука жизни программа социально педагогической направленности

Азбука жизни программа социально педагогической направленности

Программы социально-педагогической направленности

Перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности на 2020-2021 учебный год

Аннотация к программе

Место реализации программы

Адрес места реализации программы

ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА

Программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.

Арсланова Люция Рифкатовна

ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА

Программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.

Арсланова Люция Рифкатовна

ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗОК

Программа направлена на знакомство с менталитетом народа другой культуры через сказки

Развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства

Программа направлена на знакомство с менталитетом народа другой культуры через сказки

ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗОК

Программа направлена на знакомство с менталитетом народа другой культуры через сказки

Программа предусматривает изучение основ стихосложения, так как в современных условиях функционирования русского языка особо актуальна проблема правильного владения устной и письменной речью. Цели и задачи: приобретение умений и навыков анализа, сочинительства литературных произведений разных жанров.

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

Программа «ЮИДД» поможет детям приобрести привычку соблюдать правила дорожного движения. Цели и задачи: формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения в улично-дорожной сети.

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

Программа основана на базовом курсе предмета Чтение, дополнена углубленным изучением творчества писателей-земляков и теории стихосложения. Цели и задачи: развитие творческого потенциала детей путём выработки определенных компетенций в области основ стиховедения и стихосложения.

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

Программа основана на организации разнообразных видов детской деятельности и поддержке постоянного интереса школьников к изучению правил дорожного движения. Цели и задачи: широкое привлечение школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах.

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
Цели и задачи: обучение навыкам публичных выступлений, эффективному общению в разных ситуациях.

пгт. Новоаганск, ул. Мелик- Карамова 3А

Программа нацелена на формирование лидерских качеств у детей и представляет собой гибкую систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов. Цели и задачи: формирование лидерского потенциала подростков через включение их в общественно-полезную деятельность.

пгт. Новоаганск, ул. Мелик- Карамова 3А

Программа индивидуального обучения предусматривает совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Цели и задачи: обучение свободному владению нормами литературного языка, выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи.

ул. Центральная 15б

Программа рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности ребенка. Цели и задачи: социально – культурное и интеллектуальное развитие личности ребенка и формирование навыка общения (английский язык).

Волкова Юлия Александровна

ЛУЧИКИ ДРУЖАТ С АНГЛИЙСКИМ

Обучение английскому языку посредством текстов детских английских песен – нетрадиционный подход.Цели и задачи: развитие творческих способностей детей через нестандартные формы обучения, в частности через изучение, театрализацию и исполнение детских обучающих песен на английском языке.

Волкова Юлия Александровна

Здесь знакомят с навыками построения эффективной личности: умением ставить цели и определять приоритеты, расширять круг ответственности, управлять временем. Цели и задачи: формирование личности по-настоящему современной, самодостаточной, коммуникативной, уверенной в себе, способной быть социально полезной новому обществу России и направленной на успех (английский язык).

Волкова Юлия Александровна

Программа формирует механизмы вовлечения молодых людей в многообразную общественную социально-значимую деятельность, направленную на развитие инициативы и ответственности. Цели и задачи: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности подростка.

Моргунская Ольга Анатольевна

Программа индивидуального обучения включает в себя не только изучение волонтерского движения, но и практическую творческую деятельность обучающихся. Цели и задачи: формирование активной жизненной позиции подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой.

Моргунская Ольга Анатольевна

Программа индивидуальной деятельности. Здесь будут создаваться репортажи, сюжеты, видеоролики и документальные фильмы. Все то, что необходимо человеку для успешной самореализации в будущем.

Шамало Нина Николаевна

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

МБДОУ «Варьеганский ДСКВ «Олененок»

с. Варьеган, ул. Центральная, д. 17

Программа нацелена на усвоение с дошкольного возраста языка своего народа, как средства общения и познания окружающего мира.

МБДОУ «Варьеганский ДСКВ «Олененок»

с. Варьеган, ул. Центральная, д. 17

Программа направлена на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки через систему логоритмических занятий.

МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Лесная сказка»

п.г.т. Новоаганск, улица Энтузиастов, дом 12А

Юные инспектора дорожного движения

Программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах

п. Аган, ул. Школьная, 7

Программа направлена на развитие у детей способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира

п. Аган, ул. Школьная, 7

Программа позволяет сформировать у детей целостное представление о родном крае

п. Аган, ул. Школьная, 7

Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

п. Аган, ул. Школьная, 7

Программа направлена на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка

МБОУ «Большетарховская ОСШ»

с. Большетархово, ул. Лесная, 2

Программа направлена на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка

МБОУ «Большетарховская ОСШ»

с. Большетархово, ул. Лесная, 2

Программа направлена на обучение обучающихся основам научного познания окружающего мира через организацию проектно-исследовательской деятельности

МБОУ «Излучинская ОНШ»

пгт Излучинск, пер. Строителей, 5

Программа направлена на развитие навыков креативного, живого общения, посредствам театрального искусства.

МБОУ «Излучинская ОНШ»

пгт Излучинск, пер. Строителей, 5

В основе программы заложена идея сформировать позитивные установки учащихся на добровольческую деятельность

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

пгт Излучинск, ул.Школьная 5

Программа направлена на приобщение младших школьников к исследовательской деятельности.

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

пгт Излучинск, ул.Школьная 5

Программа направлена на развитие творческих способностей средствами литературы

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

пгт Излучинск, ул.Школьная 5

Российкое движение школьников

Программа направлена на развитие личности в разных направлениях: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное.

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

пгт Излучинск, ул.Школьная 5

В основе программы заложена идея сформировать позитивные установки обучающихся на добровольческую деятельность

Пятыгина Елена Георгиевна

МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №2»

пгт Излучинск, ул.Школьная 7

Программа направлена на развитие речевых способностей и воспитание нравственно-патриотических качеств у дошкольников с ОВЗ средствами художественной литературы.

Источник

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука общения» социально- педагогической направлености

Областное государственное казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Рассмотрено на заседании

ОГКУ «СРЦН Молчановского района»

ОГКУ «СРЦН Молчановского района»

Протокол № 2 от 12.05.2017г.

Возраст обучающихся: 4-17 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

1.1. Направленность программы………………………………………………. 3

1.2. Актуальность программы…………………………………………………. 3

1.3. Педагогическая целесообразность………………………………………….4

1.4. Цели и задачи программы…………………………………………………. 4

1.5. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………………………. 5

1.6. Основные возрастные особенности воспитанников……………………….5

1.7. Организация занятий: количество и длительность занятий, целевая группа……………………………………………………………………………. 8

3. Содержание рабочей программы…………………………………………….15

4. Методическое обеспечение рабочей программы…………………………. 27

5. Материально- техническое обеспечение……………………………………34

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

1.2. Актуальность программы

Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

В последнее время многие дети испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими. Они не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. Лишенный общения ребенок впадает в тоску, личность его травмируется. И не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие. Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. поэтому, развитие коммуникативных умений является приоритетным в нашей работе с детьми.

Программа «Азбука общения» направлена на воспитанников группы дневного пребывания, а это зачастую дети находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в социальной адаптации. Связано это в большей степени с ритмом жизни семьи и, как следствие, с дефицитом спокойного общения между родителями и детьми.

1.3. Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, поскольку позволяет привить и развить у воспитанников хорошие привычки, манеры, культуру общения. В ходе занятий используется позитивный опыт общения детей. Занятия направлены на развитие как определенных личностных качеств (нравственно-волевых навыков общения), так и психических функций, которые создают основу для успешного развития. Освоение элементов коммуникативной культуры позволит детям успешнее реализовывать свой потенциал.

1.4. Цели и задачи программы

обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

формировать представления детей о важнейших социальных нор­мах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе;

обучать элементарным навыкам конструктивного взаимодействия и речевым средствам общения;

формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);

обучать навыкам снятия физического и психического напряжения, способам выражения сочувствия.

развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

развивать навыки социального поведения;

развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

развивать творческие способности, внимание, мышление и воображение.

воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении;

формировать ценностное отношение детей к нормам и правилам нравствен­ного поведения.

1.5. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

Программа реализуется на следующих основных принципах:

принцип наглядности демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи развивающей программы.

1.6. Основные возрастные особенности воспитанников

Дети 4-6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, безусловно, и они больше любят играть и двигаться, чем говорить. Каждому из них очень хочется быть лидером, поэтому они могут обижаться на ведущего, если им будет казаться, что их редко назначают водящими. В связи с этим имеет смысл выбирать водящих с помощью считалок.

Ребенок в этом возрасте:

1. Активно познает окружающий мир. Он много спрашивает, пытается формулировать ответы или создавать версии. Адаптироваться к миру ему помогает воображение.

2. Нуждается в самовыражении. Старается привлечь внимание взрослых и детей любой ценой, пусть даже негативное.

3. Общение со взрослым выходит на совершенно новый уровень – оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своим собственным.

4. Активно общается со сверстниками, узнавая через это правила взаимодействия.

5. Дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Этому способствует развитие речи и накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которыми он жаждет поделиться с окружающими.

6. Переходит к играм с правилами, которые учат его контролировать свое поведение.

7. Контролируя друг друга дети учатся контролировать себя.

8. Подражает значимым для него взрослым, играет во взрослых.

9. Начинает осознавать половое различие.

10. Достаточно часто в этом возрасте появляется такая черта как лживость. Развитию такой черты способствуют нарушения детско-родительских отношений.

Дети 7-8 лет способны выполнять словесные задания. С удовольствием рисуют и демонстрируют рисунки окружающим. Они уже достаточно глубоко анализируют свой внутренний мир, хотя такой анализ требует внешнего побуждения.

1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. 2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. 3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. 2. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?» 4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. 5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.2. Ребенок гордится своим окружением, желает быть с ним.

Дети 9-11 лет сами стремятся исследовать внутренний мир, зато гораздо менее открыты. Им трудно выполнять задания, требующие прикосновений к другим, особенно если это представители противоположного пола.

1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. 2. Может пренебрегать своим внешним видом.

1. Нравится исследовать все, что незнакомо. 2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. 3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. 4. Нравится делать Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. 5. «Золотой возраст памяти»

1. Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т. к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».2. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитету. 3. Нравятся захватывающие рассказы.

Младший подростковый возраст это период между 13 и 15 годами, когда наряду с развитием рассуждающего мышления происходит обращение к моральным ценностям группы, в которой существует подросток. У него появляется возможность сопоставлять разные ценности, делать выбор между различными моральными нормами, и часто некритическое усвоение групповых норм. Позитивный смысл подросткового кризиса состоит в том, что именно через борьбу за независимость подросток удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении, у него формируется способность полагаться на себя и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек.

Основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

1.7. Организация занятий: количество и длительность занятий, целевая группа

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма работы : занятия проводятся с подгруппой детей, в количестве 5-8 человек. Продолжительность занятия 30- 45 минут в соответствии с возрастными требованиями.

1.8. Формы, методы, приемы

Основной формой организации является комплексное занятие, включающее в себя как теоретическую, так и практическую деятельность воспитанников. Занятие начинается с приветствия и сообщения темы, эмоциональной и двигательной разминки. Затем осуществляется постановка проблемы, которая разрешается через все способы деятельности: игровую, ценностно-ориентационную, аналитическую, рефлексивную, изобразительную. Осуществляется постепенное усложнение данных проблем и осваиваемых умений и навыков произвольного поведения. В ходе реализации программы возможны самые различные формы проведения занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, видеопросмотр, презентация. ролевая игра, творческое задание.

Структура занятия. Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного. Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения.

Работа по программе: «Азбука общения» осуществляется с помощью:

Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

проективных методов рисуночного и вербального типов:

Чтение художественных произведений.

Рассказ педагога и рассказы детей.

Рассматривание рисунков и фотографий.

Свободное и тематическое рисование.

Также используются методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;

групповой – организация работы в группе;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий

1.9. Ожидаемые результаты освоения программы

В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:

умение учитывать позицию партнера по общению и игровой деятельности;

умение слушать и понимать команды;

умение задавать вопросы в условиях сотрудничества со сверстниками;

способность продуктивно разрешать конфликты, учитывая интересы и позиции всех его участников, приходить к компромиссу в совместной деятельности в рамках общения;

Умение отвечать на вопросы, вести диалог; составлять предложения, рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок;

Умение контролировать свои эмоциональные реакции; оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения;

Уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

Вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; установление контакта с сверстниками, с педагогами; формирование адекватного поведения; овладение навыками общения.

2. Учебно-тематический план

Возрастная категория от 4 лет до 6 лет

Наименование разделов тем и занятий

Источник

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Возраст обучающихся: 6-11 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

Чуркина Елена Васильевна,

педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука безопасности» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.

В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит извне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранения, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия в кружке «Азбука безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Они направлены на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них и оказывать само- и взаимопомощь.

Программа ориентирована на формирование навыков детей по обеспечению личной безопасности, осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей, способствует развитию личностных качеств, а также приобретению детьми определенного навыка безопасного поведения. Программа направлена на:

– создание условий для развития ребенка;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка,

– укрепление психического и физического здоровья;

– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Программа предусматривает работу в трех направлениях :

Обучение теоретическим знаниям (беседы, тренинги, викторины, опросы, обсуждения, просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач).

Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни (сюжетные игры, игры – драматизации, просмотр DVD фильмов, компьютерных презентаций, просмотр мультфильмов, экскурсии, акции).

Программа охватывает всю структуру воспитательно–образовательной деятельности, включает в себя работу с детьми от 6 до 11 лет и сотрудничество с работниками ГИБДД, Пожарной части, МЧС и других организациями.

Программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 6 до 11 лет.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Этот возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. В этот период закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива.

Воспитанию коллективизма помогают занятия по данной программе. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку, учитываются знания, умения, навыки, которыми владеет ребенок.

Формирование учебных групп производится на добровольной основе.

Определение этапа обучения, соответствующего обучающимся, проводится по результатам собеседования, определяющих по соответствующим критериям объем базовых данных и степень владения навыками и умениями, необходимыми на занятиях кружка «Азбука безопасности».

Объем и срок освоения программы: 9 месяцев (72 часа)

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс организован в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении, сформированных в группы учащихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом кружка. Состав группы постоянный. Набор детей в объединение свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10- 15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Программа состоит в идее сочетания оздоровительных и воспитательных методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но самое главное профилактике асоциального поведения. Значительное внимание уделяется профилактике вредных привычек.

В процессе программы «Азбука безопасности» обучающиеся получат дополнительные знания в области личной, социальной безопасности. Знания правил дорожного движения, пожарной безопасности, здорового образа жизни, действия в чрезвычайных ситуациях.

Реализация данной программы является конечным результатом, а так же ступенью для перехода на другой уровень сложности.

Таким образом. Образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося. Обучающиеся, имеющие соответствующий необходимым требованиям уровень ЗУН, могут быть зачислены в программу углубленного уровня.

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога освоят знания об основах безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуациях.

Ведущие теоретические идеи

Ведущая идея данной программы состоит в сочетании оздоровительных и воспитательных методик, призванных способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения, но самое главное профилактике ассоциального поведения. Значительное внимание уделяется профилактике вредных привычек. Программа дает возможности развить мыслительные способности детей, пройти социальную адаптацию. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Дать понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях, основах безопасного поведения при их возникновении, основах здорового образа жизни, культуры общения и поведения в социуме.

Сформировать способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Научить правилам поведения дома, в школе, на улице, транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах; правила поведения в Интернете, социальных сетях.

Развивать качества личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. формировать следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. Развивать интерес к проектной деятельности, мотивировать к творческому труду, работе на результат.

Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Воспитывать умение работать в команде, уважительное отношение к товарищам, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения цели.

Принципы отбора содержания

— принцип единства развития, обучения и воспитания

-принцип систематичности и последовательности

-принцип взаимодействия и сотрудничества

-принцип комплексного подхода

— программа строится на принципах здоровьесбережения

Основные формы и методы

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности, разновозрастное сотрудничество, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Каждое занятие разбивается на 3 части, которые составляют в комплексное целостное занятие;

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие

2часть – практическая работа учащихся. Здесь проходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы

3 часть- посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе

формы обучения : Основная форма обучения – занятия: практические занятия,беседы,игры-викторины,игры-путешествия,соревнования,тематические игры, кроссворды, ролевые игры, конкурсы, презентации, экскурсия, зачетные занятия.

Частично – поисковый организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, решении определенной задачи или достижении определенной цели.;

Ожидаемый результат обучения по данной программе в общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Образовательные: Обучающиеся должны знать основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него; иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; элементарные правилабезопасного поведения дома, в школе, на улице, транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах; правила поведения в Интернете, социальных сетях; основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Дети должны освоить основы элементарные правила нравственного поведения в мире людей, норм здоровьесберегающего поведения в социальной среде. Овладеть теоретическими знаниями, заложенными в данной программе.

Развивающие: должны уметь использовать приобретенный опыт

в реальной и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами; пользования Интернетом; использования по назначению лекарственных препаратов; пользования бытовыми приборами; соблюдения общих правил безопасного дорожного движения; соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе; соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года; оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях; вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи. Воспитательные: Дети должны уметь работать в коллективе, уважительно относиться к товарищам, уметь общаться в социуме, уметь делать выбор как поступить, осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе преставлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

Развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости. понимания и сопереживания.

Механизм оценивание образовательных процессов

Предметом оценки образовательных результатов является сформированность основ безопасного поведения и умением использовать приобре. Механизм оценивания направлен на комплексный подход выявления знаний обучающихся.

— низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложения материала сбивочное, требующие корректировки наводящими вопросами. Не всегда может спрогнозировать последствия своих действий в той или иной ситуации.

— средний уровень. Обучающий знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требует дополнительный вопросы.

2. Уровень практических навыков и умений.

Оценивание результатов викторин и тестов

-Низкий уровень- менее 40% правильных ответов

-Средний уровень-40-80-% правильных ответов

— Высокий уровень- свыше 80% правильных ответов

3. Самостоятельная деятельность

-Высокий – самостоятельное выполняет заданное задание без помощи педагога

-Средний – выполняет задание с небольшой помощью педагога

-Низкий – выполняет задание только с помощью педагога и под постоянным контролем

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации программы это-

защита проекта, игры, квесты, конкурсы, викторины, круглый стол.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, грамоты. Дипломы, журнал посещаемости, маршрутный лист. Материалы анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, конкурс, открытое занятие, отчет итоговый, проект.

Для выявления уровня усвоения содержания программы «Азбука безопасности» и своевременного внесения коррекции образовательный процесс проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль:

промежуточный контроль проводится с целью оценки качества ос­воения учащимися программы по итогам учебного периода (раздела програм­мы) в виде теста, викторины, игры, конкурса рисунков, выпуск буклета.

выполнение тестовых заданий, дневники достижений воспитанников.

Описание средств контроля

Тестовые, контрольные задания ( устный опрос, анкеты, тестирование), создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки и т.п.), организация квестов, соревнований, викторины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *